что ставили в печь ухватом

Что ставили в печь ухватом

Сегодня мы поговорим о принадлежностях, которые использовались непосредственно в русской печи, а именно ухвате и кочерге. Изготавливали их чаще в деревенской кузни­це. Сейчас назначение этих предметов для многих кажется не совсем понятным, увидеть их можно только в музеях или в некоторых деревнях, где сохранились русские печи. А раньше жизнь хозяйки дома представить без них было не возможно.

Ухват, или рогач — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой.

Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!», «С ухватом баба – хоть на медведя!». Загадки загадывали: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет», «Кривой бельмес под горошок залез», «В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках».

Без ухвата достать из печи чугунок или горшок с приготовленной едой было крайне сложно. Учитывая то, что в печь ставили не по одному горшку-чугунку, форма их была предельно простой. Ручки, выступы и все прочие детали были лишними — они могли цепляться друг за друга и приводить к опрокидыванию посуды. Изделия из металла были достоянием сравнительно поздних времен — чугунки и сковороды из чугуна массово вошли в обиход уже в 18-19 веках. Чугунок — это чугунный литой горшок, иногда с крышкой. Пользовались им так же, как и глиняным. Основное отличие — прочность и долговечность, а так же чугун отлично держит тепло, позволяя «томить» каши и супы.

Рядом с печью всегда можно было увидеть металлическую кочергу. Ею задвигали из устья в горнило печи сложенные домиком поленья, потом разводили огонь. Кочергой перемешивали пышущие жаром головешки и выгребали угли, поэтому вся рабочая часть у нее металлическая. Кочерга представляет собой короткий толстый железный прут с загнутым концом. К кочерге относились уважительно. «Кочерга в печи хозяйка», так гласит старая пословица и видимо не зря придуманная. Про кочергу и загадки загадывали: «Стоит ковалица у судной лавицы, грызет ковалица золоты яйца».

Ухват и кочерга из коллекции музея ремесел и промыслов.

что ставили в печь ухватом. %D1%83%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82. что ставили в печь ухватом фото. что ставили в печь ухватом-%D1%83%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82. картинка что ставили в печь ухватом. картинка %D1%83%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82. что ставили в печь ухватом. %D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0 1. что ставили в печь ухватом фото. что ставили в печь ухватом-%D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0 1. картинка что ставили в печь ухватом. картинка %D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0 1.

#МузейОнлайн #ЭкспонатыМузея #УхватиКочерга

Источник

Забытая старина – ухват.

«Забытая старина – ухват»

Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен?

В старину этот предмет был необходим в каждом деревенском доме при приготовлении пищи в русской печи.

что ставили в печь ухватом. P1150014 thumb. что ставили в печь ухватом фото. что ставили в печь ухватом-P1150014 thumb. картинка что ставили в печь ухватом. картинка P1150014 thumb. что ставили в печь ухватом. P1150012 thumb. что ставили в печь ухватом фото. что ставили в печь ухватом-P1150012 thumb. картинка что ставили в печь ухватом. картинка P1150012 thumb.

Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем нерассечёную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков.

Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.

Под каждый размер чугунка был свой ухват. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины.

Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах.

Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват; рушник (ручник).

А вот строки из стихотворения С. Есенина:

Мать с ухватами не сладится,

Старый кот к махотке крадется

С ухватом связано много поверий.

Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой.

Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства.

Ухват могли использовать ряженые на святках вместо посоха.

Источник

Ухват для русской печи

Ухват (второе название — рогач) представляет собой устройство в виде длинной, чаще всего деревянной жерди с разветвленным металлическим наконечником в форме рогатки. Ручка позволяет держать руки на расстоянии от пышущей жаром печи, а раздвоенное окончание надежно удерживает горячий чугунок.

Сейчас ухват стал редкостью, а раньше был обязательной частью любого дома. В печи готовили в чугунных горшочках, а это было неудобно без подходящих ухватов. Зато современные ухваты легкие и удобные в использовании — объем захвата позволяет подобрать идеальный ухват под любой чугунный горшок.

Как выбрать ухват

Каждому чугунку – свой кованый ухват. По размеру

В старину можно было увидеть такую картинку: из подпечка торчит несколько одинаковых с виду рукояток, а хозяйка вытаскивает их поочередно, ловко подхватывая горшочки и сковороды из печи. Да, чугунки разных размеров требовали разных ухватов. Но сейчас уже не обязательно приобретать отдельный ухват для каждого вида чугунка.

Чугунки делают таким образом, что одним ухватом можно доставать несколько разных горшочков. Достаточно знать соответствие посадочного диаметра и какие по объему емкости ему соответствуют. Основное правило универсально для всех случаев: расстояние между кончиками «рогатки» должно быть таким, чтобы ухват свободно проходил под туловом емкости, не царапая поверхность, но при этом плотно обхватывая чугунок, не допуская проскальзывания. Ухват упирается в самое широкое место горшка, на несколько сантиметров ниже самой широкой части.

Длина ухвата, или пляшем от печки

Длина ухвата для русской печи взята не с потолка. Ухват должен работать как рычаг, компенсируя основной минус чугунной посуды — тяжесть. Правильная длина в идеале должна давать такой эффект, чтобы с чугунком мог справиться и ребенок. Чтобы избежать ожогов, длину ручки следует также соотносить с параметрами печной топки. Как правило длина ухвата – 140 – 170 сантиметров.

Как выбрать ручку для ухвата

Почему осиновый кол – идеальная ручка для ухвата

По сравнению с промышленными ручками из березы осиновый черенок выигрывает потому, что он выдерживает горшки при меньшей толщине черенка. Кроме того, осиновый черенок слегка гнётся и отпружинивает, что тоже облегчает работу

Где растут лучшие ручки для ухватов

Как сделать идеальную ручку для ухвата своими руками

Сакральное значение ручки ухвата

В старину за этими словами стоял реальный обычай: в могилу колдуна, ведьмы или того, кто считался таковым, вбивали кол из осины. Чтобы «нечистая вражья сила» не могла вредить честным людям в округе. Зло как бы «пригвождалось» к земле.

Осина — растет на севере Евразии в хвойных и широколиственных лесах, по склонам оврагов. Она достигает свыше 30 метров в высоту и живёт до 80-100 лет.
Она считается истинно русским деревом, дающим атласно-белую, чистую древесину. Осина обдает ярко выраженной энергетикой, и мистическими свойствами «забирать и отводить негатив».

Нетрадиционное применение рогача

Источник

Ухват :: Общие сведения

Ухват (вилы, емки, каргач, кнек, ожег, очеп, подъём, рогатина бабья, рогач, рычаг, угар, удалец) – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью которого их можно вынуть или установить в печь. Представляет собой металлическую дужку, укреплённую на длинной деревянной рукояти (держаке). Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой.

Кроме бытового назначения, ухват использовался и в обрядовых действиях. В родильной обрядности для облегчения трудных родов роженицу, наравне с другими действиями – обходом вокруг стола или избы, пролезанием через хомут, развязыванием всех узлов на поясах, платках, косах, раскрыванием дверей, ставней, сундуков, шкафов, – заставляли перешагивать через ухват. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха.

Применение ухвата в свадебной обрядности подчёркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. В Белгородском уезде Курской губернии во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте – «продажной тёлке», связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами – использовался и ухват.

В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами. В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т.е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.

Использовался ухват и в обряде опахивания. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушёл домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба – хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идёт»; «Кривой бельмес под горшок залез».

История ухвата

Почему ухват назвали ухватом? Этимология слова «ухват».

Как выглядят ухваты? Фото ухвата.

Как нарисовать ухват пошагово? Какие разновидности ухвата бывают? Описание конструкции старинного ухвата (не из википедии).

Источник

Что ставили в печь ухватом

1. Подумайте, на какой территории вероятнее всего могут встретиться слова ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват. Почему?

2. Определите способ образования слов, приведенных в задании 1, а также слов ухват и рогач.

«Толстая и румяная стряпка Домнушка, гремевшая у печи ухватами, время от времени взглядывала в его сторону», – пишет Д. Н. Мамин-Сибиряк.
А вот строки из стихотворения С. Есенина:

Знакомо ли вам слово ухв а т? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен? Конечно, этот вопрос относится только к тем, кто живет в городе, в современных домах. Деревенские жители не могут не знать, что такое ухват, который так необходим при приготовлении пищи в русской печи.
Ухв а т – это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Случалось, что они использовали его как орудие нападения и обороны. Баба, вооруженная ухватом, – почти классический образ в деревне. Недаром существует такая пословица: С ухватом баба – хоть на медведя! Подтверждение этому находим и в живой диалектной речи: Не ходи ко мне, подлец, я тебе вильм и и рогач о двину! Однако русским говорам известны и другие названия ухвата. Одно из – них – рог а ч – уже встретилось в предыдущем примере. Оно употребляется в большей части южнорусских областей (сиреневая заливка). Слово вилки распространено на западе нашей территории, на границе с Белорусью (розовая заливка); немного восточное ухват называют в и лами (красная заливка); на паде – это емк и (бирюзовая заливка).
И. А. Бунин, чье имение было в Орловской губ., в повести «Деревня» пишет: «Приветливая солдатка легко поднимала на рогач е и вдвигала в печь пудовые чугуны», – используя для обозначения ухвата диалектное слово, употребляющееся в части орловских говоров.
Само название ухв а т не только широко распространено на огромной территории русских говоров (на карте обозначено желтым), но и является принадлежностью литературного языка. Нередко его можно встретить в художественной литературе при описании крестьянского быта:
« Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, yxв а m в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе». (А. С. Пушкин. Капитанская дочка.)
Диалектизмы чаще всего употребляют те писатели, которые сами родом из деревни или, по крайней мере, долго жили в деревне и хорошо знакомы с местным говором. Но такие слова требуют очень осторожного с ними обращения. Иначе возникает ситуация, которую описывает ученый-филолог И. А. Оссовецкий, под чьим руководством был создан словарь говора д. Деулино Рязанской обл.: «Если же писатель не владеет ни одним народным говором и пользуется диалектной лексикой из вторых рук, то он может ошибиться, перепутать названия, принять одно за другое, сочетать несочетаемое. Вот один из примеров: «Днем он дремал, слыша сквозь забытье, как гремели в руках старухи ухваты и рогачи, хлопает и визжит в сенцах на ржавых петлях дверь, ворочается в закутке и вдруг гулко ударяется о деревянную стенку боровок».
Ухват и рогач – одно и то же, эти два слова нельзя использовать при перечислении в одном ряду.
Теперь вдумайтесь в перечисленные названия ухвата: как прозрачна их этимология (происхождение), как понятно, почему этот предмет назван именно так. В одном случае очевидно, что предмет назван так за свою форму: рог а ч напоминает рога. В другом случае заметна связь с глаголом: ухв а т – это то, чем хватают, ухватывают горшки; емк и – это то, чем их выним а ют, подним а ют -ем- – варианты одного и того же корня, ср.: принимаю – прием; с этим же корнем встречаются еще два слова, обозначающие ухват: отъем и подъем).
Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухв а тник, обхв а тник, хв а тник, в ы хватень, охв а т, обхв а т; рушн и к (ручник).
Слова рог а ч и в и лки (в и лка) широко распространены в украинских говорах; литературным же в украинском языке является название рог а ч.

что ставили в печь ухватом. pechka&uhvat. что ставили в печь ухватом фото. что ставили в печь ухватом-pechka&uhvat. картинка что ставили в печь ухватом. картинка pechka&uhvat.
Русская печь (битая печь).
1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *