что спрашивает невролог у ребенка перед школой
Что спрашивает невролог у ребенка перед школой
Как пережить период адаптации к школе. Советы невролога
Начало учебного года – время и радостное, и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Нередко когнитивные нарушения у детей выявляются как раз именно при начале обучения. На что обратить внимание родителям, и как пережить этот непростой период? Стоит ли записываться в кружки и спортивные секции? Сколько времени можно проводить за компьютером, и так ли опасны для ребенка гаджеты? Об этом и многом другом мы поговорили с детским неврологом, врачом городской детской больницы № 3 Ольгой Лопатиной.
– Ольга Викторовна, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами могут столкнуться родители первоклассников в этот период?
Ольга Лопатина: Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание к школьным условиям. Каждый день дошкольника наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками. В школе все иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость все успевать.
Если физиологически, психологически и интеллектуально ребенок готов к обучению, адаптация проходит удовлетворительно. В случае незрелости или наличии нарушений в каких-либо сферах первоклассник и его родители могут столкнуться с проявлениями школьной дезадаптации.
Основные из них:
– На какие тревожные симптомы родителям следует обратить внимание? Как отличить вариант нормы от ситуации, требующей коррекции у невролога? Когда действительно нужно показать ребенка врачу?
Ольга Лопатина: Трудности усвоения школьной программы могут быть связаны с различными причинами:
– педагогическая запущенность (с детьми недостаточно занимались перед школой, и они не приобрели достаточно знаний и умений, необходимых первокласснику);
– недостаточная подготовка к школе больных детей – часто и (или) длительно болеющие дети нуждаются в щадящем режиме, занятия нерегулярные, образуются пробелы в знаниях;
– нарушения интеллектуального развития;
– нарушения развития слуха, зрения, речи.
В случае школьной неуспеваемости необходимо изучение причин, вызывающих ее. Возможны консультации психолога, логопеда, врачей различных специальностей (невролога, офтальмолога, сурдолога, психиатра) для устранения этих причин или подбор адекватной возможностям ребенка учебной программы, формы обучения.
Нарушения адаптации ребенка к школе проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Психологические признаки нарушения адаптации к школе:
В случае, когда нарушения адаптации проявляются на физиологическом уровне (нарушения сна, аппетита, головные боли, головокружения, боли в животе, запоры, поносы, недержание мочи, учащенные или редкие мочеиспускания, навязчивые движения), следует обратиться к врачу.
Самый распространенный симптом – ребенок отказывается идти в школу. В этом случае родителям первоклассника необходимо проконсультироваться с психологом.
– В последнее время все чаще говорят о таком диагнозе как синдром дефицита внимания. Где грань между темпераментом ребенка и неврологической проблемой?
Ольга Лопатина: Одной из причин школьной дезадаптации является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ – наиболее распространенное нервно-психическое расстройство в детском возрасте. Это проявление легкой недостаточности головного мозга, нарушение созревания мозговых структур. Проблема эта комплексная: медицинская, психологическая и педагогическая, а также социальная, так как встречается у достаточно большого количества детей.
Главным проявлением синдрома является неспособность ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность. Такие дети неусидчивы, невнимательны, выкрикивают с места, суетливы, болтливы, не дожидаются своей очереди, не доводят задание до конца, теряют личные вещи и учебные принадлежности, испытывают трудности организации своей деятельности. Причем, подобное поведение отмечается в различных ситуациях: на уроках, дома, на улице и в других местах.
Прежде всего, мы не должны забывать о том, что существуют индивидуальные особенности темперамента, не смешивать понятия гиперактивный и активный ребенок. Если ребенок полон энергии, и она иногда бьет через край, появляются упрямство, непослушание – это еще не значит, что ребёнок гиперактивен. Двигательная активность может быть проявлением его физиологических потребностей в движении.
Отличия активного и гиперактивного ребенка
Лечение СДВГ должно быть комплексным. Основными терапевтическими вмешательствами при СДВГ являются психообразование, поведенческая терапия и психофармакотерапия. В основе всей терапевтической программы лежит последовательное психологическое просвещение. Речь идет об образовании как детей, так и родителей, учителей, ровесников и, в конце концов, всего общества, их информирование о природе СДВГ, особенностях поведения детей и способах помощи им.
– Действительно ли использование современных гаджетов может негативно отразиться на здоровье ребенка? Нужны ли первокласснику мобильный телефон и планшет? Сколько времени в день можно проводить за компьютерными играми?
Ольга Лопатина: Очень важный вопрос – использование телефонов, планшетов, компьютеров, игровых приставок детьми. В настоящее время существует множество предубеждений относительно использования гаджетов в детском возрасте. Например, постоянное пребывание в виртуальной реальности вредит интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Он не испытывает интереса к самостоятельному мышлению, к чтению, ручному труду. Но у компьютера есть и масса преимуществ, облегчающих жизнь школьника: разнообразные обучающие программы по предметам, возможность получить информацию по какому-то вопросу.
Многих родителей беспокоит, что ребенок может встретиться в виртуальном мире с той информацией, от которой хотелось бы его защитить. Но с этой информацией он может встретиться и в реальной жизни. Противопоставить этому можно только доверительные отношения с ребенком, постоянный интерес к его жизни, воспитание у него критического мышления.
Следующее предубеждение – компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами. Но ведь не компьютер создает проблемы общения. Далеко не у всех детей увлечение компьютером ограничивает круг общения со сверстниками. Наоборот, некоторым застенчивым и не слишком коммуникабельным он помогает найти друзей со сходными интересами.
Очень большие претензии у многих родителей и педагогов к компьютерным играм. Во-первых, компьютерные игры удовлетворяют естественную потребность ребенка в игре. Во-вторых, можно подобрать игры, развивающие активное целенаправленное внимание, память, пространственное воображение, логическое мышление, помогающие улучшить координацию движений, повысить скорость реакции. У игры, в том числе компьютерной, есть еще одно важное свойство. Некоторые виды игр помогают снять нервно-психическое напряжение.
При этом родители должны следить за тем, сколько времени ребенок проводит у компьютера, какую информацию он получает, в каком положении сидит, как освещено его рабочее место. Длительность времени, проведенного с гаджетами, не должна превышать академический час.
– Многие родители стараются записать первоклассников еще и в художественную или музыкальную школу, на спортивную секцию и в различные кружки. Как подобрать оптимальную нагрузку, которая будет ребенку по силам?
Ольга Лопатина: Нужны или нет дополнительные занятия – музыкальная, художественная школа, спортивные и другие кружки?
Период адаптации длится от 3-х недель до 3-х месяцев, и основная задача для первоклассника – научиться учиться в школе, жить по режиму, выполнять школьные требования. Целесообразным будет повременить с вводом в жизнь первоклассника новых спортивных секций, кружков до того времени, когда пройдет успешна адаптация. Исключением может стать привычная для ребенка деятельность, как способ вернуться в зону комфорта, пережить привычные ощущения.
– Как пережить период адаптации к школе? Что можно посоветовать родителям?
Ольга Лопатина: Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника постепенно, заранее:
Важно родителям не «стараться учиться», продолжайте играть с ребенком, общайтесь на темы, не касающиеся школьного обучения. Если родители постоянно напряжены, фиксированы на школьных успехах ребенка, то они могут демонстрировать состояние повышенной тревоги и своим тревожным состоянием «заразить» первоклассника.
1. Будите ребенка ласково, чтобы у него было хорошее настроение на весь день.
2. Не торопите ребенка, правильно рассчитать время – задача родителей.
3. Не запугивайте ребенка перед выходом в школу.
4. Забирая ребенка после школы, не приставайте к нему с расспросами по поводу школы, дайте ему отдохнуть.
5. Если вы видите, что малыш чем-то расстроен – дайте ему время рассказать самому.
Что лечит детский невролог?
Детский невролог – это очень важный специалист, занимающий наблюдением центральной и периферической нервной системы ребенка, начиная с его рождения до 18 лет. Что лечит детский невролог и чем занимается детский невролог? Первостепенная задача данного специалиста – периодические наблюдения за этапами формирования и становления нервной системы маленького пациента, в ходе которых могут быть предупреждено множество прогрессирующих патологий. Если же предотвратить их невозможно и профилактика не помогает, опытный детский невролог определяет диагноз и назначает соответствующее комплексное лечение, в большинстве случаев которое успешно излечивает недуг.
Чем отличается детский невролог от невропатолога?
Очень часто многие родители задаются распространенным вопросом – есть ли разница между детским неврологом и детским невропатологом? На самом деле, эти два определения абсолютно идентичны, и их определения равносильны друг другу. Почему все-таки используются оба термина?
Дело в том, что термин детский невропатолог – это довольно устаревшее название врача специалиста, использующееся в медицине до 1980 года, которое в настоящий момент приняло другое название – детский невролог.
Что касается, медицинских работников за рубежом, то отличие в терминах все же есть:
Невролог – специалист, занимающийся заболеваниями нервной системы.
Невропатолог – специалист, занимающийся тщательным изучением патоморфологии.
Что проверяет детский невролог и какова специфика его работы?
Вне зависимости от того, какой происходит прием у детского невролога, первичный или профилактический, врач обязан провести строгую процедуру осмотра и дать определенную консультацию. Что делает и что смотрит детский невролог в кабинете медицинского учреждения?
После того, как врач невролог осмотрит ребенка, выслушает жалобы от родителей, ему станет более менее понятна общая картина болезни ребенка. При необходимости доктор может назначить дополнительные исследования в виде:
Код | Наименование услуги | Цена |
---|---|---|
6.1 | Прием врача невролога Черняевой Г.М. (осмотр, консультация, назначение лечения) | 2500 |
6.2 | Консультация невролога Мирошник Е.Е. (1-1,5 часа) | 5000 |
6.3 | Проведение дополнительного неврологического обследования (пробы на головокружение, оценка когнитивных функций, исследование вегетативной нервной системы) | 600 |
6.4 | Лечение пароксизмального позиционного доброкачественного головокружения (маневр Эпли) | 800 |
6.7 | Лечебная медикаментозная блокада (без учета стоимости лекарственных препаратов) | 1900 |
6.8 | Лечебная медикаментозная блокада (с учетом стоимости лекарственных препаратов) | 2700 |
6.10 | Вызов врача невролога на дом (Свиблово) | 5000 |
6.11 | Вызов врача невролога на дом (СВАО) | 6000 |
Когда стоит показать ребенка неврологу?
При рождении ребенка посещение кабинета детского невролога ц профилактических целях просто обязательно. Записи ведутся в детскую карточку историй болезни. Прием проводится:
Помимо этого, при возникновении хоть малейших жалоб и предположений нарушения нервной системы маленького чада срочно рекомендуется обратиться к врачу, а именно:
При обнаружении данных симптомов Вам обязательно необходимо отвести ребенка в детское неврологическое отделение!
Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:
Что такое ммд в неврологии у детей
ММД – это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.
Как проявляется ммд в неврологии у детей?
Что такое неврология у детей?
Неврология у детей – сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:
Что такое неврология у детей восьми лет?
Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?
Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.
Что такое неврологическая готовность ребенка к школе?
Большинство дошкольников проходят диагностику психологической готовности к школе, но многие скрытые проблемы в развитии ребенка и некоторые неврологические заболевания при этом остаются за кадром.
Обычно психолог может определить уровень познавательной готовности ребенка к школе, оценить отдельные стороны его физического развития, особенности эмоциональной сферы, но высокие баллы в психологических тестах не являются гарантией того, что ребенок будет в школе успешным.
Знаете ли вы, что существует неврологическая готовность ребенка к школе? Успешность ребенка зависит не только от его знаний. Более 40% школьников испытывают трудности из-за функциональной незрелости мозга, которая мешает учебной деятельности. Трудности возникают с чтением, письмом, математикой, поведением, работоспособностью. При этом уровень интеллекта неуспешного в учебе школьника может быть очень высоким.
Каждый родитель должен знать о том, что неврологические признаки будущих трудностей в школе можно выявить уже в 4-5 лет, если провести неврологическое обследование ребенка должным образом с использованием специальной аппаратуры. У каждого дошкольника есть слабые и сильные стороны в развитии, хорошо об этом узнать не прямо перед школой, а как минимум за год до первого класса.
Неврологическая подготовка детей к школе
Детям с трудностями в обучении необходима кратковременная интенсивная помощь для того, чтобы функционально «дорастить» мозг. При своевременном выявлении слабых звеньев и интенсивном тренинге, способность к обучению резко возрастает.
Успешность ребенка в начальной школе зависит от того, как быстро он научится писать, читать и считать. Эти базовые навыки у детей младшего школьного возраста в основном определяются качеством функционирования ствола мозга, вестибулярной системы и мозжечка.
Мы знаем, как выявить слабые стороны функционирования этих структур мозга и как провести эффективный тренинг.
Какие методики для оценки готовности к школе используются в клинике «Прогноз»?
В клинике «Прогноз» создан единственный в мире комплекс аппаратной диагностики для определения неврологической готовности ребенка к школе.
Если у ребенка будут выявлены дефициты, то до сентября можно делать упражнения или просто отложить поступление в школу на один год.
Записаться на диагностику неврологической готовности к школе можно через форму записи на сайте или по телефону.
10 вопросов к детскому врачу-неврологу
Неврологические проблемы у детей в современной медицине не такая уж и редкость. Многие сталкиваются с последствиями родовых травм или падений, наследственными заболеваниями или развитием неврологических патологий. Каждый случай индивидуален, но некоторые ответы на частые вопросы вы можете найти в нашем интервью с детским неврологом Соловьёвой Анной Вячеславовной
– Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка на разных возрастных этапах и выявить неврологические проблемы. И врачу, и родителям важно вовремя обнаружить состояния, которые требуют своевременного назначения лечения. Поэтому визит к неврологу с новорождённым малышом откладывать не стоит.
– Первый профилактический осмотр невролога проводится в один месяц. Перед консультацией необходимо подготовить интересующие вас вопросы. Мне как неврологу нужна будет следующая информация: особенности протекания беременности и родов, продолжительность сна и бодрствования ребёнка, набор массы на первом месяце жизни. На приём возьмите с собой медицинскую документацию, которую выдавали при выписке из роддома. Желательно, чтобы малыш во время осмотра был сыт и выспался – тогда его поведение позволит провести всесторонний осмотр.
– Я считаю, это связано с высокой нагрузкой врачей узких специализаций, просто нет возможности в условиях поликлиники осуществлять профилактические осмотры настолько часто. Но вы можете не беспокоиться: любой ребёнок, нуждающийся в осмотре невролога, будет направлен педиатром на консультацию по показаниям. Сроки осмотра педиатром не изменились и осуществляются ежемесячно. Если врач общей практики заподозрил возможность нарушений на самых ранних стадиях, то он обязательно вам это скажет и направит ко мне.
– Есть определённые нормы психического и моторного развития малыша на первом году жизни, и от них никуда не деться. Сейчас часто пишут, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому на сроки развития обращать внимания не стоит. Однако врачи с этим могут поспорить. Если ребёнок отстаёт в приобретении нового моторного навыка на месяц и более (не держит голову, не переворачивается, не сидит и т.д.), то это серьёзный повод прийти на консультацию.
Также должны настораживать родителей любые двигательные нарушения: отсутствие движения в одной из конечностей, различная двигательная активность правых и левых ручек – у ребёнка не существует до определённого момента понятия «правша» и «левша», поэтому, например, захватывать игрушку малыш должен одинаково и той, и другой рукой. Если захвата какой-то рукой нет, то это является поводом для консультации специалиста. Если с началом ходьбы малыш «подволакивает» одну ногу или не опирается на неё – это тоже повод к обращению.
Повышенная активность, срыгивания, беспокойный сон – это, чаще всего, физиологические, нормальные для ребёнка состояния, но, если у мамы это вызывает тревогу, то лучше обратиться к педиатру, а не к неврологу.
– При острых состояниях: потеря сознания, судороги, отсутствие или сильное нарушение сна, сильные головные боли, приступы длительного крика, острой гипоксии – медлить нельзя, и консультация невролога необходима в самое ближайшее время.
– Игрушки должны соответствовать возрасту малыша, и их не должно быть много. Ребёнок не должен спать в кроватке с плюшевыми друзьями – есть риск удушения. На первом году жизни лучше не использовать мягкие игрушки, потом малышу нужны развивающие игрушки. Маленьким деткам будут интересны многофункциональные подвесные игрушки, различные дуги, музыкальные комплексы и яркие погремушки. Нужны такие игрушки, в которых ребёнку самому нужно что-то сделать: построить, рассортировать, слепить, собрать в единое целое.
– Я считаю важными в формировании моторного развития ребёнка курсы общего массажа – по 10 раз в 3 и в 6 месяцев. В остальные сроки – по показаниям специалистов. Плавание полезно с рождения под наблюдением специально обученных людей. Самостоятельная гимнастика должна проводится ежедневно с месячного возраста.
– Любое назначение специалиста должно обсуждаться с ним по конкретному ребёнку и конкретному заболеванию. Родителям необходимо ознакомиться с противопоказаниями, побочными эффектами назначенных препаратов. При появлении каких-либо вопросов лучше проконсультируйтесь с лечащим врачом, а не отменяйте лекарство самостоятельно. Препараты, которые на данный момент назначаются детишкам с раннего возраста, прошли необходимые клинические исследования и считаются безопасными. При применении любого лекарственного средства со стороны ребёнка возможны аллергические реакции и другие побочные действия, при индивидуальной непереносимости лекарственное средство отменяется.
– Для роста и развития здорового ребёнка необходимы адекватное питание, много общения, спокойная и любящая обстановка в семье, и зачастую этого достаточно. Не ищите проблем и болезней в своём ребёнке, спокойно и адекватно наблюдайте за его развитием. Многие мамы боятся заметить проблему в своей крохе, но при этом не торопятся обращаться к врачам. Если у вас появились вопросы или жалобы, смело идите к специалистам, ведь многие состояния у детей являются частью определённого этапа развития. Большинство заболеваний лучше поддаются лечению при раннем выявлении проблем.
Детский невролог
Автор статьи
Меня зовут Панкратова Инна Владимировна, я детский невролог. Я хочу поговорить с вами о значимости профилактических осмотров у детей. Детские неврологи работают по приказу Министерства здравоохранения от 2012 года. На основании данного приказа дети на первом году осматриваются в возрасте одного, трех, шести месяцев. Далее – в 1 год, в 3 года. Потом 6,7 лет, 10 лет и 14,15,16,17 лет.
На первом году жизни невролог на профилактическом осмотрах младенца оценивает: форму и размер головы, состояние родничка и его размер, симметричность лица, глазных щелей, реакцию зрачка на свет, движение глазных яблок, мышечный тонус, сухожильные рефлексы, движения в суставах, приобретенные моторные навыки и психоэмоциональное развитие ребенка. Я также на своих приемах провожу скрининговое ультразвуковое исследование ребенка в один и три месяца. Все эти данные важны для правильной оценки состояния здоровья ребенка и диагностики различных заболеваний.
Профилактический осмотр ребенка в 1 год, помимо стандартного неврологического обследования включает в себя оценку психоречевого развития ребенка. У родителей уточняется, понимает ли малыш обращенную речь, может ли он выполнить простые задания, появились ли первые слова осознанные. В настоящее время очень остро стоит вопрос с задержкой речевого развития у детей. Частично это обусловлено развитием технического прогресса. Раньше родители много читали детям, рассказывали сказки, пели песни. Это приводило к тому, что речевой анализатор активно стимулировался. При такой активной стимуляции речевого анализатора запускается активный процесс анализа и понимания слов и предложений, что стимулирует речевые зоны коры. С появлением планшетов и подобных устройств, дети стали чаще смотреть мультфильмы, развивающие игры. Это приводит к тому, что яркая видео-картинка превалирует над речевым сигналом. Это приводит к уменьшению стимуляции речевых зон в коре головного мозга, и как следствие, задержке речевого развития. Научно доказано, что монотонный шум постоянно работающего телевизора и радио тормозит речевое развитие. Учитывая эти обстоятельства, я считаю, что плановые профилактические осмотры с 1 года до 3 лет должны проходить каждые 6 месяцев. Это позволяет вовремя заметить задержку речевого развития и принять необходимые меры. При задержке речевого развития у ребенка необходимо пройти дополнительное обследование. Это проверка слуха, консультация логопеда и по показанию консультация психиатра.
В возрасте двух-трех лет многие дети начинают посещать детский сад и развивающие группы. На этом фоне иногда возникают проблемы с адаптацией к коллективу и к воспитателю. Профилактический осмотр ребенка в этот период неврологом помогает вовремя выявить эту проблему и помочь малышу.
Следующим критическим периодом в жизни ребенка является начало посещения школы. Начало школьного обучения всегда связано со сложностями для ребенка. Ребенок испытывает большие трудности и стресс при адаптации к первому классу. Поэтому родителям необходимо быть очень внимательными в данный период, обращать внимание на своего ребенка, на изменение его поведения, на его жалобы, на утомляемость, на головную боль, и так далее, и вовремя обращаться к неврологу.
Плановый осмотр ребенка в 10 лет совпадает с переходом из начальной школы в среднюю школу. Ребенок опять сталкивается с новой ситуацией, увеличивается количество учителей, появляются новые предметы, увеличивается нагрузка по обучению. На фоне стресса также может сформироваться школьная дезадаптация, может появиться нарушение поведения, нарушение обучения. Часто возникает астеническое состояние, и как следствие, головные боли. Раннее выявление этих симптомов помогает вовремя принять меры и обследовать ребенка. Особое внимание необходимо уделить вопросу головной боли, так как ее могут вызывать разные патологические состояния. Обязательно необходимо проводить дополнительное обследование – дуплекс сосудов головы и шеи, электроэнцефалограмма и по показаниям – магнитно-резонансная томограмма головного мозга.
Профилактические осмотр в 14,15,16 и 17 лет выпадают на период пубертата – полового созревания. Это очень сложный период для подростков. На фоне физиологической гормональной перестройки у подростков развивается неадекватная реакция на окружающую среду. Что может приводить к срыву адаптационных возможностей нервной системы.
Первыми признаками истощения адаптационных возможностей является изменение поведения ребенка, снижение успеваемости, страх перед контрольными, экзаменами, нарушение поведения, проявление агрессии. Подростки склонны к асоциальному поведению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков. Осмотр невролога в данный период очень важен для раннего выявления этих проблем, и для рекомендации родителям обратиться к другим специалистам.