что сначала молчание ягнят или ганнибал
Объясните мне хронологию фильмов : молчание ягнят, ганнибал, охотник на людей.
Хронология:
Ганнибал: Восхождение (Детство И Юность)
Красный Дракон (Практика И Заключение В Тюрьму)
Молчание ягнят (Продолжение Пребывания В Тюрьме И Побег)
Ганнибал (Жизнь После Побега В италии)
Задумка Автора:
Красный Дракон
Молчание ягнят
Ганнибал
Ганнибал: Восхождение (Логически Является Приквелом, Но Автор Призвал Роман Для Того, Чтобы Пролить Свет На Происходящее В Предыдущих Книгах-Фильмах)
Хронология франшизы о Ганниба́ле Ле́ктере:
1. Ганнибал: Восхождение (2006) Hannibal Rising / фильм [Детство и Юность]
2. * Ганнибал (2013) Hannibal / сериал, 1 сезон [Психиатрическая практика]
2. * Ганнибал (2014) Hannibal / сериал, 2 сезон [Практика и Разоблачение]
2. * Ганнибал (2015) Hannibal / сериал, 3 сезон (частичный ремвел Красного Дракона)
3. * Красный Дракон (2002) Red Dragon / фильм [Практика и Разоблачение]
(2-я экранизация романа «Красный дракон»)
4. * Охотник на людей (1986) Manhunter / фильм [Практика и Разоблачение]
(1-я экранизация романа «Красный дракон»)
5. » Молчание ягнят (1990) The Silence of the Lambs / фильм [Тюремное заключение и Побег]
6. » Ганнибал (2001) Hannibal / фильм [Жизнь после побега]
Романы Томаса Харриса:
1. «Красный дракон», издан в 1981, экранизирован в 1986, повторно в 2002 и частично в сериале 2015
2. «Молчание ягнят», издан в 1988, экранизирован в 1991
3. «Ганнибал», издан в 1999, экранизирован в 2001
4. «Ганнибал: Восхождение», издан в 2006, экранизирован в 2007
Ганнибала Лектера пост.
Можно порядок чтения книг?
В 1991 году тогда еще великий Голливуд выпустил блестящий триллер «Молчание ягнят». Настоящей вишенкой на торте, без которой фильм бы никогда не стал таким, был харизматичный и обаятельный злодей-каннибал Ганнибал Лектер, воплощенный Энтони Хопкинсом. Благодаря его великолепной игре фильм стал культовым, а его герой – знаковым. Имя Ганнибала Лектера стало нарицательным, его образ обыгрывают во множестве шуток и демотиваторах, в том числе и на Пикабушечке, и даже используются в рекламных целях
Эрик Клинтон Кирк Ньюман родился 24 июля 1982 года в Скарборо, одном из районов канадского Торонто. У него была интернациональная семья. Отец Дональд Ньюман был англоканадцем, а мать звали Ана Юркина, она была русской иммигранткой во втором поколении.
В семье было трое детей, Эрик был первенцем. А семейка была веселой и странной. И это так, мягко говоря. Судите сами, мать их была одержима чистотой, паталогически боялась заразиться и умереть. Поэтому дома постоянно носила хирургическую маску (и это до того, как это стало мейнстримом), резиновые перчатки, обрабатывала дом дезинфицирующими средствами и заставляла мыться детей несколько раз в день.
Однажды дети принесли домой домашнего кролика, что вызвало у нее истерику. Она не придумала ничего лучше, как вытащить клетку с животным на балкон, где он погиб от холода.
До шестого класса Эрика не пускали в школу, пытались его учить на дому. И только после развода с мужем, который лежал в психушке, они переехали к его бабушке Филлипс. По словам Эрика, она стала ему настоящей матерью. Хотя тоже была со странностями. Так она одевала его в свою одежду, и он ложилась спать с ней. При этом называла его педиком. Так его называл и брат Конрад. Надо отдать должное, что хоть в чем-то бабушка не ошибалась. Но обо всем по порядку.
Сам Эрик любил играть в куклы, особенно с Барби. Он считал себя девочкой. Первые голоса в голове у него появились в 1999 году. Обеспокоенная бабушка отвела Эрика к психиатру, где ему поставили диагноз «параноидальная шизофрения». Ему дали инвалидность, он бросил школу, и периодически попадал в клинику, когда его особо сильно накрывали мысли, что за ним следит правительство, а телефон на прослушке.
Выйдя из лечебницы, он где-то наскреб денег и сделал себе пластическую операцию на лице. Он с детства был недоволен своей внешностью, поэтому ее коррекция помогла ему бороться с комплексами. Но явно не со всеми.
На следующий 2006 год он официально сменил имя на необычное Лука Рокко Маньотта (Luka Rocco Magnotta). Это было явной аллюзией на самого Рокко Сиффреди, хотя этому шантеклёру было до великого итальянца как до Луны. Все же не зря у него была мания величия и гипертрофированная фантазия.
Дела у него шли из рук вон плохо. Пенсия была маленькой, постоянного заработка не было. Поэтому в 2007 году он начал процедуру банкротства физического лица, в результате чего у него списали 17 тысяч долларов долга.
Он снимался в журналах для мужчин, мужском журнале для мужчин, ну вы поняли. Пробовал попасть на кастинг популярного шоу COVERgay, где победитель получал кругленькую сумму. Но не прошел даже отборочный тур.
Счастливая пара серийных убийц: Карла Хомолка и Пол Бернардо
Но если бы его нарциссизм и желание получить славу проявлялся только в этом! Впервые его имя прогремело в Канаде после того, как он выложил ролик, где издевался и убивал двух котят, поместив их в полиэтиленовый пакет и отсасывая воздух из него с помощью пылесоса. Его вычислили и подвергли кибербуллингу. Активисты хотели привлечь его к суду, полиция Торонто начала расследование, но почему-то дело было спущено на тормозах.
А вот самую страшную дичь он натворил 24 мая 2012 года. Он пригласил к себе домой 33-летнего студента из Китая Линь Цзюня.
И парень пропал, нашелся же на следующий день. Только уже неживой. 25 мая на сайте Bestgore.com появилось десятиминутное жуткое видео, которое шло под музыкальный ряд из фильма «Американский психопат». На видео видно, что Лука несколько раз бьёт ножом для колки льда привязанного к постели несчастного китайца (он был предварительно опоен снотворным), после чего расчленяет труп, онанируя себе отрезанной рукой., после чего совершает с ним акт некрофилии. Затем отрезает часть ягодицы и скармливает щенку, потом засовывает бутылку в анальное отверстие. Но и этого было мало, в это видео не вошла сцена, как он после убивает щенка и занимается каннибализмом. Данные сцены попали в руки следствия, да и сам Лука рассказывал о них с восторгом душевнобольного.
На следствии также выяснилось, что на кадрах связывания фигурирует другой человек, студент из Колумбии. Но тому повезло, он остался живой, потому что были найдено видео с камер наблюдений, как на следующий день он уходит, шатаясь, придерживаемый Лукой.
Такое видео не могло не попасть в полицию. Сначала оно было признано поддельным, но потом было заведено дело, следствие опознало убийцу и место записи видео, но там не нашли ни тела, ни преступника. Тело начали находить по частям. 29 мая в мусорном баке был найден чемодан с человеческим торсом. В тот же день в штаб Консервативной партии Канады поступила посылка с отрезанной ступней. В посылке лежала записка, в которой убийца сообщал, что всего разослал по разным адресам шесть частей тела и предупреждал, что не остановится на одном убийстве. Потом еще три пакета с аналогичной запиской были получены разными учреждениями города, в том числе и в двух школах. Полиция не давала никаких комментариев по этому поводу, так как боялась, что разглашение подробностей вызовет подражателя и новые преступления.
13 июня 2012 года четыре конечности и туловище были сопоставлены с Лином с использованием образцов ДНК его семьи. 1 июля его голова была найдена на краю небольшого озера в монреальском парке Ангриньон после того, как полиция получила анонимную наводку.
Полиция напала на след и нашла авиабилет на его имя. Он был до Парижа. Была подана заявка в Интерпол. 4 июня Маньотта был задержан в берлинском интернет-кафе, где он читал новости о себе любимом. А 18 июня он был экстрадирован на родину.
Началось следствие. Психиатрическая экспертиза пришла к двусмысленному заключению. Эксперты признали, что у него была параноидальная шизофрения и истерическое расстройство личности. Вероятнее всего, она была усугублена приемом наркотических веществ. При этом его действия были оценены как спланированные и организованные, и он был признан вменяемым. Я не психиатр, если кто из врачей читает эту статью, пусть прокомментирует это заключение.
Преступление вызвало волну негодования и в Китае. Там предположили, что убийство было совершено не психопатом, а на расовой почве, так как это было уже второе убийство китайца в течение года. Чтобы избежать скандала, канадский премьер-министр позвонил китайскому коллеге, выразил извинения и соболезнования.
Суд начался 29 сентября 2014 года. Лука сразу заявил присяжным о своей невиновности, признав деяния, в которых его обвиняли, но обосновал, что не осознавал то, что творит, так как был психически нездоров. Суд шел десять недель, и он был признан виновным по всем пунктам обвинения: убийство первой степени, расчленении (надругательстве над телом), распространении непристойных материалов. На заседании присутствовал отец Линя. К тому времени тело его сына было кремировано и захоронено в Торонто.
Приговор оказался суров: пожизненное заключение с правом на УДО через 25 лет. К пожизненному заключению было добавлено еще 19 лет за совокупные преступления, в том числе и за удушение котят, которые будут отбываться одновременно. Справедливость восторжествовала. И слава Богу, кто знает, что мог бы натворить этот маньяк, оставшись на воле.
На сегодня все. Если было интересно, то ставьте плюс и подписывайтесь в сообщество. Будет еще много рассказов про актеров взрослого кино. А можете написать сами, сообщество открыто, пишите о ком хотите, людей, достойных биографии, миллионы.
PS. Особая благодарность @realConnie зав редактуру
«Молчание ягнят»: история с продолжением
Фильмы о серийных убийцах, маньяках и прочих психопатах пользуются у зрителей стабильным интересом, однако редко когда становятся блокбастерами и тем более получают высшие кинопремии.
Однако бывают и исключения, как, например, триллер “Молчание ягнят”. Накануне 15-летия этой картины “МК-Бульвар” проводит собственное расследование причин ее популярности и публикует рассекреченные материалы “Дела о “Молчании ягнят”.
Том N1. Первая жертва
В 1981 году журналист-криминалист агентства Associated Press Томас Харрис опубликовал детективный роман “Красный дракон” о маньяке Ганнибале Лектере. Славы особой Харрис не снискал, равно как и его произведение, однако уже пять лет спустя по книге был снят фильм под названием “Охотник на людей”.
За экранизацию взялись известный продюсер Дино Де Лаурентис (“Конан-варвар”, “Подводная лодка U-571”) и не менее знаменитый режиссер и сценарист Майкл Манн (“Али”, “Соучастник”). Но несмотря на громкие имена создателей картины и тот факт, что Лектер в “Охотнике на людей” не был каннибалом, а лишь простым — не серийным — убийцей, фильм с треском провалился в прокате.
Из показаний Дино Де Лаурентиса:
“Я, конечно, расстроился, когда кассовые сборы не смогли окупить даже бюджет фильма, но я был уверен, что у этой истории может быть достойное продолжение. Я поговорил с Томасом и убедил его не оставлять своего героя Ганнибала и дать ему еще один шанс. А купленные у Харриса права на экранизацию его дальнейших книг я безвозмездно передал киностудии “Орион”: тогда я считал для себя тему Лектера закрытой. Но, как выяснилось, ошибался”.
В 1988 году Харрис написал следующий роман “Молчание ягнят”. А уже в ноябре следующего года начались съемки одноименного фильма. На этот раз создатели картины не ждали от своего творения каких-то выдающихся результатов, хотя и пригласили на главные роли звезд первой величины — Энтони Хопкинса (Лектер) и Джоди Фостер (Кларисcа Старлинг). Даже премьеру студия сознательно перенесла на День святого Валентина (14 февраля) — не самый удачный выбор даты для выхода триллера. Это было сделано для того, чтобы сфокусировать все внимание зрителей на другой своей картине — “Танцы с волками”.
Однако вполне заурядный, как казалось его создателям, фильм не только собрал в прокате почти 300 миллионов долларов, но и получил пять самых главных “Оскаров”: лучший фильм, лучший сценарий, лучший режиссер, лучший актер и лучшая актриса.
До “Молчания ягнят” собрать пять самых престижных статуэток Киноакадемии удавалось лишь двум картинам: “Это случилось однажды ночью” (1934) и “Пролетая над гнездом кукушки” (1975).
Том N2. Рождение Ганнибала
Еще одним рекордом фильма “Молчание ягнят” стало время, которое проводит в кадре персонаж Энтони Хопкинса: в общей сложности всего 16 минут при длине ленты 118 минут. В истории мирового кинематографа это самое короткое появление исполнителя главной роли в фильме, за которое к тому же дают “Оскара”.
Из показаний Ховарда Фьюера, кастинг-директора фильма:
“На роль Ганнибала Лектера пробовалось очень много актеров. Первому роль предложили Джину Хэкману. Предполагалось, что он же станет режиссером картины. Однако Джин после фильма “Миссисипи в огне” (1988) решил больше никогда не играть отрицательных героев.
Следующий претендент Роберт Дювалль посчитал фильм чересчур жестоким.
Джек Николсон и Роберт Де Ниро, которым также предлагалось сняться в роли Лектера, отказались из-за нестыковок во времени съемок.
Энтони Хопкинса сюжет фильма не испугал. Более того, он очень ответственно подошел к роли: еще на пробах он придумал своеобразную манеру речи своему герою, добавив легкие причмокивания, и тем самым “купил” режиссера”.
Но на этом Хопкинс не остановился и продолжил “совершенствовать” Лектера.
Из показаний Энтони Хопкинса:
“Голос Ганнибала я базировал на звуках, издаваемых компьютером в фильме “Космическая одиссея: 2001”, и своеобразном голосе актрисы Кэтрин Хэпберн. Чтобы проверить, насколько мне удалось “озвучить” Лектера, я однажды позвонил Томасу Харрису и начал ему что-то говорить. Он так перепугался, что бросил трубку и потом еще несколько дней не подходил к телефону.
А то, что Ганнибал очень редко моргает, я подсмотрел у Чарльза Мэнсона, “прославившегося” после убийства беременной жены режиссера Романа Полански. Я просмотрел несколько пленок его допросов и обратил внимание, что он никогда не моргает, когда говорит”.
Во время подготовки к роли Хопкинс не только смотрел видеозаписи, читал уголовные дела и присутствовал на судебных слушаниях серийных убийц. Он также посещал маньяков в тюрьмах и часами беседовал с ними, пытаясь понять их психологию.
Помимо этого актер тщательно изучил дела убийц, с которых был “списан” доктор Лектер. Сам автор романа никогда не подтверждал, но в то же время и не отрицал, что прототипом Ганнибала был Альберт Фиш.
Из материалов уголовного дела 1936 года:
История о помощи Лектера агенту ФБР Клариссе Старлинг тоже основана на реальных событиях 80-х годов. Серийный убийца Тед Банди, сидя за решеткой, помогал профессору криминалистики Роберту Кеппелу поймать маньяка Гэри Риджвея по кличке Убийца С Зеленой Реки. Однако в отличие от фильма “Молчание ягнят”, в жизни все окончилось не так хорошо: Банди казнили раньше, чем был пойман Риджвей. Полиции понадобилось еще 12 лет, чтобы выйти на след Убийцы С Зеленой Реки и арестовать его.
Но помимо того, что Тед Банди “подарил” историю своего сотрудничества с властями, он также стал прототипом и для другого героя “Молчания ягнят” — Буффало Билла.
Том N3. Прирожденные убийцы
Из материалов уголовного дела 1989 года:
“Теодор Роберт Банди — американский серийный убийца. Родился в 1946 году, казнен — в 1989 году. Арестован в 1976 году, однако год спустя, во время слушания его дела, сбежал из здания суда. В 1978 году снова арестован и приговорен к смертной казни, которую ему пришлось ждать почти 10 лет.
За это время Банди признался в 30 совершенных убийствах, однако точное число его жертв так и осталось неизвестным. По словам следователей и психологов, Банди был очень обаятельным, образованным и начитанным человеком с глубокими философскими мыслями”.
Буффало Билл своим образом также обязан еще двум маньякам — Гэри Хейднику и Эду Гейну. Первый не был серийным убийцей: он похищал женщин и держал их в подвале своего дома. Гейн же был абсолютным психопатом, снимавшим скальп со своих жертв. Исполнителю роли Буффало Теду Левину (“Дикий, Дикий Запад”, “Форсаж”), как и Хопкинсу, приходилось “зачитываться” архивами их дел, чтобы войти в роль.
Том N4. Полицейская история
Не избежали этой участи и актеры, сыгравшие агентов ФБР, — Джоди Фостер (Кларисса Старлинг) и Скотт Гленн (Джек Кроуфорд).
Из показаний Джоди Фостер:
“Я не боялась сниматься в этом фильме, хотя две другие актрисы, которым предлагали роль Старлинг — Мишель Пфайффер и Мэг Райан, — сочли картину очень жестокой. Но когда мне предложили послушать аудиозаписи, сделанные самими маньяками во время совершения их гнусных преступлений, я, честно сказать, перепугалась и категорически отказалась от такого актерского “опыта”. А Скотт согласился. Но потом признался мне, что очень об этом пожалел. Несколько ночей его мучили кошмары. Он говорит, что до сих пор не может этого забыть”.
Из показаний Скотта Гленна:
Джону Дугласу удалось добиться того, что фильм очень понравился настоящим полицейским и агентам ФБР: они посчитали, что в картине очень точно и правильно показана их работа. Неудовольствие следователей вызвало лишь то, что Кларисса Старлинг отправилась в логово Буффало Билла одна: молодым неопытным агентам запрещено в одиночку выполнять столь опасное задание.
Однако режиссер фильма Джонатан Демм (“Замужем за мафией”, “Филадельфия”) объяснил агентам, что эта сцена — психологическая кульминация фильма, и он не может ничего изменить. Полиция была вынуждена с ним согласиться, но пожелала, чтобы это больше не повторялось. Но история повторилась уже в следующем фильме “Ганнибал”, где Кларисса Старлинг снова одна идет по следу маньяка.
Том N5. Продолжение следует.
Сиквел “Молчания ягнят” вышел в 2001 году. Но ни Джонатан Демм, ни Джоди Фостер в нем уже не участвовали: им на смену пришли Ридли Скотт (“Гладиатор”) и Джулиана Мур (“Большой Лебовски”, “Часы”).
А еще через год вышел фильм “Красный дракон”. И продюсер Дино Де Лаурентис вновь приложил свою руку к первому роману Томаса Харриса о Ганнибале Лектере. Только на этот раз кассовые сборы его не разочаровали.
В прошлом году Томас Харрис выпустил очередную книгу о Лектере “Молодой Ганнибал: под маской”. Съемки одноименной картины уже начались, и премьера предварительно запланирована на конец этого года. Так что в “Деле о “Молчании ягнят” еще рано ставить точку.
Все фильмы про маньяка Ганнибала Лектера (тогда и сейчас)
«Охотник на людей» (1986)
20th Century Fox
Тогда
Станислав Ф.Ростоцкий:
Каждое полнолуние неуловимый и безжалостный маньяк методично уничтожает семью за семьей — не иначе ему и впрямь нравится, как выглядит кровь под бледным свечением Лилит. Единственный, кто может разобраться в этом деле, — фэбээровец Уилл Грэм (Уилльям Петерсен). Единственный, кто может ему помочь, — Ганнибал Лектер (Брайан Кокс), который сидит в тюрьме. Но на каждую разгаданную загадку Ганнибал задает свою, еще заковыристее.
Кажется, что режиссер Майкл Манн, помимо того что умеет снимать хорошее кино, способен еще и заглядывать в будущее. «Охотник» снят за семь лет до «Молчания ягнят» и за пятнадцать до «Ганнибала» — и снят так, будто режиссер как в зеркале увидел, что произойдет с его последователями. Скуповатая манера повествования не имеет ничего общего ни с изощренным кошмаром Демме, ни тем более с аляповатым бурлеском Скотта. Налицо все атрибуты поточного полицейского триллера, а на душе все равно не по-хорошему тревожно. И сердце стучит, поторапливая экранные события не потому, что желательно поскорее узнать, чем дело кончится, а из нетерпения совсем другого рода: чтобы все это поскорее кончилось вообще, в принципе. И Лектер тут какой-то не такой (да и не Лектер еще, а Лектор). Вместо острослова, эстета и смакователя чужого ливера — мрачный, неровно вырубленный человек с руками мясника и глазами, в которые лучше не смотреть. А приходится. Именно такое кино Манн должен был снять до охватившей мир людоедской свистопляски. Именно его все должны были забыть или вовсе не заметить. Чтобы сейчас вынести на свет божий и небезосновательно объявить «лучшей экранизацией романов Томаса Харриса». Взявшись за историю Ганнибала первым из киношников, Манн многому научился у своего героя. Ему-то лучше других известно, что кровь под полной луной выглядит непроницаемо черной.
Сейчас
Татьяна Алешичева:
Отставной агент ФБР Уилл Грэм (Уилльям Петерсен) возвращается на службу — по мнению его коллеги Джека Кроуфорда (Деннис Фарина), только он в состоянии поймать серийного убийцу по прозвищу Зубная Фея. Побывав на месте двух убийств, где маньяк расправился с целыми семьями, Грэм направляется в заведение для душевнобольных преступников, чтобы проконсультироваться по поводу его образа мыслей с Ганнибалом Лектером (Брайан Кокс) — убийцей-каннибалом и доктором психологии, которого сам же и засадил за решетку. Подсказки Лектера оказываются полезными, но Грэм попадает в смертельную опасность — Лектер и Зубная Фея нашли способ связаться друг с другом, и находящийся на свободе маньяк теперь знает домашний адрес Грэма.
Фильм провалился в прокате и был разруган критиками за обилие визуальных красивостей, которыми Майкл Манн перенасытил его якобы в ущерб содержанию. Манна упрекали, что он сделал из бестселлера Томаса Харриса «Красный дракон» лишь стильный клон «Полиции Майами». На самом деле оператор Данте Спинотти использовал цвет и свет в кадре для придания дополнительного смысла происходящему, а локации для съемок были выбраны безупречно. Ключевую сцену, где Лектер советует Грэму: «Чтобы почуять преступника, принюхайся к себе», — Манн снял в изображавшем тюрьму белоснежном здании Музея Ричарда Мейера в Атланте. Потрясенный этой мыслью агент бежит по спиралевидным лестницам, нарезая круги, будто попал в ловушку. Через пять лет вышел фильм «Молчание ягнят» по второму роману лектеровского цикла, и новый Лектер в исполнении Энтони Хопкинса совершенно затмил предшественника. Но именно Манн впервые вывел на экран профайлеров ФБР и внедрил в поп-культуру формулу «мыслить как преступник», и спустя годы «Охотник на людей» был переосмыслен и причислен к классике.
«Молчание ягнят» (1991)
Orion Pictures
Тогда
Станислав Ф.Ростоцкий:
Для того чтобы выйти на след маньяка-убийцы Буффало Билла и спасти его последнюю жертву, агент ФБР Кларисса Старлинг (Джоди Фостер) обращается за консультацией к посаженному в клетку гениальному людоеду Ганнибалу Лектеру (Энтони Хопкинс). Но в разговорах со Старлинг Лектеру куда больше нравится получать информацию, нежели делиться ею.
Первый — и пока последний — фильм ужасов, награжденный пятью «Оскарами» по основным номинациям, был провозвестником нового этапа в развитии голливудского большого стиля. Отныне крупные постановки, собирающие одновременно награды на фестивалях и доллары в кинотеатрах, могли быть выдержаны не только в патетично-золотых, но и в гибельных шагреневых тонах душевных потемок. Каннибал Ганнибал из романов Томаса Харриса появлялся на экране и до «Молчания» (в «Охотнике на людей»), но мало кто заметил его тогда. Ибо нет Лектера, кроме Хопкинса: бледный неморгающий эстет-душегуб занял своей харизмой все пространство экрана — и не отвести по-кроличьи взгляда. Отягощенное подсознательным злом кино осталось в памяти не только как страшная полицейская сказка, но и как подлинный визуальный триумф. Охранник, выпотрошенный Лектером и распятый на прутьях металлической клетки, останется в истории кино образом знаковым — как взмывшая вверх юбка Мэрилин или Гарольд Ллойд, повисший на стрелке часов.
Сейчас
Станислав Зельвенский:
Стажер ФБР Кларисса Старлинг (Джоди Фостер) в поисках серийного убийцы Буффало Билла обращается за помощью к другому серийному убийце — Ганнибалу Лектеру (Энтони Хопкинс). Четыре романа, пять фильмов, телесериал, и это еще явно не конец: Ганнибал Лектер, гурман и умница, граф Дракула для поколения MTV, вошел в элитарный клуб злодеев, ставших самостоятельными франшизами. Какие-то его выходы получались более удачными, какие-то менее, но этот фильм стоит особняком — самый красивый, самый тонкий и, конечно, самый страшный. Весь хитроумный сюжет Демми подчинил нескольким свиданиям через решетку, на которых оба выдающихся артиста выжимают из себя максимум: кто сказал, что между волком и овечкой не может быть химии? Вот уже четверть века невозможно произнести «отличное кьянти» без содрогания.
Евгений Ткачёв:
Свое 30-летие «Молчание ягнят» встречает в качестве картины, опередившей время. Это сейчас женский эмпауэрмент в триллерах — вещь обыденная, а в 1991 году все было не столь очевидно (хотя, заметим, что в том же году на экраны вернулась более брутальная версия Сары Коннор). Впрочем, революционность фильма Демми не только в girl power (как забыть финальный поединок главной героини и маньяка Буффало Билла в очках ночного видения?), но и в том, что на протяжении всей картины Кларисса Старлинг обретает субъектность — в том числе за счет тончайшей операторской работы, которая заигрывает не только с различными ракурсами и point of view, но и тем, какой мы видим протагонистку в начале, и тем, какой она сама себя видит в конце. Хотелось бы сказать, что у «Молчания ягнят» нет недостатков, однако на сегодняшний день самым уязвимым, проблемным местом этой вроде бы совершенной картины видится серийный убийца-трансгендер Буффало Билл (Тед Левин), однобоко изображенный маньяком из-за своего кризиса гендерной идентичности. В связи с этим в сериал «Кларисса» специально будет введена трансгероиня, чтобы примирить великий фильм и новую норму. Насколько аккуратно это удастся сделать авторам шоу, узнаем уже в ближайшее время.
«Ганнибал» (2001)
MGM
Тогда
Александр Мансилья-Круз:
«Ганнибал» — такой же поворотный фильм, какой была десять лет назад первая часть. После «Молчания ягнят» появилось поколение триллеров, построенных не на сизом гриме и томатном соусе, а на воображении зрителя. Зритель послушно представлял себе всякую жуть. Ягнятам в кадре нужно только испуганно вглядываться в оператора и молчать: это страшнее любого поросячьего визга. В «Ганнибале» тоже использован весь проверенный временем арсенал средств, позволяющих остудить кровь в жилах: полумрак, полосатые тени на лицах статуй, осколки зеркал, окутывающая кадр дымка, дрожащий огонек сигареты и немигающий взгляд Энтони Хопкинса. Но Ридли Скотт решил сделать нечто большее, чем то, что видел сам, когда еще мальчишкой ходил на Хичкока. Он крупным планом показал живодерские сцены, которые мы сами никогда не отважились бы себе вообразить. Эффект тем более силен, что эпизоды расчленений перемежаются видами Флоренции, куда перебрался утонченный профессор Лектер.
Высокие кассовые сборы «Ганнибала» показывают, что человеческое сознание ни капли не изменилось со времен Аристотеля, написавшего в четвертой главе своей «Поэтики»: «Изображения того, на что смотреть неприятно, мы, однако, рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов. » У Ридли Скотта отвратительные животные глодают людей, превращая их в трупы. Все же пугают в «Ганнибале» не столько подобные сцены сами по себе, сколько извращенные узы, что связывают возвышенное и омерзительное, искусство и убийство.
Сейчас
Василий Говердовский:
К сиквелу «Молчания ягнят» легендарный продюсер Дино Де Лаурентис подошел с размахом. На роль режиссера позвали Ридли Скотта, который переживал один из самых продуктивных периодов своей карьеры, а сценарий писали Дэвид Мэмет и Стивен Зейллиан. Однако работать им пришлось с откровенно безумным романом Томаса Харриса — на фоне «Молчания ягнят» «Ганнибал» выглядел вампирской бульварщиной. Скотт немного поправил концовку (где Кларисса начинала встречаться с Ганнибалом), но в остальном прошелся довольно близко к тексту. Результат — размашистый хоррор, вызывающий ассоциации с китчем, кэмпом и другими треш-диковинками, к которым Скотт на старости лет вдруг приобрел вкус (см. очень недооцененный «Чужой: Завет»). В этом нет ничего плохого, в конце концов, после идеального «Молчания ягнят» лезть в ту же степь было бы не меньшим безумием, чем придумывать ту самую сцену с мозгами Рея Лиотты. На пользу идет и фирменное умение бывшего рекламщика Скотта работать с картинкой: большинство назовут «Ганнибала» красивым или стильным, хотя уместнее было бы слово «соблазнительный». Как и в случае с «Чужим», Скотт снова делает хоррор сексуальным, из-за чего фрейдистские подтексты лезут даже из тех мест, где ничего такого не подразумевалось.
Но все усилия губит главное преступление «Ганнибала» — при всем творящемся сумасшествии он смертельно скучен. В самой сердцевине это история любви между маньяком и его преследовательницей. И хотя в исследовании аморальных отношений на тонкой грани между романтикой и психопатией что-то есть, этой сюжетной линии отчаянно не хватает напряжения. Кларисса в фильме Скотта — не та же самая Кларисса, которую мы знаем из фильма Демми (прекрасная актриса Джулианна Мур проводит большую часть хронометража в растерянности от происходящего), да и здешний Ганнибал — скорее эффектная пародия на него. Почти весь фильм герои находятся вдалеке друг от друга и просто не успевают выстроить ту же химию, которая сложилась между Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом в «Молчании ягнят». Именно это, а не отказ от психологичности первого фильма, превращает «Ганнибала» в тень предшественника.
«Красный дракон» (2002)
Universal Pictures
Тогда
Алексей Васильев:
Агент ФБР Уилл Грэм (Эдвард Нортон) заманил себя в смертельную ловушку к Ганнибалу Лектеру (Энтони Хопкинс) и таким образом поспособствовал аресту людоеда. А сам с тяжелыми ранами и клятвой больше никогда не работать в спецслужбах уехал с семьей во Флориду. Семь лет спустя его навещает бывший шеф (Харви Кейтель) с просьбой принять участие в расследовании еще одного серийного дела. Некий маньяк врывается в особняки, где живут семьи, женщинам вспарывает животы так, чтобы они истекали кровью, но не умирали, на их глазах убивает детей, убивает и насилует (в таком порядке) мужей, затем разбивает зеркала, вставляет жертвам осколки зеркал вместо глаз и в завершение всех кусает. Грэм идет в тюрьму за советом к старому наперснику Лектеру.
Приквел «Молчания ягнят» и «Ганнибала» является своего рода казусом современного Голливуда и, может статься, попадет в Книгу рекордов Гиннесса. Роман Томаса Харриса «Красный дракон» подвергается экранизации второй раз за 16 лет. Предыдущую картину ставил Майкл Манн. Автор «Своего человека» и «Али» в кино всегда придавал больше значения внешнему, изобразительному, видя в нем, собственно, содержание, — этот факт и порешил кассовую судьбу предыдущего «Дракона». Новый фильм никак не обвинишь в декоративности. Все в нем функционально и подчинено развитию сюжета. В принципе, мы имеем дело с очень хорошим образцом поточного американского кино: много героев, что позволяет излагать историю, неоднократно меняя интонационный регистр и жанровые признаки. В эпизодах с Эмили Уотсон, бесподобной в роли влюбленной слепой, «Дракон» даже начинает казаться любовной драмой в духе Теннесси Уилльямса. Все хорошие роли играют хорошие актеры. Маски срываются вовремя, загадки остаются загадками до нужной поры. Проглатывать «Дракона» легче, чем предыдущие творения продюсера Де Лаурентиса про Лектера-Хопкинса. Он более складный, в нем режиссер (Бретт Ратнер, «Час пик») меньше выпячивается, чем предшественники Джонатан Демми и Ридли Скотт, освобождая место, собственно, для истории, а следовательно, заставляя зрителя меньше думать о том, что он в кинозале, получать детское чувство полного растворения в фильме. Но и из головы он тоже улетучивается не в пример быстрее, чем психиатрическое откровение «Молчания ягнят» и живодерский гиньоль «Ганнибала» — изюминки нет. Через час на зрачке лишь подрагивает пятно растревоженного лица Рэйфа Файнса на фоне ночи между двух бликов неона: персиковым и табачным. За это волнующее послевкусие спасибо Данте Спинотти — великий оператор, любимец Майкла Манна, даже в таком обезличенном продукте оставил пару весточек о себе и о красоте, потенциально заключенной в киноискусстве.
Сейчас
Эдуард Голубев:
На званом ужине пожилой психиатр с нетипичным для американца именем Ганнибал (Энтони Хопкинс) угощает гостей паштетом из флейтиста. Ночью того же дня к нему за советом приходит знакомый агент ФБР Уилл Грэм (Эдвард Нортон), который уже давно расследует череду убийств неуловимого маньяка-каннибала. Побеседовав о том, есть ли в курицах устрицы, федерал понимает, что изувер все это время находился у него под носом. Ганнибал задержан и отбывает пожизненное в дурдоме. Тем временем некто под прозвищем Зубная Фея (извините, если испортили сюрприз, но это Рэйф Файнс) вырезает в Атланте целые семьи.
«Ганнибал: Восхождение» (2007)
Dino De Laurentiis Company
Тогда
Роман Волобуев:
После того как мама, папа, повар и дворецкий попали на линию огня между русским танком и «мессершмитом», а сестренку-херувимчика пустили на бульон оголодавшие литовские коллаборационисты, 12-летний потомок прибалтийских князей Ганнибал Лектер (Ааран Томас) впал в нравственную и эмоциональную кому. Годы спустя подросший Ганни (Гаспар Ульель) убежит из СССР во Францию к тетке-японке (Гун Ли), которая научит его быть непоколебимым и натирать самурайский меч гвоздичным маслом. Еще через пару лет в разных местах Европы начнут находить обглоданных нацистских преступников. Тетя и добрый следователь по фамилии Попиль (Доминик Уэст), все понимая, увещевают нервного юношу: «Дружок, а может, не надо?» Лектер, понятным образом, слушает да ест.
Стремление почти 90-летнего Дино Де Лаурентиса выжать из доктора Лектера все до последнего сантима — это, конечно, продюсерское рвачество в чистом виде, но, как бывает у великих людей, дурные намерения Дино несколько аннигилируются его методами. Потеряв состояние (даже два) на финансировании Линча, Чимино и молодого Майкла Манна, киномагнат по-прежнему тянется душой к поэтам — «Восхождение» сделано англичанином Уэббером, постановщиком «Девушки с жемчужной сережкой», обладателем замечательной живописной манеры и поразительно консервативных взглядов на динамику повествования. Уэббер — документалист по первой профессии, его специализация — фильмы о частной жизни гениев (кроме Вермеера он занимался Шубертом, Вагнером, Сент-Экзюпери). Если в «Молчании ягнят» Лектер был показан с интеллигентским ужасом, а в «Ганнибале» — с упоением и завистью, то тут авторская позиция по-хорошему никакая. Джонатан Демми был за агента Старлинг, Ридли Скотт — с людоедом, Уэббер же стоит в сторонке. Он работает в деликатной, немного суховатой манере: так, скромный искусствовед, получив заказ на предисловие к альбому репродукций, не претендует на то, чтоб раскрыть тайну улыбки «Моны Лизы», а просто рад возможности на хорошей бумаге сообщить ряд занятных деталей и мыслей о любимом художнике. Этот нарочито академический подход — будто перед нами не фильм по роману ужасов, а биография важной исторической личности — придает «Восхождению» едва уловимое ироничное обаяние, на котором фильм и держится. Одной только первой сцены, где артистка Дапкунайте (мама) не своим голосом кричит из окошка фамильного замка Лектеров: «Ганиба-а-а-ал! Домо-о-о-ой!» (жаль, конечно, что не «Обедать!»), достаточно, чтобы влюбиться в эту довольно медленную картину и не разлюбить ее в течение следующих двух часов.
Тут есть, впрочем, преизрядный подвох. Новый роман Томаса Харриса, переписанный в сценарий самим писателем, плох настолько же, насколько хорош был предыдущий. История про детскую травму со съедением сестренки (всплывшая еще в «Ганнибале» и благоразумно выброшенная Скоттом из экранизации) — попытка подвести вульгарную психоаналитическую базу под человека-загадку, персонаж, самим существованием своим отвергающий возможность психоанализа. Тех, кто пытался анализировать его, доктор Лектер ел на завтрак под кьянти — легко представить, как сокрушенно покачал бы он головой, видя, как собственный автор лезет к нему с расспросами про то, не писался ли он в детстве в постель. В «Восхождении» окончательно выпирает наружу диссонанс между утонченностью Лектера и простоватостью выдумавшего его американца. Харрис сочинил Ганнибала, чтоб тот своими аристократическими европейскими резцами рвал на части плебейскую Америку с ее фастфудами и кабинетами психотерапии. Но сам писатель — плоть от плоти этих гамбургеров, а по Европе наверняка ездит с туристическим путеводителем. И если над пешими прогулками доктора по Флоренции хихикали в основном флорентийцы, то тут уже прыснет полмира: тетя Мурасаки — жертва Хиросимы, литовские князья-каннибалы, сестренка Мишка, да что уж там — в романе были еще французские коммунисты с плакатами «Свободу Ганнибалу Лектеру». Впрочем, в том и штука, что Лектер, как герой известной песни, свободен, словно птица в небесах, — от авторской воли в том числе. Проскальзывая сквозь дурной сюжет, как через полицейские кордоны, он волшебным образом остается самим собой. И машет нам на прощание шестипалой ладошкой, напоминая, что пусть у нас тут сплошное nobrow и мир — как супермаркет, но даже между полками с консервированной кукурузой никто не застрахован от внезапной встречи с блюстителем хорошего вкуса и строгой иерархии прекрасного.
Сейчас
Дарья Тарасова:
Когда литовские мародеры-коллаборационисты после очередного обстрела обнаружили в заброшенном доме брата с сестрой — Ганнибала и Мишу Лектер, — они сперва приковали детей друг к другу цепями, чтоб не ерничали, а после, за недостатком еды, сварили девчушку и съели. Съели сами и братца ее накормили — только он об этом почти забыл. Ганнибал чудом спасся и отыскал свою тетку, вместе они благополучно переехали во Францию. И пока Лектер, учась на врача, препарировал трупы в анатомических кабинетах и баловался инъекциями каких-то медикаментов, чтобы прояснить для себя события того злополучного дня, в голове у него понемногу обрисовывался план мести каннибалам за Мишу.
Как учил нас Холден Форд в «Охотнике за разумом», истоки modus operandi многих преступников можно найти в травматических опытах из их детства. Вот и Томас Харрис, создатель персонажа и сценарист, в том числе «Ганнибала: Восхождение», далеко ходить не стал и подарил своему герою гиперфиксацию родом из голодных военных времен — очевидную и совсем не романтичную, не ту, на которую бы мог надеяться малознакомый с Лектером зритель. Режиссер «Восхождения» Питер Уэббер как будто и вовсе над персонажем не заморачивался: у него юный Ганнибал — обыкновенный одержимый мститель, в нем ни тени миккельсеновского аристократизма, ни грамма хопкинсовского интеллекта, которые и делают героя таким притягательным. Только смазливая улыбка Гаспара Ульеля, пол-литра геля для волос и сомнительные шутки — как у карикатурных злодеев в комиксах или супергеройских боевиках. Будучи первым фильмом о Ганнибале хронологически и последним по году релиза, «Восхождение» преступного гения оставляет больше вопросов, нежели ответов, бросая тень на весь путь Ганнибала от детства до диалогов с Клариссой Старлинг и побега из тюрьмы. С трудом верится, что уэбберовский мальчишка, вспыльчивый и делано социопатичный, на такие подвиги способен.