что со школой в беларуси
Вопрос во сколько лет идти в школу решён: в Кодекс об образовании внесли правки
7 апреля 2021, 15:00
Фото: телеграм-канал Палаты представителей
Проектом также ограничиваются права родителей на вмешательство в учебный процесс.
«Четко оговорено в законодательстве, что родители и законные представители детей не имеют права вмешиваться в учебный процесс. За этими вопросами, информацией они обязаны будут обращаться непосредственно в учреждение образования», — цитирует ведомство председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Игоря Марзалюка.
Также будет предписано полное написание учреждений образования с типом и видом. Будут оптимизированы их типы и виды.
«При этом четко на законодательном уровне запрещено использовать различным общественным организациям, фондам, не имеющим никакого отношения к системе образования, такие понятия, как школа, лицей, колледж, институт, университет, академия», — добавил депутат.
Оптимизация предполагает, что будут исключены ясли, ясли-сад, санаторные ясли-сад.
«Всегда перед 1 сентября возникала проблема, во сколько лет идти в школу. Раньше была жестко прописана норма — 6 лет и только с разрешения Министерства образования иное. Теперь оговорено, что, как правило, с 6 лет. Но вместе с тем один из законных представителей может с учетом ряда обстоятельств, в том числе и медицинских, отправить своего ребенка позже. С другой стороны, если ребенок готов, это подтверждают медицинские данные и родители хотят его отправить в неполные 6 лет, то тоже они имеют на это право», — уточнил парламентарий.
На уровне профессионально-технического и среднего специального образования будет функционировать единый вид учреждения образования — колледж. На уровне высшего образования — три вида: университет, академия, институт. Исключаются понятия «классический» и «профильный» в отношении университета, исключен как вид высший колледж, уточняет БелТА.
На уровне высшего образования предусматривается бакалавриат (4-4,5 года), магистратура (1-2 года) и непрерывная образовательная программа (специальное высшее образование 5-6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «здравоохранение»). Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования — аспирантура (адъюнктура) со сроком подготовки не более трех лет.
Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Причем дети младшего возраста будут учиться с 1 сентября по 31 мая, а учащиеся 9-х, 11-х (12-х) классов с 25 мая будут уходить на подготовку к экзаменам и ЦТ.
Образование в Беларуси. А как у них?
Система образования Республики Беларусь находится в постоянном совершенствовании. С распада СССР школьное образование перешло сначала на 11-ти, затем 12-ти летнее. В 2009 году Министерство образования решило вновь вернуться к одиннадцатилетнему образованию в школе. С 2002 года в Беларуси введена 10-ти бальная система оценки знаний на всех уровнях образовательной системы. Правительство уделяет особое внимание социальному, идеологическому воспитанию подрастающего поколения, развитию его интеллектуального уровня.
Школьное образование в Беларуси
Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:
Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.
В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.
Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:
Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.
Старшеклассники на уроке
Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.
Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.
В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.
Учителя в Белоруси
Работа учителей Республики Беларусь основана на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:
Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.
Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.
Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями. Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.
Дежурство по столовой
В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.
Экзамены
Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).
Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ). Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.
Образование после школы
Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.
Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.
В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.
В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» 1997 года. Это упростило процедуру признания дипломов белорусских высших учебных заведений, способствовало привлечению иностранных студентов на учебу в Беларусь. В Белорусском государственном медицинском университете в настоящее время обучается более 10% иностранных студентов.
Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.
Студенческая деревня в Минске
Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.
Министр образования рассказал, будут ли переводить школы на удаленное обучение из-за COVID-19
В Беларусь пришла четвертая волна коронавируса. В некоторых регионах страны отменили все массовые мероприятия.
Минобразования совместно с Минздравом отрабатывают временные рекомендации, которые утвердили на сентябрь-октябрь. Дополнительные коррективы будут вноситься по необходимости.
— Посещаемость школ примерно 87%. Пока небольшое количество учащихся отсутствует, но и не надо думать, что отсутствуют в основном из-за COVID. Сейчас начались сезонные простудные заболевания инфекционные, поэтому мы с Минздравом эти вопросы отрабатываем, внесем определенные коррективы в рамках усиления эпидрежима: проветривание, разведение потоков школьников, ношение масок, прогулки на свежем воздухе и прочие мероприятия, которые, на наш взгляд, должны сдерживать процессы пандемии, — заявил министр образования Беларуси Игорь Карпенко в эфире телеканала «Беларусь 1».
Он также отметил, что уже более 50% белорусских учителей привились от коронавируса. По словам Игоря Карпенко, никого заставлять вакцинироваться не будут, при этом настоятельно рекомендуют обезопасить себя и школьников.
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.
Какие перспективы у частных школ в Беларуси
Почем фунт знаний
Какие фишки у частников?
Частные учебные заведения в Беларуси начали появляться еще в 1990–е годы. Тогда эту деятельность рассматривали в первую очередь как бизнес, и, быстро осознав, что не все так просто, многие сошли с дистанции. Владельцы нынешних частных школ настаивают, что они не бизнесмены, а увлеченные педагогикой люди. И свои заведения позиционируют прежде всего как экспериментальную площадку, где можно искать ответы на тот самый вечный вопрос: как обучать? При этом уверены: в их небольших масштабах это проще, чем во всей системе. Именно в таком ключе говорили о своей работе и представители частных школ во время дискуссии, которая прошла на международной образовательной выставке в Минске ITE–2018.
Действительно, спрос на частное обучение у нас растет на фоне укрепления философии «хорошее образование не может быть бесплатным». Поэтому закономерно, что с этого года на образовательном рынке появились новички, как, скажем, мама троих детей Наталья Искорцева, которая запустила свою школу Stembridge, усадив за парты ребят с 1–го по 7–й класс. Говорит, о проекте задумалась давно, когда, будучи сотрудником кадровой сферы, обнаружила: молодые специалисты не умеют работать с информацией и в команде, у них нет так называемых soft skills, в том числе элементарного умения правильно задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения. Собственно, эти недостатки существующей системы образования и планируют исправлять частники. Получится ли?
На долю частных школ в Беларуси сегодня приходится менее 0,5% учреждений общего среднего образования. В России эта цифра лишь немного выше — 0,7%.
Что думают педагоги?
У педагогов и директоров государственных общеобразовательных школ мнения по поводу частных учреждений расходятся. Одни учителя не скрывают, что не отказались бы работать в классах с меньшей наполняемостью, а не с 30 учениками одновременно, как бывает сейчас, — проще с индивидуальным подходом и контролем знаний. Но есть и те, кто, попробовав такой подход, был неприятно удивлен. Да, учеников в разы меньше, зато в геометрической прогрессии увеличиваются претензии родителей, нередко свято верящих, что за деньги педагог обязан сотворить образовательное чудо. Общий же вывод таков: дело не столько в форме собственности, сколько в двух обязательных составляющих — желании школьника учиться и профессионализме учителя.
Директор столичной гимназии № 21 Александр Казакевич вспоминает такую ситуацию. Ученика начальных классов родители перевели из частной школы под предлогом того, что кормят и ухаживают за ребенком там, конечно, хорошо, но не очень–то обучают. Как там было на самом деле? Кто знает. Увы, вопрос чаще всего упирается в личное восприятие родителей, при этом у них нет четких механизмов измерения качества преподавания, подтверждает и Виктор Пшиков, директор минской гимназии № 29:
— На мой взгляд, неправильно позиционировать какое–либо образование как элитарное или нет. Таких критериев у нас просто нет. Наверное, лучшие показатели — заинтересованность родителей в обучении в том или ином учебном заведении, микроклимат в школе и психологический комфорт ребенка.
В целом что меняется для ребят, пришедших из частных школ? Организация учебного процесса: другие масштабы заведения, где иначе решаются многие вопросы, а многолюдные классы требуют куда больше навыков в общении и социализации. Но если на стороне госучреждений — традиции и отработанная схема, где более–менее понятен конечный результат, то частные делают ставку на гибкость. Она определенности не добавляет, но в то же время приходится кстати родителям, занятым бизнесом. Когда весь день на работе, важно четко знать, что твой ребенок до вечера гарантированно под присмотром.
— И все же платное учебное заведение — не показатель качества. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда граждане долго жили за границей, но получать образование привезли детей в Беларусь, в государственную общеобразовательную школу. Они не скрывают, что уверены в качестве обучения. Есть и родители, которые могли бы позволить себе оплачивать частную школу, но выбирают обычную, так как тоже не сомневаются в конечном результате.
К слову, именно конечный результат пока оценить сложно, ведь многие частные школы не открывают третью ступень, то есть не проходят аккредитацию для обучения в старших классах и выдачи документов об образовании. А то и вовсе ограничиваются начальной школой. Возможно, и потому, чтобы не брать на себя ответственность за поступление выпускника в вуз. И еще один факт для размышлений. В Минобразования привели данные за последние годы: ни в республиканских предметных олимпиадах, ни в конкурсах исследовательских работ не участвовал ни один ученик частной школы.
Лукашенко: «Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности»
Президент Беларуси Александр Лукашенко принял участие в Республиканском педагогическом совете, который проходит 23-24 августа в Минске.
В своем выступлении на пленарном заседании педагогического форума Александр Лукашенко расставил акценты в наиболее важных вопросах развития образовательной сферы Беларуси.
– Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности, – подчеркнул Глава государства.
Президент напомнил о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа – это школа.
– Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм, – сказал Президент.
Он отметил, что в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.
– Вы в очередной раз подтвердили, что образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики, – сказал Александр Лукашенко.
Последние события в Беларуси заставили обратить внимание на одну из главных функций образовательного процесса – воспитательную. По словам Главы государства, во многом благодаря работникам системы образования удалось удержать подростков от противоправных действий, пусть и не всех. В то же время Президент отметил: серьезных, катастрофических проблем в этой сфере нет.
– Все эти разговоры, что мы упустили молодежь, – (министр настаивает, я так не скажу, но близко к этому) сплошная демагогия. Молодежь во все времена одинаковая – бунтарская, порой радикальная, но в большинстве – конструктивная. Все это молодость, – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что такую же государственную политику проводят во всех уважающих себя странах – от США до Китая, включая Россию.
– Я скажу так: от Президента страны до нянечки в детском саду, мы все: общество, школа, родители – отвечаем за нравственное и духовное развитие детей. Других вариантов нет и быть не может, – заявил Александр Лукашенко.
Президент Беларуси призвал родителей с пониманием отнестись к требованиям школы в вопросах безопасности детей, а также потребовал навести в школах порядок, чего бы это ни стоило.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая на пленарном заседании Республиканского педсовета, напомнил о ранее поставленной задаче освободить педагогов от выполнения несвойственных им функций и сократить документооборот.
Глава государства высказался о содержании школьной программы и призвал прекратить эксперименты с учебникам. Также он поднял вопрос о статусе педагога.
– Мы все заинтересованы в том, чтобы авторитет учителя был непререкаем. И в глазах учеников, и среди родителей, и в обществе. Без этого даже смысла нет говорить о решении глобальных задач, которые стоят перед системой образования, – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко поручил правительству внести свои предложения и изыскать возможность с 1 января 2022 года простимулировать в материальном плане работу классных руководителей и кураторов групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, а также поддержать специалистов дошкольных учреждений.
Президент Беларуси уверен, что цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся.
– Учитель на уроке – не блогер, не ютьюбер или информационный аниматор. Это вопрос профессиональной пригодности и имиджа. Кстати, и статуса тоже, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент Беларуси не видит смысла в оголтелой гонке за дипломами о высшем образовании, а считает, что в обществе все еще недооценивают престижность рабочих профессий и уровень подготовки таких специалистов, хотя и практика целевой подготовки специалистов в вузах себя абсолютно оправдала.
Президент Беларуси также поручил выработать стандарт для школ, в котором необходимо прописать различные аспекты – от вопросов организации урока до внешнего вида ученика и учителя.
Александр Лукашенко не исключает, что 2022 год в Беларуси может быть объявлен Годом учителя и образования. Также, по его словам, отдельное внимание будет уделено строительству и размещению школ в городах.
Президент Беларуси поручил до второго чтения в парламенте новой редакции Кодекса об образовании еще раз его тщательно проанализировать.
– Первое чтение кодекс прошел. Это конституция в образовании. Давайте еще раз перед вторым чтением у Президента обратим внимание на спорные, если есть, моменты. И построим такой разговор до начала работы осенней сессии нашего парламента. Мы еще раз со специалистами вернемся к этому вопросу. Чтобы потом руками не разводили, что мы что-то где-то пропустили, – сказал Александр Лукашенко.
Чуть более 3 часов обсуждали вопросы образования на Республиканском педсовете с участием Президента Беларуси. В форуме участвовали около тысячи педагогов, руководителей учреждений образования, республиканских и местных органов государственного управления, а также представителей общественных объединений и отраслевого профсоюза. В центре внимания – стратегические вопросы развития национальной системы образования до 2030 года.
Основные направления развития сферы образования были определены 24 августа 2017 года на пленарном заседании первого Республиканского педагогического совета с участием Президента Беларуси Александра Лукашенко. Тогда участники форума обсудили и приняли Концептуальные подходы к развитию системы образования на краткосрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2030-го) периоды.
На нынешнем Республиканском педсовете определили основные направления работы сферы образования, приняв за основу Концепцию развития системы образования до 2030 года.