что строят в игоре ленинградской области
Об автодроме «Игора Драйв»
УНИКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, в котором сочетаются традиции и инновации. Это один из лучших проектов международного уровня, формирующий̆ новую культуру активного досуга;
Воплощение лучших проектов и развлекательных услуг мирового класса,
ДОСТУПНЫХ ДЛЯ КАЖДОГО;
РАЗВИТИЕ АВТОСПОРТА В РОССИИ, а также автомобильной̆ культуры, безопасности дорожного движения, спортивной̆ культуры, детского образования.
НОВОГО ИМИДЖА РОССИИ и ее интеграции в мировое спортивное и экономическое сообщество.
СТРАСТЬ К СКОРОСТИ И СТРЕМЛЕНИЕ К КОМФОРТУ.
Этапы становления проекта
Начало строительства Комплекса
Площадь Комплекса составляет свыше 100 га. Объем земляных работ — более 1 млн м3 грунта, на территории — свыше 800 км кабельных сетей спецэлектроники, более 100 тыс. тонн асфальтобетона.
Завершение строительства большинства трасс
Завершение строительства трасс для ралли-кросса, мотокросса, картинга, контраварийной подготовки, парка внедорожников.
Завершение строительства главного трека
Получение омологации FIA Grade 2 для шоссейно-кольцевой трассы «Игора Драйв», означающей, что она соответствует всем необходимым международным требованиям для проведения всех соревнований по кольцевым гонкам, кроме Формулы 1.
Начало операционной деятельности
Возвращение к истокам
Расположенный на Крестовском острове автодром «Невское кольцо» стал одним из центров развития автомобильного спорта как в Советском Союзе, так и в постсоветской России.
В середине 2000-х, когда российский автоспорт переживал не лучшие времена, было принято решение о закрытии «Невского кольца».
Теперь же, с появлением Комплекса «Игора Драйв», историческая справедливость восстановлена: совсем рядом с Санкт-Петербургом, буквально через дорогу от популярного среди жителей Северной столицы всесезонного курорта «Игора», построена не просто новая трасса для шоссейно-кольцевых гонок, но целый комплекс гоночных трасс для разных дисциплин авто-и мотоспорта, не имеющий аналогов в мире.
На его счету более семидесяти пяти гоночных трасс по всему миру. Герман Тильке фактически стал соавтором новой гоночной реальности, в которой живет самый популярный автоспортивный чемпионат в мире.
Возможно, дело в том, что он сам гонщик-любитель, и, по его словам, всегда стремится создать трассу, по которой хотел бы проехать сам. Впрочем, куда важнее еще одна фраза, которую от господина Тильке можно услышать довольно часто: «Я счастлив, когда счастливы болельщики».
Современные гоночные трассы для «кольцевых» гонок занимают значительную площадь. Поэтому авторы «Игора Драйв» постарались максимально эффективно использовать существующее пространство около 100 гектаров, органично «вписав» еще девять трасс для разных видов авто- и мотоспорта. При этом, комплекс уникален не только разнообразием и конфигурацией треков, но и отличным расположением зрительских зон.
Автодром «Игора Драйв»: DTM, десять трасс, 100 гектаров
На новом автодроме «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом состоялось подписание контракта на проведение российского этапа серии DTM уже в 2020 году. Для многих это стало неожиданностью: ведь представители промоутера еще три года назад заявляли, что Россия им перестала быть интересной. О том, что изменилось и какое впечатление производит новый автоспортивный комплекс, читайте в нашем репортаже с места событий.
Характеристики автодрома «Игора Драйв»
Строительство нового автодрома по проекту Германа Тильке началось в 2017 году в Приозерском районе Ленинградской области на территории, расположенный напротив горнолыжного курорта Игора в 54 км от Санкт-Петербурга. Строительство непосредственно кольцевой трассы стартовало в августе 2018 и заняло чуть больше года. Весь комплекс включает в себя десять профессиональных трасс, расположенных на четырех участках, среди которых трасса для шоссейно-кольцевых гонок, картинга, дрифта, парных гонок, ралли-кросса, мотокросса, эндуро, супермото, внедорожный трек, а также трасса Центра контраварийной подготовки с системами подачи воды. Каждый из четырех участков имеет свое здание Race-control (административного ведения гонки).
Протяженность кольцевой трассы — 4086 метров, всего она содержит 16 поворотов (левых — девять, правых — семь), перепад высот — 17 метров, ширина трека 12–16 метров. Главная трибуна рассчитана на 5000 мест.
Длина картинговой трассы — 1200 метров, для параллельных гонок — 1150 метров, трассы для ралли кросса — 1250 метров, два грунтовых участка и шикана на джокер-круге, протяженность трека для мотокросса — 1750 метров.
На территории автодрома «Игора Драйв» расположен также целый комплекс сооружений: здание автоклуба с конференц-залом и большим гаражом на нижнем уровне, ралли-мотоцентр, центр контраварийной подготовки, питбилдинг, медицинский центр. Также здесь будет организован музей ретроавтомобилей.
Для посетителей часть инфраструктуры «Игора Драйв» будет доступна уже после 10 октября. Добраться общественным транспортом удобно до железнодорожной станции «69-й километр» с Финляндского вокзала.
Автоспортивный комплекс «Игора Драйв». Интервью с Владимиром Васильевым
Проект нового автоспортивного комплекса с самого начала был нацелен не только на проведение международных гоночных серий, но и для внутренних нужд, в том числе для проведения семейного досуга. По словам Владимира Васильева, одного из идейных вдохновителей и инвесторов «Игоры Драйв», многократного призера и победителя российских и международных соревнований по ралли-рейдам, обладателя Кубка мира по ралли-рейдам, при разработке проекта учитывались прежде всего потребности жителей Санкт-Петербурга и области, а также всей России. Здесь предполагается возможность проведения детских и любительских соревнований, школа вождения, трассы для испытания собственных автомобилей, что в целом поможет привлечь автолюбителей на профессиональные площадки и поднять безопасность дорожного движения. Владимир Васильев убежден, что новый комплекс даст большой толчок развитию любительского автоспорта.
Владимир Петрович рассказал, что уже сейчас открыта картинговая трасса, а также в ближайшее время на автодроме появится целый парк спортивных автомобилей, которые можно будет арендовать для участия в трек-днях. Предусмотрены и гоночные автомобили для поездок на ринг-такси.
Помимо автогоночных мероприятий инфраструктура комплекса подразумевает все возможности активного отдыха: различная спортивная техника, экипировка, услуги профессиональных инструкторов, детская игровая зона, мультимедийный театр для презентаций и шоу. К тому же напротив «Игоры Драйв» расположен курорт «Игора» с несколькими отелями, ресторанами, спа-комплексом, озером, горнолыжными трассами и др.
Автодром «Игора Драйв» был задуман несколько лет тому назад, и для создания проекта гоночной трассы было приглашено инженерное бюро Tilke. По первоначальному проекту Германа Тильке предполагалось уменьшить перепады высот на трассе, однако российская сторона настояла на том, чтобы рельеф местности был полностью сохранен. Строительство комплекса началось в 2017 году и продвигалось быстрыми темпами, но к основным работам над кольцевой трассой приступили в августе 2018-го. Предполагалось строить трассу, подходящую под международную категорию FIA Grade 2, не позволяющую принимать Формулу 1. Однако зимой прошлого года на автодром «Игора Драйв» приехала международная делегация во главе с Жаном Тодтом, руководителем Международной Автомобильной Федерации (FIA), которая рекомендовала достроить комплекс до категории Grade 1.
По словам Владимира Васильева, решение последовать этому совету было продиктовано прежде всего желанием поднять статус автоспортивного комплекса, а не необходимостью проводить здесь гонки Формулы 1.
Мы помним, как совсем недавно появились слухи о том, что с 2021 года российский этап Формулы 1 переедет из Сочи на «Игору Драйв». Во время прошедшего Гран-при России эти слухи опроверг сначала заместитель генерального директора АНО «Росгонки» Сергей Воробьев, а затем и Владимир Васильев на подписании договора по проведению DTM подтвердил его слова:
— Наша трасса позволяет принять Формулу 1, — сказал Владимир Петрович. — Но мы пока не рассматриваем это как проект, хотя Формула 1 и считается главной серией, и, возможно, когда-то это будет осуществимо. Наша главная идея — поднять статусность России в мировом автоспорте.
Именно из-за решения готовить автодром под Grade 1 и было перенесено официальное открытие комплекса, которое предполагалось провести этим летом. В итоге основной задачей стало увеличение зрительских трибун с сидячими местами. Так, например, главная трибуна прибавила почти в два раза и теперь рассчитана на 5000 зрителей. Если раньше большинство трибун на автодроме предполагались естественными, то сейчас часть из них переделана под стационарные.
По словам того же Васильева, при создании естественных трибун они руководствовались тем, что в Европе это наиболее популярная категория мест, где зрители могут расположиться в удобном месте и в удобном «формате» — со стульчиками, зонтиками и даже шашлыками. Теперь количество таких зон сократится.
Одной из самых существенных характеристик трассы является проведенное здесь освещение, чтобы гоночные треки и площадки можно было использовать и в темное время суток. Для географии автодрома это важное решение, так как северное расположение комплекса подразумевает не только белые ночи, но и ранние сумерки.
— Конечно, еще при старте строительства трассы мы предусмотрели возможность проведения ночных гонок, вполне возможно, это могут быть и суточные марафоны. Если посмотреть с высоты птичьего полета на ночную Игору, она смотрится очень красиво. Мы предусмотрели освещение не только основного трека, но и других трасс и площадок — например, картинговой трассы, треков для мотокросса и ралли-кросса. Так что везде можно будет проводить ночные гонки.
— Как давно вы начали переговоры с DTM?
— Впервые мы обсуждали возможность проведения этапа месяц назад, а три недели назад начали плотные переговоры. Все произошло очень быстро. Мы подписали контракт «3+2», т. е. на три года с опцией продления еще на два.
— Какие еще международные серии вы ожидаете?
— Пока не скажем, пусть это лучше будет еще один повод для вас приехать на наш автодром. Могу лишь сообщить, что в следующем году мы ожидаем вместе с DTM как минимум три международные гоночные серии, а через год — скорее всего, пять. В ближайшее время вы узнаете о подписании новых международных контрактов.
— Сможете ли вы оказывать помощь с таможней и прочими необходимыми формальностями тем иностранным командам, которые захотят к вам приехать?
— Граница у нас тут рядом, и благодаря этому у нас есть сразу несколько возможностей по логистике — это и самолет, и морем, и сухопутно. Я думаю, всем европейским командам будет удобно приехать через Финляндию, и мы все вместе с РАФ будем создавать условия для комфортного и быстрого пересечения границы. Я знаю также, что и финские спортсмены уже заинтересовались нашим комплексом, планируют посетить нас в ближайшие пару недель и уже даже хотели приехать со своими машинами, чтобы проехать по трассе.
— Я проехал за рулем по каждой из имеющихся трасс, ведь это очень интересно — проверить самому, что мы построили. И хочу сказать, что особенно интересным у нас получился ралли-кросс — с перепадом высот в 20 метров, и конфигурация трассы очень интересная. К нам в гости приезжали профессиональные гонщики, которые занимаются ралли-кроссом: братья Грязины. Они высоко оценили нашу трассу.
— Рустем Терегулов в свое время сказал, что DTM ушли из России, потому что им стал неинтересен наш рынок для рекламы автопроизводителей. Что изменилось?
— Приехав в наш комплекс, они поняли, что ошиблись, и что им будет интересно провести здесь свой этап. Я считаю, что проведение той или иной гонки зависит не только от рынка или автодрома, но и в целом от атмосферы, в которой все происходит. И мы сможем создать ту атмосферу, которая им нужна. DTM — одна из интереснейших гонок, но это еще и шоу, и наш комплекс позволяет им это шоу организовать.
DTM возвращается в Россию
Контракт подписали исполнительный директор ООО «Игора Драйв» Вадим Войтенков и исполнительный директор промоутера DTM компании ITR GmbH Ахим Кострон. Российский этап занял собой единственную оставшуюся свободной дату в календаре DTM — 29–31 мая.
Ахим Кострон, руководитель компании ITR, промоутера DTM: — Мы очень рады, что нам удалось вернуть DTM в Россию после трехлетнего перерыва. «Игора Драйв» — впечатляющий, первоклассный объект международного формата. Мы с самого начала рассматривали возможность проведения этапа именно в это время — время белых ночей, так что это было сделано специально. Для нас было важно, что здесь можно будет проводить очень зрелищные гонки фактически колесо в колесо.
Во время подписания договора на автодроме «Игора Драйв» присутствовали также действующие пилоты DTM, которые накануне смогли проехать по трассе на гоночных автомобилях. Рене Раст, действующий чемпион DTM, Филипп Энг и Даниэль Хункаделья поделились своими впечатлениями и особенно отметили интересный третий сектор, который благодаря перепаду высот и сложности поворотов обещает стать одним из самых интересных мест на треке.
Рене Раст, чемпион серии DTM-2018:
— Мы не можем дождаться, чтобы выйти на трек. Мы уже сумели проехать по трассе на гоночных автомобилях и хотим еще!
Даниэль Хункаделья, пилот DTM:
— Я видел трассу с ночным освещением, и это как раз то, что отличает «Игору Драйв» от многих других треков. Мне очень понравился последний сектор с быстрыми поворотами и медленными шиканами. Там могут состояться многие интересные схватки.
Нам повезло, и после окончания официальной части нам удалось прокатиться по гоночным трекам «Игоры Драйв» с техническим директором гоночных трасс, автогонщиком Михаилом Коноваловым, который рассказал про особенности треков и автодрома в целом.
Когда бояре развлекаются, холопы обязаны смиренно терпеть их причуды, и оглушительные гонки под окнами – в том числе
Владельцам «Игоры Драйв» местные жители – что пыль дорожная
Уникальный гоночный комплекс «Игора Драйв» – это 10 профессиональных трасс, расположенных на четырёх участках: трасса для шоссейно-кольцевых гонок, картинга, дрифта, парных гонок, ралли-кросса, мотокросса и другие. Счастливы гонщики и болельщики. Но возвели комплекс на возвышенности без естественной или искусственной шумоизоляции.
Едва летом 2020 года на гоночном комплексе практически мирового значения стали проходить тренировки, заезды и соревнования, жители находящихся вокруг 48 жилых и дачных массивов стали жаловаться на изнурительный, невыносимый, раздражающий шум воя и рёва моторов во время тренировок и заездов на автодроме.
На обращения дачников, руководство «Игоры Драйв» принесло извинения, попросив отнестись с пониманием к работе комплекса, и сообщило, что профессиональный авто и мотоспорт неизбежно связан с повышенным уровнем шума. К тому же при проектировании комплекса якобы была пройдена экспертиза, подтвердившая, что планируемая деятельность в дневное и ночное время суток не будет оказывать негативного акустического воздействия, превышающего установленные законом допустимые уровни воздействия шума на окружающую среду и население.
Но местные жители не перестают твердить, что автодром превратил их жизнь в ад. По некоторым оценкам, речь идёт о 100-150 тысячах человек. Чтобы обмениваться мнениями, искать пути решения и найти компромисс с владельцами и топ-менеджментом гоночного комплекса активисты даже зарегистрировали в соцсети ВК группу «Игора Драйв! Прими меры». Сегодня в этом сообществе, созданном жительницей Валентиной Фадеевой, уже насчитывается 875 участников.
Вслед за ураганом пришла «цивилизация»
Раньше на месте «Игоры» рос вековой еловый бор. В 2004 году тишину прервал рёв грузовиков, которые стали раскатывать проселочные и лесные дороги в районе посёлка «пл. 69 км» (его ещё называют «ВнииЗемМаш»). Началось строительство горнолыжного курорта на землях гослесфонда, которые никому не известное ранее ООО «Озон» взяло в аренду.
По данным «Налог.ру», учредителями этой компании значились ООО «Арконн» и ООО «Релакс», в свою очередь у них участниками были юридические и физические лица. В том числе Елена Клявина, Татьяна и Юрий Ковальчуки (крупнейший акционер АБ «Россия») и Светлана Кривоногих.
Вскоре произошло волшебство – несколько тысяч гектаров с лесом были выведены из земель гослесфонда и переведены в земли поселений. По свидетельствам некоторых областных чиновников, указания давались из Москвы, а сроки для перевода обозначены достаточно короткие. И работа «закипела» в авральном режиме.
Курорт быстро стал популярным, понравился не только любителям зимних видов спорта и других видов отдыха, но и окрестным дачникам. Управляла «Игорой» компания «Гора», принадлежащая Александру Гоголю, выходцу с Украины. А вот сам оригинальный проект курорта, включая строительство, реализовывался юридическими лицами бывшего спортсмена Дмитрия Новикова.
Одним из подрядчиков был Владимир Васильев, руководитель корпорации «Русь», начинавший в 90-х свою коммерческую деятельность со строительства срубов. Его фирма построила многие коттеджи на «Игоре».
Полицейский Главк собирается выслать волонтера ДНР Ирину Воронцову в Киев как гражданку Украины – последствия очевидны
В 2010 году здесь возвели ледовый дворец, в котором не только спортсмены тренировались, но и отдыхающие, семьями, вместе с детьми выходили на лёд. Но тем же летом разбушевалась стихия, над «Игорой» пронёсся ураган. Во многих местах деревья в лесу напоминали поломанные карандаши. Очевидцы говорят, что на следующий день над курортом долго кружили вертолёты. Транспортное сообщение прервалось, электрички не ходили, мобильная связь работала местами.
Под предлогом санитарных чисток лес принялись вырубать предприимчивые бизнесмены, торгующими древесиной. Не растерялись при этом и курортные владельцы, взяв в аренду или выкупив соседние территории. Сначала вроде собирались построить аквапарк, но потом планы изменились. И появился автодром. А затем и группа в соцсети ВК «Игора Драйв! Прими меры».
В наше время, когда все в суете, заботах, «вертятся, как белки в колесе», всем не до чего, а тут еще и пандемия, людей сплотила общая цель – борьба с шумом. В том числе в планах – провести независимую экспертизу, деньги на которую собрали всем миром. В ближайшее время начнётся новый гоночный сезон, и активисты готовы официально зафиксировать превышение шумовой нагрузки.
Поддержал группу и Дмитрий Грызлов, уже публично заявивший, что развитие спорта и инфраструктуры района – это замечательно, но надо и жителям пойти навстречу, сделав надлежащую шумозащиту. «Цивилизация будет, если руководство гоночного комплекса «Игора Драйв» позаботится о жителях окружающих посёлков и садоводств, обеспечит соблюдение их конституционных прав на благоприятную окружающую среду», – убеждены участники группы.
За кого шумит курорт…
Чтобы во всём досконально и объективно разобраться, необходимо понять, кто не слишком прислушивается к возмущению сотен тысяч окрестных жителей.
ООО «Игора Драйв» было зарегистрировано 27.10.2016 года. Тогда участниками компании выступили Владимир Васильев (25%), ООО «Акцепт» (50%) и ООО «Арконн» (25%). Впоследствии доля Васильева уменьшилась до 10%, а на 15% в состав участников вошел банк «ВТБ».
Мажоритарием ООО «Акцепт» выступает Михаил Шеломов, которого СМИ называют двоюродным племянником Владимира Путина, его младший партнёр Дмитрий Мансуров – член Совета директоров «АБ Россия» и генеральный директор АБР «Менеджмент». Что касается ООО «Арконн», то о составе участников уже упоминалось выше.
Заметим, что кроме Владимира Васильева, который является не только предпринимателем, но и известным раллийным пилотом, никто из его деловых партнёров по ООО «Игора Драйв» к автогонкам не имеет никакого отношения. Похоже, именно этот человек убедил остальных, что автодром здесь построить выгоднее, чем аквапарк. А заодно и обозначил партнёрам высокое политическое значение такого проекта – престиж страны, развитие автоспорта, привлечение внимания со стороны иностранных спортивных организаций.
Безусловно Васильев обладает энергией, напором и хваткой, столь необходимыми для превращения автодрома в объект, как минимум, национального значения. Не потому ли он получил карт-бланш руководителя проекта, фактически стал всем управлять? Ведь помимо участия Владимира Васильева в ООО «Игора Драйв», принадлежащая ему корпорация «Русь» заработала на строительстве гоночного комплекса, к тому же у пилота появилась возможность тренироваться по выходным на своём же автодроме.
А ещё он – заядлый охотник, совладелец охотничьих угодий неподалеку от «Игоры», в Приозерском районе. Вместе с Николаем Шамаловым, совладельцем АБ «Россия» и петербургским представителем «Siemens Medical Solutions», Васильев основал «Приозерско-Мельниковское общество охоты и рыбной ловли». Пресса пишет, что как раз благодаря увлечению охотой автогонщик познакомился и подружился с Владимиром Якуниным, бывшим замминистра транспорта, экс-президентом ОАО «РЖД», ныне чрезвычайным и полномочным послом РФ. Этот контакт позволил Васильеву не только заполучить хорошие подряды по железнодорожной части, но и вовлечь чету Якуниных в совместный бизнес по организации охоты и разведению уток в Приозерском районе – ООО «Настоящая Охота» и ООО «Золотая Утка».
С августа телезрители Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут смотреть региональные программы более высокого качества в цифровом формате. Всего в цифре пока вещает 10 телеканалов, в том числе 5 предоставляют региональный контент.
Губернатор против дикого?
По некоторым оценкам, строительство автодрома обошлось в 11 млрд рублей. Не обошлось без эксцессов. Компания-генподрядчик Владимира Васильева привлекла к производству работ фирму из Татарстана, а та завезла на «Игору» азиатов-гастарбайтеров, которые в результате остались без денег. Скандал с кинутыми рабочими получил громкую огласку.
Любопытно, что разрешение на строительство ООО «Игора Драйв» получило спустя два года после начала работ, когда автодром уже был в высокой степени готовности. Это следует из ответов Комитета государственного строительного надзора и экспертизы и Управления Роспотребнадзора Ленинградской области. Видимо, проект подгонялся под уже готовый комплекс, а на шумозащите вообще решили сэкономить.
Кстати, архитектор из Германии Герман Тильке, занимавшийся проектом гоночного комплекса, хотел убрать перепады высот на трассах. Однако это поубавило бы интереса у гонщиков. А перепады высот приводят к тому, что звук распространяется гораздо дальше, это означает – надо устанавливать шестиметровые стены между автодромом и населёнными пунктами вместо шумозащитных экранов. Получается – на порядок дороже.
Головной боли жителям соседнего поселка Сосново добавляет и производственная деятельность корпорации «Русь». На площадках, которые расположились прямо под соседскими окнами, целыми днями шумят станки и техника при разгрузке-погрузке. На жалобы приехал специалист из Роспотребнадзора для замера шума, уведомив «Русь» о дате проверки. И застал полную тишину. Примерно та же история повторилась и с визитом Роспотребнадзора на автодром, а внеплановую проверку не согласовала областная прокуратура.
Алексей Греджев, председатель ДНП «Свердловец», которое находится в нескольких километрах от гоночной трассы, присутствовал при замерах и после их проведения написал в группе ВК «Игора Драйв! Прими меры», что сотрудники Роспотребнадзора якобы получали от кого-то инструкции по телефону и тестировали уровень шума в перерывах между заездами.
В общем, сначала аврально строили, потом стали проектировать, подгоняя под возведённый объект. А Владимир Васильев, победно завершив этап, уже умчался в другие дали – реализовывать следующий «звёздный» замысел в Республику Карелию, где так же участвует и Юрий Ковальчук.
Вот многочисленных жители окрестных посёлков и задумываются, неспроста ли так вышло с шумом? Может, их специально выдавливают из этих привлекательных мест? К примеру, в Сосново, не где-то на окраинах шумели, а в самом центре, на тех улицах, где ликвидность недвижимости выше. Люди, устав от шума, через какое-то время начинали продавать свои дома с земельными участками по бросовой цене. И затем, когда заинтересованные покупатели, приобретали недвижимость задарма, источники шума вдруг исчезали бесследно. Капитализм в России – дикий. Всякое возможно…
Впрочем, активисты обращаются с предложением к бизнесмену Владимиру Васильеву доказать, что это неправда, будто шумозащиту на автодроме не устанавливают намеренно. Что легче – взять и сделать звукоизоляцию, определив шумовую нагрузку с учётом нестандартного проекта «Игоры Драйв» или не делать и увеличивать социальную напряженность в районе?
Пока же люди ищут поддержку в лице губернатора Александра Дрозденко. Хотя его тёплые взаимоотношения с акционерами АБ «Россия» общеизвестны. Но жители Приозерского района не оставляют надежд – грядёт не только очередной гоночный сезон, но и сентябрь, когда главным мерилом доверия к областной власти станет уже не шумозащита, а бюллетени избирателей. Их здесь немало…