что собой представляет воинский коллектив

Что собой представляет воинский коллектив

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить звание защитника Отечества

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельно-сти и их предназначение.

Общие требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам военнослужащего.

Воинская деятельность предъявляет к военнослужащим высокие тре¬бования по уровню профес-сиональной подготовки, образования, состо¬яния здоровья, физической подготовки и психологи-ческой устойчивос¬ти. В зависимости от вида Вооруженных Сил и рода войск она имеет свои особенности, которые определяют профессионально важные ка¬чества военнослужащих.
Основные профессионально важные качества военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск

Воинские
Профессиональные
Социальные
Личные
♦ смелость
♦ самоотверженность
♦ мужество
♦ стойкость
♦ бдительность
♦ хладнокровие ♦ трудолюбие
♦ дисциплина
♦ аккуратность
♦ пунктуальность ♦ коллективизм
♦ доброжелательность
♦ товарищество
♦ взаимовыручка ♦ скромность
♦ гордость
♦ чувство чести и личного достоинства

Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил РФ. Воинская дисциплина, ее содержание, сущность и значение.

Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ как средство обеспечения нацио-нальной безопасности России.

Источник

Планконспект

На сайте представлены различные конспекты: военные план-конспекты, конспекты МВД, МЧС и других силовых структур

что собой представляет воинский коллектив. vl. что собой представляет воинский коллектив фото. что собой представляет воинский коллектив-vl. картинка что собой представляет воинский коллектив. картинка vl.

Что такое план-конспект, виды конспектов

Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования…

Как правильно составить план-конспект?

Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения. Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами. Практическая польза…

Требования для поступления в военный ВУЗ

Окончание военного вуза предполагает поступление на военную службу, предусматривающую ряд бонусов от государства: военная пенсия, льготные условия приобретения жилья и прочие. Студенты военных вузов автоматически освобождаются от призыва в армию. Все военные учебные заведения страны находятся под контролем Министерства обороны. Программы и материалы для обучения в военных вузах также разрабатываются не Министерством образования, а Министерством…

Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 2)

Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 1)

Упражнения 1 — 24 Баллы Упражнение N 1 сгибание и разгибание рук в упоре лежа Упражнение N 2 наклоны туловища вперед Упражнение N 4 подтягивание на перекладине Упражнение N 5 поднимание ног к перекладине Упражнение N 6 подъем переворотом на перекладине Упражнение N 7 подъем силой на перекладине Упражнение N 8 жим штанги лежа, вес…

Действия в боевом разведывательном дозоре

Боевой разведывательный дозор высылается для ведения разведки противника и местности в ходе наступления (обороны, встречного боя) перед фронтом или на одном из флангов батальона (роты), а также для установления тактического и огневого контакта с противником в случае его потери. Он обычно действует на удалении, обеспечивающем наблюдение за его действиями и поддержку его огнем, а при…

Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Определение расстояния до ориентиров и характерных местных предметов

Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Для удобства наблюдения сектор (полоса) наблюдения делится на зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю и обозначается условными линиями по местным предметам (ориентирам). Ближняя зона включает участок местности в пределах видимости мелких предметов, объектов, целей (до 400 м). Средняя зона намечается в пределах видимости выделяющихся местных предметов (обычно…

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПОСТ

Требование к месту расположения наблюдательного поста и его выбор на местности. Состав наблюдательного поста. Средства наблюдения разведки. Наблюдение позволяет получать наиболее достоверные сведения о противнике и местности. В боевых порядках войск во всех видах боя оно ведется непрерывно специально назначенными наблюдателями и наблюдательными постами. Их количество зависит от характера боя, условий обстановки и местности. В…

Организация, вооружение и тактика действий пехотных (мотопехотных, разведывательных) отделений, взводов армий основных иностранных государств

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации (Статья: История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации) С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим…

Порядок приведения к присяге в Вооружённых Силах нашем страны: история и современность. Значение Военной присяги в жизни воина

В Российской империи ритуал принятия Военной присяги обставлялся как торжественный обет, даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при…

История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации

С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим актом, характерным для обеспечения военной службы в интересах конкретных государств. При этом Военная присяга, принятая в порядке,…

Источник

Воинский коллектив

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведение занятия по общественно-государственной подготовке

ТЕМА: «Воинский коллектив».

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, библиотека.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ____

ВРЕМЯ: 2 часа.

Военная служба – дело коллективное. Молодые люди, придя на службу, направляются в подразделения, в составе которых они занимают то или иное положение, выполняют определенные обязанности. Перед ними ставятся задачи, выполнение которых требует взаимодействия, четкой совместной работы. Хотя воины имеют индивидуальные особенности, отличаются друг от друга, однако объединение их для совместной деятельности порождает общие психические явления: эмоциональную атмосферу в подразделении, общие интересы, чувства, традиции, обычаи, симпатии, антипатии, авторитеты и т.д.

Трения, конфликты, нездоровые мнения, подавленное настроение, психологическая несовместимость снижают результаты деятельности любого коллектива. Поэтому без знания особенностей воинского коллектива трудно влиять на него, использовать его в интересах службы.

Коллектив – это особое объединение людей, отличительными признаками которого являются:

Таким образом, коллектив, как высшая форма объединения людей, характеризуется организованностью, сплоченностью, общественно значимой целью деятельности, относительной устойчивостью и продолжительностью совместного функционирования.

Кроме того, все виды его деятельности (боевая подготовка, несение службы и т.д.) четко регламентированы.

Вся деятельность военнослужащих, их взаимоотношения строятся в соответствии с требованиями воинских уставов, наставлений и приказов командиров и начальников. Межличностные отношения подчинения и соподчинения устанавливаются в воинском коллективе на основе принципа единоначалия и строгой субординации.

Специфической особенностью воинского коллектива является его однородность по полу и возрасту военнослужащих по призыву. В своем большинстве он состоит из молодых людей, находящихся в стадии возмужания и активного формирования личности.

Воинскому коллективу присущи организованность, прочность и сплоченность. В своей совокупности эти черты выражают морально-психологическое единство и воинскую дисциплину. В основе этих черт лежат реально существующие отношения и связи между воинами. Они опираются на высокие морально-боевые и психологические качества воинов, на убеждения и взгляды, взаимопомощь и взаимоподдержку в решении общеколлективных и индивидуальных задач. Организованность, сплоченность и прочность коллектива характеризуются высокой его готовностью и способностью успешно выполнять поставленные задачи как в мирное, так и в военное время.

Они ярко проявляются в трудных и быстро изменяющихся обстоятельствах деятельности (учения, походы, боевые стрельбы и т.д.), а также в положительном решении коллективных и межколлективных вопросов.

Организованность, прочность и сплоченность воинских коллективов – залог гибкого и твердого руководства подразделениями.

Работа командира в воинском коллективе невозможна без опоры на актив подразделения. Командир должен подбирать актив, работать с ним, учитывать мнение активистов. Но как?

В коллективе люди находятся в постоянном взаимодействии, в постоянном контакте, между ними устанавливаются определенные связи. И роли, и функции членов коллектива при этом далеко не одинаковы. В каждом коллективе есть воины, которые лучше и глубже, чем другие, осознают всю сложность задач, стоящих перед подразделением, понимают объективные причины трудностей и необходимость их преодоления. Их суждения вполне зрелые, если не во всех отношениях, то в главном.

В каждом подразделении, как правило, есть свои остряк и балагур, у него для каждого случая имеются в запасе смешная история, поговорка, шутка, он часто не преследует далеко идущих целей, а просто получает личное удовлетворение, когда товарищи смеются и он тому причина. Есть свой скептик, которому все немного не нравится. Но, пожалуй, самые неприятные и нежелательные люди в коллективе – это равнодушные, которым все безразлично и безрадостно, их не трогают ни проблемы, ни заботы. У каждого члена коллектива есть свой социальный статус, каждый выполняет свою функцию. У наиболее влиятельных есть свои приверженцы, которые видят в них некий пример для подражания и тянутся к ним. Таким образом, происходит концентрация внутриколлективных связей, и это процесс объективный. Любому командиру небезразлично, вокруг кого идет эта концентрация, на какой почве и на какой основе.

Как подбирать актив, по каким признакам, каким требованиям должен он отвечать?

Актив – это ядро. Принадлежность к активу налагает на солдата повышенную ответственность. Командир периодически проводит с активом беседы, отслеживает их мнения, пожелания. Активист, прежде всего, должен обладать авторитетом. Следовательно, авторитет – это важнейший аргумент при подборе активиста. Однако один человек не всегда может быть авторитетом во всех сферах жизни. Значит, авторитетность одного активиста должна дополняться авторитетностью другого. Разумеется, при этом необходимы слаженность и сплоченность самого актива, а не противопоставление друг другу.

Командиры в своей практической работе замечают, что в коллективе существуют какие-то внутренние силы, проявляющие себя иногда достаточно активно. Кто из командиров не сталкивался с таким явлением: отдал распоряжение, подал подразделению какую-то идею и чувствуешь, что она подхвачена, ею зажглись люди, эта идея оживленно обсуждается, тебе что-то предлагают, спрашивают, как лучше сделать. Тебе помогают. И даже если не сразу видишь своих конкретных помощников, то результат их работы ощущается достаточно хорошо. Бывает и другая ситуация. Казалось бы, все рассказал, четко поставил задачу, а для её реализации все время приходится прикладывать волевые усилия, словно тебе кто-то противодействует, мешает. И ты, как руководитель, отчетливо ощущаешь инертность подчиненных, идеи твои вязнут как в трясине, приходится повторять, уточнять, всё время подталкивать.

Кто же они, эти союзники, помощники и те, с которыми приходится вести невыраженное, часто скрытое противоборство? Ясно одно: их нужно знать, учитывать, уметь управлять ими и подчинять их своему влиянию, тем более что такое противодействие бывает неумышленным и неосознанным.

Коллектив – это не просто объединение людей, внутри него постоянно функционируют подчас довольно сложные связи, взаимоотношения, влияния. Да и люди разные. Отличаются по характеру, убеждениям, по взглядам, привычкам, вкусам, уровню личных притязаний, самооценке и многим другим качествам.

Разумеется, каждый военнослужащий в подразделении свои личные цели и стремления, как правило, подчиняет интересам коллектива, тем большим и сложным задачам, которые стоят перед подразделением. Но не только этим живут воины. Среди военнослужащих формируются микрогруппы.

Микрогруппы можно классифицировать по различным признакам: по основанию для объединения (интересы, увлечения, специальность), по месту призыва (землячество), по срокам призыва; по направленности (положительно направленные, отрицательно направленные); по устойчивости и силе внутригрупповых связей (устойчивые, как правило, положительной направленности, временные – чаще либо нейтральные, либо отрицательно направленные). Наряду с положительными и отрицательными микрогруппами могут существовать микрогруппы с невыраженной направленностью (нейтральные), которые при определенных обстоятельствах могут занимать неправильную позицию по каким-то вопросам.

Было бы преувеличением говорить, что в подразделении все четко расписаны по микрогруппам. Командир обязан знать и наличие микрогрупп, и их характеристики, но особое внимание должно быть направлено на их лидера. И от того, как командир сумеет организовать воспитательную работу с лидером, зависит направленность этой микрогруппы. Лидеры бывают разные, а значит, различны и тактика их поведения, и способы самоутверждения в микрогруппе. Командир должен помогать укреплению авторитета положительного лидера. Однако эта поддержка должна быть без подчеркивая его особой роли и статуса, а также своего к нему внимания. Это следует делать тактично.

Все это помогает командиру управлять коллективом. Умение командира видеть коллектив как социальный организм со всей его сложной системой внутриколлективных связей обеспечивает выбор целесообразных методов и форм руководства. А сила коллектива – в сплоченности.

Каждый знает немало примеров, когда рядом находятся два подразделения, казалось бы, совершенно одинаковые по составу людей, их образованию и срокам службы, а по результатам разные. В чем причина? Причина – в сплоченности коллектива.

В подразделении командир выступает организатором взаимоотношений, которые складываются между членами коллектива. Естественно, он должен хорошо представлять себе, как они формируются, проявляются, в чем конкретно поддаются управлению. Полезно знать, что вначале складывается индивидуальное, личное отношение воина к окружающим его товарищам, и только потом, уже в процессе взаимодействия, формируются отношения взаимные.

Командир должен очень внимательно следить за развитием взаимоотношений между подчиненными, учить культуре общения, пресекать зазнайство, высокомерие, исключительность. Наличие правильных, уставных взаимоотношений между воинами способствует сплочению коллектива и качественному решению стоящих перед коллективом задач.

Взаимные симпатии, сопереживание успехов или неудач товарища по службе, радости или горя, взаимная привязанность друг к другу ведут к появлению и дальнейшему развитию чувства войскового братства и дружбы, взаимной требовательности, готовности прийти на помощь в сложной и опасной ситуации.

Успешная реализация командиром (прапорщиком) воспитательных возможностей коллектива окажет решающую роль в укреплении состояния правопорядка и воинской дисциплины, успешному выполнению учебно-боевых задач.

Источник

Планконспект

На сайте представлены различные конспекты: военные план-конспекты, конспекты МВД, МЧС и других силовых структур

что собой представляет воинский коллектив. vl. что собой представляет воинский коллектив фото. что собой представляет воинский коллектив-vl. картинка что собой представляет воинский коллектив. картинка vl.

Что такое план-конспект, виды конспектов

Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования…

Как правильно составить план-конспект?

Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения. Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами. Практическая польза…

Требования для поступления в военный ВУЗ

Окончание военного вуза предполагает поступление на военную службу, предусматривающую ряд бонусов от государства: военная пенсия, льготные условия приобретения жилья и прочие. Студенты военных вузов автоматически освобождаются от призыва в армию. Все военные учебные заведения страны находятся под контролем Министерства обороны. Программы и материалы для обучения в военных вузах также разрабатываются не Министерством образования, а Министерством…

Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 2)

Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 1)

Упражнения 1 — 24 Баллы Упражнение N 1 сгибание и разгибание рук в упоре лежа Упражнение N 2 наклоны туловища вперед Упражнение N 4 подтягивание на перекладине Упражнение N 5 поднимание ног к перекладине Упражнение N 6 подъем переворотом на перекладине Упражнение N 7 подъем силой на перекладине Упражнение N 8 жим штанги лежа, вес…

Действия в боевом разведывательном дозоре

Боевой разведывательный дозор высылается для ведения разведки противника и местности в ходе наступления (обороны, встречного боя) перед фронтом или на одном из флангов батальона (роты), а также для установления тактического и огневого контакта с противником в случае его потери. Он обычно действует на удалении, обеспечивающем наблюдение за его действиями и поддержку его огнем, а при…

Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Определение расстояния до ориентиров и характерных местных предметов

Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Для удобства наблюдения сектор (полоса) наблюдения делится на зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю и обозначается условными линиями по местным предметам (ориентирам). Ближняя зона включает участок местности в пределах видимости мелких предметов, объектов, целей (до 400 м). Средняя зона намечается в пределах видимости выделяющихся местных предметов (обычно…

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПОСТ

Требование к месту расположения наблюдательного поста и его выбор на местности. Состав наблюдательного поста. Средства наблюдения разведки. Наблюдение позволяет получать наиболее достоверные сведения о противнике и местности. В боевых порядках войск во всех видах боя оно ведется непрерывно специально назначенными наблюдателями и наблюдательными постами. Их количество зависит от характера боя, условий обстановки и местности. В…

Организация, вооружение и тактика действий пехотных (мотопехотных, разведывательных) отделений, взводов армий основных иностранных государств

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации (Статья: История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации) С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим…

Порядок приведения к присяге в Вооружённых Силах нашем страны: история и современность. Значение Военной присяги в жизни воина

В Российской империи ритуал принятия Военной присяги обставлялся как торжественный обет, даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при…

История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации

С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим актом, характерным для обеспечения военной службы в интересах конкретных государств. При этом Военная присяга, принятая в порядке,…

Источник

Что собой представляет воинский коллектив

4.4.1. Сущность воинского коллектива и стадии его развития

В коллективе происходит гармонизация личных и коллективных, социально ориентированных целей. Развитие каждого члена коллектива основано на разрешении противоречий между общими и индивидуальными целями. Задачи воспитания военнослужащих реализуются в единстве развития личности и раскрытия ее индивидуальности.

Конструктивную роль при этом коллектив играет тогда, когда обеспечивается равноправие командиров и подчиненных перед законом, защищенность прав личности, демократический характер самоуправления, превращение каждого члена коллектива в активного субъекта своей и коллективной жизни, участием в постановке целей, планировании, обсуждении и реальной практике.

Процессы развития воинского коллектива и личности каждого его члена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, развитие личности военнослужащего во многом зависит от характера официальных и межличностных отношений, от уровня воинского коллектива в целом. С другой стороны – от степени активности военнослужащих, их способностей, индивидуального развития зависит сила воспитательного воздействия коллектива. Чем активнее отдельные члены участвуют в общественной жизни воинского подразделения, чем полнее в ней они реализуют свои индивидуальные стремления и интересы, тем большей сплоченностью отличаются коллективные отношения.

Понятие «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus – «собирательный».

В педагогике под коллективом понимается социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

В отличие от малых групп для коллектива характерны следующие признаки:

стоящая перед коллективом социально значимая цель осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум своих усилий в ее достижении и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности;

в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений: доверие, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость;

коллектив должен возглавлять руководитель-лидер, т. е. лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

Сущность коллектива детально определял А. С. Макаренко, который отмечал, что нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, поскольку у него есть органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, это просто толпа или сборище. Если исходить из такого определения, то становится понятным: создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

В повседневной воинской деятельности принято называть коллективом в широком смысле слова всякую группу военнослужащих с общей положительной социальной направленностью (коллектив воинского подразделения, части, соединения и т. д.). Однако такие группы иногда лишь внешне кажутся высокоорганизованными, поскольку в них имеются распределение функций, должностная иерархия, отношения субординации. При более тщательном изучении нередко оказывается, что межличностные отношения в этой группе конфликтны, она дробится на изолированные группировки, в ней нет единства мнения, имеют место негативные внутригрупповые традиции и т. п. В таком случае командиру любого уровня еще предстоит большая работа по организации личного состава, изменению межличностных отношений, воспитанию общих ценностных ориентаций, чтобы такая внутренне разрозненная группа военнослужащих превратилась в настоящий воинский коллектив.

Таким образом, понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в воинском подразделении можно выделить деловые (формальные) и личные (неформальные) отношения. Деловые отношения основываются на совместном решении задач воинской деятельности, на поддержании и соблюдении уставных правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между военнослужащими складывались хорошие, товарищеские отношения. Поэтому один из основных признаков коллектива – налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между военнослужащими. Круговая порука и всепрощение, которые чаще всего вызваны личными, узкогрупповыми симпатиями и антипатиями, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Итак, под воинским коллективом следует понимать высокоорганизованную группу дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, боевые и другие задачи. Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинского подразделения способствует формированию опыта участия в коллективных формах взаимодействия военнослужащих. Воинская служба требует от всех участников совместной деятельности взаимной зависимости и ответственности в различных ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать и согласовывать свои действия с сослуживцами, а часто и управлять коллективом.

Воинский коллектив также способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.

Воинский коллектив выполняет следующие функции:

организационную – становится субъектом управления своей общественной деятельности;

воспитательную – в нем военнослужащие предстают участниками определенных идейно-нравственных отношений;

стимулирующую – способствует регулированию поведения своих членов, определяет характер их отношений.

Особую важность приобретают вопросы формирования коллективов в воинской среде, где от степени сплоченности подразделения во многом зависит не только исход боя, но и вопросы сохранения жизни. Специфика воинской деятельности накладывает соответствующие отпечатки на процесс формирования и развития воинских коллективов.

В социальной психологии отмечается, что группа в своем развитии последовательно достигает наивысшей стадии, проходя ряд ступеней от малоорганизованного конгломерата людей до хорошо сплоченного коллектива, преследующего общественно значимые цели. Командиру как организатору важно представлять психолого-педагогическую сущность процесса формирования воинского коллектива, чтобы оценить степень сплоченности подразделения и оперативно принимать решения, направленные на его дальнейшее развитие.

В военной психологии и педагогике выделяют следующие этапы развития воинского коллектива:

социальное единство;

войсковое товарищество;

социальную и боевую зрелость.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

На этапе социального единства сплачивает категоричное требование командира-единоначальника, основанное на соблюдении положений уставов, норм морали и права. Командир как воспитатель начинает формирование воинского коллектива в неорганизованной группе военнослужащих, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Среди них есть и дружеские компании, и враждующие «группировки», и обособленные интересы.

Руководитель напрямую взаимодействует с каждым подчиненным. Это обусловлено недостаточным развитием у них первоначальных переживаний общности цели, опыта коллективной деятельности. Командир берет на себя управление развитием воинского коллектива: объясняет и ставит перед военнослужащими общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из военнослужащих, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Это необходимо для того, чтобы между подчиненными возникли отношения организованной зависимости как прообраз будущих коллективных отношений.

Предъявляя жесткие требования, командиру необходимо сочетать их с уважением чести и личного достоинства военнослужащих, проявлять заботу о подчиненных. Они должны быть категоричными, но не унизительными и не оскорбительными. Нельзя сразу требовать слишком многого и невыполнимого. Здесь должен соблюдаться принцип дифференцированности и индивидуальности в воспитании. К различным категориям военнослужащих в зависимости от уровня их подготовленности следует предъявлять и разные по сложности требования.

От умелого их предъявления непосредственно каждому военнослужащему во многом зависит успешность деятельности командного состава по сплочению воинских коллективов. Поэтому командиру подразделения важно начинать их объединение с четкого, без излишней назидательности и жесткости определения норм и правил поведения. Систематическая разъяснительная работа помогает подчиненным ознакомиться с уставными правилами поведения, осознать те противоречия, которые существуют между наличным и необходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься и вызывает потребность в улучшении своего поведения, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Командирам нужно не только требовать, но и приучать военнослужащих к дисциплинированному поведению, строгому выполнению мероприятий, предусмотренных распорядком дня, бережному отношению к военному и личному имуществу, соблюдению правил воинской вежливости и т. д. Учить нужно практически всему. Если же подобного не осуществляется, словесные требования не дают должного эффекта.

Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с военнослужащими организует их поведение, способствует улучшению работы и, таким образом, вносит в деятельность воинского коллектива элементы сплоченности и единства устремлений.

Постепенно слабо сплоченная группа начинает интегрироваться вокруг командира. Показателями этого процесса становятся появление мажорного тона и стиля работы, повышение качественного уровня во всех видах воинской деятельности, выделение реально действующего актива.

Командир на этом этапе развития коллектива решает следующие задачи:

выявление актива среди личного состава подразделения – тех воинов, которые больше других принимают участие в общественно значимой деятельности, более увлеченно участвуют в обшей работе, кто всегда приходит на помощь другим, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться;

сближение военнослужащих, оказание им помощи в изучении и познании друг друга за более короткий срок (выявление интересов, способностей, умений, характера и привычек);

вовлечение военнослужащих в нужные общественные дела, которые оказались бы по силам всем подчиненным и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;

определение индивидуальных поручений каждому воину для создания реальной возможности действовать в коллективе и т. д.

Успех и продолжительность первого этапа зависят от личной примерности и правильного понимания командиром всех степеней своих основных задач, от обладания им необходимыми педагогическими умениями для реализации этих задач. Здесь главное внимание обращается не на мероприятия, а на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения. Это очень ответственный и одновременно сложный этап в жизни воинских подразделений, поскольку он реализуется в ограниченные сроки в условиях напряженной воинской деятельности.

На втором этапе – войскового товарищества – у воинского коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: к проведению требований командира среди военнослужащих подключается актив как орган самоуправления, возникают отношения ответственных зависимостей. Командир на этом этапе опосредует педагогическое взаимодействие, ограничивая количество требований, направленных напрямую к каждому подчиненному. В коллективной деятельности он целенаправленно опирается на группу активно поддерживающих его военнослужащих.

Сначала руководитель «заражает» актив участием в общественной деятельности, делает активистов своими единомышленниками, помогает им организовать свою деятельность, распределять поручения, подводить итоги, оценивать результаты. При этом актив должен получать реальные полномочия и задачи, находящиеся в его компетенции. После этого командир может определить часть обязанностей для него и предъявить к нему требования. Через требовательность активистов происходит параллельное, опосредованное воздействие на каждого члена коллектива. На этом этапе категоричное требование командира становится и коллективным. Если это условие не выполняется, то нельзя говорить о формировании воинского коллектива в полном смысле этого слова.

На данном этапе командный состав воинских подразделений решает основные задачи: воспитание актива и первичных воинских коллективов.

Для оперативного решения задач воинского коллектива избирается актив, который служит организующим и сплачивающим центром. Через него осуществляется преемственность поколений в коллективе, поддерживается мажорный тон, передаются традиции. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением военнослужащие. Члены актива равномерно распределяются между первичными воинскими коллективами, а при необходимости их число в отстающих подразделениях может и увеличиваться. В зависимости от уровня сплоченности коллектива актив избирается или назначается на общем собрании военнослужащих.

Первичные воинские коллективы не должны существовать как серая масса исполнителей под руководством актива. Поэтому к коллективной деятельности важно привлекать всех военнослужащих, регулярно чередуя индивидуальные поручения с отчетом, анализом и оценкой результатов. Накоплению коллективного опыта способствуют временные активы, создающиеся для решения конкретных общественных поручений, служебных, учебно-боевых, спортивных, культурно-досуговых и других задач.

Важный этап в формировании актива воинского коллектива – изучение деловых и личных качеств всех членов коллектива и их положения в системе межличностных отношений. Это позволяет также правильно подобрать активистов.

Активисты должны получать от командиров поддержку их авторитета в глазах товарищей, доказательства их доверия, проявления к ним уважения. Немаловажное значение для ускорения формирования актива играет привлечение в его ряды и активное участие в его работе неформальных лидеров, что создает условия сближения официальной и неофициальной структур взаимоотношений военнослужащих.

Необходимая предпосылка хорошей работы активистов – четкое знание ими своих обязанностей и задач воинского коллектива. В работе с активом успешно используются специально организованные сборы по обучению методике проведения различных воспитательных мероприятий, систематические совещания по обмену опытом работы активистов подразделений, беседы командиров с активом, в процессе которых воспитатель постоянно может общаться с активистами как со своими единомышленниками. Также применяются и другие формы работы: разъяснение прав, обязанностей и задач коллектива, инструктирование перед проведением конкретных воспитательных мероприятий, оказание помощи в определении направленности общественной деятельности коллектива, контроль над выполнением поручений и т. д.

Если подобная работа становится системной и содержательной, члены актива деятельно поддерживают порядок и дисциплину в воинских коллективах, оказывают положительное влияние на других военнослужащих.

Таким образом, второй этап характеризуется формированием относительно высокой сплоченности личного состава, своеобразного самосознания коллектива, успешным решением учебных, боевых и других задач, привлекательной для всех деятельностью, осуществлением активного, творческого, делового общения военнослужащих.

Именно осуществляя параллельное воспитательное воздействие, воинский коллектив становится полноценным субъектом воспитания. Военнослужащие живут, выполняют служебные и функциональные обязанности, сообща занимаются спортом. Такое «параллельное педагогическое действие» обеспечивает каждому члену коллектива в совместной деятельности позицию субъекта.

Основные направления коллективной жизни воинского подразделения:

самоутверждение личности военнослужащего;

освоение личным составом различных видов воинской деятельности;

открытие каждым военнослужащим своей личности и индивидуальности через взаимоотношения с сослуживцами в различных сферах деятельности.

На этой стадии происходит объединение интересов, знаний, убеждений, действий, ценностей, взаимоотношения в основном бесконфликтны, отличаются взаимопомощью, взаимной поддержкой. Усиливается действие общественного мнения – особой формы коллективного требования, которое принимается всеми членами коллектива как неоспоримое и само собой разумеющееся. Активно развиваются традиции в воинском коллективе, отражающие уровень сформированности коллективных отношений. Происходит гармонизация формальной и неформальной структур отношений в коллективе: появляется стремление к общению и интерес к деятельности других воинских коллективов, в межличностных отношениях преобладают внимание друг к другу и готовность помочь, уменьшается проявление «звездности» и «отверженности» отдельных военнослужащих. Следует отметить, что данной стадии достигают не все воинские подразделения.

Таким образом, воинский коллектив развивается как социально-педагогический феномен: с одной стороны, формально направляемый влиянием командира как воспитателя и организуемым им педагогическим взаимодействием с военнослужащими; с другой – неформальными процессами самоорганизации, самоуправления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *