что слушал цой в момент аварии
Недослушанная Цоем музыка. Часть 1
Какую музыку слушал Цой в момент аварии? Давайте разбираться.
Автор: Виктор Калгин
Как известно, 15 августа 1990 года, житель посёлка Плиеньциемс Гунтис Дрейманис, по просьбе Наталии Разлоговой, забравшись через багажник в салон стоящей у здания РОВД в Тукумсе разбитой автомашины Виктора Цоя, в отсеке рядом с переключателем скоростей нашел компакт-кассету, с копией черновой записи нового альбома «КИНО».
Именно эта копия демо-записи, взятая с резервной копии кассеты, оставшейся у Виктора после отъезда Юрия Каспаряна, и найденной в машине, была издана в 2002-м году фирмой «Мороз Рекордз» в составе сборника «КИНО». Последние записи».
Однако в салоне разбитой автомашины оставалось ещё несколько аудиокассет, и одна из них находилась в автомагнитоле. Вытащить её не представилось возможным в следствии повреждения и деформации передней панели и собственно магнитолы, и на долгое время о ней все забыли.
Осенью 1990 года, Сергей Алексеевич Конопиев, директор автобазы №29, где все ещё находился «Москвич» Цоя, понимая, что никто из близких и родных Виктора уже не вернётся за забытыми в автомобиле вещами, решает самостоятельно открыть багажник и, забравшись в салон, забирает оттуда всё то, что ещё можно было спасти от безвременной утраты.
«…И тогда я, поскольку люди ходили все время, забрал из машины удочки и другие вещи, поскольку думаю – всё равно утащат. Там была ещё запаска, новое запасное колесо. Были ещё какие-то брошюрки отдельные, плакаты рекламные, афиши гала-концерта «Звуковой дорожки» с надписью «Группа «КИНО» в Лужниках», жвачка. Дело в том, что всё это было залито. Там была канистра с тосолом, она треснула, тосол вытек, залив всё вокруг. Был аккумулятор, тоже разбитый, пролилась аккумуляторная кислота, и всё было залито электролитом. И, в общем, я всё это выбросил сразу.
Конечно я помню всё, что брал, все те вещи. Вполне возможно, там было больше всего, но я же не получил машину в тот же день, до этого она стояла у здания РОВД и люди могли что-то растащить. Люди ведь тоже не спали, вот что-нибудь связанное с Цоем и брали. Вот типа, я это возьму, а я это. Я же говорил, девочка вот приехала – кусочек машины мне дайте. Великий он и есть великий, всё, что с ним связано, важно хранить. Вот этим и ценны эти вещи, всякие брелки, которые можно хранить. Хотя брелков в машине я никаких не видел.
Кстати, была вот передача «Следствие вели» с Леонида Каневским. Там версия была, что Цой кассету переворачивал и отвлёкся. Но это неправильная версия.
В машине Цоя был магнитофон, кассетный магнитофон «Panasonic», встроенный. Он был разбитый, расплющенный. И неправда, что кассету с «Чёрным альбомом» достали из магнитофона. Кассету из магнитофона достал я. Уже потом. И кассета у меня. Серьёзно. Что записано на кассете? Я вот сейчас точно не помню, я хотел её найти, искал её, но не нашёл пока. Я её слушал – там японские песни какие-то. А та, что у Наташи была, – то другая кассета. В тот день Цой не слушал свою кассету, он слушал японские мелодии. Я попробую поискать эту кассету, раз сама судьба так распорядилась, что она нужна. Так что передача Каневского – это его версия, но на самом деле все было совсем иначе. ».
Итак, разобрав расплющенный в лепёшку магнитофон, Сергей всё же сумел вытащить кассету. Что же это было? Это была обычная чёрная компакт-кассета фирмы TDK SA 90. Поскольку от страшного удара магнитола помялась, её обломки повредили кассету, её корпус дал трещину, однако сама плёнка уцелела.
Кстати, Сергей Конопиев вспоминает, что данная кассета, найденная в магнитоле, была не единственная. Но, к сожалению, сохранилась лишь одна.
«В багажнике машины были ещё кассеты, но поскольку, как я уже говорил, там было всё залито тосолом и аккумуляторной кислотой – они были негодные, и я всё выбросил. Подкассетник от кассеты из магнитолы валялся тоже в багажнике, я опознал его по вложенному вкладышу, на котором было написано «S.A.S.» – как и на самой кассете. Как и всё остальное он был залит тосолом, и чтобы спасти написанные Цоем названия групп – мне пришлось оторвать промокшую часть вкладыша.
Сейчас я думаю, конечно, наверное нужно было попытаться сохранить как-то, попытаться отслушать эти кассеты… Но ведь сейчас всё это понимаешь с позиции того, что это реликвии, а тогда всё это было намного проще. »
Alexandr Suslov
Может я один не понимаю) Но, прошу объясните. Вначале была версия, что Цой слушал последние записи. Потом появилась версия, что там был японский гитарист, что подтверждает статья. Откуда взялась версия на 1 канале, что там Новые композиторы?
Виталий Калгин
Alexandr Suslov, вы реально плохо понимаете. Никогда не было версии,что Цой слушал свои последние записи.Потому что оригинал кассеты Каспарян увез в Питер,а копия лежала в машине у Цоя,в отделении у переключателя скоростей. В магнитоле Цоя находилась указанная кассета,на одной стороне которой японцы,на друной Новые композиторы. В момент смерти Цой слушал именно Новых. Что не ясно еще?
Романтик Нежный
Калгин, опять двадцать пять. то у тебя одна версия, то другая. Додолеву зачем тогда о японцах говорил, что именно они звучали? так и признайся: да, мол, тогда ошибся. возьми на себя смелость, о компетентный ты наш.
Пристыженный цоевед номер 1 насупился и снова отмолчался.
Не-а, ошибки свои мы признавать не любим.
А главное, не умеем.
Завтра продолжим слушание по этому делу свидетеля всего, что касалось жизни Цоя, г-на Калгина.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Недослушанная Цоем музыка. Часть 2
Какую музыку слушал Цой в момент аварии? Давайте разбираться.
Автор: Виктор Калгин
Итак, продолжаем тему.
Как удалось установить – музыка, записанная на спасённой кассете, на стороне А оказалась сборником творчества японской группы «Southern All Stars» (S.A.S.), с лидером которой Кейсуке Кувате Виктор Цой познакомился в Японии в мае 1990 года, и который подарил Цою дорогую чёрную гитару Alvarez Yairi YD 88.
Сборник включал в себя песни разных лет вышедшие в 1989 году на дисках «Suika» (CD 3 и 4), а так же несколько песен из альбома «Southern All Stars», релиз которого вышел 31 марта 1990, незадолго до визита Виктора Цоя и Джоанны Стингрей в Японию.
Тем, кто желает найти и прослушать музыку, которую слушал Виктор Цой, я попробую помочь по мере своих сил, и приведу список песен группы «Southern All Stars» (S.A.S.), находившихся на кассете. Песни указаны именно в той последовательности, в какой они расположены на кассете.
— Oh, Girl (Kanashii Mune no Screen)
— Wasurerareta Big Wave
— Aitakunatta Toki ni Kimi wa Koko ni Inai
— Nachikasanu Koi Uta
— Natsu Wo Akiramete
— Ya Ya (Ano Toki wo Wasurenai)
— Bye Bye My Love (U Are The One)
Так же укажу, к какому альбому (сборнику) относится каждая песня.
— Natsu Wo Akiramete
— Ya Ya (Ano Toki wo Wasurenai)
— Sonna Hiroshi ni Damasarete
— Bye Bye My Love (U Are The One)
«Southern All Stars» 1990:
— Oh, Girl (Kanashii Mune no Screen)
— Wasurerareta Big Wave
— Aitakunatta Toki ni Kimi wa Koko ni Inai
— Nachikasanu Koi Uta
«Новые композиторы» – советская и российская музыкальная группа, образованная в Санкт-Петербурге, работающая в жанре электронной музыки. Основана в 1983 году Валерием Алаховым и Игорем Веричевым. Примерно тогда же Алахов и Веричев стали завсегдатаями Ленинградского рок-клуба и пересеклись со многими его участниками, включая Сергея Курехина, «КИНО» и «Аквариум». Затем они вышли на творческую группу «Новые художники», неформальный лидер которых, Тимур Новиков, предложил им название «Новые композиторы».
«Новые композиторы» записывали шумы, теле и радиопередачи, резали магнитную ленту на куски, переставляли их местами и смотрели, что получится. Собирали у друзей проигрыватели и магнитофоны, относили туда, где был микшерный пульт, потом включали и сводили. Это было семплирование вручную и напоминало детскую игру. Позже выяснилось, что так работают диджеи, но в те времена никто не задумывался. Все искали новое звучание, экспериментировали и понимали, что три аккорда на расстроенной гитаре больше не пройдут.
Нужно отметить, что тогда ещё стал массовым жанром техно, не было мощных компьютеров и таких стилей как транс, чилаут, не организовывались рейвы. В известном смысле, «Новые композиторы» были русскими «The KLF» – за вычетом популярности и эксцентричности последних.
Игорь Веричев также принял участие в создании альбома «КИНО» – «Группа крови»: были использованы его шумы в песне «Прохожий». Хотя сам Виктор Цой, как известно, считал эту композицию откровенно слабой и проходной.
Во время пребывания Цоя на съёмках фильма «Игла» в Алма-Ате в 1987 году оставшиеся в Питере музыканты группы «КИНО» участвовали в проекте «Старт». Это был студийный проект двух питерских групп: электронного дуэта «Новые композиторы» – Валерий Алахов и Игорь Веричев – и музыкантов группы «КИНО» – Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и Андрей Крисанов.
Валерий Алахов, музыкант проекта «Новые композиторы»:
«С Георгием Гурьяновым у нас были общие взгляды на стиль в музыке и тому подобное – вот и получился «Старт»! С Георгием всегда было хорошо, но больше с ним общался Веричев – они жили поближе, я жил на Комендатском, Игорь на Московском. Я к ним ездил: Пионерская – Купчино… Мы были в Англии, были заняты своими проектами, записывали сингл, когда погиб Цой. Очень грустно и страшно было. После гибели Цоя с «КИНО» мы не сотрудничали и лишь некоторое время общались с Густавом. Теперь другое время, время Интернета. Сейчас я предпочитаю природу, живу в лесу. ».
Изначально планируемая запись полноценного альбома не состоялась, было записано несколько треков, которые увидели свет лишь в 2015 году на лейбле «Special Session Recordings». Архивные записи 1987 года, созданные совместно с музыкантами канонического состава группы «КИНО» – Юрием Каспаряном и Георгием Гурьяновым были выпущены на аудиофильском виниле с разворотным конвертом и архивными фотографиями.
Итак, сторона В представляла собой:
1) Именно сегодня, именно сейчас
2) Ещё любви и света
4) Поговорим о любви
Далее следовало еще несколько треков, по словам Валерия Алахова не имеющих на тот момент каких-то чётких названий.
«Это оригинальный состав «НК» – я и Игорь Веричев. Это из альбома «Именно сегодня и именно сейчас» 1989 года. Надеюсь, вскоре выложу этот альбом с названиями песен. Сделаю анонс.. Есть в планах издания на виниле лимитированным тиражом. ».
Разумеется, Сергей Алексеевич прав. Было бы правильно попробовать спасти и остальные кассеты, ведь неизвестно, что было записано на них, и теоретически вполне можно допустить, что на какой-нибудь из них могли оказаться черновые акустические записи песен Виктора Цоя. Однако, увы, этого не произошло, и сегодня об этом можно лишь сожалеть.
Сразу после установления и опознания записанного на кассете материала у меня возник закономерный вопрос: можно ли установить какую именно песню слушал Виктор в момент аварии, и если это возможно, то, как это сделать?
«Пластиковый корпус, когда сломалась кассета и образовалась трещина – должен был лопнуть. И в данном случае должен был выстрелить в сторону пленки через прокладку. И на неровностях пленки могли теоретически остаться малозаметные отметины, которые при перемотке должны выстроиться в линию именно в том месте, где остановилась кассета. Это под микроскопом каждый сантиметр смотреть надо… Ее нужно очень-очень внимательно прослушать, именно оцифрованный материал. Но при очень хорошей акустике. Любой намек на искажение звука, искать на пленке. Их должно быть два, с периодичностью в 3-4 секунды. Особое внимание уделить 12-15 минуте от начала… Почему? Потому что чисто теретически, Цой выезжая с озера, мог перемотать кассету на начало.
Скорость промотки пленки примерно 2.38 см в секунду. На звукоснимающей головке есть рабочее пространство, длинные полосочки. Если соотнести длинну этих полосочек со скоростью и сравнить с дефектом по времени, то должно получится чуть более пол секунды. Если не находится механическое повреждение, то его могло и не быть, а было, к примеру, магнитное. Ввиду бурного замыкания проводки и скачка напряжения, звукоснимающая головка могла размагнитить тот участок пленки, на каком находилась в момент аварии! Надо проконсультироваться у тех, кто имеет соответствующее образование, но об ответе я догадываюсь. Когда при ДТП плющит переднюю часть автомобиля, генератор на оборотах, и разбивается аккумулятор –
разумеется, там все замыкает».
Виктор Наконечный, эксперт-фонографист лаборатории судебной экспертизы РФЦСЭ при Минюсте России:
«Я, как специалист, затрудняюсь однозначно ответить на данный вопрос. Если что-то и можно утверждать наверняка, то это в любом случае надо доказать эксперементом. Я не сталкивался с таким в практике. Но это не значит, что это невозможно».
Все рекомендованные Вадимом Бункевичем действия с кассетой были произведены и на временном отрезке 9.49 – 9.50 стороны В удалось найти провал записи – размагниченный фрагмент пленки, длительностью буквально в секунду. Не успокоившись, я обратился к признанным мастерам оцифровки звука – Евгению Гапееву и Максиму Кондрашову.
«Мысль идёт в, несомненно, правильном направлении. Вероятность такая есть. Но 100 процентов гарантии, что это отметка именно момента аварии, дать нельзя. Случай исключительный. На отметке 9:50 может быть банальный деффект записи».
«Дать гарантию на все сто процентов невозможно. Но я соглашусь с Гапеевым. Случай исключительный. Нужно разматывать всю плёнку и отсматривать наличие возможных физических дефектов».
«Насчёт того, что Витя слушал музыку в момент аварии я очень даже верю. Это возможно. И помнится мне, что кассету мы тогда из магнитолы достать не смогли, она смята была в лепешку. Удивительно, что кассета сохранилась. Что же касается того, что именно Цой слушал.. Сказать этого вряд ли вообще кто-то сможет. Нужно знать какая именно встроенная магнитола была, модель, чтобы понимать ее возможности и особенности. Ведь у машинных магнитол нет записывающей головки, а значит, стереть запись в момент удара она не могла. Головка работает на всю ширину пленки. Нужно понимать как кассета стояла, в какую сторону куда крутилась… Но чисто теоретически мог образоваться дефект на пленке в момент вытаскивания кассеты из поврежденной магнитолы».
«Кто бы что ни говорил, а слушали ребята в то время электронную танцевальную музыку. Никакие не «Cure» и всё прочее, что им приписывают. Именно молодёжную электронную музыку… Они были знакомы с родоначальником рейва Westbam-ом, слушали «Technotronic», то есть всё то, что уже появилось на Западе, чего в Союзе ещё толком не было, то, что появилось лишь через полгода-год позже…»
«Ну, слушали много чего. Ребята слушали разную музыку. Сложно сказать. Ну, «Duran Duran», понятно. Много разной. Модные направления всякие. Я помню, была такая группа «Joy Division», «Ultravox». Что было в чартах тех лет, то и слушали. Многое. Модное все такое. Что касается новой информации, то мы старались обновлять старый багаж. Все время слушали что-то новое. Вместе и по отдельности. Круг слушаемой музыки у нас был примерно одинаков. По крайней мере, был наборчик, который знали все и могли обсудить. А у каждого были и свои какие-то пристрастия, это естественно. Но всё равно – дружили. Последнее время Цой любил напоминать, что все это держится только на дружбе. То есть он нас терпит только потому, что мы – друзья.
Что же касается кассеты…Я не помню точно, но по логике у Виктора должна была быть кассета с артистами японского продюсерского центра, в который они ездили с Джоанной. ».
По совету Максима Кондрашова плёнка была размотана, перемотана вручную, однако ярко выраженных визуальных дефектов обнаружено не было. Стало понятно: чёткого понимания и гарантии стопроцентного установления того, какую именно сторону (и тем более песню) в момент смерти слушал Виктор Цой, увы, получить однозначно невозможно.
Романтик Нежный
Вот, молоток! Это то (или почти то), что я хотел от тебя прочитать, а то уже засомневался в твоей компетентности.
Виталий Калгин
Антон Владимиров, там непонятный провал в музыке. Непонятно отчего.А Южные звезды слушать несерьезно на мой взгляд.Этническая какая то шняга на любителя
Дин Джарин
Не в тему. Думаю пора уже официальную версию «Уснул за рулём» признать не действительной и не доказанной. А новую оф. версию «Отвлёкся от управления авто» более действительной и доказанной. И желательно бы её распространить.
Виталий Калгин
Дин Джарин, так уже
Виталий Калгин
Сергей, есть.не слушал конкретно.
Романтик Нежный
А. Липницкий: «…Ну и смотрели клипы The Smiths, Duran Duran, The Cure, все их выучивали наизусть и перенимали внешний вид». http://clck.ru/QYVhj/
Ох, уж этот Калгин, «цоевед» намбер ван… Всё-таки, (при всей своей симпатии к Виктору) склоняюсь больше к тому, что прав Зосимов – из Цоя упорно делают легенду, шлифуя и выравнивая все заусенцы и выбоины его личных качеств под неповторимый неукоснительный идеал…
На этом с Цоем пока всё.
Вот эта роковая придурковатая композиция: http://www.youtube.com/watch?v=KSoOlTAPDqk
В клипе на календаре мистическим образом отобразилась цифра 15, а также снята процессия похорон,
хотя клип сляпали за несколько месяцев до гибели музыканта (ещё в ноябре 1989-го).
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Новое расследование гибели Виктора Цоя. Цой за рулем не засыпал. 2015.
Прошло уже 25 лет, как не стало этого неординарного музыканта, внёсшего неоценимый вклад в становление самобытного русского рока. Друзья Виктора Цоя отмечали в нём собранность, целеустремлённость, честность, его непоколебимую уверенность в правильности выбранного им жизненного пути.
Начиная с первого альбома «45» и заканчивая последней посмертной работой «Чёрный альбом», чётко прослеживается неуклонный рост его мастерства, раскрытие многогранности его творческого потенциала. Тексты песен почти всегда оставались злободневными. Музыка органически вписывалась в текст, становясь сложнее с каждым новым выпущенным альбомом группы. До сих пор музыка группы «КИНО» остаётся запоминающейся с первых аккордов и узнаваемой всегда.
Работа В. Цоя в кинематографе также говорит о его постоянном поиске самовыражения. Фильм «Игла», вышедший на экраны страны в 1988 году, имел большой социальный резонанс среди молодёжи того непростого времени. Этот фильм выражает на языке кино гражданскую позицию Виктора Цоя.
Мог ли Виктор Цой, находясь на пике своего творчества, полный новых, как всегда, грандиозных планов, помышлять о самоубийстве?
Самоубийство людей искусства в истории человечества имеет место быть. Но причины, толкающие их на этот шаг, кроются в них самих. Кто-то зашёл в тупик в своём творчестве и ничего нового такой творец уже сделать не может; отсюда забвение друзьями, коллегами по работе, затем отчаяние и пустота. Кто-то под бременем славы деградирует: спивается или попадает в зависимость от наркотического дурмана. Единственный выход из создавшего положения такие люди видят либо в петле, либо в курке револьвера, либо в прыжке из окна многоэтажки.
Виктор Цой однозначно был сильной личностью, находящейся в постоянном поиске, был готов реализовать свои амбиции при любых обстоятельствах, сохраняя при этом своё собственное человеческое достоинство и уважая человеческое достоинство окружающих его людей. Само предположение о самоубийстве Виктора Цоя кощунственно.
Как-то несерьёзно выглядит версия заказного убийства Виктора Цоя в виде спланированного столкновения с автобусом.
Такая операция по устранению Цоя была, практически, вообще не осуществима. Потому что злоумышленники должны были бы:
— во-первых, знать заранее дату, когда Цой поедет на рыбалку, и быть уверенными в том, что он будет возвращаться с рыбалки по этой дороге в запланированное время;
— во-вторых, быть уверенными, что к дате поездки Цоя на рыбалку ремонт автобуса «Икарус 250», принадлежащего автотранспортному предприятию № 29 города Тукумс, будет завершён;
— в-третьих, быть уверенными, что автобус «Икарус 250», выехавший с ремонтной базы, окажется в месте запланированной аварии в тот момент времени, когда там будет проезжать автомобиль В. Цоя;
— в-четвёртых, каким-то образом спровоцировать столкновение автомобиля Цоя с автобусом (некоторые предполагают, что был автомобиль — «провокатор», хотя водитель автобуса второго автомобиля не видел, он видел только автомобиль, за рулём которого был Цой).
Такой план убийства Виктора даже теоретически почти не осуществим, слишком много непредсказуемых случайностей могут появиться по ходу его реализации.
В те лихие перестроечные времена неугодных или непокорных рок-музыкантов устраняли тривиальными способами. Игоря Талькова убили из пистолета за кулисами сцены во время концерта, Майка Науменко — во дворе его дома в драке, когда он возвращался с концерта. Кого-то выбрасывали из окна квартиры, где жил или просто находился в тот момент музыкант.
Виктор, возможно, мешал кому-то своей честностью, принципиальной позицией. Но главное, Виктор Цой и группа «КИНО» имели в то время огромную популярность. А творческая среда всегда была и будет пропитана ядом зависти, потому что идёт постоянная конкурентная борьба за зрителя, за популярность, за тиражи продаж альбомов. А это деньги, очень большие деньги. От Виктора Цоя, при желании, можно было бы избавиться одним из выше перечисленных, легко осуществимых способов, а не городить огород с автокатастрофой.
Кстати, имеется неподтверждённое предположение (1), что во время последней ночной рыбалки Цоя к нему подходили какие-то неустановленные лица. Между ними и Виктором, якобы, возник серьёзный конфликт. Если это были «киллеры», почему тогда они там же, на месте рыбалки, не расправились с Цоем? Место-то «глухое». Вместо этого они устроили за ним автомобильную погоню в духе «Неуловимых мстителей», чтобы спровоцировать столкновение автомобиля Цоя с автобусом. Так могли поступить только шизофреники.
Доказательств заказной, спланированной автокатастрофы с Виктором Цоем не найдено. Их просто не существует. Никто не «заказывал» убийство Виктора Цоя.
Проведённое официальное расследование по факту гибели Виктора Цоя пришло к заключению, что дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) произошло по вине водителя автомобиля «Москвич 2141». Водитель автомобиля В.Р.Цой не справился с его управлением по причине того, что заснул за рулём (1).
Но мог ли Виктор Цой заснуть за рулём? Экспертизой было установлено, что в крови В. Цоя наличие алкоголя не было обнаружено. Значит, уснуть под воздействием алкогольного опьянения Виктор не мог. Тогда, может быть, его сознание отключилось из-за усталости после ночной рыбалки, что и привело к съезду на обочину дороги. Но в этом случае, вполне очевидно, неуправляемый автомобиль продолжил бы своё движение и он, в конечном итоге, вообще бы съехал с обочины на прилегающую к дороге территорию (в кювет, или в заросли кустов и деревьев, или в речку). Безусловно, была бы автомобильная авария, но столкновения с автобусом однозначно не произошло бы. Отсюда следует, что отключиться за рулём из-за усталости Цой не мог.
В тот день Виктор Цой до последней секунды своей жизни находился в полном сознании, он пытался справиться с управлением автомобилем, вышедшим из-под его контроля, но это ему не удалось и всё завершилось выездом на встречную полосу движения и столкновением с автобусом.
Во всей этой трагедии не последнюю роль сыграл человеческий фактор. Чтобы разобраться, что произошло в тот августовский день, необходим комплексный подход к рассмотрению трагических событий, учитывающий моральное и физическое состояние водителя, его водительские навыки, погодные условия, особенности того участка дороги, где катастрофа произошла.
Ниже представлена схема ДТП и фотография места ДТП по материалам источника (1). На основе анализа фотографии места автокатастрофы оказалось возможным определить ширину проезжей части, ширину обеих обочин и их состояние, а схема ДТП стала источником информации о характере движения автомобиля Цоя по обочине. Известна также другая схема этого ДТП, представленная в источнике (2). Между схемами есть одно очень существенное различие, касающееся размеров обочин дороги. Как будет показано далее, правая обочина со стороны движения Цоя сыграла главную, роковую роль в этой драме.
Из документов ГОСТ Р52398-2005. «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» (3) и ВСН 25-88, Минавтодор РСФСР, «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (4) следует – дорога на фотографии относится к пятой категории, является дорогой обычного типа (не скоростная дорога), с общим количеством полос движения – 1, движение транспорта по полосе осуществляется в двух направлениях. Для такой дороги ширина полосы движения должна составлять, как минимум, 4,5 метра, а ширина обочины с обеих сторон проезжей части должна составлять, как минимум, 3,5 метра. Максимальная разрешённая скорость движения для такого типа дорог должна была выдерживаться в то время в пределах 60–70 км/час, при этом водитель должен был дополнительно учитывать погодные условия и руководствоваться установленными дорожными знаками.
Согласно документу «Методические рекомендации по применению дорожных ограждений» — документ МВД СССР, 1983 год (5), высота оградительного столбика для рассматриваемой дороги должна была составлять 0,8 метра.
Далее, в соответствии с вышеприведёнными стандартами, обочина должна исключать возможность заноса или сноса автотранспортного средства при съезде на неё. Поэтому для формирования обочины предписано использовать такие материалы как гравий, мелкий щебень. Обязательно должна проводиться утрамбовка обочины. Со временем на обочине может возникнуть травяной покров, но дорожным службам предписано следить за состоянием обочин и своевременно принимать меры по их очистке и восстановлению.
Выбрав в качестве масштаба высоту оградительного столбика (0,8 метра) по фотографии удалось ориентировочно определить:
— ширина проезжей части на всей её протяжённости до ограждения моста через речку, в районе ограждения моста и далее — 5,5 метра. Никакого сужения асфальтовой дороги там не было; габаритные размеры автобуса «Икарус 250» и автомобиля «Москвич 2141» позволяли им при обычном режиме движения без проблем разъехаться в районе ограждения моста;
— перед ограждением моста ширина обочины составляла: слева – не более 2,3 метра, справа, где ехал Виктор, — не более 1,8 метра;
— в средней части ограждения моста, справа, где ехал В. Цой, имело место существенное уменьшение ширины обочины до 1,5 метра;
— правая и левая обочины имели травяной покров;
— на фотографии и на схеме ДТП источника (1) чётко видна неодинаковость обочин по ширине (в отличие от схемы ДТП источника (2), где ширина обочин почти одного размера).
С правой стороны дороги, сразу же за ограждением (см. фотографию), смутно просматривается что-то похожее на дорожный знак, по конфигурации имеющий треугольную форму. Такая форма знака и его пространственное расположение соответствует предупреждающему знаку, и поскольку впереди крутой поворот, возможно, это знак «Опасный поворот направо» (знак 1.11.1 «Правил дорожного движения РФ»). Но установлен он, исходя из схемы ДТП, за 25 метров до поворота. Согласно (6), знак «Опасный поворот» должен устанавливаться до опасного участка дороги вне населённых пунктов — минимум за 150 метров; в населённых пунктах – минимум за 50 метров. Для незнающего эту дорогу водителя такое запоздалое предупреждение о крутом повороте может закончиться плачевно для него и его автомобиля. Но Виктор Цой эту дорогу знал, и про этот крутой поворот был «в курсе». Он не раз проезжал по этой дороге, направляясь на рыбалку и возвращаясь с неё обратно.
Виктор не имел большого опыта управления переднеприводным автомобилем «Москвич 2141», имеющим определённые особенности управления им (8). Со слов отца Цоя, на этой машине, зарегистрированной на имя его первой гражданской жены Марьяны, Виктор ездил всего три месяца (2). Он, возможно, знал, что нужно делать в случае заноса автомобиля с передним приводом колёс, но только на словах. Практического опыта выхода из заноса у него не было. Виктор Цой был уверен — если возникнет такая опасная ситуация, он как-нибудь справится.
Наиболее вероятное развитие автокатастрофы.
Погода стояла ясная, температура воздуха + 28 градусов тепла (1). Время – двенадцатый час дня. Спешить Виктору незачем, тем более, впереди крутой поворот. Скорость автомобиля Цоя не превышала 60-70 км/час.
Настроение у него было хорошее, радостное. Душа просто пела после ночной рыбалки. Ночь буквально подзаряжала Виктора, зачастую давала толчок к написанию новых песен, озаряла идеями новых проектов. Тема таинства и магии ночи проходит рефреном через всё его творчество. Он любил ночь, особенно, когда проводил её в одиночестве.
Возвращение домой по известному маршруту ослабило внимание Виктора. К тому же он находился в состоянии небольшой эйфории, возникшей образно говоря, от звёздной пыли, осевшей на нём в эту ночь и породившей в его голове вихрь мыслей о дальнейших творческих планах. И неважно, что почти не спал, и неважно, что поймал всего несколько рыбёшек (обнаружили в багажнике его автомобиля после аварии). Важно, что его сердце опять требовало перемен. В эту ночь Виктор понял, что он готов к ним.
Левое боковое стекло передней водительской двери было опущено полностью, в окно врывался теплый, приятный поток встречного воздуха. Локоть левой руки облокотился на проём окна двери, пальцы левой руки придерживали рулевое колесо (руль). Большой палец его левой руки сверху руля, остальные пальцы — на руле снизу; полного кругового обхвата кистью руки обруча рулевого колеса не было. Физическое состояние левой руки расслабленное. Правая рука водителя на руле не находилась, она, скорее всего, была опущена и располагалась на рычаге управления коробкой передач и тоже была в расслабленном состоянии. К сожалению, такое положение правой руки водителя во время движения — достаточно распространенное явление, хотя по правилам управления любым транспортным средством руль всегда должен удерживаться обеими руками (7). Из вышеизложенного следует, что надёжная фиксация руля водителем отсутствовала.
Внезапно Виктор почувствовал, что что-то пошло не так. Руль выбило из расслабленной левой руки, он неожиданно провернулся вправо. Внимание Виктора мгновенно сконцентрировалось на дорожной ситуации, за руль ухватились обе руки водителя, но к этому моменту автомобиль успел частично съехать на правую обочину. Съезд произошел примерно за 16 – 17 метров до ограждения моста через речку Тейтопе. Следы протектора от правого переднего и правого заднего колёс были обнаружены на обочине.
На рассматриваемой схеме ДТП, являющейся копией схемы ДТП из следственного дела № 480, которое вела следователь Тукумского РОВД Э.К. Ашман (1), отчётливо видно, что траектория движения автомобиля Цоя по обочине имеет волнообразный вид. Это указывает на предпринятые Виктором Цоем действия по выводу автомобиля из ситуации съезда на обочину. Уснувший или потерявший сознание водитель сделать этого не смог бы.
Съехав на правую обочину и двигаясь по ней, Виктор увидел, что автомобиль приближается к ограждению моста. Чтобы избежать столкновения с ограждением, Цой надавил на педаль «газа» и подвернул руль влево (так ему советовали поступать в ситуации заноса). Автомобиль получает ускорение, соответственно, его скорость резко увеличивается. Вывернутые влево ведущие колёса машины стали уводить её переднюю часть в сторону асфальтового покрытия дороги, прочь от ограждения моста. Правая задняя часть машины, в силу инерции скользя по травяному покрову обочины, запаздывала со съездом с обочины и стремительно приближалась к ограждению. Ширина обочины в середине моста составляла не более 1,5 метра. Это явно было недостаточно для «Москвича», ширина кузова которого составляет 1,7 метра. Расстояние до ограждения неумолимо сокращалось, и из-за узости обочины, задняя часть автомобиля всё-таки ударилось об него (есть в деле по факту гибели Цоя упоминание о следе соударения автомобиля с ограждением моста).
1. Гибель Виктора Цоя произошла в результате несчастного случая.
2. Виктор Цой не справился с управлением своего автомобиля, и поэтому он является виновником произошедшего ДТП.
3. Виктор Цой не засыпал за рулём автомобиля и до последней секунды своей жизни он активно пытался взять контроль над машиной.
4. Внимание Виктора Цоя во время движения перед катастрофой было ослаблено по следующим причинам:
— движение совершалось по известному ему маршруту (фактор привыкания);
— движение совершалось после ночной рыбалки (фактор усталости);
— водитель не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, но мог находиться в состоянии задумчивости и расслабленности (фактор невнимательности).
5. Руль автомобиля во время движения водитель В. Цой удерживал одной левой рукой; надёжной фиксации руля не было (нарушение правил безопасности движения).
6. Причиной схода автомобиля В. Цоя на правую обочину мог стать банальный наезд переднего колеса его автомобиля на препятствие. Из-за наезда на препятствие руль выбило из расслабленной левой руки Цоя, и он неконтролируемо провернулся вправо.
7. Таким препятствием на дороге могли быть либо камень, либо осколок асфальтового покрытия, либо выбоина или ухабина на дороге.
8. Состояние и ширина обочин дороги не соответствовала предписанным нормам. На обеих обочинах имелся травяной покров, способствующий сносу или заносу автомобиля при наезде на него. С правой стороны дороги по ходу движения автомобиля В. Цоя в районе центральной части ограждения моста через речку имелось существенное сужение обочины до 1,5 метра.
Виктор Цой не засыпал за рулём. Он среагировал на возникшую ситуацию заноса, предпринял действия по выводу автомобиля из этой ситуации, но опыта управления автомобилем «Москвич 2141» у Виктора Цоя было недостаточно. Крайне малая ширина правой обочины и наличие на ней травяного покрова создавали дополнительные трудности для вывода автомобиля из заноса. В итоге, произошло то, что произошло.
г. Снежинск, 20 октября 2015 года Сапожников Василий Владимирович