что случилось с фрэнком андервудом
Фрэнк Андервуд
История персонажа
Фрэнсис Джозеф Андервуд — персонаж «Карточного домика», веб-сериала, транслировавшегося на площадке Netflix. Он сыграл 46-го президента США, который добился этой должности через череду политических интриг и не без помощи первой леди.
История создания персонажа
Прототипом Фрэнка Андервуда стал Фрэнсис Урхкарт — это персонаж одноименного британского романа, который лег в основу фильма. Роль исполнил американский актер Кевин Спейси.
Как и актриса, сыгравшая жену президента, Робин Райт, он номинировался на премию «Эмми», дважды — на «Золотой глобус» (в одной он получил статуэтку), трижды — на премию Гильдии киноактеров США.
Персонаж задумывался как человек с бессердечным характером, манипулятивный и местами даже отталкивающий. Благодаря актерскому таланту критики называли его одним из лучших антагонистов XXI века.
Веб-сериал получил большую популярность, а образ президента вышел настолько реалистичным, что для вымышленного Андервуда перед 4 сезоном создали даже собственный сайт в интернете с предвыборной кампанией. На нем разместили ролик, где политик агитирует избирателей голосовать за его кандидатуру.
Популярность перешла и в сферу маркета. Так, интернет-магазины после выхода первого сезона стали реализовывать аксессуары — часы и перстень персонажа — главные составляющие его стиля.
Биография и образ Фрэнка Андервуда
Фрэнк родился в 1969 году в Южной Каролине в семье фермера. Несмотря на то, что мальчик вырос в бедности, ему удалось получить диплом юриста в Гарвардском университете.
В биографии героя есть место гомосексуальным связям. Так, в студенчестве он познакомился с Тимом Корбетом, с которым у персонажа сложились романтические отношения. Впоследствии же он предпочел традиционный брак с Клэр Андервуд.
Первые серии начинаются с описания работы главного героя в Демократической партии. В 2012 году конгрессмен помогает Гарретту Уокеру в предвыборной гонке. Гарретт обещает за содействие сделать политика госсекретарем. Однако после победы на выборах Фрэнк понимает, что Уокер его обманул. Тогда он решает добиться желаемого хитростью.
На стороне будущего главы государства его жена — сильная, амбициозная и умная женщина, которая чувствует себя на политическом поприще как рыба в воде. Чтобы помочь мужу занять высокую должность, она начинает выяснять, что побудило нынешнего президента не сдержать обещания. Семейная пара заручается поддержкой конгрессмена Питера Руссо и журналистки Зои Барнс.
С Зои у Фрэнка случается роман, Питер же впоследствии начинает пить и угрожать, что расскажет обо всех политических махинациях и интригах, которые плетет Андервуд. Тот в свою очередь решает избавиться от ненужного свидетеля и убивает бывшего друга, обставив все как несчастный случай.
Чтобы не поднимать волну, Гарретт Уокер делает Андервуда вице-президентом. Но целью семьи двух амбициозных политиков становится сам президентский пост. Плетя интриги, они добиваются спада голосов в поддержку Гарретта, и тот вынужден подать в отставку.
В это время правая рука вице-президента Дуглас Стемпер предупреждает его, что идет расследование смерти Руссо. Будущий глава государства встречается с журналисткой Зои Барнс. И из-за того, что она слишком много знает, нервничает и убивает ее.
В 2014 году Фрэнсис становится 46-м президентом США. Политик разрабатывает программу America Works. Целью законопроекта становится уменьшение безработицы. Реформу поддерживает Конгресс, однако требует, чтобы президент не баллотировался повторно на должность главы государства после истечения срока правления.
Программа вскоре была отвернута, что развязало руки главному герою. В 2016 году он снова выдвигает свою кандидатуру, причем вместе с ним метит на высокую должность и Клэр. Женщина собирается занять пост вице-президента.
Супруги представляют собой союз, в котором каждый стремится достигнуть собственных целей. Клэр ведет себя так, как и должно первой леди государства. Между тем она не забывает и о собственной карьере. В то время, когда Фрэнка обманул Гарретт Уокер, она собиралась разводиться с мужем. Но позже понимает, что действовать сообща будет выгоднее.
После того как Фрэнсис выигрывает в предвыборной гонке и переизбирается на второй срок, поднимается резкая волна критики. Активно начинают расследоваться убийства Питера Руссо и Зои Барнс. Андервуд решает пойти ва-банк, добровольно уйдя в отставку. Присягу на пост президента принимает Клэр, которая, по идее, должна была амнистировать супруга по всем статьям.
Впоследствии раскрываются истинные мотивы поведения главного героя. Супруг разочаровался в жене и решил попросту разрушить все, чего они добивались вместе. Ему помешал Даг Стемпер. Он накачивает соратника лекарствами, представив все как несчастный случай. 46-й президент США умер, так и не добившись желаемого.
Политика похоронили в закрытом гробу. Клэр добилась того, чтобы ее мужа предали земле тихо. Стоя над надгробием, героиня практически воспользовалась в прощальной речи цитатой Фрэнка. Он адресовал своему умершему отцу такие слова:
Когда будут хоронить меня, это будут не задворки. И чтобы воздать мне почести, выстроится очередь.
Что случилось с фрэнком андервудом
В арсенале сериала великолепная режиссура, синематография, и, конечно же, актеры высочайшего разряда: Кевин Спейси и Робин Райт, которая никогда еще не была столь красивой, властной и притягательной. Постановке света уделено такое внимание, что это отметят даже обычные зрители, никогда не замечавшие красивый свет в кино.
Как вам рисующий свет?
Это шоу стало не первым, но самым ярким представителем нового ответвления сериалов, созданных не телеканалами, а интернет-площадками.
У Netflix уже есть довольно внушительный список оригинальных шоу («Оранжевый – хит сезона», великолепный мультсериал «Конь БоДжек»), а также новых сезонов «перебежчиков» с других каналов («Убийства», «Замедленного развития»). Amazon и Hulu (а с этой недели – еще и PlayStation Network со «Сверхспособностями»), тоже производят все более заметный и качественный контент.
Для тех, кто не смотрел телевизор уже много лет, телеканалы давно выглядели довольно бесполезными с их фиксированной сеткой вещания и устаревшими представлениями о необходимом современному человеку формате медиа, но всегда оставалась одна оговорка – без телеканалов не будет сериалов и других шоу, некому будет финансировать их разработку. Теперь все изменилось.
Сериалы и шоу могут вполне существовать независимо от телевидения, что и доказывает «Карточный домик» и его соплеменники по новой нише.
В свое время я с удовольствием посмотрел первый сезон «Домика», но к моменту выхода второго мой интерес затух. Шоу было безусловно любопытным, но нудноватым и чересчур пафосным. Чтобы написать это ревью я взялся отсмотреть второй и третий сезоны подряд. Это позволило мне, помимо прочего, сравнить их и сделать выводы о том, насколько же шоу изменилось.
К сожалению, сравнение выходит не в пользу последнего сезона. Второй сезон вышел динамичнее первого, создатели явно старались довести до совершенства самые привлекательные аспекты своего шоу и поработать над тем, что замедляло историю. Интриги стали еще более запутанными, появился отчетливый главный противник в лице Таска, а финальная рокировка Андервуда с Уокером поражала своим хитроумием.
Последняя сцена сезона со стуком по вожделенному столу – одна из самых изящных и мощных концовок за последние годы. Многим фанатам даже показалось, что продолжение будет лишним.
Я не считаю, что историю следовало на этом заканчивать. Посмотреть на дорвавшегося до трона Фрэнка было интересно, но третий сезон не до конца справился с этой задачей, уведя сериал в какую-то абсолютно новую сторону.
Дальше идут мягкие спойлеры
Многие изменения в структуре шоу были абсолютно сознательными. Тон сменился, фокус передвинулся с Андервуда, его истории и диалогов со зрителем на отношения Фрэнка и Клэр. Похоже, их хотели сделать равноправными персонажами, дополняющими друг друга. Но дальше фокус начал еще больше рассеиваться, стремясь показать некую общую картину мира «Карточного домика», пока не потерялся окончательно.
В этом отходе от персонификации рассказа, взгляда на происходящее холодными глазами Фрэнка, и состояла главная проблема сезона, остальные наслаивались уже на нее.
Линия Дага, которой было уделено достаточно много времени, могла стать основной личной историей этой главы, самой человечной и трагичной, а эпизоды с работой на конкурентов – самой интригующей, нуарной ее частью.
Но линию эту не смогли провести ровно, смешивая эпизоды, сбивая набранные обороты. Финал линии с девушкой в фургоне вообще поставил жирную точку в попытках зрителя переживать из-за происходящего, настолько скомканным и бесплодным он оказался.
Все эти двойные твисты в конце не дали ничего кроме сумятицы и ощущения, что сценаристы сами не знали, как поступить, поэтому дали оба варианта по очереди.
Президент Петров, Pussy Riot и темы России, безусловно, вышли в третьем сезоне на передний план. Отчасти взгляд на русских у «Домика» вышел интересным, не развесистая клюква и не лубок с балалайками, Россия здесь – серьезный противник, как идейный, так и политический. Сам Петров вышел фигурой еще более опасной и грозной, чем Фрэнк, но это пошло сериалу не на пользу, наложившись на другие проблемы позиционирования главного героя.
Пока Андервуд шел к власти первые два сезона, его показывали как самого умного, хладнокровного, безжалостного и успешного. Зрителю интересно было наблюдать за тем, как Фрэнк продирался сквозь все препятствия к заветной цели. Но когда он, наконец, достиг ее, герой словно растерял весь запал, подобно собаке, догнавшей машину и замершей в нерешительности, понятия не имеющей, что с ней делать дальше.
Именно поэтому сцены с Петровом, который бесконечно выигрывает у Андервуда все их перепалки, усугубляют этот образ Фрэнка беспомощного, неспособного справиться с ситуацией, прошедшего точку своего прайма и двигающегося к забвению.
Финал с уходом Клэр завершает этот образ. Фрэнк провалил все: «America works», затею с книгой и все международные переговоры. Продвинуть Клэр у него тоже не получилось, получилось лишь потерять ту редкую связь двух хищников, сблизившихся из-за ополчившегося против них мира.
Возможно, создатели все так и задумывали – показать Андервуда в упадке, слабым и обессиленным, чтобы ему было, куда двигаться в четвертом сезоне. Вот только смотреть на размазню-неудачника весь сезон – не слишком большое удовольствие, особенно на беспринципного убийцу, любую возможность сочувствия которому выжгли еще в первой главе.
Что делать с героем, которого не выходит ни любить, ни жалеть и которым больше нельзя даже восхищаться за эффективность в его темных делах? Может быть, именно поэтому с него сдвинули фокус, пытаясь дать что-то взамен. Но давать оказалось нечего.
Идея сдвинуть фокус с Фрэнка сначала на чету Андервудов, а потом, в четвертом сезоне, на Клэр – сама по себе крайне любопытна. Показать падение Фрэнка, медленно растущую пропасть между супругами и трещину в доверии, затем разрыв и восхождение новой героини – Клэр – было бы смелым и захватывающим предприятием.
Дивный новый пласт истории с длинной рукой свободных киберпанков, воюющих с безнаказанностью власть имущих, схлопнулся в очередную трагедию
Мы бы смогли узнать Клэр, которую раньше видели только рядом с Фрэнком, с новой стороны, глядя на ее сольный дебют. Представьте только, как смотрелась бы концовка, где последняя сцена посвящена полностью Клэр. Она могла сделать нечто яркое, решительное и бесповоротное (к примеру, разрешить Тому опубликовать первую главу его книги), а затем, перед самыми титрами, дважды стукнуть по сигарете, стряхивая пепел, давая понять, что теперь это ее история. Что Клэр – наш новый протагонист.
К сожалению, вряд ли таков замысел шоураннеров. К тому же, показать размолвку Андервудов внятно и убедительно у них не вышло. Странная сцена с «возьми меня», странное переключение Клэр в режим эгоцентристичной карьеристки, которая уходит, поняв, что Фрэнк не поможет ей по-настоящему подняться. Все это так же скомкано, надуманно и невнятно, как и многие другие линии.
Сводить интересные начинания к «пшику» этому сериалу не впервой. Вспомните, как по началу будоражила сознание линия журналиста и хакера. Тор, «глубокий» интернет – так свежо и интригующе. Пока твист с работой на правительство не превратил все в скучную тыкву. Дивный новый пласт истории с длинной рукой свободных киберпанков, воюющих с безнаказанностью власть имущих, схлопнулся в очередную трагедию. Да, возможно, так реалистичнее, но точно не увлекательнее.
Выход на экраны нового (и, по всей видимости, финального) сезона «Карточного домика» был практически незамеченным широкой публикой. И это неудивительно — крах карьеры Кевина Спейси после связанного с ним громкого гомосексуального скандала неизбежно должен был утянуть на дно и самый громкий проект с его участием — американского «Ричарда III» — одновременно и разоблачение, и сатиру на американскую политику.
«Карточный домик» сыграл свою фатальную роль в американской политике. Убийца и мошенник президент Андервуд в исполнении Спейси был демократом, вашингтонский истеблишмент представлен как зловонное болото со змеями. И нет ничего удивительного в том, что президентом был избран Дональд Трамп, пришедший под лозунгом Drain the swamp — «Осушим болото!».
На волне страшной демократической мести рассчитались и с исполнителем, и с самим роковым сериалом. В шестом сезоне президент Андервуд не появляется — он умер за кадром, точнее, его убили (кто именно, мы узнаем лишь на последней минуте). Даже голос его не звучит, хотя у Фрэнка остался аудиодневник. Зато о нем непрерывно говорят. По сути, все восемь серий — это долгое погребение президента Андервуда, включающее в себя, впрочем, некоторое количество мини-похорон.
Актриса Робин Райт выразила сочувствие Кевину Спейси
Это придает всему действу несколько макабрический характер. При Кевине Спейси «Домик», особенно в первых сезонах, был довольно технологичным и детальным анатомическим слепком органов американской политики: как работает Сенат, как работает Палата, как Верховный суд, как действуют лоббисты, как манипулируют журналистами. Иногда героям приходилось затрачивать огромные усилия ради того, чтобы достичь совершенно незначительного результата.
Теперь сериал превратился в абсурдную вакханалию убийств, нарушений законодательства, широких жестов. В этом театре начали ощутимо переигрывать, что лишь подтверждают воспоминания Клэр из детства, когда она, оказывается, играла Аристофанову Лисистрату.
Тень Кевина Спейси на «Клубе миллиардеров». Зрители наказали фильм за поддержку актера
Нарушаются даже минимальные логические условности: через Белый дом шатаются все кому не лень, точно это проходной двор; на конфиденциальные переговоры с российским президентом впирается наглый лоббист военной компании, — половина ситуаций в реальной жизни не была бы возможна, так как герои были бы со всех сторон окружены охраной.
Это больше не препарирование политикума, а своего рода макабрическая насмешка — нечто среднее между «Доктором Стрейнджлавом» и «Молодым Папой». Над кем насмешка? Как оказывается — над радикальным феминизмом. Причем не понятно — сознательно ли смеются авторы сериала, или они думают, что все делают по заветам Клары Цеткин, а получается совсем наоборот.
Источник фото: Youtube
В свое время я предсказал поражение Хиллари Клинтон на выборах по вышедшему за полтора года до них сезону «Карточного домика», в котором были высмеяны попытки Клэр Андервуд играть в феминистскую политику против российского президента Петрова. Было очевидно послание авторов сериала: женщина для этой роли не годится, особенно если это безжалостно-самовлюбленная Клэр.
В новом сезоне получилось кино девачек, для девачек и про девачек. Ожесточенно-принципиальному соперничеству между ними придается иногда весьма специфический и жутковатый в своей эстетике вид состязаний немолодых дам в балетной гибкости тела. В конечном счете политическая картина доводится до предельного абсурда: Америка полностью переходит под власть женщин.
Источник фото: Youtube
Создатели «Карточного домика» залили Кремль кровью
На фоне «феминистского халифата» президент России Петров, обзаведшийся поистине царской бородой, выглядит воплощением разумности, спокойствия и доброты. Он живет в координатах, где все еще властвуют рациональные мужские интересы, покоящиеся на соотношении сил, интересах и расчете. И готов, к своей же выгоде, протянуть руку помощи даме, а в конце пытается отговорить ее затевать ядерную войну, оказавшись единственным гласом разума в пустыне.
Иной человек решит, что Netflix захватили русские хакеры и компания начала гнать путинскую пропаганду. Но нет, просто во все более сходящей с ума либеральной Америко-Европе Россия с минимальным здравым смыслом начинает казаться островком нормальности.
Есть ли смысл смотреть на растянувшиеся похороны Фрэнка Андервуда и старой американской политики? Сложно ответить однозначно.
Полюбившаяся нам утонченная политическая драма умерла вместе со «спейсигейтом». В новом шоу много мелодрамы, заламываний рук, всхлипов и чудовищных сюжетных несуразиц. «Домик» невероятно (и, я бы сказал, нарочито) поглупел. Но, если есть лишних восемь часов жизни, то посмотреть это стоит как минимум по двум причинам.
Во-первых, там есть изумительно сделанные момент и серия, все действие которой происходит в течение часа с небольшим на похоронах в пределах одного дома. Во-вторых, если вы любили старый «Домик», то на примере нового можете убедиться в том, что делает с реальностью воинствующий феминизм. Увиденное вам не понравится, и вы, таким образом, получите некоторую душевную и политическую пользу.
Источник фото: Youtube
Ну и в завершение история, не имеющая отношения к сериалу, зато очень поучительная. В то время как Европейская Россия наслаждается летней, если бы не холод, сухой солнечной погодой, Великобританию накрыли небывалые снегопады. По сему случаю одна из телекомпаний решила бороться с мужским шовинизмом и призвала вместо «снеговиков» (snowman) лепить «снежных людей» (snowpeople), чтобы идеалы истинного феминизма восторжествовали. Тяжело англичанам — и только русские, не зная забот, как лепили испокон веков, так и лепят снежную бабу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«Карточный домик»: так что же случилось с Фрэнком Андервудом
В новом тизере последнего сезона можно кое-что узнать.
Последний сезон популярного сериала «Карточный домик» серьезно отличается от предыдущих – в первую очередь, благодаря смене главных героев. Балом в Белом доме теперь правит Клэр, но что же стало с президентом Фрэнком Андервудом?
В новом тизере политической драмы от Netflix Клэр в исполнении Робин Райт произносит несколько фраз, глядя на… могилу Фрэнка Андервуда, расположенную рядом с местом погребения его отца. «Вот что я скажу тебе Фрэнсис: когда будут хоронить меня, это произойдет не на моем заднем дворе. И когда люди будут отдавать мне дань уважения, им придется выстроиться в очередь», – холодно произносит Клэр. Затем героиня разворачивается на каблуках и быстро уходит, а мы видим, что на могиле мужа вдова Андервуд оставила скромный букет белых тюльпанов.
Несмотря на то, что тизер с намеком на судьбу Фрэнка вышел только сейчас, поклонники сериала еще в конце прошлого года знали о том, что Кевин Спейси, блестяще исполнивший роль Андервуда в предыдущих сезонах, не появится в финальном. Об этом им объявили создатели сериала, не пожелавшие дальнейших ассоциаций проекта с преданным анафеме Кевином Спейси. Оставался лишь вопрос, как именно сценаристы решат избавиться от неудобного главного героя. Теперь же зрителям предстоит узнать обстоятельства смерти политика-интригана (читайте: «В чем главная интрига последнего сезона «Карточного домика»»).
В августе был представлен постер шестого сезона, на котором на месте Фрэнка оказалась Клэр, причем символика недвусмысленно намекала на то, что Клэр ничуть не уступает мужу ни в умении плести интриги, ни в откровенной жестокости (читайте также: «Как Клэр Андервуд узурпировала «трон» «Карточного домика»»).
Жажда высшей власти
От главного героя драматического сериала «Карточный домик», чтобы стать президентом США, потребовалось только одно — нарушить нормы морали
Началось все с того, что Фрэнк Андервуд (Кевин Спейси), рассчитывая заполучить место госсекретаря при президенте Гаррете Уокере, был обманут в своих ожиданиях. С этого момента он превращается из заурядного политика, старающегося держаться в тени и поступательно двигающегося от одной должности к другой, в хищника, который не собирается останавливаться ни перед чем. Лишив Андервуда обещанной должности, Уокер, по сути дела, запускает механизм собственного уничтожения.
Образ Уокера, каким его создает Майкл Джилл, полностью соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям об идеальном американском президенте: он красив, обаятелен и во главу угла ставит моральные принципы. Андервуд в исполнении Спейси, напротив, скорее вызывает отвращение, чем симпатию, и его трудно заподозрить в следовании по пути добра. Лучшее, на что он может рассчитывать, — это роль серого кардинала, который исподволь влияет на политическую ситуацию. Но он ставит на карту все, что у него есть, и начинает многоходовую комбинацию, результатом которой должно стать покорение политического олимпа.
Все и сразу
«Карточный домик» — сериал со сквозным сюжетом, что, впрочем, по нынешним временам не редкость. Его главная отличительная черта в том, что он распространяется через портал Netflix, который одновременно является и заказчиком сериала: уже второй год там выкладываются сразу все тринадцать серий очередного сезона. Фактически Netflix предложил зрителям принципиально иной формат потребления, который раньше был доступен только после премьеры сериала в телевизионном эфире, когда он демонстрировался в режиме «одна серия в неделю». Таким образом, Netflix выполнил одно из самых заветных желаний сериального зрителя, избавив его от необходимости неделю за неделей томиться в ожидании развития интригующего сюжета. И одновременно избавил сценаристов от необходимости строить повествование в расчете на тех, кто мог подзабыть содержание предыдущих серий, а то и вовсе их не смотрел, что резко повысило степень достоверности киноповествования — оно максимально приблизилось к литературной форме. (Плюс ко всему зритель обрел долгожданную свободу: больше не надо усаживаться у экрана в строго определенное время, бросая все дела.)
Действие «Карточного домика» разворачивается практически в реальном времени. В сериале много узнаваемых деталей, они заставляют нас поверить в то, что показанное на экране вполне может произойти и в жизни. Не случайно Маргарита Симоньян, отбиваясь от нападок на Russia Today и предъявляя результаты собственного расследования тех скандалов, в которые телеканал оказался втянут в последнее время, сослалась на «Карточный домик», оговорившись, что в сравнении с реальностью он «тихо курит где-то там».
Темные пятна Белого дома
В отличие от долгоиграющего и успешного сериала Аарона Соркина «Западное крыло», где происходящее в кабинетах Белого дома подавалось как некое таинство, в атмосфере которого в конечном счете решаются судьбы мира, «Карточный домик» в первую очередь концентрируется на неприглядных сторонах политического процесса. В этом нет особой концептуальной новизны — нечто подобное было, скажем, и в многосерийной политической драме «Босс», героем которой стал страдающий неизлечимой болезнью мэр Чикаго. Новизна заключается в концентрации политического зла, продемонстрированного создателями «Карточного домика». В их число входит и Дэвид Финчер (он стал режиссером пилотной серии), в свое время фильмом «Бойцовский клуб» уже внесший огромный вклад в разрушение главных мифологем, на которых зиждется американское общество. Одна из этих мифологем заключается в том, что президент не может позволить себе лгать. Уличение в малейшей, самой незначительной лжи грозит минимум падением рейтинга, а максимум — импичментом.
Вокруг этого и строится одна из интриг Андервуда, который в какой-то момент начал расставлять ловушки для Гаррета Уокера. Андервуд наносит один из самых чувствительных ударов по репутации президента: он убеждает Уокера и его супругу пойти к семейному психологу, тот рекомендует седативные препараты, о чем с подачи Фрэнка узнают журналисты. Разгорается скандал, и Уокеру ничего не остается, кроме как уйти в отставку. Сам же Андервуд лжет без зазрения совести. Искусство, которым в совершенстве владеет конгрессмен, заключается в интерпретации самой лжи и ее мотивов.
Фрэнк Андервуд воспринимает политическую реальность как театр, где он выступает одновременно и режиссером, и актером. Все остальные лишь его марионетки: зрителю остается наблюдать за тем, как Фрэнк манипулирует тем или иным персонажем. Он считает себя сильным игроком, который, зная слабости соперников и умея скрывать свои собственные, может переиграть кого угодно. В первом сезоне Андервуд ведет войну сразу с несколькими противниками. Его задача — расчистить путь к посту вице-президента. Во втором сезоне мы наблюдаем за тем, как Фрэнк ведет игру с самой высокой ставкой из всех, какие только могут быть. Он вступает в схватку с главой крупной корпорации Рэймондом Таском — обладателем состояния в 40 миллиардов долларов. Таск — тот самый «атлант», на плечах которого, если верить идеологу рационального индивидуализма и автору культовой книги «Атлант расправил плечи» Айн Рэд, и держится благополучие современного мира. Могущество Таска основано на деньгах и связях. Но Фрэнка это не смущает, он является носителем истины: «Деньги — это особняк в Сарасоте, который начинает разрушаться через десять лет, а власть — это старое каменное здание, построенное на века». Играя на самолюбии президента, он устраняет бизнесмена Таска, хотя тот был едва ли не основной силой, вынесшей Уокера на вершину властной пирамиды. Но Таск такой же игрок, как и Андервуд: ему всего лишь нужен свой человек во власти, который поможет приумножать гигантское состояние. Показателен эпизод: Таск получает скверное известие — и убивает, сжав в кулаке, одну из десятка живущих у него птичек, которая стала его раздражать неуместным в тот момент чириканьем.
Формула четвертой власти
Насчет представителей четвертой власти у Андервуда тоже нет никаких иллюзий. Они, как и все люди, подвержены разного рода порокам и слабостям. Амбициозная Зои Барнс (актриса Кейт Мара), мечтая о карьере политического обозревателя, соблазняет Андервуда, а тот делится с ней информацией. Сообразительная и старательная, Зои готовит несколько сенсационных публикаций. Ее успех не оставляет без внимания Джанин Скорски (Констанс Зиммер), преуспевшая на поприще политических публикаций задолго до Барнс. Она сразу понимает, в чем секрет юной Зои: «С кем ты спишь?» — только и спрашивает Джанин. Довольно быстро выясняется, что и сама Скорски пришла к успеху через постель Андервуда, а конгрессмен лишь использовал и ту и другую для манипуляции общественным мнением. Зои Барнс поняла, что больше так продолжаться не может, когда стала подозревать Андервуда в причастности к убийству. Она решила поговорить с ним начистоту, видимо в надежде получить доказательства его невиновности, но Фрэнк, вместо того чтобы оправдываться, ее убивает. Надо отдать должное сценаристам и режиссеру: сцена гибели в метро Зои Барнс — один из самых шокирующих эпизодов второго сезона.
Любовник Зои Лукас Гудвин (Себастиан Аркелас) тоже подозревает Андервуда, затевает журналистское расследование — и оказывается в тюрьме. А Джанин Скорски, понимая, что ей пришлось столкнуться с обстоятельствами непреодолимой силы, сдается и немедленно выходит из игры. Ничего похожего на то, что можно увидеть еще в одном проекте уже упоминавшегося Соркина — сериале «Отдел новостей», где журналисты отчаянно сражаются за объективность подачи информации, тут и близко нет. Каждый действует в своих корыстных интересах. Именно такие герои, по версии авторов «Карточного домика», заполонили Белый дом, Капитолий и редакции американских средств массовой информации. Именно поэтому Фрэнк Андервуд так легко может подобрать ключик к душам нужных ему людей — надо только правильно оценить, во сколько ему это обойдется.
В «Карточном домике» американские кинематографисты в который раз обращаются к теме власти. Они пытаются ответить на вопрос, как работают ее внутренние механизмы, какая энергия ею движет. И по их представлениям, пространство, в котором действует человек, наделенный политической властью, меньше всего располагает к процветанию идеалов правды и добра. Того, кто позволяет себе пренебречь принципами целесообразности, немедленно поглощают более сильные соперники. В итоге получилась развернутая иллюстрация к циничному тезису, выдвинутому еще в XVI веке Никколо Макиавелли: «Выгоднее для государя, когда его боятся, чем когда его любят. Ибо люди по своей природе неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность и влечет нажива».