что стало с янтарной комнатой
Неизвестная судьба янтарной комнаты
При приближении врага к Ленинграду янтарную комнату не успели эвакуировать. Ее законсервировали на месте. В таком состоянии комната была оставлена в надежде на благосклонность врага к шедевру мировой величины. В течение двух лет и четырех месяцев информация о дворце и янтарной комнате практически отсутствовала. В этой статье вы узнаете об основных версиях исчезновения янтарной комнаты, где ее видели последний раз и в каких местах ее могли спрятать.
Янтарная комната в Екатерининском дворце до войны
В конце января 1944 года сразу после освобождения городов-спутников Ленинграда от вражеских войск перед глазами очевидцев предстала ужасная картина разрушений. Исковерканные орудия и военная техника, трупы солдат в оборонительных укреплениях, безжизненные остовы зданий, кругом смешение крови, снега и грязи. Дворцово-парковые ансамбли представляли собой жуткое зрелище. За время оккупации захватчики вырубили вековые парки, обезобразили дворцы и парковые строения, уничтожили замечательные интерьеры императорских резиденций.
Интерьеры Екатерининского дворца
Местонахождение янтарной комнаты оставалось секретом вплоть до того момента, как в руки советских властей не попали достоверные сведения о перемещении шедевра. После занятия Пушкина немецкие и союзные с ними солдаты принялись за мародерство. Они расхищали детали интерьера, штыками прокалывали защитную обшивку и выламывали янтарный декор. Ограбление шедевра продолжалось, пока военное руководство не выставило охрану и не запретило самоуправство. Армейское начальство стало четко выполнять полученные из Берлина инструкции об обращении с предметами культуры.
В руках командования группы армий «Север» находились составленные заранее списки историко-культурных объектов, чьи фонды хранили тысячи ценных экспонатов. Их предписывалось вывозить в Германию для пополнения государственных коллекций и частных собраний высокопоставленных лиц из фашистского руководства: Геринга, Гиммлера, Розенберга, Бормана. В это время в Линце, на родине Адольфа Гитлера, готовился к постройке гигантский музей фюрера, куда со всех концов Европы свозили произведения искусства исключительной ценности. Гитлер проявлял интерес к солнечному камню, считал, что изделия из него имеют целебное действие. Но на первых порах удача заполучить янтарную комнату выпала гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху. Именно подведомственная ему территория стала первым приютом для шедевра из Екатерининского дворца.
В октябре 1941 года по распоряжению Э. Сольмса-Лаубаха, назначенного ответственным за сохранение культурных ценностей на оккупированной территории, уже весьма потрепанное произведение искусства стало готовиться к отправке в Германию. Шесть солдат строительного батальона под надзором унтер-офицера за 36 часов демонтировали янтарные панели и уложили их в ящики. В начале декабря 1941 года ценный груз уже принимал директор государственных собраний произведений искусства в Кенигсберге Альфред Роде. В средневековом Королевском замке не нашлось просторного зала для монтажа янтарной комнаты в полную величину. Роде пришлось перетасовать панели, чтобы вместить их в объем подобранного помещения. Масштабная янтарная комната снова стала приватным янтарным кабинетом. В марте 1942 года сборка комнаты была завершена и ее открыли для свободного посещения. Каждый житель Кенигсберга мог воочию увидеть шедевр мирового искусства.
Стоит сказать несколько слов о новом хранителе янтарного чуда. Альфред Роде на тот момент являлся видным исследователем янтарного дела в Европе. В 1926 года он занял пост директора государственных собраний произведений искусства – крупнейшего музея Восточной Пруссии, размещавшегося в Королевском замке Кенигсберга. С этого времени его жизнь и научные исследования, главным образом, были посвящены изучению и развитию янтарной темы. За его авторством вышли в свет ряд трудов по янтарному ремеслу, среди которых книга «Янтарь – немецкий материал» стала классическим трудом для специалистов, работающих в этой области декоративно-прикладного искусства. Под его началом велась большая работа по пополнению городских янтарных коллекций, выпуску каталогов, организации выставок, изучению истории янтарного ремесла.
Каков же был восторг Роде, когда спустя 10 лет вожделенный интерьер прибыл в Кенигсберг под его опеку! Наиболее показательно отношение Роде к исторической судьбе янтарного шедевра иллюстрируют его слова в заметке из мюнхенского журнала «Пантеон» за август – сентябрь 1942 года: «Янтарная комната вернулась в прямом и переносном смысле на свою родину. Несомненно, этот шедевр никогда и ни при каких обстоятельствах не вернется в Россию, ибо это сравнимо с одним: разрушением всего того, что мы именуем Великой Германией». Фанатично преданный своему делу, Роде был неподдельно рад ее появлению на немецкой земле.
Фронтовая ситуация стремительно менялась, советские войска неуклонно приближались к Кенигсбергу. В ночь с 22 на 23 января 1945 года янтарные панели пытались эвакуировать железной дорогой в центральную Германию, но попытка завершилась неудачно. В последний момент перед отправкой железнодорожного состава пришло сообщение о том, что советские танки перерезали пути в Германию, и янтарный груз вернулся в Королевский замок. Ящики с панелями пролежали в Большом Орденском зале вплоть до прихода в город советских войск. По более поздним свидетельствам Роде, 5 апреля 1945 года за день до штурма Кенигсберга янтарные панели все еще находились в замке. С этого момента история янтарной комнаты имеет несколько версий продолжения.
Руины Кенигсбергского (королевского) замка
Первая официальная версия случившегося основывалась на докладе сотрудника Государственного Исторического музея А.Я. Брюсова, который в мае 1945 года прибыл в разрушенный Кенигсберг для поиска вывезенных произведений искусства. Совершенно случайно к нему в группу в качестве помощника попал бывший директор кенигсбергского музея А. Роде, отказавшийся эвакуироваться из города в основную часть Германии. Брюсову также помогал П. Фейерабенд, который до прихода советских войск заведовал известным рестораном «Блютгерихт» («Кровавый суд»), располагавшимся на территории Королевского замка. Два немца, непосредственных свидетеля последних дней существования кенигсбергского музея, могли пролить свет на дальнейшую судьбу янтарной комнаты.
Однако они оказались крайне ненадежными осведомителями. Брюсов отмечал их скрытность и плутовство: «Роде – старик на вид, с трясущейся правой рукой. Одет неряшливо (нарочно?). Искусствовед. Имеет ряд научных трудов. Алкоголик. Доверия не внушает. Мне все сдается, что он знает больше, чем говорит, а когда говорит, то нередко лжет… Фейерабенд – пройдоха, враль, но полезный человек». Как следует из описания Роде, Брюсов не понимал, что перед ним стоял крупнейший специалист по янтарю и прямой участник кенигсбергского периода жизни царскосельского шедевра.
Воспользовавшись свидетельствами его помощников и произведя осмотр помещений Королевского замка, Брюсов увидел следы большого пожара. Большой Орденский зал выгорел, где, по дневниковым записям Брюсова, «[б]ыли найдены подвески от царскосельских дверей (медные), обгорелая резная лепка Янтарной комнаты, железные пластинки с винтами, которыми части комнаты были прикреплены к стенкам ящиков». Уверившись в печальную судьбу разыскиваемого шедевра, Брюсов представил в Комитет по делам искусств и культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР докладную записку с неутешительными выводами: «По всем данным, Янтарная комната сгорела между 9 и 11 апреля 1945 года».
Дальнейшие поиски и странное поведение Роде несколько пошатнули озвученную версию случившегося. Брюсов нашел переписку Роде со многими влиятельными представителями нацистской элиты и понял, что его помощник не просто не искусствовед, а человек, в руках которого находились судьбы большого количества экспонатов, вывезенных из советских музеев в период войны. В июне 1945 года Брюсов оставил в дневнике запись: «В Шлоссе [один из немецких замков – прим. автора] найдено много документов, показывающих, что Роде стоял во главе охраны музейных ценностей во всей Восточной Пруссии. Он вывозил отсюда вещи в замки. Он подготовил вывоз Янтарной комнаты в Саксонию. Но от него ничего нельзя добиться. Он не лжет, но говорит очень мало, только тогда, когда мы и без него что-нибудь открываем». В этой записи отражены основные направления последующего поиска янтарных панелей: сам город Кенигсберг с прилегающей к нему округой и территория центральной Германии, куда шедевр могли эвакуировать и спрятать в шахте, бункере или ином подобном месте.
Гросс-Фридрихсберг, усадьба Эриха Коха
Особенно тщательно искатели прозондировали почву местечка Гросс-Фридрихсберг, в котором располагалась усадьба Эриха Коха, гауляйтера Восточной Пруссии и собирателя награбленных богатств. В поместье были обустроены подвалы особняка и сооружен бункер со всеми условиями для автономной жизни и работы. Комплекс хорошо оборудованных укрытий поражал надежностью и технологичными системами жизнеобеспечения. Словом, более подходящее место для утаивания сокровищ сложно было найти. Косвенно на вероятность сокрытия здесь янтарной комнаты указывало то обстоятельство, что за несколько дней до начала штурма Кенигсберга усадьбу посетил Роде. Возможно, он подыскивал последнее пристанище для ящиков с янтарным грузом. После войны множество экспедиций исследовали здесь каждую пядь окрестных земель, но поиски так и не привели к желаемому результату.
Параллельно прорабатывалась версия об эвакуации янтарной комнаты на территорию остальной Германии. Ее искали в Тюрингии, куда предположительно была вывезена из окружаемой советскими частями Восточной Пруссии богатейшая коллекция Эриха Коха. Вместе с ней в путешествие по Германии могли отправиться и ящики с янтарными панелями. В качестве предполагаемого места сокрытия янтарного чуда указывали на соляную шахту Виттекинд в Нижней Саксонии –к окончанию войны в нее спустили библиотеку Геттингенского университета и, как считают некоторые исследователи, в штольни поместили груз с янтарной коллекцией из Кенигсберга. Во время оккупации этот район контролировался английскими войсками, которые могли поднять часть богатств. Последовавшие в конце сентября 1945 года взрывы привели к обрушению шахты и следы янтарной комнаты затерялись в завалах соляных выработок и английских архивах.
Идея о непосредственном участии союзников СССР в судьбе царскосельского шедевра породила несколько смежных версий. Одна из них гласила, что союзные английские или американские войска обнаружили янтарный груз на оккупированной ими территории Германии и скрытно вывозили его за пределы страны в качестве военной добычи. Еще одна версия допускала присвоение янтарных панелей уже советскими властями и его последующую передачу США в счет возмещения поставок американских товаров по ленд-лизу. Всплывали сомнительные свидетельства о том, что ящики с янтарными деталями видели в американской части Берлина и при таких условиях далекоидущий вывод о перемещении шедевра за океан напрашивался сам собой.
В течение десятилетий янтарную комнату искали с надеждой и верой в то, что она сохранилась и нужно сделать только один шаг, чтобы она в оригинальном виде снова появилась перед восторженной публикой. Но годы шли, а версии о судьбе янтарного зала упорно не хотели становиться реальностью. Счастливым исключением стало обнаружение комода из меблировки комнаты и фрагмента янтарного интерьера – флорентийской мозаики «Осязание и обоняние». В 1997 году мозаику обнаружили на черном рынке антиквариата в Германии при попытке продать в качестве части царскосельского интерьера. Искусствоведческая экспертиза показала подлинность мозаики и ее принадлежность композиции пропавшей комнаты. В 2000 году обнаруженные мозаика и комод были возвращены в Екатерининский дворец, став исторической основой для возрождения убранства янтарного зала.
Восстановленная янтарная комната
Источник публикации: паблик ВКонтакте История и Право
Тайна роскошных покоев: куда исчезла Янтарная комната
Фрагменты Янтарной комнаты могут находиться на затонувшем в Балтийском море немецком пароходе. По крайней мере такую версию озвучил польский водолаз, который работает сейчас на месте и исследует судно. Какие только версии не выдвигались после исчезновения Янтарной комнаты: одни говорили, что искать нет смысла, потому как всё давно сгорело; другие считают, что панели с янтарем пошли ко дну вместе с лайнером «Вильгельм Густлофф» или спрятаны в тайниках. Есть даже версия о неизвестном американском миллиардере, который прибрал шедевр к рукам в счет уплаты долга. О том, что могло случиться с Янтарной комнатой, — в материале «Известий».
В пучине морской
«Если Германия хотела отправить Янтарную комнату через Балтийское море, то пароход «Карлсруэ» был их последней возможностью», — цитирует телеканал «Звезда» польского водолаза Томаша Стахура, который работает на месте гибели немецкого парохода.
«Янтарную комнату видели последний раз в Кенигсберге. Оттуда пароход «Карлсруэ» отправился в последний рейс с большим грузом…» — замечает в разговоре с журналистами Томаш Стахура. Совпадение? Польские водолазы допускают, что нет.
Внутри затонувшего немецкого парохода «Карлсруэ»
Судно с тоннами груза на борту затонуло 13 апреля 1945 года в нескольких десятках километрах к северу от Устки. Это случилось во время эвакуации немцев из Восточной Пруссии. Пароход спешно покидал Пилаву (сейчас это Балтийск), когда его настигли советские бомбардировщики — судно за три минуты ушло под воду, из 1083 человек спаслись около 100. Уходил корабль в пучину морскую вертикально, ударившись носом о дно, а весь груз отбросило вперед.
«Он лежит на глубине 88 м. Практически цел. В его трюмах мы обнаружили военные машины, фарфор и множество ящиков с пока неизвестным содержимым», — говорит Томаш. И кто знает, вдруг неизвестное содержимое окажется одним из самых разыскиваемых шедевров.
Янтарную комнату уже давно окрестили «восьмым чудом света», которое все ищут, да так и не могут отыскать, — как золото Колчака. Янтарный кабинет, подаренный еще в 1716 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I российскому государю Петру I, какое-то время пылился в ящиках — размеры изначального кабинета оказались гораздо меньше петровских покоев, деталей не хватало. В 1743 году богатым декором заинтересовалась Елизавета Петровна — под руководством Бартоломео Растрелли комнату собрали, дополнили зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь». Позже Янтарную комнату перенесли в Екатерининский дворец в Царском Селе.
Почему музейные сотрудники решили не вывозить сокровище в 1941 году? Возможно, не хватило времени или же боялись повредить драгоценное убранство. Так или иначе, Янтарную комнату попытались спрятать: стены укрыли марлей, ватой и заклеили обоями. Впрочем, маскировку немцы раскусили — всего за 36 часов панели разобрали и увезли в Кенигсбергский (Королевский) замок. А в 1945 году Янтарная комната исчезла.
Томаш Стахура уточняет, что «Карлсруэ» участвовал в операции «Ганнибал» — эвакуации морским путем немецких жителей из Восточной Пруссии. Тогда же были потоплены корабли «Гойя», «Штойбен» и «Вильгельм Густлофф». К слову, «Густлофф», атакованный подлодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско, также подозревали в перевозке Янтарной комнаты, но эта версия не нашла подтверждения.
Бункер Ляша — надежда наша?
Калининградский историк Сергей Трифонов считает, что фрагменты Янтарной комнаты могут лежать в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто Ляша. Когда-то бункер соединялся с Королевским дворцом подземными ходами — по ним и могли вынести части комнаты.
Командный бункер последнего немецкого военного коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша
Несколько лет Трифонов изучал подвал бункера: проделывал отверстия в стенах, через которые пропускал зонд с видеокамерой. Так и обнаружил заполненную водой комнату, а в ней — несколько деревянных ящиков. Увы, хода в помещение нет, так что приходится гадать. Подогревают интерес и знаки на воротах одной из частей бункера.
«На них — 88 рун. Самое любопытное, что когда эти руны были переведены и трактованы бельгийскими специалистами, отдельные из них показали, что это самая настоящая сокровищница, защищенная этими руническими знаками», — говорит исследователь.
Историк Третьего рейха Константин Залесский считает, что если что-то где-то и прячут, то рано или поздно об этом всё равно узнают — утечка информации бывает всегда: «Потому что один человек не может спрятать ящики, а убивать тех, кто спрятал (как это делали пираты), в XX веке уже было не положено».
«На самом деле, если рассуждать логически, то спрятать Янтарную комнату в бункере Ляша может только полный идиот, — говорит историк в беседе с «Известиями». — Бункер Ляша — первое, что советские войска обязательно возьмут и проверят: это бункер руководителя укрепрайона, поэтому что-то прятать в нем совсем не с руки».
Некоторые считают, что Янтарная комната так и не покинула Кенигсбергский замок. Константин Залесский замечает, что в подвалах, катакомбах крепости можно было спрятать всё что угодно. Как и в шахтах. Но, по его словам, если немцы что-то и прятали, то для того, чтобы сохранить, укрыть от бомбежки, а затем забрать.
«Обычно всё фиксировалось: офицер должен был получить приказ, составить акт. Кто же ему даст сокровища, если не под расписку? И наши, и американцы обнаружили большинство схронов в 1945–1946 годах не потому, что где-то нашли, а потому, что документы получили: там и там, в такой-то шахте картины из такой-то галереи».
Янтарные сезоны Польши
Периодически отыскать Янтарную комнату пытаются в Польше — в окрестностях деревни Мамерки. Так в июне прошлого года сотрудники Музея Второй мировой войны нашли засыпанный землей люк, который вел в неизвестное подземное помещение. В сердцах музейщиков затеплилась надежда — не всё же время в Мамерках показывать лишь копию Янтарной комнаты (а такая у них есть), пора найти оригинал.
«Мы нашли этот лаз при помощи мощного георадара. На этом месте выросло дерево, которое не давало возможности открыть люк», — пояснял журналистам представитель музея Бартоломей Плебанчик.
Сотрудники Музея Второй мировой войны в польском городе Мамерки вскрывает подземный лаз, где предположительно может находиться Янтарная комната
Впрочем, дерево погибло напрасно: на поверку ход оказался техническим колодцем, чистым и хорошо сохранившимся. Сокровищ там нет, но музейщики унывать не собираются.
«Впереди у нас еще 199 гектаров леса. У нас есть самый современный георадар и время. Возможно, это займет год или пять лет. Но мы продолжим систематически исследовать фрагменты леса и наши поиски», — не сдается Плебанчик.
Константин Залесский обращает внимание на интересную «сезонность» поисков Янтарной комнаты в Польше — «обычно это происходит осенью или ближе к лету».
«Это всё идет для привлечения туристов. Правда, сейчас там всё закрыто (все-таки коронавирус), но в принципе такие новости нужны для оживления интереса со стороны туристов (что в Польше можно что-то найти)», — говорит «Известиям» историк.
Вероятно, как хорошо продаются «замки с привидениями», так и слухи о знаменитой находке польский злотый в бюджет добавляют.
«Это бизнес. Причем как и на уровне гмина, так и на уровне государства. Если немцы поедут в Польшу как туристы, то это хороший приток средств. Деньги от туризма прежде всего получают гмины — местная администрация. Если у них есть деньги, то у польского государства не болит голова».
Сгинула в кострах войны
В начале 2000-х британские исследователи выдвинули новую версию о том, что могло произойти с Янтарной комнатой. Изучив архивные документы, в том числе дневники и отчеты последнего хранителя комнаты Анатолия Кучумова, авторы пришли к выводу, что шедевр сгорел в одном из залов Королевского замка — пожар якобы устроили советские солдаты.
В качестве доказательства приводился разговор Кучумова с Паулем Фейерабендом — управляющим баром в бывшей камере пыток Кенигсбергского замка. Фейерабенд вспоминал, что упакованная Янтарная комната тогда находилась в Рыцарской зале.
Развалины Кенигсбергского замка
«В полдень 10 апреля, когда я покидал замок, мой ресторан был занят артиллерийскими частями Красной армии. Винный погреб и Рыцарская зала не были разрушены, однако когда я вернулся из Элбинга, где лежал в госпитале, то узнал от управляющего замком, что и зала, и ресторан сгорели дотла», — рассказывал управляющий.
Но Кучумов не включил это свидетельство в свой отчет. По версии британцев, он чувствовал за собой вину за то, что не смог спасти шедевр от фашистов, поэтому пытался поддержать «миф» об исчезновении сокровища.
Британская версия наделала много шума. На тот момент глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой назвал заявление абсурдным и опаснейшим, направленным на пересмотр истории.
В одном из интервью куратор проекта по восстановлению Янтарной комнаты Татьяна Жиркова отмечала, что, к сожалению, очень мало документальных материалов, поэтому версии продолжают появляться, бывают в том числе и совсем фантастические. Например, что немцам досталась копия Янтарной комнаты, которую изготовили по заказу Сталина, а подлинник спрятан в тайниках.
По словам Татьяны Жирковой, несмотря на множество предположений, «правдой можно считать только то, что подтверждено документально». Куратор рассказывала, что когда-то ей в руки попадались воспоминания Анатолия Кучумова, записанные его сыном, но в них не было ни слова о том, что Янтарную комнату обнаружили в 1945 году, а затем она погибла в огне.
«Странно, как можно ссылаться на дневники Кучумова, мы никогда не слышали, что они вообще каким-то образом попали за границу и где-то были обнародованы», — замечала Татьяна Жиркова.
Впрочем, версия о том, что янтарный шедевр был уничтожен, но во время бомбардировки Кенигсберга британской авиацией, также существует.
В счет уплаты долга
И если Янтарную комнату не уничтожили, то почему не могли продать? В 2018 году историк и писатель Александр Мосякин, живущий в Латвии, заявил, что после войны янтарные панели увезли в США. В качестве аргумента исследователь приводил «допрос от 2 апреля 1946 года директора ресторана «Блюдгерихт» (уже упомянутого Пауля Фейерабенда).
«По его словам, 9 апреля 1945 года янтарные панели и всё имущество Орденского зала Королевского замка оказалось в руках советских властей! По документам янтарные панели вывозили как немецкую ценность в восточный Берлин, а в 1950-м году ее передали американцам! Я полагаю, что в уплату по ленд-лизу», — рассказывал журналистам Александр Мосякин.
Янтарная комната Екатерининского дворца. Репродукция фото 1930-х годов
Исследователь отмечал, что помещение в Королевском замке было на треть меньше, чем в Царском Селе. Перед налетом союзных войск на Кенигсберг комнату разобрали, а «излишки» янтарных панелей положили повыше — именно они поплавились во время пожаров, остальное якобы уцелело.
Константин Залесский замечает, что в масштабе долгов Советского Союза по ленд-лизу стоимость Янтарной комнаты ничтожна, а продажа не оправдана: «Значение Янтарной комнаты как культурного явления значительно больше, чем эффект при ее возможной продаже».
В народе ходила и такая версия: Янтарная комната могла достаться некоему американскому миллиардеру опять же в счет уплаты долга по ленд-лизу.
«Сложно представить, что кто-то вывез Янтарную комнату, оборудовал ее на своем ранчо и никто об этом не узнал. Причем миллиардер бы уже умер, а наследники тратились на поддержание температурного режима и хороших условий только для того, чтобы никому не показывать? Чтобы даже слуга не знал и на старости лет, уволившись из этого поместья, не рассказал своему внуку, что он видел Янтарную комнату, а внук не продал эту информацию журналистам? Это что-то нереальное», — считает Константин Залесский.
Фрагмент Янтарной комнаты
Вероятно, все уже порядком подустали от бесконечных версий и предположений (а железных аргументов так и нет), но в безуспешных поисках можно отыскать и плюсы. Как рассказывал барон Эдуард фон Фальц-Фейн, который вместе с писателем Юлианом Семеновым в свое время основал Международный комитет по поиску Янтарной комнаты, за время работы комитета попутно удалось вернуть сотни культурных ценностей. Приводил один пример: из Баварии в СССР вернулись ценнейшие артефакты, в том числе 800 икон. Выходит, всё не зря.