что стало с азербайджаном после распада ссср
Азербайджан после распада СССР
Вы будете перенаправлены на Автор24
Азербайджан (Азербайджанская Республика) — это государство в восточном Закавказье на побережье Каспийского моря.
Период политических потрясений
После августовских событий 1991 года ВС Азербайджана принял Декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики». Конституционный акт под названием «О государственной независимости Азербайджанской Республики» был принят 18 октября, учредив основы государственного устройства суверенного Азербайджана. 29 декабря был проведен референдум о государственной независимости, в поддержку которой высказалось 99,58 % участников.
На президентских выборах в Азербайджане 7 июня 1992 года победу одержал Абульфаз Эльчибей, набрав 59,4 % голосов. Азербайджанские войска 12 июня развернули наступление, восстановив контроль над Шаумяновским районом и частью Аскеранского и Мардакертского районов. 24 октября Народный фронт Азербайджана попытался произвести переворот в Нахичеванской Автономной Республике, захватив здания МВД и телецентра в Нахичевани. Однако после ультиматума, предъявленного руководителем автономии Гейдаром Алиевым, сторонники НФА оставили здание МВД. Зимой 1992-1993 годов на фронте вновь случился перелом в пользу армянской стороны. К концу февраля 1993 года противнику удалось овладеть Сарсангским водохранилищем, а в начале апреля пал Кельбаджар.
Военно-политический кризис
Готовые работы на аналогичную тему
Милли меджлис — это однопалатный парламент, осуществляющий в Азербайджанской Республике законодательную власть.
Переговоры с С. Гусейновым не имели результата. 15 июня Милли Меджлис избрал Алиева председателем. В ночь на 18 июня Эльчибей улетел в Нахичевань и поселился в родном селе Келеки. Милли Меджлис 25 июня проголосовал за лишение его президентских полномочий и их передачу председателю парламента. Однако это решение не соответствовало Конституции, поэтому парламентарии вопрос о доверии президенту вынесли на всенародный референдум.
Страна погружалась в кризис, грозивший перерасти в гражданскую войну. 21 июня полковник армии Азербайджана А. Гумматов провозгласил Талыш-Муганскую Автономную Республику на территории 7 районов. Гумматов требовал отставке и. о. президента Г. Алиева и возвращении экс-президента А. Муталибова. Его выступление не получило поддержки талышского населения, и самопровозглашённая республика пала спустя два месяца. Осложнилась обстановка на фронте. 27 июня армянские вооружённые формирования взяли Мардакерт, а 23 июля – Агдам. 20 августа был взят райцентр Джебраил, а 22 — Физули. На этом фоне 28 августа прошёл референдум о доверии А. Эльчибею, на котором за отставку Эльчибея высказалось 97,5 % граждан страны. 31 августа армянскими войсками был взят райцентр Кубатлы.
Президентство Гейдара Алиева
На прошедших 3 октября президентских выборах победил бывший Первый Секретарь ЦК Компартии АССР Г. Алиев, который набрал 98,8 % голосов. Обстановка на фронте продолжала быть тяжёлой. Азербайджан потерял Горадиз и Зангелан. В конце декабря азербайджанские войска начали наступление и вернули часть Физулинского района и Горадиз. 6 мая представители Армении, Азербайджана и НКР в Бишкеке подписали при посредничестве России соглашение о прекращении огня, вступившее в силу 12 мая. В результате военных действий Азербайджан потерял:
Прекращение военных действий позволило Азербайджану заключить контракт с крупнейшими нефтегазовыми корпорациям на разработку месторождений в азербайджанском секторе Каспия. Соглашение сыграло значительную роль в развитии промышленности страны. Но спустя несколько дней внутриполитическая ситуация вновь обострилась. В ночь на 30 сентября в Баку были убиты близкие соратники президента — вице-спикер парламента А. Джалилов и начальник особого управления при президенте Ш. Рагимов. По подозрению в этих убийствах были задержаны сотрудники ОПОН. В тот же день группа ОПОН захватила здание Генеральной прокуратуры и 40 заложников, включая генпрокурора Али Омарова. Они выдвинули требования:
Вследствие Нагорно-Карабахского конфликта Азербайджан находился в состоянии политической нестабильности. Радикально ситуация изменилась после избрания президентом страны Алиева. Прекращение военных действий позволило ему сосредоточиться на восстановлении экономики, в частности на проведении земельной реформы. В декабре 1994 — марте 1995 года были созданы комиссии для формирования принципов аграрной реформы. Комиссиями были созданы три закона по реструктуризации хозяйств в 1995—1996 годах. Общие принципы были изложены в принятой в ноябре 1995 года конституции страны. Новая конституция отменяла монополию государства на землю и признала право частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Новая конституция зафиксировала переход к рыночной экономике.
Политический режим Гейдара Алиева характеризуется как авторитарный, диктаторский и репрессивный.
При Г. Алиеве начал складываться его культ личности, окончательно сформировавшийся в правление его сына, Ильхама Алиева.
Президентство Ильхама Алиева
В 2003 году на президентских выборах победил И. Алиев, набравший 79,46 % голосов. Оппозиция не признала результаты выборов. Свыше 3 тысяч сторонников лидера партии Мусават Исы Гамбара двинулись к центральной площади столицы Азадлыг. Прибывший полк внутренних войск вступил с ними в столкновение. Алиев, придя к власти, избавился от старой элиты. В октябре 2005 года в связи с попыткой государственного переворота были арестованы 12 человек, в число которых попали министр экономического развития Ф. Алиев, министр финансов Ф. Юсифов, министр здравоохранения А. Инсанов, президент Госконцерна «Азерхимия» Ф. Садыгов и президент Академии наук Э. Салаев.
Во время президентского срока И. Алиева были запущены основные экспортные трубопроводы: Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзурум. В результате энергетических проектов Азербайджан прошёл путь успешных социально-экономических изменений.
Президентство И. Алиева также отмечено подавлением в Азербайджане гражданских свобод и коррупцией. «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности» в 2012 году назвал И. Алиева коррупционером года.
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
Особенности отношений Азербайджана и России в 1991-1994 годах
Н. Гусейнова
С момента провозглашения независимости Азербайджана, отношения страны с Россией развивались как в положительной, так и в негативной динамике. Республика прошла три основных исторических этапа развития отношения России, которым были характерны, как и прорусская позиция руководства Азербайджана, так и антагонизм между двумя государствами, и постепенная балансировка отношений.
Первый период азербайджано-российских отношений после приобретения Азербайджаном независимости, приходится на этап 1991-1993 гг., когда у власти стоял А. Муталибов, а сама внешняя политика имела пророссийскую направленность. 70-летний период советской власти в Азербайджане нашел свое завершение в результате событий «Черного января» 20 января 1990 г., когда части советской армии были введены в Баку.
Однако данная операция была использована национальным движением Азербайджа-на с целью дискредитации советской власти и ее действий. Прямым результатом вмешательства советских войск, стало смещение первого секретаря Коммунистической партии АзССР А. Везирова, и его замена на А.Муталибова. Его правление с января 1990 г. по август 1991 г. впоследствии получило название периода «просвещенного авторитаризма», в ходе которого он пытался объединить коммунистическую идеологию с национальными символами и традициями в целях защиты своей власти.
А.Муталибов считался человеком Горбачева, и именно поэтому, он стал одним из первых сторонников нового союзного договора М. Горбачева, который должен был «оживить» СССР, предоставляя больше автономной власти союзным республикам.
В то время, как Армения совместно с Грузией, Молдовой и тремя прибалтийскими республиками готовились к выходу из состава Советского Союза, Азербайджан со-гласился проголосовать за свое пребывание в СССР. Сторонники СССР и коммунистической идеологии утверждали, что, будучи частью Советского Союза в качестве суверенного Азербайджана, Баку решит ряд вопросов обеспечения безопасности.
Верховный Совет АзССР согласился участвовать в общесоюзном референдуме, который состоялся 17 марта 1991 г. В ходе голосования граждане Азербайджана высказались за подписание нового союзного договора и поддержали Горбачева как президента СССР. И, наоборот, в соседней Армении, которая управлялась Армянским общенациональным движением, призвали граждан этой республики бойкотировать референдум, заявив, что результаты референдума не будут иметь юридической силы на своей территории, и выразили желание отделится от Советского Союза.
Таким образом, результаты референдума дали понять советскому руководству, что эти две южнокавказские республики имели принципиально разные точки зрения относительно своего будущего.
Однако Азербайджан уже был втянут в необъявленную войну за Нагорный Карабах с Арменией. В первой половине 1991 г. была проведена операция «Кольцо», в ходе которой армянское население было депортировано из ряда селений в Карабахе. Таким образом, в результате этой операции, в краткосрочной перспективе была решена проблема угрозы армянских вооруженных формирований азербайджанским территориям в Нагорном Карабахе.
В долгосрочной перспективе же советская поддержка оказалась губительной – если Армения, после этой операции, начала форсировано создавать свои собственные вооруженные силы, то в Азербайджане к этому процессу приступят намного позже, что, в свою очередь, отразилось на соотношении сил в войне за Нагорный Карабах.
Тем не менее, прогорбачевская политика А. Муталибова завершилась полным фиаско в результате путча в августе 1991 года в Москве, который был организован консервативными членами КПСС и КГБ. В течение этого путча, А. Муталибов находился в Иране и сделал заявление, осуждающее Горбачева, тем самым поддержав переворот в Москве. В течение трех дней путч провалился, инициаторы переворота были задержаны, а сам Горбаче был смещен Б. Ельциным, главой РСФСР – начался постепенный коллапс государства.
Аяз Муталлибов
Уже 31 августа 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял резолюцию по вопросу о независимости. 8 сентября 1991 г. состоялись первые президентские выборы в Азербайджане и А.Муталибов стал первым президентом независимого Азербайджана. 18 октября 1991 г. Парламент Азербайджана принял особое постановление и провозгласил независимость Азербайджана.
Тем не менее, поведение А.Муталибова на посту первого президента было подозрительным, особенно по отношению к тому факту, что Азербайджан уже являлся независимым государством – в своем выступлении в ноябре в парламенте, пытаясь оправдать новый союзный план Горбачева, он отметил, что «…Москва ликвидировала структуру, которая диктовала нам, что делать и как жить. Теперь Центр будет принимать решения только касаемо вопросов внешней политики и безопасности, которые так же будут координироваться с нами».
После официального распада СССР, оформленного президентами России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще, А. Муталибов поддержал идею создания СНГ и в итоге подписал Алма-Атинское соглашение 21 декабря, по которому Азербайджан официально вступил в СНГ.
Этот внешнеполитический акт усилил напряженность внутри страны. Оппозиционные политические группы требовали полной независимости от России и любых организаций, во главе которых она стояла, потому что считалось, что быть частью вновь созданного СНГ означало вновь потерять независимость.
А.Муталибову в ходе второго обсуждения членства Азербайджана в СНГ в Верховном Совете Азербайджана, позвонил президент России Б.Ельцин и попросил о ратификации соглашения о членстве Азербайджана в СНГ со стороны членов Верховного Совета. В качестве ответных действий он предложил обеспечить нейтралитет 366-го полка Объединённых сил СНГ, или 366-й гвардейского мото-стрелкового полка российской армии, который был дислоцирован практически в зоне боевых действий, недалеко от г. Ходжалы.
Однако, в Верховном Совете Азербайджана большинство мест принадлежало представителям националистических сил, которые выступали против любого активного сотрудничества с Россией – поэтому данное предложение было отклонено.
Резня мирных жителей в г.Ходжалы стала причиной свержения А.Муталибова с поста президента – представители оппозиционного Народного фронта Азербайджана (НФА) потребовали немедленной его отставки, как предателя интересов республики.
Его место, как исполняющий обязанности, занял спикер Верховного Совета Азербайджанской Республики Я.Мамедов. Интересный факт – несмотря на пророссийскую направленность внешней политики А.Муталибова, официальное установление дипломатических отношений между независимыми Азербайджаном и Россией произошло в период нахождения у власти и.о. президента Я.Мамедова.
3 апреля 1992 г., министр иностранных дел Российской Федерации А.Козырев впервые посетил с официальным визитом Азербайджан. Через день, 4 апреля 1992 г., Россия признала Азербайджан в качестве независимого государства.
Тем не менее, ухудшение ситуации в Нагорном Карабахе и установление контроля над г. Шуши 9 мая 1992 г. армянскими силами ухудшило внутреннюю ситуацию в Азербайджане. Это событие дало возможность А.Муталибову восстановить свои позиции в качестве главы правительства. 14 мая, он внезапно появился в парламенте, стремясь использовать поражение под Шушой в качестве предлога для получения для себя полномочий. В ходе своего выступления в парламенте Азербайджана он выразил готовность вмешаться, исправить ситуацию и стать тем лидером, который сейчас необходим Азербайджану.
Абульфаз Эльчибей
Это стало последней каплей для сторонников НФА – 15 мая его сторонники окружили Верховный Совет и захватили президентский дворец. В результате давления, А.Муталибов вынужден был уехать в Москву. На президентских выборах 17 июня 1992 г. победу одержал Абульфаз Эльчибей, председатель НФА, который и стал вторым президентом независимого Азербайджана. С уходом А.Муталибова закончился короткий этап пророссийской внешней политики Азербайджана.
НФА, как партия, была сформирована на волне роста армянских претензий на территорию Нагорного Карабаха и сумгаитских событий в 1988 г. на базе Бакинского клуба ученых, вокруг которого объединилась вся национал-демократическая интеллигенция Азербайджана. Конфликт был решающим фактором в объединении Народного фронта. НФА сыграла ключевую роль в снижении и ликвидации советского влияния в Азербайджане, и переформатированию АзССР в суверенную республику.
После прихода А.Эльчибея к власти, главным приоритетом внешней политики Азербайджана стало именно развитие отношений с Турцией и странами Запада, что обеспечило бы отделение страны от российского влияния. Хотя первоначально отношения между двумя республиками развивались без изменений – в октябре 1992 г. Эльчибей совершил свой первый официальный визит в Россию и подписал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности со своим коллегой Борисом Ельциным. Но начиная с января 1993 года, отношения между Россией и Азербайджаном стали постепенно ухудшаться. Баку начинает активно развивать отношения с Турцией и отказывается присоединиться к СНГ.
Помимо этого, лично Эльчибей в открытую занимает антироссийскую позицию. Так, еще во время подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности он демонстративно отказался говорить по-русски и потребовал переводчика. Кроме того, он открыто поддерживал президента Татарстана М.Шаймиева и его антифедеральную политику.
В феврале 1993 г. на II съезде Народного фронта Эльчибей выступил с речью, заявив, что во внешней политике Республика Азербайджан будет ориентироваться на усиление связей с США и Великобританией, а «что же касается республик бывшего Союза, то здесь приоритет будет отдаваться Украине».
После отказа правительства Азербайджана ратифицировать Ташкентский договор и окончательно стать частью СНГ, Москва начинает переориентироваться на Армению, сделав на нее ставку, как форпост своего влияния в южнокавказском регионе.
Растущая роль влияния западных стран и западных организаций (ОБСЕ, МВФ, МБРР и др.) в Азербайджане и резкий рост сотрудничества России и Армении стали поворотными моментами в отношениях между двумя республиками.
После успешного наступления азербайджанских сил в июне-августе 1992 г., которые были до сих пор дислоцированы на территории Азербайджана, Баку обратился к ОБСЕ с просьбой о посредничестве для урегулирования конфликта и закрепления за собой отвоеванных территорий. Однако такое развитие событий было уже не в интересах России, и именно поэтому Москва принимает решение использовать свои силы на территории республики в качестве наблюдателей и миротворцев в конфликтной зоне приграничного района двух воюющих стран Южного Кавказа.
Правительство Азербайджана проигнорировало саммит СНГ в Минске 17 января 1993 г. и отклонило предложение России о размещении ее сил в зоне конфликта. Более того, представители НФА заявили, что подобный план служит намерениям России изолировать территорию Нагорного Карабаха от остальной части страны, что является угрозой национальному суверенитету республики.
Абульфаз Эльчибей
А.Эльчибей и Г.Алиев
Развивая идею, правительство Эльчибея настаивало на полном выводе всех российских войск с территории Азербайджана. В итоге процесс, который был начат с 20 августа 1992 г., был закончен 25 мая 1993 г. Следовательно, Азербайджан стал первым постсоветским государством, с территории которого Россия полностью вывела свои военные базы и вооруженные силы. Однако, как писалось выше, в Москве уже пересмотрели свою кавказскую политику, и данная «дипломатическая победа» Баку особых дивидендов не принесла.
К концу 1992 г., армянские силы провели контрнаступление и в скором времени установили контроль практически над всей территорией Карабаха, что негативно отразилось на популярности НФА и лично А.Эльчибея.
Другим фактором, который ухудшил отношения между Азербайджаном и Россией, была энергетическая политика правительства А.Эльчибея. Ее главной целью было привлечение внимание западных ТНК к добыче энергоресурсов в акватории Каспийского моря. Однако Баку делало ставку исключительно на западные компании и инвестиции, исключая своих российских коллег.
Ключевыми азербайджанскими место- рождениями были Гюнешли, Чираг и Шах- Дениз. 7 сентября 1992 г. правительство Азербайджана подписало соглашение с British Petroleum (BP) и Statoil о перспективном развитии месторождений Чираг и Шах-Дениз. Аналогичные соглашения были подписаны 1 октября 1992 г. с компаниями Pennzoil и Ramco Oil Services. Дополнительные соглашения планировалось подписать на общей встрече представителей азербайджанского правительства и нефтегазовых ТНК в июне 1993 г.
Тем не менее, в сложившейся ситуации, МИД России оспорило законность претензии Азербайджана на энергетические ресурсы Каспия, а значит и законность заключенных соглашений, из-за нерешенного статуса Каспийского моря и призвал Баку к совместному владению и развитию морских ресурсов.
Свою позицию российское правительство четко и ясно выразило в своем письме посольству Великобритании в Москве: «любые шаги по отношению к использованиям ресурсов Каспийского моря и направленные на приобретение каких-либо преимуществ по отношению к конкретным областям и ресурсам … не может быть признано … [и] любые односторонние действия лишены правовой основы».
В результате, правительство А.Эльчибея заплатило очень высокую цену за свою враждебную позицию по отношению к России. Российская помощь Армении в Нагорно-Карабахской войне сыграла ключевую роль, а в скором времени один из азербайджанских военачальников, обвиненный в поражениях армии, С.Гусейнов, получивший доступ к вооружению, оставленному российскими войсками, поднимет вооруженный мятеж в мае 1993 г. против А.Эльчибея. В итоге противостояния, поставившего страну на грань развала, А.Эльчибей был отстранен от власти по итогам всенародного референдума, а новым президентом в июне 1993 г. был избран Г.Алиев.
С приходом к власти нового президента наступил новый период отношений между Россией и Азербайджаном, которому был свойственен сбалансированный характер.
По материалам сборника “Постсоветские исследования”
ed_glezin
ed_glezin
В 1988 году сформировался Народный фронт Азербайджана, ставший во главе азербайджанского национального движения, которое усилилось на фоне карабахского конфликта.
Перестройка придала движению за воссоединение Карабаха с Арменией новый импульс. В Карабахе сторонники этой идеи создали общество «Крунк» (в переводе с армянского – «журавль», символ тоски по родине). В конце 1987 года в Степанакерте – административном центре автономии – начались митинги в поддержку этой инициативы. За этим последовали и официальные шаги: в начале 1988 года четыре из пяти районных советов Нагорного Карабаха (исключением стал Шушинский район, где большинство населения составляли азербайджанцы) проголосовали за объединение с Арменией.
Митингующие с флагом АДР на площади Ленина (ныне Площадь Свободы). Баку, 1988 год
Митинги продолжались как в Степанакерте, так и в Ереване. На этом фоне 20 февраля 1988 года состоялась сессия областного совета НКАО, на которой было решено обратиться к Верховному совету СССР с просьбой включить Карабах в состав Армении.
Следствием февральских событий стало увеличение потока беженцев – армян из Азербайджана и азербайджанцев из Армении. Часть из них была изгнана из мест проживания, другие сами спешили уехать, опасаясь преследований со стороны титульной нации. По данным на 1989 год, общее число беженцев составило несколько сотен тысяч человек.
Союзный центр поручил создать комиссию «для изучения вопроса улучшения экономики, культуры и благосостояния НКАО», а также отправил в регион специального представителя. Это был Аркадий Вольский, который до этого заведовал отделом машиностроения в ЦК КПСС. В начале 1989 года Вольский был назначен главой Комитета особого управления НКАО. Фактически этому комитету была передана власть над регионом. КОУ, подчиненный союзному центру, получил право контролировать работу промышленных предприятий, деятельность СМИ, а также распускать общественные организации. Ранее (в сентябре 1988 года) в Карабахе – на фоне происходивших там межнациональных столкновений – был введен режим чрезвычайного положения. Комитет просуществовал до ноября 1989 года.
В 1989 году Азербайджан стал постепенно блокировать сообщение с Арменией. Было прекращено движение пассажирских поездов, автобусов, курсировавших через границу. Остановились авиарейсы по маршруту Баку-Ереван. В сентябре Азербайджан прекратил пропускать и транзитные грузовые поезда, следовавшие в Армению. Транспортная система была устроена так, что основная часть грузов доставлялась в Армению именно через Азербайджан. Теперь же это направление было перекрыто. Вдобавок в Баку решили перекрыть подачу природного газа соседней республике. Для Армении это стало особенно сильным ударом, поскольку не так давно (в декабре 1988 года) она пережила разрушительное Спитакское землетрясение и остро нуждалась, в частности, в строительных материалах для восстановительных работ. Предприятия Армении стали останавливаться из-за нехватки сырья, крайне дефицитным стало топливо. Часть грузов, предназначавшихся Армении, была перенаправлена через Грузию. Азербайджанцы потребовали, чтобы Грузия присоединилась к блокаде, а получив отказ – перестали пропускать в республику нефтепродукты. Для Армении железнодорожная ветка, проходившая через Грузию, стала «дорогой жизни». Блокаду Армении объявили не власти Азербайджана (хотя это вполне соответствовало проводимой ими политике), а азербайджанский Народный фронт. Активисты НФА организовали эту акцию под видом забастовки. Они потребовали, чтобы Армения отказалась от объединения с Карабахом и прекратила помогать карабахским армянам.
23 сентября 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон о суверенитете Азербайджанской ССР. 29 декабря того же года в Джалилабаде активисты Народного фронта захватили здание горкома партии, при этом десятки людей были ранены. 31 декабря на территории Нахичеванской АССР толпы людей разрушили госграницу с Ираном. Почти 700 км границы было уничтожено. Тысячи азербайджанцев пересекли реку Аракс, воодушевлённые первой за долгие десятилетия возможностью братания со своими соотечественниками в Иране. 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О грубых нарушениях закона о государственной границе СССР на территории Нахичеванской АССР», решительно осудив произошедшее.
11 января 1990 года группа радикально настроенных членов Народного фронта штурмом взяла несколько административных зданий и захватила власть в городе Ленкорань, свергнув советскую власть. С 13 января в Баку начались армянские погромы, жертвами которых стали десятки человек. 19 января чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости. В ночь с 19 на 20 января советская армия штурмовала Баку, что привело к гибели более сотни мирных жителей.
Несмотря на это до самого августа 1991 года прикаспийская республика рассматривалась многими едва ли не как форпост Москвы в Закавказье. Азербайджан единственный из трех закавказских образований принимал участие в референдуме о сохранении «обновленного» Союза ССР 17 марта 1991 года, а также в «ново-огаревском процессе» (подготовка нового Союзного договора). В отличие от Армении, где Компартия еще в 1990 году утратила свои позиции во власти, Верховный Совет Азербайджана возглавлял представитель республиканской Компартии Аяз Муталибов. Однако такая роль «форпоста» была ситуативной. Баку стремился сохранить контроль над Нагорным Карабахом и в этом деле пытался опереться на союзные власти, хотя к 1991 году уже имел длинный список претензий к Кремлю.
Как только в Баку осознали, что Союз в скором времени рухнет (а срыв подписания нового Союзного договора красноречиво об этом говорил), начался интенсивный процесс государственного самоопределения. В большей степени похожий на путь такого пионера борьбы за выход из СССР, как Грузия. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о выходе из состава СССР и независимости республики. Было провозглашено «восстановление» независимости Азербайджана, подчеркивалась преемственность с первым азербайджанским государством – Азербайджанской Демократической Республикой (1918–1920 гг.).
В ответ на это 2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумяновского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей автономии и района. Тогда же была принята Декларация о провозглашении НКР.
10 сентября проводится Чрезвычайный съезд Коммунистической партии Азербайджана, на котором принимается решение о роспуске компартии.
18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики». 29 декабря в Азербайджане прошёл референдум о государственной независимости, на котором за независимость проголосовало 99,58 % участников референдума.
ДЕКЛАРАЦИЯ
Верховного Совета Азербайджанской Республики
О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики
Декларация принята 30 августа 1991 го¬да
На внеочередной сессии Верховного Совета Азербайджанской Республики