что собой представляют собой общественные отношения
Общественные отношения как феномен общества
Основу жизни человека как вида составляет деятельность, в процессе которой он изменяет окружающий мир и развивается сам. В ней он всегда связан с другими людьми и обществом, является участником многообразных материальных и духовных взаимодействий. Один из видов таких взаимодействий – общественные отношения.
Понятие
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе совместной деятельности, это то, что объединяет людей и делает общество системой. Они предназначены для стабилизации и закрепления общественно значимых моделей, типов социальных взаимодействий.
Носителями общественных отношений являются индивиды и социальные группы. Отношения групп определяются их местом в существующей системе производственных и классовых отношений. Индивиды участвуют в общественных отношениях как члены, представители своей группы (класса, коллектива, партии, профессии). Такие отношения носят надличностный, надындивидуальный характер, являются выражением взаимодействия социальных ролей, исполняемых отдельными индивидами.
Признаки общественного отношения:
Каждой исторической формации присуща определенная совокупность социальных отношений. Среди них можно выделить устойчивые, длительно существующие и динамичные, отражающие происходящие в обществе изменения.
Постепенное развитие общественных отношений, не влияющее на основы общественной формации, является эволюционным. Кардинальное их изменение, связанное с ломкой существующего общественного уклада, носит революционный характер.
Структура
Возникновение, функционирование, развитие и завершение любого общественного отношения предполагает наличие ряда условий:
Участники общественных отношений:
Предметное содержание деятельности субъектов и их взаимодействий составляют:
Общественные отношения возникают во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов, регулируются механизмом социального контроля.
Виды, функции
Все общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Первичными, ведущими являются материальные – экономические, производственные. Они не зависят от воли и сознания людей и определяются производительными силами общества. На их базе возникают вторичные, надстроечные идеологические – политические, правовые, нравственные, эстетические. Это деление относительно.
Общественные отношения проявляются в виде интересов их носителей, которые могут совпадать или противоречить друг другу. По своей направленности, характеру взаимосвязей между индивидами и группами социальные отношения подразделяются на отношения:
В зависимости от степени формализации общественные отношения подразделяются на:
Система общественных отношений выполняет следующие функции:
Общественные отношения образуют единую систему, определяют существенные стороны личных отношений – таких как любовь, дружба.
Заключение
Общественные отношения реализуются в человеческой деятельности, а деятельность существует в системе общественных отношений. Они формируют человека как существо социальное: связывают его с социальной группой, обществом, включают в общественную практику.
План ответа по теме «Общественные отношения»
1. Человек как участник общественных взаимодействий.
2. Понятие общественных отношений. Признаки:
3. Структура общественных отношений. Условия:
4. Участники общественных отношений. Содержание их деятельности.
5. Виды отношений по характеру связей между субъектами:
Что представляют собой общественные отношения?
Обсуждение вопроса:
Общественные отношения — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.
Под общественными отношениями подразумевают многообразные формы взаимодействия индивидов, а также связи, которые возникают либо между социальными группами, либо внутри них.
Общественные отношения можно разделить на две большие группы:
1) Материальные отношения. Они формируются в процессе практической деятельности индивида вне его сознания и независимо от него. Сюда можно отнести производственные и экологические отношения, а также отношения по делопроизводству.
2) Духовные отношения. Они складываются исходя из духовных ценностей индивида. Прежде всего, это моральные, правовые, религиозные, художественные, философские и другие отношения.
Структура
Система социальных отношений включает в себя диалог между личностями и группами, их совместную деятельность, осуществляемую за счет неравномерно распределенных социальных ценностей. Благодаря неравномерному распределению образуются социальные связи, к примеру такие как: любовь, дружба, власть, экономические отношения. В зависимости от личностных качеств каждого индивидуума складываются определенные взаимодействия, из которых в дальнейшем создается близкое окружение людей.
Позитивные отношения
К связям, несущим положительные эмоции и полное (частичное) удовлетворение потребностей нескольких индивидуумов, относятся: семейные (брачные, родственные) узы, любовь (взаимная), дружеские отношения, основанные на полном доверии и взаимопомощи, партнерство.
Негативные отношения
К связям, разрушающе воздействующим на психику человека, его чувство собственного достоинства, личность и самооценку, а также здоровье социума относят: тотальную (скрытую или явную) зависимость от человека или группы людей, фанатизм, преклонение перед лидером.
Хотя психологи отмечают, что такая зависимость может быть не только негативной, но и позитивной. К примеру, маленький ребенок полностью зависим от своих родителей, а они в свою очередь также являются зависимыми в той или иной степени от своего малыша.
Признаки
Признаками социальных отношений в обществе считаются установившиеся, слаженные связи с кем-либо из окружения человека. Это могут быть переговоры на работе, встречи с компаньонами или коллегами, друзьями, семейные «посиделки». При этом даже кратковременное общение в виде стандартного «здравствуйте», сказанного знакомому, уже является признаком общественных взаимоотношений.
На выбор поведения человека в тех или иных отношениях значительно влияет его физическое и психическое здоровье, а также ряд факторов: уровень образования, семья, сфера деятельности. Иногда встречается двойственность взаимоотношений, так как многие из них связаны между собой.
Самые распространенные типы
Социальное общественное отношение в социуме может развиваться только благодаря полной взаимности, однако оно необязательно является взаимовыгодным для обеих сторон. К примеру, один человек желает «привязать» к себе другого посредством принуждения и навязывания ненужной совместной деятельности, а второй отталкивает первого, не нуждаясь в нем, провоцируя ссору. В социологии определяются четыре типа часто встречающихся взаимоотношений: конфликт, соперничество и сотрудничество, полная или частичная зависимость.
Конфликт
Зависимость
Социальная зависимость представляет собой доминирование одной из сторон отношений, ее действия и указания влекут за собой действия другой, более слабой стороны. В основном встречаются взаимозависимые связи, такие как: родители-дети, учитель-ученик, государство-соседние страны. Также социальная зависимость наблюдается в группах, состоящих из людей, занимающих низкую позицию, и лиц, имеющих более высокий статус. К примеру, подчиненные полностью зависят от своих руководителей, а в политике народ в правовом и конституционном плане зависит от правящих лиц.
Соперничество
Сотрудничество
Какие отношения в управлении социумом являются наиболее предпочтительными
Для нормального функционирования управления прерогативой считаются социальные отношения людей, основанные на каким-либо воздействии на человека. В демократическом обществе на первое место выходят правовые связи, уважение личности и свобод человека, воспитание любви к родине.
Общественные отношения
В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Не все связи, возникающие между людьми в процессе общения и совместной деятельности относят к общественным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).
Таким образом, общественные отношения — это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отношения, затрагивающие важные стороны жизни людей.
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).
Все общественные отношения могут быть условно разделены на две группы:
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.
Духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения— отношения между отдельными индивидами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).
Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодействий:
— между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);
— между тремя индивидами (например, семья);
— между четырьмя индивидами и более (певец и его слушатели);
— между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО
Аристотель выделял три формы объединения людей: семью, селение, государство. Он считал, что опорой государства должны быть не бедняки и не богачи, а средние слои общества.
В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинул тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители теории общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естественных прав», т. е. таких прав, которые человек получает от рождения.
В XIX в. философами было выработано понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).
В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом.
Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономическими факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни людей.
Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона, Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.
В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:
Эти теории, хотя и находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
Новым этапом в изучении общественных явлений стала теория культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (цивилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.
Что собой представляют собой общественные отношения
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий – эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни.
Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношения, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т.д.
По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Каждый из этих типов общественных отношений имеет свои основания, отличающие его от др.: экономические отношения складываются на основе производства, обмена и распределения товаров и услуг; социальные – на основе статусов различных субъектов в социальной структуре и в обществе в целом; политические – на основе публичной власти и т.п. Конкретное содержание каждого типа общественных отношений исторически изменяется вместе с изменением всего общества. Возникнув, новые элементы общественных отношений постепенно утверждаются в повседневной жизни людей, приобретают характер институтов социальных, устойчиво воспроизводящих себя и свои взаимоотношения со средой.
Весьма разнообразны общественные отношения по их характеру, внутреннему своему содержанию. Различают непосредственные и опосредствованные, прямые и косвенные, формализованные и неформализованные отношения. Важнейшее значение для субъектов общественных отношений имеет паритетность или диспаритетность их взаимоотношений: равенства и неравенства, кооперации и конкуренции, господства и подчинения, антагонизма и сотрудничества. Не менее существенна тенденция, при которой общественные отношения становятся силой, господствующей над субъектами, превращаются в отчуждение их взаимодействий.
В философском аспекте ключевым является вопрос о характере взаимосвязей между различными типами общественных отношений: имеют ли их взаимосвязи плюральный, многофакторный характер, или же более обоснованно монистическое разделение всех типов общественных отношений на две группы – детерминирующие (первичные, материальные) и детерминируемые (вторичные, идеологические).
Созданное К.Марксом и Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории исходит из монистического деления, позволяющего с единых позиций объяснить всю историю человечества, принципиальную структуру, функционирование и развитие каждого общества. Марксизм выделяет экономические, производственные отношения как материальные, характер которых детерминируется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Они служат базисом, на котором формируются в виде надстройки соответствующие ему (детерминируемые им) политические, правовые, нравственные и иные идеологические отношения (см. Базис и надстройка). По мере развития производительных сил они вступают в противоречие с производственными отношениями, что приводит к революционному изменению базиса и надстройки, всей системы общественных отношений. Одна формация общественная сменяется др. Причинно-следственная зависимость идеологических отношений от материальных не однозначна и включает обратное воздействие надстроечных отношений на базисные; напр., социалистическая революция начинается со слома прежней политической надстройки и создания новой, которая активно строит базис социалистического общества и сама изменяется под его воздействием.
В общественной науке 20 в. распространены и иные подходы. Так, М.Вебер обосновал значительную роль духа протестантизма (его ценностей и норм) в становлении буржуазных экономических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Этот исторический пример интерпретируется как одно из доказательств определяющего влияния культуры на экономику. П.А.Сорокин на основе исследования истории культуры многих стран мира за 2 тысячи лет предложил социокультурный подход, в котором культурные и социальные отношения (включая экономические) соотносятся как равновлиятельные, а не односторонне детерминирующие функционирование и эволюцию общества.
Наиболее общей и влиятельной концепцией плюральных взаимосвязей общественных отношений как целостной системы является структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон). За исходный пункт здесь принимается структура социального действия, включающая четыре функции (адаптацию, целедостижение, интеграцию, латентность) и соответствующие подсистемы (поведенческую, личностную, социальную, культурную), каждая из которых объединяет совокупность факторов и отношений. Взаимосвязь между этими подсистемами имеет двойственный характер: потоки детерминирующей энергии движутся от поведенческой подсистемы через личностную и социальную к культурной; но иерархия информационного контроля имеет противоположную направленность: содержащиеся в культуре информационные обобщения высшего порядка контролируют соответствующие обобщения социальной, затем личностной и, наконец, поведенческой подсистем. Реальная взаимосвязь четырех подсистем отношений, образующих целостную систему, оказывается сложной результирующей двух противоположно направленных потоков воздействий.
Новейшие подходы к пониманию природы и взаимосвязей общественных отношений акцентируют внимание на человеке как субъекте деятельности и отношений (Маргарет Арчер, У.Бакли, Э.Гидденс, М.Крозье, А.Турен, П.Штомпка, А.Этциони). В дополнение к структурно-функциональной модели предлагаются концепции морфогенеза, взаимозависимости деятелей и систем, социальной реальности как некоторого коэффициента деятельности. Вновь в поле зрения оказывается гуманистический подход раннего Маркса, его диалектическая концепция деятельности, проблема преодоления отчуждения человека.
1. Вебер М. О некоторых категориях понимания социологии. – Он же. Избранные произведения. М., 1990;
2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13;
3. Парсонс Т. Понятие общества. – «Tesis», 1993, т. 1, № 2;
4. Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений. – В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;
5. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996;
6. Archer M. Culture and Agency. Cambr., 1988;
7. Crozier M., Freiberg E. Actors and Systems. Chi. – L., 1980;
8. Eizioni A. The Active Society. N. Y., 1968;
9. Giddens A. The Constitution of society. Cambr., 1984;
10. Luhmann N. Sociale Systeme. Fr./M., 1993;
11. Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968;
12. Parsons T. The Social System. N. Y., 1964;
13. Touraine A. The Self-production of Society. L., 1977.