Что может сделать учитель чтобы добиться успешного обучения говорению
Приёмы обучения устной речи на уроках английского языка
Под влиянием языковых тестов на уроках широко распространилась практика выполнения языковых заданий в форме заполнения бланков различного типа, в то время как коммуникативная деятельность учащихся постепенно утратила статус своей значимости. Как следствие, на уроках заметно сократилось время говорения учащихся, в результате снизился уровень устных речевых умений, учителя стали все больше внимания и времени уделять языковому тренингу, подменяя речевую компетенцию тестовой.
Овладение основами иностранного общения предусматривает достижение учениками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которую составляют речевые умения, то есть умения в аудировании, чтении, письме, говорении, и речевые навыки (лексико-грамматические навыки письма).
Обучение устной речи (говорение) – это сложный процесс, тесно связанный с формированием и усовершенствованием лексико-грамматичесих навыков, умением использовать их для развития неподготовленной речи.
Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.
Система тренировочных упражнений, которую использует учитель, имеет большое значение, потому что их применение должно обеспечивать закрепление в памяти учеников лексики, грамматически правильную связь слов при построении предложений и ситуативно обусловленных связных высказываний.
Тренировочные упражнения должны быть ситуативными, во время их выполнения ученики должны выполнять практические задачи (докажи, возрази, выскажи удивление, спроси).
Существуют различные методические приемы формирования у учащихся устных речевых умений – ролевые и коммуникативные игры, дискуссии, дебаты и полемика, драматизация, описание изображения, комментирование и выражение собственного мнения и др.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
В начальной школе основным приёмом является оформление высказывания по тематическим опорам.
Exercise 1
Приём «Угадай, кто я? – Guess, what am I?» также направлен на развитие монологической речи. В зависимости от темы каждый ученик или пара выбирает себе животное, профессию, месяц года, продукт или напиток и т.п., раскрывает и описывает данное существо или понятие, не называя его. Задача других групп/учащихся – угадать, о чём или о ком идёт речь.
Exercise 2
I’ve green. I’ve got a long tail and a big mouth. I can swim. What am I?
Описание изображения. Такой приём, как правило, ориентирован на отработку и закрепление грамматических навыков. Может быть использован, как в начальной школе, так и в средних классах.
Exercise 3
Describe the room. Use:
Ещё один приём с изображениями позволяет развить не только навыки неподготовленной устной речи и описания объекта, но и способствует развитию критического мышления.
Exercise 4
Look at the picture! Answer 3 questions. Express your point of view.
Задание на ранжирование информации (ranking activities) предусматривает распределение полученной информации согласно определенным критериям. Например, учащимся предлагается список прилагательных, описывающих черты характера человека. В группах им предстоит выбрать три самых главных (на их взгляд) прилагательных характеризующих друга, подругу, преподавателя и расставить их по порядку по степени важности. Ранжирование информации сопровождается представлением с обоснованием и с последующим обменом мнениями.
Однако, обучение устной речи на уроках может сопровождаться рядом трудностей. К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
— ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
— учащиеся не понимают речевую задачу;
— у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
— учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
— учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.
В своей статье «Приёмы и технологии обучения устной речи» Мильруд Р.П. выделяет три основных приёма обучения устной речи:
Групповое общение в естественных условиях – это самоорганизующийся процесс, имеющий признаки хаотичности и непредсказуемости. Учебная среда с ее системно-деятельностной организацией предполагает педагогическое управление устным речевым общением учащихся. Одним из способов педагогического управления групповым общением учащихся является «матрица управления дискуссией»: учитель заранее выбирает коммуникативные функции, подлежащие речевой тренировке для учащихся. По мере того, как школьники участвуют в групповом общении, учитель или выбранный наблюдатель отмечает в матрице выполненные конкретными участниками речевые функции. Это помогает организовать групповое общение как учебную тренировочную деятельность с целью овладения заданными коммуникативными функциями.
Кроме того, существует большое разнообразие заданий на ролевую игру (role play), которые вовлекают учащихся в исполнение различных социальных и психологических ролей, способствуют осваиванию процесса общения. Для снятия языковых трудностей перед началом дискуссии\ разыгрывании ситуации следует повторить ключевые слова (key vocabulary). Практикуйте упражнения на дефиниции. Например, ‘a thing which you do … with’; ‘a thing for … ing’, ‘What do you call a thing for …ing?). Используйте задания на перифраз, т. е. на передачу смысла речевой единицы (слова, фразы, высказывания) другими словами. Это способствует усвоению и активизации лексического и грамматического материала.
Однако не стоит забывать и о таких приёмах как
— организация мини-диалогов на отработку различных грамматических структур, например,
— Why are you tired (sad, surprised, gloomy, miserable)….?
— I‘ve done my homework.
— составление цепочки высказываний в сослагательном наклонении, когда каждый следующий ученик продолжает мысль предыдущего, например,
Данные приёмы позволяют не только отработать и закрепить лексические грамматические навыки, но и сделать высказывание наполненным различными языковыми средствами.
Мотивированное говорение на уроке иностранного языка возможно, если создается речевая ситуация, выбирается актуальная для детей тема / проблема общения, выполняется посильная коммуникативно-познавательная задача, проявляются взаимное уважение и понимание среди участников.
Литература
1. Мильруд Р.П. Повышение эффективности речевой ситуации как методического приема обучения // Иностранные языки в школе. 1983. № 2. С. 27–32.
2. Мильруд Р.П. Организация обсуждения проблемы на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1986. № 4. С. 29–33.
3. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. 1987. № 3. С. 30–34.
4. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 6. С. 3–7.
5. Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1996. № 6. С. 6.
6. Мильруд Р.П. Речевая ситуация как методический прием обучения // Иностранные языки в школе. 1982. № 1. С. 38–40.
7. Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 11–17.
8. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. язык, 1989. С. 276.
9. Martin Parrot. Task for Language Teachers. A resource book for training and development. Cambridge University Press, 1993. 325 с.
10. Tricia Hedge. Teaching and Learning in the Language Classroom. Oxford University Press, 2000. 447 с.
12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке
Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, но вы всегда можете поощрять всякую попытку высказать свое мнение, использовать маленькие хитрости, такие как одобряющее кивание головой и улыбка. Мы должны помочь уменьшить страхи студентов при приобретении навыков устной речи и обеспечить комфортные условия для их развития. Итак, как же стоит действовать? Как же мы можем мотивировать наших студентов действительно полюбить говорить по-английски? Что мы можем сделать, чтобы помочь уменьшить страх и дать им уверенность, что это действительно нужно? Вот несколько полезных советов и приемов преподавателям английского языка.
Не прерывайте!
Представьте себе, что вас останавливают после каждого второго слова, указывая на ошибки в произношении, грамматике и так далее. В конце концов, данный разговор будет восприниматься как негативный опыт. Забудьте про ошибки, просто будьте счастливы, что ваши студенты говорят. Да! Посмотрите, как хорошо они говорят! Возможно, что в их речи множество грамматических ошибок, а мнение их ошибочно, но разве не достаточно лишь того, что они используют английский для выражения собственного отношения?!
Студенты, особенно на начальном этапе изучения языка, легко отвлекаются, теряют ход мысли, если учитель постоянно прерывает их. Конечно, вам будет хотеться исправлять ошибки непосредственно во время речи, но продолжайте кивать, улыбаясь, ведь если вы станете перебивать студента, то чуда по преодолению страха публичных выступлений может не произойти, и ученик так и останется блестящим знатоком грамматики английского языка, который не смеет говорить, боясь ошибиться.
Несомненно, все наиболее типичные ошибки должны быть обобщены, разобраны, но уже после говорения, возможно, на этапе рефлексии, либо на отдельном уроке.
Покажите студентам, что вы учитываете их потребности и интересы!
Мы все любим говорить на те темы, которые нам близки, ссылаясь на забавную историю в нашем детстве, в нашей каждодневной жизни и жизни в нашей стране — рассказывая о собственном опыте в том или ином вопросе, мы чувствуем собственную значимость. Почему бы на этапе объяснения темы преподавателю не обратиться к студентам с вопросом: «А как считаете вы?». Если учитель, которого мы уважаем, интересуется твоим мнением, и оно для него, действительно, важно, это может явиться отличным стимулом начать использовать изучаемый язык.
Обеспечить студентов ключевыми идеями обсуждаемой темы
Одна из вещей, которую я постоянно использую — это схема, либо набор ключевых идей или вопросов («Life Map» или «Net work»), которые стоит обсудить при разборе той или иной темы. «Life Map» позволяет студентам увидеть сигнальные моменты, на которые можно опираться в момент речи.
Если визуальные подсказки потерпели неудачу, дать студентам языковые конструкции для опоры во время говорения.
Часто ключ к раскрытию потенциала студента лежит на поверхности, порой стоит лишь предложить студентам несколько языковых конструкций, объяснив случаи их употребления, которые помогут им связать разрозненные идеи воедино, и в итоге получается отличный ответ по заданной теме. Учитель можете просто написать языковые структуры, такие как In my opinion…, Personally…, As far as I know… на доске, чтобы помочь ученикам выразить собственное мнение.
Используйте парную и групповую работу для развития навыков говорения!
Хорошо организованная парная и групповая работа позволяет студентам более свободно и раскрепощено чувствовать себя во время говорения. Практическое использование языка в сочетании с творческим моментом групповой работы может позитивно сказаться на мотивации учеников.
Дайте ученикам время, чтобы ответить
Реально ли ожидать, что каждый студент сможет моментально ответить на поставленный вопрос? Конечно, нет. Некоторым студентам необходимо время, чтобы подумать о поставленном вопросе или обдумать ту или иную ситуацию. Так что, если вы хотите, чтобы они «наконец» заговорили, вам нужно дать им те драгоценные секунды, в которых они так нуждаются. Если это трудно для вас, задайте им вопрос и дайте время для размышления, а тем временем обсудите этот вопрос с другими студентами, которые готовы ответить.
Используйте вспомогательные средства обучения
Использование интересного аудиоматериала, видеороликов, отрывков из любимых видеофильмов и мультфильмов, тематических картинок, карточек с ролевыми заданиями поможет организовать благоприятную среду для устного общения.
Не занимайте урочное время бесполезными рассказами, предоставьте эту возможность студентам
Часто учитель пытается занять позицию лидера во время процесса говорения, не подозревая, что студенты в силах сами прийти к решению той или иной проблемы, стоит лишь дать им возможность и всячески поощрять их активность. Не заполняйте тишину на уроке бесполезной болтовней. Конечно, вы можете обсудить со студентами каждодневные проблемы, но оставьте это для самого начала или конца урока или, что еще лучше, на перемену. Во время урока же попробуйте сосредоточить все свои усилия на том, чтобы говорили именно студенты. Старайтесь предоставить возможность студентам самим задать вопросы друг другу. Поощряйте студентов, которые задают вопросы, требующие размышления и развернутого ответа. Преподавателю же стоит выполнять регулирующую функцию на протяжении всего занятия.
Представьте, что вы не понимаете родную речь
Если студенты пытаются сказать что-либо на родном языке, просто скажите, что вы их не понимаете. Попросите их сказать то, что они хотят, на английском языке. Постарайтесь, чтобы данная ситуация не была стрессовой и носила шуточный характер, которая, в конечном счете, будет иметь практический результат.
Снизьте планку сложности поставленного вопроса в зависимости от уровня знаний студента
Создайте атмосферу вовлеченности каждого в процесс говорения, задавая более легкие вопросы студентам, которые неохотно высказываются во время урока, с постепенным повышением уровня сложности вопросов.
Попытайтесь быть немного более сострадательными и терпимыми
Представьте себя на месте студентов, от которых требуют говорить на языке, который для них чужд. Естественно, вы будете чувствовать себя сначала неуверенно, неловко и вряд ли охотно примитесь говорить с самого начала занятия. Учителю нужно предварительно настроить студентов на нужный лад и создать благоприятную для общения атмосферу.
Не унижайте!
Студенты часто дают короткие или не правильные ответы, потому что, на самом деле, им нечего сказать по данному вопросу или они не достаточно осведомлены по поводу заданной темы. Вместо того, что бы унизить студента, дав его ответу негативную оценку, помогите своим ученикам, задавая им соответствующие дополнительные вопросы и наталкивая его на верное суждение или ответ.
В заключение стоит сказать, что просто наблюдать и ждать, когда ваши ученики заговорят на английском языке, не достаточно. По моему мнению, фактор доверия является ключевым моментом, чтобы добиться успеха в обретении навыков устной речи. После того, как студент будет иметь уверенность, что рано или поздно он начнет говорить по-английски на высоком уровне и учитель его, несомненно, поддержит в этом, его успехи в этом нелегком деле будут значительны. Обязанность же учителя — не только учить, но и мотивировать студентов на выражение собственных мыслей на изучаемом языке.
Об авторе: Мазитова Юлия Анатольевна, преподаватель английского языка, КГКП Карагандинский гуманитарный колледж, Казахстан.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Трудности говорения и пути их преодоления на уроках английского языка в начальной школе
Трудности говорения и пути их преодоления на уроках английского языка в начальной школе.
Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Сегодня это особенно актуально. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без хорошо развитого умения говорения. Для грамотного иноязычного общения необходимо знать грамматические правила, постоянно пополнять свой лексический запас, иметь знания о фонетических особенностях языка, представление о традициях и культуре изучаемого языка и, безусловно, развивать навыки говорения.
Согласно государственному стандарту обучения иностранному языку для базового уровня, для успешного общения ученик должен научиться вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения, беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; уметь представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка.
В настоящее время с учетом выхода страны на мировую арену существует необходимость повышения уровня освоения иностранного языка учащимися, расширением коммуникативной направленности обучения иностранным языкам и выходом его на реальное межкультурное общение.
Современная система школьного обучения ориентирована на личность ученика и его индивидуальные возможности. Изучение английского языка вызывает некоторые трудности, такие как сложность восприятия, низкий уровень речевых навыков, отсутствие умения говорения. Особенно с такими трудностями сталкиваются дети, которые только начинают изучать иностранный язык.
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. На начальном этапе изучения основной задачей является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения, а так же создания у детей положительной мотивации.
В связи с этим целью настоящей работы является разработка концепции комплекса упражнений для обучения говорению на английском языке в начальных классах.
Для реализации поставленной цели в данной методической разработке будут решаться следующие задачи:- анализ говорения, как вида речевой деятельности;
— анализ трудностей при обучении говорению;
— формулировка целей и раскрытие содержания обучения говорению;
— раскрытие требований к структуре и содержанию комплекса упражнений для обучения говорению;
— разработка и экспериментальная отработка концепции комплекса упражнений.
На протяжении всего курса обучения английского языка в начальной школе учителю необходимо следить за произношением учащихся, обеспечивать каждому ученику достаточно большую тренировку. В случае необходимости можно давать учащимся индивидуальные задания с последующей их проверкой, для чего используется звуковое пособие. В процессе тренировки звуков учитель должен использовать как индивидуальное, так и хоровое произношение. Во время произнесения хором учитель должен самым внимательным образом вслушиваться в то, как произносят звуки отдельные учащиеся, слышать каждого из них, и после хора работать индивидуально с теми, кто в этом нуждается. Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке.
К объективным можно отнести следующие причины:
недостаточно хорошая материально-техническая база школы (отсутствие полного комплекта аудиокассет и дисков к учебнику, нехватка видеоматериалов ко всем изучаемым темам и невозможность их приобрести, несоответствие технического оборудования кабинета современным требованиям);
отсутствие постоянной языковой практики у учителя, невозможность стажироваться за рубежом;
большая наполняемость классов (отсутствие деления на группы).
К субъективным причинам можно отнести три, на мой взгляд, наиболее значимые:
низкая мотивация к обучению учащихся среднего звена;
проблема комплексов подросткового возраста (некоторые учащиеся испытывают дискомфорт в общении, имеют низкий уровень развития коммуникативных умений).
проблема дефицита словарного запаса.
Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение – это один из видов человеческой деятельности. В третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценки результатов обучения.
Если созданы неподходящие условия для процесса говорения, то у ученика возникают трудности. Основные из них:
— Ученики стесняются говорить на английском языке, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников;
— Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке;
— Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и го, что надо делать;
— У учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
— Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения из учебного общения, неэффективного использования времени урока;
— При парных и групповых формах работы учащиеся часто переходят на использование родного языка и допускают много ошибок.
Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.
Между потенциальными участниками общения (теми, кто хочет или может вступить в общение) всегда существуют определенные взаимоотношения. В какой-то момент появляется потребность вступить в контакт. Предметом общения являются взаимоотношения собеседников, и они определяют характер общения. Именно в предмете реализуется потребность, в результате чего она становится мотивом деятельности. Это означает, что мотив к общению не может возникнуть, если нет взаимоотношений (предмета) или они не осознаются. Цель общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, т.е. изменение их.
Формирование навыков разговорной речи на уроках английского языка
В статье рассматривается коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Даётся общая характеристика метода. На основе собственного педагогического опыта описывается методика формирования речевых навыков и развития речевых умений, пути преодоления трудностей с которыми сталкивается учитель на уроке английского языка при обучении говорению. Даётся классификация коммуникативных умений и навыков. Рассматриваются способы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по говорению.
What you like and don’t like wearing, and why, how important being in fashion is to you. Проблемы обсуждаемые в общении могут быть разными: «Каким должен быть настоящий друг?», «Всегда ли правы взрослые?», «Зачем человеку собака?», «Сколько денег нужно человеку?», «Что значит быть современным?», «Кому нужна классическая музыка?», «Что такое счастье?», «Что такое хороший человек,» «Устарел ли театр?» и т.д. Традиционное обучение полностью лишено тех черт, которые присущи общению. Отсутствуют какие-либо взаимоотношения между учителем и учащимися, кроме официальных учебных отношений [5]. Их общение в основном ролевое, это общение учителя и ученика, а не индивидуальностей. Мотива общения не возникает, ибо не возникает потребности в общении. Поскольку нет взаимоотношений между учителем и учащимися как между индивидуальностями, то нет и цели общения. Что часто используется на уроке учителем пересказы текстов известных всему классу, или проговаривание неситуативных, никому не направленных предложений, лишённых всякой интонации, это всё делает общение искусственным. Цель же общения состоит в вашем объяснении каких-то проблем или информации. С чего же начать урок, чтобы погрузить детей в атмосферу иноязычного общения. Часто урок начинается с организационного момента “Who is on duty today?” “What date is it today?” “Who is absent today?” Как это должно надоесть ученикам особенно когда это повторяется из урока в урок. Некоторые учителя считают, что такой приём развивает монологическую речь. Результат же подобного начала урока – абсолютное безразличие, глухота к тому, что говорит учитель. А можно построить общение по другому.
а) источником информации,
б) лидером коллектива и в то же время его членом, у которого особый авторитет,
в) образцом нравственно-эстетических норм поведения,
г) моделью будущей речевой деятельности,
д) организатором психологического климата,
е) руководителем межличностных отношений [3].
Создание атмосферы общения на уроке является очень важным. Дело в том, что общение не может осуществляться в условиях палочной дисциплины. К сожалению, многим учителям, особенно молодым, кажется, что напускная строгость поможет им навести порядок в классе. Возможно, внешне порядок и будет удерживаться некоторое время. Но при овладении умением общаться более важен речевой контакт, учитель и ученики должны стать речевыми партнёрами. На уроке дети должны общаться между собой, с учителем, поэтому урок на котором абсолютная тишина добытая в результате такой палочной дисциплины это не урок. Некоторые учителя злоупотребляют так называемыми переводами. Какие речевые умения и навыки развивают такие уроки. Перевод может быть фрагментом урока, если вы хотите повторить какие-то грамматические явления или закрепить лексику урока, но не занимать все 40 минут учебного времени. Урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика. Этого не произойдёт если учитель будет прерывать учеников, возмущаться их незнанием чего-либо, раздражаться по поводу и без повода, не признавать шуток и не улыбаться. В своей книге «Урок иностранного языка» Е.И.Пассов указывает на перцептивные коммуникативные умения: [6]
Продуктивные умения и навыки:
При обучении говорению нужно учитывать также принцип индивидуалицации. Индивидуальность ученика включает в себя следующие свойства:
Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств.
В основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того, чтобы появился такой мотив на уроке надо создать речевую ситуацию [4]. Речевые ситуации могут быть реальными, условными или проблемными. Какие разновидности монологического высказывания встречаются в реальном общении. К ним можно отнести приветственную речь, похвалу, порицание, лекцию, рассказ, характеристику, описание, обвинительную или оправдательную речь.
Одной из черт монолога является целенаправленность. Если вы просто попросите детей пересказать текст то такое задание можно отнести к репродуктивным навыкам речи. Такой монолог вряд ли можно назвать речью по сути, так как автором текста остается другой автор, а не сам ученик. Нужно давать задания творческого характера, дети должны уметь высказать свою точку зрения по проблеме, охарактеризовать главного героя, рассказать как бы могло измениться действие если бы…, сравнить поведение разных героев. Какое бы задание ни выбрал ученик это не будет просто механическим пересказом текста, его заучивание, а подлинно творческое самостоятельное высказывание. Какие существуют пути обучения высказыванию, а именно развитие монолога. Это путь « сверху вниз» и «снизу вверх» [4]. Первый путь означает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. Путь сверху вниз достаточно полно очерчивает речевую ситуацию. Уже на дотекстовом этапе дети составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приёмов, способов аргументации, например:
Путь снизу вверх. Монолог строится без опоры на конкретный текст. Такой путь обучения говорению может быть выбран:
Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи учитель должен быть уверен что:
Рассмотрим этапы развития монологического высказывания на разных уровнях развития.