что строят на мысе хрустальном в севастополе
«Россия разрушает историю»: севастопольские активисты и архитекторы против культурного кластера на мысе Хрустальный
На мысе Хрустальный в Севастополе началось строительство театра оперы и балета, пишет издание «Примечания». Это лишь одна из составляющих проекта большого культурного кластера, который должен появиться в центре города при поддержке президента России Владимира Путина. Согласно паспорту театра, здание должны возвести до середины 2023 года.
По замыслу проектировщиков из Москвы, на территории кластера должны появиться, помимо театра оперы и балета, военно-исторический музей, академия хореографии, площадка для экспозиции российских музеев, театральное училище, а также жилой комплекс для персонала этих учреждений. Последний пункт смутил севастопольских архитекторов и общественников, и на слушаниях весной 2019 года они высказались против такого проекта. В частности, выразили опасения, что под видом служебного жилья на мысе просто построят дорогую недвижимость у моря. О том, что сейчас происходит на мысе Хрустальный, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Журналист из Севастополя Давид Аксельрод рассказал Крым.Реалии, как сейчас выглядит стройплощадка для будущих объектов.
– Насколько мне известно, несмотря на пандемию, подготовительные работы не прекращались – может, их масштаб был несколько снижен. Тем не менее несколько дней назад я проезжал между объектами, которые запланировали возвести на мысе Хрустальный – и даже в вечернее время работы шли, была заметна техника. Не очень много, не очень большая, но она работала, а рядом уже обустроена стоянка для машин. Сама площадка обнесена капитальным забором из каменных плит, за него трудно заглянуть. Понятно только то, что процесс идет. То же касается другой части мыса Хрустальный, где будут возводить жилые дома, о которых шли споры с местными общественниками. Изначально эти здания должны были стать общежитиями для студентов и преподавателей хореографического училища, а также для персонала театра и музеев – но в то же время это лакомое место в центре города.
Севастополь: культура на костях истории
Согласно паспорту объекта, заказчиком является фонд «Национальное культурное наследие», подрядчиком выступает ООО «Арго», срок окончания работ – второй квартал 2023 года. Журналисты Крым.Реалии на момент подготовки материала не смогли связаться с представителями этой компании. Давид Аксельрод отмечает, что обязательства по строительству объекта перешли к ней от группы компаний «Стройгазмонтаж», которой ранее владел российский бизнесмен и личный друг президента России Владимира Путина Аркадий Ротенберг.
– Смена подрядчика связана прежде всего с тем, что «Стройгазмонтаж» по каким-то причинам переуступил права на строительство определенных кластеров, в том числе в Севастополе, компании «Стройтрансгаз», которая подконтрольна другому другу российского президента Геннадию Тимченко. Как я понимаю, подрядчики на местах будут подбираться уже в соответствии с новым генеральным подрядчиком. В основном, если компания закрытая и неконтактная для прессы, информацию можно узнать лишь у рабочих, но я пока с ними не общался. Часть территории под этот кластер ранее относилась к Министерству обороны, там располагался 54-й механический завод – и местные общественники утверждали, что некоторые здания из крымбальского камня претендуют на включение в реестр объектов культурного наследия. Однако прошлый состав правительства отказал в этом, и строения разрушили.
Мыс Хрустальный останется без мечты
Депутат российского парламента Севастополя Вячеслав Горелов ранее в этом году в интервью местному изданию «Форпост» высказал мнение, что проект культурного кластера на мысе Хрустальный реализуют фактически без ведома общественности:
«В ноябре или декабре минувшего 2019 года было сказано, что в начале 2020-го проект возведения образовательно-культурного кластера на мысе Хрустальный будет продемонстрирован людям, обещали общественное обсуждение. Потом были события, связанные с разрушением оборонительной стены 7-го бастиона. Когда я туда приехал и заглянул на обратную сторону этой стены, я ужаснулся: там шли работы, строился жилой дом или что-то другое. Выемка грунта произошла в непосредственной близости от оборонительной стены! Фиксируем ситуацию: в Севастополе на мысе Хрустальном полным ходом идет реализация какого-то масштабного, мощного, серьезного проекта – но в городе об этом не знают. Если есть человек, который может сказать, что и как там будет строиться, я буду ему признателен. Но почему севастопольцы не принимают участие в обсуждении?»
Общественный активист из Севастополя Григорий Донец также критикует масштабный проект за архитектурные решения, которые, по его оценке, не соответствуют историческому облику города.
– Если вы посмотрите на планируемый вид зданий, то поймете, что он никоим образом не отражает архитектуру нашего исторического поселения – это терминология Министерства культуры России. То, что там запланировано, ни в коей мере не отвечает требованиям в приказе Минкульта. Театр оперы и балета имеет вид, быть может, и красивый по современным меркам, но он не вписывается в то, что у нас построено в центральной части города. В то же время общественность не привлекают к обсуждению. Только один раз, год с небольшим назад, такое обсуждение проводилось в департаменте архитектуры и градостроительства. Я выступал там и представлял свою позицию, и вот что интересно: большинство присутствующих на этом обсуждении оказалось против проекта, а в протоколе все оказалось наоборот. К сожалению, наш Союз архитекторов может только давать рекомендации правительству, и все.
В июле на сайте Союза архитекторов Севастополя появилась публикация под названием «Культурный комплекс на мысе Хрустальный – очередная архитектурная проблема Севастополя» за авторством местного архитектора Сергея Пушкарева. По его мнению, проект российского института градостроительства и пространственного развития «Гипрогор», который был утвержден российским правительством Севастополя, вызывает множество вопросов:
«При полном неприятии проекта населением города на общественных слушаниях он был утвержден тогда действующим губернатором, что явилось стартом для последующих стадий проектирования. Далее стали появляться проектные предложения для театра, музеев, образовательных комплексов, которые представляют собой пустую трату времени и средств, так как не решены собственно вопросы на уровне проекта планировки. Та программа, на основе которой он мог бы разрабатываться, требует корректировки как в части объемов строительства, так и возможных мест размещения основных объектов. Достаточно вспомнить проектные предложения по театру оперы и балета (почему-то австрийского архитектора), которые демонстрируют полное непонимание города в целом и места в частности».
«Летящий» театр и музей: что строят в Крыму архитекторы из Вены
В Севастополе появится новый культурно-образовательный кластер. В него входят театр оперы и балета, а также музейный комплекс и академия хореографии. Эти проекты будут построены по проекту австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au.
Над проектом начали работать в 2019 году, отметил глава архбюро Вольф д’Прикс. Рассказываем, каким он будет.
Театр оперы и балета
Доминантой культурно-образовательного кластера в Севастополе должен стать театр оперы и балета на мысе Хрустальном. В сентябре проект прошел госэкспертизу, сейчас активно ведутся строительные работы. Само здание театра имеет сложную «летящую» форму. Крыша театра представлена в виде пространственной конструкции с нависающими со всех сторон краями и выносом козырька над главным входом. Общая площадь здания превышает 61 тыс. кв. м, высота — от 37 до 52 м.
Театр оперы и балета будет иметь подземную и наземную части и две сцены. Основная — рассчитана на 1,1 тыс. посадочных мест, малая — на 200. На подземных этажах здания разместятся паркинг, театральный склад и технические помещения. В подвальном этаже будут помещения для персонала театра, выходы на улицу с эвакуационных лестниц, большой репетиционный зал и малый зрительный зал.
Первый и второй этажи театра отведены под офисы и складские помещения, гардероб и помещений для музыкантов. На третьем, надземном, этаже расположатся центральный вход, центральное фойе, буфет и главная сцена здания.
По замыслу архитекторов, здание театра визуально открытое и прозрачное, оно станет общедоступным для жителей и гостей Севастополя. У здания будет большая терраса с видом на море, которую посетители смогут использовать автономно от работы театра. Завершить строительство театра планируется к 2023 году.
Глава Coop Himmelb(l)au Вольф д’Прикс:
— Севастополь — прекрасный город с одним из лучших месторасположений для строительства современного театра оперы и балета. Форму здания театра можно представить как волну или как чайку, но ведет она свое начало из движения невесомого прыжка танцовщика, полифонизма музыкального произведения и драмы оперного спектакля. Зал оперы оформлен деревянными элементами — не только потому, что это идеальное акустическое решение, но и для того, чтобы создать радушную и теплую атмосферу. Все элементы в зале сделаны с учетом акустических потребностей пространства.
О культурно-образовательном кластере
Театр оперы и балета в Севастополе — часть культурно-образовательного кластера, который расположен в центре Севастополя, между Артиллерийской и Карантинной бухтами. Его общая площадь — почти 50 га. В состав севастопольского кластера войдут также музейный комплекс, академия хореографии и жилой дом для сотрудников кластера. Здесь же планируется разбить большой парк.
Подобные культурные центры строят по поручению президента России Владимира Путина во Владивостоке, Калининграде и Кемерове. Финансирует работы фонд «Национальное культурное наследие», учредителями которого стали Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Мариинский и Большой театры.
Музейный комплекс
Coop Himmelb(l)au разработала в Севастополе проект музейного комплекса — Российской государственной художественной галереи, которая также является частью кластера. Сам музей объединит два направления — художественное (картинная галерея) и военно-историческое.
Планируется, что музейный комплекс станет продолжением динамичного облика театра оперы и балета. Эти два здания задуманы как архитектурный ансамбль: они развернуты друг к другу и «создают гармоничную композицию с открытым общественным пространством», в центре которого расположится уже существующий 40-метровый памятник солдату и матросу.
Сам музейный комплекс будет иметь пять уровней высотой 24 м. Общая площадь музея составит 14,3 тыс. кв. м, из них 3 тыс. кв. м займут выставочные площадки. Помимо этого, в музее разместятся мультихранилище, реставрационный центр, медийный арт-центр, а также креативный центр. Здесь будут терраса, кафе и сувенирный магазин.
В Севастополе представили проект культурного кластера на Хрустальном
Культурный кластер разместится на берегу моря в центре Севастополя, между Артиллерийской и Карантинной бухтами. Площадь территории составляет почти 50 гектаров. На первом этапе будут построены театр оперы и балета, академия хореографии, жилой дом для сотрудников кластера, а также выполнено благоустройство территории.
По замыслу авторов, здание театра будет «визуально открытым и прозрачным», общедоступным для жителей и гостей Севастополя. Они отмечают, что сооружение имеет «летящую форму» и учитывает рельеф территории. Театр будет объединен в единый ансамбль с существующим памятником «Солдату и матросу». У здания будет большая терраса с видом на море, которую посетители смогут использовать автономно от работы театра.
В составе кластера также планировалось построить музейно-мемориальный комплекс «Защитникам Севастополя», художественную галерею, театральное училище, художественную школу, реконструировать яхт-клуб ЦСКА, а также разбить большой парк. Строительство парка будет профинансировано из средств федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя, разработка проекта начнется в 2021 году.
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что архитектурный облик музейного комплекса еще не сформирован, на участке ведутся археологические раскопки, окончательное решения о строительстве музея на этом месте не принято.
По его словам, концепцию мемориального комплекса «Защитникам Севастополя» вынесут на всероссийский архитектурный конкурс.
Публичные обсуждения проходят с целью внесения изменений в проект планировки и межевания территории культурного кластера, утвержденный правительством Севастополя в июне 2019 года. Изменения связаны с увеличением технико-экономических характеристик объектов.
Из-за пандемии обсуждения проходят в дистанционном формате. Материалы опубликованы на сайте департамента архитектуры и градостроительства. Распечатанную презентацию также представят в Севастопольском центре культуры и искусств по улице Ленина, 25. Замечания и предложения будут приниматься до 7 января 2021 года.
Справка «РГ»
Культурно-образовательные кластеры создаются по поручению президента России Владимира Путина в Севастополе, Калининграде, Владивостоке и Кемерове. Реализует проекты фонд «Национальное культурное наследие», учредителями которого являются Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Мариинский и Большой театры.
На мысе Хрустальном построят две 12-этажки на 456 квартир
Госструктура осуществляет наблюдение за возведением первого жилого дома на два подъезда, разрешение на строительство которого, по информации контролирующей организации, выдано Департаментом архитектуры в январе 2020 года.
В марте застройщик – Фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» – подал в Севгосстройнадзор извещение о начале работ.
Всего, согласно данным севастопольского Управления государственного строительного надзора и экспертизы, на мысе Хрустальном в границах «культурного кластера» осуществляется строительство таких объектов как: театр оперы и балета, музейный комплекс, музей обороны Севастополя, высшая школа музыкального и театрального искусства, хореографическая академия на 250 человек и два многоквартирных жилых дома на 238 и 218 квартир.
Многоэтажки на берегу моря – вопрос резонансный для Севастополя. Не раз подобные строительные проекты вызывали резкую реакцию у архитектурного сообщества города, у простых жителей и даже у властей. Достаточно вспомнить историю овощного магазина, превратившегося в 16-этажку по соседству с памятником Солдату и Матросу. Тем более, когда подобные проекты не обсуждаются с общественностью и когда остаются вопросы к наличию сопровождающей их возведение документации.
ЮРИЙ ПАДАЛКА, председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Складывается парадоксальная ситуация: прекрасная идея создания здесь парка, который был бы насыщен какими-то культурными – и заведениями, и культурными какими-то объектами, превратилось в создание какого-то секретного объекта непонятного назначения. И неоднократно и губернатор, и другие ответственные лица об этом говорили – вот будет создан совет общественный, мы будем всё видеть и принимать совместные решения… Этого не существует».
При этом, строительство жилья идёт опережающими темпами – раньше, чем строительство других важных объектов «культурного кластера»: театров и музеев, и даже раньше, чем закончилось проектирование всего большого культурно-паркового пространства на мысе Хрустальном.
Актуальные проекты любого из перечисленных Севгосстройнадзором объектов, строительство которых уже ведётся, по-прежнему, недоступны. Последние новости на официальном сайте Департамента архитектуры и градостроительства относятся к ноябрю 2019 года.
Подписывайтесь на наш новый Телеграм-канал @nts_novosti. Там мы публикуем подборки самых важных и срочных новостей города-героя, а также эксклюзивы НТС на острые темы.
Что скрывает проект застройки мыса Хрустальный в Севастополе
В новом проекте застройки мыса Хрустального в Севастополе учтены не все требования, которые высказаны депутатами, архитекторами и общественниками города. К такому заключению пришел председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам, депутат заксобрания Вячеслав Горелов, ознакомившись с планом развития территории.
Напомним, осенью 2018 года во время обсуждения предшествующего, эскизного проекта застройки, Вячеслав Горелов уже формулировал основные идеи организации парка на мысе Хрустальном.
а) все объекты культуры увязываются в единую архитектурную концепцию, стилистически близкую Севастополю;
б) дендрологическая часть проекта является его неотъемлемой частью и обеспечивает гармонию между архитектурной и природной компонентами.
5. Проводится конкурс на лучшую концепцию развития территории по вышеизложенным принципам, в котором участвуют 2-3 архитектурные группы
В соответствии с этими требованиями инициативной группой был разработан другой проект, который, кстати, получил одобрение членов «Единой России».
Что же предлагается севастопольцам сегодня?
План в максимальном разрешении можно скачать, кликнув по картинке
Большой квартирный вопрос
Первое, на что обратил внимание Вячеслав Горелов – красный прямоугольник у сквера 300-летия флота в Артиллерийской бухте. Он должен превратиться в служебное жильё в формате «многоэтажной застройки».
Напомним, во время презентации проекта в правительстве Севастополя сообщалось о здании общей площадью 18 тысяч метров с 300 квартирами для служебного пользования, но тремя днями ранее на обсуждении проекта с приехавшими гостями и местными работниками культуры говорилось о 456 квартирах. Какие еще трансформации может претерпеть эта цифра – неизвестно, и это речь только о жилье «для взрослых». Кроме этого планируется, что жить в сердце города с видом на море должны и учащиеся хореографической академии и высшей школы музыкальных и театральных искусств.
Сначала – пляж, затем – набережная и парк, потом – объекты культуры, повторяет Вячеслав Горелов необходимые принципы зонирования мыса Хрустального. Общежития для учащихся и жилье для преподавателей необходимо вынести за пределы прибрежной территории.
«К этой территории примыкает зона ветхого и аварийного жилья, которая требует реновации. В этих ветхих домах люди не живут, а мучаются. Эти дома были построены в послевоенные годы, наспех, лишь бы дать людям крышу над головой. Часть территории занимают убогие сараи и полуразваленные лачуги. Людям надо предоставить современные, благоустроенные квартиры, и часть освободившейся территории использовать для общежитий и жилья для преподавателей. Нельзя у парка отбирать пространство для общежитий и квартир, их надо выносить за границы проектируемой территории», – настаивает Вячеслав Горелов.
Севастопольцы не оставят без внимания навязываемый городу план. Публичные слушания будут непростыми, предполагает депутат.
«Севастопольцам выход к морю отрезается везде, где только можно, а теперь нас оттесняют от него под лозунгом #онижедети, да еще и талантливые. Но разве их талант не позволяет им немного пройтись или даже – о боги! – проехаться к месту учёбы по прекрасному приморскому городу?», – написал в комментариях к материалу ForPost о плане застройки один из горожан.
«В Москве по часу-полтора-два на дорогу тратят, и ничего, не плачутся», – комментирует другой читатель служебное жильё в Артиллерийской бухте. Грубо, но честно.
Подвиньтесь, пожалуйста
Второй момент, который вызвал возражения депутата – огромная площадь комплекса хореографической академии. Напомним, кроме учебного корпуса туда входят общеобразовательная школа, интернат и бассейн. О том, что территория образовательного заведения будет закрытой, уже сообщалось ранее.
«Площадь хореографической академии, с моей точки зрения, чрезмерна. Хотелось бы понять, почему она такова. Каковы технические требования, каково их обоснование?», – задаёт вопросы Вячеслав Горелов.
Как ранее писал ForPost, академия будет рассчитана на 250 человек. В качестве её будущего художественного руководителя представлен знаменитый танцор балета Сергей Полунин.
Зеленые зоны: проигрываем вничью?
Кроме обоснования щедрых границ хореографического комплекса, Вячеслав Горелов надеется увидеть на публичных обсуждениях и расчеты, касающиеся зелёных зон.
Напомним, на презентации проекта в правительстве разработчик – ООО «Гипрогор» – сообщил о том, что площадь застройки будет составлять половину территории, вторая половина отведена под зоны озеленения.
Скриншот презентации ООО «Гипрогор»
«Это продолжение концепции Приморского бульвара, когда здания встроены в озелененную территорию. Процент застройки меньше Приморского – 50%», – сообщала гендиректор Российского института градостроительства и инвестиционного проектирования «Гипрогор» Елена Чугуевская.
Эта цифра и цветной план межевания территории уже вызвали недоумение севастопольцев, которые хотят гулять по парку, а не по «озелененной территории» между зданиями. Да и обещанные 50% зелени увидеть в плане межевания у наших читателей тоже не получилось.
«Пусть покажут расчеты, как конкретно они считали площадь зеленых насаждений», – говорит Вячеслав Горелов.
Скриншот презентации ООО «Гипрогор»
Все капитальные объекты должны быть удалены от береговой линии, на которой должен располагаться парк, напоминает депутат.
Единый подход
Еще два момента Вячеслав Горелов отмечает как очень спорные.
Первый – перенос на мыс Хрустальный нового здания художественной школы, которое сейчас планируется на Красном спуске, несколько ниже существующего. Не согласен депутат не с сами переносом, а с его расположением на берегу моря.
«Требования ко всем объектам культуры должны быть едины: они должны быть удалены от береговой линии. Сначала пляж, потом набережная, потом зеленая зона, потом – объекты культуры», – линия депутата неизменна и в отношении к родным образовательным заведениям.
Второй спорный для депутата момент – амфитеатр в парковой зоне.
«Зачем там амфитеатр, (он обозначен цифрами 5.0, но я не вижу его в таблицах), когда там и так достаточно зрелищных заведений. Будем разбираться на слушаниях», – уточнил Горелов.
Стыд и сроки
Изменение проекта, особенно – по сценарию с переселением жильцов из ветхого жилья в нормальное – потребует времени и средств, но сдвиг сроков строительства при таком варианте не фатален, считает депутат – в отличие от последствий, которые неминуемы при форсированном темпе.
«Если сделают быстро, но плохо – все забудут, что сделали быстро, но будут всегда помнить, что сделали плохо. Если сделают медленно, но хорошо – все забудут, что делали медленно, но всегда будут помнить, что сделали хорошо», – напоминает народную мудрость Вячеслав Горелов.
«Мы не против проекта, но давайте сделаем всё хорошо, чтобы потом нас не укоряли потомки. Сроки – вторичны. Главное – качество», – утверждает депутат.