что случилось с капитаном немо
Капитан Немо
История персонажа
Интересной любую книгу делает не только захватывающий сюжет. Рецепт хорошей литературной работы немыслим без яркого персонажа, такого, чтобы читатели поверили в реальность его существования. У Жюля Верна художественные «блюда» «Две тысячи лье под водой» и «Таинственный остров» удались: писатель соединил знатное происхождение, острый ум изобретателя, обиду и жажду мести, приправил все флером таинственности и явил миру капитана с символичным именем Немо.
История создания
Прежде чем приступить к работе над первым произведением, главным героем которого стал капитан Немо, Жюль Верн изучил подводные аппараты – как действующие, так и фигурирующие в литературном наследии.
Разумеется, пристальное внимание сначала приковал библейский Ноев ковчег. Интересный вариант подводного корабля представил еще в 1627 году философ Фрэнсис Бэкон в «Новой Атлантиде». Затем автор перешел к реальным изобретениям. Человечество давно пользовалось подводным колоколом, погружающимся на небольшие глубины. А в конце 18 века изобретатель Роберт Фултон представил гражданам проект субмарины «Наутилус», которая сумела пройти под водой полкилометра.
Субмарина «Наутилус» Роберта Фултона
Писатель позаимствовал инженерные разработки. Но корабль, позволяющий приоткрыть тайны морских глубин, должен был обрести не менее выдающегося хозяина.
Капитан Немо в первоначальной задумке автора представал польским революционером, скрывающимся в бескрайних просторах океана, – идею навеяло недавнее польское восстание. Однако издатель Жюль Этцель, товарищ Верна, посчитал задумку не совсем удачной, ведь Франция в середине 1860 годов пыталась наладить отношения с Россией. Такая фабула приведет к запрету книги, посчитал он.
Капитан Немо
В итоге герой превратился в индуса по имени Нана Сахиб, принца Даккара, который стал главарем восстания против британского порабощения. Англия победила, завоеватели пленили и убили семью Сахиба, а сам принц бесследно исчез. Жюль Верн разрешил себе пофантазировать на тему, где скрывается мятежник индийской национальности. Морские глубины – лучшего места на Земле для этих целей трудно отыскать.
С загадочным капитаном Немо читатели познакомились в 1869 году в романе «Двадцать тысяч лье под водой», где персонаж остается инкогнито до самого конца книги. И только в произведении «Таинственный остров», опубликованном в 1874 году, полностью падает завеса тайны.
Образ
В характеристику героя автор вложил яркие качества. Индийский принц получил блестящее образование в Европе, владеет несколькими языками. Плюс ко всему имеет россыпь врожденных талантов: понимание искусства (на корабле хранятся шедевры литературы, подлинники картин и скульптур, звучат произведения великих композиторов, да и сам герой хорошо музицирует), способности в инженерном и конструкторском деле. Капитан Немо самостоятельно создал первую подводную лодку, которой удается длительное время бороздить просторы морских глубин.
Субмарина «Наутилус» капитана Немо
Разочарованный в жизни на суше, потерявший Родину и даже имя (Немо в переводе с латинского значит «никто»), мужчина по своей воле становится отшельником. Он уверен, что океан способен подарить настоящую свободу. При этом Немо сумел сохранить интерес к жизни. Жестокость в нем соседствует с широтой души и состраданием – бывший принц помогает людям и спасает тех, кого чуть не погубило море. Жюль Верн создал невероятно романтичный образ, смешав в герое таинственность, конфликт с обществом, духовное одиночество и любовь к могучей стихии.
Возраст капитана – отдельная тема. Автор романов устроил по этому поду настоящую путаницу. В «20000 лье под водой» Немо не переступил полувековой порог. А в следующем произведении, повествующем о событиях накануне 1869 года, мореплаватель уже прощается с жизнью будучи «древним старцем», тогда как в этой же книге читатели легко могут вычислить дату рождения персонажа – 1819 год. Однако и здесь нестыковка: Жюль Верн описывает события жизни героя, вместившиеся не менее чем в 100 лет.
Капитан Немо в книгах и фильмах
Сюжет первого романа с капитаном Немо в главной роли разворачивается в 1866 году. Корабль «Наутилус», построенный на отдаленном острове Тихого океана, время от времени появляется на поверхности морей, пугая мореплавателей. Исследователи теряются в догадках, что это за новый вид жизни. Загадочное животное становится объектом для охоты. Именно с целью поймать неведомое существо в плавание пускается корабль «Авраам Линкольн».
Пьер Аронакс и капитан Немо
На борт попали ученый Пьер Аронакс со слугой и китобой Нед Ленд. Эта троица после крушения «Авраама Линкольна» оказывается в плену у капитана Немо. Кругосветное путешествие длиной 20 тысяч лье наполнено захватывающими приключениями. В конце концов пленникам с трудом удается бежать с подводного корабля. Писатель не раскрывает полную информацию о личности Немо, картина целиком предстает только в конце второй книги.
В «Таинственном острове» Жюль Верн оттолкнулся от популярной робинзоновской темы, во время Гражданской войны отправив героев-беглецов из осажденного американского города на необитаемый клочок земли в Южном полушарии. Совершить побег им удалось с помощью воздушного шара, но летательный аппарат потерпел крушение.
Капитан Немо в старости
Американцы неплохо обосновались на новом месте жительства, научились даже выращивать пшеницу и шить теплую одежду. Но на протяжении всего пребывания на острове их не покидает ощущение, что здесь живет еще кто-то. Этот некто помогает беглецам – то вдруг откуда ни возьмись появляется ящик с инструментами, то на ровном месте подрывается пиратский корабль.
К концу романа жители острова знакомятся с немощным умирающим стариком, который поведал тайны своей жизни и подарил сундук с драгоценностями. Покровителя острова похоронили в «Наутилусе» – корабль сел на мель и навсегда остался в водах Тихого океана.
Смерть капитана Немо
Романы Верна о мятежнике в добровольном изгнании пережили ряд экранизаций, причем как в виде полнометражных картин, так и сериалов:
Некоторые фильмы лишь отчасти соприкасаются с книжным оригиналом. Например, действия в киноработе 2007 года перенесены в наши дни.
Николай Комиссаров в роли капитана Немо
Образ легендарного персонажа примеряли разные актеры. Первым в Немо перевоплотился Аллен Холубар. На пороге Великой Отечественной войны к мотивам французского приключенческого романа обратился советский режиссер Эдуард Пенцлин, сняв «Таинственный остров», где роль капитана «Наутилуса» сыграл Николай Комиссаров. В следующий раз россияне вернулись к образу Немо в 1975 году – в трехсерийном фильме зритель увидел актера Владислава Дворжецкого.
Омар Шариф в роли капитана Немо
Передать характер жестокого, но справедливого индуса получилось у Джеймса Мейсона, Герберта Лома и Омара Шарифа. Спасал героев, попавших в беду, Немо в лице Роберта Райана, Майкла Кейна, Патрика Стюарта и других звезд мировых экранов.
Патрик Стюарт в роли капитана Немо
Кроме того, имя загадочного капитана подводной лодки используется в иносказательном смысле. Так, в конце 2017 году российским поклонникам хоккея обещают презентовать документальный фильм «Капитан Немо», приуроченный ко дню рождения Ивана Ткаченко, погибшего в автокатастрофе в 2011 году. В картине открываются неизвестные факты жизни чемпиона, члена команды «Локомотив».
Интересные факты
Цитаты
«Одиночество, оторванность от людей — участь печальная, непосильная. Я вот умираю потому, что вообразил, будто можно жить одному».
«О, как счастлив тот, кто может жить и умереть в отечестве!»
«Я всегда делал добро там, где мог, но не отступал перед злом там, где мои противники этого заслуживали. Прощать обиды врагам – вовсе не значит быть справедливым».
«Можно идти наперекор законам человеческим, но нельзя противиться законам природы».
«Взгляните-ка на океан, разве это не живое существо? Порою гневное, порою нежное! Ночью он спал, как и мы, и вот просыпается в добром расположении духа после покойного сна!»
За что хотел отомстить русским «настоящий» капитан Немо
Увлекательные романы французского фантаста Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров» рассказывают о загадочном капитане Немо и о построенном им подводном аппарате. Думаете, все это исключительно фантазия автора? Ошибаетесь. Историки выяснили, что в образе капитана писатель вывел реального персонажа. И подводные аппараты в то время тоже строили, правда, до «Наутилуса» им было далеко – но многое писатель позаимствовал у их разработчиков.
Предшественники «Наутилуса»
Следующим стал выдающийся американский инженер Роберт Фултон. С 1800 по 1804 годы он построил три подводные лодки. Одна из них во время испытаний прошла под водой 460 метров, управляемая двумя членами экипажа. В движение лодка приводилась мускульной силой людей, могла двигаться и по поверхности воды — под парусом. Проекты Фултона опередили свое время и не были поняты современниками: их отказались принимать на вооружение флоты Франции и Великобритании.
В 1834 году инженер-генерал русской армии Карл Шильдер создал шестиметровую подлодку, назначением которой была доставка мин и ракет. В присутствии Николая I были проведены испытания. Пуск ракет лодкой из подводного положения был осуществлен успешно. Но вскоре начались бюрократические проволочки, проект не одобрили царские чиновники, и разработки остановились.
Попытку проникнуть в морские глубины сделал в 1861 году и французский изобретатель О. Риу, оснастив свой аппарат паровым, а затем электрическим двигателем. Однако испытания показали нежизнеспособность такой подлодки.
Всплытие субмарины Plongeur, гравюра из книги начала ХХ века. Wikipedia
Вначале был «Ныряльщик»
В 1863 году Жюлю Верну, горячо интересующемуся техническими новинками, удалось своими глазами наблюдать спуск на воду субмарины Plongeur – «Водолаза», или «Ныряльщика», – французской подлодки, созданной конструктором Шарлем Брюном. Экипаж состоял из 12 человек, и этот проект так вдохновил писателя, что у него родился замысел описать более совершенную субмарину в своем новом приключенческом романе.
Конечно, Жюль Верн не мог предвидеть всего, и его описание «Наутилуса» все же фантастично, как и разворачивающиеся в книге картины морских глубин и их обитателей. Но не будем забывать — Верн был все-таки писателем, он имел право на выдумку и полет фантазии. Ведь именно романтичность и смелость мысли Жюля Верна делают его сочинения такими увлекательными. А еще — присутствие героев. Храбрых, благородных, талантливых. Таким героем стал капитан Немо.
Кто вы, капитан Немо?
В романе «Двадцать тысяч лье под водой» попавшие на загадочную субмарину «Наутилус» профессор Пьер Аронакс, его слуга Консель и канадский гарпунер Нед Лэнд так и не узнали, кем на самом деле являлся таинственный капитан Немо. Трое искателей приключений оказались на суше и вернулись к прежней жизни, а «капитан Никто» (именно так переводится его имя с латыни) исчез вместе со своей подводной лодкой в водах океана, и о его судьбе оставалось только догадываться.
Оказывается, капитан Немо — индус, принц Даккар, получивший прекрасное образование в Европе и всю жизнь борющийся с угнетателями своей родины, английскими колонизаторами. Казалось бы, тайна раскрыта, все объяснения читателю даны, на все вопросы получены ответы. И понятно, что благородный и отважный принц Даккар, предводитель восстания сипаев в Индии – образ собирательный. Однако тайны на этом не закончены.
Как считают многие исследователи, изначально прототипом загадочного капитана являлся вовсе не индус, а поляк. И боролся он не с англичанами, а с русскими. Верн хотел описать польского революционера, богатого графа, принявшего участие в антирусском восстании 1863-1864 годов. Земли Речи Посполитой отошли к России, польские шляхтичи не могли с этим смириться и организовали вооруженный протест. Восстание было подавлено. Российские власти ужесточили политику в отношении поляков. Многие участники восстания были сосланы в Сибирь, на каторгу.
Имя его неизвестно
Жюль Верн имел в виду абсолютно реального человека, с непростой судьбой, пережившего много трагических событий, – солдаты русского царя убили его жену, изнасиловали дочерей, а самого его сослали на каторгу, откуда позднее ему удалось бежать. К сожалению, имя его писатель в своих черновиках не сохранил.
Есть сведения, что друг и издатель Верна, Пьер-Жюль Этцель, прочитав первоначальный вариант, решительно запротестовал против такой трактовки. Он убедил писателя в том, что ни к чему разжигать у читателя ненависть к русским, – ведь Франция в то время старалась наладить отношения с нашей страной. Можно предположить, что издателя Этцеля волновали не столько возможные дипломатические осложнения, сколько опасность лишиться российского читателя. Ведь если бы книга вышла в том виде, который предлагал Верн, дорога роману к российскому книжному рынку была бы закрыта — и другим его романам тоже. А это означало громадные убытки.
Издатель уговорил автора на компромисс. Умолчав о настоящих мотивах ненависти и мести капитана Немо, Жюль Верн придал ему абстрактные черты борца с угнетателями и лишь в романе «Таинственный остров» сделал индусом, – в первой части национальность капитана вообще не упоминается.
В этой истории, впрочем, остается еще немало загадок, которые исследователям творчества гениального французского писателя предстоит разгадать.
Был ли загадочный капитан Немо всего лишь литературным героем, придуманным Жюлем Верном?
В романе «Двадцать тысяч лье под водой» говорится, что капитан Немо — индийский принц Даккар, возглавлявший восстание индийских сипаев против Британии. Восстание окончилось поражением сипаев, а жену и двоих детей Даккара взяли в заложники и убили в плену. С тех пор он покинул общество и посвятил себя мести.
Благодаря блестящему разностороннему образованию и многочисленным талантам, он смог построить первый в мире действующий подводный корабль вместе с горсткой своих сторонников на отдаленном островке Тихого Океана, откуда и начал свое плавание. Он отказался от имени и стал называться капитаном Никто (Nemo — лат.). Более того, он принципиально отказался от всего земного и для всех своих нужд употреблял только дары океана.
В романе капитан Немо — достаточно жесткий, а иногда даже жестокий человек: он потопил английский фрегат, отказался отпустить на свободу попавшего к нему профессора Аронакса и его спутников. Но в то же время он спас бедного ныряльщика за жемчугом, интересуется наукой о подводном мире, и достиг в его освоении немалых успехов. Он великолепно разбирается в искусстве, на борту «Наутилуса» собрана прекрасная библиотека, коллекция шедевров искусства, ноты с партитурами великих музыкантов.
Есть в описании жизни капитана Немо на «Наутилусе» еще одна интересная сторона. Несмотря на жизнь в условиях подводной лодки, капитан Немо находится в прекрасной форме, не страдает ни отсутствием аппетита, ни лишним весом, ни авитаминозом. Он ест пищу, приправляя ее «соусом из морских водорослей, так называемых порфир и лауренсий». Пьет воду, обязательно добавляя в нее «несколько капель перебродившего настоя, приготовленного… из водоросли, известной под названием лапчатой родимении». Полезную добавку к чаю ему дает водоросль спирулина. То есть капитан Немо фактически открыл то, что теперь называют БАД. (По причине засилия разных мошенников и агрессивного маркетинга это явление уже в зубах навязло, и БАДами называют уже что попало, лишь бы денежку срубить, но ведь среди них есть и средства, содержащие действительно полезные вещества).
А спирулину эту многие ученые считают пришельцем из космоса. Есть мнение, что 3,5 миллиарда лет назад именно она принесла на мертвую планету неукротимую биологическую энергию. Американские астронавты получали из спирулины пищу, невероятно богатую полноценным сбалансированным белком и прочими важными для жизни веществами. Крупнейшие научные центры вывели штаммы спирулины, которая благотворно влияет на уровень холестерина в крови, уберегает человека от болезней сердца и сосудов. Есть данные, что спирулина эффективно укрепляет иммунитет, снижает риск онкологических заболеваний и диабета. А еще она улучшает обмен веществ, очищает организм от шлаков, токсинов, тяжелых металлов, выводит радионуклиды. Если хотя бы что-то из этого научно подтвердится — уже полезно.
Так что же дальше с нашим загадочным капитаном?
Спустя несколько лет после встречи с профессором Аронаксом капитан Немо остался один, все члены его команды умерли, и он нашел себе пристанище в подземном озере вулканического острова к востоку от Австралии, где некоторое время помогал внезапно оказавшимся на острове путешественникам («Таинственный остров»). Им он раскрыл тайну своей жизни и умер.
У Жюля Верна в описании конца его жизни есть некое несоответствие. В романе «20 000 лье под водой» действие происходит в 1868 году, и капитан Немо — в расцвете сил и здоровья. Но в романе «Таинственный остров» уже в 1869 году Немо предстает древним стариком и умирает. Что-то тут не так. И тут мы плавно переходим к другому герою литературы и кино…
Для своих преступных целей он использовал потрясающие устройства — мощную подводную лодку, автомобили, которые трансформировались в самолет, и даже ракеты. Он так же, как капитан Немо, жил совершенно замкнуто, имея при себе команду таких же молчаливых верных сообщников, и так же, как капитан Немо, появлялся и исчезал в самые неожиданные моменты…
Вы уже догадались, конечно, что это был Фантомас. Имя происходит от слова fantom, то есть нечто несуществующее. Совершенно ясно, что капитан Немо — по-прежнему в прекрасной физической форме (благодаря морской пище и вытяжкам из спирулины) — слегка повредился на почве мести всему человечеству и встал на путь абстрактного зла… Может быть, он объелся подводных мухоморов, а может быть, он и вовсе не был никаким индийским принцем Даккаром, а просто рассказал Пьеру Аронаксу эту романтическую версию, представив себя благородным мстителем?
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Приложения
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ТАЙНА КАПИТАНА НЕМО. Версии.
1. Кораблик капитана Никто
«1866 год ознаменовался удивительным происшествием, которое, вероятно, еще многим памятно. Не говоря уже о том, что слухи, ходившие в связи с необъяснимым явлением, о котором идет речь, волновали жителей приморских городов и континентов, они еще сеяли тревогу и среди моряков. Купцы, судовладельцы, капитаны судов, шкиперы, как в Европе, так и в Америке, моряки военного флота всех стран, даже правительства различных государств Старого и Нового Света были озабочены событием, не поддающимся объяснению.
Дело в том, что с некоторого времени многие корабли стали встречать в море какой-то длинный, фосфоресцирующий, веретенообразный предмет, далеко превосходивший кита, как размерами, так и быстротой передвижения.
Записи, сделанные в бортовых журналах разных судов, удивительно схожи в описании внешнего вида загадочного существа или предмета, неслыханной скорости и силы его движений, а также особенностей его поведения. Если это было китообразное, то, судя по описаниям, оно превосходило величиной всех доныне известных в науке представителей этого отряда. Ни Кювье, ни Ласепед, ни Дюмериль, ни Катрфаж не поверили бы в существование такого феномена, не увидав его собственными глазами, вернее глазами ученых…» [1]
В 1863 году Жюль Верн был свидетелем спуска на воду французской субмарины «Ныряльщик» (конструктора Шарля Брюна), самой большой из существовавших тогда — ее водоизмещение составило уже 426 тонн, а экипаж — 12 человек!
Отсюда французскому романисту уже совсем недалеко было до того, чтобы в мечтах построить лодку водоизмещением всего лишь в три раза большим, чем у «Ныряльщика» (1500 тонн, кстати, почти в сто раз больше подводного судна Шильдера). И снабдить лодку именно электрическим двигателем. Благодаря этому «Наутилус» имеет практически неограниченный запас хода — ведь ему не требуется топлива. Да и вообще — электричество на борту подводного судна, придуманного французским фантастом, творит чудеса.
Следует, правда, отметить, что и конструкция «Наутилуса», и описание подводного мира, увиденного его пассажирами, вызывают у сегодняшних специалистов скептическую улыбку. Впрочем, скептически были настроены к фантазиям Жюля Верна и некоторые его ученые современники. Можно насчитать немало ошибок и в рассказе об обитателях морских глубин, и в рассказе о фантастических способностях корабля. Достаточно сказать, что у Жюля Верна «Наутилус» способен легко погружаться на любую глубину — при том, что уже на глубине, превышающей несколько сот метров, давление попросту раздавило бы лодку. Но вот ведь удивительное дело! Все мы знаем об ошибках, допущенных Жюлем Верном при работе над этим романом. Тем не менее, «Двадцать тысяч лье под водой» продолжает читаться и переиздаваться, и экранизироваться вплоть до сегодняшнего времени, то есть, 140 лет! Можно с уверенностью сказать, что так будет и впредь, и внуки наших внуков тоже будут читать эту волшебную книгу. Почему?
Потому что роман «Двадцать тысяч лье под водой», все-таки, не о подводной лодке и не о китах и спрутах. Это роман об удивительном человеке, который сам себя называл капитаном Немо — капитаном «Никто».
2. Никто, капитан Кораблика
«…Незнакомец заслуживает более подробного описания. Я, не колеблясь, признал основные черты характера этого человека: уверенность в себе, о чем свидетельствовали благородная посадка головы, взгляд черных глаз, исполненный холодной решимости, спокойствие, ибо бледность его кожи говорила о хладнокровии, непреклонность воли, что выдавало быстрое сокращение надбровных мышц, — наконец, мужество, ибо его глубокое дыхание изобличало большой запас жизненных сил.
Прибавлю, что это был человек гордый, взгляд его, твердый и спокойный, казалось, выражал возвышенность мысли; и во всем его облике, в осанке, движениях, в выражении его лица сказывалась, если верить наблюдениям физиономистов, прямота его натуры.
…Сколько было лет этому человеку? Ему можно было дать и тридцать пять и пятьдесят! Он был высокого роста; резко очерченный рот, великолепные зубы, рука, тонкая в кисти, с удлиненными пальцами, в высшей степени «психическая», заимствуя определение из словаря хиромантов, то есть характерная для натуры возвышенной и страстной, все в нем было исполнено благородством. Словом, этот человек являл собою совершенный образец мужской красоты, какой мне не доводилось встречать…». Таким впервые предстает перед профессором Аронаксом (и читателем) главный герой романа — гениальный изобретатель и капитан совершенного подводного судна, отважный путешественник, неутомимый борец с несправедливостью и защитник угнетенных. Поначалу профессору Аронаксу остается лишь гадать, кем был его гостеприимный хозяин раньше, что за трагедия наложила печать грусти на его чело. Постепенно нам становится известно многое — но не все. Временами мы воспринимаем его как одержимого наукой ученого, целиком поглощенного исследованиями морских глубин. Временами — как грозного и даже жестокого мстителя (правда, неизвестно, кому и за что). Порою он кажется мизантропом, ушедшим в море, чтобы забыть о человечестве. Роман кончается тем, что удачный побег возвращает Аронакса, Конселя и Ленда к прежней жизни — но тайна капитана Немо остается не разгаданной. Роман заканчивается следующими словами:
«Однако что же сталось с «Наутилусом»? Устоял ли он против могучих объятий Мальстрима? Жив ли капитан Немо? Продолжает ли он плавать в глубинах океана и вершить свои ужасные возмездия, или же его путь пресекся на последней гекатомбе? Донесут ли волны когда-нибудь до нас ту рукопись, где описана история его жизни? Узнаю ли я, наконец, его настоящее имя? Не выдаст ли исчезнувший корабль своей национальностью национальность самого капитана Немо?
Надеюсь. Надеюсь и на то, что его могучее сооружение победило море даже в самой страшной его бездне и «Наутилус» уцелел там, где погибало столько кораблей. Если это так и если капитан Немо все еще живет в просторе океана, как в своем избранном отечестве, пусть ненависть утихнет в этом ожесточенном сердце! Пусть созерцание такого множества чудес природы затушит огонь мести! Пусть в нем грозный судья уступит место мирному ученому, который будет продолжать свои исследования морских глубин.
Если судьба его причудлива, то и возвышенна. А разве я его не понял? Разве не жил я десять месяцев его сверхъестественною жизнью? Уже шесть тысяч лет тому назад Экклезиаст задал такой вопрос: «Кто мог когда-либо измерить глубины бездны?» Но дать ему ответ из всех людей имеют право только двое: капитан Немо и я».
О том, кем был в действительности капитан «Кораблика», что заставило его стать морским бродягой; наконец, какую цель ставил он себе и кто был его врагом — обо всем этом мы узнали уже из второго романа о приключениях капитана Немо (и заключительного — всей трилогии, включающей, кроме названных, еще и замечательный роман «Дети капитана Гранта») — из романа «Таинственный остров», вышедшего в свет в 1874 году, пять лет спустя после первого появления на публике капитана «Никто»:
Этот индус сосредоточил в себе всю ненависть побежденного к победителю. Угнетатель не находил прощения у угнетенного. Сын одного из трех князей, которых Соединенное королевство сумело подчинить себе только юридически, вельможа из рода Типпо-Саиба, с детства обуреваемый жаждой мести, протеста и любовью к своей поэтической родине, скованной цепями англичан, не пожелал ступить ногой на проклятую им землю, хозяева которой обрекли Индию на рабство…
В 1857 году разразилось великое восстание сипаев. Душой его был принц Даккар. Он организовал этот гигантский протест. Он отдал этому делу все свои таланты, все свое состояние. Он не жалел самого себя: сражаясь в первых рядах бойцов, он рисковал жизнью, как любой из незаметных героев, которые поднялись, чтобы освободить родину. В двадцати сражениях он получил десяток ран, но не умер даже тогда, когда последние борцы за независимость пали, сраженные пулями англичан…
Воин превратился в ученого. На одном пустынном острове в Тихом океане он построил свои мастерские. Там по его чертежам был создан подводный корабль. Средствами, которые когда-нибудь станут всем известны, принц Даккар сумел использовать огромную механическую силу электричества. Добывая его из неисчерпаемых источников, ученый применил электричество для всех нужд своего плавучего снаряда — оно двигало, согревало и освещало подводный корабль. Море с его огромными сокровищами, мириадами рыб, бесконечными полями водорослей, огромными морскими млекопитающими — не только все то, что похоронила в море природа, но и то, что потеряли в его пучинах люди, пошло на удовлетворение потребностей принца и его экипажа. Таким образом, исполнилось заветнейшее желание принца Даккара — ведь он не хотел иметь никакой связи с землей. Он назвал свой корабль «Наутилус», себя самого — капитан Немо и скрылся в морской глубине…»
Итак, вот она, тайна удивительного героя. Жизнь свою он посвятил исследованию Мирового океана, помощи борцам против угнетения во всех уголках земного шара — и, конечно же, мести. Мести тем, кого считал виновниками гибели своей семьи, тем, кто угнетал и унижал его родину. То есть, англичанам. Так продолжалось много лет. За это время умерли его соратники, да и сам он состарился и одряхлел. Последние шесть лет Немо-Даккар провел в полном одиночестве, в своем детище «Наутилусе», в бухте необитаемого острова. До тех пор, пока здесь не появилась группа «робинзонов» поневоле — участников Гражданской войны в США, солдат армии северян, попавших в плен к южанам и бежавших с помощью воздушного шара. Капитан Немо спасает их, раскрывает им тайну своей жизни. Роман «Таинственный остров» заканчивается патетической сценой: извержение вулкана губит остров, ставший последним пристанищем «Наутилуса», губит подводный корабль и его старого капитана.
Казалось бы, точки над i поставлены. Тайна капитана Немо раскрыта. Читатель может спокойно перевести дух и посочувствовать любимому герою, который, в полном соответствии с романтическим каноном, глубоко несчастен, преследуем бездушными врагами (в данном случае — английскими колонизаторами).
Среди возможных прототипов жюль-верновского героя довольно часто называют одного из вождей сипайского восстания Нана-Сахиба. Тем более, его жизненный финал не определен. Его армия была разбита англичанами, однако сам он не погиб в бою и не был захвачен в плен — он исчез. Вполне мог, наверное, спустя какое-то время всплыть на капитанском мостике «Наутилуса».
Долгое время версия, будто именно биография Нана-Сахиба вдохновила Жюля Верна на создание биографии своему герою, была чрезвычайно популярной. Достаточно вспомнить советский трехсерийный фильм «Капитан Немо». Его создатели были, по-видимому, абсолютно уверены в идентичности реального Нана-Сахиба и придуманного капитана Немо. Настолько, что в основу сценария положили два романа, но вторым оказался не «Таинственный остров», а… «Паровой дом»! Между тем, именно внимательное чтение этого произведения Жюля Верна убеждает как раз в том, что Нана-Сахиб и принц Даккар (он же капитан Немо) — в глазах самого писателя были разными людьми.
3. По джунглям, по железной дороге
«Вечером 6 марта 1867 года жители Аурангабада могли прочесть такое объявление:
«Две тысячи фунтов в награду тому, кто доставит живым или мертвым одного из бывших предводителей восстания сипаев, о присутствии которого в Бомбейском округе получены сведения. Преступника зовут набоб Данду-Пан, но более известен под именем…»
Последних строк с именем набоба, ненавидимого, вечно проклинаемого одними и тайно почитаемого другими, недоставало на том объявлении, только что наклеенном на стене полуразвалившегося здания на берегу Дудмы. Нижний угол афиши, где имя это было напечатано крупными буквами, оторвал один факир.
Так начинается роман «Паровой дом». Буквально через несколько страниц читатель узнает подлинное имя разыскиваемого, которое фигурировало в оборванном клочке объявления:
Имя Нана Сахиба внушало наибольший ужас изо всех, которыми революция 1857 года создала себе кровавую известность…»
Сюжет «Парового дома» разворачивается вокруг смертельной вражды Нана-Сахиба и английского полковника Мунро. Причина этой вражды известна с первых же страниц:
«Пятнадцатого июля вторая резня в Канпуре. И на этот раз резня, распространяющаяся на несколько сотен детей и женщин — а в числе последних погибла и леди Мунро; жертвы лишены жизни после ужасных пыток, совершаемых по личному распоряжению Нана Сахиба, призвавшего себе в помощники мясников мусульманских бойнь. По окончании этой кровавой потехи тела измученных жертв брошены в колодец, который приобрел печальную известность в Индии».
Разумеется, Жюль Верн не был бы Жюлем Верном, если бы не воздал должное и второй стороне — английским колонизатором. Перечислив жестокости мятежников, он точно такой же счет предъявляет и англичанам.
Восстание подавлено, Нана-Сахиб исчез — и вновь появился в Индии:
«Ненависть Нана Сахиба к завоевателям Индии была из тех, что гаснут в человеке вместе с жизнью. Он был наследником Байи-Рао, но после смерти пешвы в 1851 году ост-индская компания отказалась выплачивать пенсию в восемь тысяч рупий, на которую он имел право. Это было одной из причин вражды, которая породила столь страшные последствия».
Ну, а пришел он сюда, рискуя жизнью, для того, чтобы отомстить смертельному врагу:
«Жив полковник Мунро, собственноручно убивший мою подругу, рани!»
Впрочем, не только за этим:
«— Данду-Пан, — ответил Сахиб, — будет не только пешвой, коронованным в укрепленном замке Бильгур, он будет государем над всей священной территорией Индии.
Сказав это, Нана Сахиб умолк, скрестив руки, а взгляд его принял то неподвижное и неопределенное выражение, какими отличаются глаза людей, смотрящих не на прошедшее или настоящее, глядящих в будущее».
Как это обычно происходит в романах французского писателя, интрига перемежается пространными описаниями растительного и животного мира Индии, историческими сведениями — и, конечно же, технической информацией о чудесах техники, в данном случае — паровом доме, который тащит по рельсам гигантская машина в виде слона. Все заканчивается чудесным спасением Мунро, появлением его жены (несчастная, оказывается, не погибла, но сошла с ума от перенесенных несчастий) и возмездием в отношении злодея — Нана Сахиба. Он погибает при взрыве гигантского слона.
Словом, вряд ли Нана-Сахиб мог стать прототипом принца Даккара. Слишком не вяжется диковатый индийский раджа, каким его представлял себе Жюль Верн, с благородным интеллектуалом, исследующим морские глубины. Нана-Сахиб в «Паровом доме», кстати, еще и ярый противник технического прогресса, в котором видит порождение ненавистного Запада. Нет, не был он прототипом Немо — и не мог быть.
Понятно, что одного-единственного человека, чья жизнь была взята за основу писателем, не существовало в природе. В то же время, капитан Немо обладает отдельными чертами многих реальных людей, с которыми встречался французский фантаст: ученых, мореплавателей, литераторов, революционеров…
Среди последних упомянем Джузеппе Гарибальди, не только революционера, но и моряка, мечтавшего о «морской республике революционеров». Эта плавучая республика могла бы вольно носиться по волнам и нести свободу тем, кто в ней нуждается. Согласитесь, его мечта очень близка к действиям капитана Немо.
Есть в биографии персонажа несколько странностей. И трудно сказать — являются ли они результатом небрежности автора или имеются иные причины?
Например: в романе «Двадцать тысяч лье под водой» капитану Немо тридцать пять лет — хотя временами он выглядит несколько старше. Такой возраст подтверждается и тем, что в «Таинственном острове» уточняется: в восстании он принял участие в возрасте тридцати лет, за несколько лет до встречи с профессором Аронаксом. Но в том же «Таинственном острове» он предстает перед нами дряхлым стариком (по тем временами), в возрасте сильно за шестьдесят. Рассказ его тоже свидетельствует, что между первым и вторым романами пролегло около трех десятилетий. Поскольку герои «Таинственного острова» бегут из плена в 1865 году (как уже было сказано, во время войны между Севером и Югом), то профессор Аронакс должен был попасть на «Наутилус» году в 1836. А восстание сипаев произошло в 1857! И завершилось в 1858! Что за чертовщина?! Предположим, автор забыл о времени действия «Двадцати тысяч лье» (Жюль Верн обозначил его как 1866 год), и, привязав действие «Таинственного острова» к событиям Гражданской войны в США, махнул рукой на путаницу в датах. Бывает. Редко, но случается и такое.
А вот в то, что он перепутал исторические события и принудил участвовать капитана Немо в событиях, в которых тот участвовать никак не мог, как-то не верится.
4. Повесть о двух мятежах
В 1997 году в американском научном журнале «Scientific American» за апрель месяц появилась статья филологов Артура Б. Эванса и Рона Миллера, посвященного долгое время не издававшемуся и даже считавшемуся потерянным роману Ж. Верна «Париж в XXI веке». Авторы давно занимаются творчеством великого французского фантаста. Один из них, Артур Эванс — соредактор журнала Science Fiction Studies, к тому же — автор нового перевода на английский язык как раз романа «Двадцать тысяч лье под водой».
Статья, о которой идет речь, посвящена, главным образом, взаимоотношениям Жюля Верна и его постоянного издателя Пьера-Жюля Этцеля. Помимо роли Этцеля в неиздании «Парижа…» (издатель счел новую книгу слишком пессимистичной; действительно, роман сегодня назвали бы антиутопией — случай, нехарактерный для творчества французского писателя), Эванс и Миллер касаются вмешательства издателя и в работу Верна над другими книгами. В частности, над «Двадцатью тысячами лье под водой»:
«Следует отметить, что процесс создания романа оказался довольно бурным. Верн и Этцель расходились во мнениях относительно биографии главного героя, капитана Немо. Этцель видел его бескомпромиссным борцом с рабством. Это позволило бы объяснить и идеологически оправдать безжалостные нападения на морские суда. Однако Верн хотел сделать главного героя поляком, боровшимся против царской России (с намеком на кровавое подавление польского восстания пятью годами ранее). Но Этцель опасался, что в этом случае возникнут дипломатические осложнения. Кроме того, российский книжный рынок, очень перспективный, наверняка закрылся бы для книги Верна.
Думаю, что Этцелю, конечно же, важнее была возможная потеря больших прибылей, а не дипломатические осложнения: в конце концов, издатель — не президент и не министр. Появление в свое время романа А. Дюма «Записки учителя фехтования», в котором сочувственно изображались декабристы, вызвало запрет на продажу книги в России, но никаких политических и дипломатических осложнений не вызвало. Что же до компромисса, о котором пишут Эванс и Миллер, то он дался Жюлю Верну с большим трудом. Вот что он написал своему издателю в разгар их споров:
«Раз я не могу объяснить его ненависть, я умолчу о причинах ее, как и о прошлом моего героя, о его национальности и, если понадобится, изменю развязку романа. Я не желаю придавать этой книге никакой политической окраски. Но допустить хоть на миг, что Немо ведет такое существование из ненависти к рабовладению и очищает моря от работорговых судов, которых сейчас уже нет нигде, — значит, по-моему, идти неправильным путем. Вы говорите: но ведь он совершает гнусность! Я же отвечаю: нет! Не забывайте, чем был первоначальный замысел книги: польский аристократ, чьи дочери были изнасилованы, жена зарублена топором, отец умер под кнутом, поляк, чьи друзья гибнут в Сибири, видит, что существование польской нации под угрозой русской тирании! Если такой человек не имеет права топить русские фрегаты всюду, где они ему встретятся, значит, возмездие — только пустое слово. Я бы в таком положении топил безо всяких угрызений совести…»
Собственно говоря, все это достаточно хорошо известно. И точка зрения, изложенная в цитируемой статье, вполне популярна: первоначально Немо должен был быть поляком, польским повстанцем, непримиримым врагом России. Участником польского восстания 1863 года, несколькими годами ранее подавленным русскими войсками. В результате компромисса между издателем и писателем, капитан «Наутилуса» стал абстрактным бунтарем, мятежником. Только в «Таинственном острове» Жюль Верн превратил его в индийца и одного из вождей восстания сипаев. Соответственно, и месть его (в «Двадцати тысячах лье под водой») ушла на задний план, превратив загадочного персонажа в пытливого исследователя и гениального изобретателя — и лишь потом в защитника угнетенных и поборника некоей справедливости. И то сказать — он прекрасно говорит на европейских языках, любит вставить в речь латинское изречение (даже кораблю своему и себе дал латинские имена, да и девиз взял латинский) — все это, конечно, куда характернее для польского аристократа, нежели для индийского раджи. Но какое отношение эта «предбиография» литературного героя имеет к загадке исчезнувшего тридцатилетия его жизни? Если в 1865 году никак не могло пройти тридцати лет со времен сипайского восстания 1857 года, то уж тем более никаких тридцати лет не прошло с еще более близких по времени событий 1863!
Для многих исследователей и любителей творчества великого французского фантаста, в том числе, и для тех, кто рассматривал «польскую линию» в происхождении «капитана Никто», так и осталась эта неувязка памятником вопиющей авторской небрежности, никак не связанной с полемикой по поводу национальной принадлежности капитана Немо.
Между тем, как мне кажется, никакой неувязки нет. Ну, почти нет. И именно этот срок — три десятилетия (или около того) — указывают еще раз на польское «происхождение» капитана Немо и на «участие» его в польском восстании. «Как же так? — спросит читатель. — Ведь польское восстание было в 1863 году, за два года, а не за тридцать до событий, описанных в «Таинственном острове»! Разве не так?»
И так, и не так. Потому что нигде в переписке Жюля Верна и Пьера-Жюля Этцеля не говорится, что писатель имеет в виду польское восстание 1863 года. Это нынешние литературоведы так считают, «по умолчанию». Но если мнение становится мнением большинства, это еще не значит, что оно верное. Конечно, события в Польше в 1863-1864 годах были еще свежи в памяти. Но это — единственный аргумент. И отнюдь не безусловный, когда речь идет о литературном творчестве. Потому что, опять-таки, есть то самое исчезнувшее тридцатилетие.
На иллюстрациях к первому изданию романа «Двадцать тысяч лье под водой» капитану Немо приданы черты полковника Шарраса, участника революции 1830 года, умершего в изгнании. Обращаю ваше внимание на то, что «графическим прототипом» капитана Немо оказывается участник революции ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ давности, а вовсе не современник автора. Так что же — Немо участвовал в Июльской революции (как называют во Франции революцию 1830 года)? Нет, конечно. Есть уже цитировавшаяся переписка. Следовательно, капитан Немо был поляком (и остался таковым — во всяком случае, в романе «Двадцать тысяч лье под водой» он еще явно не индиец, а европеец).
Возвращаемся к исходной точке? Ничуть не бывало!
Просто давайте вспомним, что польских восстаний против России в XIX веке было ДВА. Одно, как мы уже говорили, в 1863-1864 годах, то есть, практически, в одно время с событиями романа.
Второе же (вернее, первое) — в 1830-1831 годах. За тридцать лет до того, как Сайрус Смит сотоварищи бежал на воздушном шаре из плена южан и оказался на таинственном острове, названном им островом Авраама Линкольна!
Вот оно — пропавшее тридцатилетие, над которым ломали голову критики, читатели и почитатели Жюля Верна. Да, Немо мог участвовать в польском восстании — и это не противоречит внутренней хронологии романов (не считая собственно даты, поставленной в начале первого из них — 1866 год). Кстати, о том восстании во Франции знали очень хорошо; в чем-то, возможно, даже лучше, чем о каких-то других исторических событиях. Потому хотя бы, что все (подчеркиваю — все) командующие польскими повстанцами — генералы Хлопицкий, Радзивилл, Скржинецкий, Дембинский, Малаховский, — были в прошлом генералами или офицерами армии Наполеона и, как на подбор, кавалерами Ордена Почетного Легиона! Его поддержали имевшие европейскую известность поэт Адам Мицкевич и композитор Фредерик Шопен (последний, к слову, жил тогда в Париже). Среди вождей — политических, военных, идеологических — восстания 1863 года личностей такого уровня уже не было.
То есть, я вовсе не хочу сказать, что восстание 1863 года имело меньший отклик в сердцах французов, чем предыдущее. Но восстание 1830-го… оно во второй половине 60-х годов выглядело ЛИТЕРАТУРНЕЕ. И возглавляли его генералы, которых во Франции считали ФРАНЦУЗСКИМИ героями.
Так что, я полагаю, у Жюля Верна была мысль сделать своего героя участником того, легендарного уже мятежа. И действие «Двадцати тысяч лье под водой», по-видимому, должно было развернуться не в 1866, а в 1836 году. И тогда, повторяю, сходится вся внутренняя хронология романа. И не возникает недоумения по поводу стремительного старения Немо в «Таинственном острове», да еще в обратном течении времени (от 1866 года — к 1865).
«Но как же, — спросите вы, — как же с подводным кораблем? Появление такого судна на тридцать лет раньше было просто невозможно!»
В фантастическом романе (даже в научно-фантастическом) «Наутилус» вполне мог быть построен и в 1834 году.
Да он, кстати говоря, и был построен. Именно в 1834 году в Санкт-Петербурге была испытана подводная лодка Шильдера. Первая подводная лодка с полностью металлическим корпусом! И могла нести мины для взрыва вражеских судов. Разумеется, ей было далеко до детища капитана Немо — судно Шильдера имело водоизмещение 16 тонн — ровно в 100 раз меньше «Наутилуса». И двигателя никакого на ней не было — лодка приводилась в движение гребными устройствами, которыми управляли матросы.
Но ведь мы, повторяю, имеем дело с фантастическим романом…
[1] Жюль Верн. «Двадцать тысяч лье под водой». Пер. Н.Г. Яковлевой и Е. Ф. Корша. «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров» цитируются по изданию: Жюль Верн. Собрание сочинений в 12 томах. 1956 год. Т. 4-й. Здесь и далее прим. автора.
[2] Жюль Верн. Паровой дом. Пер. В. Торпаковой. Здесь и далее роман цитируется по изданию: «Жюль Верн. Воспоминания о детстве и юности. Дядюшка Робинзон. Паровой дом». 2001.
[3] Arthur B. Evans and Ron Miller. «Jules Verne, Misunerstood Visionary», Scientific American, №4, 1997.
Картотека писателя содержит карточку с интригующей надписью «Белый Раджа, сын англичанина господина N. Один из создателей «Монитора». Исследователям удалось расшифровать загадочную запись. Упоминаемый в этой карточке «господин Ы» оказался военным топографом из Англии. За годы своей службы он объездил половину индийских земель, и даже связал свою судьбу с приемной дочерью раджи княжества Бунделькханд. В семье родилось двое детей – мальчик и девочка. Своего сына топограф отправил учиться в Англию. Получив инженерное образование, юноша вернулся на свою родину. На то время его отец уже подал в отставку, так как знал, что назревают народные восстания, а выступать против индийского народа он не хотел.
Не желая участвовать в народных волнениях, «Господин «Ы» решил уехать с семьей на свою родину, в Англию. Но семья воспротивилась переезду и он уехал один. Когда в Индии разразилось восстание сипаев, сын отставного военного топографа принял непосредственное участие в волнениях в одном из районов страны. Его знали под псевдонимом Белый Раджа. Поняв, что народное восстание будет подавлено, молодой человек вернулся в родной город Бунделькханд, забрал жену и мать, и они все-таки уехали в Англию.
Но английские власти взялись за розыск Белого Раджи. Пытаясь спастись от ареста, он уехал в Америку, где в то время разразилась Гражданская война. Молодой человек в этой борьбе стал на сторону северян.
Жители юга Соединенных Штатов в то время вели работы по строительству военного корабля «Мерримак», который имел парой двигатель и бронированный корпус из стали. Куда уж было бороться с таким «монстром» деревянным парусникам северян?
Проанализировав ситуацию, Белый Раджа решил обратиться за помощью к шведскому кораблестроителю Д. Эриксону. Он предложил ученому на свои средства построить корабль, объединяющий в себе броненосец и подводную лодку. По проекту Белого Раджи на палубе этого судна должны были быть только труба и две орудийные башни.
Рассмотрев это предложение, Эриксон внес в проект необходимые изменения, и подал его на рассмотрение Президенту США Линкольну. Проект был одобрен. Началось незамедлительное строительство судна.
Тем временем броненосец южан делал свое черное дело. Им уже было потоплено три парусных судна северян. Но строительство нового корабля, спроектированного Белым Раджой, подходило к концу. Судно назвали «Монитор». Как только он вышел в бой, «Мерримак», встретив неожиданный отпор не менее сильного противника, обратился в бегство.
Вот так человек, придумавший предка современных субмарин, оставил свое место в истории. Жаль, что его подлинное имя не известно, как не известна и его дальнейшая жизнь. Жюль Верн при создании романа о капитане Немо использовал только те немногочисленный факты из биографии Белого Раджи, которые ему удалось собрать. Однако и Нана Сахиб не бул им забыт.
Жюль Верн недооценил технический прогресс
Не известно, повлиял ли роман Жюля Верна на прогресс в области судостроения, но предположения писателя по этому поводу, вложенные в уста капитана Немо, были ошибочными. Как говорил в романе легендарный капитан, «…в области судостроения наши современники ушли недалеко от древних. Несколько веков понадобилось, чтобы открыть механическую силу пара! Кто знает, появится ли даже через 100 лет второй «Наутилус!».
Но технический прогресс опередил ожидания Жюля Верна. Не прошло и 16 лет после выхода в свет романа «20 000 лье под водой» (1870 г.), как в Англии была спущена на воду подводная лодка с электрическим двигателем. Ее назвали в честь жюльверновской субмарины – «Наутилус». С этого времени судостроительство пошло ускоренными темпами, и в начале 30-х годов ХХ века были созданы субмарины, не уступающие по размерам своему праотцу «Наутилусу», а по техническим параметрам во многом его превосходящие. А в 1954 году американские судостроители построили первую в мире подлодку с атомным реактором – SSN-571. Двигатель, использующий мощнейшую атомную энергию, позволяет подводным судам быть полностью автономными. 1966 год ознаменовался выходом в море первых советских атомных субмарин, совершивших кругосветное плавание без всплытия на поверхность.
Steampunk, стимпанк,стимпанк обои,стим официальный сайт,стим скачать, киберпанк фильмы, научная фантастика, уильям гибсон, постапокалиптика, викторианская эпоха, дизельпанк, Автомобили, Архитектура, Британия, Вещи_из_прошлого, Винтаж, Дизайн, Другие_страны, Иллюзии, Инженерные сооружения, Интерьеры, Инфернальность бытия, Искусство, Книги, Концептуальность, Мегаполисы, Мелочи, Предметы, Ретро, Техника, Фантастика, Футурология