что соединяет ла манш пролив
Ла-манш — пролив между Францией и Великобританией
Пролив Ла-Манш, разделяющий побережья Франции и Великобритании, всегда играл очень важную роль в истории. Многие народы стремились предъявить права на этот неширокий пролив, что отразилось в различии его названий. Древние греки называли водный перешеек «Океанус Британикус», португальцы и испанцы — каналом да Манча, у итальянцев название звучало как Ла Маника, а в немецких землях пролив называли Эрмельканалом. Но современное название пришло из французского языка, в переводе с которого имя пролива означает «рукав». Хотя жители Британских островов упорно продолжают называть его Английским каналом.
Пролив Ла-Манш (вместе с Па-де-Кале) соединяет Северное море и Атлантический океан, имеет относительно небольшую длину – 578 км, а ширина его колеблется от 32-х км до 250-ти.
История пролива Ла-Манш
пролив Ла-Манш между Францией и Англией
Ла-Манш всегда был в центре исторических событий, так как контроль над ним давал большие преимущества: это был наикратчайший путь, как в Балтийское море, так и к берегам Британии. Плавание по проливу было сопряжено со многими трудностями – погода здесь очень переменчива, часто дуют сильные ветра, опускаются густые туманы. В сочетании со сложным характером течений и высокими приливами преодоление этого водного пути всегда было делом непростым. Но торговое и политическое значение пролива перевешивало все преграды.
Несмотря на коварность Ла-Манша, многие завоеватели смогли преодолеть его. Еще в первом веке пересекли пролив древние римляне, в 1066 году на побережье Британии высадились норманны, а в 17-м веке – Вильгельм Оранский. Но все же водный перешеек неплохо защищал британцев: ученые считают, что на дне пролива находятся остовы десятков тысяч судов разных времен и народов.
С середины 16-го века английские монархи установили жесткий контроль над Ла-Маншем, используя частые штормы и свои отстроенные корабли для защиты от посягательств испанских и французских флотов. Особую роль в обороне пролива играл порт Дувр.
Однако с появлением аэропланов пролив перестал быть надежной преградой для войск неприятеля, а создание подводных лодок еще более усугубило ситуацию. Британцам пришлось прибегнуть к полной морской блокаде Германии в 1918 году, чтобы отвести угрозу вторжения на острова.
Немецкие войска вернулись в Ла-Манш в начале Второй мировой войны, несмотря на невозможность использования там больших кораблей (пролив слишком мелководен для них). Поняв, что прямое вторжение невозможно, гитлеровцы установили множество минных полей и вели боевые действия в проливе с помощью подводных лодок, а также обстреливали берег.
В начале 1940-го года английские войска были эвакуированы на острова с континента в ходе операции «Дайнемо», которая вошла в историю как самая масштабная военная спасательная операция. Фашисты создали на континентальном берегу сильнейшие укрепления («Атлантический вал») и заняли несколько островов в проливе. Эти укрепления были отбиты у немцев при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 году.
По окончании войны Ла-Манш стал играть ключевую роль в объединении Великобритании и континентальной Европы – огромный поток грузов перевозился с помощью паромов. Возникла необходимость в новом виде транспортного сообщения, и в 1973 году был запущен проект по строительству подводного тоннеля. Такие проекты существовали и раньше: в 1802 году его предложил французский инженер А. Матье-Фавье, а в 1876 и 1922 годах даже начиналось строительство, которое прекращалось из-за различных политических проблем.
Строительство велось с двух сторон – английской и французской, а точность прохождения в тоннеле контролировалась лазерной системой позиционирования. 6 мая 1994 года подземный путь был открыт и получил название «Евротоннель». Теперь дорога с континента на остров занимает 2 ч. 15 мин., а под водой поезд движется около получаса.
Пролив в наши дни
В наши дни пролив по-прежнему играет огромную роль в жизни населяющих его берега и острова народов, храня свою историю и традиции.
На острове Сарк в проливе Ла-Манш до 2008 года существовала феодальная система управления, единственная в Европе, когда управление островом осуществляли старейшины.
Ла-Манш всегда интересовал спортсменов и исследователей. В 1909 году французский пилот Блерио впервые перелетел пролив и приземлился в Дувре, а в 1912 году его полет повторила первая женщина – американка Г. Куимби. В 1974 году исследователь из Уэльса Б. Томас пересек Ла-Манш на индейской бычьей лодке, стремясь доказать общность происхождения уэльских и индейских лодок.
Покорение своенравного пролива происходило не только на транспортных средствах – около 900 человек преодолели его вплавь, борясь с высокими волнами, течениями и ветром, находясь в воде с температурой не выше 18 градусов.
Первенство в этом преодолении принадлежит британцу М. Уэббу, который переплыл Ла-Манш за 21 час 45 мин. в 1875 г. Рекорд по времени принадлежит болгарину П. Стойчеву – он переплыл пролив за 6 ч. 57 мин и 50 с в 2007 году.
У женщин рекорд установила чешская спортсменка И. Главачова в 2006 г. переплыв пролив за 7 часов 25 минут и 15 секунд, а впервые женщина отважилась на такой заплыв в 1912 году (американка Г. Эдерле).
Знаменитый пролив по-прежнему вдохновляет на новые рекорды и достижения спортсменов и инженеров, и есть вероятность, что с ним будет связано еще немало реализованных идей и воплощенных проектов.
Пролив Ла-Манш — ВИДЕО
Ла-Манш (пролив)
Ла-Ма́нш (фр. la Manche — рукав), также Англи́йский кана́л (англ. English Channel ) — пролив между побережьем Франции и островом Великобритания.
Содержание
Географическое положение
Вместе с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Под Ла-Маншем (между Дувром и Кале) сооружен тоннель (общая длина 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива). Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур.
Пересечение пролива Ла-Манш вплавь
Пловцы через пролив Ла-Манш пересекают его в тяжелых условиях: холодная вода (15-18 градусов летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта включительно), а также течения, вызванные приливами и отливами. В связи с этим за всю историю пролив Ла-Манш смогли преодолеть около 900 человек (по состоянию на начало 2008 г.) – это меньше числа людей, покоривших Эверест.
Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Вебб в 1875 году за 21 час 45 минут. Первая женщина переплыла пролив в 1926 году за 14 часов 39 минут (Гертруда Эдерле, США).
Спортсмены СССР пролив не переплывали.
Рекорд среди мужчин принадлежит болгарскому пловцу Петру Стойчеву (2007 г., 6 ч. 57 мин. 50 с.); среди женщин – чешской пловчихе Иветте Главачовой (2006 г., 7 ч. 25 мин. 15 с.).
Также отмечаются и самые медленные заплывы через пролив. Рекорд составляет 26 ч. 50 мин. (Генри Салливан, США, 1923 г.).
Первым азербайджанцем, переплывшим залив в 2009 году является Эмин Давхуло (Emin Dowhulo, 2009 г., 8 ч 23 мин. 55 с.)
Секретный фарватер Великобритания стала островом благодаря стечению обстоятельств
Oceanus Britannicus
Ла-Манш (в переводе с французского – «рукав», в Соединенном королевстве называется Английским каналом) имеет протяженность около 560 километров и достигает максимальной ширины в 240 километров. Его самая узкая часть называется Па-де-Кале (у англичан – Дуврский пролив). Наименьшее расстояние между Великобританией и Францией там – 34 километра.
Во времена Древнего Рима Ла-Манш называли Oceanus Britannicus – Британским океаном. Со временем он стал казаться людям все меньше и меньше. К викторианской эпохе он получил имя «Британского моря», а нынешние моряки так и зовут его «рукавом» (The Sleeve).
Рождение острова
Согласно существовавшей теории, на месте Ла-Манша лежали низинные земли, навроде нынешних Нидерландов. Потом уровень моря стал подниматься, и просторные долины постепенно заполнились водами океана, став дном пролива, отрезавшего Великобританию от материка.
Около двадцати лет назад была предложена и другая, катастрофическая теория развития этих событий. Многие географы считали ее надуманной до самого недавнего времени.
Как говорится в опубликованной журналом Nature статье ученых из лондонского Imperial College, пролив Ла-Манш, отделяющий Великобританию от Франции, сформировался в результате ряда эпизодов катастрофического оттока воды из гигантского озера, образованного в ледниковом периоде слиянием Темзы и Рейна.
Как сказал руководитель исследований Санджив Гупта (Sanjeev Gupta), более 425 тысяч лет назад Британию и Францию соединяла антиклиналь Вельд-Артуа – меловая горная гряда высотами до 180 метров в районе нынешнего Па-де-Кале, к западу от которой лежали низины.
450 тысяч лет назад. Желтым показана граница ледника, голубым – озеро, стрелками указан ток Темзы и Рейна, красным – прорыв антиклинали Вельд-Артуа. Иллюстрация Nature
Сток воды бассейна Темзы, Рейна и других рек района происходил через Северное море.
Когда Северное море было заблокировано ледником, вода из рек стала накапливаться в замкнутом бассейне, формируя гигантское озеро, подпитывающееся как реками, так и таянием ледника. Лед тогда остановился немного севернее устья Темзы. Юг же Англии ледником никогда не покрывался.
Прорыв
425 тысяч лет назад поднявшаяся вода прорвалась на юго-запад, промыв в районе Па-де-Кале русло несколько десятков километров в ширину и около 50 метров в глубину, которое и было обнаружено на дне Ла-Манша при помощи высокоточных ультразвукового сканирования и GPS-навигации.
Ученые подчеркивают, что прорыв воды был резким и привел к внезапному и мощному затоплению территорий. Пока не установлено точно, что стало «последним перышком», позволившим воде преодолеть перешеек. Это могло произойти относительно «мирно», вода просто перелилась через край. В то же время прорыв, например, могло спровоцировать землетрясение.
Проходивший по Ла-Маншу поток, интенсивность которого на протяжении многих месяцев достигала миллиона кубометров воды в секунду, затруднял, в частности, колонизацию Британских островов первобытными людьми. Для сравнения, сток Волги в районе Волгограда составляет всего восемь тысяч кубометров в секунду.
На нынешнем дне Па-де-Кале вода промыла прямую и широкую подводную долину с характерным «рифленым» дном, вывернула и расколола скалы. Эти изменения походят на рельеф дна ряда озер, образовавшихся около 15 тысяч лет назад на территории американского штата Вашингтон и даже некоторых селевых образований на Марсе.
Повторный сеанс
Карта глубин Па-де-Кале. Синему цвету соответствует промытое русло. Иллюстрация Nature
Когда ледниковый период закончился, уровень мирового океана поднялся и нынешний Ла-Манш заполнился морской водой. Эти события, с английским юмором отмечает Гупта, «изменили ход британской истории».
По мнению ученых, ситуация повторилась 225 тысяч лет назад, в ходе следующего оледенения. Второй прорыв Темзы и Рейна на юго-запад был даже масштабнее первого. Очередной мегапотоп расширил Па-де-Кале почти до нынешних масштабов и окончательно сделал Великобританию островом, соединявшимся с материком впоследствии лишь несколько раз на краткое время, в периоды минимальных значений уровня мирового океана.
До появления «Евротуннеля» последний раз на Альбион можно было добраться, не замочив ног, еще 9 тысяч лет назад. Окончательно, по мнению ученых, береговая линия Ла-Манша устоялась лишь несколько тысяч лет тому назад.
Белые скалы Дувра – берега размытого потоком из ледникового озера Па-де-Кале Иллюстрация Wikimedia Commons
Гигантская река, бравшая начала в ледниковом озере, была неодолимым препятствием для многих живых существ, равно как и морские воды, заполнявшие пролив между оледенениями.
В результате, люди заселяли Великобританию «импульсно», в интервалах между морем и мегапотопами, попадая туда через бутылочное горлышко перешейка.
Таким образом, на остров с трудом попадали не только люди, но и такие экзотические животные как бегемоты, слоны и носороги, свойственные европейской фауне в межледниковые периоды.
Как пишет Nature, доктор Гупта лишь открыл большую научную тему. Точную датировку, картирование и оценку масштабов водных потоков и их влияние на колонизацию Британии, изменение климата в регионе, формирование нынешней Европы еще предстоит установить. Уже сейчас, впрочем, понятно, что гигантская речная система, море и мегапотопы подарили Великобритании самую жесткую «визовую систему» в Европе еще полмиллиона лет назад.
English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш
Британские острова отделены от остального континента нешироким каналом между Северным морем и Атлантическим океаном. Мы собрали несколько интересных фактов об этом узком перешейке.
Самое узкое место пролива Ла-Манш – Дуврский пролив или Па-де-Кале: с одной стороны находится город Дувр, с другой французское побережье региона О-де-Франс. Ширина пролива в этой части составляет всего 37 км: противоположная сторона отлично видна в хорошую погоду.
Ла-Манш образовался относительно недавно по геологическим меркам: всего 200 тысяч лет назад. В те времена в районе Северного моря было озеро, ограниченное ледником. Воды озера прорвались из-за ледника и вызвали огромное наводнение, в результате которого перешеек между современными Великобританией и Францией был смыт.
Ла-Манш имел важную защитную функцию для Британии. Хотя ширина пролива небольшая, и его можно было преодолеть даже на древних кораблях (до островов доплывали и римляне, и норманы, и Вильгельм Оранский), путешествие это было довольно сложным. Сильные течения, приливы, шквалистые ветра, густые туманы погубили многие корабли.
Опытные пловцы могут преодолеть Па-де-Кале вплавь. Первым, кто переплыл пролив без спасательного жилета, был британец Мэттью Уэбб, которому понадобилось почти 22 часа. Рекорд по времени поставил австралийский пловец Трент Гримси в 2007 году – всего 7 часов. Удивительно то, что за всю историю пролив переплыло меньше человек, чем покорило Эверест: всего около тысячи людей.
Из-за течений и погоды температура воды в Ла-Манше не поднимается выше 18 градусов даже летом, а обычно в теплые месяцы держится в районе 15-16 градусов. При этом зимой пролив не замерзает – даже у берегов не образуется лед. Это объясняется теплым течением Гольфстрим.
Под Па-де-Кале построен Евротоннель, который соединяет Великобританию и Францию – города Дувр и Кале. Его длина составляет 51 километр, 39 из которых лежат под водой. Это третий по длине железнодорожный тоннель в мире. Его даже включили в список современных чудес света.
Теперь вы знаете о Ла-Манше не меньше, чем англичане. Главное не забывайте правильно его называть по-английски – the English Channel, ведь легко забыться и произнести французский вариант, а британцам вряд ли это понравится.
Ла-Манш: расположение, протяженность и ширина пролива
Пролив Ла-Манш — водное пространство между Францией и Великобританией. Оно известно с древних времен и всегда считалось важным для этих стран с политической и экономической точки зрения. На карте пролив обозначался как торговый путь, но не использовался из-за плохих погодных условий. Сегодня он играет важную роль, соединяя остров Великобританию с материковой Европой.
Географическое положение
Ла-Манш разделяет южные берега Англии и север Франции, Северное море и Атлантику. Пролив англичане называют также Английским каналом, но происхождение этого названия ученые не выяснили. С французского Ла-Манш переводится как «рукав» из-за его формы. Он переходит в пролив Па-де-Кале. Вместе они соединяют Северное море с Атлантическим океаном.
Длина пролива Ла-Манш достигает 578 километров. Западная его часть намного шире восточной (250 км и 32 км соответственно). Средняя глубина составляет 60 метров, а максимальная — 172. Наименьшая глубина судоходной линии колеблется в пределах 24 м. Ширина пролива Ла-Манш в западной части не превышает 250 км, а на востоке составляет 130 км.
В восточной части пролива наблюдается много отмелей, постоянно стоит туман. У северного берега Ла-Манша дно довольно ровное, а у южного — наоборот. Оно понижается постепенно с востока на запад от берегов к середине. На западной части Па-де-Кале есть несколько мелководных банок. Другие опасности отсутствуют. В местах, где грунт составляют ракушки, гравий, песок, мелкий камень и ил, для всех транспортных средств требуется лоцманская проводка.
Ветер дует с запада, что создает устойчивое восточное течение, скорость которого достигает до 3 км/ч в самых узких частях пролива. При частых полусуточных приливах уровень воды поднимается до 13 метров. Такая картина наблюдается в заливе, который называется Сен-Мало.
Колебаний температуры в течение года не наблюдается, в зимний период она достигает + 9 ⁰С. Пролив не замерзает, а у берегов даже не образуется ледяная корка, поскольку там проходит теплое течение Гольфстрим. Температура воды протока не поднимается выше + 18 ⁰С даже в летние месяцы, ее средний показатель составляет +17 ⁰С.
Для судоходства гидрометеорологические условия неблагоприятны с октября по март.
Города, расположенные на берегах
На карте мира обозначена наиболее плотная населенность на побережье Англии. Численность жителей в городах составляет:
Во Франции самым населенным городом является Гавр. В нем проживает более 250 тысяч человек, в Кале — 100 тысяч.
Экологическая обстановка
Экологическая обстановка в районе пролива между Францией и Англией оставляет желать лучшего. Огромное количество судов, проходящих ежедневно по проливу, загрязняют воду токсичными нефтяными отходами.
Затонувший в 2007 году итальянский танкер перевозил в трюме 6 тысяч тонн жидкого химического вещества, применяемого для производства пластмассовых изделий. Его состав высоко токсичен, не растворяется в воде, имеет сильное коррозийное действие.
На французском побережье возле города Шербур-Октевиль создан пункт захоронения радиоактивных отходов.
Сейчас контроль за экологической ситуацией в Ламанском проливе ведут британские ученые и специалисты министерств пищевой и рыбной промышленности, а также сельского хозяйства.
Туристический отдых
Отдых, организованный на берегу пролива, привлекает туристов чистыми пляжами и красивейшими видами, но желающих побывать там мало из-за постоянно холодной воды. Путешественники прибывают с целью не только полюбоваться рифами и скалами, но и испытать себя в экстремальных видах спорта. Здесь можно встретить дайверов, скалолазов. Некоторые отдыхающие переправляются на другой берег, используя различные воздухоплавательные устройства.
Путешественники могут заняться ловлей рыбы. В ресторане отеля можно полакомиться свежим скатом, палтусом или камбалой.
Правовой статус
Ла-Манш считается международным объектом, поскольку расположен на территории двух государств. В соответствии с Конвенцией по морскому праву любые суда (водные и воздушные) через международные проливы имеют свободное право прохода. Относится это и к Английскому каналу.
Прибрежные страны не имеют права запрещать прохождение сухогрузов других стран через принадлежащие им территориальные воды. Они могут лишь следить за порядком осуществления судоходства.
Правительства Франции и Англии приняли законы, которые направлены на предупреждение загрязнения воды в проливе и обеспечение безопасного судоходства. Для танкеров с нефтепродуктами и неисправных судов установлены ограничения, предусматривающие лоцманскую проводку в портах и гаванях, обязательное дежурство членов экипажа на УКВ-радиостанции.
Пролив Па-де-Кале
Это наиболее узкая область Ла-Манша. Второе название — Дуврский пролив. Участок находится между Великобританией и Евразией вблизи английского порта Дувр и французского города Кале. Пассажирскому катеру для пересечения Па-де-Кале достаточно полутора — двух часов.
Залив получил известность после строительства подводного тоннеля, открытого в 1994 году и соединяющего эти два города. Его полная протяженность составляет 52,5 км, а 38 км из них проходят под дном Ла-Манша.
На глубине 45 метров находятся еще 3 тоннеля: 2 железнодорожных и служебный. Конструкции возводились одновременно со стороны Великобритании и Франции. Для соединения канала 100 метров были выкопаны вручную. Спустя полгода стали строить железную дорогу. На ее прокладывание потребовалось более трех лет.
Пассажирские составы курсируют ежечасно, вмещая большое количество людей. Имеется достаточно места для перевоза автомобилей. В течение суток туннель способен пропустить 350 электропоездов, которые развивают скорость от 140 до 150 км/ч. Передвижение на личном транспорте занимает всего 40—50 минут.
Животный мир Ла-Манша
Животный мир в районе Английского пролива богатым назвать нельзя из-за загрязнения и невысокой температуры воды. Здесь обитают:
Северные олуши — птицы, которых можно увидеть пролетающими над проливом.
Пересечение водного пространства вплавь
Многие люди пытались преодолеть пролив Ла-Манш вплавь. Насчитывается более 1 тыс. туристов, которые смогли это сделать. В Википедии сообщается, что первым человеком, который сумел переплыть Английский канал, был пловец из Британии Мэттью Уэбб. Он преодолел расстояние в 1875 году за 21 час 45 минут. Среди женщин первенство завоевала Гертруда Эдерле из США. Она в 1926 году сделала это за 14 часов 40 минут.
Самый молодой пловец, пересекший пролив, — британец Том Грегори. Он переплыл Ла-Манш в 1988 году, когда ему было лишь 11 лет.
Первым инвалидом, которому удалось переплыть пролив, стал Филипп Круазон, 42-летний француз. У него не было ни ног, ни рук. Равновесие в воде он удерживал с помощью специальных протезов, а тренировался по 30 часов в течение недели. Заплыв Круазон начал с британского порта Фолькстон, а закончил около французского города Виссан, потратив чуть больше 14 часов.
Был и неудачный заплыв с летальным исходом, зарегистрированный в 2016 году. Рекорд по скорости преодоления водного пространства составляет 6 часов 55 минут.
Пролив в наши дни — это стратегически важная судоходная магистраль. По нему осуществляется перевозка грузов из портов североморских и балтийских государств на другие континенты и в обратном направлении. Он также является объектом интереса туристов со всего мира.