что случилось с е мобилем
Сбербанк воскресит давно забытый «Ё-мобиль»
«Ё-мобиль» сменил владельца
«Ё-инжиниринг» была зарегистрирована в июне 2011 г. в Москве. Генеральный директор компании – Ольга Копыток, а размер уставного капитала компании составляет 2,6 млн руб.
Разработка «Ё-мобиля» началась в 2010 г., но спустя 11 лет электромобиль так и не поступил в производство и продажу. Проект был закрыт в 2014 г., а общий размер инвестиций в него, по данным РБК, составил 260 млн евро.
Зачем Сбербанку «Ё-мобиль»
Как пишет «Коммерсант, в результате сделки Сбербанк получил не только саму компанию «Ё-инжиниринг», но также все ее активы и сотрудников. Банк намерен использовать их для развития дочерней компании Sber Automotive Technologies (SberAutoTech) – до сентября 2020 г. это был департамент SberDigitalAuto. Одним из первых достижений компании стали испытания беспилотников в Москве в декабре 2020 г.
В итоге наработки компании «Ё-инжиниринг» пригодятся Сбербанку, по словам его представителей, для разработки платформы автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий.
Один из самых известных производителей автомобилей с функцией беспилотного управления – американская компания Tesla Илона Маска (Elon Musk). Она развивает свои технологии с момента выпуска в 2012 г. своей первой серийной модели – электромобиля Model S. В России продукция Tesla официально не продается, однако ее электромобили на отечественных дорогах все же встречаются. Среди российских автозаводов на момент публикации материала ни один не предлагал покупателям легковые автомобили с полноценными беспилотными системами.
Что такое «Ё-мобиль»
«Ё-мобиль» на начальном этапе разработки представлял собой легковой автомобиль в нескольких модификациях кузова с гибридной силовой установкой – газобензиновым ДВС и электромотором. О начале работы над ним было объявлено 12 апреля 2010 г. и за ним первоначально стояли российская «инвестиционная группа ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова (российский миллиардер, основатель партии «Гражданская платформа» и бывший глава партии «Правое дело») и российско-белорусская компания «ЯРОВИТ Моторс».
На момент анонса проект не имел названия – его выбрали по результатам конкурса «Мое название городского автомобиля», итоги которого были подведены 9 ноября 2010 г.
В августе 2011 г., как сообщал CNews, разработчики решили сделать из «Ё-мобиля» гаджет на колесах и интегрировали в него ОС Android. В июле 2013 г. стало известно, что массовое производство отечественного гибрида намечено на 2015 г.
До этого этапа «Ё-мобиль» в итоге так и не добрался. 20 февраля 2014 г. его производство было отложено на неопределенный срок, в том числе, и по причине недостаточного финансирования, хотя уже 3 марта 2014 г. сотрудники ОНЭКСИМ назвали примерную дату его сертификации – осень 2014 г.
Но этого тоже не случилось – 7 апреля 2014 г. проект «Ё-мобиль» был окончательно закрыт, а основной пакет наработок по нему был продан в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» за 1 евро.
Стоит отметить, что «Ё-мобиль» все же оказался на конвейере. Одна из его модификаций под названием «ё-Crossback» к концу 2014 г. сошла с него в количестве четырех экземпляров, один из которых Михаил Прохоров оставил себе, а второй подарил Владимиру Жириновскому. Третий автомобиль получила «Ё-инжиниринг», а судьба четвертого до сих пор остается неизвестной.
Беспилотные автомобили вне закона
У Сбербанка уже есть опыт работы в сфере беспилотных автомобилей – банк в течение длительного времени сотрудничал с компанией Cognitive Technologies над такого рода проектом. О его существовании стороны объявили в ноябре 2019 г. – 30% в нем достались Сбербанку, а остальные 70% – основателям и менеджменту Сognitive Technologies. Однако в начале февраля 2021 г. компании заморозили проект на неопределенный срок. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя Cognitive Technologies, причиной приостановки работы над ним стало отсутствие в России действующих законов, регулирующих использование беспилотных транспортных средств. Также они намекнули на высокую стоимость автомобилей с беспилотной системой управления в сравнении с обычными машинами. В Сбербанке, однако, назвали иную причину заморозки проекта. «Cognitive Pilot специализируется в беспилотных решениях для транспорта и сельхозтехники, в том числе отдельные компоненты будут использоваться SberAutoTech. Развивать тему беспилотных автомобилей в двух компаниях одновременно считаем не рациональными», – сообщили порталу VC представители банка.
Что стало с «Ё-мобилем»
«Ё-мобиль» не оправдал мечтаний своих фанатов-оптимистов
Напомним, что проект по созданию нового российского автомобиля стартовал в апреле 2010 года. На его финансирование структуры олигарха Прохорова, помнится, с барского плеча швырнули аж 150 млн зарубежных денег. И уже через год компания объявила о начале приема заявок на авто. К нынешнему моменту таковых, судя по счетчику на сайте проекта, набралось уже без малого 200 000. Столь внушительные цифры не должны никого удивлять: автор этих строк, видимо, был не одинок, ради эксперимента оставив в свое время на сайте заявку на 10 000 виртуальных «Ё».
Так или иначе, но в июне 2011 года был заложен первый камень в основание завода под Санкт-Петербургом в промзоне Марьино. Тогда планировалось, что завод мощностью 40 000 автомобилей в год будет запущен в конце 2012 года. В интернете даже гордо демонстрировались ролики о ходе строительства.
И вот, стало известно, что сроки запуска проекта отодвигаются на 2—2,5 года, а генеральный директор «Ё-авто» Андрей Бирюков будет отправлен в отставку. Надо сказать, что скепсис экспертов в отношении этого «проекта» зародился еще тогда, когда была озвучен его бюджет. На создание «с нуля» машины и завода по ее выпуску даже маститые автопроизводители – транснациональные компании, – тратят, как минимум, по несколько миллиардов долларов или евро, а на Ё-проект выделяли «аж целых» 150 миллионов. На такую сумму можно провести, пожалуй, лишь хорошую PR-компанию.
Кстати, о PR-компании. Ряд особо цинично настроенных экспертов не раз объяснял столь мизерное финансирование проекта «Ё-мобиль» тем, что на самом деле никто и не собирался выпускать какие-то там машинки. Якобы г-н Прохоров, намеревавшийся еще тогда примерить на себя костюмчик кандидата в президенты России, с помощью этого проекта намеревался насобирать лишних электоральных очков. По странному стечению обстоятельств, сразу по окончании той предвыборной компании о проекте «Ё-мобиля», до того момента чуть-ли не еженедельно светившегося в прессе, не стало ни слуху, ни духу.
А теперь, вот, объявлено о «переносе» его сроков запуска на 2-2,5 года. То есть, мы все, видимо, опять будем засыпаны сообщениями пресс-службы проекта примерно тогда, когда стартует предвыборный марафон следующей президентской «гонки» (как бы ни странно сей эпитет не звучал применительно к нашей ситуации). Еще одно поразительно чудесное совпадение, не правда ли?!
«Ё-моё»: Зачем Сберу устаревшая технология гибридного «Ё-мобиля»
«Русская Tesla», как называют «Ё-мобиль», за две пятилетки так и не превратилась из полуфабриката в нормальный автомобиль. Мы поговорили с конструкторами и выяснили, что смелый стартап, замерший в макетах из кривых реек, палок и уголков в стеклопластике, вообще-то мог выстрелить. И до успеха оставался всего один маленький шаг. Например, Жириновский даже успел покататься на предсерийном «Ё-мобиле» пару раз, пока не умер аккумулятор. Теперь этот проект купил Сбер, и в первый отечественный гибрид могут вдохнуть новую жизнь. Но в успех проекта верят далеко не все.
Фото © Wikipedia, ТАСС / dpa / Britta Pedersen
Андрей Бирюков. Фото © ТАСС / Станислав Красильников
Однако по неизвестным причинам в 2014 году создатели «Ё-мобиля» официально остановили все работы над проектом. Как поясняет бывший гендиректор «Ё-авто» Андрей Бирюков, реально вся работа над проектом остановилась двумя годами ранее.
Всё последующее время было связано с продажей активов — зданий, земли, а также с изготовлением нескольких образцов электромобилей для подарков. В течение этого периода команда, которая работала над проектом и представляла самую большую ценность, разделилась на четыре части. Каждая из них начала жить своей жизнью и не могла решать задачи по комплексной реализации проекта в одиночку
Бывший гендиректор «Ё-авто»
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
Покупка компании Сбером, по словам Бирюкова, вызывает много вопросов.
Мы владели брендом 50 на 50 с «Онэксимом». Схема новой сделки до конца непонятна, и наши юристы сейчас будут по ней разбираться, поскольку «Ё-Инжиниринг» как структура была долгое время заморожена и сам факт её продажи нас неприятно удивил. При этом надо отметить, что компания «Ё-Инжиниринг» была только частью проекта
Бывший гендиректор «Ё-авто»
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
Что уже было сделано?
Бирюков добавил, что реальная технологическая готовность продукта, инвестиции в который вместе со строительством завода составили порядка 130 млн евро, не позволяла запустить серийное производство.
Продукт, который был разработан на том этапе, не был готов на 100% для серийного выпуска. Дополнительно требовалось несколько лет для подготовки производства, сертификации и ещё порядка 190 млн евро инвестиций
Бывший гендиректор «Ё-авто»
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
Но были и светлые стороны. По словам бывшего гендиректора «Ё-авто» Андрея Бирюкова, удалось проработать ключевые конструкторские и технологические решения, которые лежали в основе развития проекта.
Нашей команде тогда удалось решить вопрос проектирования электрических машин, которые не уступали бы лучшим зарубежным аналогам, например, тем, которые делала Toyota. Мы научились их изготавливать в мелкосерийном масштабе и понимали, что можем организовать их серийное производство самостоятельно. Также мы получили опыт и навыки в производстве инверторов и программного обеспечения. То есть всё, что нужно было для их серийного производства, было посильной задачей. При этом цели создать классический электромобиль не было никогда
Бывший гендиректор «Ё-авто»
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
Про стоимость владения и надёжность конструкции стоит сказать отдельно. Один из самых известных владельцев «Ё-мобиля» — лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Мы позвонили ему и выяснили, в каком состоянии сейчас находится автомобиль, подаренный Михаилом Прохоровым много лет назад. По словам Жириновского, машина давно сломалась и стоит без движения.
Из-за того что она редко ездила, там испортился аккумулятор, ремонт стоит несколько сотен тысяч рублей. Но пока ездила — я на ней изредка катался. Она отлично ехала, у неё очень плавный разгон, никакого рычания мотора. Приятные ощущения. Конечно, было бы хорошо производить свой собственный электромобиль. Сейчас во всём мире обсуждают марку «Тесла», а могли бы и наш «Ё-мобиль»
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/512951750862.26117.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/512951750862.26117.png» loading=»lazy» />
Предполагалось, что серийные машины, которые могли бы быть конкурентами и бюджетным Tesla, Chevrolet Volt и Toyota Prius, обойдутся покупателям примерно в 400–450 тысяч рублей. Итоговая стоимость новых автомобилей, готовых к серийному производству, превысила этот показатель вдвое и составила около миллиона рублей. Высокая цена и низкая рентабельность стали одной из причин, по которым «Ё-авто» в 2014 году передали исключительные права на кузов и шасси ФГУП «НАМИ» всего за один евро.
И хотя до производства дело так и не дошло, скандал с закрытием проекта прибавил «ёшкам» стоимости. В 2018 году несколько прототипов в Минске распродали по пять миллионов рублей за машину.
Но проданные в Минске прототипы — это лишь возможность прикоснуться к истории одной из попыток создания «русской модели Tesla». А что в реальности? Автоэксперт и телеведущий Ярослав Левашов уверен, что воспринимать «Ё-мобиль» как успешный бизнес-проект не стоило изначально.
«Ё-мобиль» со дня создания проекта был потёмкинской деревней, одной из карт в игре. Сначала — в колоде бизнеса и политики Прохорова, теперь — Сбербанка. Он навеки замер в макетах из кривых реек, палок и уголков в стеклопластике, каким я его видел на Франкфуртском автосалоне десять лет назад. Сделать из него что-то современное, что приносило бы прибыль, сегодня нельзя
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/278410341838.5163.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/278410341838.5163.png» loading=»lazy» />
Чтобы прояснить ситуацию, мы попросили бывшего гендиректора «Ё-авто» Андрея Бирюкова прокомментировать историю с покупкой. По его словам, нужно внимательно изучать, что конкретно планирует сделать с этой технологией Сбер.
С той поры, когда была проделана основная работа, прошло восемь лет, поэтому здесь большой вопрос, что предлагается с точки зрения каких-то уникальных решений. Также пока непонятно, что же на самом деле хочет Сбер. Нужен электромобиль? Или беспилотник? Тема беспилотника либо какой-то интеллектуальной системы — это совершенно другая история, которой ни одна из команд не владеет на серьёзном уровне. При этом перспективу применения беспилотник имеет в других областях — тяжёлая техника на закрытых территориях или сельхозтехника, где отсутствует другой транспорт. А что касается дорог общего пользования, там беспилотники ещё лет 20 не будут актуальны. Даже с точки зрения юридической ответственности этот вопрос пока не имеет решения. Допустим, что произошла авария и погибли люди, а водителя нет. Помните, у «Самсунга» сгорело несколько десятков смартфонов? Ему это стоило 17 млрд
Бывший гендиректор «Ё-авто»
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/20/126907782110.72093.png» loading=»lazy» />
Свою позицию озвучил и Сбер. В пресс-службе не стали раскрывать стоимость сделки, но пояснили, что команда и компетенции компании будут использоваться для развития направлений Sber Automotive Technologies (SberAutoTech), разработки платформы для автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий.
Многие корпорации, по словам Бирюкова, пытаются найти большую и «сочную» тему, на которой можно сделать больше пиара, либо потратить больше денег из бюджетов разных уровней, либо потратить больше вкладов одураченных частных акционеров. Бывший гендиректор «Ё-авто» отметил, что пока непонятно, как именно Сбер будет распоряжаться технологическим наследием «Ё-мобиля». В заключение Бирюков добавил, что создавать чистый электромобиль сейчас нет смысла и точки в эффективности технологий «чистой электрички» будут расставлены в ближайшие несколько лет.
Говоря о перспективах электрического транспорта, Бирюков пояснил, что только по российским дорогам ездит более 44 млн автомобилей. По словам бывшего гендиректора «Ё-авто», при среднем пробеге порядка 18 тыс. километров в год при потреблении электроэнергии на один километр пробега около 250 Вт⋅ч появятся проблемы с большой энергетической инфраструктурой, утилизацией батареек, акцизами на топливо, объективной оценкой стоимости пробега одного километра. Бирюков пояснил, что в этой связи экономика чистого электромобиля в ближайшие несколько лет выглядит непрозрачной и малопонятной.
Сбербанк купил работавшую над ё-мобилем компанию
Сбербанк через «Цифровые активы» приобрел у белорусской «Кейджи Импэкс» 100% компании «Ё-инжиниринг», следует из данных СПАРК. Внимание на сделку обратила газета «Коммерсантъ».
В Сбербанке подтвердили закрытие сделки, но отказались раскрыть сумму инвестиций, пишет газета. Там уточнили, что команда «Ё-инжиниринг» будет работать над Sber Automotive Technologies (SberAutoTech) — созданной осенью прошлого года платформе для будущих беспилотных автомобилей.
Проект ё-мобиля, проектированием которого занималась «Ё-инжиниринг», в 2010 году анонсировал бизнесмен Михаил Прохоров, автомобиль планировалось производить на строящемся заводе в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Планировалось, что проектная мощность завода в 2018 году составит 40 тыс. автомобилей в год. В апреле 2014 года группа ОНЭКСИМ Прохорова отказалась от проекта, объяснив это изменением конъюнктуры авторынка, общей ситуацией в экономике и ослаблением рубля. Основную часть документации по ё-мобилю за €1 получил государственный институт НАМИ.
Журнал «За рулем» называл владельцем «Кейджи Импэкс», которой в последние годы принадлежала «Ё-инжиниринг», Андрея Гинзбурга, указывает «Коммерсантъ». Гинзбург также возглавлял «Ё-Авто», работал над ё-мобилем, был главным конструктором проекта. В 2017 году «Кейджи Импэкс» участвовала в проекте белорусского электромобиля на базе Geely, а последний анонсированный проект компании — разработка «полностью электрических» мотоциклов Punch. О компетенциях или разработках по автономным технологиям или беспилотникам у «Ё-инжиниринг» никогда не упоминалось, отмечает газета.
Финиш «Ё-мобиля»: только бизнес и никакой политики
Проект «Ё-мобиль», анонсированный бизнесменом Михаилом Прохоровым еще в 2010 году, фактически закрыт. Компания «Ё-Инжиниринг» передала ФГУП НАМИ всю документацию и права на ноу-хау по разработке автокузова и шасси. Символическая сумма сделки составила один евро! С какими причинами это может быть связано: с экономическими, технологическими или.
Как уже сообщала Pravda.Ru, под проект гибридного «Ё-мобиля» с газобензиновым двигателем и электрической трансмиссией было создано совместное предприятие «Ё-Авто», в котором «группе «ОНЭКСИМ» принадлежал 51 процент. Сначала планировалось делать примерно 20 тысяч машин в год, причем предварительных заявок на покупку было собрано почти на порядок больше. Но.
Стоит отметить, что и в самой компании-инициаторе проекта «Ё-мобиля» Михаила Прохорова, группе ОНЭКСИМ, отметили, что во главу угла поставлена экономика: решение передать наработки государству связано с тем, что на фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной. В результате Прохоров, менеджеры которого собрали уже более 200 тысяч предварительных заказов, решил все-таки передать все технологии с помпой начавшегося несколько лет назад проекта государственному Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) практически на безвозмездной основе. ведь нельзя же всерьез считать один евро какой-то платой.
В общем, все специалисты, которые занимаются тематикой российских авторынков, считают, что реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Как пишет «Коммерсантъ», это не в последнюю очередь связано с ростом расходов в результате укрепления курса евро и повышения конечной цены автомобиля.
В общем, никакой политики тут вроде бы действительно нет, только чистая экономика. В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства «Ё-мобиля» на заявленных ранее условиях с прибылью стало невозможно. И покупать новую машину, если она будет стоить, скажем, миллион или больше, из-за одной оригинальности ее названия никто всерьез не будет. Впрочем, какие-то политические события тут можно вполне подвязать к ситуации.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.