что строят на севере россии
На Ямале построят первый в России горнолыжный и спа-курорт по концессии
Будущий горнолыжный комплекс расположится на севере горного массива Рай-Из рядом с рекой Собь.
Уникальность курорта будет состоять в том, что арктический климат позволит кататься здесь на лыжах с октября по июнь, когда на других горнолыжных комплексах наступает сезонная пауза. Зимой здесь можно будет наблюдать северное сияние. Кроме того, это край, где проживают коренные народы с их уникальными традициями, которые они сохраняют веками. Это значит, можно будет еще и покататься на оленях, пожить в чуме, и отведать национальную еду. При этом самолетом до Ямала из столицы, например, всего лишь около трех часов.
Проект был презентован министру по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову.
Общий размер привлеченных частных инвестиций оценивается в тринадцать миллиардов рублей. Бюджетное финансирование в объеме не более семи миллиардов рублей будет предоставлено после ввода объекта в эксплуатацию. Проект структурирован с учетом возможности широкого привлечения инструментов федеральной государственной поддержки.
Правительство Ямала уже проявило себя как очень надежный партнер, на территории региона воплощено несколько успешных кейсов по привлечению частного бизнеса к реализации значимых для региона и страны проектов. Так, по концессии здесь построен мост через реку Пур, проводится модернизация международного аэропорта в Новом Уренгое, на паях с частным бизнесом строятся детские сады. И не случайно, что к большому туристическому проекту уже проявили немалый интерес такие гиганты, как Сбербанк и Газпромбанк. О намерении участвовать в концесии заявила и известная гостиничная сеть GreenFlow.
В свою очередь председатель Уральского банка Сбербанка Дмитрий Суховерхов так прокомментировал большое грядущее строительство и планируемое соглашение:
Отметим, спрос на туристические маршруты по стране стремительно взлетел в период пандемии, когда коронвирус закрыл границы. И как отмечают эксперты, эта тенденция будет сохраняться еще очень долго. Поэтому горнолыжный и спа-комплекс на Ямале может стать настоящей туристической «фишкой» отрасли.
Важно то, что открытие комплекса позволит уже в недалеком будущем получить сырьевому Ямалу новую строку доходов, не связанных с добычей углеводородов.
Кстати
Новые города в Сибири: кто их будет строить, и кто там будет жить
Политолог Роман Алехин подробно объясняет слабости этого неожиданного на первый взгляд предложения Шойгу:
В нашей стране, где имидж факта, важнее самого факта, то есть власти стремятся казаться, а не быть, имперскость, свойственная русским людям, в том числе в связи с высоким уровнем внутригрупповой агрессии, что приводит к стремлению увеличивать территории, натыкается на власть, которая очень хочет показать себя империей и внутри страны, и за её пределами, но не умеет ей (империей) управлять.
Сейчас же продолжается захват сладких кусков, но нет освоения даже тех территорий, которые уже есть у страны.
Понятно, что Сибирь, с экстремальным для многих климатом, у нас пустая и ни каждый готов туда ездить отдыхать или переехать жить, но Крым не лучше освоен, чем земли за Уралом. Полуостров вошел в состав России 7 лет назад, на него тратятся огромные средства, а в этом году из-за перегруза имеющихся курортов пришлось властям открывать Египет и враждебную Турцию, понимая, что на имеющихся пляжах не может быть и речи о социальной дистанции и даже элементарных мерах безопасности во время пандемии. При этом, если посмотреть на побережье Крыма, то мы поймем, что освоено, то есть созданы условия для туризма, не более 30%.
И леса горят в таком масштабе именно из-за не освоенности территорий. Кстати, Шойгу, который задумался начать осваивать Сибирь, видимо, это понимает. Но уже не верится, что освоение территорий не превратится в освоение средств, потому что иных парадигм у сегодняшних чиновников не просматривается. Да и кем населять города, которые предлагает строить Шойгу и не просто вопрос в наличии русских людей, но и в том: как беднеющее население сможет обеспечить себя жильем в новом городе?
В комментарии к этому посту пишут:
«Верно заявляет Роман Алехин. Если взять в расчёт «советский опыт», то идея министра обороны Сергея Шойгу не кажется неординарной. В современной России нет карты регионального развития не заселённых территорий, при этом есть карта ежегодного «пожаротушения».
Переполненный мегаполис в диспропорции с умирающими региональными центрами ведёт к «сосредоточению» жизни вокруг Москвы. Очевидно, каждый федеральный округ должен иметь новую (новые) промышленно—экономические центры с окружной «начинкой». Пока что подобный центр есть в ПФО (Казань) и на Урале (Екатеринбург). Все остальное либо очень далеко (Владивосток ДФО), либо не развито (Ставрополь, Пятигорск — СКФО). Сибирь лишена такого центра. Ни Новосибирск, ни Омск не могут встать в один ряд с вышеупомянутыми успешными региональными центрами. Однако непонятно «кто будет строить?» и «кто будет жить?» в новообразованиях, о чем подмечает Алехин.
Генерал армии не из тех, кто говорит просто так. Возможно, дискуссия вокруг заявления Шойгу приведёт к новой идеи «промышленно—экономической однородности» на всей территории России. Инициатива Шойгу может оказаться двигателем «застоявшегося» прогресса…»
Журналист Павел Пряников по-своему развил критику Алехина. Он считает, что даже если построить эти города «с нуля» и заселить туда людей, будут ли они там жить? Пряников опровергает это предположение с помощью весьма показательных цифр:
«Сегодня и в будущем Сибирь и Дальний Восток – это территории, теряющие население. Что логично и не требует долгого объяснения: очень плохой климат и пр. тяжёлые условия (например, гнус), огромные расстояния, дороговизна, низкие зарплаты для такой местности.
Допустим, взялись за идею. Тогда специалисту для переезда надо платить раза в 2-2,5 выше (минимум), чем в Москве. Не в среднем по России, а в Москве. Вот есть у вас пищевой технолог или инженер-строитель. Предложили ему 100 тыс. в Москве и Якутске (Братске, Туруханске, Дудинке и т.п.). Что он выберет? Конечно, Москву. И даже при 150 тыс. в Якутске выберет Москву. При 200-250 тыс. призадумается, подсчитает.
Но если сейчас в Дудинке и даже Красноярске и Иркутске не платят в 2-2,5 раза больше, чем в Москве, то почему станут платить в городах Шойгу? Почему даже должна измениться психология правящего класса?
Другой вопрос – сама по себе задача строительства. Есть такой опыт? Нету. Справятся? Вряд ли. Да и не дадут экспортёры сырья загрузить Транссиб материалами для строительства. Придут к Шойгу и скажут: «Фельдмаршал, а как уголь и лес в Китай везти? Металл, пшеницу?» Транссиб и так сейчас на тоненького работает.
Да и что делать людям в 500-тысячном городе в Сибири? Тем более 3-5 городах? Это ж надо 30-40 новых крупных сырьевых предприятий с нуля завести для этого, типа заводов РУСАЛа, рудников Алросы, скважин Сургута и т.п.
А так сейчас надо не расширять жизненное пространство РФ, а сохранить бы то, что уже есть в Хинтерланде, т.е. ядре Московии. Уже и ближнее к Москве Нечерноземье умирает, зарастает мелколесьем. Если Шойгу некуда девать деньги и энергию – то вот может заняться Хинтерландом, хотя бы уличное освещение в городах сделать и заменить сгнившие автобусы и трамваи…»
Впрочем, Шойгу говорил не только о строительстве новых городов, но и создании новых научных центров в Сибири, и эта идея Пряникову понравилась куда больше первой:
«По плану Шойгу построить 3-5 новых больших городов в Сибири России не под силу. Но в его речи было упоминание и о новых «научных центрах» в сибирских городах. А вот это идея здравая.
Первый такой центр в Сибири сделали ещё в советское время – Академгородок в Новосибирске. Были ещё ряд закрытых городов (ЗАТО) – например, в Красноярском крае. И на этом всё закончилось.
Но на самом деле научные центры в Сибири и на Дальнем Востоке в крупных городах выстроить можно. В Иркутске, Якутске, Хабаровске. Научная база из вузов там есть. Есть неплохой опыт строительства первого этапа такого научного города в России – казанский Иннополис. Есть правовая база в виде «федеральных территорий», которая позволяет убыстрить процессы строительства и управления такими территориями (насколько понимаю, такой опыт прорабатывается в сочинском «Сириусе»).
Нужны ещё деньги, академические свободы и на первых порах – госзаказы (и заказы от крупных компаний). Университеты – это не только развитие территорий, но и способ удержать талантливую молодёжь (а также преподавателей), которая сейчас предпочитает реализовать себя или в Москве, или за границей. Далее вокруг университетов выстраивается постиндустриальных кластер и с другими услугами и вообще осмысленной средой. Вот если Шойгу в этом направлении будет работать (точнее, пробивать эту идею на самом верху) – она имеет перспективу…»
Северный морской путь. Масштабное строительство и союзники России
Полезные ископаемые на арктическом шельфе
На шельфе Арктики в последнее время было открыто 61 крупное месторождение нефти и газа, из которых 43 находятся на российской территории. Распределение обнаруженных запасов нефти и газа в указанных месторождениях по морям следующее: Баренцево – 49%, Карское – 35%, Охотское – 15%, менее 1% находится в Балтийском и на российском участке Каспия. В Арктике содержится 1/4 российских запасов нефти и 1/2 запасов газа. Имеются запасы высококачественного угля, железа, марганца, золота, никеля, меди и т.д.
Некоторые проекты по добыче полезных ископаемых российские компании уже реализовали:
— ЯМАЛ СПГ – интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Начало работы – 2017 год. В конце 2018 года запущена 3-я технологическая линия. Мощность до 17,4 млн тонн в год. В пике работ на площадке работало до 36 тыс. человек;
— компания «Газпром» в 2017 году запустила первую в Арктике морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Мощность около 5 млн тонн нефти в год;
— компания «Лукойл» увеличило мощность действующего нефтяного терминала «Варандей» до 13 млн тонн в год путем переноса его с глубины 12 м на глубину 17 м.
Развитие инфраструктуры в Арктике
По плану развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на первом этапе (до 2024 года) требуется увеличить объем грузоперевозок, которые в основном будут осуществляться в западном направлении СМП. В этом направлении уже работают крупные зарубежные и российские компании.
Для увеличения объема грузопотока требуется модернизировать и расширить производственные мощности ряда портов, а где-то построить и новые. Планируется развитие порта Мурманска. После модернизации его мощность увеличится на 18 млн тонн. Недалеко от Мурманска, в бухте Ура, «НОВАТЭК» построит перегрузочный комплекс сжиженного природного газа (СПГ). Общий объем инвестиций оценивается в 70 млрд рублей, из них федеральный бюджет предоставит всего 0,9 млрд. В число сооружений также войдут объекты федеральной собственности.
Начата модернизация Архангельского морского порта. Планируется реконструкция Архангельского подходного канала. Планируется строительство глубоководного района морского порта Архангельск. Проект будет включать 2 специализированных (для минеральных удобрений, нефтеналивных грузов и газового конденсата) и 4 универсальных (для металлогрузов, навалочных, лесных и контейнерных грузов) морских терминала общей мощностью до 38 млн тонн, подъездную автомобильную и железную дороги. Стоимость строительства оценивается в размере 149,8 млрд руб. Реализация проекта планируется в два этапа: 2018-2023 и 2026-2028 (расширение инфраструктуры и выход на проектные мощности). Стратегическим партнером проекта является китайская компания «Poly International Holding».
Планируется увеличение мощностей порта Сабетта за счет строительства нового терминала «Утренний», дноуглубления в Обской губе. Общий объем инвестиций составляет более 144 млрд рублей, из них 112,2 млрд руб. из федерального бюджета. НОВАТЭК также будет возводить объекты федеральной собственности: подводные гидротехнические и ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания. Новый терминал к 2024 году будет выдавать СМП 21,6 млн тонн грузов.
Планируется построить терминал «Чайка» в порту Диксон для вывоза угля с месторождения на участке «Река Лемберова». Мощность терминала оценивается в 10 млн. тонн в год. Стоимость 18,6 млрд руб. Ожидаемый запуск – 2020 год.
«Нефтегазхолдинг» будет строить терминал в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений (Таймыр). Реализация проекта повлечет создание необходимой инфраструктуры – дорог и коммуникаций, объектов генерации, линий электропередачи. Ожидается, что проект может создать более 20 тыс. рабочих мест. По планам строительство начнется в 2020 году, начало добычи нефти намечено на 2024 год, а выход на пиковую мощность — к 2030 году. Ожидаемая добыча нефти – 26 млн тонн в год.
Планируется постройка нового порта «Индига». Глубины у берега – до 18 м позволят принимать танкеры дедвейтом (сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды и т.д.) до 100 тыс. тонн. Круглогодичный период навигации: возможность прохода судов ледового класса без ледокольного сопровождения в районе Чешской губы в течение 185 дней, в период тяжелой ледовой обстановки, характерной с февраля по апрель, высокая соленость вод способствует тому, что льды гораздо легче поддаются механическому разрушению. Проектная пропускная способность — 40 млн тонн в год. Компания «Транснефть» планирует строительство трубопровода с западно-сибирских нефтяных месторождений в Чёшскую губу и создание там отгрузочного терминала «Индига». Прогнозируемый объем экспорта нефти – 25 млн тонн в год.
Порт Кандалакша используется для перевозки угля, который поступает из Кемеровской области. Мощности порта позволяют перерабатывать до 3 млн тон грузов (уголь, апатитовый концентрат, глинозем, металлолом и др.). Разработана концепция развития терминалов Кандалакшского порта по увеличению грузооборота от 6 до 11 млн. тонн в год. Требуются дноуглубительные работы. Кроме планов пока ничего нет.
В апреле 2019 года глава «Роснефти» И. Сечин сообщил В.В. Путину, что компания рассматривает возможность создания арктического кластера для обеспечения загрузки СМП и планирует добывать там до 100 млн тонн нефти к 2030 году.
Планируется расширение рудной базы и модернизация ГМК «Норильский никель»и реконструкция аэропортового комплекса Норильска. Планируется реконструкция портовой инфраструктуры порта Тикси и реконструкция аэропортового комплекса.
На территории Чукотки начинается освоение крупнейшего в мире медно-порфирового месторождения Баимской рудной зоны. Ресурсный потенциал ее составляет 23 млн тонн меди и 2 тыс. тонн золота. Этот проект сравним по мощности и масштабу с деятельностью предприятия «Норильскиий никель». Для развития этого месторождения имеется три инвестора.
В Чукотском автономном округе предусматривает строительство первого в регионе незамерзающего глубоководного порта в бухте Аринай (порт Беринговский). На 1-м этапе строительства терминала объем перевалки грузов составит до 5 млн тонн в год, а на втором – до 10 млн тонн. Ввод в строй позволит наладить круглогодичное снабжение округа необходимыми товарами, постройку обогатительной фабрики с ежегодным объемом коксующегося угля более 1 млн тонн в год. При дальнейшем увеличении мощности порта возможна отгрузка до 8 млн тонн.
Порт Беринговский будет обеспечивать работу Баимского месторождения и приведет к увеличению грузоперевозок в порту Певек. В итоге грузооборот порта Певек существенно возрастет. Для того чтобы обеспечить осуществление этих планов, запланирована реконструкция морского порта в течение 2019–2021 годов, которая повысит экспортный потенциал Чукотки до 5 млн. тонн ежегодно.
Проводится модернизация порта Певек, построенного в начале 50-х годов. В постсоветское время не реконструировался и его инфраструктура порядком изношена. Сейчас идет реконструкция двух причалов. Источник финансирования — федеральный бюджет. После завершения работ в конце 2019 года их глубины будут достигать 11 м. Порт сможет принимать суда водоизмещением 30-35 тыс. тонн. Заканчивается строительство инфраструктуры для плавучей АЭС в г. Певек. В 2019 году планируется введение в эксплуатацию плавучей АЭС.
Другой проект на Дальнем Востоке — создание морского перегрузочного комплекса СПГ газа в бухте Бечевинская Камчатского края. Инвестор — компания «НОВАТЭК». Она вложит в проект около 70 млрд рублей, будет создано 180 рабочих мест. Расчетный объём перевалочных грузов составит 21,7 млн тонн в год.
В будущем СМП позволит доставлять углеводородное сырье на рынки Атлантики и Тихого океана.
Развитие транспортной сети
Предусмотрена реконструкция восьми арктических аэродромов: Амдерма, Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Диксон, Певек, Тикси и Чокурдах. В ближайшие годы большинство аэродромов в Арктике станут всесезонными и смогут принимать самолеты всех типов. Также в Комплексный план модернизации внесены и 40 дальневосточных аэропортов. Сроки модернизации сдвигаются из-за уменьшения финансирования.
Для увеличения грузопотоков реализуется крупный проект: строительство железнодорожного Северного широтного хода (СШХ). Строительство СШХ планируется осуществить до 2023 года. Планируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн в год (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы). Будет построен совмещённый железнодорожный и автомобильный мост через реку Обь общей протяжённостью около 40 км с подходами (до 60 млрд руб). СШХ соединит железнодорожным сообщением города Салехард и Надым, посёлок Пангоды с центральной частью России. СШХ сократит протяжённость транспортных маршрутов из Западной Сибири в порты Балтийского, Белого и Карского морей.
На участке Тобольск – Сургут – Коротчаево прокладывается сплошной второй путь. Дальнейшим развитием СШХ будет постройка железной дороги на участке Бованенково–Собетта, которая подведет ж/д пути к морскому порту. К 2030 году планируется постройка железной дороги до Игарки. В более дальней перспективе возможна постройка железной дороги до Дудинки.
Обеспечение безопасности на СМП
В настоящее время проблемным вопросом остается оперативность проведения аварийно-спасательных работ в зоне прохождения СМП. Анализ аварийности и опыта проведения спасательных работ в Арктике показывает, что наземной поисково-спасательной техники и спасательных судов недостаточно для обеспечения достаточного уровня оперативного реагирования. Наиболее эффективными средствами в этом отношении являются специальные авиационные средства.
Разработан план развития системы комплексной безопасности в зоне СМП:
1) создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов арктической зоны РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий и систем связи, телерадиовещания, управления движением судов и полетами авиации, дистанционного зондирования Земли, проведения площадных съемок ледового покрова, а также системы гидрометеорологического и гидрографического обеспечения и научных экспедиционных исследований;
3) создание надежной системы оказания навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, включая освещение ледовой обстановки, обеспечивающей прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидацию их последствий, эффективный контроль хозяйственной и иной деятельности в Арктике;
4) развитие в целях обеспечения проектов освоения месторождений углеводородов на континентальном шельфе РФ наукоемкого морского сервисного комплекса, включая морскую геологоразведку, использование волоконно-оптических и спутниковых систем связи и мониторинга.
Совместные проекты
Сложная международная обстановка и постоянное давление на нашу страну с использованием санкций заставляет РФ искать новых, не западных партнёров для привлечения капитала и технологий в арктические проекты. Китай рассматривается как один из ключевых партнёров по развитию российской Арктики.
В следствии спровоцированных событий на Украине компания «НОВАТЭК» стала объектом антироссийских санкций стран Запада, что серьёзно затруднило привлечение инвестиций для её проекта «Ямал СПГ». Несколько китайских банков предоставили кредиты на сумму 12 млрд долларов США для замены планировавшегося западного финансирования. Фонд Шёлкового пути также инвестировал 1,4 млрд долларов США.
Кредиты помогли спасти проект. В настоящее время проект имеет следующую структуру акционеров: ОАО «НОВАТЭК» принадлежит 50,1% акций проекта «Ямал СПГ», французской компании «Total SA» – 20%, китайским «China Natural Petroleum Corp.» и Фонду Шёлкового пути, соответственно, 20% и 9,9%. Помимо финансовой поддержки Китай оказал проекту НОВАТЭКа значительное технологическое содействие, поставив ему большие объёмы машин и оборудования. В частности, для строительства терминала СПГ на Ямале были поставлены буровые машины, произведённые компанией «Хунхуа», способные надёжно работать при 45-градусном морозе и шквалистом ветре. Работы по проекту «Ямал СПГ» удалось завершить на 4 месяца раньше, в том числе благодаря помощи китайских предприятий. Летом 2018 года «НОВАТЭК» впервые отправил танкеры с грузом СПГ из порта Сабетта в китайский порт Цзянсу Жудун. Это первая прямая поставка СПГ из российской Арктики в Китай по СМП через российский Дальний Восток.
Учитывая текущую финансовую и экономическую ситуацию в России, трудно ожидать, что наша страна сможет в одиночку найти средства на дополнительное строительство новых ледоколов. Наиболее реалистичным источником софинансирования строительства нового ледокольного флота выступает Китай. В этом вопросе сотрудничество России и Китая могло бы быть через участие китайской стороны в акционерном капитале и создание совместных предприятий. Китайские займы могут стать важной финансовой гарантией для строительства достаточного количества ледоколов. Займы, которая российская сторона будет обеспечивать своими запасами газа и нефти.
Помимо совместного финансирования ледокольных проектов у России и Китая есть потенциал для партнёрства в области критических технологий, без которых невозможно освоение Арктики. Так, Россия является признанным лидером в сфере ядерных силовых установок большой мощности и накопила значительный опыт их использования на ледоколах. Учитывая стремление Пекина создать свой собственный ледокольный флот, российские технологии представляют большой интерес для Китая. Здесь может сработать схема: китайское финансирование проектов «Росатома» в обмен на совместные технологические разработки.
Стратегическое партнерство
На встрече с премьер-министром России председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай настроен на развитие и освоение морских коридоров в Арктике, совместное с Россией освоение СМП, создание «Ледового Шелкового пути» и включение нового Арктического экономического коридора в архитектуру инициативы «Пояс и путь». Сотрудничество России и Китая по вопросам развития Арктического региона — это часть российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, в которых можно выделить пять основных сфер интересов для Китая:
1) геополитические факторы, объединяющие Китай и Россию в современных международных политических вопросах;
2) транспортные факторы, связанные с тем, что экономика Китая требует новых более экономичных путей экспорта товаров и импорта необходимых ресурсов;
3) экономические факторы, связанные с тем, что Китай сейчас и в будущем будет одним из крупнейших в мире импортеров нефти и газа. В свою очередь добыча энергоресурсов в Арктике относится к числу наиболее конкурентоспособных отраслей в России;
4) экономика России нуждается в источниках финансирования для реализации инвестиционных проектов по освоению месторождений природных ресурсов, развития инфраструктуры и территорий, а также придания импульса для программы российских арктических экономических опорных зон. Лучше принимать инвестиции от стратегического партнера, чем от послушных Америке стран Евросоюза, которые могут изменить свое мнение…
Что страшного в больших инвестициях и в создании совместных предприятий по добыче полезных ископаемых в Арктики и совместной эксплуатации СМП? Наиболее вероятен ответ, что китайцы у нас всё захватят и нас поработят. Тогда можно сидеть и не разрабатывать свои ресурсы в Арктике и дальше… Инвестиций громадных не будет, и в нашей стране нет свободных таких средств… Ведь главная задача США — добиться того, чтобы мы, осваивая демократические блага и шустро идя к цивилизованному обществу, развалились на кучу маленьких стран. Так проще повелевать миром…
Американскими аналитиками было определено, что войны между США и Китаем до 2040 года не избежать. Начиная с 2035 года США будут сдавать свои позиции единственного мирового лидера. КНР слишком быстрорастущая держава. Поэтому лучше, чтобы война случилась раньше, пока Китай еще относительно слаб.
Об этом знают и у нас, и в Китае. Поэтому мы никогда не сцепимся между собой, так как это очень выгодно американцам. Поэтому экономические связи между нашими странами весьма выгодны обеим сторонам.
9.3.2018 г. на слушаниях в комитете Сената Конгресса США главнокомандующий Объединенными вооруженными силами альянса в Европе генерал Скапаротти заявил, что Россия при желании может в течение 2-3 лет заполучить контроль над СМП. Сейчас она наращивает присутствие в Арктике, а США не успевают за ней. Традиционная фраза, смысл которой заключается в том, что СПМ – это международная трасса, и все могут ею пользоваться. Под словом «все» понимаются в первую очередь заокеанские партнеры.
На учениях в ноябре 2014 года «Bear Spear» («Рогатина на медведя») одной из причин ядерной войны была следующая: «ВМС Usira [России] блокировало флот НАТО, который вышел для военной помощи «третьему государству» в спорной акватории…» Где блокирован был флот НАТО? Такой район при желании НАТО может найти в Черном или Балтийском море или в акватории Северного морского пути…»