что случилось с экипажем челленджера
Экипаж шаттла Челленджер. К годовщине гибели
Катастрофа шаттла «Челленджер»
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.
Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твёрдотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок. Вопреки распространённому заблуждению, мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива происходило в основном после полного разрушения бака и орбитера.[1][2]
Боковые ускорители уцелели и некоторое время летали вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.
В результате поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторые его члены (как минимум Онидзука и Резник) пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. (Также был включен прибор пилота Майкла Смита, но это мог сделать кто-либо из двух вышеупомянутых астронавтов.) Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. «Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/ч, когда перегрузка достигла 200 g.
5 мифов о катастрофе «Челленджера»
В январе 1986 г. на 74-й секунде после старта с космодрома имени Дж. Кеннеди на мысе Канаверал взорвался американский космический корабль «Челленджер», в результате взрыва все находившиеся на борту астронавты погибли…
27 января семь астронавтов поднялись на борт «Челленджера» и заняли свои кресла. После того как был задраен входной люк, оказалось, что не обеспечена герметичность. Начали искать и устранять неполадку. Когда эта работа была закончена, над космодромом сгустились тучи, а в месте аварийной посадки в Касабланке поднялся сильный ветер. Астронавты вынуждены были покинуть кабину корабля, старт перенесли ещё на сутки.
В ночь с 27 на 28 января температура воздуха резко упала за нулевую отметку. Это вызвало серьёзное беспокойство у руководителей фирмы «Мор-тон Тиокол», занимавшейся разработкой твёрдотопливных ускорителей для «Шаттла». Дело в том, что при низких температурах материал межсекционных уплотнителей этих ускорителей терял свою эластичность и мог не обеспечить герметичность в местах стыка секций.
Руководители фирмы доложили о своих опасениях в НАСА. Однако у него были собственные соображения на этот счет. Неполадки в ускорителях возникли давно, ещё при первом полёте «Колумбии». При втором полёте появилась небольшая утечка газов через уплотнители. В НАСА поступали докладные записки от различного рода специалистов, предупреждавших о возможной катастрофе корабля из-за этой неполадки.
Казалось бы, простая управленческая задача. Формулируется она так: «Запускать ли «Челленджер», если на борту возникла неполадка, способная стать причиной катастрофы дорогостоящего технического объекта и гибели семи членов экипажа».
Любой нормальный человек, не задумываясь ответил бы отрицательно. Другое дело — чиновник. Он постарается решить эту задачу, исходя не из существа дела, а из личной выгоды, даже если последняя носит иллюзорный характер.
Эту задачу чиновники из НАСА дополнили таким образом: «Если запуск отложить, то будет сорван план запусков по программе «Спэйс Шаттл», поскольку доработка твёрдотопливных ускорителей потребует около девяти месяцев». И, конечно, решили её в пользу плана.
Вспомним, аналогичная ситуация возникла и при запуске на Луну «Аполлона-12», когда руководители НАСА запустили ракету в грозовое облако, чтобы не работать на Рождественские праздники. Тогда астронавтам «Аполлона» повезло. А вот с экипажем «Челленджера» случилась беда…
4d240a79faac553199f8618a954_prev
Mиф № 1: «Челленджер» взорвался
Белое облако пара, скрывшее шаттл «Челленджер», видно на снимке, сделанном утром 28-го января 1986 года. Катастрофа унесла жизни всех семи астронавтов, находившихся на борту, включая учительницу средней школы Кристу Маколифф, и привела программу пилотируемых космических полётов НАСА к резкой, правда, временной остановке.
Теперь, в 25-ю годовщину трагедии, история того, что же действительно произошло с «Челленджером», продолжает оставаться затуманенной несовершенством человеческой памяти и ошибочной информацией.
Например, один часто повторяемый миф — «Челленджер» взорвался спустя 73 секунды после старта с Космического центра Кеннеди во Флориде.
Когда трагедия произошла, даже учёные НАСА по ошибке назвали катастрофу взрывом. Например, чиновник НАСА по связям с общественностью Стив Несбитт сказал в то время: «У нас есть отчёт сотрудника, контролировавшего динамику полёта, что корабль взорвался».
«Позднейшие исследования показали, однако, что то, что фактически произошло, было намного более сложным явлением», — сказала Валери Нил.
Внешний топливный бак шаттла разрушился, выпустив облака жидкого водорода и жидкого кислорода. Компоненты смешались и загорелись, создав в воздухе гигантский огненный шар тысячи футов в диаметре. Сам шаттл, однако, в это время был ещё невредим и продолжал взлетать, но это быстро становилось неуправляемым.
«Орбитальный аппарат шаттла пытался сохранить траекторию, но это было очень трудно, так как было понятно, что под ним происходит что-то чрезвычайное», — рассказывает куратор музея.
«В конце концов, разрушился топливный резервуар, и шаттл, имевший огромную скорость, но потерявший ракеты-носители и резервуар, больше не мог продолжать подъём. Хвост и секция основного двигателя оторвались, так же как и оба крыла. Кабина и передняя часть фюзеляжа отделились от грузового отсека, и все эти большие обломки упали с огромной высоты и разбились, ударившись о воду».
Другой популярный миф — популярный, возможно, потому что, в некотором смысле, утешительный — то, что семь астронавтов «Челленджера» умерли мгновенно, когда шаттл «взорвался».
Но экипаж шаттла не погиб ни при «взрыве», ни в то время, когда разваливался сам шаттл. Хотя точная причина смерти неизвестна, многие из экспертов теперь думают, что астронавты были живы, пока кабина не ударилась об океанскую воду на скорости более 200 миль (321 километр) в час.
«Они все были пристёгнуты и находились на своих местах, когда их нашли», — сказала Валери Нил из Национального музея авиации и космонавтики.
То, что менее ясно — были ли астронавты в сознании в свои последние секунды. В заключении медиков НАСА говорится, что «является возможным, но не бесспорным, что команда потеряла сознание из-за потери давления в модуле во время полёта».
От переводчика: к этой статье я дополнительно перевёл комментарий одного из читателей:
boogywstew 29 января 2011
«The Orlando Sentinel Star» разыскала запись разговоров последних минут экипажа «Челленджера», которая, кажется, была опубликована несколькими годами позднее. Эксперты смогли идентифицировать большинство голосов. 5 или 6 из 7. Большинство команды было, вероятно, живо до удара об воду. Я читал это в «Sentinel», это было страшно.
Рассмотрим прочтение сокращённого кода ДАТЫ ГИБЕЛИ: 28.01.1986. Это = 28 + 01 + 19 + 86 = 134.
134 = ВРЕМЯ УХОДА, ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ, ОТРАВИТСЯ = ТОКСИН ДЫМА = ОКСИДОМ ДЫМА.
Сходу читаем: 134 = 34-ГИБЕЛ \ ь \ + 100-ГУБЯЩИЕ, ДЛЯ ЖИЗНИ, \ ЛЁГКИЕ-50 Х 2 \ = 61-МНОГО + 73-ТОКСИ \ нов \.
34 = ОТ. 73 = ОТРАВЛЕ. 87 = ОТРАВЛЕН.
Определяем код ГОДА ГИБЕЛИ: 1986.
Это = 19 + 86 = 105 = ЯДОВИТОЕ, УДУШЬЕ, ТОКСИНОВ, ОТРАВИВШЕЕ, УГАРНОГО ГАЗА, КОНЧЕНОЕ, ГИБЕЛЬ МОЗГА, БЫСТРО, БЕЗВРЕМЕННО, АСФИКСИЕЙ, УГОРАТЬ.
Рассмотрим таблицу ДНЯ ГИБЕЛИ:
5 8 9 14 37 38 57 86 89 104 122 151 164 179 185 217 231 234 235 252 284
Д В А Д Ц А Т Ь В О С Ь М О Е Я Н В А Р Я
284 279 276 275 270 247 246 227 198 195 180 162 133 120 105 99 67 53 50 49 32
284 = 185-СМЕРТОУБИЙСТВО, ЗАГУБЛЕННАЯ ЖИЗНЬ + 99-В КОСМОСЕ = 89-КОНЧИНА + 195-ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ.
284 = 37-ЯД + 201-ПРОДУКТ ГОРЕНИЯ, ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД + 46-ДЫМ = 182-ДЕЙСТВИЕ УГАРНОГО ГАЗА + 102-СМЕРТЬ.
Найдём место, где находятся цифры 182 и 102:
для этого код буквы Е = 6 делим на 2. 6 : 2 = 3.
179 + 3 = 182 = ДЕЙСТВИЕ УГАРНОГО ГАЗА.
ЯНВАРЯ = 99 = БЫСТРО, БЕЗНАДЁЖНАЯ, АСФИКСИИ, ОБСТАНОВКА, КОНЧЕНО.
284 = 86-ДЫХАНИЕ, ПОГИБНЕТ, \ 47-СРЕДА + 39-НЕТ \ + 198-ДОСТУПА КИСЛОРОДА.
284 = 37-ЯД + 247-\ 197-ДЕЙСТВИЕ УГАРНОГО ГАЗА НА + 50-ЛЁГКИЕ \.
284 = 179-УДУШЛИВЫЙ ДЫМ + 105-УДУШЬЕ = 14-ГАЗ + 270-ОТРАВЛЕНИЕ ОКСИДОМ УГЛЕРОДА.
ОПЕРАТИВНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ТАБЛИЦЫ:
Код ПОЛНОЙ ДАТЫ ГИБЕЛИ экипажа:
284-ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ ЯНВАРЯ + 105-\ код ГОДА ГИБЕЛИ \ = 389 = 300 + 89-ВДЫХАНИЕ, КОНЧИНА = 185-КОНЦЕНТРАЦИЯ + 204-ОТРАВИТСЯ УГАРОМ = 204-ОТРАВИТСЯ УГАРОМ + 96-ЗАДЫХАНИЕ + 89-КОНЧИНА.
389 = 175-ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ + 204-ОТРАВИТСЯ УГАРОМ = 284-ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ ЯНВАРЯ + 105-УДУШЬЕ, КОНЧЕНОЕ, ГИБЕЛЬ МОЗГА.
Отсюда делаем заключение, что ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ «запланировало» трагическую гибель экипажа именно на 28 ЯНВАРЯ.
Рассмотрим, как связана дата гибели с кодами ПОЛНОГО ИМЕНИ членов экипажа шаттла «Челленджер»:
Статья «Шарон Криста Маколифф. Гибель шаттла Челленджер»: код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 341.
57-УМРЁ \ т \ + 19-Т = 76 = УМРЁТ = ШАТТЛ = КРИСТА.
341 = 186-ШАТТЛ «ЧЕЛЛЕНДЖЕР» + 155-СМЕРТЕЛЬНОЕ, ГИБЕЛЬ БЕЗ ВОЗДУХА, КИСЛОРОДНЫЙ \ голод \ = 121-АСФИКСИЯ + 220-КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ = 231-ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ ЯН \ варя \, \ 110-«ЧЕЛЛЕНДЖЕР» + 121-БЕЗ КИСЛОРОДА, АСФИКСИЯ \ + 110-ЧЕЛЛЕНДЖЕР, \ 47-СРЕДА + 63-ГИБЕЛЬ \ = 110-«ЧЕЛЛЕНДЖЕР» + 47-СРЕДА + 63-ГИБЕЛЬ + 121-БЕЗ КИСЛОРОДА.
Где: 110-«ЧЕЛЛЕНДЖЕР», УМЕРЕТЬ + 110-\ 47-СРЕДА + 63-ГИБЕЛЬ / = 220 = КИСЛОРОДНОЕ \ голодание \.
89 = КОРРИГАН = ВДЫХАНИЕ, ЗАДОХНУВ \ ШАЯСЯ \, КОНЧИНА,
104 = МАКОЛИФФ = МИНУТЫ, КИСЛОРОДА.
133 = ОТ УДУШЬ \ я \, ОТ АСФИКСИИ, УМИРАНИЕ МОЗГА, УМЕРЩВЛЕНИЕ, ЯДОВИТОГО ГАЗА.
252 = МАКОЛИФФ ШАРОН КРИСТА = ГИБЕЛЬ-63 Х 4 = ОБЕСКИСЛОРОДИТЬСЯ.
МАКОЛИФФ ШАРОН КРИСТА КОРРИГАН = 341 = 220-КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ + 121-АСФИКСИЯ, БЕЗ КИСЛОРОДА = 63-ГИБЕЛЬ + 278-В БЕЗ КИСЛОРОДНОЙ АТМОСФЕРЕ = 187-УМЕРЕТЬ ОТ УГАРА + 154-ДИОКСИД УГЛЕРОДА, ВРЕМЯ СМЕРТИ.
Статья «Эллисон Онидзука. Гибель шаттла Челленджер»: код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 245.
245 = 39-НЕТ + 104-КИСЛОРОДА + 102-СМЕРТЬ.
У Эллисона Онидзука эта запись выглядит так: 245 = 141-\ 102-СМЕРТЬ + 39-НЕТ \ + 104-КИСЛОРОДА.
49 = СЁДЗИ = ГОЛОВ \ а \, ГУБИМ, ГИБЛОЕ, ПОРА.
104 = КИСЛОРОДА, ГУБЯЩИЙ.
120 = КОНЕЦ ЖИЗНИ, БЕЗ КИСЛОРОД \ а \. Эта цифра находится между ЭЛЛИСОН = 111 и 129-С \ ёдзи \.
133 = УМЕР ОТ УГАРА. Эта цифра находится между ОНИДЗУКА ЭЛ = 127 и 139.
217 = ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ-\ код ПОЛНЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ \ = 96-ЗАДЫХАНИЕ + 121-АСФИКСИЯ = ОТРАВЛЕНИЕ ОКИСЬЮ \ углерода \.
ОНИДЗУКА ЭЛЛИСОН СЁДЗИ = 245 = 206-КИСЛОРОДНЫЙ ГОЛОД + 39-КИС \ лород. \
245 = 186- ШАТТЛ «ЧЕЛЛЕНДЖЕР» + 59-МЁРТВ.
Статья «Френсис Дик Скоби. Гибель шаттла Челленджер»: код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 186.
186 = ШАТТЛ «ЧЕЛЛЕНДЖЕР».
86 = КОМАНДИР, РОКОВОЙ, ДЫХАНИЕ, ПОГИБНЕТ, УМИРАЕТ.
104 = ФРЕНСИС, КИСЛОРОДА, ГУБЯЩИЙ.
186 = 56-ОТРАВА, УМЕР, \ 14-ГАЗ + 42-УГАР \ + 130-ФРЕНСИС ДИК, ОТРАВЛЯЮ \ щий \.
186 = 92-БЕЗ ВОЗДУХА, ОТРАВИЛО, МОЗГОВАЯ + 94-ПОГИБЕЛЬ, УГАРНЫЙ = 78-БЕЗЖИЗНЕН + 108-УГАРНЫЙ ГАЗ.
186 = 104-ФРЕНСИС, КИСЛОРОДА + 82-ДИК СКОБИ, ГОЛОДАНИЕ = 44-ПАГУБА + 142-ВОЗДЕЙСТВИЕ ЯДА, ЗАДОХНЁТСЯ.
Статья «Рональд Макнэйр. Гибель шаттла Челленджер»: код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 189.
Где 189 = КОНЦЕНТРАЦИЯ Г \ аза \.
120 = ТРАГИЧЕСКИ, КОНЕЦ ЖИЗНИ, БЕЗ КИСЛОРОД \ а \.
96-МАКНЭЙР + 93-РОНАЛЬД = 189 = НА КОРАБЛЕ «ЧЕЛЛЕНДЖЕР» = ГИБЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ = БЕЗНАДЁЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ = 155-КИСЛОРОДНЫЙ + 34-ГИБЕЛ \ ь \ = 150-КИСЛОРОДНАЯ + 39-КИС\ лород. \ = 96-ЗАДЫХАНИЕ + 93-БЕЗДЫХАНЕ \ н \ = 93-\ 56-ОТРАВА + 37-ЯД \ + 96-ЗАДЫХАНИЕ.
189 = 79-ПОГУБИЛ + 110-«ЧЕЛЛЕНДЖЕР».
Статья «Майкл Смит. Гибель шаттла Челленджер»: код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 149.
149 = ИЗБЫТОК ЯДОВ = СОСТАВ ВОЗДУХА = СМЕРТЕЛЬНО = ТОКСИЧНЫЙ.
149 = 135-ОБОРВАЛ ЖИЗНЬ + 14-ГАЗ.
120 = КОНЕЦ ЖИЗНИ = БЕЗ КИСЛОРОД \ а \.
162 = СРЕДА БЕЗ КИСЛОРО \ да \.
180 = БЕЗ КИСЛОРОДА МЁРТВ.
279 = 220-КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ + 59-МЁРТВ.
Статья «Джарвис Грегори Брюс. Гибель шаттла Челленджер»: код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 203.
203 = 103-ОТРАВЛЕНИЕ + 100-ОТЖИВШИЙ.
203 = 122-БЕЗДЫХАННОЕ + 81-ОТ ДЫМА.
89 = ЗАДОХНУВ \ шийся \, ВДЫХАНИЕ, КОНЧИНА.
120 = КОНЕЦ ЖИЗНИ = БЕЗ КИСЛОРОД \ а \.
185 = ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ = КОНЦЕНТРАЦИЯ = 99-ТЯЖЁЛОЕ + 86-ДЫХАНИЕ.
Статья «Джудит Резник. Гибель шаттла Челленджер»: код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 184.
184 = ГИБЕЛЬ БЕЗ КИСЛОРОДА = 81-БЕЗНАДЁЖНО, ДЫМНОЕ + 103-ОТРАВЛЕНИЕ = 110-УГОРЕТЬ + 74-ДЫМОМ.
184 = 100-БЕЗ КИСЛОР \ ода \ + 84-ГУБИТЬ = 63-ГИБЕЛЬ + 121-БЕЗ КИСЛОРОДА, АСФИКСИЯ.
Как мы видим, именно дешифровка ДАТЫ ГИБЕЛИ дала верное представление о причине трагического ухода экипажа из жизни, хотя первопричиной была авария шаттла.
35 лет назад произошла катастрофа «Челленджера»
К концу января 1986 года космические челноки выполнили 24 миссии на орбиту по программе Space Shuttle. Всего же на год планировались 15 полетов.
Изначально «Челленджер» предназначался исключительно для испытательных целей, но впоследствии был переоборудован и подготовлен для полетов в космос. Система Space Shuttle состояла из орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь. Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.
«Челленджер» должен был совершить уже десятую экспедицию менее чем за три года.
За этот период челнок выполнил запуск трансляционного спутника, ремонт спутника на орбите, снятие спутника с орбиты и другие работы. Были проведены эксперименты с космической лабораторией.
В состав экипажа «Челленджера» для очередной миссии входили семь человек – командир Фрэнсис Скоби, второй пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд Макнейр, а также специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис и Шэрон Маколифф. Она отправлялась в полет впервые – в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе».
Изначально старт «Челленджера» предполагали осуществить 24 января 1986 года. Но за двое суток его пришлось отложить из-за пыльной бури в месте возможной аварийной посадки шаттла – Дакаре. В сложившейся ситуации руководство NASA обратилось к правительству Марокко с просьбой разрешить использовать в случае аварийного приземления аэропорт в Касабланке. Получив добро, запуск переназначили на 26 января, но из-за грозы затем еще дважды переносили на день.
Запуск шаттла все равно представлял немалый риск, поскольку при низких температурах материал межсекционных уплотнителей твердотопливных ускорителей терял свою эластичность и мог не обеспечить герметичность в местах стыка секций.
Дискуссии шли до последнего, и все же старт «Челленджера» был назначен.
На гостевых трибунах собралось множество почетных гостей, начиная с президента США Рональда Рейгана. Они могли разглядеть стартовую площадку в бинокль. Миллионы американцев следили за происходящим благодаря телетрансляции с мыса Канаверал. Погода была практически идеальной для старта: безоблачное небо, яркое солнце, слабый ветер. Однако в ночь перед запуском над космодромом прошла ледяная буря, в результате чего соединения и уплотнительные кольца на ускорителях переохладились и обледенели. Температура воздуха опускалась до рекордно низких отметок.
Утром в день запуска, 28 января 1986 года, специалисты NASA приступили к обследованию челнока на предмет возможности опасного обледенения. Было понятно, что лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное покрытие «Челленджера». К слову, позже выяснилось, что один из инженеров, наблюдавший за действиями специалистов с помощью специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно потребовал отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения.
В 11 часов 38 минут «Челленджер» оторвался от земли. Сразу же после старта кинокамеры зафиксировали белый дымок, выходивший из стыка нижней и средней секций правого ускорителя. Уже позже, анализируя кадры, эксперты предположили, что это выходил водяной пар.
Поначалу все шло как положено. Через 16 секунд после старта корабль повернулся и взял курс за пределы земной атмосферы.
«Челленджер» идет с ускорением», – сообщила контрольная комиссия через 52 сек после запуска.
«Идем с ускорением», – передал по радио капитан Скоби.
Перед самым взрывом Скоби и Смит заметили опасность, но уже не успели что-либо предпринять для спасения. Астронавты погибли не сразу. Как стало известно позже, взрывом оторвало носовую часть «Челленджера», в которой располагался экипаж. Кабина продолжила полет до высоты 20 км.
Астронавты воспользовались своими дыхательными аппаратами и продолжали жить до удара о воду на скорости 333 км/ч.
Свидетелями катастрофы стали миллионы телезрителей. При этом даже ведущий репортажа поначалу не понял, что же произошло. В течение нескольких секунд после взрыва он продолжал рассказывать о полете: «Контроль полета показывает, что все идет нормально. Очевидно, имеются некоторые неполадки. Мы не имеем связи».
И только после этого он наконец понял весь ужас происходящего: «Мы получили сообщение, что ракета взорвалась. Руководитель полета подтверждает это. Мы пытаемся выяснить причины случившегося».
Президент Рейган назначил специальную Комиссию под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса для расследования крушения. Она пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили недостатки корпоративной культуры безопасности и процедуры принятия решений NASA.
Комиссия с пристрастием допрашивала на закрытых заседаниях высших должностных лиц NASA и инженеров компании Morton Thiokol – поставщика ракет-носителей на твердом топливе. Как выяснилось, руководителям NASA с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах твердотопливных ускорителей, поставляемых Morton Thiokol, однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра на мысе Канаверал и не доложили вышестоящему начальству о своих опасениях.
Вечером накануне запуска инженеры Morton Thiokol и должностные лица NASA обсуждали потенциальные проблемы полета. Инженеры единодушно просили отложить запуск «Челленджера». По словам главы инженерного корпуса компании Алана Макдональда, он спорил до хрипоты, но не смог переубедить оппонентов.
Комиссией также было отмечено, что в NASA очень хотели поскорее вывести «Челленджер» на орбиту из-за серии задержек, которые произошли раньше.
После катастрофы «Челленджера» программа шаттлов была свернута на 32 месяца. Ряд астронавтов, выражая свое недоверие руководству NASA, покинули отряд.
Смерть в небе
28 января 1986 года, почти сразу после запуска, в небе над Флоридой взорвался космический корабль многоразового использования «Челленджер». Произошло это во время его десятого полёта и двадцать пятого по счёту полёта кораблей типа «Спейс Шаттл». Они считались самыми надёжными за всю историю американской космонавтики, а по уровню обеспечения безопасности для экипажей их сравнивали с гражданскими авиалайнерами. Однако техника зачастую перестаёт нормально работать там, где вступает в действие человеческий фактор.
Новые корабли
В сентябре 1969 года, менее чем через два месяца после того, как все американцы праздновали успешную высадку астронавтов экипажа корабля «Аполлон-11» (Apollo 11) на Луну, предварительные итоги своей работы подвела Космическая целевая группа во главе с вице-президентом США Спиро Агню, которая должна была определить пути развития внеземной экспансии на десятилетия вперёд. Под влиянием воодушевления, вызванного триумфальной исторической высадкой, группа высказалась за расширение присутствия в космосе путём создания большой орбитальной станции, обслуживаемой кораблями многоразового использования («челноками»), с подготовкой экспедиции на Марс.
Однако президент Ричард Никсон имел своё мнение на этот счёт. В связи с войной во Вьетнаме и нарастающими кризисными явлениями в экономике он видел необходимость в снижении государственных расходов, не связанных с решением текущих политических задач. В марте 1970 года Никсон писал в ответ на доклад целевой группы:
«Мы должны работать над существенным сокращением расходов на космические операции. Наши современные ракетные технологии некоторое время могут обеспечить нас надёжными методами запуска. Однако, строя более долгосрочное будущее, нам следует разработать менее дорогостоящие и менее сложные способы отправки полезной нагрузки в космос. Это умение — применимое для решения широкого спектра научных, оборонных и коммерческих задач — поможет нам существенно сэкономить на всех аспектах нашей космической программы».
В результате долгих обсуждений администрация Никсона отказалась от проекта большой станции, и строительство многоразового «челнока» потеряло смысл. Перед Национальным управлением по аэронавтике и космосу (National Aeronautics and Space Administration, NASA), желавшим сохранить влияние и финансирование, встала задача найти «спонсора», который осознавал бы выгоды эксплуатации многоразового корабля. В конце концов, к проекту присоединились Военно-воздушные силы США, но при этом NASA теряло возможность выбора условий, при которых станет возможна его реализация.
Соглашение о сотрудничестве с ВВС было подписано в январе 1971 года, а летом администратор NASA Джеймс Флетчер сумел обосновать необходимость создания «челнока» Каспару Уайнбергеру, главе Бюджетно-административного управления и будущему министру обороны. Хотя последнему дали прозвище Кэп-нож (Cap the Knife) за жёсткость решений по урезанию бюджетных расходов, он с большим интересом отнёсся к проекту. Уайнбергер подготовил для президента записку, в которой представил финансирование «челнока» как инвестицию в будущее США, как вклад в дело, которое вдохновит американцев и поэтому имеет высокую ценность само по себе. Он выразил мнение, что «народ должен быть в состоянии позволить себе что-то ещё, помимо программы повышения благосостояния и восстановления наших городов». Он полагал, что «челнок» является одним из перспективных начинаний, «дающих возможность добиться значимых побочных результатов, применимых на благо гражданской экономики, в то же время обеспечить занятостью в рамках проектов, позволяющих нам больше узнать о космосе, множество ценных учёных и инженеров, которым трудно найти работу в других сферах деятельности». Уайнбергер высказывал опасение, что отказ от программы полномасштабного развития космонавтики обесценит все достижения предшествующего периода — научные, политические и психологические:
«Последние полёты «Аполлонов» были очень успешными со всех точек зрения. Ещё важнее то, что они дали американскому народу так необходимый ему душевный подъём (а другим народам мира — не менее нужное им доказательство превосходства Америки). Если сейчас или в недалёком будущем объявить, что полёты «Аполлонов» 16 и 17 отменяются (а нам придётся это сделать очень скоро, если мы действительно хотим добиться какой-то реальной экономии), последствия будут негативные, ведь триумф «Аполлона-15» был ещё так недавно. В каком-то смысле это станет подтверждением точки зрения, которая, боюсь, всё больше укореняется и здесь, и за рубежом, что наши лучшие годы уже позади, что мы замыкаемся в себе, уменьшаем ассигнования на оборону и добровольно отказываемся от статуса сверхдержавы и стремления сохранять превосходство в мире».
Никсон ознакомился с запиской и поставил на ней резолюцию: «Я согласен с Кэпом». Проект транспортной космической системы многоразового использования, позднее получившей известность как «Спейс Шаттл» (Space Shuttle), был утверждён в январе 1972 года, после чего наконец-то началась реальная работа по определению облика орбитального корабля и носителя к нему.
На изготовление первого корабля, названного «Колумбия» (Columbia, OV-102), ушло семь лет. В марте 1979 года специальным самолётом Boeing 747SCA (Shuttle Carrier Aircraft) он был доставлен в Космический центр имени Кеннеди на острове Мерритт у мыса Канаверал. Незадолго до этого NASA выдало заказ на строительство ещё трёх кораблей: «Дискавери» (Discovery, OV-103), «Атлантис» (Atlantis, OV-104) и «Челленджер» (Challenger, OV-099). Последний из них, получивший имя в память о парусно-паровом корвете, на котором с декабря 1872 по май 1876 года команда под предводительством капитана Джорджа Нэрса провела первую океанографическую экспедицию, отличался от других тем, что с целью экономии его изготовили не с «нуля», а доведя до лётного образца машину STA-099 (Structural Test Article), построенную для статических испытаний конструкции. Они начались в феврале 1978 года на полигоне корпорации «Локхид» (Lockheed Corporation) в Палмдейле (Лос-Анджелес, Калифорния), а в полноценный корабль «Челленджер» превратили к июлю 1982 года — в то время в космос уже четыре раза слетала «Колумбия».