что случилось с децлом причина
Настоящая причина смерти Децла (Кирилла Толмацкого)
Децл умер и это не прикол, а действительность. 3 февраля 2019 года не стало выдающегося отечественного рэп-исполнителя, который стоял у истоков зарождения и развития этого жанра в России. В 90-е песни Децла звучали практически в каждом плеере и магнитофоне, а его дебютный альбом «Кто ты?» разошелся по стране тиражом более 1 000 000 экземпляров. Февраль 2019 стал для певца роковым. Он ушёл после концерта в г. Ижевск, когда ему было всего 35 лет…
От чего умер Децл
В середине 2015 года Кирилл вновь упоминал об аналогичных планах, но уже воронежскому информационному агентству «Галерея Чижова»:
Примечательно, что последней записью в Инстаграме Кирилла является фото картины, которую певец собственноручно нарисовал маслом на холсте.
В подписи к изображению значится: «холст RIP RGB* акрил, автор – Кирилл Толмацкий, из коллекций конспирологических теорий».
Аддитивное смешение цветов — красного, зелёного и голубого (RGB)
*RIP – аббревиатура, обозначающая Requiescat in pace (с латинского «Да упокоится с миром»).
RGB – аббревиатура, обозначающая Red, Green, Blue (красный, зелёный, голубой) – основные цвета, которые используют для цветовоспроизведения. С помощью смешения этих цветов можно получить практически любой оттенок.
На основании всех этих данных поклонники творчества артиста не воспринимали сообщения о его смерти всерьёз. Они предполагали, что Кирилл просто притворяет в жизнь свой план.
Однако всё оказалось намного прискорбнее. В ночь с 3 на 4 февраля 2019 года Децл принимал участие в вечеринке, проходившей в ижевском кафе «Пош». После выступления, находясь у себя в гримёрке, Кирилл почувствовал себя плохо: у певца появилась сильная слабость, двоение в глазах, головокружение, покалывания с ломотой в руках и ногах, судороги.
На место происшествия прибыли полицейские для оформления факта смерти. Некоторые информационные ресурсы утверждают, что в ходе обследования гримёрки полиция обнаружила остатки белого порошка в стакане с водой. Предположительно это было обезболивающее, однако вещество было направлено на экспертизу. Широкой общественности о смерти Децла сообщил его отец и продюсер – Александр Толмацкий.
В ходе патологоанатомического исследования, проведенного 4 февраля в Ижеской больнице, не было выявлено видимых изменений головного мозга, органов брюшной и грудной полости. 4 марта 2019 года согласно официальному заявлению следственного комитета Российской Федерации по Республике Удмуртия, Кирилл Толмацкий скончался от острой сердечной недостаточности, которая явилась осложнением врождённого заболевания – гипертрофической кардиомиопатии. 17 февраля 2019 года мама певца, Ирина Толмацкая, в интервью Первому каналу предположила, что к смерти сына привели перенагрузки.
6 февраля состоялась церемония прощания с артистом, которая проходила в Центральной клинической больнице Управления делами президента РФ. Кирилла похоронили на Пятницком кладбище.
Что такое гипертрофическая кардиомиопатия
Это заболевание в большинстве случаев является врождённым и многие пациенты долгое время даже не догадываются о его наличии. В основе патологии лежит генетически обоснованное неправильное (хаотичное) расположение мышечных волокон в миокарде. В результате наблюдается утолщение мышечных стенок левого (реже правого) желудочка сердца. Утолщение может затронуть и межжелудочковую перегородку.
Данное патологическое состояние опасно тем, что может привести к внезапной обструкции выносящей части левого желудочка. Простыми словами: мышечный слой разрастается на столько, что становится несостоятельным и не может прокачивать кровь по большому кругу кровообращения. В итоге внутренние органы и конечности недополучают кровь, кислород и питательные вещества, наступает состояние сердечной недостаточности.
Обострение заболевания происходит при чрезмерных физических и психологических нагрузках. В частности, гипертрофическая кардиомиопатия служила причиной смерти молодых спортсменов (например, венгерского футболиста Миклоша Фехера и американского атлета Джесси Марунде).
Что оставил после себя Децл
Творческий расцвет Кирилла Толмацкого произошёл в 1999 году после выпуска трека «Пятница» и клипа на него, а также выступления на московском фестивале Adidas StreetBall Challenge.
За свою практически 20-летнюю карьеру Децл записал 15 студийных, акустических и инструментальных альбомов, более 5 десятков треков, в том числе в компании с другими артистами. Более 40 клипов на свои треки стали достоянием интернета.
Кирилл был обладателем популярных премий:
Кроме того, Кирилл принимал участие в съемках фильмов: «Продаётся дача», «Рай по требованию», «На Байкал 3», «Закон каменных джунглей» и «Beef: Русский хип-хоп».
Некоторые награды были получены Кириллом уже посмертно. В частности, 5 апреля 2019 г. на II церемонии награждения музыкальной премии «ЖАРА Music Awards» Децл получил звание «Хип-хоп легенда». А 8 июня 2019 г. в рамках премии МУЗ-ТВ он был удостоен премии «За вклад в развитие хип-хоп музыки».
Без заболеваний такого не бывает
Лев Кактурский: «Перед внезапной смертью все равны». Фото: Елена Светлова
— Такое впечатление, что никаких предвестников не было и люди даже не почувствовали приближения смерти. Сергей Доренко умер на мотоцикле, протоиерей Чаплин только отслужил в храме, Никита Исаев скончался в поезде.
— Для родных такой неожиданный уход — тяжелейшая травма. Мои близкие знакомые прошлой осенью потеряли дочь. Молодая женщина 36 лет легла спать и не проснулась. В другой семье точно так же неожиданно ушла девочка-подросток. Она ничем не болела.
Кирилл Толмацкий (Децл). Фото: ru.wikipedia.org
— Ваш коллега Иосиф Ласкавый говорил мне, что у приличного патологоанатома на тысячу вскрытий приходится одно непонятное, когда вскрыли труп и ничего не нашли. То есть человек внезапно умер по неизвестной причине. Тогда диагноз носит предположительный характер?
— Бывают очень редкие ситуации, когда мы не находим субстрата, чтобы объяснить причину смерти. И недаром в Международной классификации болезней имеется рубрика «старость». Бывает остановка сердца от старости. Я вскрываю уже около 50 лет и всего лишь один раз за свою практику поставил этот диагноз. Как правило, всегда находится болезненный процесс, объясняющий остановку сердца. И лишь в очень крайних случаях не удается найти какую-то материальную причину.
— Но если со старостью еще более-менее понятно, ведь человек — не вечный двигатель, то внезапный уход молодых не всегда даже специалисты не могут объяснить. В случае с девочкой дополнительная экспертиза не дала внятного объяснения. Причина смерти не установлена. Слышала такое объяснение: пока нет результатов всех исследований, выдается предварительная справка для того, чтобы люди могли похоронить. Потом, когда готовы все анализы, а на это уходит месяц или больше, формируется окончательный диагноз. Почему уходят молодые, спортивные люди?
— Резкие перепады атмосферного давления, колебания температуры воздуха и влажности влияют на частоту случаев внезапной коронарной смерти. Читала, что играют роль даже дни недели. Самый плохой в этом смысле — понедельник. Учеными зарегистрировано и время «Ч». Самый опасный промежуток, оказывается, от шести до восьми утра. Второй пик внезапной смертности наступает вечером, и опять-таки с шести до восьми. А время от полуночи до шести утра считается более безопасным. Это действительно так?
— Да, есть временные интервалы в сутках, днях недели и сезонах, когда фиксируется гораздо больше случаев внезапной смерти. Об этом свидетельствуют эпидемиологические данные. Если смотреть по сезонам, то в этом отношении лидируют поздняя осень и ранняя весна. Летом больничные стационары, как правило, целиком не заполнены. Люди на дачах, в отпусках. А в течение недели совершенно четко всплески наблюдаются в понедельник. Если брать суточные ритмы, действительно бывают остановки сердца в определенные часы. Здесь надо вспомнить вагус — наш блуждающий нерв. Есть даже такое выражение: ночь — это царство вагуса. Когда парасимпатическая нервная система начинает преобладать над симпатической, блуждающий нерв замедляет сердечный ритм, и у людей, предрасположенных к сердечным аритмиям, это замедление может привести к остановке сердца. Но опять-таки для этого должны быть предпосылки.
Всеволод Чаплин. Фото: ru.wikipedia.org
— Загадочны аритмические смерти. Но в этой области уже многое прояснилось. В частности, по внезапной сердечной смерти, вызванной коронарным атеросклерозом (самой частой разновидности внезапной сердечной смерти). Там имеет место, с одной стороны, глубокая, необратимая ишемия (снижение кровоснабжения) сердечной мышцы, а с другой стороны, как это ни парадоксально, восстановление кровотока в глубоко ишемизированном миокарде. Вроде бы надо радоваться, но это возобновление кровотока провоцирует острую фибрилляцию! Приведу пример из кардиологической практики: при инфаркте миокарда одним из самых мощных терапевтических средств воздействия является тромболитическая терапия, когда вводят препараты, растворяющие тромб. Но если процесс ишемии очень распространенный и необратимый, то такая терапия может спровоцировать фибрилляцию. Когда я делал об этом доклад в Московском обществе терапевтов, то наш великий учитель академик Андрей Иванович Воробьев мне сказал: «Нам такая опасность известна. Когда мы делаем тромболитическую терапию, у нас всегда наготове стоит дефибриллятор!»
— Можете объяснить причину внезапной смерти, когда человек прыгнул жарким днем в холодную воду и погиб? Что могло произойти?
— Симпатическая нервная система, которая выбрасывает норадреналин в критических ситуациях, часто запускает механизм острого нарушения сердечного ритма. Этот выброс является триггером — пусковым механизмом для острой фибрилляции желудочков, потому что он вызывает нескоординированные сокращения сердечных клеток, из-за чего возникает электрическая нестабильность сердечной мышцы. Запас прочности у нашего организма приличный, но если есть предрасположенность и проблемы с сердцем, такие вещи чреваты.
— Один из самых распространенных посмертных диагнозов — острая сердечная недостаточность. Его ставят сплошь и рядом, даже если человек скончался, к примеру, от побоев. Такая универсальная причина смерти, на которую удобно списать что-то другое.
— Настороженно отношусь к проблеме врачебных ошибок. Врач всегда на распутье при выборе решения. И всегда есть элемент профессионального риска. А когда внезапный уход больного из жизни приравнивают чуть ли не к злонамеренным действиям врача, это недопустимо. Ведь известно, что даже иногда возбуждаются уголовные дела. Врачебные ошибки всегда были, есть и будут, и они рассматриваются как добросовестное заблуждение врача. А уж винить врача во внезапной смерти больного совершенно несправедливо, тем более что медицина до сих пор еще не способна выявлять лиц с риском внезапной смерти из огромного контингента здоровых людей.
Сергей Доренко. Фото: ru.wikipedia.org
— По данным ВОЗ, частота внезапной сердечной смерти составляет 30 случаев в неделю на 1 миллион населения. Каждые 5 минут в мире один человек умирает внезапно! Точной статистики по внезапной сердечной смерти в нашей стране нет.
— Еще предыдущее правительство обеспокоилось искажениями статистики по причинам смертности населения. И вице-премьер Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова одна из первых забила тревогу. Вдруг в некоторых регионах оказалось, что идет перекос показателей смертности в сторону нервных, эндокринных заболеваний и прочих, которые не являются причиной смертности в нашем традиционном восприятии, при этом оказалась занижена смертность от контролируемых причин — сердечно-сосудистых и онкологических. Когда стали выяснять, оказалось, что статистические данные были искажены в сторону улучшения выгодных показателей. В качестве примера можно привести данные патологоанатомам рекомендации, вышедшие под эгидой Минздрава РФ, о том, что в случае сочетания инфаркта миокарда и сахарного диабета надо писать основную причину сахарный диабет. В результате улучшается статистика по инфарктам, но, как следствие, резко подскочил сахарный диабет. И тут уже возникли претензии к эндокринологам. Похожая ситуация была и с пневмониями, когда для улучшения статистики рекомендовали «прятать» их в диагнозе в рубрику осложнений вместо рубрики основного заболевания. При выполнении этих рекомендаций, инициаторами которых явились органы медицинской статистики, оказалось, что общая смертность не меняется, это ведь сообщающиеся сосуды.
— Если у человека было несколько заболеваний, всегда ли можно определить, какое из них стало причиной смерти?
— А можно внезапно умереть от огорчения или от радости?
— Сильный резкий эмоциональный стимул, чаще всего отрицательный, но иногда даже положительный, вызывает большой выброс в кровь норадреналина, а он оказывает аритмогенный эффект. И может развиться острый инфаркт миокарда или острая фибрилляция желудочков сердца. Избыточное количество эмоций опасно. К счастью, это редчайший случай, из разряда «один на миллион».
— Скажите, Лев Владимирович, разрыв сердца — это метафора или реальность?
— Да, сердце может разорваться, но всегда в основе лежит инфаркт миокарда. Сердце — очень мощный орган. При инфаркте миокарда мышца сердца омертвевает и разрушается. На вскрытии обнаруживаем сгусток крови сердечной сорочки, окутывающий сердце снаружи. На самом деле катастрофа, хотя и внезапная, но в ее основе лежит инфаркт, на развитие которого требуется время. Бывают ситуации, когда инфаркт переносится на ногах. Поэтому безболевые формы очень опасны. На вскрытии мы нередко обнаруживаем рубцы в сердечной мышце — следы перенесенного инфаркта.
— Порой за внезапной смертью скрывается криминал.
— Это вопрос к судебным медикам. Есть средства, которые могут имитировать сердечный приступ. Но следы отравления, как бы они ни были закамуфлированы, практически всегда можно обнаружить.
Общество мертвых певцов: что не так в «честной биографии» Децла
Кинореквиемы становятся устойчивым культурологическим трендом
Двухчасовая хип-хоп-драма о жизни и смерти американского рэпера Лил Пипа «Lil Peep: Все Для Всех» режиссеров Себастьяна Джонса и Рамеза Силяна может довести до слез даже стойкого человека. Но наши документалисты не отстают. Роман Супер собрал, кажется, все, что можно найти о жизни Децла, и объединил это в масштабное исследование под названием «С закрытыми окнами». Дарья Иванкова вспомнила эпоху, когда рок-звезды были большими, в своем фильме «Анатолий Крупнов. Он Был». Ушедшие звезды — идеальные герои для того, чтобы сделать кино про их жизнь, потому как значимость каждого кадра хроники о человеке, которого больше нет, трудно переоценить. В данном случае режиссер имеет право не быть гением, куда лучше, если у него есть навыки хорошего редактора.
Фото: Геннадий Авраменко
Анатолий КРУПНОВ и эпоха, когда рок-звезды были большими
Фильм «Анатолий Крупнов. Он Был» уже обласкан комплиментами на самых разных фестивалях, и все эти восторги вполне ожидаемы. Сам факт того, что юная выпускница ВГИКа знает, кто такой Крупнов и чем он занимался, разбивает в пух и прах многие стереотипы о поколении миллениалов. Возможно, подобные мысли были у Гарика Сукачева, Сергея Воронова, Юрия Шевчука и других участников тех самых событий, согласившихся выступить в качестве главных спикеров.
Сентиментальную линию фильма взяли на себя две жены Анатолия Крупнова и его старший сын. В разговоре с близкими людьми режиссер предлагает своего рода постановку и даже не жадничает на визуальные эффекты. Но все остальное — это громкий рок-н-ролльный поезд, который несется на огромной скорости, громыхая барабанами и басами. Начало карьеры, хеви-метал как самый лучший язык общения с молодежью в конце восьмидесятых и «Черный Обелиск» как группа, которая доводила своих болельщиков до шока и трепета. В кадре клубы табачного дыма и море алкоголя, веселые до несуразности гастроли и, кажется, полная уверенность главных героев в том, что дальше будет только лучше.
Но потом наступает нечто вроде похмелья. Излишне начитанный Крупнов уже не хочет с серьезной физиономией рубить хеви, а публика только этого и ждет. Как отличный басист, он играет в «Шахе», «ДДТ» и потом в «Неприкасаемых», созданных Гариком Сукачевым в момент разочарования всем тем, что творилось в «Бригаде С». Пройдя все круги алкогольного и наркотического ада, Крупнов, наконец, понимает, какую музыку он хочет записывать и исполнять, еще немного, и, возможно, у нас появился бы свой Том Уэйтс, но Анатолию просто не хватило здоровья.
Если бы фильм сводился только к биографии музыканта, то получилась бы довольно грустная картина, в которой драматичные ошибки идут рука об руку с нереализованными возможностями. Однако главный акцент фильма не на том, что музыкант не сделал, а на том, как он прожил отведенное ему время. И здесь впечатлений и опыта хватило бы на десять спокойных жизней.
Каждый кадр с фестиваля «Рок на баррикадах», проведенного прямо у Белого дома в августе 91-го, прямо-таки наэлектризован от эмоций всех участников событий. Тотальное крушение иллюзий еще не началось, и музыканты, как и публика, уверены, что находятся в правильном месте с правильными людьми. «Мне только потом рассказали, что, пока шел фестиваль, в самом Белом доме был банкет, на котором под икорку делили власть, — горько усмехается Гарик Сукачев и добавляет: — Давайте лучше про Толю, а то у вас совсем другое кино получится».
Наверное, самый впечатляющий фрагмент фильма — проезд «Неприкасаемых» по Ленинградскому проспекту с кортежем мотоциклистов. Гарик, Воронов и Крупнов в правительственном кабриолете «ЗИЛ», а следом еще не кремлевские «Ночные волки». Трудно придумать более точную картинку того времени. Молодые, харизматичные, талантливые несутся вперед, не обращая внимания на все общественные нормы. В финале фильма после сцены похорон Анатолия Крупнова тот же Гарик рассказывает, какую цену пришлось заплатить за весь этот свободный полет. «На кладбище мы тогда ходили как на работу», — говорит музыкант. Но потом замечает, что очень хотел бы вернуться в то время. Не для того, чтобы стать молодым, а чтобы снова почувствовать энергию движения вперед.
ДЕЦЛ и гибель редкого заповедника
«Любят люди после смерти обессмертить», — заметил один мой знакомый в соцсетях, выложив надпись «Децл жив», увиденную им на обшарпанной каменной стене в московских дворах. Любому социуму — будь то локальное или даже мировое сообщество — свойственно возводить творца на пьедестал после смерти. Пока он еще жив, большинству часто нет до него никакого дела, но стоит случиться беде, личность сразу привлекает внимание. Если вдуматься в эту закономерность, подтверждений которой очень много в истории, можно ужаснуться, но человеческая психика устроена именно таким образом. Вспоминается банальная, но жизненная поговорка «Что имеем — не храним, потерявши плачем».
Фото: Кадр из видео
О картине, которая вышла в свет под названием «С закрытыми окнами» и находится в открытом доступе в Интернете, сегодня не говорит только ленивый. В ней собрано внушительное количество архивного видео- и фотоматериала, детально рассказана история резкого взлета маленького Децла на пик популярности, дальше — периода, когда Кирилл, став звездой, столкнулся с волной агрессии и неприятия, потом — того времени, когда он разорвал контракт с отцом Александром Толмацким и стал заниматься творчеством самостоятельно, уйдя в андеграунд. Слово дается не только родителям (помимо папы свою историю сына рассказывает также Ирина Толмацкая): вспоминает о Децле Влад Валов (он же Шефф, создатель хип-хоп-клана Bad Balance), который по просьбе Александра занялся ликбезом мальчика в области хип-хоп-культуры и его раскруткой, Лигалайз, написавший ему первый хит «Пятница», а потом «Пепси, пейджер, MTV». Рэпер не скрывает, что хорошо озолотился тогда на проекте и думал — пусть пацан развлекается. Неожиданно много рассказывает о Кирилле его коллега Тимати, который, в общем-то, и в детстве был его другом постольку поскольку, скорее — по стечению обстоятельств, чем из-за какой-то внутренней близости. То, что у последнего совсем другие ценности, очевидно из его рассуждений, впрочем, предприимчивый артист этого и не опровергает. «Цены, а не ценности», — так определяет ориентиры Александра Толмацкого его бывшая жена Ирина. Тимати определение тоже подходит.
«Честная биография» (как позиционируется фильм) — пожалуй, слишком претенциозная формулировка. Очевидно, что его создатели проработали огромную часть информации, но если времена популярности Децла рассматриваются как под лупой — с обсуждением всех треков, клипов, гастролей со взрослыми рэперами, проведением агрессивной пиар-кампании, в результате которой песни Кирилла действительно звучали из каждого «унитаза» (именно это слово используется в кино), то последние 10 лет его жизни описываются преимущественно с бытовой точки зрения. Коллеги и приятели вспоминают, как Толмацкий-младший не платил за коммуналку и что якобы это тоже было показательно для его личности как некий протест против системы, как в итоге стал невыездным, какие площадки выбирал для концертов (в основном маленькие клубы). О том, что создавалось в это время, рассказывает только сам Кирилл (используются отрывки его последних интервью). И все это в основном констатация факта — мол, сейчас записывается такой-то альбом, дальше планируется другой. А ведь о том, что «поздних» интервью было много, рассказывал недавно «МК» человек, который плотно дружил и сотрудничал с Децлом в качестве саунд-продюсера, Роберт Райда. С ним мы поговорили о поворотной пластинке «Здесь и сейчас» 2010 года, экспериментах с гаражным звучанием, трэпом и дэнсхоллом, о релизе с живыми гитарами, мини-диске «Favela Funk», о последнем альбоме «Неважно, кто там у руля». Учитывая, сколько времени проводил Кирилл с Робом в последние годы, странно, что этот персонаж в фильме никак не фигурирует, как и гражданская жена Юлия Киселева. Впрочем, говорят, их отношения с артистом были не самыми простыми. Из ближнего дружеского круга на экране появляется только певица Кнара, которая организовывала концерт памяти Кирилла. Интересную «затравку» дает художник, перформансист Олег Кулик, чье отношение к уходу Толмацкого в андеграунд отличается от большинства расхожих оценок. Он говорит о том, что музыкант не скатился в андеграунд, а возвысился до него, наоборот — скатился с кучи экскрементов (с которой Кулик сравнивает мир героев-однодневок шоу-бизнеса) в чистую долину. Но опять-таки все эти мнения выглядят подвешенными в воздухе без понимания творческих процессов, происходивших с артистом после его ухода с большой сцены.
Фото: Кадр из видео
Фото: Кадр из видео
Интересно, что в фильме показана не только психология главного героя, вскрываются глубинные психологические причины происходивших с ним событий и в конце концов — трагедии, но через его личность раскрываются и другие люди в окружении. А еще — психология общества, психология самого шоу-бизнеса: Тимати, например, с искренним удивлением и непониманием говорит о том, как Децл мог отказаться от финансового благополучия и успеха ради «душных клубов». Рассуждения более чем показательны. В финале всех персонажей просят назвать три слова, с которыми у них ассоциируется Кирилл. Они произносят такие, как «душа», «философия», «честность», «свобода». Александр Толмацкий вспоминает название первого альбома «Кто ты?», объясняя это тем, что его сын всю жизнь искал ответ на этот вопрос. Может быть, это на самом деле вопрос не сына, а отца к нему, метафора того, что понять и увидеть настоящего Кирилла ему никогда не удавалось и именно в этом корень внутренней трагедии. Когда еще одного друга артиста — музыканта Геру Моралеса спрашивают, создавал ли Кирилл впечатление счастливого человека, он уверенно отвечает «нет».
В начале фильма камера охватывает гористую местность, густо заросшую зелеными деревьями. Это восточный склон горы Ахун, самой высокой, расположенной рядом с Сочи. В финале зритель видит вымершие леса в горах. Режиссер вспоминает экологическую катастрофу, произошедшую в России в 2017 году, когда бабочка-огневка, завезенная с растениями из Италии, истребила реликтовые самшитовые леса в Краснодарском крае и Адыгее. Кадры сопровождает надпись: «Этот заповедник был уничтожен без бензопил, пожара или наводнения. Хватило маленькой бабочки. Мотылек мгновенно сожрал лес, переживший динозавров и ледниковый период. И превратил его в кладбище деревьев». Каждый сам для себя может решать, как трактовать эту метафору в контексте истории, кто или что может стать таким «мотыльком» для цветущего, изначально наполненного мощной энергией пространства.