что случилось с бензином на дальнем востоке
Плановый ремонт и внезапный дефицит: дальневосточные заправки распечатали Росрезерв
Нехватку бензина на востоке страны связывают с плановой модернизацией Хабаровского НПЗ, входящего в «Независимую нефтегазовую компанию» (ННК, принадлежит Эдуарду Худайнатову). Дефицит топлива испытывает, в основном, сеть автозаправок ННК. Власти субъектов ДФО с нетерпением ждут, когда Хабаровский НПЗ выйдет на полную мощность и, успокаивая население, выражают надежду, что ситуация нормализуется к концу этой недели.
Распечатать Росрезерв
Сложнее всего ситуация сейчас в Хабаровском крае. На прошлой неделе первыми нехватку популярных марок бензина на АЗС ощутили жители Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. К настоящему моменту проблема расширилась на весь регион и правительство края во вторник сообщило о планах компенсировать нехватку бензинов за счет поставок из Росрезерва.
По словам Литвинчука, поставки позволят «обеспечить свободную продажу бензина за наличный расчет вдоль автотрасс от Бикина до Комсомольска-на-Амуре, чтобы люди не испытывали проблем в пути». Что касается городов, то с руководством ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» (входит в «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова) достигнута договоренность о том, что бензин будет в свободной продаже не менее чем на 30% заправок ННК. На остальных топливо будут продавать по карточкам.
Дефицит и ажиотаж
По словам министра, на сегодняшний день на автозаправках ННК в Приморье наблюдаются перебои с бензином марки Аи-95, с Аи-92 ситуация лучше. На заправках «Роснефти» и у независимых автозаправщиков по всем видам высокооктанового топлива дефицита нет.
Минэкономразвития Амурской области на фоне ажиотажа на заправках сообщило о прибытии из Сургута железнодорожного состава с бензином. По информации властей, этот бензин в среду утром поступит на заправки региона. Глава министерства Людмила Старкова на заседании правительства выразила надежду, что ситуация с бензином в Приамурье стабилизируется до конца текущей недели.
Представитель РЖД заявил «Интерфаксу», что со стороны компании никаких ограничений по поставкам на Дальний Восток нет, к перевозке принимаются все предъявляемые объемы. Задержек или просрочки доставки нет.
Острова спокойствия
Ряд регионов ДФО проблема нехватки топлива пока обошла стороной.
Госкомитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии сообщил «Интерфаксу»: «Правительством республики ведется постоянный мониторинг ситуации с топливообеспечением региона. В настоящее время ситуация стабильная, дефицита топлива не наблюдается».
Заместитель председателя правительства Камчатского края Сергей Миронов заявил агентству: «Напряженности по поставке нефтепродуктов на территорию Камчатского края нет. На сегодняшний день запасов достаточно на 30 дней. По информации нашего основного поставщика «Камчатнефтепродукт», на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе топливо отгружается и очередной танкер в порт Петропавловска-Камчатского выйдет уже 8 февраля.
В пресс-службе правительства Еврейской АО отметили, что значительно сократилось наличие бензинов на заправках «ННК-Хабаровскнефтепродукт». Но спрос на эти виды топлива в полном объеме обеспечивают заправки «Роснефти», на которых объемы продаж увеличились до 30%. Логистика поставок топлива с повышенным спросом справляется, и предприятие готово обеспечить потребности области в полном объеме. У независимых нефтетрейдеров значительного увеличения продаж не наблюдается.
«Роснефть» ранее сообщила, что значительно нарастила поставки бензина на АЗС Хабаровского края из-за повышенного спроса. Представитель компании отметил, что «Роснефть» обеспечивает стабильную работу собственной сети АЗС (крупнейшей в России) и является основным поставщиком топлива на биржу. Потребности Дальнего Востока в моторном топливе обеспечивают три НПЗ компании: АНХК, Комсомольский и Ачинский НПЗ.
Наладка вместо пуска
Поздно вечером во вторник Минэнерго и ФАС опубликовали заявление, что держат на особом контроле ситуацию с обеспечением топливом и ценообразованием на него в субъектах, расположенных в Дальневосточном федеральном округе. В рамках специально созданной оперативной группы вырабатывались решения, направленные на нормализацию ситуации на топливном рынке ДФО, возникшей в результате остановки установки, обеспечивающей выпуск автомобильного бензина на Хабаровском НПЗ.
По данным ведомств, остановка установки каталитического риформинга на Хабаровском НПЗ (принадлежит АО «ННК») из-за технических проблем с компрессорным оборудованием в январе 2021 г. привела к выпадающим объемам производства автомобильного бензина – 2 тыс. тонн в сутки (около 30 тыс. тонн за период ожидаемого простоя).
В рамках рекомендаций рабочей группы для полного замещения выпадающих объемов производства на Хабаровском НПЗ и восполнения запасов топлива на автозаправочных станциях были организованы поставки порядка 38,6 тыс. т автомобильного бензина, произведенного на других НПЗ России, в том числе Сибирского, Уральского и Приволжского федеральных округов. Основной объем товара был закуплен в рамках дополнительной торговой сессии на биржевых торгах, что позволило избежать существенного влияния соответствующего спроса на рыночные индикаторы оптовых цен. Сверх указанных объемов были в кратчайшие сроки обеспечены поставки топлива из Росрезерва, говорится в сообщении Минэнерго и ФАС.
Ведомствами совместно с Минтрансом и ОАО «РЖД» была достигнута договоренность об обеспечении «зеленого коридора» железнодорожным составам с нефтепродуктами, направляемыми в регионы Дальнего Востока. Это позволяет обеспечить необходимую ритмичность поставок автомобильного бензина одновременно с проводимой работой со стороны НПЗ по первоочередной выгрузке произведенных нефтепродуктов в дальневосточном направлении.
Часть независимых АЗС Дальнего Востока перестали продавать АИ-95 и АИ-98
Независимые АЗС Приморского края перестали продавать бензины АИ-95 и АИ-98, рассказал РБК Владимир Чирсков, глава Приморского топливного союза (объединяет девять компаний, которым принадлежит 70 АЗС). Например, по его словам, с июля входящая в союз сеть «Октант», совладельцем которой является Чирсков, перестала продавать АИ-98 на всех своих девяти заправках. Нет АИ-95 и АИ-98, по информации собеседника РБК, и на половине заправок сети «Бензо» (в союз не входит, владеет 31 АЗС).
«Перебои с поставками нефтепродуктов носят системный характер по всему краю. Мы подтверждаем факт частичного ограничения реализации ГСМ (горюче-смазочных материалов. — РБК) в адрес физических лиц», — сказала РБК коммерческий директор сети «Бензо» Анна Моисеенко.
Почему на приморских АЗС пропал бензин
Единственный НПЗ на Дальнем Востоке, который продает бензин на бирже, — Комсомольский НПЗ «Роснефти» (владеет 30 АЗС в Приморье). В регионе есть и другой крупный завод — Хабаровский НПЗ, принадлежащий «Нефтегазхолдингу» экс-президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Но последний редко продает дизель мелким оптом: основную часть топлива завод поставляет на собственные заправки (владеет сетью из 270 АЗС в нескольких регионах Дальнего Востока, из них в Приморье — 92). По данным Приморского топливного союза, в регионе работает 335 заправок, большая часть (214) — у независимых сетей.
С конца июня оптовые цены Комсомольского НПЗ превышают розничные цены на АЗС «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга», утверждает Чирсков. По его данным, на 31 июля в Приморском крае розничные цены обеих компаний на АИ-95 были на 8% (почти 4 руб. на литр) ниже оптовых цен Комсомольского НПЗ, а на АИ-98 — почти на 6% (3 руб. на литр). Владельцам независимых АЗС невыгодно покупать топливо на оптовом рынке для продажи, объясняет Чирсков.
Из-за чего выросли оптовые цены
Оптовые цены на АИ-95 выросли из-за ограничения предложения на бирже, считает глава Приморского топливного союза. По его словам, Комсомольский НПЗ «Роснефти» продает через биржу около 120 т АИ-95 в день, а рынку Дальнего Востока нужно не меньше 1 тыс. т этого бензина. «Роснефть» не удовлетворяет заявки потребителей на покупку бензина АИ-95 в мелком опте со своих нефтебаз, переориентируя их на биржу, утверждает Чирсков.
В «Роснефти» заявление главы союза опровергают. «Заявления Приморского топливного союза о занижении «Роснефтью» продаж топлива на Дальнем Востоке на бирже и мелким оптом являются необоснованными и не соответствующими действительности. Заявки, поданные «независимыми» сетями, в июле были удовлетворены компанией в полном объеме», — говорится в ответе пресс-службы «Роснефти», поступившем в РБК. Представитель «Роснефти» также уточнил, что заявки на приобретение бензина марок АИ-95 и АИ-98 со стороны розничной сети «Октант» в июле не поступали.
По данным «Роснефти», ежедневно Комсомольский завод продает на бирже 1,2 тыс. т различных видов бензина и дизеля, «что соответствует производственным возможностям предприятия». Из них компания действительно продает 120 т АИ-95 и АИ-98 в сутки, добавил ее представитель.
Представитель «Роснефти» указал, что в первую очередь топливом обеспечиваются ее собственные АЗС, но она не является монополистом по его продаже на региональных рынках: топливо можно приобретать через биржу или у других поставщиков.
В этом году Комсомольский завод снизил продажи топлива, отмечает гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. В июле прошлого года Комсомольский НПЗ продавал на оптовом рынке 3,3 тыс. т АИ-95 в месяц, а в этом году — 2,76 тыс. т, объясняет он. С конца мая оптовая цена на АИ-95 превысила уровень прошлого года, а к 31 июля составила 63 877 руб. за тонну, то есть стала на 26% выше прошлогоднего уровня (50 618 руб. за тонну).
Из-за пандемии заводы сократили производство, но когда спрос начал расти, так и не восстановили его до необходимого уровня, что и привело к росту оптовых и мелкооптовых цен, говорит президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
По словам Аркуши, такая ситуация сложилась по всей стране: оптовые, мелкооптовые и розничные цены на бензин находятся на таком уровне, что владельцы АЗС не в состоянии работать без убытка. Заправщикам нужно, чтобы разница между мелкооптовыми и розничными ценами составляла 5–6 руб. на литр, для покрытия эксплуатационных расходов, затрат на зарплаты, кредиты и т.д. Но сейчас в различных регионах эта разница составляет 2–3 руб. на литр или меньше, указывает он. На Дальнем Востоке ситуация еще сложнее, с учетом того что на бирже бензин продает только Комсомольский завод, а везти топливо с других НПЗ в этот регион слишком дорого из-за высоких железнодорожных тарифов, добавляет глава РТС.
Вырастут ли цены на заправках
Независимые АЗС уже продают АИ-95 на 3 руб. дороже, чем «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» (49 против 46 руб. за литр). Но если оптовые цены продолжат расти, в сентябре цены на заправках могут увеличиться до 55–57 руб. за литр, предупреждает Чирсков.
Владельцы независимых АЗС построили нефтебазы и АЗС (одна заправка — 70–100 млн руб., нефтебаза — от 300 до 500 млн руб.), купили бензовозы, но периодически вынуждены работать с отрицательной маржой, констатирует собеседник РБК. В результате, по его словам, например, в Хабаровском крае до 2018 года было около 20–25 владельцев заправок, но за последние два года большинство из них закрылись или находятся в процедуре банкротства, на рынке осталось три-четыре независимых компании.
Минэнерго рекомендовало нефтяникам увеличить производство, но ответственности за невыполнение рекомендаций не предусмотрено, говорит Аркуша. Топливные проблемы Дальнего Востока можно решить за счет снижения тарифов на железнодорожный транспорт: еще в начале года вице-премьер Юрий Борисов поручил к маю их значительно сократить, напоминает он. Но, по словам Аркуши, это поручение не выполнено до сих пор.
РБК направил запрос представителю Борисова.
Ситуация на Дальнем Востоке регулярно обсуждается в ФАС и Минэнерго, рассказывает один из участников рынка. «Необходим более детальный контроль со стороны регулирующих инстанций над диспаритетом розничных и оптовых цен крупнейших нефтяных компаний, а также контроль над биржевыми ценами и объемом биржевого ресурса, что позволит независимым участникам устанавливать на АЗС конкурентоспособную цену с оптимальной маржинальностью», — считает Моисеенко из «Бензо». По мнению Турукалова, в решении проблемы могло бы помочь ограничение для «Роснефти» экспорта прямогонного бензина и компонентов бензина, а также увеличение выпуска товарного бензина и его поставок на внутренний рынок. «Компания поставляет на биржу самые большие объемы моторного топлива для развития рыночного индикатива», — парирует представитель «Роснефти».
Представитель Минэнерго отказался от комментариев, представитель ФАС не ответил на запрос РБК.
Топливный коллапс в Хабаровске: почему регион остался без бензина
Главная сегодняшняя видеопримета Хабаровска, да и всего Дальнего Востока – пользователи соцсетей соревнуются, чья очередь на заправке длиннее. Вот эта, на выезде из города, вошла в тройку сомнительных призеров – около 150 машин ждут места у колонки. Еще одну очередь сняли с коптера, поэтому масштаб лучше понятен – более двух километров до живительного бензинового источника.
Из-за острой нехватки топлива в Хабаровске даже пришлось отчасти перейти на «карточную систему»: определенная часть топлива для общественного транспорта, автомобилей экстренных служб отпускалась только по спецталонам «для своих». Нередки случаи, когда транзитные машины часами стояли в ожидании свободной колонки.
Между тем, по данным от краевых властей, руководство хабаровского НПЗ обещало вывести предприятие на полную мощность еще в воскресенье, но до сих пор топлива не хватает.
А ведь топливо из Росрезерва – это НЗ: неприкосновенный запас, на случай войны, техногенной катастрофы и стихийных бедствий глобального характера. Но когда топливо стало пропадать уже и в Приморском крае, то решено было госкубышку открыть, чтобы спасти Дальний Восток от топливного кризиса, даже Минэнерго и антимонопольная служба создали свой спецштаб.
Ситуация на топливном рынке всех регионов страны находится под ежедневным контролем регуляторов. ФАС и Минэнерго осуществляют ежедневный мониторинг ситуации с топливообеспечением, с ценами на моторное топливо. При возникновении нестандартных ситуаций действия продавцов, а иногда и покупателей нефтепродуктов корректируются в реальном времени.
Между тем и в Хабаровском, и в Приморском краях автовладельцы жалуются: если у «нефтяных гигантов» цифры на колонках в целом стабильны, то небольшие сети АЗС повысили цены – 92-й в последние дни подорожал на 2 рубля, а 95-й сразу на 3.
А вот жители Хабаровска в ожидании окончания ремонта на НПЗ продолжают «прокачивать бензиновую тему в соцсетях». Вот кто-то в шутку предлагает продать место в очереди на заправку, а вот кто-то уже всерьез предлагает продать сразу бочку бензина по цене втрое выше, чем на АЗС, зато оптом и с запасом на несколько дней вперед. Впрочем, куда более актуальным предметом в багажниках дальневосточных автолюбителей остается канистра, которую многие расчетливо возят с собой мимо заправок, потому что они либо закрыты, либо по-прежнему блокированы огромными очередями.
Горючие новости: жителям Дальнего Востока и Сибири не хватает топлива
Жители Дальнего Востока и Сибири столкнулись с нехваткой топлива, рассказали «Известиям» представители бизнеса. Это связано с тем, что независимые АЗС (60% рынка) банкротятся из-за диспаритета цен или не имеют средств покупать топливо с запасом, из-за чего сокращают ассортимент. В итоге граждане вынуждены заправляться только у крупных компаний, а в некоторых субъектах у них всего 5–10 АЗС и на них выстраиваются очереди, рассказывают представители отрасли. ФАС призвала нефтяников не допустить дальнейшего роста цен на топливо всех видов и «настоятельно рекомендовала» увеличить объемы производства нефтепродуктов, говорится в протоколе заседания биржевого комитета службы от 27 октября (есть у «Известий»). Особое внимание она призвала обратить на обеспечение топливом ДФО. В Минэнерго «Известиям» сообщили, что в рамках суточного мониторинга запасов топлива обеспеченность бензином и дизелем превышает 10 суток.
Очередные трудности
Россияне на Дальнем Востоке и в Сибири столкнулись с дефицитом и недоступностью топлива из-за тяжелого экономического положения независимых АЗС, рассказал «Известиям» руководитель группы компаний «Омни» (объединяет три нефтебазы и 49 АЗС в Иркутской области и Забайкальском крае) Денис Писаревский. Он отметил, что из-за значительного роста цен в опте (например, дизтопливо за три года подорожало почти в два раза) заправки вынуждены работать в убыток.
Как писали «Известия», с 2019 года власти пытаются сдерживать подорожание бензина в рознице выше темпов инфляции посредством воздействия регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Их розничные сети работают в минус, однако убытки нефтяники могут компенсировать доходами от оптовых продаж нефтепродуктов, а также за счет механизма демпфера, предусматривающего выплаты из федерального бюджета, отметил Денис Писаревский. Так, например, при растущих биржевых ценах Независимая нефтегазовая компания (ННК) за счет собственных финансовых средств сдерживает повышение розничных цен, отметили там «Известиям».
— В ряде регионов независимые АЗС из-за диспаритета оптовых и розничных цен сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены ставить цены на 5–7 рублей выше, чем у ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний). В итоге потребитель уходит за ценой в крупные сети, а независимый сектор теряет клиентов, — сказал глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
Яркий пример диспаритета — ситуация с зимним дизелем: сейчас его оптовая цена составляет примерно 65 рублей за литр для независимых АЗС во Владивостоке, при этом розничная цена у ВИНКов составляет около 56 рублей, сказал глава Приморского топливного союза (входит в РТС) Владимир Чирсков.
Такая ситуация приводит к банкротству независимых АЗС, притом во многих регионах они составляют подавляющее большинство (в некоторых субъектах соотношение таково: 5–10 заправок ВИНКов против сотен независимых), добавил Денис Писаревский. Помимо прочего, те независимые сети, которые еще работают, не имеют возможности покупать товар с запасом из-за тяжелого финансового положения и отказа банков кредитовать такие АЗС.
— Если раньше запасы были на нефтебазах на 60 суток, то теперь с учетом роста оптовых цен, отгрузок с НПЗ товара, приобретенного по предоплате через 30–40 дней, времени в пути по железной дороге 10–20 дней, заправки практически работают с колес, — подчеркнул специалист.
В итоге в регионах, где заправки массово закрываются или сокращают свой ассортимент, топливо для граждан становится более труднодоступным, добавил он. В отдельных восточных субъектах, где диспаритет цен особенно ощутим, образуются большие очереди на АЗС ВИНКов, добавил Евгений Аркуша. В распоряжении «Известий» оказались фото из Владивостока, сделанные в выходные дни. На них можно увидеть, что даже не в пиковые периоды загрузки на заправках скапливаются машины.
Как снег на голову: почему на Дальнем Востоке России начался топливный кризис
Вот уже почти месяц ряд российских дальневосточных регионов испытывают серьёзные проблемы с поставками бензина на АЗС. Говорят даже о топливном кризисе. Собственно, все признаки такового имеются: очереди на заправках, рост цен, ажиотажный спрос.
Плановый ремонт стал причиной «непланового» кризиса
Проблемы начались ещё в середине января. Дело в том, что в прошлом месяце закрылся на ремонт Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Соответственно, было остановлено производство примерно двух тысяч тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95 в сутки. Предполагалось, что на время ремонта НПЗ не будет произведено около 30 тысяч тонн топлива. Но власти отчитались, что созданы запасы, которых должно было хватить.
Однако уже к концу января стал ощущаться самый настоящий дефицит топлива. Речь, отметим, именно о бензине, с дизельным топливом проблем не наблюдается. В большей степени проблема затронула Хабаровский край, в первую очередь Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Однако проблемы были и в Амурской области, и в Приморском крае, и в Еврейской автономной области. То есть задеты оказались сразу несколько дальневосточных регионов.
Дефицит породил очереди на АЗС, рост цен — причём не только на топливо, но и, например, услуги такси. На тех заправках, где бензин можно было приобрести, царил ажиотаж.
Почему возникла такая ситуация, раз запасы были созданы? Как сообщил ранее заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам ТЭК и ЖКХ Анатолий Литвинчук, «всё необходимое топливо было закуплено, но ряд составов не смог выйти».
Причины и последствия
А вечером 3 февраля федеральное минэнерго и ФАС опубликовали заявление, что держат на особом контроле ситуацию с обеспечением топлива и ценообразованием в дальневосточных регионах. При этом были организованы поставки порядка 38,6 тысячи тонн бензина с других НПЗ. Сверх указанных объёмов были обеспечены поставки топлива из Росрезерва. С минтрансом и ОАО «РЖД» достигнута договорённость об обеспечении «зелёного коридора» железнодорожным составам с нефтепродуктами, направляемыми в регионы Дальнего Востока.
Стоит заметить, что возобновить работу Хабаровского НПЗ было обещано ещё на прошлой неделе. Однако по факту производство бензина было возобновлено 3 февраля.
Краевые власти заявляют, что топливный кризис преодолён. При этом на ряде АЗС топливо действительно появилось, но его быстро раскупили.
Нет сомнений, что дефицит будет преодолён. И, вероятно, в ближайшие дни — хотя утверждать что-либо в данном случае сложно.
Но, конечно, это не снимает ряд вопросов. А именно, как так получилось, что остановка НПЗ спровоцировала столь масштабные проблемы? О ней было известно заранее, раз были созданы запасы бензина. Но как получилось, что не были организованы поставки на АЗС? Объяснения, что «ряд составов не смог выйти», может, и даёт ответ на этот вопрос, но не слишком убедительный. А что будет с выросшими ценами на бензин? Они таковыми и останутся?
Пока же прокуратура Хабаровского края начала проверку, в ходе которой будет дана оценка действиям или бездействию руководства НПЗ, органов власти, возникшей проблеме, а также своевременности поставки топлива в регион.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.