что сначала юность или отрочество
Психология развития и возрастная психология: конспект лекций
Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека
Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.
Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.
Внутриутробный период делят на 3 стадии:
1) предзародышевую стадию — составляет две недели;
2) зародышевую стадию — до двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;
3) стадию плода — длится до появления младенца на свет.
Детство также делится на несколько периодов:
1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);
2) ранний возраст (от 1 до 3 лет);
3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).
Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Отрочество включает две стадии: подростковую, или пубертатного развития (длится до 15 лет. У подростка начинает формироваться новое мировоззрение, складывается новое представление об окружающем мире и о себе), и юношескую, или ювенильную (длится до 22–23 лет).
Юность — период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориен-таций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов.
Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам» (по 7 лет).
Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):
1) от 6 до 12 лет — период отрочества — ребенок посещает школу родного языка;
2) от 12 до 18 лет — юность — подростки обучаются в школе латинского языка;
3) от 18 до 24 лет — период возмужалости — юноша может поступать в академию.
Классификация Ж.-Ж. Руссо:
1) от рождения до 2 лет — период физического развития;
2) от 2 до 12 лет — имеет место сон разума;
3) с 12 до 15 лет — активное умственное развитие;
4) с 15 лет и старше — период бурь и страстей.
Критерии периодизации, принятые в психологии:
1) внутренний критерий.
Блонский в качестве такого критерия предложил признак появления и смены зубов:
а) беззубое детство;
б) детство молочных зубов;
в) появление постоянных зубов;
2) внешний критерий.
Комплексные критерии возрастной периодизации:
а) в отечественной психологии приняты следующие критерии:
— социальная ситуация развития;
— ведущий вид деятельности;
— характер протекания кризиса;
б) периодизация З. Фрейда: в основе классификации видел развитие сексуальности.
Он рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:
— оральный. От рождения до раннего детства;
— анальное детство. Возникают проблемы: расточительство, накопительство;
— пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;
— латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;
— активный генитальный. Период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет).
в) в периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:
— младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;
— раннее детство, 2-3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;
— дошкольный возраст, 4-5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;
— школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;
— юношество, с 13 до 20 лет. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
— молодость, с 20 до 30 лет. Характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;
— зрелость, с 30 до 40 лет. Характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;
— старший взрослый возраст плюс старость. Характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием;
г) в отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина. Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом:
1) этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия — младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивацион-но-потребностная сфера личности. Вторая стадия — ранний возраст. Начало этой стадии — кризис первого года жизни;
2) этап детства. Начало данного этапа — кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис — начальный этап младшего школьного возраста;
3) этап отрочества делится на две стадии. Первая — стадия подросткового возраста. Начало — кризис 11–12 лет. Вторая — стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет.
Д. Б. Эльконин считал, что кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отношений, после которых формируются новые ориентации в человеческих отношениях. Кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — это кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.
Проблема периодизации развития человеческой психики — крайне интересная и обширная тема, исследовательские работы ведутся и в настоящее время. Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова, которая была разработана в 80-х гг. ХХ в.
В. И. Слободчиков изучал, что именно изменяется в процессе развития. Он предложил схему — «матрицу возраста», в которой каждая ступень — это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных):
1) оживление. На данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития — 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность — 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;
2) одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия — раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения — дошкольное детство: 3–6,5 лет;
3) персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия — отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения — юность: 13,5—18 лет;
4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия — молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения — взрослость: 32–42 года;
5) универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия — зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения — старость: 62 года.
В данной периодизации последовательность ступеней — это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени — это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения — это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.
Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?
Содержание
Периодизация детства и взросления
Критерии (лет) | Название |
0-1 | младенец |
2-4 | раннее детство |
4-6 | дошкольники |
7-10 | младшие школьники |
11-16 | подросток |
17-18 | юноша/девушка |
19-35 | молодость |
36-45 | зрелость |
46-60 | старшее поколение |
61-75 | пожилые люди |
более 76 | старость |
Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Подростковый период длится с 11-16 до 17-18 лет. Границы находятся в пределах от 16-17 до 21-25 лет. В это время у юношей и девушек происходят серьезные физиологические, психосексуальные и интеллектуальные изменения. В юности формируется мировоззрение, определяются духовные ценности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития. Подростковая неуверенность и сомнения постепенно сменяются зрелостью, осознанностью данного периода.
Начало переходного возраста
Невозможно точно угадать, когда наступит переходная фаза. Это срок индивидуален, и рассчитать его не получится. У некоторых детей признаки переходного кризиса проявляются в 11 лет, у других значительно позднее, в 13-14 лет. Родителям необходимо знать и понимать, какие сложные моменты свойственны подростковой фазе, которая предшествует юношескому возрасту. Для отрочества типичны эмоциональная неустойчивость, резкий физический рост, гормональные скачки. Недаром этот этап считают трудным как для самих подростков, так и для окружающих. Переходный период характеризуется такими проявлениями:
Переходный этап у мальчиков
Какие изменения типичны для мальчиков: скачкообразный рост всех частей тела, увеличение мышечной массы, рост волос на лице, под мышками и в паху, изменение голоса. Осложняет жизнь юношам неконтролируемое половое влечение. Из-за неравномерного физического роста случаются проблемы со здоровьем. Мальчики порой не справляются с напряжением, поэтому бывают агрессивны, конфликтуют с родителями и окружающими, иногда ведут себя неадекватно.
Переходный этап у девочек
У девочек в переходном возрасте округляются формы, появляются волосы под мышками и на лобке, начинаются менструации. Гормональные изменения способствуют появлению прыщей, повышению жирности волос. Девочки болезненно реагируют на ухудшения внешности на фоне растущего влечения к противоположному полу. У них случаются эмоциональные срывы, возникают недопонимания в отношениях с домочадцами.
В юношеском возрасте на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. Авторитет старшего поколения падает, подростки не желают следовать правилам, бунтуют. Появляются новые кумиры и авторитеты, а прежние ценности утрачивают значимость. Дети подражают поведению взрослых, иногда далеко не самым хорошим примерам.
Любые неприятности в школе и дома школьники воспринимают излишне эмоционально. Глубокие переживания приводят к стрессу, истерикам, эмоциональным срывам. Отношения с противоположным полом выходят на новый уровень. Это уже не просто детская дружба и симпатия, а глубокие интимные переживания.
Разумеется, не у всех юношей переходный период протекает одинаково. Описанные проявления случаются, но вовсе не обязательны. Есть примеры, когда все проходит без каких-либо заметных негативных моментов. Однако при неблагоприятных условиях и отсутствии доверительных отношений в семье, подростковый кризис приводит психическим проблемам, к побегам из дома и девиантному поведению.
Психологическая ломка
Какие трудности испытывают подростки в общении, почему вступают в конфликт с окружающим миром? Это объясняется особенностями их мировосприятия. Если взрослые будут правильно понимать разные мотивы юношеских поступков, то им будет легче выстраивать поведение с детьми и находить пути урегулирования конфликтов.
Самомнение подростков
Мнение подростков о себе необъективно и гипертрофировано. Они только пытаются осознать себя как личность в окружающем мире, определить место в обществе и образ действий. Чувство самосознания до конца не сформировано, нестабильно. Поэтому школьники в юношеском возрасте бывают чрезмерно обидчивы, неконструктивно реагируют на критику. Несправедливые замечания со стороны учителей и сверстников могут глубоко ранить и оставить след на всю дальнейшую жизнь.
Внутренний конфликт
На фоне незрелой самооценки возникает внутренний конфликт. Подросток недоволен своим поведением, страдает от негативного мнения окружающих о себе. Но признать ошибки он зачастую не в состоянии. Отсюда происходит внутренний кризис, неприятие себя, депрессия.
Отрицание действительности
Эмоциональная незрелость, преувеличение существующих проблем, конфликты с семьей и сверстниками часто провоцируют замкнутое поведение школьников. Когда дети неспособны справиться с трудностями самостоятельно и не встречают понимания, помощи среди окружающих, то часто уходят в свой мир, становятся неконтактными, подавленными, агрессивными. В таком состоянии они отрицают действительность, не хотят участвовать в общественной жизни, стремятся к уединению.
До какого возраста продолжается психологическая ломка? Примерно к 16-17 переходный период завершается. Стоит помнить о том, что это естественный процесс. В сомнениях и внутренней борьбе зарождаются принципы, мировоззрение и индивидуальные черты личности. Юношам очень нужны понимание и поддержка именно в это время, хотя они могут это отрицать. Доказательство того, что подростки нуждаются в авторитетном мнении, — их стремление создавать себе кумиров и слепо подражать им.
Юноши и девушки: окончание постпубертатного возраста
Когда подростки становятся девушками и юношами? Отрочество заканчивается в 16-17 лет. Постепенно утихают гормональные и эмоциональные бури, наступает период стабилизации. Юношеские годы — новый этап со своими особенностями, трудностями и радостями. Резкие перепады настроения, неловкость в отношениях с противоположным полом, конфликты со старшим поколением остаются позади. Приходит уверенность, объективность в оценке своих возможностей, вырисовывается предстоящий жизненный путь. В приоритете новые ценности. Старшеклассникам предстоит важный шаг в жизни — выбор профессии, определение целей и ориентиров будущей жизни.
Взросление юноши
Мальчики становятся взрослыми к 21-25. К этому времени они полностью сформированы физически, осознают себя зрелыми и эмоционально готовы к самостоятельной жизни. До какого возраста продолжается процесс взросления, зависит от многих условий. Здесь играют роль генетическая предрасположенность, окружающий социум, особенности личности и характера. Кому-то, в силу обстоятельств, приходится взрослеть быстрее. Они рано обретают независимость, самостоятельно зарабатывают, живут отдельно от родителей и создают собственные семьи. Другие долго остаются зависимыми материально и эмоционально, продолжая жить с родителями. В этом нет ничего плохого — рано или поздно все мальчики взрослеют и становятся зрелыми, самодостаточными мужчинами. Лишь в исключительных случаях этого не происходит, но это уже патология.
Зрелость мужчин определяется их отношением к близким. Способность заботиться о других, обеспечивать и защищать отличает взрослого мужчину от незрелого юноши. Сложившиеся в обществе стереотипы обязывают учиться ответственности за свою семью.
Старшеклассники озадачены выбором профессии. От этого зависит их благополучие и моральная удовлетворенность в будущем. Верный выбор не всем удается сделать в юношеские годы. Но это не мешает целеустремленным, уверенным в себе мужчинам добиваться успеха в зрелости.
Взросление девушки
Взросление завершается к 20-23. В отличие от девочек-подростков девушки осознают и принимают свою роль в обществе, чувствуют себя гармонично, уверены в себе и самодостаточны. Они уже умеют контролировать чувства, знают, чего хотят добиться в жизни. Для женщин по-прежнему остается важной отведенная в обществе роль жены и матери. Однако современные молодые женщины выходят далеко за эти рамки. Они стремятся получить хорошее образование и состояться в профессии.
Подростковый эгоизм и резкость в суждениях не свойственен юношескому возрасту. Повзрослевшие девочки задумываются о будущем, становятся более ответственными, ставят перед собой реальные цели. Формируется индивидуальный стиль мышления и поступков.
В отрочестве у детей часто бывают мрачные мысли, апатия и неуверенность в себе. В юности, напротив, максимально расцветают таланты, вера в свои силы, зарождаются смелые мечты.
Полезные рекомендации
В отрочестве и юности родители рискуют потерять контроль над детьми. Подверженность внешнему влиянию делает молодых людей уязвимыми. На фоне нерешенных разногласий, склонности к бунтарству юноши попадают в неприятные жизненные ситуации:
Подростковая замкнутость и отрешенность иногда перерастают в расстройства психики, с трудом поддающиеся корректировке. Негативные переживания юности порой необратимо влияют на характер и дальнейшую судьбу молодых людей.
Как не пропустить тревожные звонки, помочь школьникам пережить трудный юношеский возраст и вынести из сложных жизненных ситуаций положительный опыт?
Лучше с раннего возраста выстраивать с детьми доверительные отношения. Они не должны бояться родителей, какие бы ошибки ни совершали. В благополучной семье дети всегда видят поддержку и понимание. Они делятся с близкими проблемами и вовремя получают помощь.
Юноша должен быть уверен, что плохие оценки или поведение не изменят отношения к нему. Родители огорчатся из-за плохого поступка, но не перестанут его любить. В любой трудной ситуации единственно правильным решением будет — рассказать об этом близкому взрослому человеку и попытаться вместе найти выход.
Отрочество—юность (adolescence)
О.—ю. — период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года, однако его точные временные границы зависят от таких разнотипных факторов, как окружающая культура и биолог. развитие. Этот переход связан с изменениями в биолог., когнитивном и соц. развитии.
Хотя начало научного изучения О.—ю. обычно датируется временем публикации известного труда С. Холла, эмпирические исслед., сконцентрированные на этом периоде развития, существенно отстали по количеству и качеству работ от сравнимых исслед. детей и детства. Центры по изучению развития ребенка, программы подготовки дипломированных специалистов в области детского развития и соотв. научные журналы превосходят численно аналогичные формы работы, направленные на улучшение наших знаний о подростках — юношах и девушках.
Несмотря на однозначность пубертатных изменений (скачок роста, изменения половых признаков и уровней выделения гормонов), они подготавливаются постепенно. Указать точно, когда индивидуум вступает в период О. — ю. и когда выходит из него, отнюдь не так легко, как может показаться. Однако в настоящее время пубертат, по-видимому, наступает все же раньше, чем в прошлые десятилетия, и это связано, вероятно, с улучшившимся здоровьем и питанием. Такая отрасль знания, как генетика поведения, начинает приносить пользу в объяснении таких изменений.
Подростки претерпевают не только биолог. изменения; они испытывают не менее существенные когнитивные перемены. Большинство исследователей сходятся в том, что наступление О. — ю. еще нельзя считать сигналом появления полностью сформировавшегося мышления на уровне формальных операций. Согласно альтернативной т. зр., выраженной в модели ветвления (branch model), осн. (доминирующая) линия подросткового мышления яв-ся по характеру формально-операциональной (более абстрактной и организованной по сравнению с конкретно-операциональной), но при этом вполне возможно существование дополнительных, обходных путей мышления. Еще одна теорет. позиция предлагает выделять в формально-операциональном мышлении раннюю и позднюю стадии. Многочисленные приложения теории Пиаже к обучению подростков опирались на предположение о том, что большинство подростков мыслят на уровне конкретных операций и, следовательно, их следует обучать менее абстрактными, более конкретными способами.
Соц. переходы юношей и девушек собирают в фокусе такие разнородные сферы личности, как идентичность, независимость, половые роли, моральные устои и нравственные ценности, достижения. Вероятно, конструкт идентичности более, чем любой другой, интуитивно охватывает ряд самых важных изменений, происходящих в период О.—ю.
Исследователей всегда интересовали два типа окружения, оказывающих наибольшее влияние на развитие в О. — ю.: сверстники и родители. Одно недавно проведенное исслед. свидетельствует о том, что добровольное подчинение антисоциальным сверстникам достигает пика примерно в IX классе, а к XII классу конфликт между нормами родителей и сверстников становится менее выраженным. Хотя авторитарная дисциплина, по-видимому, подавляет развитие независимости в О.—ю., а демократический стиль родительского поведения, напротив, способствует ее развитию, исследователи могли бы уделить больше внимания таким понятиям, как «реципрокная социализация» и «синхрония—асинхрония». Последнее понятие, суть к-рого в том, что компетентные родители придерживаются порядка в проявлении инициативы и лидерства, кажется особенно существенным для успешного выполнения родительских функций в течение О. — ю.
Нек-рые теоретики и исследователи считают, что несоразмерно много внимания уделялось проблемам и отклонениям в период О.—ю., тогда как большинство юношей и девушек даже в т. н. «бунтарские» времена конца 1960-х гг., рационально и законопослушно продвигаются в направлении зрелой взрослости.
Хотя в любой период времени довольно легко впасть в стереотипизацию подростков, нек-рые ист. перемены, видимо, действительно имели место. Конгер указывает на неск. таких перемен: а) что касается половых ролей, теперь больше матерей, к-рые работают и зарабатывают деньги, служат ролевыми моделями, и больше девочек-подростков воспитывается в андрогинном, а не в традиционно феминном духе; б) значительно больше подростков растут в семьях, где мать работает, а тж в семьях, разрушенных разводом; в) по-видимому, происходит более тонкое изменение, к-рое трудно определить точно, но лучше всего можно охарактеризовать как возросший интерес к себе.
См. также Развитие в отрочестве-юности, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни