что строят на югорском тракте в сургуте
Десять многоэтажек планируют построить на пространстве от «Возрождения» до объездной и улицы Югорской
Как будет застроена территория от «Возрождения» до Югорского тракта в Сургуте
В этот четверг, 30 сентября, состоятся публичные слушания, интересные для всех жителей Восточного жилого района нашего города. Будет обсуждаться проект застройки территории от ЖК «Возрождения» до ул. Югорской, между ул. Мелик-Карамова и Югорским трактом. Согласно выносимому на обсуждение проекту на этом земельном участке планируется построить:
– Шесть 25-этажных домов, три 20-этажных дома и один 15-этажный дом, суммарно около 100 тыс. кв.м жилья;
– Школу на 1300 мест;
– Детский сад на 400 мест;
– Офисные и торговые объекты.
Где: зал заседаний думы города Сургут, ул. Восход д. 4
Когда: в четверг, 30 сентября, в 18:00.
Алексей, 18 и 25 этажные дома в Сургуте строит только один застройщик, которому почему-то везде «зеленый свет».
Вот кто им например разрешил построить на месте ДК «Геолог» очередной панельный человейник? Или на пойме Оби строить?
Судя по этому «проекту», с данными «проектировщиками» вообще не о чем разговаривать, а нужно новых искать.
Туда бы квартальную застройку в 5-9 этажей, с торговыми площадями на первом этаже домов, стоящих вдоль Мелик-Карамова. Паркинги подземные, доступная среда для маломобильных. На ул. Нагорная предусмотреть современные средства успокоения трафика, раз уж детсад и школа планируются.
И вместо того, что бы поля парковок засеивать, общественный транспорт бы лучше развивали.
Скажу за себя. Заметку в газете не публиковал, но в своих социальных сетях регулярно призываю активно участвовать в жизни города, в том числе в публичных слушаниях. Теперь, чуть подробней про процедуру изменения проектов планировки:
1. Заявитель разрабатывает проект.
2. Подает проект в Администрацию города.
3. Администрация города выносит проект на публичное обсуждение, для выявления мнения и сбора предложений от жителей города. (мы сейчас здесь).
4. По итогам публичных слушаний принимается одно из решений: Согласовать проект, отправить на доработку, отклонить.
5. Если проект согласован Администрацией он поступает в Думу. Депутаты принимают решение утвердить проект или отклонить.
Т.е. сейчас стадия общественных обсуждений, когда должны высказаться жители ну или не высказаться, это их право.
Пляж, аттракционы и хоккейный корт: подробности о стройке на Югорском тракте
В прошлый раз нам не удалось дозвониться до представителей компании, однако они сами вышли на связь и предложили провести небольшую экскурсию по объекту.
От идеи к проблемам
В 2014 году компания заключила договор на аренду 3,7 гектаров земли, подготовила генеральный план застройки территории, однако вскоре, по словам представителя фирмы, изменилось расположение красных линий: площадь участка сократилась до 3,5 гектаров. Из-за этого генплан пришлось переделывать.
На данный момент ведется процесс повторного получения разрешения на строительство. Так что строительные работы пока не ведутся, — только земельные. Именно их сургутяне могут наблюдать, проезжая мимо.
Что будет помимо пляжа?
В теплое время года, с мая по сентябрь, на территории будут работать детские зоны, площадки для игры в волейбол и бадминтон, аттракционы. Планируется организовать прокат катамаранов и лодок.
В зимнее время здесь будут обустраивать хоккейный корт и каток, у сургутян появится возможность катания на собачьих упряжках.
«Также мы подготовим место для моржей (так называемой федерации зимнего плавания, — прим. ред). Для них по всем ГОСТам будет обустроена площадка. Причем для того, чтобы попасть к месту купания, нужно будет предварительно пройти проверку у медика, — рассказывает Александр. — Если нам удастся найти взаимопонимание с городской администрацией, то мы хотели бы продолжить благоустройство. Сделать беговые дорожки вокруг водоема, небольшие пирсы. Еще в проекте есть площадка для дискотеки, световое шоу и под вопросом — появление фонтана ».
Кстати, все работы ведутся за собственные средства «ПАиС компани», без финансового участия города.
Когда ждать открытия?
Если в этом году будет готово озеленение и твердое покрытие для стоянки, а также закуплена техника для просеивания песка (чтобы не очищать его от мусора вручную) и заливки катка, то в следующем году зону смогут открыть для посещения. Что касается обоих зданий, то они будут построены уже в этом году.
Зачем Сургуту понадобилась мегастройка на берегу реки, за которой следит лично Путин
Читать «Новости Югры» в
Все, что нужно знать о грандиозном научном центре стоимостью 52 млрд рублей
Научно-технологический центр (НТЦ) Uniti Park в Сургуте стоимостью 52 млрд рублей был задуман правительством почти 10 лет назад. В этом году, строительство, наконец, началось. NEFT с помощью руководителей проекта, экономистов и политологов отвечает на все вопросы об этом проекте.
Что это вообще такое?
По сути, Uniti Park будет небольшим микрорайоном в Сургуте. В нем будут площадки для сургутских вузов и ссузов, бизнес-инкубатор, площади для компаний, парки, школа, детский сад, бизнес-отель и еще десяток мелких объектов. Плюс, в рамках проекта в город будут привлекать ученых и крупный бизнес, чтобы здания не пустовали. Для масштабной стройки выбрано 74 га земли на берегу Оби рядом с городским Ледовым дворцом спорта. Неподалеку от стройки расположено главное здание СурГУ и офис «Газпрома» в Сургуте.
Зачем это все нужно строить именно в Сургуте?
Сургут выбрали по нескольким причинам. Во-первых, в город удобно добираться: тут есть развитые железные и автомобильные дороги и аэропорт — главная база авиакомпании UTair. Во-вторых, из Сургута удобно работать с практически любой крупной энергетической компанией. Например, в городе расположены офисы дочерних структур «Газпрома» и «Сургутнефтегаза». В-третьих, Сургут считается городом молодежи. По данным за 2019 год, 28% населения Сургута и Сургутского района — люди в возрасте от 14 до 30 лет.
А зачем вся эта многолетняя стройка жителям города? Нельзя было в университете все сделать?
Как минимум, Сургут получит красивую набережную. Созданием архитектурного облика НТЦ занималось французское архитектурное бюро Valode & Pistre. По задумке архитекторов, все научные объекты центра будут располагаться в непосредственной близости для удобного взаимодействия, а сама концепция НТЦ заключается в органичном соединении города и природы.
Вообще, изначально, в начале 10-х годов, правительство ХМАО действительно планировало сделать в Сургуте исключительно университетский кампус. К счастью для региона и города проект решили модернизировать.
— Простым вливанием денег в университеты, созданием новых кафедр мы не сможем решать новые интересные задачи. И бизнес завлечь университетами мы не сможем, — объясняет замдиректора «Фонда научно-технологического развития Югры», курирующего НТЦ, Вячеслав Некрасов.
При помощи нового кампуса можно сделать комфортнее жизнь студентов и преподавателей. Но этот проект не позволяет привлечь в регион десятки миллиардов инвестиций из федерального бюджета. Им не заманишь топовых преподавателей и ученых, для которых пока название «Югра» ни о чем не говорит. На базе кампуса не наладить механизм создания коммерческих проектов, которые позволят региону снизить зависимость от добычи нефти. А вот проект, по масштабу сравнимый со «Сколково», эту задачу решить может.
Чем там вообще будут заниматься люди?
Согласно концепции от 2019 года (есть в распоряжении NEFT), в Uniti Park будет три направления работы: образование, инновации и воздействие на городскую среду.
В части образования сотрудники НТЦ, в первую очередь, сделают упор на будущих врачей, которых будут учить биофизике, биохимии, кибернетике, биоинформатике и клеточным технологиям. У медицинского кластера планируется сразу три визитных карточки. Это развитие традиционно сильной для ХМАО перинатальной медицины, ради которой даже сейчас в регион приезжают рожать со всей страны. Вторым знаковым проектом станет большой геномный центр, где будут храниться генетические данные коренных народов Севера. Третьей отличительной чертой станет создание комплекса из шести лабораторий: молекулярно-генетических методов исследования; клеточных технологий; микрофлюидных технологий; масс-спектрометрии и биоинформатики.
Помогать в создании биотехнологического кластера будет Курчатовский институт, а для курирования этого направления глава ХМАО назначила нового заместителя Владислава Нигматулина. Помимо врачей в НТЦ будут готовить специалистов в электронике, лазерных технологиях, инженерном анализе и машиностроении для нефтегазовых компаний.
Все инновации будут связаны с нефтью, которую с каждым годом все труднее и дороже добывать, и экологичностью ее добычи. Во-первых, в НТЦ хотят создать лабораторный комплекс для энергетических компаний. Некрасов среди приоритетных целей этой проекта называет повышение отдачи углеводородных пластов, работу с трудноизвлекаемыми запасами и развитие нефтехимических технологий. Во-вторых, в Uniti Park появится IT-кластер. Его сотрудники будут обучать студентов работе с софтом, искусственным интеллектом и Big Data под задачи нефтяных компаний.
Также планируется создание акселераторов для стартапов, которые помогут молодому технологичному бизнесу встать на ноги. Некрасов в разговоре с NEFT отдельно подчеркнул, что фонд хочет притянуть в НТЦ местных кустарных специалистов, дать им возможность выйти из тени и развиваться:
«Сургуту нужен технопарк. У нас в городе много тех, кто работает в так называемой “гаражной” экономике. Они пытаются делать свои вездеходы, экспериментируют с двигателями. Все они со временем смогут стать резидентами технопарка и сделать свое хобби прибыльным бизнесом».
Третье направление — преобразование городской среды. Именно в Uniti Park будут проходить крупные нефтегазовые, медицинские и экономические форумы. Там будут выступать с лекциями известные ученые и деятели культуры, проходить выставки и театральные перфомансы. Жизнь в Сургуте точно станет интереснее.
Окей, плюсы для сургутян понятны. Но что это даст остальному региону, кроме огромных затрат, которые иначе могли бы пойти на что-то полезное?
Во-первых, рабочие места и постоянное поступление налогов от работающих с НТЦ компаний. Во-вторых, базу для создания экономики, альтернативной сырьевой, без чего будущее Югры выглядит мрачным. В третьих, повышение привлекательности города и округа.
«Поскольку наш НТЦ не изолирован, а взаимодействует и со “Сколково”, и с другими университетами, то мы создаем рабочие места, новые сектора экономики. Округ так может стать не только сырьевым, но и технологическим. Ну и не каждый регион может похвастаться наличием такой инфраструктуры. Например, в Тюмени есть сильные институты, но они базируются на старой советской или, в лучшем случае, постсоветской инфраструктуре, непривлекательной для молодых людей», — пояснил NEFT Некрасов.
«Нефтехимическое направление даст дополнительный толчок региональной экономике и увеличит эффективность местного производства. Медицина создаст новый кластер, который можно экспортировать в другие регионы, что дает как экономические, так и репутационные выгоды ХМАО и губернатору. Экологическое направление поможет защитить работающие с Югрой нефтяные компании от обвинений в ненадлежащей экологической деятельности, что немало в нынешнее время», — считает генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
Директор центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов уверен, что проект необходим ХМАО, чтобы уйти от топливной зависимости. Однако он же и делится опасениями:
«Тут нужна передислокация талантов, привлечение ученых мирового класса в этих профилях. Если будут только деньги и здания, то возникает настороженность — где человеческий фактор у такого мегапроекта?».
Директора региональной программы Независимого института социальной политики Наталью Зубаревич тоже беспокоит вопрос кадров. В частности, по заявленному биомедицинскому направлению:
«Со специалистами этого профиля в Сургуте не все очень здорово. А как притянуть туда профессионалов — большой вопрос».
В этой статье вы пишите про вызовы, которые возникнут через 10 лет. А вы вообще уверены, что этот центр хотя бы начнут строить?
Предсказывать что-либо бессмысленно. Но очевидно, областные и федеральные власти очень заинтересованы в проекте.
Во-первых, идею большого научного центра в Югре лелеяли больше десяти лет. В 2013 сургутские университеты предложили создать кампус, губернатор Наталья Комарова их поддержала. В июле 2015, несмотря на санкции и кризис, правительство округа представило документ, где описывались цели и задачи, которые стоят перед кампусом. В 2017, когда власти поняли, что проект нужно делать более амбициозным, появился «Фонд научно-технологического развития Югры», который за все отвечает.
В 2018 году областное правительство договорилось с инновационным центром «Сколково». Фонд-куратор НТЦ подписал договор, по которому москвичи за полтора года разработали бизнес-модель проекта. В феврале 2019 правительство ХМАО заключило повторное, но теперь уже трехлетнее соглашение со «Сколково», которое стало своеобразным генподрядчиком по всем задачам Uniti Park: консалтингу, архитектуре, проектированию, маркетингу, юридическим аспектам.
Взамен, по информации источников NEFT в департаменте госимущества округа, «Сколково» приобрело значительную долю активов «Фонда научно-технологического развития Югры». Фактически, Uniti Park сейчас совместно югорско-московский проект, и обе стороны заинтересованы в его успехе. Впрочем, в самом фонде эту информацию не подтверждают:
«Таких решений никто не принимал. Даже если Фонд или Технопарк НТЦ будут региональным оператором «Сколково», это не означает передачи каких-то активов. Это обычное партнерство», — прокомментировал Некрасов.
Все большие проекты завязаны на персоналиях. Кто курирует НТЦ?
НТЦ — детище губернатора Югры Натальи Комаровой. Это подтверждает Вячеслав Некрасов: «В последние годы лидером проекта выступает Илья Кандаков (генеральный директор “Фонда научно-технологического развития Югры”, сын владельца строительной компании “Сургутгазстрой” Сергея Кандакова — прим. ред.). Но, безусловно, идейным вдохновителем и инициатором выступила губернатор ХМАО Наталья Комарова. Идею предложили в 2013 году, она ее поддержала, посчитала, что это важно».
Руководит проектом, как NEFT писала ранее, «Фонд научно-технологического развития Югры». У фонда есть наблюдательный совет, без участия которого не принимаются никакие крупные решения. Председателем совета является директор департамента образования и молодежной политики ХМАО Алексей Дренин. Именно это ведомство является главным распределителем бюджетных средств.
От правительства проект до недавнего времени курировал вице-губернатор Всеволод Кольцов. После переизбрания Комаровой на новый губернаторский срок в сентябре, под проект даже появился персональный куратор Владислав Нигматулин — вице-губернатор по научно-техническим проектам.
Однако на данный момент все полномочия от одного замгубернатора другому не переданы. Это косвенно подтверждают слова Владислава Нигматулина в беседе с NEFT: «Сейчас рассматривается вопрос смены куратора проекта. Но [решение] пока не утверждено проектным комитетом правительства».
От федеральной власти в проекте участвует министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Сейчас правительство округа совместно с министерством занимается подготовкой кадров для НТЦ. Кроме того, точно будет участвовать в проекте глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. По словам Владимира Путина, он «всегда окажет необходимое содействие и подставит плечо».
Политолог Дмитрий Журавлев считает, что для Комаровой такой проект — это шаг вперед: «[Наталья Комарова] станет губернатором не нефтяного края, а края передовых технологий. После этого и Минфин с тобой по-другому разговаривает. Это престижно для региона, а руководить статусным регионом почетно для губернатора».
А уже понятно, кто получит этот мегаподряд и откуда возьмут деньги?
Деньги на проект пойдут из нескольких источников: 29 млрд из бюджета региона, остальные 23 из федерального бюджета и от крупного бизнеса.
Пока неизвестно, кто станет генеральным подрядчиком проекта. Однако компании, которые способны на создание такого масштабного проекта, можно пересчитать по пальцам. В этом убежден заведующий кафедрой «Технологии и организация строительного производства» Московского государственного строительного университета Лазарий Лапидус.
По его словам, формой строительства в случае с НТЦ может стать крупный консорциум (временное объединение нескольких предприятий для выполнения очень крупных работ — прим. ред.) или федеральная компания, которая способна обеспечить выполнение контракта.
Местные подрядчики будут участвовать в строительстве «на субподряде, субсубподряде и в других удаленных вариантах», считает Лапидус. Это экономически выгодно самому региону — местный бизнес получает опыт и крупные заказы, а после платит налоги.
Тендер, если деньги подрядчик получает из бюджета, проводится по Федеральному закону РФ № 44 или по Федеральному закону № 223. Первый вариант более жесткий в плане отбора: здесь учитывается не столько предложения по цене, сколько портфолио и квалификация. Поэтомe выбор невелик — так в региональных проектах появляются крупные федералы.
Окей, а зачем в этот проект привлекать «Сколково»? Неужели нельзя было сделать все самим?
Причина работы со «Сколково» в том, что это первая в России структура, которая создала жизнеспособную экосистему для совместной работы ученых, политиков и бизнесменов.
«У нас [в стране] много организаций, способных написать концепцию проекта, они даже предлагали свои услуги. Это не проблема. Главная задача понять — что дальше делать. “Сколково” предлагает опыт создания этой системы», — отметил Некрасов.
Посоперничать со «Сколково» могла бы Российская академия наук (РАН), считает замдиректора фонда. Однако РАН заточена под научную деятельность, а в «Сколково» смогли успешно объединить образование и науку (Сколковский институт науки и технологий) с инновациями (Технопарк «Сколково»).
«Это пример, когда все элементы объединены между собой. И это то, что нам нужно. Поэтому в дальнейшем наш НТЦ будет развиваться в партнерстве со “Сколково», — добавил Некрасов.
В московской структуре сотрудничеством довольны:
«Мы будем оказывать всемерное содействие развитию этого проекта и рады, что он поддержан губернатором Натальей Комаровой», — сообщила в июньской беседе с NEFT пресс-секретарь Фонда «Сколково» Александра Борщевская.
Что строят на югорском тракте в сургуте
В настоящее время в мэрии решают вопрос о подготовке проектной документации.
С перспективой на федеральные деньги. Власти Сургута вновь задумались о строительстве третьего этапа Югорского тракта. Этот пусковой комплекс позволит полностью закольцевать город, соединив объездную дорогу с улицей Сосновой, которая выходит на нижневартовскую трассу.
Сложность заключается в том, что для строительства нужно сначала выкупить землю. За перекрестком улицы Югорской и объездной дороги расположены частные дома. И обязанность договориться с собственниками об освобождении участков ложится на плечи муниципалитета. На заседании думского комитета по бюджету прозвучало предложение все же заказать проектную документацию продолжения Югорского тракта.
Документ покажет, сколько строений попадает в зону будущей дороги и уточнит, сколько средств необходимо запланировать на выкуп участков. Без проекта у города нет шансов получить финансирование из окружного бюджета. А в казне Сургута нет нескольких лишних миллиардов на возведение трассы. В мэрии рассчитывают и на федеральные деньги, будь то средства нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» либо деньги Фонда национального благосостояния.
«Мы в правительстве тоже поговорили, нам сказали, что такая возможность может появиться. Я думаю, что вы помните, как строилась объездная дорога и как сейчас люди благодарны и администрации, и депутатам, кто решение принимал в свое время. Если думать о больших перспективах города, мы в них не сомневаемся, это работа, я с вами согласен, потребуется», – рассказал заместитель главы Сургута Алексей Жердев.
В думе Сургута отказались выделять средства на проектирование продолжения Югорского тракта
Депутаты предложили направить эти средства на ремонт дворов
На заседании комитета по городскому хозяйству и перспективному развитию администрации Сургута поставлена точка в вопросе о выделении денег на изыскательские работы по строительству продолжения Югорского тракта. Ранее вопрос рассматривали на бюджетном комитете и в итоге решили направить деньги на ремонт дворов.
Строительство продолжения Югорского тракта – тема, которой не первый год. И каждый раз вопрос появления этой дороги упирается в деньги. Чтобы построить трассу, которая способна закольцевать город, необходимо сначала выкупить, а затем снести постройки, расположенные на пути улицы.
«По состоянию на 2017 год количество объектов, расположенных в границах красных линий автомобильной дороги улицы 1 З, участок улицы Югорской – улицы Сосновой составляет 131 объект», – рассказал директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Сергей Солод.
Проектно-изыскательские работы выполнялись 10 лет назад. Срок действия изысканий истек, чтобы актуализировать данные, необходимы новые ПИРы. Их цена – около 30 миллионов рублей. Депутат Богдан Гужва, который 11 лет отработал в департаменте архитектуры города, настаивает – основания у чиновников начинать работу по выкупу построек есть и без нового проекта дороги. Разгорелась дискуссия.
Владимир Шмидт убеждал депутатов, что без проектно-изыскательских работ окружные власти не будут обсуждать тему финансирования строительства Югорского тракта. Наличие ПИРов – одно из основных условий вхождения в региональные программы.
«Мы 4 З спроектировали, в этом году проект завершили, округ после этого готов включить эту дорогу в схему СТП как окружную и говорить о ее финансировании. Третье, у нас планируется строительство второго моста. Давайте думать о том, какая нагрузка у нас будет на Профсоюзов и Нефтеюганское шоссе, ну а как мы выйдем туда по-другому?» – задал вопрос Владимир Шмидт.
«Если говорить про второй мост, про все остальное, то наиболее логичным и наиболее ресурсоемким есть выход с Нефтеюганского шоссе через Нижневартовское. Эта дорога сама просится. Она сокращает путь и как раз ведет в объезд всего города, а не поперек города, как вы предлагаете», – ответил заместитель думы Югры Артем Кириленко.
Депутаты настаивают – первичным должно быть решение вопроса с выкупом зданий – это как частные дома, так и производственные базы. Ориентировочная стоимость затрат на компенсации и снос только части построек от Югорской до Разведчиков в ценах прошлого года – 355 миллионов рублей. Всего же, по мнению депутата Гужвы, на эти цели потребуется около миллиарда. При этом, если со стройкой помогут окружные власти, то сам выкуп должен финансироваться только из сургутского бюджета.
«Да, там можно сделать проект, выясним мы, что не 131, а 128, что не миллиард, а 800 миллионов. Но надо сначала определиться, что мы готовы 800 миллионов найти в городском бюджете, потому что, насколько я понимаю, при любом раскладе выкуп только за счет муниципальных денег. Да, пускай мы поучаствуем проектом, выиграем, придут к нам не знаю, 9 миллиардов на реализацию этой дороги, и что дальше мы с ними делать будем? Ну, полежат они год, мы их обратно вернем, потому что у нас нет таких денег на выкуп этого количества объектов», – добавил Дмитрий Пахотин.
Депутаты отказались выделять деньги на проектирование продолжения Югорского тракта. И предложили направить средства на решение текущих проблем города.
«Это вне разума, действительно, сейчас мы тоже чувствуем ситуацию в городе с бюджетом, есть понимание, как физически это все происходит. У меня есть предложение, помогите сформулировать, чтобы эти деньги перераспределить, вынести на думу, перераспределить на другие цели. Я предлагаю, конкретно на дворы», – резюмировал Богдан Гужва.
На майской думе такое решение, вероятнее всего, принять не получится. Потому депутаты предложили рекомендовать бюджетной комиссии проработать поправки с тем, чтобы распределить средства на следующей сессии в июне.