что спросить у ламы в дацане

Дандар-лама: «Все наши несчастья мы заслужили»

Буддийский лама рассказал АП о перерождении, астрологии и порче

На прием к Дандар-ламе лучше записываться заранее. Чтобы выстоять небольшую очередь, каждое утро собирающуюся у его кабинета, и попасть на личную беседу, в Якутск съезжаются люди со всей республики и из других регионов Дальнего Востока. Кому-то нужен совет, кто-то хочет заглянуть в свое будущее, кто-то надеется поправить здоровье. Его небольшой кабинет находится на первом этаже самого северного в мире буддийского храма, официальное открытие которого прошло в октябре в Якутске. А сам Дандар-лама — настоятель этого храма. Корреспонденту АП, попавшему к нему на прием, он рассказал о своей якутской «командировке», науке астрологии, порче, телепатии и причине всех людских несчастий.

что спросить у ламы в дацане. prdw3k14jt6z. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-prdw3k14jt6z. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка prdw3k14jt6z.

Из врачей в монахи

Самый северный в мире дацан (так называют буддийский храм) расположился недалеко от Якутска, рядом с сосновым бором. Я оказалась здесь незадолго до официального открытия, застав на территории храма узбекских и таджикских рабочих, доделывавших последние мелочи. По иронии судьбыстроительство дацана объединило буддистов и мусульман.

Чтобы попасть на прием, выстаиваю небольшую очередь, посетители в которой активно обсуждают лекарские способности Дандар-ламы. «А он от псориаза лечит? А то была я уже у одного лекаря — только деньги зря заплатила!» — говорит дожидающаяся своей очереди пожилая женщина. Другие очередники пожимают плечами. Среди них есть такие, кому лама помог уже не раз, но в каждом отдельном случае гарантировать ничего нельзя.

Дандар-лама, а в миру Дмитрий Жалсараев, бурят по национальности, как и большинство его прихожан. По его словам, бурятская община Якутска насчитывает три тысячи человек, а в целом в республике проживают семь тысяч бурят. Именно письмо от якутских бурят, написанное главе буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо-ламе, 16 лет назад привело его в эти суровые края. Большую часть жизни Дандар-лама прожил в Бурятии. Он родился в небольшом селе, в семье животноводов.

Первый раз в сознательном возрасте меня привезли в Иволгинский дацан после окончания школы — спросить у ламы-астролога, поступлю я в институт или нет, —вспоминает он. — У бурят вся жизнь проходит перед глазами ламы: от рождения до последнего дня. Лама дает имя ребенку, он же и назначает день и час похорон. В дацане я увидел послушника, заучивавшего тексты, и что-то во мне перевернулось. Я сразу сказал родителям, что хочу остаться здесь. Но мама была категорически против.

одногруппников Дандар-ламы до финишной черты вместе с ним добрались лишь четверо

По настоянию матери — убежденной коммунистки — он поступил в мединститут в Чите, но учеба не заладилась. И в 1991 году он стал слушателем открывшихся тогда буддийских курсов при Иволгинском дацане. И тем самым продолжил дело своих предков. Уже будучи Дандар-ламой, он узнал, что двое братьев его дедушки в дореволюционные времена были ламами и прошли сталинские лагеря.

Путь к сану был нелегким. Из 75 одногруппников Дандар-ламы до финишной черты вместе с ним добрались лишь четверо. В то время учеба длилась пять лет, сейчас полный курс буддийского университета занимает 16 лет.

— Преподавателей для нас пригласили из Тибета и Монголии, так как все ламы до 1991 года обучались в Монголии. Нас обучали на монгольском и тибетском языках, которые пришлось выучить. Учителя были очень требовательные, если из 100 заданных листов ты знаешь только 99, значит, ты не выучил, — рассказывает настоятель. — На четвертом курсе я получил посвящение от своего учителя — тибетского монаха Еши-Лодой-Ринпоче. Он дал мне имя, добавив половину своего имени, — Еши-Дандар. Еши это мудрость по-тибетски, а Дандар — распространяющий учение.

Командировка длиною в жизнь

Учителей на курсах не хватало, и после их окончания он остался преподавать и служить в Иволгинском дацане. А в 1998 году Пандито Хамбо-лама получил письмо от бурят Якутии с просьбой прислать в Якутск ламу. Для этой миссии выбрали Дандар-ламу, разрешив ему «размонашиться», то есть обзавестись семьей — чтобы не пропасть одному в чужих краях, куда его командировали на два года. Тогда ему не было и 30 лет.

По приезде выяснилось, что письмо от имени «всех бурят Якутии» написала одна глубоко верующая бабушка и бурятская община не подозревала о прибывшем священнослужителе.

— Я приехал сюда с двумя сумками и никого не знал в этом городе. Каждое утро я не знал, где буду ночевать и что есть. Но все постепенно наладилось, — рассказывает лама. — Мы зарегистрировали буддийскую общину «Лотос». Спустя два года я хотел вернуться, но Пандито Хамбо-лама дал наставление, что нужно строить здесь храм. Еще Будда говорил, что его учение будет распространяться на север, так и получилось.

Еще через 10 лет он снова обратился к главе традиционной сангхи с просьбой вернуться домой. «Я ему сказал: «Сталин и тот давал всего 10 лет северов». Он посмеялся, но командировку снова продлил», — улыбается Дандар-лама.

Место для дацана выбирали по всем правилам — на северо-востоке, вдали от городской суеты и кладбищ, поближе к лесу. Храм, деньги на который собирали всем миром, начали строить в 1999 году со свайного поля — строительство в условиях вечной мерзлоты потребовало времени и больших вложений. Сваи, уходящие в землю на 10 метров, должны были отстояться в течение двух лет. В его основание, как и положено, заложили священный сосуд с частицами золота, серебра, бронзы, жемчугом, кораллом, целебными травами и листами с молитвами.

К 2012 году здание, вмещающее до 500 прихожан, было готово.

Во всем «виновата» карма

Приверженцы буддизма верят в перерождения и считают карму — совокупность действий человека в прошлых жизнях — главной причиной всех человеческих несчастий.

— Сейчас люди привыкли говорить: меня прокляли, меня сглазили. Но все, что происходит с нами, это справедливое возмездие за наши прошлые поступки. Кто-то нищий, кто-то больной — и виноваты в этом не другие люди или абстрактные силы, а сам человек. В первую очередь ищите ответы внутри себя, — советует Дандар-лама.

Он рассказывает про своего учителя — перерожденца из Тибета, который помнит четыре своих последних жизни.

— Родиться человеком в этом мире — большая удача. Когда Будду спросили, сколько сущностей рождаются людьми, а сколько попадают в другие миры, он взял горсть песка и сказал — вот столько рождается людьми, а вся остальная земля — это те, кто воплощается в других мирах, — рассказывает настоятель дацана. — Родиться здоровым человеком, да еще в стране, где нет войны, — большая заслуга.

Золотую статуэтку Будды для дацана передал сам Далай-лама. В ближайшее время здесь откроют класс по изучению бурятского языка.

Телепатия есть, ее не может не быть

Несмотря на то что многое в жизни происходит по кармическим причинам, лама не отрицает существование порчи.

— Мир очень грязный. В нем невозможно быть чистым, — считает лама. — И если бабульки говорят про порчу, они правы в том, то мы все грязные. Чтобы очиститься, нужно ходить на богослужения — и буддисты, и христиане, и мусульмане приходят за очищением.

Чтобы помочь многочисленным посетителям, обращающимся к нему, лама использует молитвы, тибетскую медицину и астрологию. За советом идут не только буддисты, но и христиане, и мусульмане. «Если вы заболеете, в больнице же не смотрят — мужчина вы или женщина, старый или молодой. Это не имеет значения», — улыбается настоятель. Больше всего прихожан волнуют семейные вопросы, здоровье, проблемы и перспективы на работе, часто люди приходят посоветоваться перед принятием важных решений в жизни.

— Я и другие ламы стараемся помочь, используя астрологию, составляем астрологические карты. Я и сам учитываю в своей жизни астрологические знания. Например, если я вижу у себя элемент дерева, значит, мне не нужно в это время ходить в лес, рубить дрова, — поясняет Дандар-лама. — Бурятский буддизм практикует астрологию. Это наука, но полностью уповать на нее не стоит, так как она относительна. Раньше, когда не было интернета, погоду узнавали, глядя на небо. Астрология примерно то же самое. Мы стараемся с ее помощью облегчить и без того трудную человеческую жизнь.

То, что кажется нам сверхъестественным, для буддистов — привычные понятия.

Мир стал злой, очень много людей приходит за помощью, говорит настоятель. В редкие дни у его кабинета никто не дожидается приема.

— Я радуюсь, когда никого нет, когда мой телефон молчит. Это значит, что у моих прихожан все хорошо, моя помощь не нужна, — улыбается он.

Исцелил по фотографии

В практике Дандар-ламы есть случаи чудесных исцелений. Около 10 лет назад он помог 50-летнему благовещенцу, которого врачи отправили умирать домой, сказав, что в его случае не поможет никакая операция.

У мужчины были проблемы со щитовидной железой. Из-за болезни он похудел на 20 килограммов. Когда ситуация стала критической, его племянница, живущая в Якутске, обратилась за помощью к ламе. По фотографии и дате рождения он назначил лечение, передав для больного лечебные порошки. Спустя несколько месяцев благовещенец поправился, и с тех пор щитовидка больше его не беспокоит.

Источник

В г.Чите находится представительство Агинского дацана, по адресу ул.Журавлева, 8 (Проезд: любой маршрут до ост. вокзал, угол улица Амурская и улица Журавлева). Там вас могут принять наши ламы-тибетологи.

Добрый день. Гэрэлма!

Основную информацию вы можете получить на странице истории Агинского дацана, также в разделе библиотеки имеется пока незавершенный текст по строительству дацана. Если будут еще вопросы, вы всегда можете задать их либо здесь, либо по нашей электронной почте, либо по другим способам связи, описанным на странице контактов.

Буддизм канонически преподносится как философское учение. В правовом аспекте Буддизм стоит рассматривать как религиозное течение.

Доброго времени суток!

Мунко-Жаргал лама ведет прием ежедневно, с 9 часов утра по 18 часов вечера. Также вы можете уточнить график по нашему телефону 8 (302-39) 4-31-77.

Доброго времени суток!

В нашей библиотеке сайта, в разделе «другое» добавлен оцифрованный документ «Историческая записка к проекту реставрации Агинского дацана», 1990 года. Оригиналов сохранилось только два, оба документа напечатаны в машинописном виде. Сейчас ведется их обработка и оцифровка. В данной книге даются подробные данные о истории строительства Агинского дацана, архитектурные чертежи и многое другое, что было утеряно со временем.

Надеемся, это Вам поможет.

В Агинском дацане вы можете обратится к Мунко-Жаргал ламе (дом №23).

Удачи и счастья Вам!

Доброго времени суток, Зоригто!

Экспресс-издательство «Дом Печати» выпустило тираж данной книги в 500 экземпляров, поэтому вы можете их приобрести по адресу в Чите: ул.П.Осипенко, 25. Телефон для связи с издательством: 8-(3022)-26-02-47. Электронный вариант книги пока не предусмотрен.

Каждый месяц по лунному календарю проводится молебен Мандал Шива, посвященный Зеленой Таре, которая является Хранительницей очага, символом плодородия и семейного счастья. На этом молебне желательно присутствовать лично.

Есть несколько практик (способов) избавления от алкогольной и иных зависимостей. Рекомендуем обратиться в дацан, к специализированных ламам. В зависимости от сложности вашей проблемы вас могут перенаправить либо к ламе-тибетологу, либо другому ламе, каждый из которых использует свои определенные практики.

Доброго времени суток, Евгений!

На русском языке исследовался впервые.

Здравствуйте, Соелма! Сайн байна!

Планируется загрузка лунного календаря на 2012 год, но только после наступления Сагаалгана. 18 февраля начинается Ганжуур, и все главные молебны Белого месяца. Следите за нашими обновлениям! С уважением, пресс-центр Агинского дацана.

Уведомляем вас, что тибетской медициной практикуется лечение многих тяжелых заболеваний, но всю информацию необходимо узнавать непосредственно у ламы-тибетолога. Мы оставляем вам номер конторы Агинского дацана, где вы сможете получить контактные данные и уточнить все необходимые вам подробности. 8 (302-39) 4-31-77. Звонить в рабочее время.

Да, такая возможность существует, но рекомендуется получить все необходимые рекомендации и консультацию у ламы-тибетолога.

Доброго времени суток, Вадим!

Определить порчу или сглаз можно либо воспользовавшись личным опытом (и происходящими обстоятельствами), либо у человека, имеющего отношение к подобным вычислениям. В любом случае, рекомендуем обратиться к ламам-астрологам дацанов или буддийских общин Буддийской Традиционной Сангхи России, так как они с высокой степенью вероятности смогут дать точный ответ, и способы решения определившихся проблем.

Доброго времени суток, Надежда!

Ламы-тибетологи при первоначальной диагностике согласуют с вами все необходимые меры по лечению, поэтому вряд ли они будут исключать ваш диагноз из общих рекомендаций. К тому же, они обычно советуют обратиться к астрологам, которые находятся там же, в дацане, так как они могут помочь определить, какой вид медицины (традиционной, западной или тибетской) сможет вам помочь в большей степени.

Доброго времени суток!

Да, в г.Хабаровск находится Буддийская община «Майтрейя» Буддийской Традиционной Сангхи России, по адресу 680011, г. ХАБАРОВСК, ул. ТИХООКЕАНСКАЯ, д. 20, оф. 32.

Источник

Как вести себя в дацане

что спросить у ламы в дацане. 7681557abfcf31f958f8f9f2634a719d. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-7681557abfcf31f958f8f9f2634a719d. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка 7681557abfcf31f958f8f9f2634a719d.

В Иволгинском дацане (Бурятия). Фото marusytur.ru

Автор: Олег Намжилов

Простые миряне, не так давно принявшие прибежище в буддизме, как и все прочие посетители российских буддийских храмов, а также многочисленные туристы не всегда знают, как «сделать всё правильно» и не выглядеть профаном.

что спросить у ламы в дацане. 383e2e54a4005156644a1b8a752f5c3a. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-383e2e54a4005156644a1b8a752f5c3a. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка 383e2e54a4005156644a1b8a752f5c3a.

Лама Олег Намжилов. Фото – фейсбук автора.

Эта инструкция по поведению в буддийском храме (дугане), или монастыре (дацане), которую опубликовал в соцсети лама Олег Намжилов из Бурятии, вызвала множество благодарных откликов.

Мы публикуем её, чтобы любой из наших читателей знал, как достичь своей цели при посещении буддийского храма в России или Монголии:

Раньше люди приходили в дацан пешком или приезжали на лошади. Лошадь оставляли за территорией дацана. Зайдя на территорию, сначала совершали обход дуганов по ходу солнца, что является знаком самого наивысшего уважительного приветствия.

Дуганы и находящиеся в них изображения божеств, статуи являются символом Тела Будды. Священные тексты (сутры), например, Ганжур, являются символом Речи Будды. Ступы-субурганы символизируют собой Сознание Будды.

Приходя на территорию дацана, мы должны думать, что пришли в святую обитель Будды. Поэтому, сложив ладони в мудре нераскрывшегося лотоса у груди – таким образом, приветствуем Будду.

Количество обходов зависит от цели визита и наличия свободного времени. Желательно делать нечетное количество обходов (гороо, бур.). Во время гороо, при наличии времени, также еще хорошо совершить поклоны-простирания (мургэл, бур.). Хотя бы поклоном, но нужно проявить уважение святым объектам.

Обычно у самых значимых объектов находятся специальные доски для простираний. Если совершаются полные простирания, количество тоже подбирается под себя, также желательно нечетное число.

Если у алтаря видите мандалу, нехорошо туда засовывать руки. Достаточно положить деньги и прикоснуться в поклоне лбом.

что спросить у ламы в дацане. e3748c1cae9217e36fd22e112bd3fd4f. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-e3748c1cae9217e36fd22e112bd3fd4f. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка e3748c1cae9217e36fd22e112bd3fd4f.

В дацане Римпоче Багша (Лысая гора в столице Бурятии, Улан-Удэ). Фото visitburyatia.ru

При входе в дуган нужно снимать головной убор. Внутри дугана все движение совершается также по часовой стрелке.

По канону все двери на территории дацана должны открываться вовнутрь, однако из-за современных противопожарных требований теперь они открываются наружу. Нехорошо хлопать ими, вообще шуметь, шуршать, шаркать, громко разговаривать, тыкать пальцами, жевать, держать руки в карманах и т.д. Нужно вести себя тихо, скромно.

что спросить у ламы в дацане. fa2f3d479c578c6e096364c697cc690a. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-fa2f3d479c578c6e096364c697cc690a. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка fa2f3d479c578c6e096364c697cc690a.

Неуважением будут телефонные разговоры. Это все равно, что прийти на прием к высокому начальству и перед ним отвлекаться на звонок сотового телефона. Поэтому лучше перед входом на территорию отключить телефон или оставить его. К тому же и Вам будет легче сосредоточиться.

Звонок сотового телефона, даже просто беззвучная вибрация, имеет такую нехорошую частоту, что как будто вырывает молящего ламу из должного настроя. Даже ночью, когда мы спим, этот виброзвук будит, вырывая нас из сна. Кстати, уже доказано, что радиоволны сотовой связи губительно действуют на насекомых, особенно на пчел и тараканов.

При выходе из дугана желательно идти, повернувшись лицом к алтарю. Одеваться лучше при визите в дацан в национальную одежду. Если такой возможности нет, достаточно, чтобы она закрывала руки и ноги.

В южных странах, где буддизм сильно распространен, с оголенными руками и ногами не пускают на территорию дацанов. Сексуальные наряды недопустимы, какими бы они модными ни были.

что спросить у ламы в дацане. 3deb2f384be5e8374ee15e93bed4fd64. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-3deb2f384be5e8374ee15e93bed4fd64. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка 3deb2f384be5e8374ee15e93bed4fd64.

В дацане Римпоче Багша в Улан-Удэ. Фото Сергей Тарасенко.

Запрещен визит в дацан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Также нельзя заходить, только что покурив, тем более курить на территории дацана.

Женщинам в период цикла (критических дней – ред.) также нельзя посещать дацан.

После нескольких лет буддийских практик у лам обостряются чувства. Чаще всего усиливаются обоняние и слух. Поэтому покуривший или чрезмерно надушенный человек сразу же отвлекает ламу и даже может произвести неприятное впечатление.

что спросить у ламы в дацане. 64a022642a4f043c97ba673fddc41978. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-64a022642a4f043c97ba673fddc41978. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка 64a022642a4f043c97ba673fddc41978.

Отец учит сына простиранию (Иволгинский дацан). Фото hewlett.livejournal.com.

Обходы, простирания и вращение молитвенных барабанов являются мощной духовной и лечебной практикой. В духовном плане – это чуть ли не самые эффективные практики в очищении негативной кармы и в накоплении благой.

В буддизме существуют всего 2 физических упражнения – обходы и простирания. С лечебной точки зрения они являются, пожалуй, самыми эффективными, простыми, безопасными и доступными. Чем больше их делать, тем лучше. Очень эффективным бывает начитывание мирных мантр.

Если Вы пришли на молебен, нужно подношения сразу поставить на специально приготовленные столы и подать ламам написанный список имен.

Во время молебна очень эффективно бывает, если Вы будете начитывать про себя известную Вам мантру. Гневные мантры на улице читать нельзя. Также никто не должен слышать читаемые Вами мантры. Звук мантры не должен уходить дальше Вашего уха.

Если у Вас нет подношений, то их можно будет приобрести в Хамжане дацана. Подношения должны быть самыми лучшими в Вашем представлении.

Большинство молебнов заканчиваются ритуалом призывания Удачи, который сопровождается призывом «АХРЕЙ!». На этом ритуале нужно держать на хадаке свое подношение.

После молебна лучше оставить подношение в дацане. Чем дольше подношение находится в дугане, тем больше будет благословения. Потом священнослужители уносят его на свой стол. Если после подношения божествам ламы и хувараки отведают Ваши подношения, это опять будет добродетелью. Если сладостей накапливается много, ламы угощают ими детей и пожилых в различных социальных учреждениях, это опять будет Вашей добродетелью.

что спросить у ламы в дацане. ae805f0239ca46a718e4a29abcb5f167. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-ae805f0239ca46a718e4a29abcb5f167. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка ae805f0239ca46a718e4a29abcb5f167.

Подношения в Чесанском дацане (Бурятия). Фото VK-страница дацана.

Все мы хотим, чтобы дацан функционировал. Один день содержания дацана – это великая добродетель. Подношение пищей – это определенная лепта в содержание дацана.

Одной из основных целей дацана является создание возможностей для накопления благой кармы. Приходя в дацан, мы совершаем как можно больше добродетелей: обходы, простирания, поклоны, начитываем мантры, делаем подношения и т. д. Чтобы очистить негативную карму и собрать позитивную, просим буддийских божеств разрешить те или иные наши проблемы. Поэтому важно понимать как можно полнее всю картину происходящего.

что спросить у ламы в дацане. 8eaa8db5266b410f3da83629988a0f71. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-8eaa8db5266b410f3da83629988a0f71. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка 8eaa8db5266b410f3da83629988a0f71.

В Ивоглгинском дацане. Хадаки и хий-морин (флажки коня-ветра). Фото yapet.livejournal.com.

Наше отношение при покупке подношений, вообще вся мотивация возвращается потом обратно бумерангом. А в дацане во время молебна усиливается многократно. Очень печально бывает наблюдать, как ставится подношение, скажем, на 100 руб., а при Далага (призывание Удачи), берут чужую на 500 руб., а потом еще и уносят с собой.

Если Вы пришли на прием к ламе, желательно вначале сделать гороо. Если торопитесь, то можно будет это сделать и после приема. Если у Вас много вопросов, то лучше их заранее написать.

Одна из причин сделать гороо до приема – это тщательное обдумывание вопросов. Чем лучше сформулирован вопрос, тем лучше, как правило, и ответ.

Очень хорошо помогают ламам пришедшие на молебен или прием дети. Они ведь весьма чувствительны, и наблюдение за их поведением дает порой красноречивые подсказки. Например, если на молебне ребенок уснул, это говорит о том, что энергетика молитвы благотворно повлияла на его энергетику.

Главное при посещении дацана – быть искренним и относиться с уважением к почти трехтысячелетнему наследию великого Будды.

Источник

Этика дацана

что спросить у ламы в дацане. D8A6C41F 95EF 49D4 B540 D6B0DA8C8B98 w250 r1 s. что спросить у ламы в дацане фото. что спросить у ламы в дацане-D8A6C41F 95EF 49D4 B540 D6B0DA8C8B98 w250 r1 s. картинка что спросить у ламы в дацане. картинка D8A6C41F 95EF 49D4 B540 D6B0DA8C8B98 w250 r1 s.

Даже для тех, кто часто бывает в буддистском храме, в новинку оказываются некоторые правила поведения, установленные для посещающих дацан мирян. Группам, которые приезжают в храм на экскурсию, ламы обычно рассказывают о том, как и что положено делать на территории дацана. Чтобы вы смогли чувствовать себя достаточно свободно, приходя в любой буддистский храм, я расскажу об основных правилах поведения в дацане.

Храм (дацан) – место, предназначенное для различных форм буддистской практики. Здесь проходят ежедневные службы; кроме того, это еще и духовная школа для лам и прихожан. Обычно до того, как войти в сам храм, совершают гороо (обход священного места). Гороо надо делать по ходу движения солнца, то есть слева направо. Обычно гороо делают нечетное количество раз (один-три-пять-семь, в отдельных случаях – по количеству прожитых лет плюс один). Во время обхода вращают молитвенные барабаны (хурдэ), внутри которых заложены свитки с мантрами. На поверхности барабанов имеются надписи, которые сообщают, какие именно мантры находятся внутри. Считается, что человек, вращающий барабан, знакомится с содержанием хранящихся в нем мантр.

Вход в буддистсктй храм обращен на юг. Большой зал для совершения молебнов называется дуган. Северная часть дугана, гонкан, считается самой священной; здесь расположен алтарь – священный трон, на котором стоит изваяние Будды (также там могут стоять изваяния основателя школы гелуг – ламы Цзонкавы и других божеств). В дугане трон настоятеля находится ближе к алтарю справа, а вдоль стен храма, обычно между колонн, размещаются сидения для остальных лам.

Посещать дацан могут все желающие, независимо от их национальности и вероисповедания. По обычным дням проходят утренние и дневные молебны (хуралы). По буддийским праздникам существует особое расписание молебнов.

Входить в алтарный зал можно во время любого молебна (хотя опоздание все же нежелательно). Правила посещения дацана не включают в себя каких-либо ритуалов для мирян.

Есть общие рекомендации для всех приходящих:

– Нельзя находиться в молельном помещении в головных уборах,

– В дуган следует входить без обуви, в сменной обуви, либо надев бахилы.

– В дугане принято совершать движение по ходу солнца, стараясь не поворачиваться спиной к алтарю. Этот обход молельного зала также называется гороо.

– При желании можно присесть на пол в позе лотоса или полулотоса, обычно для мирян в дацане установлены скамейки. Сидеть на них разрешается в течение всего молебна, если лама, следящий за порядком в дугане (гэсхы лама), не попросит встать во время совершения определенных обрядов. Не разрешается закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Позы сидящих не должны быть вызывающими и не должны мешать другим посетителям.

– Во время молебнов нельзя громко разговаривать и обсуждать посторонние вопросы, разговаривать по мобильному телефону, следует либо выключить телефон, либо перевести его на беззвучный режим.

Также есть нормы поведения, принятые среди членов буддистских общин:

– При входе в дуган (алтарный зал) буддист трижды подносит сложенные ладони к определенным точкам, символизируя таким образом поклонение трем драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе (где Будда – святость, пробуждение, Дхарма – учение, Сангха – община, духовное сообщество).

– Во время молебна верующие могут совершать простирания (особый обряд поклонения Будде, когда человек простирается на полу или на специальной доске, выполняется по особым правилам и определенное количество раз).

– Слева от алтаря находится специальное место, где можно оставить в качестве пожертвования так называемую «белую пищу» (светлую пищу).

– Во время хуралов ламы произносят молитвы за благополучие или за перерождения в следующей жизни. Свои записки с именами тех, за кого бы вы хотели помолиться, можно оставлять в специальном ящичке с названием соответствующего хурала. Обычно при этом верующие делают пожертвование, деньги кладут либо в стоящий рядом ящик для пожертвований, либо, как в некоторых дацанах в Бурятии, оплачивают в кассу, а чек прилагают к записке. Установленной суммы для пожертвований не существует, каждый оставляет сумму, которая ему по средствам.

– После хурала можно подойти к ламам и попросить благословения (адис). Благословение лама дает прикосновением к голове прихожанина культовым предметом или священной книгой. Получив адис, можно подойти к алтарю и совершить поклоны, затем подойти к сосуду с аршаном (освященная вода), налить немного воды в левую ладонь, сделать три маленьких глотка (очищая тем самым тело, речь и ум), омыть лицо и голову.

– Покидают дуган спиной к двери, лицом к алтарю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *