что собой представляет политическая социализация личности
Основы Обществознания
Реализация политических идеологий происходит в действиях их конкретных носителей — субъектов политики. Субъекты политики — это все участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные политические цели и выполнять определенные роли в политической системе. В зависимости от их места во властных политических отношениях они выступают в роли субъекта или объекта. Субъектами-объектами политики являются народ в целом, национально-этнические и социальные общности, социальные организации и институты, отдельные индивиды.
Первичным, изначальным субъектом политики является индивид, отдельная личность. Она рассматривается в трех основных измерениях: 1) личность как конкретный индивид с присущими ему психофизиологическими (интеллектуальными, эмоциональными и т.д.) особенностями; 2) личность как представитель определенной социальной общности и исполнитель конкретной политической роли; 3) личность как гражданин, самостоятельный участник общеполитических процессов. Вхождение личности в политику носит название политической социализации.
Политическая социализация личности— это процесс усвоения личностью норм, требований, ценностей конкретных социально-политических общностей и подготовки к выполнению определенных политических ролей (избирателя, партийного функционера, государственного служащего, политического лидера). Политическая социализация — составная часть общей социализации личности, т.е. процесса развития социальной природы человека. Социализация личности проходит через два основных этапа: 1) адаптацию, или приспособление человека к требованиям и нормам поведения социальной общности; 2) интериоризацию, или включение, вхождение норм и ценностей общности в собственную позицию, поведение личности.
В политологии принято различать два этапа политической социализации личности, связанные с возрастными особенностями восприятия и освоения политики. Первичная социализация, проходящая в детском возрасте, связана с непосредственным восприятием мира политики, получением первичных представлений о политических фигурах (персонализация), о хорошем или плохом в политике (идеализация), об основных политических институтах, государстве, партиях и т.д. (институционализация). В юношеском, зрелом и старших возрастах происходит вторичная социализация, когда личность становится непосредственным активным участником политических отношений, формирует собственные политические ценности и выполняет конкретные политические роли.
Политическая социализация определяется прежде всего во взаимоотношениях индивидов и господствующих субъектов политической власти. В этих отношениях складываются различные типы политической социализации личности. Гармонический тип предполагает уважительный, обоюдозаинтересованный диалог личности и власти, основанный на признании общепринятых идеалов и ценностей. Конфликтный тип связан с признанием индивидом только групповых ценностей и неприятием других, что порождает борьбу за утверждение собственных ценностей и в широких масштабах (страны, региона, мира) и складывание гегемонистского типа политической социализации. В переходных обществах, в том числе и в России, сосуществуют смешанные типы политической социализации.
Что такое политическая социализация?
Жизнь человека в обществе предполагает его включенность в сложную систему социальных отношений, базирующихся на определенных ценностях, нормах, традициях, правилах поведения. Процесс приобщения к социальной культуре данного общества, обеспечивающий личности полноценное функционирование в нем, называется социализацией. Одним из важнейших ее видов является политическая социализация.
Что это такое?
Политическая социализация – процесс вступления личности в политику и приобщения к определенной политической культуре. Взаимодействие индивида с политической системой общества происходит в двух направлениях:
Участники социализации участвуют:
Показатели политической социализации:
В процессе политической социализации личность формирует собственные ценностные ориентации, установки и представления, осваивает навыки политического участия, обретает собственное политическое сознание.
Уровни и факторы
Во взаимодействии личности с политической системой выделяют 2 уровня:
Политическая социализация отражает уровень политической самостоятельности участников политической жизни. Политически социализированная личность независима в своих взглядах, оценках и поведении, способна выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям.
Этапы и социализаторы
Политическая социализация – процесс постепенного обучения, в ходе которого у индивида формируется определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения. Выделяют первичную и вторичную социализацию.
Политическая социализация включает в себя познавательную, воспитательную и практическую деятельность. Основные этапы политической социализации:
Политическая социализация осуществляется посредством сложной системы институтов и агентов. Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его:
Агентами политической социализации становятся люди, активно воздействующие на социализанта:
В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры нарушается преемственность политических норм, ценностей, институтов. При этом часто разрушаются привычные каналы политической социализации и на смену им приходят новые. В результате возникают процессы:
Политическая социализация протекает непрерывно в течение всей жизни человека. По мере накопления социально-политического опыта его отношение к политике, ориентации, роли могут изменяться. Основная цель политической социализации – обеспечение стабильности политической системы и сохранение гражданского общества при смене поколений.
Типы и модели
В зависимости от способа вовлечения личности в политику принято различать 3 основных типа политической социализации:
Выделяют 4 модели политической социализации:
В политологии различают вертикальную и горизонтальную социализацию. Первая подразумевает передачу опыта от предыдущего поколения к последующему, вторая – в пределах одного поколения.
Факторы, пути и функции
Процесс политической социализации личности происходит под воздействием множества факторов – учреждений, институтов и личностей, передающих индивидам политические ценности, установки и модели политического поведения. Их можно условно разделить на 2 большие группы:
Пути политической социализации личности:
Основные функции политической социализации:
Политические ценности, традиции, установки, транслируемые в процессе социализации, имеют свойство изменяться от поколения к поколению. Одни из них остаются на долгие годы, другие уходят, уступая место новым.
Заключение
Политическая социализация является неотъемлемой частью политической культуры общества. Это процесс, с помощью которого последняя передается, приобретается и изменяется. Политическая социализация является способом регулирования и воспроизводства политических отношений, служит обеспечению политической стабильности, сохранению равновесия и устойчивости политической системы. Благодаря ей человек становится гражданином, субъектом политики, ее творцом.
План ответа по теме «Политическая социализация»
1. Политическая социализация как один из видов социализации личности.
2. Понятие политической социализации. Направления. Участники:
3. Показатели политической социализации.
4. Уровни политической социализации:
5. Виды и этапы, институты и агенты политической социализации.
6. Что такое политическая десоциализация и ресоциализация?
7. Типы политической социализации:
8. Модели политической социализации:
9. Факторы политической социализации:
10. Пути социализации:
Политическая социализация личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и уровни политической социализации личности
Субъектом и объектом политики одновременно является личность, одни личности проявляют большую политическую активность, другие – меньшую, а третьи стараются быть от неё подальше.
Одни люди стремятся утвердить существующий политический строй, а другие предпринимают меры на его ниспровержение, поэтому демонстрируют деструктивную позицию. Но, есть ещё и третья категория людей, легко приспосабливающаяся.
Политическое поведение людей очень разнообразно и зависит от характера политической социализации.
Под политической социализацией личности понимается процесс активного воспроизводства политического опыта, норм, ценностей и установок политической деятельности. Говоря другими словами – это процесс формирования определенной политической картины мира.
Она имеет две фазы:
Таким образом, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. Политическая социализация является процессом двусторонним, с одной стороны личность на себе испытывает воздействие политических субъектов, а с другой стороны сама может оказывать влияние на политическую жизнь общества.
Политическая социализация включает различные уровни, механизмы и факторы, самым широким из которых является международный уровень. Он охватывает международные сообщества и организации.
Готовые работы на аналогичную тему
На социальном уровне политическая социализация охватывает общество в целом. На личность в этом случае оказывается государственное, правительственное воздействие, а также уровень преступности, безработица, социально-экономические кризисы и др.
Самый низкий уровень политической социализации – личностный. На личность воздействуют те, кто входит в круг её общения и, естественно, оказывает непосредственное на неё влияние. В этом случае механизмами политической социализации можно назвать подражание, внушение, заражение, помогающие человеку адаптироваться и сформировать политическую идентификацию.
Агенты политической социализации личности
В развитии политической социализации личности важную роль играют агенты или факторы, которые могут быть разных видов, широты воздействия и разного качества. Непосредственными агентами являются политические институты и организации, элиты и политические лидеры, группы интересов. Все вместе они образуют систему, которая стремится направлять и контролировать политическое поведение личности с помощью политических механизмов.
В разных странах и на разных этапах развития личности выдвигаются агенты в зависимости от условий политической жизни, особенностей политического строя общества. К агентам могут относиться и неполитические факторы – семья, группа сверстников, система образования, церковь, культурные и спортивные объединения и др. Например, во время агитации за какого-либо политического лидера свою роль могут сыграть популярные артисты и спортсмены.
Сильнейшее влияние на формирование личности оказывают СМИ, которые тоже относятся к агентам политической социализации. Наверное, не случайно они получили название четвертой власти, и в обществе идет борьба за владение ими и возможностью использовать их в политической социализации.
Неполитические факторы, например, социально-экономические условия, образ жизни человека, национальные традиции и отдельные общественные факторы тоже оказывают свое влияние на политическую социализацию. К ним можно отнести такие отрицательные социальные явления, как безработица, невыплата заработной платы и др.
Характер политической социализации носит исторические корни, и конкретный этап исторической жизни заставляет новое поколение по-своему адаптироваться к сложившейся политической ситуации и как-то на неё реагировать. Если общество стабильно развивается, то этот процесс плавный и безболезненный, в противном случае часто возникают кризисы системы политической социализации и отчуждение личности от политики.
Политическая социализация и её типы
В общем плане тип политической социализации определяют стандарты политической жизни общества. Эти стандарты диктуют личности способ политического поведения, соответствующий культуре этого общества. В результате в обществе наблюдается политическая стабильность и преемственность.
Состояние общества зависит от господствующего типа политической социализации личности в этом обществе. На основании норм политического поведения, принятых в обществе, современная политология выделяет следующие типы политической социализации личности:
Политическая социализация — что это такое, как может быть определена
Термин «политическая социализация» в понятия социологии включил американец Герберт Хаймен, когда проводил психологические исследования возможных политических поступков человека. Ещё в 1959 году он пытался выяснить, как может влиять на выбор полит. взглядов процесс совместного сосуществования индивидов в современном социуме. В результате была заложена основа новейшей дисциплины в политологии.
Воздействие на личность в смысле политической социализации
Что такое политическая социализация (ПС)
Это процесс формирования в сознании человека взглядов и убеждений применительно к общественно-политическому строю страны, в которой он живёт.
Важно! Человек на протяжении всех жизненных этапов может выбрать определённые позиции по всем вопросам, касающимся норм политкультуры, становясь полноценным гражданином.
Ребёнок с трёхлетнего возраста, при поддержке родителей, начинает определяться со своими суждениями об окружающем мире.
Что играет определяющую роль
Определяющими институтами в ПС личности являются следующие:
Первичными являются семья и предшкольные учреждения, они закладывают фундамент ПС. Главным инструментом из этого набора, определяющим формирование у личности основных понятий ПС, является школа. Именно в ней должна идти целенаправленная работа над этим процессом.
Одним из средств, влияющих на развитие ПС, является предмет «обществознание», который позволяет школьникам изучать основы общественных наук.
Внимание! Функция обществознания, как школьной дисциплины, заключается в том, чтобы помочь молодёжи пройти социальную адаптацию, ознакомиться с гражданскими правами и обязанностями. Она помогает научиться жить в обществе и определить свою гражданскую точку зрения.
К вторичным институтам относятся СМИ, армия, место работы и само государство с его социальным строем.
Кстати. Существуют неполитические моменты, напрямую влияющие на развитие и поддержание в должном качестве уровень ПС.
Образец краткого перечня таких факторов может включать в себя следующее:
Примерами общественных обстоятельств можно представить такие ситуации, как:
К примеру, пенсионная реформа в России, начатая с 2019 года и рассчитанная на постепенное увеличение пенсионного возраста до 2028 года, принята вопреки мнению большинства россиян.
Функции ПС
Цель ПС – это воспитание гражданина своего государства. В результате чего должна получиться личность, имеющая стабильные цели и предпочтения в политике и применяющая их на практике.
Основные обязанности политической социализации – это такие функции, как:
Кроме того, СП помогает человеку составить своё представление о разумности и позволительных способах политических действий применимо к конкретной ситуации.
Критерии политической социализации
Не удаётся однозначно определить чёткие критерии ПС. Сложность заключается в том, что отдельные исследователи в этой области оперируют разными показателями.
Например, Н.Б Пугачёва в своей работе «Наличие собственных взглядов на политические события» рассматривает ПС личности, исходя из её сформировавшихся жизненных позиций. Опираясь на теоретические предположения, Пугачёва впоследствии доказывала их практически с помощью проводимых социальных исследований.
Кстати! В исследованиях и докладах по результатам работ таких социологов, как В.П. Пугачёва, В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин, нет чёткого и понятного указателя, позволяющего определить меру ПС. Однако существуют критерии политического развития человека, с которыми социологи и политологи успешно работают, сводя результаты к единому типу.
ПС личности как процесс введения в политику
Посредством вовлечения молодёжи в ряды определённой партии политики, стоящие у её руля, постепенно трансформируют ПС у молодых людей, при этом объясняя сущность своих политических притязаний и работая над усвоением личностью партийной политики.
Выборы как средство политической социализации
Избирательная кампания, как демократический способ привлечения граждан к политической жизни общества, является способом ПС населения. Как отмечает в своей статье «Участие в выборах как фактор политической социализации в нынешнем российском обществе» И.В. Денисова, на сегодняшний день состояние общества в России можно охарактеризовать, как переходное.
Важно! Такое состояние связано с тем, что институциональная система испытывает кризис в сформировавшихся политических отношениях. Сейчас актуальны две тенденции: свободный доступ к политическому движению и пребывание общества в политической апатии.
Процент участия граждан в выборах исполнительной власти (на всех уровнях) есть основной фактор, отражающий реальную ситуацию в ПС.
Как может быть определена ПС
Определение показателя политической социализации может осуществляться по пунктам, приведённым на рис. ниже.
Основные показатели политической социализации
Политическая социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека. От того, каким образом государство и социум будут поддерживать, стимулировать и участвовать в формировании ПС в сознании личности, зависит степень личностной политической социализации каждого индивида.
Видео
Научная электронная библиотека
5.3. Политическая социализация личности
Конституция государства не должна вредить конституции его граждан
Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, какие социально-политические ценности, нормы и правила определяют прежде всего поведение и деятельность живущих в этом обществе людей. Разумеется, человек не рождается с какими бы то ни было политическими знаниями, как не рождается он личностью и уж тем более он не рождается гражданином и политиком. И гражданином и личностью его признают государство, общество, сформировав в нем необходимые качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе, для личности это соответствие требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение. Процесс приобщения индивида к существующим в обществе социально-политическим нормам и ценностям осуществляется в ходе политической социализации.
С социально-психологической точки зрения, социализация – это процесс освоения и принятия индивидом сложившихся в обществе норм, правил, ценностей. А.В. Петровский определяет социализацию как приобретение и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта [172]. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой – обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.
Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы, позволяющим индивиду стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественно-политических процессах, делать сознательный выбор в политике.
В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание личности и ее политическое поведение, а в целом, в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина – члена данной политической системы [по: 154].
Важную роль в осуществлении политической социализации играют ее механизмы, действующие на нескольких уровнях: общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном.
На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и на основе этой оценки вырабатывается соответствующее отношение к конкретному обществу и его политической системе.
На социально-психологическом уровне политические цели и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая к ним свое отношение.
На индивидуальном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых постепенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.
Политическая социализация, как и процесс социализации вообще, имеет стадиальный характер. Стадии или этапы политической социализации обусловлены возрастными изменениями в ходе созревания человека, в процессе персоногенеза.
Уже в первые годы жизни происходят основные изменения, закладываются основы политической социализации и формирования личности гражданина. Ребенок знакомится с конфигурацией властных отношений в семье, что впоследствии сказывается на восприятии им политической власти в государстве. В 3–4 года через семью, через средства массовой информации, ближайшее социальное окружение ребенок приобретает в достаточно доступных для него формах первые сведения о политике. Такая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание.
Позже, когда он идет в детский сад, происходит его знакомство с официальными политическими ценностями, транслируемыми через детскую литературу, песни, праздники. Происходит знакомство с государственными символами России, практически в любом детском саду можно увидеть стенды с Государственным гербом, Государственным флагом и текстом Государственного гимна России, портреты Президента и Премьер-министра страны. Различная информация, получаемая ребенком через СМИ, от воспитателей детского сада, от других источников дает свои результаты, действуя на подсознание.
В специальных экспериментах американским детям этого возраста предлагался набор «разноцветных картинок» – флагов государств-членов ООН. Экспериментатор просил выбрать из всего большого набора только две «картинки» – «самую приятную» и «самую противную». Подавляющее большинство американских детсадовцев в качестве «самой приятной» такой картинки совершенно неосознанно выбирало свой, американский флаг. Соответственно, наоборот: в качестве наиболее «противной» картинки фигурировал красный флаг теперь уже бывшего СССР.
Можно долго обсуждать специфические особенности детского зрительного восприятия, однако, дело совсем не в нем. Дело в той системе политической пропаганды, которая активно использует политическую символику для обозначения позитивных, с ее точки зрения, и негативных ценностей. Причем, символика эта используется настолько автоматически, что действует практически бессознательно. В действительности рядовые американцы не создают (как некоторые считают) особых церемоний вокруг поднятия и спуска национального флага перед своими домами – это просто вошло в привычку, стало обязательным элементом, атрибутом образа жизни. Вот дети и видят эту «картинку» над головой, ползая по лужайке, и запоминают ее, ассоциируя с чистым небом и ясным солнцем. Они еще не знают слова «флаг», но уже убеждены, что свой флаг – самый лучший [154].
Поступление в школу знаменует собой новый этап политической социализации. Будучи влиятельнейшим социальным институтом, школа оказывает мощное политическое воздействие на будущих граждан. Утверждения о том, что после распада СССР, деполитизации и деидеологизации системы образования школа якобы теперь вне политики и не оказывает какого-либо политического воздействия на учащихся – от лукавого. Именно в школьном возрасте начинает формироваться сознательное отношение к политике. Через учителей и учебники, детские и юношеские политические и общественные организации, через неформальные объединения учащиеся приобщаются как к официальным, так и к оппозиционным политическим взглядам.
В период юности включаются новые агенты политической социализации. На этом этапе усиливается влияние неформальной молодежной субкультуры со своими специфическими атрибутами, ценностями и ценностными ориентациями, нередко противоречащими ценностям и смыслам иных социальных групп, в том числе тех, которые поддерживают официальный политический курс.
Проведенное под нашим руководством исследование выявило ряд интересных феноменов, характеризующих процесс социализации личности в ранней юности. Мы поставили цель выявить тенденции политической социализации личности в старшем школьном возрасте в отношении формирования политической активности, готовности к политическому участию. Гипотеза эмпирического исследования заключалась в том, что процесс политической социализации в старшем школьном возрасте характеризуется тенденцией к формированию политической активности.
Политическое участие мы рассматривали как разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, показывающие степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия политических решений [61]. Политическая активность представляет собой деятельность индивида или политических групп, связанную со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты, как проявление интереса к политической жизни общества, либо как участие в ней в тех или иных формах (подробнее об этом будет сказано ниже). Политическая пассивность – безразличие к политике и нежелание граждан принимать участие в политической жизни [61]. Политическое отчуждение – это чувство неудовлетворенности, разочарования, безразличия, отстранения, безнадежности в отношениях к вопросам политической жизни общества, к политической власти [70].
В качестве испытуемых были выбраны старшеклассники, поскольку, как мы полагаем, этот возраст является наиболее важным для восприятия политически окрашенной информации, формирования установок, осознания своей роли в политическом процессе. В этом возрастном периоде происходит самоопределение, вырабатывается жизненная позиция и складывается своя картина мира. Выборку испытуемых составили 150 учащихся 9–11-х классов одной из гимназий г. Челябинска. В исследовании применялась модифицированная нами методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также разработанная нами специальная анкета, направленная на выявление у испытуемых уровня политических знаний, предрасположенности к политическому участию, вовлеченности в политический процесс и интереса к политике.
При анализе результатов анкетирования мы уделили особое внимание вопросам, наиболее значимым для понимания вовлеченности старшеклассников в политическую жизнь общества. Подавляющее большинство испытуемых проявляют в той или иной мере интерес к политике. Всего лишь 9,3 % опрошенных никогда политикой не интересовались и не интересуются. Практически все испытуемые в той или иной мере интересуются новостями в области внутренней и внешней политики. 17,3 % смотрят передачи такого рода ежедневно, одна треть – два-три раза в неделю и немногим более половины – от случая к случаю.
Более 40 % опрошенных старшеклассников считают, что гражданин страны должен знать о политических событиях, но в то же время половина испытуемых не считают важным в них разбираться, полагая, что это дело профессиональных политиков (рис. 5.1). Что же касается конкретных знаний испытуемых в области политической и общественной жизни общества, то результаты анкетирования показали, например, в целом правильное знание ветвей власти в России. В основном старшие школьники ориентируются в ведущих политических партиях.
Рис. 5.1. Мнение испытуемых о необходимости для гражданина страны знать о политических событиях и разбираться в них (в %)
В ходе опроса мы попытались выявить приоритеты испытуемых в понимании того, что значит для них быть гражданином своей страны, и что вызывает у них гордость за свою страну. Для большинства респондентов (56 %) быть гражданином своей страны означает любить и защищать свою Родину. Для каждого третьего – это участие в политической жизни страны. Для 39 % испытуемых – исполнение своих обязанностей согласно Конституции страны (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Приоритеты испытуемых в понимании того, что значит быть гражданином своей страны (в %)
Особый интерес, на наш взгляд, вызывают ответы старших школьников на вопрос: «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай?». Результаты ответов представлены на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Распределение ответов на вопрос «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай или событие?» (в %)
Оказалось, что у каждого четвертого чувство гордости за свою страну вызывают достижения России в спорте и искусстве (опрос проводился до зимних Олимпийских игр в Сочи). Настораживает то, что всего лишь 11 % связывают это чувство с победой в Великой Отечественной войне. Еще более тревожный показатель заключается в том, что у 44 % старшеклассников такое чувство вообще не возникало; часть из них (16,6 %) заявили, что для этого у них не было повода, а часть (27,3 %) вообще затруднились ответить на данный вопрос.
В соответствии с целью нашего исследования, мы попытались выяснить готовность испытуемых к политическому участию. Им было предложено ответить на вопросы: «Будете ли Вы голосовать на выборах после того, как приобретете право голоса», «Если Вам предложат вступить в какую-либо молодежную общественно-политическую организацию, как Вы поступите?» и др. Ответы испытуемых, представленные на рис. 5.4, показали, что подавляющее большинство из них (около 86 %) будут или скорее всего будут участвовать в выборах, 8 % скорее будут голосовать, чем нет, 5,3 % заявили, что голосовать не собираются и около 1 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Рис. 5.4. Предположение испытуемых о том, будут ли они голосовать после приобретения права голоса (в %)
Относительно возможности вступления в общественно-политическую молодежную организацию, мы видим несколько иную картину. Всего лишь 4 % вступят в такую организацию обязательно, и в то же время более половины (60 %) заявили, что подумают, прежде чем принять такое решение.
Чтобы выяснить некоторые факторы, обусловившие ответы наших испытуемых при анкетировании, мы решили выяснить ценностные предпочтения старшеклассников. Данные, полученные с помощью модифицированной нами методики М. Рокича, демонстрируют, что респонденты отдают далеко невысокое предпочтение политическим ценностям. В полученном ранжировании терминальные ценности (в методике их 15, так же как и инструментальных), связанные с политической и общественной активностью занимают нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.1), а инструментальные – в основном среднее и нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.2).
Полученные данные позволяют отметить, что испытуемые старшеклассники проявляют интерес к политике, к отдельным политическим событиям, демонстрируют потребность в политическом знании. Больше половины опрошенных, по сути, являются потенциальными участниками общественных организаций и в будущем возможно активными избирателями. Старшеклассники готовы участвовать в политической жизни страны, если интерес, который сейчас имеется, будет поддерживаться и в дальнейшем.
Результаты ранжирования испытуемыми терминальных ценностей