что считается простоем транспортного средства
Как выставить счет за простой автотранспорта
Правовое регулирование вопроса
Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.
Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.
Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.
Понятие и нормы простоя
Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:
Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.
Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.
Основания для взыскания штрафов
Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.
Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?
Сторона, ответственная за нарушение
Груз не предъявлен для перевозки
Ответственность налагается на грузоотправителя
П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ
Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной
Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя
П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ
Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой
За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель
П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ
За разгрузку несет ответственность грузополучатель
Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.
Пример расчета штрафа
Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:
Отметим, что суды занимают иную позицию и считают, что НДС с неустойки начислять не нужно (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2014 № Ф06-17838/2013, ФАС Московского округа от 25.04.2012 № А40-71490/11-107-305). Но ФНС не принимает доводы к учету, и придется оспаривать свою позицию через суд.
Итак, третьим пунктом алгоритма будет начисление НДС:
15 000 × 20% = 3000 рублей.
Документальное оформление простоя
Фактическая задержка транспорта при перевозках отражается в транспортных накладных, путевых листах и иной сопроводительной документации. Следовательно, дополнительной документации не требуется. Период задержки будет отражен в первичке. И этой информации достаточно для расчета и выставления штрафа.
По условиям договора между сторонами перевозки может быть оформлен специальный акт о простое. Унифицированной формы документа не предусмотрено. Но компании могут определить форму в качестве приложения к договору. В таком случае следует оформлять только утвержденный бланк. В остальных случаях допускается оформить акт в произвольной форме.
Специальных требований к формуляру нет. В акте раскройте следующую информацию:
Акт должен быть подписан обеими сторонами. То есть документ подписывает представитель грузоотправителя и грузополучателя.
Образец акта
Как выставить счет
С основанием и расчетом неустойки разобрались. Теперь определим, как выставить счет за простой автотранспорта. Используйте унифицированные формы счета либо иные формуляры, утвержденные в учетной политике компании. Обязательно отразите в документе:
Счет должен подписать руководитель и главбух. Подробная инструкция — в отдельной статье: «Как без ошибок составить счет на оплату».
Образец счета
Бухгалтерский учет
Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по начислению неустойки за простой транспорта:
Признана претензия на неустойку за задержку транспортного средства от контрагента
Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках
Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.
Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств.
А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.
Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.
В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).
В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).
В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).
В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.
Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).
Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).
На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.
Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.
Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.
Простои автотранспорта. Причины и пути решения.
Лекционный материал.
Свои основные средства производства – автомобили – транспортные компании доверяют водителям, которые по сути находится вне контроля в течение всего рабочего времени. Водители фактически управляют деньгами компаний. Добиться от них абсолютной отчетности и аккуратности крайне сложно, поэтому анализ работы каждой транспортной единицы и всего подразделения в целом обычно вызывает затруднения, и неудивительно, что при росте парка падает качество управления, а это прежде всего, отражается на появлении простоев автотранспортных средств. В результате уменьшается прибыль компаний.
Простой автотранспорта – это период в течении рабочего дня, во время которого трудовые ресурсы транспортного средства не используются.
Причины простоев могут быть различными:
— «левые» рейсы водителей;
— вина водителя;
— ошибки диспетчеров;
— ожидание заказов;
— недоработки или сбои системы управления;
— использование неоптимальных маршрутов;
— поломка транспортного средства;
— дорожно-транспортное происшествие;
— погодные условия;
— отправка на штрафную стоянку;
— и другие.
«Левые» рейсы водителей. Водитель – это, прежде всего, человек, которому присущи слабости и недостатки. В результате этого, очень часто водители используют транспортные средства для личных нужд или берут попутный груз, тем самым отнимая у предприятия время и моторесурс.
Вина водителя. Случаев, когда простой вызван виной водителя очень много. Например, водитель может проспать с выездом со стоянки, задержаться по личным делам и т.д. Кроме того, «плохой» водитель может не соблюдать ПДД, а это чревато дорожно-транспортными происшествиями, которые не только вызывают простои, но и могут нанести урон автотранспортному средству и перевозимому грузу.
Ошибки диспетчеров. В автотранспортном предприятии именно связка водитель-диспетчер обеспечивает оборачиваемость транспортного средства. Диспетчер дает указания и контролирует прохождение рейса, водитель старается выполнять его указания. Если диспетчер дает ошибочные команды, то возникают либо непроизводительные простои, либо, вообще, ошибочные перегоны автомобиля.
Недоработка или сбои системы управления. Оптимальная система планирования должна учитывать всевозможные риски, форс-мажорные ситуации и т.д. Например, если связь с водителем потеряна, всегда должен быть «запасной вариант» передать ему необходимую информацию. Недоработанные системы не могут быстро реагировать на возникающие сложности, в следствии чего возникают неоптимальные простои.
Ожидание заказов. Диспетчер периодически обзванивает водителей и проверяет их местонахождение. Как правило, делает он это раз в день или реже. В результате объективность информации о местоположении машин является достаточно низкой. Однако, без объективной картины местонахождения машины и отслеживания графика перевозок диспетчеру весьма сложно планировать начало следующего рейса, поэтому периодически возникают сбои в планировании, которые приводят к простоям машин из-за временного отсутствия заказов. Также возникают непроизводительные простои, если диспетчер не смог найти заказ вовремя или отказался от такого, который мог быть выполнен.
Использование неоптимальных маршрутов. В результате выбора неверного маршрута может возникнуть множество проблем, которые в последствии станут причиной простоя автотранспортного средства. Например, автомобильные пробки, непреодолимые преграды, ремонтные работы дорог и т.д.
Погодные условия. Плохие погодные условия достаточно частое явление, особенно для России. Например, сильные дожди или снегопад могут вызвать «увязку» автотранспортного в дороге. В таких ситуациях, как правило, отсутствует и связь, поэтому простои могут быть достаточно длительными.
Отправка на штрафную стоянку. Например, на посту ГИБДД водителей могут попросить предъявить документы, требование и проверка которых превышают полномочия сотрудников дорожно-патрульной службы. Например, сертификат соответствия ГОСТу на перевозимый груз. Не все грузоперевозчики прилагают к своему товару такой сертификат, поскольку законодательство не обязывает предъявлять его во время грузоперевозок. Однако отсутствие любых документов довольно часто может стать поводом остановки грузового транспорта и отправки на штрафную стоянку.
Практически все вышеперечисленные виды простоев, за исключением некоторых, можно избежать за счет использования системы спутникового мониторинга транспорта. Она позволяют в любой момент времени определить, где находится груз и в каком он состоянии, сообщить ожидаемое время прибытия груза к клиенту и т. д. Применение таких систем означает не только преодоление простоев, но повышение качества обслуживания, а также максимизация прибыли.
Разберем еще один вид простоев: простой автомобильного транспорта под погрузкой/разгрузкой.
Следовательно, время простоя (задержки) автомобиля под погрузкой или разгрузкой исчисляется с момента подачи автомобиля к месту погрузки или разгрузки и вручения водителем транспортных документов на перевозку грузов до момента окончания погрузки или разгрузки и вручения водителю надлежаще оформленных транспортных документов.
В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Нужно отметить, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.
Таким образом, заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.
Автомобиль «КАМАЗ 5320» в течение месяца (30 дней):
— 5 дней простоял в техническом обслуживании и ремонте;
— 3 дня – находился в простое по организационным причинам.
— коэффициент простоя автомобиля за месяц (Ап).
1.Дни в течение которых автомобиль находился в простое:
Дп = Др + Д оп = 5 дн. + 3 дн. = 8 дн.
2.Дни в течение которых автомобиль находился в эксплуатации
Дэ = Дк – Дп = 30 дн. – 8 дн. = 22 дн.
3. Коэффициент выпуска автомобиля за месяц:
4. Коэффициент простоя автомобиля за месяц (Ап).
Ап = Дп / Дк = 8 / 30 = 0,27
— Время движения за день.
Тп-р – 18мин = 0,3ч (перевели минуты в часы: 18 / 60 = 0,3 часа)
1. Суммарный простой под погрузкой-разгрузкой за день
Тп-р = nе * Тп-р = 6 * 0,3 = 1,8 ч
2. Время движения за день
Тдв = Тн – Тп-р = 10 – 1,8 = 8,2 ч
Решить задачи самостоятельно:
Дано: Автомобиль в течение месяца (31 день):
— 7 дней простоял в техническом обслуживании и ремонте;
— 4 дня – находился в простое по организационным причинам.
— коэффициент простоя автомобиля за месяц (Ап).
Простой грузового автомобиля на выгрузке закон
Сверхнормативный простой грузового автотранспорта – кто, сколько и как оплачивает?
Из этой статьи вы узнаете, как решить все вопросы, связанные с простоем грузового транспорта. Даны полезные советы.
Простой автомобилей с грузом – это крайне негативное явление, которое, увы, случается довольно часто.
Как правило, простой автотранспорта происходит по вине заказчика перевозки. Он должен обязательно сообщить об этом перевозчику (транспортной компании) и водителю. Причины могут быть разными: нет грузчиков, погрузочно-разгрузочных механизмов, не сформирован еще груз, не получена оплата от покупателя и т.д.
Но эти причины не должны особо волновать перевозчика. Если он доставил груз в оговоренные сроки, его обязаны разгрузить. В противном случае за сверхнормативный простой заказчик должен заплатить. Но тут нужно учитывать несколько важных моментов.
Как понять, с какого времени начинается простой?
Срок и время погрузки и разгрузки обязательно должны быть указаны в договоре на перевозку груза. В этом же договоре должны быть прописаны условия оплаты простоя.
Многие заказчики поступают довольно хитро, указывая в договоре время на погрузку и разгрузку 24 часа с момента подачи транспортного средства под погрузку/разгрузку. Время прибытия грузовика под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под выгрузку – с момента предъявления водителем ТТН в пункте выгрузки.
Таким образом, если у вас в договоре указана дата выгрузки 1 июня 9.00, то говорить о простое перевозчик может только со 2 июня 9.00.
Некоторые грузовладельцы идут еще дальше и указывают в договоре время, отведенное на погрузку/разгрузку, 48 часов (двое суток).
Советуем перевозчикам крайне внимательно читать условия договора и обсуждать с клиентами особенности оплаты ими простоя, если он будет. А еще лучше – составить свой договор, в котором будут указаны те сроки загрузки/разгрузки, которые устраивают транспортную компанию.
Сколько платят за простой автотранспорта?
Стоимость сверхнормативного простоя также должна быть указана в договоре на перевозку груза. Следует отметить, что не существует четко установленной стоимости оплаты простоя. Грузовладелец и перевозчик могут указать любую сумму, которая их устраивает. Как правило, при международных перевозках простой стоит в 2 (два) раза дороже, чем при внутренних перевозках.
Простой оплачивается за сутки (даже неполные). То есть если транспорт по вине заказчика простоял в пункте выгрузки 25 часов, то заказчик должен оплатить сумму, равную двум суткам простоя.
Как происходит в жизни?
А тут уже все зависит от адекватности заказчика грузоперевозки и перевозчика. Обычно все непредвиденные ситуации решаются в телефонном режиме. Мало кто хочет специально задерживать автомобиль на погрузке или разгрузке. Хотя бывают и исключения.
К примеру, очень часто люди, заказывающие транспорт для перевозки сельхозпродукции с полей на рынки (арбузы, лук, картофель и пр.), на этих рынках торгуют с грузовиков, в которых этот груз и был доставлен.
Естественно, за сутки продать 20 тонн арбуза вряд ли получится, поэтому они заранее оговаривают, сколько дней собираются стоять на рынках вместе с водителем, оплачивая при этом каждый день простоя.
Иногда такая торговля затягивается даже на неделю.
В принципе, адекватные заказчики сразу предупреждают, что возможны сверхнормативные простои и озвучивают сумму оплаты суток простоя. Поэтому перевозчик сразу знает стоимость простоя автотранспорта.
Некоторые заказчики могут упорно отказываться оплачивать простой, или предлагать смешную сумму. В этом случае перевозчик может поступить двумя способами:
Естественно, весь процесс затянется на месяцы, причем далеко не факт, что перевозчику будут выплачены положенные деньги.
Чтобы защитить себя от непредвиденных ситуаций, следует заранее обсуждать условия оплаты сверхнормативного простоя грузового транспорта и прописывать их в договоре. И старайтесь все решать полюбовно. С каждым человеком можно договориться.
Также читайте:
Как выставить счет за простой автотранспорта
Штраф за простой автотранспорта — это сумма компенсации, исчисляемая за задержку транспортного средства вне допустимых нормативов. Разберемся, какие нормы установлены законодательством в 2019 году и как правильно оформить и рассчитать сумму компенсации.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.
Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.
Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.
Понятие и нормы простоя
Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:
Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.
Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.
Основания для взыскания штрафов
Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.
Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?
Основание | Сторона, ответственная за нарушение | Ссылка на НПА |
Груз не предъявлен для перевозки | Ответственность налагается на грузоотправителя | П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной | Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя | П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой | За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель | П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
За разгрузку несет ответственность грузополучатель |
Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.
Пример расчета штрафа
ООО «Перевозка» обязуется поставить товары из пункта А в пункт Б за 4 календарных дня в адрес ООО «Весна». Поставка отнесена к категории междугороднего сообщения. Стоимость доставки — 100 000 рублей. Задержка составила 60 часов.
Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:
Неустойка за простой транспорта по вине заказчика: 25 000 × 1% × 60 часов = 15 000 рублей.
Простои при перевозках, оплата за простой
Актуальность проблемы простоя грузового автотранспорта известна каждому грузоперевозчику, получив груз от грузовладельца, он доставляет его на место разгрузки, выполняя свою функцию в цепи грузоперевозок.
Однако не редко оказывается так, что машину в назначенный срок не разгружают, такие случаи чаще всего возникают из-за не квалифицированных экспедиторов и водителю самому приходится решать проблемы с разгрузкой автотранспорта.
Правила применяемые к грузополучателю:
Правила применяемые к грузоперевозчику:
Что делать, если простой до разгрузки гарантирован
В большинстве случаев, следуя данным пунктам, вы избежите длительные простои во время разгрузки груза.
Оплата простоя
При задержке разгрузки встает вопрос о возмещении убытков связанных с простоем автотранспорта. Пункты оплаты за простой обычно указываются в договоре. Однако и данный пункт об оплате за простой, не гарантирует своевременную разгрузку транспортного средства. Несколько советов по данному поводу:
Надеемся что рекомендации представленные в данной статье помогут вам избежать простоя при разгрузке, либо получить оплату за сверхурочный простой транспорта.
Простой грузовика при автоперевозках: с какого времени считается, как оплачивается
6 августа 2018 444 0 0 5 мин
Простои автотранспорта относятся к неизбежным издержкам производства, хотя при правильной логистике их можно избежать или минимизировать. Реже всего в простое виноват грузоперевозчик, его опоздания под загрузку или выгрузку относятся к другим категориям штрафных санкций.
Что называется простоем, с какого времени начинается отсчет задержки автотранспорта
Правильная организация автомобильных грузоперевозок подразумевает минимальное время стоянки грузовика под загрузкой и выгрузкой. При четком расчете логистов время загрузки и выгрузки магистральной фуры с помощью механизированных средств составляет не более одного – двух часов.
При контейнерных автоперевозках, краны совершают такелажные операции за несколько минут.
На практике каждому дальнобойщику знакомы километровые очереди под выгрузку зерна у элеваторов, пунктов приема семечек подсолнечника.
За это время водитель мог бы найти попутный груз, отремонтировать грузовик, совершить еще один рейс по короткому маршруту.
Такие же очереди характерны для загрузок на крупных заводах, в морских портах, на железнодорожных станциях. Простои любого вида отрицательно влияют на рентабельность автоперевозок. Время, потраченное впустую, уменьшает заработок частного грузоперевозчика, доходы транспортной компании.
Еще чаще простои возникают из-за плохой организации складского хозяйства, недостатка места на складе, малого количества такелажников, погрузчиков или неорганизованности бригад грузчиков.
Опытным дальнобойщикам хорошо известны формы «скрытого простоя», когда фура час ожидает пропуска на территорию склада, потом тратится время на поиск кладовщика и грузчиков. В дальнейшем можно ожидать ухода грузчиков на обед, разгрузочных работ по 20 минут с часовыми перерывами.
Нужно заметить, что простоем нельзя считать долгое принятие грузов на ответственное хранение, длительное разрешение конфликтных ситуаций при повреждении тары.
Ответ на вопрос «кто платит за простой дальнобойщика?» крайне прост. Простой всегда оплачивает заказчик грузоперевозки.
Если груз доставлялся на склад третьего лица или железнодорожную станцию (при комбинированных грузоперевозках), взыскание санкций с виновников простоя не относится к компетенции водителя-дальнобойщика.
Теоретически заказчик грузоперевозки должен расплатиться с водителем или транспортной компанией за простой и после этого решать конфликтную ситуацию с грузополучателем.
Проблемные вопросы измерения времени простоя и размера оплаты за задержку транспорта нигде не отражены законодательно и становятся договорными моментами. Некоторые юристы склонны измерять время простоя сутками, на практике можно добиться оплаты простоя в 4 – 5 часов. Время простоя начинается с прибытия грузовика на место погрузки или разгрузки, о чем должна быть сделана отметка в транспортных документах (товарно-транспортной накладной, путевом листе).
Документальное оформление простоя
Нужно заметить, что бесконфликтная оплата простоя возможна только при грамотном оформлении транспортного договора.
Опытные транспортные компании и частные грузоперевозчики обычно предугадывают возможность простоя при отдельных видах автоперевозки.
Очереди под загрузку характерны заводам-производителям металлопроката и морским портам. Не избежать простоя при ожидании опаздывающего железнодорожного состава. Простои под разгрузкой типичны при сдаче сельхозпродукции, доставке товаров на рынки.
Все договорные моменты нужно согласовать при обсуждении транспортного договора. Определение времени простоя, размер оплаты (за час или сутки) должны быть отражены в конкретных числах и денежных суммах. Только такой договор суд примет в качестве весомого доказательства при решении конфликтных транспортных ситуаций.
Наравне с договором, суд может принять к рассмотрению товарно–транспортную накладную (в которой простой отмечается отдельной графой), которая в Украине признана основным транспортным документом.
Нужно заметить, что добиться отражения простоя в накладной на практике сложно, так как грузополучатель, проставив время начала и конца разгрузки, может отказаться признавать простой.
Представить в суд доказательства, что 8 часов разгрузки не нормальны — проблематично как для транспортной компании, так и для частного грузоперевозчика, проще смириться с убытками, чем затевать судебное дело.
Если договором предусмотрена оплата простоя и размер штрафных санкций, задержка разгрузки становится невыгодной и для заказчика грузоперевозки. В этом случае заказчику (диспетчеру грузополучателя) нужно:
Все проблемы мониторинга груза в пути клиентам транспортно-информационного сервиса «Transportiсa» поможет решить мобильное приложение, работающее на персональных компьютерах, планшетах и смартфонах (для iOS и Android). В личном кабинете заказчика можно регулярно отслеживать передвижение грузовика по маршруту.
Практические действия дальнобойщика при простое
Оформить простой документально не всегда просто. До тех пор, пока Вы не въехали на территорию завода, склада или станции, Вам вряд ли поставят отметку о прибытии, ссылаясь на отсутствие полномочий или начальства. Так что отнести к простоям многочасовое ожидание в очереди, как правило, не удается.
Практически оплата простоя транспорта при грузоперевозках, не оформленных договором с четкими формулировками, становится вопросом дипломатических переговоров и компромиссных решений.
Водитель, хорошо изучивший маршрут с возможным простоем, может отказаться от грузоперевозки или заранее оговорить с заказчиком оплату времени простоя.
Недобросовестные заказчики грузоперевозок часто отказываются платить за простой или предлагают минимальные суммы.
В этом случае водитель, зарегистрированный на транспортно-информационном сервисе «Transportica», может сообщить о поведении заказчика администрации сервиса. Каждая апелляция детально разбирается, при регулярном повторении ситуации клиент удаляется из базы данных транспортного сервиса.
Лучшим способом избежать простоев остается правильное оформление транспортных договоров, в которых будут предусмотрены конфликтные ситуации и штрафные санкции за ненормативные задержки.
Другие полезные статьи, которые Вы можете прочесть на нашем блоге:
Страхование ответственности при автомобильных грузоперевозках и отличия добровольного полиса от страхования грузов.
Особенности грузовой эвакуации: какой эвакуатор нужно вызывать при поломке или аварии.
Прекращение или изменения договора автомобильной грузоперевозки: права и обязанности грузополучателя и водителя.
Как водитель автотранспорта должен правильно передавать груз: простые и сложные способы приемки.
Договор экспедиции и транспортной перевозки грузов: что лучше для перевозчика и заказчика.
Правила перевозки грузов автотранспортом
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом регламентируются законодательством РФ.
Правительство России приняло ряд постановлений и законов, которые помогают транспортным компаниям вести безопасную деятельность в этой сфере.
Знание всех нормативов и регламента исключает риск возникновения избежать споров, конфликтных ситуаций и необоснованных претензионных заявлений со стороны органов надзора.
Автотранспортные перевозки регламентируются соответствующим законодательством
Постановление Правительства РФ № 272, вступившее в силу с 15 апреля 2011 года, предусматривает следующие правила и регламент перевозки товарно-материальных ценностей на территории России и за ее пределами:
Общие положения
В этом пункте Постановления Правительства прописаны все правила организации транспортировки грузов разных видов, а также условия сохранности товаров, материалов и транспортных средств вместе с контейнерами, используемыми для доставки товаров и материалов в места назначения.
Перевозка автомобильным средством в другие страны осуществляется по Правилам международных договоров РФ.
На транспортировку быстро портящихся товаров в пределах города, пригорода и за пределами страны распространяется закон от 01.09. 1970 г, подписанный в Женеве, а также действующее Постановление Правительства.
Транспортировка опасных ТМЦ производится по Правилам Европейского договора о международных дорожных перевозках от 30.09.1975 года, и действующими Правилами Постановления Правительства.
Перевозка опасных грузов регламентируется Европейскими договорами
Правила заключения двухсторонних соглашений на транспортировку ТМЦ автомобилем и договоров на их фрахт для перевозки товаров и материалов
Перевозка любого груза осуществляется после заключения договора и составления транспортной накладной отправителем заказа.
Данный документ передается перевозчику ТМЦ, который обязуется в течение сорока восьми часов ответить заказчику о своем решении – принять заказ или отказаться от его выполнения (в письменной форме).
В процессе рассмотрения заявки оговариваются все условия договора – место выезда и прибытия автомобиля, сроки и дата доставки продукции или товаров, а также их вид, габариты и стоимость всех услуг по транспортировке.
После согласования всех пунктов, отправитель заказа с перевозчиком подписывают транспортную накладную и заверяют ее печатью. На каждую отдельную единицу транспорта с контейнером составляется отдельный перевозочный документ.
Транспортная накладная заполняется на каждый автомобиль, перевозящий грузы
Регламент подачи ТС и контейнеров, приемка грузов и их погрузка в грузовые места
Данный Закон предусматривает ряд обязательств со стороны перевозчика:
Загрузкой товаров и продукции занимается грузоотправитель, а его выгрузкой – получатель заказа.
Загрузка грузов осуществляется так, чтобы обеспечить максимальную сохранность перевозимых ТМЦ, безопасность их перевозки, а также целостность используемого автомобиля и контейнера.
Для погрузки ТМЦ с применением специальных механизмов, место размещения должно быть оснащено выступами, петлями, проушинами или другими специальными устройствами для сбора материалов и товаров грузоподъемниками.
Подборка средств фиксации перевозимых ТМЦ зависит от их типа и производится с целью обеспечения безопасного движения и сохранения перевозимых товаров и материалов и автомобильного средства в целостности.
Постановление Правительства предусматривает использование крепежных элементов, которые исключают риск повреждения контейнера и автомобиля в процессе транспортировки грузов. Не допускается применение гвоздей, скоб и других элементов, которые могут повредить авто.
После того как начался процесс погрузки, отправитель заказа в присутствии грузоперевозчика заполняет перевозочный документ. В данный документ вносят следующие данные: состояние товара, его общий вес, тип, факт проведения опломбировки, маркировки, количество используемых автомобилей под размещение ТМЦ, дату и точное время предоставления автотранспорта.
После доставки заказа в место назначения и его разгрузки, получатель обязан вернуть все приспособления и устройства, указанные отправителем в дорожном документе.
После разгрузки товара получатель должен вернуть отправителю всю технику, указанную в накладной
Отказ от услуг перевозчика
Расчет массы транспортируемых ТМЦ, опломбировка автомобилей и контейнеров
Постановление Правительства предусматривает внесение в транспортную накладную всех данных о состоянии перевозимого груза, его объеме, тоннажу, размерах и прочих данных
Общая масса ТМЦ, предназначенных для транспортировки, вычисляется путем взвешивания, и на основе расчетов данных замеров габаритов. Внесение этих показателей в дорожный документ проводится только в присутствии перевозчика.
После погрузки производится опломбировка транспортного средства отправителем. На оттиске пломбы указывается специальные контрольный номер или знак. Данные опломбировки вносятся в перевозочный документ.
Пломбировка, установленная на кузове автомобилей, цистернах, фургонах должны обеспечивать защиту от доступа к ТМЦ посторонним лицам. Ее крепят на специальную проволоку, и сжимают тисками с обеих сторон.
Действующее Постановление Правительства запрещает перевозку товаров и продукции с нечитаемыми оттисками кодировки. Закон запрещает перевозку ТМЦ автомобильным транспортом с неправильной опломбировкой.
Некоторые типы ТМЦ обандероливают, в соответствии с договором, заключенным между отправителем и получателем
Для установки бандеролей используют специальные ленты, которые не содержат узлов и наращиваний. Каждое место соединения при обандероливании штампуется или на нем проставляется печать отправителя заказа.
Печать — обязательный атрибут отправки товара
Сроки доставки, сдачи ТМЦ и чистка автотранспорта
Выдача груза перевозчиком осуществляется строго по указанному в дорожном документе адресу и в срок, указанный в договоре. В случае если дата поставки не оговорена в соглашении груз доставляется следующим образом:
Действующий закон предусматривает возможность задержки заказа. Об этом поставщик должен проинформировать обе стороны – отправителя и получателя. Если данное условие не прописано в договоре отправитель и получатель заказа, имеют полное право считать его утерянным, если он не был доставлен по требованию получателю:
Получатель имеет право отказаться от транспортируемого автомобильным средством груза в случае его повреждения по вине перевозчика. После таких событий получатель имеет право потребовать возмещение на сумму нанесенного ущерба. В случае возврата заказа или его переадресовки все расходы несет отправитель заказа.
В случае отказа от доставленного груза со стороны получателя, по причинам, не зависящим от грузоперевозчика, производится переадресовка транспортируемых материалов или продукции по новому адресу, указанному получателем либо возврат заказа отправителю.
В междугороднем сообщении на преодоление 300 км даются 1 сутки
Закон об особенностях транспортировки отдельных видов ТМЦ
Масса перевозимых автомобильным транспортом ТМЦ в соответствии согласно Постановлению Правительства определяется отправителем груза и указывается в перевозочном документе. Это относительно насыпных или наливных материалов, а также ТМЦ, перевозимых в контейнерах.
Однородный груз, перевозимый поштучно, не подлежит маркировке, за исключением материалов в небольшом количестве.
Общая масса автомобильного средства с поштучным грузом не должна превышать сорока тонн.
При перевозке быстро портящейся продукции автомобильным средством необходимо соблюдение определенного температурного режима. Это обязательное условие, которое обеспечивает сохранность грузов с места их отправки и до места прибытия.
Составление претензионных документов
Акт составляется по нескольким причинам:
Акт составляется в день выявления нарушений заинтересованным лицом.
В этом документе прописывается дата выявления обстоятельств, место составления документа, ФИО всех уполномоченных лиц, а также указание причин, по которым сложились такие обстоятельства.
В акте указывается краткое описание испорченного или утраченного груза и сумма его возмещения. После его составления все участники ставят свои подписи.
Каждый участник получает по одному экземпляру акта. На основе этого документа составляется претензионное письмо, которое направляется грузоперевозчику по месту регистрации фирмы.
Претензионное письмо содержит следующие данные:
Один экземпляр письма отправляется грузоперевозчику, а второй остается на руках у получателя.
Претензионное письмо изготавливается в двух экземалярах
Погрузочные работы
Постановление Правительства РФ предусматривает проведение погрузочных работ в следующей последовательности.
Сначала производится подготовка товаров или материалов, предназначенных для транспортировки и контейнеров для их погрузки.
Действующий Закон предусматривает обязательную маркировку и группировку всех мест по грузополучателям.
Затем производится размещение товаров, транспортных средств и контейнеров по указанным местам загрузки – снятие бортов, брезента, открытие дверей, приведение в работу всех необходимых механизмов для погрузки и т.д.
После подготовки производится непосредственно погрузка автомобиля, которая включает подачу товаров и материалов, контейнера на транспортное средство, размещение и укладка перевозимых товаров или материалов, и их крепление при помощи специальных крепежных устройств и механизмов.
Разгрузка ТМЦ
После прибытия на место назначения автомобиль размещают в отведенном для него месте разгрузки. Перед выгрузкой автомобиль проходит подготовку: открываются люки, двери, снимается тент, производится запуск работы систем и устройств по выгрузке доставленных товаров и материалов, все крепежа и стопоры приводятся в нерабочее состояние.
Выгрузка автомобилей предполагает: снятие контейнера, полученных материалов или продукции, демонтаж устройств и механизмов, фиксирующих груз.
После разгрузки транспортное средство очищают, промывают и дезинфицируют, закрывают все борта, двери, надевают тенты и подготавливают все стопорные и крепежные элементы к движению автомобиля.
Простой грузового автомобиля на выгрузке закон
За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере: 1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; 2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки. 5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов. 6.
Для того, чтобы перевозчик имел основания требовать оплату за простой автомобиля на погрузке или выгрузке, не нужно составлять много документов.
Достаточно письменно уведомить диспетчера о составлении акта о простое, составить акт и написать претензию по поводу простоя транспортного средства на погрузке или выгрузке.
Договором с диспетчером может быть установлен иной порядок подтверждения факта простоя транспортного средства, будьте внимательны при подписании договора (заявки).
Если посредник откажется оплачивать простой машины на погрузке или выгрузке, следует обращаться в суд за защитой своих интересов. Пара-тройка исков к диспетчеру заставит его придти к пониманию того, что лучше оплатить простой (чаще всего весьма скромную сумму), нежели в добавок оплачивать государственную пошлину за подачу иска и услуги представителя (юриста).
Простои при перевозках, оплата за простой
Нормы времени на погрузку или разгрузку автомобилей (автопоездов) Грузоподъемность автомобиля (тонн) Погрузка Разгрузка Грузы, перевозимые со счетом мест (штук) Грузы, перевозимые без счета мест (навалом) Грузы, перевозимые со счетом мест (штук) Грузы, перевозимые без счета мест (навалом) До 1,5 включительно 9 4 9 4 Свыше 1,5 до 2,5 включительно 10 5 10 5 Свыше 2,5 до 4 включительно 12 6 12 6 Свыше 4 до 7 включительно 15 7 15 7 Свыше 7 до 10 включительно 20 8 20 8 Свыше 10 до 15 включительно 25 10 25 10 Свыше 15 до 20 включительно 30 15 30 15 Примечание.
Нормы времени на погрузку или разгрузку автомобилей (автопоездов)
Пример 2 Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам. Проанализируем приведенные тексты. В чем ошибка перевозчика? Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель. Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.
Простой транспортных средств
Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. 9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза. 10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.
Нормы времени на погрузку и разгрузку транспортных средств
В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).
Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору.
Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.
Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.
Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере: 1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа; 2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа; 3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью; 4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных. 8.Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие: 1) непреодолимой силы; 2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; 3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин. Статья 37.
Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.
13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.
Нормы времени, указанные в табл.
1 и 2 приложения к настоящему разделу, увеличиваются: а) на 10%, если погрузка или разгрузка грузов производится из автомобилей типа фургон; б) на 25% — при погрузке и разгрузке промышленных и продовольственных грузов, требующих особой осторожности (стекло, фарфоровые и фаянсовые изделия, жидкость разная в стеклянной таре, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы, мебель), а также мелкоштучных грузов, перевозимых навалом или в мелкой упаковке и требующих пересчета (белье, обувь, головные уборы, одежда, галантерея, трикотаж, ткани разные, писчебумажные принадлежности, книги, игрушки, мясо и мясопродукты, молочные продукты). На погрузку и разгрузку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных устройств для их крепления, нормы времени устанавливаются в зависимости от конкретных условий по соглашению сторон.