что смотрят люди на карантине
В контексте: что смотрят, читают и слушают россияне на карантине
Стриминговый сервис Netflix обогнал по капитализации компанию Disney на фоне распространения коронавируса. Эпидемия выигрышно отразилась на онлайн-платформах: в самоизоляции люди устремились в интернет. Та же ситуация наблюдается в России: растет количество пользователей не только кино- и сериальных интернет-площадок, но и, к примеру, книжных. При этом эксперты отмечают изменения в предпочтениях россиян в кино, книгах и музыке. Какие именно — в материале «Известий».
Книги
За последние недели в России резко вырос интерес к электронным и аудиокнигам: из-за закрытия книжных магазинов читатели ушли на онлайн-сервисы. Они, в свою очередь, активно открывают доступ к своим библиотекам и подготавливают электронные релизы вместе с издательствами.
К примеру, на ресурсах «ЛитРес» с 17 по 23 марта читатели скачали на 142% больше бесплатных книг, чем неделей ранее, а с 30 марта по 5 апреля — на 43% больше купили. В книжном сервисе MyBook продажи подписки за первую неделю апреля выросли на 62%.
По словам генерального директора группы компаний «ЛитРес» Сергея Анурьева, на жанровых привычках россиян карантин отразился незначительно. Самыми популярными разделами остаются фэнтези, психология и знания и навыки — так было и до самоизоляции. Немного вырос спрос на категорию «Здоровье».
Он добавил, что в первые две недели апреля сервис наблюдал всплеск популярности отдельных изданий.
— Вырос интерес к книге Джорджа Оруэлла «1984» — роману-антиутопии, изданному в 1949 году. Ее продажи за последние две недели выросли на 405% в электронном варианте и 357% в аудио в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Из классической литературы большой популярностью также пользуется книга «Чума» Альбера Камю. Ее продажи за последние две недели выросли в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — сказал «Известиям» гендиректор «ЛитРес».
Анурьев отметил и повышение спроса к новым книгам на актуальную повестку. Растут продажи издания «Коронавирус. Инструкция по выживанию» профессора и российско-американского ученого Анчи Барановой. Оно вышло 3 апреля. Активно читают книгу Игоря Прокопенко «Коронавирус. Вирус-убийца», которую выпустили в конце февраля.
Музыка
Изменились и привычки россиян в музыке. Если в книгах предпочтения в жанрах сместились не сильно, то здесь они заметнее. По данным исследования стримингового сервиса «Звук» (есть в распоряжении «Известий»), пользователи стали меньше слушать плейлист «Вечеринка», но подскочила популярность подборки «Останься дома».
Выяснилось, что меломаны ищут способы сосредоточиться на делах и расслабиться: возрос интерес к подборкам «Работа на удаленке» и «Медитация». Треки для тренировок тоже стали слушать чаще: из-за закрытия спортзалов многие занимаются дома.
Большой популярностью пользуются песни на тему коронавируса: например, «Пандемия» Бьянки, «Карантин» группы «Кис-Кис», «Давай останемся дома» Ольги Бузовой, «Коронаминус» Gidayyat, Gazan и «Мы сегодня дома» коллектива «Хадн дадн».
Сервис также отмечает повышение спроса на детские подборки, музыку для сна и расслабляющие треки в жанре эмбиент и даунтемпо. Также россияне всё больше обращаются к теплым фанк- и соул-композициям.
По словам коммерческого директора «Звука» Елены Шагиевой, снижения активности сервис не почувствовал, но включать музыку пользователи стали в другое время.
— Если еще в феврале люди часто слушали музыку в период с 7:00 до 9:00 утра, пока добирались до работы и учебы, то с 25 марта это время перестало быть пиком музыкальной активности. То же самое произошло и с вечерними будничными часами, которые раньше отличались динамичным потреблением: до пандемии в районе 19:00 был виден всплеск, так как большинство добирались обратно домой и в большей степени пользовались сервисом. При этом в режиме карантина и изоляции уверенно растет интерес людей к музыке в дневные часы — с 11:00 до 16:00 и поздним вечером, перетекающим в ночь, — с 23:00 до 3:00. До карантина люди не могли позволить себе такую роскошь — слишком высокий риск проспать работу», — пояснила она.
Изменения заметили и в способе прослушивания музыки. Во время самоизоляции люди чаще включают любимые треки на компьютере.
Кино и сериалы
Стриминговые сервисы с кино и сериалами, как и книжные, наблюдают рост количества пользователей после закрытия кинотеатров. К примеру, в Okko «Известиям» рассказали, что число уникальных посетителей в марте у них выросло на 26%.
Растет спрос как на фильмы и сериалы, так и на другие проекты. К примеру, в апреле пользователи активно смотрели концерты в рамках «Шоу ON!» — живые шоу группы «Ария» и исполнителя Jony.
Запись онлайн-концерта в рамках проекта «Шоу ON!»
— Высокий уровень внимания получил фильм-экскурсия из уникальной коллекции «Искусство онлайн» проекта «Третьяковка со Шнуровым», — сказали «Известиям» в Okko.
Онлайн-проекты заинтересовали зрителей и на других сервисах. К примеру, привлекло внимание россиян реалити-шоу «Изоляция» на платформе ivi: в нем известные спортсмены, журналисты, артисты и врачи рассказывают, как они проводят время в карантине.
Также на ivi набирают просмотры документальные фильмы на актуальную повестку: «Коронавирус. Всё, что нужно знать» и «Товарищ вирус: ученые о коронавирусе». В онлайн-кинотеатре отметили, что в целом спрос на документалку в период самоизоляции возрос. Это относится, к примеру, к лентам «Акварель» и «Критик».
— Часть из перечисленных картин появилась на сервисе уже в период карантина или незадолго до него. Но мы видим активный интерес к картинам по сравнению со смотрением документальных фильмов до карантина. Разумеется, фильмы о коронавирусе особенно актуальны, — сказали «Известиям» в ivi.
В Okko добавили, что апреле пользователи часто обращались к комедиям: популярностью пользовались фильмы «Отель «Белград», «Джентльмены» и «Холоп». Кроме того, в десятку самых востребованных картин вошли мультфильмы «Жизнь домашних животных 2» и «Тролли. Мировой тур».
А в четырех стенах — целый мир: что делать и смотреть на карантине
В России начались длинные выходные. Причина, конечно, совсем не праздничная. Но даже вынужденные антивирусные каникулы — не повод страдать в четырех стенах. Благо десятки различных сервисов дают возможность провести время с пользой и удовольствием даже в условиях полной самоизоляции. «Известия» изучили самые интересные предложения.
Египетская сила и парижские катакомбы
Эх, сейчас бы по Парижу побродить… Но пока даже на собственную улицу выходить без острой необходимости не советуем. А что Париж? В нашем сердце и на виртуальных экранах. Вы когда-нибудь в парижских катакомбах были? То-то же! Но на карантине всё возможно. На сайте подземелья для просмотра доступны несколько частей катакомб, в числе которых гигантский оссуарий — место для хранения скелетированных останков.
Для любителей истории «Волошинка» подготовила целую серию онлайн-проектов. Есть среди них и те, которые расскажут о пандемиях в истории человечества — не запугать, но придать силы всем смотрящим готовы востоковеды, антиковеды и медиевисты (специалисты по истории европейского Средневековья). Часть лекций платная, но есть и с бесплатным доступом. Так 3 апреля известный египтолог Виктор Солкин прочитает лекцию «Мумии, золото и песок. Археология Древнего Египта».
К слову, цикл лекций о напастях веков минувших «Опасные времена. Как Россия и Европа сражались с болезнями» запустили и Музеи Московского Кремля — выкладывают бесплатно и два раза в неделю на YouTube-канале.
Музей «Россия — моя история» тоже заработал в онлайн-формате, открыв Instagram-архив. Из афиши: 30 марта в 18:00 Instagram-премьера фильма «Чудо в русской истории» с выставки «Рюриковичи». А на сайте музея-заповедника «Царицыно» запустили курс лекций «Екатерина II: остроумная история».
До 15 апреля и совершенно бесплатно (по промокоду «КАРАНТИН») можно послушать курсы, подкасты и разнообразные полезные материалы на «Радио Arzamas».
Панда mia!
В зоопарк не попасть, а между тем жизнь там не останавливается ни на минуту (разве что у ленивца она протекает чуть медленнее). Каждый день из вольеров саймири (маленькая обезьянка из семейства цепкохвостых), орангутанов, мартышек диана и милейших больших панд проходят трансляции в режиме реального времени, но по расписанию: действо с участием обезьян доступно с 9:00 до 17:00, зато наблюдать за пандами можно круглыми сутками.
Отдельная тема — трапеза жителей зоосада. Видеозаписи завтраков и обедов зверей и птиц выкладываются на официальных страничках в соцсетях с понедельника по пятницу в 19:00. В некоторых видеокамеры крепятся на головах киперов, так что может показаться, будто это вы сами кормите харзу (зверек из рода куниц) перепелками и летучими мышами или морского котика — рыбой.
Кстати о котиках. В Москве заработал сервис онлайн-общения с хвостатыми из приютов. Называется «Виртуальный хозяин».
«Пользователь регулярно получает фотографии и видео о питомце, новости о его состоянии и самочувствии, а если он принимает решение взять кота домой, куратор проведет онлайн-собеседование и забронирует питомца до окончания карантина», — отмечают организаторы проекта.
Не можете взять к себе? Тогда есть возможность обеспечить животному хотя бы сытую жизнь на карантине. Ассоль, Маффин и еще почти два десятка животных будут благодарны.
Домашний кинотеатр
В этой категории глаза разбегаются. Многие сервисы проявили удивительную щедрость — главное не перепутать необходимые к доступу коды.
Онлайн-сервис more.tv накроет волной качественного кино по промокоду SIDIMDOMA. Мы, кстати, для вас уже и гид по самым интересным сериалам составили («Дылды», «Корни» с неподражаемым Антоном Лапенко — все там). Предложение распространяется даже на платный в обычное время премиальный контент.
Открыт «КиноПоиск HD» — промокод POKAVSEDOMA; ivi, MEGOGO, Okko попросят 1 рубль за месяц подписки.
С 18 марта действующим подписчикам Amediateka подарили месяц бесплатно, с новых зрителей обещают снять в 2 раза меньше за подписку на три, шесть и 12 месяцев. «Триколор» открыл бесплатный доступ к основным пакетам каналов и фильмов до 12 апреля.
Для тех, кто любит не только смотреть кино, но и читать о нем, — старейший журнал «Искусство кино» не поленился и выложил весь архив за прошлый год здесь.
Сказки на карантине и завтрак с писателем
Если своей библиотеки уже недостаточно, то «ЛитРес» совместно с «Ростелеком» открывают двери в свою — на виртуальных полках уже стоят 150 тыс. электронных книг. За 30 дней чтения взахлеб не возьмут ни копейки. Как и сервис Storytel с девизом «слушайте аудиокниги, берегите себя». Bookmate также солидарен с коллегами по цеху.
Бесплатные электронные книги предлагает и «Альпина.Книги» по промокоду: GIFT_ STAYHOME. Хороший выбор из 70 книг на все случаи жизни в отдельно взятом доме: «Рецепт счастья», «Микро-мастер-классы: как освоить максимум интересного быстро и легко», «Дома весело! Развивающие игры для самых маленьких», «Считаю до трех!»: Что делать, если дети сводят с ума» и даже «Краткая история пьянства от каменного века до наших дней».
В Instagram, тем временем, поселились «Сказки на дому», а точнее «Сказки на карантине» — «любимые актеры безвозмездно читают сказки для всех, кто оказался в самоизоляции». Комментаторы уже нарекли Максима Виторгана Королем Сказок за авторское прочтение «Рассказов для детей» Даниила Хармса.
В подборке есть стихи «Бутерброд», «Черепаха», «Поросенок» и «Чудаки» в исполнении Ингеборги Дапкунайте и сказка о Василисе Премудрой от Марьяны Спивак. Светлана Устинова читает «Буратино», Анатолий Белый — трогательные и чудаковатые стихотворения о дожде и кошачьей вежливости, Алексей Агранович разбил читку своего любимого «Острова сокровищ» на целый сериал, а «Петька-микроб» звучит теперь голосом Паши Артемьева. Читают каждый день в прямом эфире (на русском, французском, литовском), иногда вместе с детьми. Записи, правда, выкладывают нерегулярно, так что следите за расписанием прямых эфиров.
«Гайдаровка» зовет к «Телевизору» — на онлайн-проект для нескучного дня: 11:00 — завтрак с писателем, издателем или художником-иллюстратором; 14:30 — мастер-класс «Что делать дома, пока все дома»; 17:00 — музчас; 19:00 — читают отрывки из списка «100 лучших новых книг для детей и подростков».
Зайти в Тадж-Махал и улететь на Луну
Гуляем дома и по всему миру. Проект Google Arts & Culture дает возможность побродить по Русскому музею, зайти в Тадж-Махал или сделать кружок-другой у Колизея — десятки экскурсий по музеям, храмам и мировым достопримечательностям. На сайте Лувра доступны виртуальные экскурсии по музею, галерея Уффици открыла цифровые архивы, Сикстинская капелла ждет виртуальных посетителей.
Если вы еще не посмотрели, то советуем 5-часовое видео прогулки по Эрмитажу, снятое на iPhone 11 Pro, и другие варианты «интеллигентной изоляции» от музея.
Снятое на iPhone путешествие по Эрмитажу
На сайте NASA доступна видеогалерея с хорошим разрешением — до Луны буквально рукой подать.
Почин Большого и МХАТовская пауза
Большой театр впервые проводит онлайн-трансляции опер и балетов из золотого фонда. Начали с традиционного, можно сказать даже знакового «Лебединого озера» (партию Одетты/Одилии исполняет Светлана Захарова). Спектакли доступны на YouTube-канале Большого, а расписание выглядит так: оперы «Царская невеста» (1 апреля) и «Борис Годунов» (7 апреля), балет «Марко Спада» (4 апреля) и «Щелкунчик» (10 апреля). Трансляция начинается в 19:00 и доступна для просмотра в течение суток.
«Золотая маска» с 26 марта начала бесплатные онлайн-показы спектаклей-номинантов и лауреатов премии прошлых лет на платформе кинозала Okko в разделе «Искусство онлайн».
Сцена из балета «Лебединое озеро» в постановке Большого театра
Шедевры мировых театров также доступны для просмотра, не вставая с дивана: стримы от Metropolitan Opera, альтернатива от Баварской оперы, бесплатный архив спектаклей Венской оперы.
МХАТ взял паузу в спектаклях, но актеры читают для зрителей стихи в соцсетях под рубрикой «Прикосновение». Новое видео выкладывают каждый день в 15:00.
Кстати, задолго до карантина в Сеть начали выкладывать аудиозаписи радиоспектаклей «Театр у микрофона» (была в эпоху «без интернета» такая передача). Поностальгировать и познакомить детей с мировыми произведениями и первоклассными чтецами-актерами можно здесь.
Тренируем тело и мозг
Чем отличался москвич от петербуржца на текущей неделе? Один нес домой гантели, второй — настольные игры. Именно такую особенность в покупках заметили продавцы и операторы фискальных данных. Москвичи на 33% больше, чем в это же время год назад, запаслись спортинвентарем, кроссовками и толстовками.
А что прикажете делать, когда двери в фитнес-зал на замке? Занимаются сами или под присмотром тренеров — многие спортзалы перешли на формат онлайн-тренировок. Полезных видео хватает в Instagram, на YouTube, и вот еще пару сервисов в копилку: приложение для занятий йогой Down Dog (до 1 апреля бесплатно), бесплатная зарядка от «Спортивной секции».
В Петербурге спрос на настольные игры вырос на 70%. А что? Тоже вариант для досуга. Когда полы блестят, гардероб пересмотрен и распределен по полочкам (многие советуют устроить на карантине «уборку года»), самое время занять голову чем-то полезным.
«Это отличный способ интересно и весело провести время с друзьями и близкими. Особенно «настолки» могут выручить родителей, которые не знают, чем занять детей во время вынужденных каникул», — говорит директор издательства настольных игр Дмитрий Павлов.
Размяли мозги на играх, а там и до самообразования рукой подать. О чем мечтали? Кулинария, вышивка золотой нитью, скорочтение… Университет интернет-профессий «Нетология» раздает бесплатные видеокурсы о маркетинге, бизнесе и дизайне по промокоду STAYHOME.
Онлайн-школа дизайна и иллюстрации Bang Bang Education открыла доступ к 46 курсам «Дизайн-библиотеки» — всего 400 часов бесплатных видеолекций. До 1 мая курсы английского с нуля «Метод Тичера» бесплатны.
«Тотальный диктант» в этом году перенесен с весны на осень, но друзья и эксперты проекта проведут 4 апреля онлайн-марафон — 7 часов лекций о языке нон-стоп с 9:00 до 16:00 мск.
Лекторий «Прямая речь» открыл бесплатный доступ к своему видеоархиву: Дмитрий Быков расскажет «Про Гарри Поттера», Анастасия Четверикова — об «Усах Дали», Катерина Мурашова подскажет, что делать, «если ребенок ничего не хочет…».
Будем петь и танцевать!
Поклонники «Металлики», ликуйте! Группа решила осчастливить фанатов видео с лучших концертов, выложив их в свободный доступ. Записи обещают выкладывать каждый понедельник на YouTube-канале и в Facebook с хештегом #MetallicaMonday. Первым появился прошлогодний летний концерт в Slane Castle.
Нашим музыкантам тоже скучно в этот непростой период массовой отмены концертов: общаются в соцсетях и устраивают онлайн-концерты на специальных платформах. Так «Одноклассники» запустили стриминговый сервис OK Live, где проходят встречи и живые концерты звезд российского шоу-бизнеса. Уже опробовали виртуальную сцену Полина Гагарина, Юлианна Караулова, группа «Кватро», Наргиз, Нюша, Сосо Павлиашвили и другие. Расписание концертов и встреч выкладывают в группе «Музыка в ОК».
По душе классика? На портале «Культура.рф» выкладывают записи концертов Дмитрия Хворостовского, Дениса Мацуева, Валерия Гергиева и других, проходивших на сцене концертного зала имени Чайковского и Мариинки.
Пианист Денис Мацуев во время прямой трансляции из пустого Концертного зала им. П.И. Чайковского
Что смотрят россияне на карантине: названы самые популярные фильмы и сериалы
На вершине рейтингов – отечественные ситкомы, зарубежные драмы и онлайн-концерты.
«Ростелеком» проанализировал данные просмотров своего онлайн-кинотеатра Wink и выявил самые популярные среди жителей страны в период карантина (с 6 по 12 апреля) полнометражные фильмы и сериалы.
В вопросе выбора зарубежных фильмов россиян больше всего интересовали новинки цифрового проката. Первое место заняли «Джентльмены» Гая Ричи, далее следует романтическая мелодрама «Только ты», триквел «Джона Уика» с Киану Ривзом, недавний «Бладшот» с Вином Дизелем и спортивная драма «Ford против Ferrari» с Кристианом Бэйлом и Мэттом Дэймоном. Фаворитом в списке многосерийных проектов стали «Ходячие мертвецы», рассказывающие о выживании людей после распространения на планете зомби-вируса. Чуть меньше зрителей собрали у экранов «Во все тяжкие», культовые «Друзья», «Клан Сопрано» и «Как я встретил вашу маму».
Особенной популярностью в период самоизоляции пользуется контент для детей. Юные телезрители чаще всего смотрели такие мультфильмы, как «Приключения Ам Няма», «Маша и медведь», «Вспышек и чудо-машинки», «Тайная жизнь домашних животных», «Камуфляж и шпионаж».
«Ростелеком» отметил не только общий рост числа зрителей кинотеатра Wink, который 16 марта открыл бесплатный доступ к своей медиатеке, но и растущий интерес пользователей к образовательному, культурному и развивающему контенту. В период карантина россияне отдали предпочтение онлайн-концертам Полины Гагариной и группы «Ария», урокам «Лицей. Школьная программа», тренировкам UFC GYM и «Кулинарному поединку с Джейми Оливером».
40 кинопремьер, которые скрасили карантин
Совершенно восхитительный, для разнообразия, дебют — снятый за три копейки фильм про контакт с пришельцами. 1950-е годы, крошечный городок в Нью-Мексико, вечером почти все жители собираются в школе на первой в сезоне баскетбольной игре, а тем временем двое молодых людей, самоуверенный радиодиджей и его приятельница, работающая телефонным оператором, слышат странные помехи, засоряющие эфир. Фильм оформлен как эпизод старого телешоу в духе «Сумеречной зоны», но это не стилизация под би-муви 50-х, а диалог с ними и вдохновенная, не перестающая удивлять и парадоксально современная фантазия на главные темы той эпохи: ожидание технологического прорыва (герои, в частности, смешно спорят о смартфонах), боязнь вторжения — то ли коммунистического, то ли инопланетного, — восторг и ужас перед неизвестным. Записывать начинающих фантастов в будущие Спилберги — давно уже дурной тон (и потом их все равно пожирает какая‑нибудь франшиза), но трудно не оценить способность автора «Ночи» Эндрю Паттерсона оставаться одновременно гиком и лириком. Плюс прекрасная работа с артистами, со звуком, с камерой (в фильме много длинных планов, включая один головокружительный операторский спринт), умение не замечать бюджетные ограничения.
Четверо черных корешей, вьетнамских ветеранов (Делрой Линдо, Кларк Питерс, Норм Льюис и Исайя Уитлок-мл.), плюс сын одного из них (Джонатан Мейджорс) возвращаются в джунгли Сайгона, чтобы найти останки своего боевого командира (Чедвик Боузман) и ящик цэрэушного золота, который они приберегли на черный день. Новый фильм Спайка Ли, снятый для «Нетфликса», это не только злободневное социальное высказывание на тему Black Lives Matter, но еще и невероятный формалистский эксперимент, как с точки зрения построения кадра (в картине преобладают три формата изображения: флешбэки, например, оформлены под 16-миллиметровую пленку), так и гибрида жанров («Пятеро одной крови» — это такой вестерн про вьетнамскую войну, «Сокровища Сьерра-Мадре» в джунглях). Если после «Черного клановца» стало понятно, что Спайк вернулся в былые кондиции, то после нового фильма — что он находится на пике своей творческой формы. Словом, это тот самый афроамериканский ремейк «Апокалипсиса сегодня», который мы заслужили!
Режиссерский дебют скоропостижно скончавшегося исландского композитора Йоханна Йоханнссона, писавшего музыку к фильмам Дени Вильнева («Пленницы», «Убийца», «Прибытие») и «Мэнди». Экранизация влиятельного научно-фантастического романа «Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего» Олафа Стэплдона, рассказывающего про закат человеческой цивилизации. По форме — нечто среднее между видеоартом и постдрамой. В кадре нет людей, только каменные сооружения, строения и живописная природа. За кадром — гипнотизирующая музыка Йоханнссона, написанная в соавторстве с берлинцем Яиром Элазаром Глотманом, а также голос Тильды Суинтон, зачитывающей отрывки из романа (заметим, что актрисе и музе Дерека Джармена не впервой выступать в таком амплуа: смотрите, например, «Блю»). Конечно же, выбор Суинтон на роль рассказчицы не случаен: кому, как не ей, настоящему андрогину, говорить от лица последних людей? В остальном — это невероятная, совершенно фантастическая картина, завораживающий, медитативный, по большей части чувственный, но и также интеллектуальный опыт (точнее, experience!). Так бы, наверное, выглядело «Прибытие», если бы Вильнев, как и Йоханнссон, концептуально вывел людей за рамку экрана.
О своей новой картине шведский режиссер Рой Андерссон говорит, что она станет четвертой частью (!) трилогии о житии. Предыдущими были «Песни со второго этажа» (2000), «Ты, живущий!» (2007) и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (2014). Фильм будет состоять из 45 сцен, каждая из которых снималась по отдельности и в строго хронологической последовательности. Также картина не будет обременена диалогами, так как автор считает, что изображение говорит больше любых слов.
Американская любимица фестивалей Келли Рейхардт после камерного трехчастного фильма «Несколько женщин» о судьбах женщин разных возрастов, возвращается на хорошо известную ей территорию. «Первая корова» — костюмная драма по роману «Половина жизни» Джонатана Реймонда, с которым она часто работает. Сюжет в картине разворачивается в 1820 году в Орегоне (как и в ее вестерне «Путь Мика» с Мишель Уилльямс), когда группа охотников за мехами получает в распоряжение свою первую молочную корову. Это минималистский фильм о мужской дружбе, партнерстве и маскулинности образца XIX века. Среди актеров — Тоби Джонс, и Юэн Бремнер.
Старшеклассница Отем (Сидни Флэниган) беременна, но в родном городе ей не к кому обратиться: одноклассники обзывают «шлюхой», родители явно не поймут, делать аборт в местной поликлинике тоже не вариант. Тогда девушка с лучшей подругой едут в Нью-Йорк, чтобы операция свершилась там. Отмечать сходство «Никогда…» с румынским фильмом «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — общее место, но про подростковую беременность и сопутствующие сложности не так много громких фильмов (и, вероятно, картин вообще). Элиза Хиттман пару лет назад заявила о себе «Пляжными крысами» — фильмом об осознании гомосексуальности в среде гомофобных гопников, — а теперь закрепила статус восходящей звезды американского инди. «Никогда…», как и анкета, которую приходится заполнять Отем, состоит из дежурных будто бы моментов, но каждый из них эмоционально окрашен: большинство встреч с мужчинами (дома, на работе, в пути) содержат сомнительные намеки, а преодолевать препятствия приходится с тихим раненым достоинством, которым и полнится картина.
Молодая секретарша против важного начальника-продюсера. Если кратко: о том, как был возможен Харви Вайнштейн, «почему они молчали» и к чему приводит беспощадный капитализм. Молодая девушка Джейн приходит на испытательный срок в продюсерскую компанию с большими мечтами продюсировать кино через несколько лет. Но пока она — перепуганная, недосыпающая и перерабатывающая юная девочка, которая раньше всех приходит в офис и позже всех из него уходит.
«Ширли» — вольный портрет Ширли Джексон (Мосс), важной американской писательницы середины XX века (мистика вроде «Призрак дома на холме») — находится в статусе живого классика, но страдает депрессией и алкоголизмом и редко выходит из дома. Ее муж (Сталбарг) — официально обаяшка и душа любой компании — в отношениях постоянно подтачивает ее уверенность в себе и добивает ее регулярными изменами. Именно в этот момент на кампус приезжает молодая копия зрелой пары — будущий профессор с беременной женой: у наивной молодой девушки Роуз, разумеется, есть надежды на захватывающую университетскую жизнь. Две женщины сперва не ладят, потом дружат, потом сливаются в одну.
Девочка Венди вместе со своими друзьями убегает на остров, где ей предстоит сделать выбор между семьей и свободой. «Венди» Бена Зайтлина — ровно то самое ревизионистское переосмысление «Питера Пэна», о котором мечтает каждый, кому набили оскомину нафталиновые экранизации книжки Джеймса Барри. В ней нет той аттракционной выхолощенности и раздражающей компромиссности, что была в «Пэне: Путешествие в Нетландию» Джо Райта (как бы приквеле «Питера Пэна»), а есть дикая сырая энергия. Формально это все те же «Звери дикого юга», все тот же южноготический магический реализм, но теперь литературно обогащенный — одно удовольствие угадывать в новых персонажах старых, наблюдать за тем, как Зайтлин в классическую историю вдыхает новую жизнь, как он возвращает слову «приключение» его истинное значение, подразумевающее собой встречу с неведомым. Главное, ребята, сердцем не стареть!
В оригинале фильм называется не «Темная история», а «Blue Story», что можно перевести как «грустная, печальная история». И, действительно, это не очень веселый рассказ про двух черных школьных друзей Марко (Майкл Уорд) и Тимми (Стивен Одубола), которые живут в разных враждующих друг с другом районах Лондона — Пекэме и Детфорде. Парни стоят друг за друга горой, но жизненные обстоятельства оказываются сильней: вскоре друзья превратятся в непримиримых противников. Этот сюжет был взят Рэпманом (псевдоним музыканта и режиссера Эндрю Онвуболу) не из головы, а из личного опыта — он тоже в юности жил на границе двух враждующих банд. А еще, кажется, много читал Уильяма Шекспира, потому что его режиссерский дебют — это, с одной стороны, отсылка к «Ромео и Джульетте», а с другой, реверанс в сторону античной драмы (в роли древнегреческого хора выступает сам музыкант, который разбавляет повествование речитативом и хлесткими панчами). Безусловно, «Темная история» — это разговор про модную нынче репрезентацию в кино, но репрезентация не единственное, чем ограничивается этот фильм: он поставлен хоть и без откровений, но довольно ловко и мастеровито. Как и Дэвид Саймон в финале «Прослушки», Рэпман не видит выхода из порочного круга жизни: и повторится все, как встарь, — а гибель многочисленных героев не положит конец непримиримой розни.
Домохозяйка Хантер (Хейли Беннетт) живет в золотой клетке в статусе трофейной жены мажора-наследника, которого она дожидается с работы дома, где все должно быть идеально — прямо как в рекламной паузе. Но когда Хантер забеременеет, она обнаружит, что чувство наполненности ей доставляет вовсе не материнство, а желание проглотить что‑нибудь маленькое, твердое и опасное. Все начинается с небольшого шарика, а затем вырастает в безумную коллекцию и ритуал, раскрывающий тему психологических расстройств, семейных травм и селфхарма с необычной стороны. Первое, что бросается в глаза, — фильм дебютанта Карло Мирабелла-Дэвиса красиво снят операторкой Кэтлин Аризменди («Веб-камера»). Присутствуют забавные гастрономические сценки — например, где Беннетт с упоением ест землю перед телевизором. Кроме того, это хоррорнутая версия «Дюймовочки» в лучшем современном фем-изломе («глотай» из названия явно имеет триггерную коннотацию мужского доминирования в сексе). Неслучайно в конце режиссер надолго оставляет зрителя в женском туалете, чтобы лишний раз подумать не только о гигиене рук (тоже важно!), но и о гигиене отношений.
Трудный подросток Бен (Джон-Пол Говард) со сломанной рукой приезжает на летние каникулы к отцу (Джеймисон Джонс), разводящемуся с его матерью и уже заведшему себе новую пассию. План поработать на лодочной станции довольно быстро летит к чертям, когда Бен сначала влюбляется в свою ровесницу, остроумную азиатку Мэллори (Пайпер Курда), а затем узнает, что в доме по соседству поселилась ведьма из леса, любящая полакомиться маленькими детьми и способная менять обличья. Снятый за копейки изобретательный инди-хоррор братьев Пирс способен удивить не единожды, особенно фантазией авторов, которые решили поженить малобюджетный фильм ужасов с «Окном во двор» и подростковой трагикомедией в духе Джона Хьюза. Собственно, мультижанровая структура — одно из главных достоинств картины, плюс шьямалановский финальный сюжетный твист, который заставит вас пересмотреть фильм еще раз, но уже с совершенно другой оптикой. Также тут есть над чем подумать — в частности, над тем, как хорроры превратились в место для выпуска мизогинистского пара.
В центре сюжета тюрьма под названием Яма. Она состоит из нескольких сотен вертикальных ярусов. Периодически сверху спускается платформа, наполненная едой. С каждым ярусом еды становится все меньше, так что нижним остаются одни объедки. Читающий «Дон Кихота» идеалист Горенг (Иван Массаге) оказывается на одном ярусе с Тримагаси (Сорион Эгилор) — стариком, который продержался в Яме несколько месяцев и решает сломать сложившуюся систему «каждый сам за себя», добиться справедливого распределения ресурсов. Нетфликсовский хоррор испанца Гальдера Гастелу-Уррутии пытается выглядеть идеальной антиутопией и иногда этим чересчур увлекается. Зачем создана Яма и как туда попадают, зрителям так и не объяснят. Например, Тримагаси сидит за убийство, а Горенг сам согласился на заточение, чтобы получить некий диплом. Некоторые диалоги персонажей напоминают интернет-полемику социалистов с либертарианцами, а в финале социальное высказывание и вовсе заходит на территорию религиозной метафизики. Однако идейную неразбериху окупают физиологичность и визуальная изобретательность.
Бесценная находка «Нетфликса»: треш-триллер из Польши, снятый эксцентричным автором, работающим под псевдонимом Патрик Вега. Это феминистский польский ответ фильму «Семь». Начинается с того, что на вещевом рынке Вроцлава (Бреслау — немецкое название города) находят труп, зашитый в бычью шкуру и с кровавой надписью на животе. На следующий день человека разрывают лошади. По следу серийного убийцы идет решительная женщина-детектив, на помощь к которой приезжает специалистка из Варшавы. Чтобы влюбиться в эту картину, достаточно посмотреть на прическу главной героини. Но там все персонажи отличные — и звезда варшавского сыска в просторных трениках, и непросыхающий прокурор, и напарник в кепарике, немедленно делающий на фоне свежего трупа задорное селфи, и понятно матерящаяся пробивная тележурналистка, и мудрая патологоанатом, и другие — вплоть до премьер-министра, появление которого ближе к концу переводит фильм в острополитическую плоскость. По части расчлененки Вега тоже даст Финчеру сто очков вперед. Эпическая вещь.
Молодая пара (Джесси Айзенберг и Имоджен Путс) подыскивает себе жилье по карману, но усилиями загадочного агента по недвижимости оказывается впутана в череду мистических обстоятельств. Выбранный дом является лабиринтом, откуда непросто найти выход, да и есть ли он вообще? Ирландец Лоркан Финнеган впервые попал в Канны (в престижную программу «Неделя критики»), где любят голливудские фильмы с большими звездами. В прошлом году там прошла премьера драмы Пола Дано — «Дикой жизни» с Джейком Джилленхолом и Кэри Маллиган. Стоит также заметить, что для Финнегана «Вивариум» не первый фильм: его дебют, фильм ужасов «Без имени», показывали на кинофестивале в Торонто в 2016 году.
Выросший из короткометражки «Пассажир» (сценарий к которой написал Роман Волобуев, ее премьера прошла на «Кинотавре» в 2017 году) дебютный фильм Егора Абраменко, рассказывающий о советском космонавте Владимире Вешнякове (Петр Федоров), который благополучно возвращается с орбиты Земли и случайно привозит в своем теле пришельца. Незваного инопланетного гостя и Вешнякова тщательно скрывает государство в мрачном карантинном бункере, а разобраться в ситуации и, кроме того, установить контакт с инопланетянином поручают нейрофизиологу Татьяне Климовой (Оксана Акиньшина). За сценарий «Спутника», который, очевидно, подмигивает в сторону «Чужого», «Живого» и «Прибытия», отвечают уже Олег Маловичко («Метод», «Троцкий») и Андрей Золотарев («Лед», «Тренер», «Вторжение»). Из-за эпидемии коронавируса премьеру фильма перенесли сразу в онлайн-кинотеатры.
То ли растянутый психоделический клип, то ли кислотная фантастическая среднеметражка (3 части по 15 минут), «Кровь машин» выросла из сайфая 80-х, карпентеркора и музыкального видео «Turbo Killer», которое французский дуэт режиссеров — Рафаэль Эрнандес и Савитри Джоли-Гонфард, подписывающийся псевдонимом Seth Ickerman — снял для музыканта Carpenter Brut. Все это еще сильно напоминает немецкий фантастический сериал «Лексс»: тут тоже есть разумный космический корабль, обнаженная женская натура и много, очень много воинственного феминизма! Наверное, это все же больше упражнение в жанре и стилизация, чем полноценный фильм, но те, кто без ума от восьмидесятнической эстетики, будут в восторге (кстати, одним из продюсеров картины выступил Дэвид Сандберг, режиссер «Кунг-Фьюри»).
Режиссер прорывной «Хроники» и провальной «Фантастической четверки» Джош Транк решил снять фильм об Аль Капоне (Том Харди), который выходит после того, как тему мафии в американской истории, казалось бы, уже похоронил Мартин Скорсезе в «Ирландце». Впрочем, может быть, молодому режиссеру еще повезет — и последние годы жизни знаменитого гангстера прозвучат в унисон современности.
Неожиданно отличный военный фильм по мотивам реальных событий. В конце нулевых в северном Афганистане полсотни американских солдат держат оборону на небольшой и, кажется, ни за чем особенно не нужной базе. Лагерь окружен горами, с которых американцев ежедневно обстреливают талибы, и всем понятно, что рано или поздно они ударят большими силами. Компанию Орландо Блуму, играющему чуткого командира, составляет целый взвод знаменитых отпрысков: сын Клинта Иствуда (который тут фактически в главной роли; он стал вылитый папа, почти страшно), сын Мела Гибсона, сын Мика Джаггера, внук Ричарда Аттенборо и наверняка кто‑то еще. Вероятно, этим кастингом режиссер Род Лури (в прошлом артиллерист и кинокритик) раскланивается с военным «папиным кино», которому он действительно наследует, но не механически, а и с собственными идеями. Экшен-отрезки сделаны прямо здорово. Драматические — отношения между солдатами, шуточки, повседневный героизм — выглядят совсем знакомо, но тоже хорошо. А когда все хорошо, то и патриотический пафос, порой зашкаливающий, смотрится как‑то уместно.