что старше общество или природа
общество и природа
Общество и природа
Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.
Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.
Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно — социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.
Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально — экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.
Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
Как меняются отношения человека и природы
Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.
Мы пользуемся ресурсами планеты так, как будто они нам принадлежат
В 20 веке объем мирового производства увеличился в 20 раз. Во многом благодаря этому выросло благосостояние и качество жизни людей. Например, показатели детской смертности в мире снизились вдвое с 1990 года до настоящего времени, а средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 59 до 73 лет за последние 50 лет.
Сейчас на планете живет 7,6 млрд человек, что составляют лишь 0,01% от веса всех живых существ. Однако человечество уже привело к гибели 83% всех диких млекопитающих и половины всех растений, отмечают аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в докладе о природных рисках за 2020 год. Существующий экономический цикл — модели производства и потребления, землепользование и урбанизация, торговля, промышленность — требует радикального пересмотра в отношении влияния человека на природу.
Человечество потребляет на 50% больше природных ресурсов, чем планета способна восполнить. Если эта тенденция сохранится, то через 30 лет нам понадобится три такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить все потребности.
Сейчас мы оказались в ситуации, когда становится ясным: если мы будем продолжать производить и потреблять в том же темпе, у будущего поколения мало шансов на выживание на этой планете.
Климатические изменения в цифрах:
Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад
Средняя температура на планете увеличились на 0,9 градуса с 1880 года, более двух третей роста произошло за последние 50 лет. Главным источником антропогенного влияния на климат являются выбросы в атмосферу парниковых газов, в частности диоксида углерода. Температура мирового океана стала выше, тают вечные снега и льды. Все чаще происходят экстремальные природные явления — засухи, наводнения, ураганы и пожары. Они ведут к разрушению инфраструктуры, голоду, нехватке чистой воды.
Меняется среда обитания диких животных — в результате таяния льдов в Гималаях сократилась популяция снежных барсов, из-за повышения температуры мирового океана гибнут кораллы, а следом и живые организмы, которые ими питаются. Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Исчезают целые ледники — в августе 2019 года в Исландии официально похоронили ледник Окйокуль. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в ближайшие несколько десятилетий ледяного покрова в Арктике почти не останется.
Если не принять никаких мер по смягчению последствий изменения климата, температура может увеличиться на 5 градусов к 2100 году. Мировому сообществу необходимо вести активную экологическую политику, чтобы этот сценарий не был реализован. Соблюдение Парижского соглашения может дать шанс планете, при этом значительно повлияет на национальные экономики.
Однако пока тенденция неутешительна: после Парижского соглашения 2016 года выбросы СО2 в атмосферу побили новые рекорды как в 2018, так и в 2019 году. Как показывает динамика 20 века, единственное, что на короткий период сокращает объем выбросов, — это экономические кризисы, эпидемии, войны. Так, сокращение выбросов было установлено во время Первой и Второй мировой войны, Великой депрессии 1930-х годов, энергетического кризиса 1970-х годов. Последний раз выбросы сократились во время мирового экономического кризис 2008-2009 годах. Но в каждом из таких периодов, как только ситуация возвращалась к норме, кривая продолжала бежать наверх. Именно такой процесс мы наблюдаем в 2020 году. Распространение вируса COVID-19 привело к сокращению глобальной экономической активности и уменьшению выбросов парниковых газов.
Поколение Z — уже не просто наша совесть, но и активный участник перемен
На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году, одном из важнейших международных событий, впервые звучат выступления подростков. Это не случайно: именно они начинают понимать и определять новый мир, в котором мы будем жить через несколько лет. Имя юной шведской активистки Греты Тунберг становится буквально синонимом экологических протестов 2019-2020 годов.
По данным исследований Bloomberg, поколение Z, родившееся в период с 2001 года по сегодняшний день, составляет треть мирового населения. Если миллениалов отличал образ жизни «здесь и сейчас», то поколение Z заботится о своем будущем. Их отношение к себе и окружающему миру более практично. Будущее волнует их во всех аспектах, в том числе и экологических — что будет происходить с природой и климатом, если существующая экономическая и политическая тенденция сохранится.
Эко-номика
Мировая экономика начинает медленно поворачиваться в сторону экологической повестки и превращаться в эко-номику. Пока непонятно, сколько необходимые изменения будут стоить и сколько денег и ресурсов мы потеряем в будущем, если не предпримем что-то прямо сейчас. Но уже сейчас внимательное отношение к окружающей среде становится актуальным вопросом для многих корпораций. А «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью предстоящего десятилетия, куда будут притягиваться инвестиции, рождаться стартапы и происходить главные технологические открытия.
Зеленая экономика в цифрах:
Проснулся — убери свою планету
Рост населения планеты вкупе с растущим уровнем благосостояния создает одну из главных проблем современности — рост объема производимых нами отходов. Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Количество свалок, особенно в развивающихся странах, постоянно растет. И в России это насущная проблема.
Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет.
В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Треть всех отходов производит 16% населения из стран с высоким уровнем жизни. А по прогнозам ежегодный объем отходов в мире вырастет еще на 70%.
В России ежегодно производится около 70 млн тонн отходов в год. На переработку идет только 3%, остальное отправляется на свалки, многие из которых несанкционированны. Только в 2019 году в России началась «мусорная реформа», которая должна сделать более прозрачной и цивилизованной сферу обращения с отходами.
Государственные программы, инвестиции в «зеленые» технологии и локальные эко-проекты станут эффективными, когда появится осознание ответственности каждого человека за свое будущее. Нельзя перекладывать ее только на политиков, бизнесменов или активистов. Начинать надо с себя.
Тест предназначен для текущего контроля знаний по теме «Общество и природа», «Познание» из курса «Обществознание»
Список вопросов теста
Вопрос 1
Варианты ответов
Вопрос 2
Что из нижеприведённого характеризует общество как систему?
Варианты ответов
Вопрос 3
Какую сферу общества представляет религия, наука, образование,
Варианты ответов
Вопрос 4
Верны ли следующие суждения об обществе?
Общество можно определить как…
А. обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы, а также связи и отношения между ними.
Варианты ответов
Вопрос 5
Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Исторически общество «старше» природы.
Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.
Варианты ответов
Вопрос 6
Утверждение о том, что общество обособилось от природы, означает, что оно
Варианты ответов
Вопрос 7
Примером взаимодействия общества и природы является
Варианты ответов
Вопрос 8
Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется
Варианты ответов
Вопрос 9
Отношения общества и природы характеризуются тем, что
Варианты ответов
Вопрос 10
Примером влияния природных факторов на развитие общества является
Варианты ответов
Вопрос 11
Понятие «общество» включает
Варианты ответов
Вопрос 12
Примером влияния природных факторов на развитие общества является
Варианты ответов
Вопрос 13
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.
Варианты ответов
Вопрос 14
Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи
Варианты ответов
Вопрос 15
Понятия «развития», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как
Варианты ответов
Вопрос 16
Верны ли следующие суждения об обществе?
А.Общество является развивающейся системой.
Б. Общество как динамичная система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.
Варианты ответов
Вопрос 17
Утверждение о том, что общество обособилось от природы, означает, что оно
Варианты ответов
Вопрос 18
Примером отрицательного воздействия общества на природу является
Варианты ответов
Вопрос 19
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?
А.Развитие общества никак не связано с природным миром, поскольку общество обособилось от природы.
Варианты ответов
Вопрос 20
Обществом в широком смысле слова называют
Варианты ответов
Вопрос 21
В отличие от природы, общество
Варианты ответов
Вопрос 22
Познание в отличие от труда
Варианты ответов
Вопрос 23
Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?
Человек овладевает знаниями в
А. ходе практической деятельности.
Б. процессе изучения основ наук.
Варианты ответов
Вопрос 24
И чувственное, и рациональное познание
Варианты ответов
Вопрос 25
Рациональное познание, в отличие от чувственного
Варианты ответов
Вопрос 26
В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит
Варианты ответов
Вопрос 27
Формой чувственного познания является
Варианты ответов
Вопрос 28
Укажите форму рационального познания
Варианты ответов
Вопрос 29
Варианты ответов
Вопрос 30
Мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках, называется
Природа гораздо старше общества.
Природа гораздо старше общества.
Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа– неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).
2)общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру. сферами человеческой жизни·Социальная (классы, социальные группы, нации).
В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления
Познание общества в форме мифологического сознания
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
Социальные учения
Философия нового времени
4) Нужно понимать, что сознание первобытного человека сильно отличалось от сознания современного человека. Он не искал причины тех или иных событий, а старался дать ответ на вопрос – кто. И суть мифологии сводится к объяснению тех или иных явлений происходящих вокруг него. Мифы принято делить на три группы: 1) космогонические – о происхождении мира и человека; 2) мифы о героях; 3) эсхатологические – о «конце света».
Следующим этапом в развитии мировоззрения древнего человека стало возникновение первых философских учений. Древняя Индия – буддизм, джайнизм, санкхья, йога, веданта и другие. Древний Китай – даосизм, конфуцианство, легизм, моизм и т.д. Но по настоящему философия получила развитие в Древней Греции, которая и считается родиной этой науки. Первыми философскими школами стали школы – Гесиода, Анаксимандра и Анаксимена. Новым витком развития стали труды Аристотеля и Платона.
5) Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в школьном курсе обществознания.
1. Познание общества в форме мифологического
2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии
3. Социальные учения средневековья
4. Философия нового
Обществознание XX века
6)
Цивилизационныйподход рассматривает с цивилизационной (культурологической) точки зрения две сферы жизни общества — прежде всего ментальную, а также материальную:
— человека с его поврежденным страстями (грехом) менталитетом (душой), жизнь наиболее грешных (выдающихся) светских людей: политиков, ученых, писателей, артистов и т. д.;
— демократическое устройство общества (правовое государство, гражданское общество, права и свободы человека);
— борьбу людей за власть и собственность, за прибыль любой ценой (индивидуализм, конкуренцию и т. д.);
— человеческие учения (классиков) — ереси, возведенные в догматы;
— историю безбожной, светской культуры (литературы, искусства и науки), ее особенности в сравнении с другими странами;
— образование и воспитание;
— особенности общественного сознания и общественной психологии (менталитет данного общества);
— историю России в сравнении с другими цивилизациями;
Таким образом, цивилизационный подход концентрирует внимание на грешном образе жизни и деятельности человека, его поврежденной страстями душе, особенностях психологии (менталитета) человека и культуры страны, светской (ментально-чувственной) истории общества, потребительском (с точки зрения удовлетворения страстей, грехов) понимании ценностей и смысла жизни как жизни только земной, временной (а смерти вечной).
Недостатками цивилизационного подходаявляется то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
8) Человечество — активная часть животного мира биосферы, способная не только приспособить её под свои нужды, но и полностью изменить её облик.
Человечество в пространстве предстает как антропологический покров ойкумены (или население), условно устойчивый в течение одного поколения (около 20 лет).
Человечество можно также представить, как всех людей Земного шара (мира), пребывающих на жизненном этапе от рождения из материнской утробы до смерти; как объединение персон, живших в историческую эпоху; как совокупное количество индивидов, личностей, граждан, живущих на Земле в данный момент. Подразделяется на расы, народы (или этносы), социальные и культурные группы. Результат деятельности человечества принято называть культурой.
9) Русская философская мысль на переломе Х1Х
ХХ вв. — вершина развития отечественной философии, время Владимира Соловьева и эпоха религиозно-философского ренессанса. Однако не следует забывать тысячелетнюю историю ее развития. Как немыслимо, скажем, в области литературы все внимание сосредоточивать только на Пушкине, Толстом или Достоевском и их времени, так неправомерно рассматривать наиболее ярких философов серебряного века вне их связи с предшествовавшей традицией. То, что стало хорошей школой в истории отечественной философии, а именно — рассмотрение всего литературного процесса от древнерусских и византийских основ, должно стать нормой в истории философии — изучение философского процесса с самых ранних форм, в максимальной полноте охвата и предельно адекватно подлинному бытованию мысли в разнообразии жанров, интенций, способов выражения, объективизации идейного содержания в разнообразии памятников культуры.
Формы культуры
Доминантная культура— ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения.
Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида.
Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:
—производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;
—изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;
—может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т. п. );
—способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;
—свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
Человек — носитель самосознания Вселенной. Он захватил доминирующее положение в природе по праву силы, и отражение этого права, к сожалению, живет в сознании человечества, хотя недостаточно осознается.
Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия на окружающую среду других приматов. И только много позднее, фактически лишь за последние несколько тысячелетий, его влияние на жизнь планеты стало качественно другим, все более существенным.
Постепенно человек становится решающим фактором преобразования органических и неорганических форм. Вот почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.
Себя загадкой.
14) В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.
18) Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Абсолютная истина— это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина— это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Практика.
19) Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
20) ненаучное познание делится на
Обыденное познание — это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности. Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, — это знания, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни.
Природа гораздо старше общества.
Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа– неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).
2)общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру. сферами человеческой жизни·Социальная (классы, социальные группы, нации).