Что главное для учителя
Методист перечислила необходимые для современного российского учителя качества
Принимая во внимание изменения, происходящие в мире, складывается впечатление, что однажды современный учитель станет похож на супермена, а обычный урок будет проходить с использованием шлема виртуальной реальности. Причем педагог будет появляться не в Zoom или в Skype, а уже в виде голографической проекции прямо у учащихся дома. Какими качествами должен обладать современный учитель уже сегодня, в беседе с ФАН рассказала методист, преподаватель иностранных языков в Babelfish Наталья Рыбалко.
Может быть, в далеком будущем учитель будет с легкостью управлять пространством, а также передавать силой мысли все необходимые знания учащимся. Но сегодня, по словам специалиста, преподаватель должен быть человеком, на которого захотят равняться школьники и студенты.
«Сколько бы теорий не выдвигалось об идеальном образе учителя, самые главные качества останутся глубоко человеческими, а его главной суперсилой будет способность вести за собой учеников любого возраста по огромному информационному полю», — подчеркнула Рыбалко.
При этом российские педагоги оказываются на голову выше своих зарубежных коллег. Они, как правило, специализируются на преподавании одного, максимум двух предметов и имеют большой опыт работы. К тому же в России учитель — это скорее призвание, а не просто профессия.
«Согласно исследованиям, у нас наибольший процент учителей, которые работают десятилетиями, не меняя место работы и дислокацию — более 30%. Этот показатель опережает другие страны, где учитель обязан периодически менять место работы. К тому же нередко в других странах один учитель может вести несколько дисциплин. У нас же ставится преимущественно акцент на одном предмете. Плюс в нашей стране хороший педагог — это прежде всего призвание, как и врач. Поэтому краеугольное отличие идеального преподавателя — это любовь к своей деятельности. Педагог занимается именно обучением, а не просто вещает на лекциях и уроках», — пояснила методист.
По мнению Рыбалко, портрет идеального преподавателя выглядит следующим образом. Современный педагог — это в первую очередь человек, который осознанно использует технологии и регулярно развивается в этом направлении. Он всегда следит за своим здоровьем и находит время для отдыха, ведь психологическое напряжение негативно сказывается на качестве обучения. Поэтому, помимо работы, у учителя должно быть хобби, интересная разносторонняя жизнь.
«Не нужно пренебрегать «гибкими навыками». Очень важен высокий эмоциональный интеллект и умение работать в команде. Хороший преподаватель обладает высоким уровнем самообладания и умением реализовать аксиому: даже ото дна всегда можно оттолкнуться и выплыть на поверхность или безвыходных ситуаций не бывает. Он учит не бояться ошибок, показывает это на своем примере, ведь сам он регулярно занимается саморазвитием», — сказала Рыбалко.
Она также отметила, что дети на занятиях такого педагога не замечают, как быстро пролетает время. Поскольку они словно зрители в иммерсивном театре, которые являются активными участниками всех происходящих на сцене действий. Однако, чтобы увлечь школьников своим предметом и самим учебным процессом, педагогу необходим должный уровень профессионализма. По словам Рыбалко, профессионал всегда с легкостью находит контакт со всеми учениками. На его уроках ключевым моментом является вовсе не дисциплина или страх из-за ее нарушения и ошибок, а прежде всего — беседа.
«Хороший учитель искренен. Ему часто доверяют то, что не могут рассказать даже родителям», — подчеркнула специалист.
А в любой форс-мажорной ситуации настоящий педагог, благодаря своей гибкой натуре, может с легкостью переиграть план урока и разрешить ситуацию. Как пояснила методист, для хорошего преподавателя психология не пустой звук, ведь он должен понимать, что его урок — это не отдельная реальность, а продолжение жизни учащихся.
Ранее психолог Александра Метальникова рассказала, какие упражнения помогут ребенку улучшить успеваемость в школе. По ее словам, причиной низких оценок может быть стресс, снять который можно с помощью специальной гимнастики или медитаций.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств Тамалинского района
«Главное в работе педагога –поиск, заитересованность, мастерство»
Два типа педагога встречаются:
а) педагог, заранее знающий как нужно играть и какими способами преодолевать любую исполнительскую трудность и подгоняющий игру каждого ученика под этот раз и навсегда установленный стандарт;
б) педагог, душа которого открыта ко всему новому, свежему, умеющий замечать и принимать любую самую скромную находку ученика.
Второй – неуклонно растет со своим учеником. Работа первого ограничена.
Раздумья педагога о путях развития каждого из своих учеников фиксируется в индивидуальном плане. Но часто заполнение индивидуальных планов для одних педагогов пустая формальность. Для других – момент раздумий о пути развития ученика, о том, что уже сделано и чего еще придется добиваться. Нельзя переоценить и ведение личных дневников, в которых заносятся наблюдения, размышления, находки и неудачи. К сожалению, педагоги редко и неохотно ведут записи. Сколько крупиц драгоценного опыта постепенно тускнеет, забывается, теряется. Хорошо когда педагог интересуется работой ученика и плохо, если сухое равнодушие прикрывает приторно ласковым обращением. Он должен тщательно изучить характер ученика, его музыкальные данные, интересы, взгляды, положительные качества, которые он должен развивать и плохие, которые постепенно без каких-либо резких высказываний или действий глушить в поведении и характере ученика незаметно для него самого.
Педагог, чтобы правильно осуществить индивидуальный поход к ученику, должен изучить не только его психические и физические особенности, семейные обстоятельства, в которых он живет, кто его близкие, друзья, как ученик проводит свободное время.
Наиболее ярким примером для ученика должен и быть сам педагог. Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, которая проявляется в выдержке, терпении. Надо уметь владеть своим настроением, особенно в раздраженном состоянии. Очень важно каким тоном педагог разговаривает с ребятами, тон, как говорят «делает музыку». В голосе не должно быть ни яркой иронии, ни тем более пренебрежения каким бы резким разговор не был, нельзя унижать достоинство ученика. А умение говорить с учеником предполагает и умение слушать его. Если учитель способен терпеливо выслушать, что скажет ученик в свое оправдание, ему легче говорить с ним. Плохо когда педагог перебивает ребенка, придирается к каждому неудачному слову. Учителя нередко сравнивают с актером.Правда актеру не нужно придумывать текст своей роли, за него это сделал писатель. Учитель сам себе автор, ибо только он пишет сценарий своего будущего урока. Актер, прежде чем выйти на сцену, долго работая с режиссером. Учитель сам себе режиссер и каждый урок у него премьера. Педагог исполнитель главной роли в своем спектакле, а это всегда очень ответственно.
Учитель, идущий на урок, должен уметь фантастически много передавать знания и возбуждать к ним интерес, быстро ориентировать в самых неожиданных ситуациях, прекрасно владеть чувством времени, быть хорошим организатором. Отличатся целеустремленностью и энергией, выдержкой и терпением, быть снисходительным и чутким, справедливым и увлеченным, изобретательным и остроумных. Не мало важную роль играют и внешние качества: подтянутость, аккуратность, хорошие манеры, прическа, одежда, красивая поза. Походка, но без излишней строгости, чопорности, манерности. Простота, естественность, хороший вкус, должны характеризовать внешний облик учителя. Особое место в создании авторитета занимает квалификация педагога как музыканта исполнителя. Ученик с уважением и симпатией относится к педагогу с хорошими исполнительскими качествами. Ученик чувствует, что может многому научиться у него, что педагог не только говорит о том, как нужно играть, но и сам может исполнить то, чему учит ребенка.
У неиграющего педагога постепенно снижается четкость музыкального представления, музыкального слышания. Сначала педагог перестает слышать некоторые детали и тонкости исполнения, а в последствии и элементарные ошибки, вплоть до текстовых неточностей. Падает требовательность педагога к игре ученика, утрачивается его профессионализм. Опытно играющий педагог непосредственно ощущает удобно ли ученику играть, естественны ли его приемы, вместе с ним педагог «сковывается» и «расправляется». Не играющий педагог утрачивает эти ощущения.
Своим показом, педагог побуждает ученика постепенно создавать, формировать собственный исполнительский замысел. Показ освещает ученику пути к достижению цели. Много, нам педагогам надо уметь и знать, думать и искать, перенимать опыт и щедро делиться своим. Искусство – дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого сложного строя души. Его берега закрыты для некультурности и ремесленничества, зато в поисках настоящего познания мира оно не имеет берегов.
Построить свой урок надо так, чтобы ученикам было на уроке комфортно и интересно, чтобы вместе с нами они с радостью и удовольствием достигали высоких результатов в обучении игре на баяне и аккордеоне, чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме не потому что нужно готовиться к академическому концерту, а потому что это интересно. Подавляющее большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования. И лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальный колледж. Учитывая это, обучение надо направить так, чтобы предоставить возможность детям с самими различными музыкальными данными занимаясь по индивидуальным планам приобщатся к музыкальной культуре.
Процесс воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития, способности, потребности и интерес, что способствует их самовыражению и самореализации. Одним из важнейших направлений в современном дополнительном образовании является художественно эстетическое воспитание
– целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
В процессе художественно эстетического воспитания в ребенке воспитывается стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщаться к художественной деятельности, а также развиваются творческие способности. Уровень интеллектуального развития, развития речи, внимания, воображения, пространственного мышления находится в прямой зависимости от точных движений пальцев рук. Обучение игре на баяне и аккордеоне возможно для каждого ребенка, но пытаться вырастить профессионального музыканта из каждого ребенка не нужно. А увидеть есть ли у ребенка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения. Более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребенку, они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного.
Встречи с родителями учеников.
Обычно концерты для родителей проходят два раза в год. Индивидуально приглашаю их на уроки и держу связь по телефону.
18 качеств хорошего учителя
Хорошие учителя имеют массу хороших качеств, которые помогают им эффективно выполнять свою работу. Конечно, все учителя разные, и все обладают индивидуальными качествами, но практически каждый из них имеет следующие двадцать пять положительных сторон.
1. Соблюдение правил хорошего тона
Что учитель сам делает, тому и учит учеников.
У него не бывает двойных стандартов. Если он запрещает ученикам на занятии жевать жвачку, то он не станет этого делать и сам.
2. Хорошая адаптация
Адаптация – это умение проводить занятие или мероприятие при возникновении непредвиденной ситуации или проблемы.
Учитель всегда готов к тому, что все пойдет не по плану. Если он видит, что половина класса не усвоила материал, он не будет переходить к следующей теме, а попытается объяснить еще раз, но немного по-другому.
3. Забота об учениках
Забота учителя – это внимание к каждому ученику. Если кто-то материал не понял, учитель это сразу же заметит и предложит выход из положения.
Учитель знает об особенностях личности и интересах каждого учащегося и включает на уроке такие элементы, которые бы им соответствовали.
Сострадание – это понимание того, что у учеников могут быть проблемы за пределами школы. Проблемы эти требуют решения, а ученики – помощи.
Например, если у ученика в семье кто-то умер, учитель должен проявить сочувствие и среагировать соответствующим образом.
5. Готовность к сотрудничеству
Сотрудничество – это способность работать не только с учениками, но и их родителями, администрацией и коллегами.
Даже если учителю не нравятся те или иные люди, он всегда выберет нужный для них тип общения, чтобы решить необходимую проблему.
6. Творческий подход
Творчество – это когда урок проводится уникально, интересно и динамично.
Учитель должен иметь возможность создавать такие уроки, которые бы привлекали внимание как можно большего количества учеников и вызывали у них необходимость и интерес появиться на уроках снова.
Учеба учителя – это постоянное повышение квалификации. Учитель должен знать не только тот материал, который он объясняет ученикам, но и немного больше.
Именно поэтому учителя рано встают и поздно ложатся. Они работают и в выходные, и во время отпуска.
8. Возможность видеть каждого ученика
У такого учителя все ученики – как на ладони. Он знает уровень каждого, и каждому готов подобрать такое индивидуальное задание, чтобы тот справился с материалом.
Учителя должны делать все возможное, чтобы ученикам хотелось учиться и добывать информацию.
Чуткий учитель всегда может поставить себя на место ученика и понять его ситуацию. Не важно, как он относится к своему ученику, он всегда поможет ему учиться и решить личные проблемы.
10. Способность увлекать
Способность вовлечь в работу весь класс – очень ценная черта учителя, а удержать внимание класса на протяжении всего урока – умение, ценное вдвойне!
Учитель должен создавать уроки, проходящие весело и энергично. Каждый раз, выходя с его урока, ученик уже должен хотеть следующего.
Развитие – непрерывный процесс, который происходит за годом год и характеризуется совершенствованием профессионального уровня.
Учителя должны постоянно искать способы улучшить свои личные и профессиональные качества.
Бесстрашие – возможность пробовать новые подходы, которые могут находиться за пределами нормы, за что работа учителя может подвергаться критике со стороны учеников и администрации.
Учитель всегда готов к экспериментам и критике своих действий.
Прощать – это быстро забывать конфликтные ситуации с учениками, их родителями, коллегами и администрацией.
Учителя должны забывать обиды, нанесенные им учениками или родителями во время разнообразных конфликтов и не переносить свои обиды и эмоции на учеников и их оценки.
Щедрость – это возможность помочь ближним своими умениями, знаниями или деньгами из собственного кармана.
Учителя не получают больших зарплат, но некоторые готовы пожертвовать и деньгами, чтобы помочь человеку в случае необходимости.
15. Хорошее настроение
Учитель всегда приходит в класс в хорошем настроении, полный энтузиазма и желания скорее работать.
Если учитель в плохом настроении и не желает трудиться, то и ученики у него будут такие же. Если учитель всегда радуется, то и ученикам приятно будет находиться на уроке.
16. Пунктуальность и аккуратность
Вещи учителя и учебники всегда в порядке, позволяя быстро найти их и использовать в работе.
Учитель всегда опрятен и приходит вовремя.
Хороший учитель понимает, что, если ученик чего-то не освоил, торопиться некуда. Надо объяснить ему еще раз. В конце концов, учеба – это не соревнованию по спринту. Тут все надо делать постепенно и основательно.
Учитель никогда не ставит на ученике крест. Он будет пытаться применить новые методы работы, чтобы добиться от ученика хотя бы каких-то положительных результатов.
Учитель позволяет ученикам немного узнать о себе и личной жизни, не раскрывая, правда, особых подробностей.
Открытость помогает учителю лучше наладить контакты с учениками, потому что обнаруживается, что все они имеют схожие увлечения и обстоятельства.
Если вы работаете учителем и пока не обладаете перечисленными выше качествами, вам есть к чему стремиться.
Профессионально важные качества и умения учителя
Методички Педсовета
Общеизвестно, что система образования и воспитания — главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По прежнему остаются актуальными слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.
Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.
Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т. е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:
Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.
Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К. К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.
Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.
Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства. Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности.
Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.
Таким образом, динамическая структура личности образуется в процессе взаимодействия четырех групп качеств:
Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:
Профессиональные качества и свойства в структуре личности К. К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.
А. К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:
Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т. д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков).
В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности учителя:
Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.
Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.
Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:
Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством.
Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:
Эти же компоненты педагогической деятельности выделял В. А. Сухомлинский, отвечая на вопрос «Что значит хороший учитель?».
Н. С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,
Исследования советских психологов и педагогов Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование.
В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:
Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф. Н. Гоноболин считает:
А. И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:
Н. В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:
Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:
Педагогическая техника включает две группы умений:
Ю. И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.
Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Деятельность учителя направлена на:
Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, А. И. Щербаков и др.):
— гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);
— конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);
— —организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);
— —коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);
— прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т. д.)).
Н. В. Кузьмина и А. И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты. [19]
Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.
Список литературы:
[1] См.: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967; Крутецкий В. Н. Психология. — М., 1980.
[2] Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 125.
[3] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — С. 134.
[4] Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — С. 36-37.
[5] Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М., 1997. — С. 11.
[6] Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — С. 22.
[7] См.: Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М., 1988.
[8] См.: Учитель-методист — наставник стажера. — М., 1988. — С. 60 — 61.
[9] Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. — М., 1979. — С. 51.
[12] Яковлев Н. С. Записки директора школы. — М., 1987. — С. 32.
[13] Крутецкий В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983. — С. 36.
[14] См.: Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — С. 8, 14 — 15.
[15] Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. — С. 38 — 39.
[16] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — С. 146.
[17] Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. — С. 223.
[18] Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979. — С. 15
[19] См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976.
[20] Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. — С. 76.