Что эффективная обратная связь дает учителю
Как организовать эффективную обратную связь и минимизировать время проверки при дистанционном обучении
Сегодня при переходе на дистанционное обучение актуальным становится вопрос получения обратной связи. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения.
Иногда бывает непонятно, выполняет ли ребенок задания, смотрит ли обучающие видео, читает ли заданный текст. Именно поэтому для учителя крайне важно организовать процесс так, чтобы ученик был вынужден ознакомиться с обучающим материалом и выполнить задания.
Для решения этой задачи существует обратная связь, которая организует взаимодействие «учитель — ученик». Важно отметить, что на дистанционном уроке ребенок учится, узнает что-то новое и, соответственно, имеет право на ошибку. Поэтому если мы ставим своей целью развитие ученика, то обратная связь нужна не столько для контроля, сколько для мотивации ученика к дальнейшим учебным действиям.
«Если мы хотим, чтобы был положительный эффект от дистанционного обучения, то не нужно наказывать ребенка плохой оценкой в журнал. Учитель должен дать ученику обратную связь о том, как выполнено его задание и куда следует двигаться дальше. При организации дистанционного обучения на платформе Google Classroom существует возможность организации именно такой развивающей обратной связи»
Для чего нужна развивающая обратная связь педагогу и ребенку?
Кроме того, нужно помнить о том, что преимущественно обратная связь должна выполнять развивающую функцию. Конечно, по окончании изучения темы никто не отменял контроль и выставление итоговых оценок. Однако в процессе ознакомления с учебной темой обратная связь должна быть формирующей, возможно, даже в форме самооценки или взаимной оценки.
Татьяна Русских рассказала о том, как создавать листы опросов с самопроверкой и рабочие листы для учащихся с автоматической проверкой на платформе Google Classroom, а также поделилась полезными лайфхаками для наиболее комфортной работы на площадке.
«Google Classroom позволяет создавать различные документы, шаблоны, в которые учитель может зайти, посмотреть и набрать заранее заготовленные вопросы, а также прокомментировать задание ученика. Мы рекомендуем вам не пытаться сразу же применить все инструменты платформы. Начинайте с простых рабочих листов — научите детей с ними работать, а уже потом осваивайте новый материал. Не переживайте, мы все знаем, что первый блин бывает комом, но именно он мотивирует нас на дальнейшее развитие»
Что даёт обратная связь учителю и ученику?
Что даёт обратная связь учителю и ученику?
Просмотр содержимого документа
«Что даёт обратная связь учителю и ученику?»
Что даёт обратная связь учителю и ученику?
Джефф Петти в своей книге «Современное обучение. Практическое руководство» рассматривает обучение как двусторонний процесс (4,.с.56-57).
Процесс обучения обречен на провал, если не обеспечены следующие два условия:
• Для ученика – возможность задавать вопросы;
• Для учителя – возможность выяснить, как ученик понимает материал.
Если бы обучение могло быть односторонним процессом, мы отлично бы учились, читая книги и смотря книги, а учителя были бы ненужным раздражителем.
Без обратной связи учитель не может понять, состоялось ли обучение.
Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения задач.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников
Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.
Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Инструменты обратной связи:
• письменные комментарии
• наблюдения
• опросы – молнии
• фронтальный опрос
• вопросы
Существует два типа обратной связи: устная и письменная.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «превосходно»,«хорошо», «надо постараться», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы.
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I. Напоминание.
Например, во время проверки работы можно написать в письменной работе ученика:
«Для того чтобы правильно вычислить периметр квадрата, тебе необходимо вспомнить все свойства квадрата и формулу».
2. «Чтобы решить уравнение надо вспомнить компоненты уравнения».
3. «Чтобы правильно разобрать слово по составу, вспомни алгоритм разбора».
II . Поэтапная помощь.
-Посредством вопросов.
— Описание.
— Незаконченные предложения.
III. Представление образца.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
Здесь важно отметить необходимость использования разных приемов обратной связи с учениками на уроке, чтобы процесс проходил интереснее. Кроме того, у каждой формы есть свои плюсы и минусы. Например, устный индивидуальный опрос позволяет учителю оценить знания ученика в полном объеме, формирует навыки монологической речи, но при этом на такой опрос уходит много времени, а дисциплина страдает, потому что остальным детям скучно и неинтересно.
Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.
В процессе объяснения нового материала стоит время от времени обращаться к обратной связи. Это помогает не только держать класс в активном рабочем состоянии, но и контролировать, понимают ли ребята объяснение.
Для решения проблемы можно сочетать устный опрос одного ученика с письменным опросом всех остальных; можно предложить классу одновременно составлять план ответа товарища или отмечать сильные и слабые стороны.
На этапе закрепления нового различные средства обратной связи с учениками особенно важны и уместны.
Домашнее задание тоже форма обратной связи с учениками, результаты которой будут видны на следующем уроке. Можно пофантазировать и предложить что-нибудь нестандартное:
составление ребусов, сказок и загадок
исследовательскую работу : поиск какой-либо информации;
Наличие интересных форм обратной связи на уроке поможет учителю не только повысить накопляемость оценок, но и сделает работу живее и интереснее.
Так же необходимы технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефлексии учащихся. В таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств. Очень нравится детям: «Смайлики», «Солнышко и тучка», «Светофор», «Волшебная ваза», «Пять пальцев», «Лестница успеха».
Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Эффективная обратная связь. Учитель-ученик.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Эффективная обратная связь: что она дает учителю и ученику?
Общие цели: 1. Актуализировать знания учителей об обратной связи. 2. Сформировать понятия об Обратной связи, о ее видах и методах использования ее на уроках. 3. Выявить степень практического применения и механизм действия обратной связи в рамках школьного обучения.
Задание 1: Работа в группах Составление постера: Что такое Обратная связь? И какие виды Обратной связи вы знаете?
4. Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, представлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности. Посредством Обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая Обратная связь.
5. Обратная связь на уроке: 1. Учитель – ученики 2.Ученик – ученики 3. Учитель – ученик 4. Ученик – ученик Методы используемые на уроке для осуществления обратной связи: 1. «Сигналы рукой» 2. «Светофор» 3. «Индекс карточки для обогащения» 4. «Одноминутное эссе» 5. «Речевые образсцы» 6. «Две звезды и одно пожелание» 7. «Трехминутная пауза» 8. « Словесная оценка» 9. Таблица ЗХУ
Задания 2: Показать механизм эффективной Обратной связи между учеником и учителем
. Что дает эффективная Обратная связь учителю и ученику?
14 принципов обратной связи для учителя: как указывать детям на ошибки и помогать их исправлять
Век красных чернил и исправлений в тетрадках заканчивается. Сегодня обратная связь от педагога — это не просто указание на ошибки, а скорее повод для размышлений. Но как выстроить оценивание так, чтобы у детей не пропадало желание учиться, а, наоборот, появлялся азарт и желание узнавать новое? Разбираемся.
Существует множество исследований, доказывающих положительное влияние обратной связи от преподавателя на учебный процесс и мотивацию школьников. Чтобы это действительно работало, оценивание должно быть своевременным, актуальным и ориентированным не на фиксацию ошибок, а на действия — то есть на способы эти ошибки исправить. Мы собрали 14 педагогических принципов, которые вовлекут учеников в дискуссию и помогут им освоить самостоятельную работу.
1. Определите цель
Школьники стремятся к достижению цели, только если четко представляют конечный результат, предстоящие этапы пути к нему и свою выгоду в этом процессе. В таком случае они могут брать на себя ответственность и оценивать прогресс. Если цель не кажется важной и интересной и ученики в целом не разделяют взгляды учителя, то замечания и обратную связь они тоже воспринимать не будут.
2. Совместная формулировка стандартов
Чтобы разногласия не возникали на этапе оценивания, необходимо вместе с детьми сформулировать критерии, которые будут применяться к их работе. Желательно прописать их, а еще лучше — дополнить устными объяснениями. Таким образом вы вовлечете детей в процесс, предоставите им право голоса — это поспособствует их заинтересованности и повысит мотивацию к работе.
3. Практическое применение обратной связи
Чтобы обратная связь была эффективной, ученики должны четко понимать ее пользу. И задача учителя тут — в самом начале объяснить, для чего вообще нужно оценивание и как это может помочь детям. Для этого необходимо:
Попробуйте также попросить детей дать обратную связь по вашей работе, а потом обсудите и постарайтесь учесть их пожелания. Это будет наглядным примером использования обратной связи для улучшения результата.
4. Ведите диалог
Обратная связь — не односторонняя передача информации. Детям проще принимать непосредственное участие в ее организации, то есть быть участниками диалога. Если в классе много людей, организация дискуссии — процесс непростой, но в таком случае учеников можно разделить на несколько групп или же установить условные обозначения реакций (пальцы вверх/вниз).
5 советов, как учителю развить психическую устойчивость
Вовлечение учеников в подобные диалоги помогает им развить критическое мышление, учит задавать вопросы, более глубоко погружает в изучаемую тему. Дискуссия — это возможность для выявления уровней понимания, для постановки своевременных вопросов и устранения пробелов: все это помогает выстроить учебный план в соответствии с потребностями.
5. Обсуждать негатив
Только лишь положительные комментарии оказывают негативное влияние на мотивацию. Это начало «синдрома отличника», который впоследствии формирует завышенные ожидания от всех действий. Важно фокусировать обратную связь не только на прогрессе и достижениях, но и обсуждать негативные моменты, чтобы у детей формировалось здоровое отношение к ним.
Один из способов помочь учащимся адекватно реагировать на негативную обратную связь — признать трудность задания, выразить благодарность за проделанную работу, задать несколько вопросов, помочь определить свои следующие шаги.
6. Ожидания = реальность
Обратная связь — это возможность сократить разницу между ожиданием и реальностью. Во-первых, вы обсуждаете с учениками работу уже в процессе ее реализации. Во-вторых, даете им возможность исправлять ошибки после их совместного обсуждения. Чтобы этот план сработал, нужно:
7. Улучшение учительских навыков
Практика обратной связи важна не только для улучшения результата обучающихся. Для того чтобы обеспечить детей актуальной информацией, преподаватель должен быть в курсе интересующих их тем и потребностей. Задания для самооценки и диагностические тесты помогут учителям собрать всю информацию об интересах и навыках учащихся, чтобы адаптировать материал под текущие запросы.
Как создать интересный урок по ФГОС, не потратив много времени
Обратная связь для учеников и учителей — это два взаимодополняющих фактора, которые не могут существовать друг без друга.
8. Одно задание — один фидбэк
Фокусируйте обратную связь на каком-то одном навыке. Попробуйте оценить ситуацию со стороны ученика: ему проще воспринимать замечания по одной теме, чем осмыслять сразу все свои пробелы. Еще лучше комментировать задания частями, чтобы видеть реакцию и добиться лучшего понимания. Или такой вариант — создавайте символы для обозначения самых распространенных ошибок. Это также будет требовать от детей внимания и осмысления, то есть поможет еще лучше усвоить урок.
9. Задаем вопросы
Вопросы — традиционная форма проверки знаний. Но еще это хороший инструмент для помощи ученикам в формулировке идей и своих задач. Попробуйте задавать открытые вопросы, чтобы уловить ход их мыслей и подтолкнуть к более глубокому осмыслению. Вместо «Ты понимаешь или нет?» переходите к вопросам, которые заставляют учеников объяснять и обосновывать свои идеи, рассказывать, что именно и где им непонятно.
10. Обратная связь между учениками
Научите детей давать обратную связь друг другу. Это избавит вас от необходимости многократно писать одни и те же комментарии, а детей замотивирует лучше разобраться в том или ином вопросе, чтобы впоследствии подсказать или указать на ошибку товарища (они все это любят). Предлагайте им меняться работами и оставлять друг другу комментарии, которые вы тоже будете оценивать.
11. Создание образца
Сначала вы коллективно обсуждаете, как могла бы выглядеть идеальная работа, затем каждый приступает к индивидуальной работе. Далее задача учеников — оценить свою работу от 1 до 10, основываясь на критериях, которые вы вместе установили. Причем они не только должны выставить себе оценку, но написать пару предложений с аргументацией. Сравнение своей работы с образцом — полезная практика, которая пригодится им в будущем.
12. «Мудрые вмешательства»
Небольшое замечание со ссылкой на какую-то ранее произнесенную фразу ученика или на хобби, о котором он рассказывал, часто может оказать положительное влияние на восприятие критики, сократить дистанцию между учителем и ребенком. Это жест внимания и заботы, сигнализирующий о вашем хорошем отношении и добрых мотивах.
13. Фокус на сильные стороны
Ученики часто получают обратную связь с указаниями на ошибки: неправильные рассуждения, нелогичные выводы, неверные подсчеты. А исследования в области неврологии показывают, что внимание к нашим сильным сторонам катализирует обучение, тогда как внимание к слабостям душит его. Метод, который реально помогает учиться, — это замечать закономерности того, что мы делаем хорошо, и опираться на это.
14. Комментируйте, а не исправляйте
На самом деле исправлять ошибки — это задача самих учеников. А роль учителя скорее состоит в том, чтобы задать им верную траекторию для движения. Еще эффективнее научить их самостоятельно выявлять ошибки, используя ваши подсказки.
Семинар «Обратная связь как эффективное средство на образовательный процесс»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обратная связь как эффективное средство воздействия на образовательный процесс( выступление на МО учителей предметников)
Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.
Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществляться учеником самостоятельно.
Для контроля изученного на каждом уроке, так и во внеурочной деятельности используются различные формы обратной связи с обучающимися. Очевидно, что обойтись без этого невозможно, иначе учитель окажется путником, заблудившимся в собственных словах. Как в известном анекдоте: «Как называется человек, который все время болтает, даже если его никто не слушает? — Учитель!» Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание класса на должном уровне.
Обратная связь- это отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие, вопрос или событие.
Обратная связь в образовательном процессе – это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников.
Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.
Инструменты обратной связи:
дневники обратной связи
тетради самоконтроля и др.
Обратная связь может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I.Напоминание (например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика: «Для того чтобы правильно найти грамматическую основу данного предложения, необходимо посмотреть материал учебника на стр.65)
Не делайте много комментариев к одной работе.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.
Приемы обратной связи:
«Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).
«Опрос по цепочке». Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).
«Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
«Программируемый опрос». Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
«Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
«Показательный ответ». Один учащийся отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда учащийся демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).
«Защитный лист». Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый учащийся без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
«Щадящий опрос». Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог учащихся не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.
9. « Идеальный опрос». Учащийся сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.
Наличие интересных форм обратной связи на уроке поможет учителю не только повысить накопляемость оценок, но и сделает работу живее и интереснее.
Способы обеспечения обратной связи на уроках
1. Обратная связь должна быть обучающей по природе, сбалансированной.
Давать обратную связь – значит, объяснять обучающимся, что именно они делают правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен основываться существенным образом на том, что ученики делают верно. Наиболее продуктивна та обратная связь для обучения, когда ученикам дается пример и объяснение того, что было правильным, и что не правильным в их работе. Примером может служить «сэндвич»: Комплимент, пожелание, комплимент.
P.S. Использование красной пасты в письменных комментариях само по себе является «барьером» при восприятии учащимися комментариев учителя. В качестве альтернативы, попробуйте пользоваться зеленой пастой, как более «дружелюбной». Обязательно дайте знать учащемуся о том, что в его работе было сделано хорошо.
2. Обратная связь должна быть своевременной.
Когда обратная связь дается сразу же после состоявшегося доказательства обучения, ученики отвечают позитивно и уверенно вспоминают о процессе обучения. Если же мы долгое время не даем обратную связь, упускаем время, тогда, вероятнее всего, ученик не сможет связать обратную связь и действие.
P.S. Если Вы предоставляете обратную связь на письменную работу учащегося более чем через неделю, она может значительно потерять свою актуальность. (прим. авт.)
3. Будьте внимательны к индивидуальным потребностям учащегося.Практическое задание «Салфетка».
Уважаемые коллеги, у вас на столе для каждого подготовлены салфетки. Вам предлагается выполнить следующее здание:
1.Сложить лист пополам и оторвите и оторвите правый угол(так делать 4 раза).
3.Покажите ее всем участникам.
Ни одной одинаковой салфетки.
Так и в обучении, очень важно, что мы подходим индивидуально к каждому ученику, давая обратную связь. Наши классы представляют большое разнообразие учеников. Некоторых учащихся надо подталкивать, чтобы достичь более высокого уровня, тогда как с другими следует обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать обучению и навредить его самооценке. Баланс между желанием не задеть чувства ученика и обеспечить надлежащее поощрение имеет важное значение.
4. Задайте 4 вопроса
Исследования эффективного преподавания и обучения
показали, что учащиеся хотят знать, где они ‘находятся’, когда обучаются. Регулярное предоставление ответов на следующие четыре вопроса поможет обеспечить качественную обратную связь. Эти вопросы могут быть полезны при предоставлении обратной связи родителям:
• Что может ученик делать?
• Что не может ученик делать?
• Что представляет собой работа ученика в сравнении с другими его работами?
Как ученик может улучшить свою работу?
5. Обратная связь должна ссылаться на навык или специальные знания.
В данном случае рубрики становятся полезным инструментом. Рубрика является инструментом для воплощения связи между ожиданиями и заданиями. Эффективные рубрики обеспечивают учеников конкретной информацией об их обучении относительно установленных стандартов.
6. Давайте обратную связь, чтобы целенаправленно вести учеников к достижению цели обучения.
Регулярные ‘неформальные контрольные проверки’ учеников дают им знать, где они находятся в процессе своего обучения на уроке и с вами. Используйте ‘4’ вопроса для управления вашей обратной связью.
P.S. Будьте осторожны: не превращайте письменные работы в наказание и дополнительный стресс для учащихся. Учащиеся должны неизменно извлекать выгоду из той обратной связи, которую Вы им предоставляете, поскольку они станут лучше понимать, что им нужно сделать, чтобы в следующий раз показать лучший результат (прим. авт.)
7. Организуйте встречу «один-на-один».
Проведение встречи «один-на-один» с учеником является одним из наиболее эффективных средств обеспечения обратной связи. Ученик надеется, что ему уделят внимание и будет возможность задать необходимые вопросы. Встреча один-на-один должна быть в целом позитивной, так как это будет способствовать тому, что ученик с нетерпением будет ждать следующей встречи. Как и во всех аспектах обучения, эта стратегия требует хорошего управления временем. Можно побеседовать с учеником, когда другие ученики работают индивидуально. Продолжительность встречи не должна длиться более чем 10 минут.
8. Обратная связь может быть дана в устной форме, невербально или в письменной форме.
Убедитесь, что вы не хмуритесь, например, когда возвращаете контрольную работу ученику. Необходимо, чтобы мы контролировали свои невербальные сигналы, так как мимика и жесты также являются средствами обратной связи.
9. Сконцентрируйтесь на одной способности.
На каждой встрече желательно обсуждать только один навык ученика, а не принимать во внимание все, что является неправильным. Это оказывает гораздо большее влияние на ученика. На следующей встрече можно взять следующий, новый фокус.
10. Чередуйте планируемые встречи с вашими учениками / классами.
Используйте эту стратегию, оценивая контрольные работы или тесты. Эта стратегия обеспечивает Вас необходимым временем, чтобы дать качественную обратную связь. Ученики также будут знать, когда подойдет их очередь, чтобы встретиться с вами и, скорее всего, приготовят свои вопросы для встречи.
11. Обучайте учеников тому, как давать обратную связь друг другу.
Показывайте, как должна выглядеть и звучать обратная связь. Практикуйте с учениками, как давать друг другу конструктивную обратную связь таким образом, чтобы она была позитивной и полезной. Поощряйте учащихся в использовании заметок для записи данной обратной связи.
12. Попросите другого взрослого дать обратную связь.
Можно попросить другого учителя или гостя школы прочитать работу ученика или оценить его контрольную. Качество работы ученика возрастает в десятки раз!
13. Позвольте ученику делать записи.
Во время встречи ученик может использовать тетрадь, чтобы делать заметки в ходе представления вами устной обратной связи.
14. Используйте записи, чтобы отслеживать прогресс ученика.
Для каждого ученика определите отдельный раздел в ваших записях. Пишите ежедневные или еженедельные датированные комментарии о каждом ученике. Отмечайте хорошие вопросы ученика, его поведение, что надо улучшить, тесты и т.д. Конечно, это потребует организации вашего времени, но когда придет время встречи с учеником или родителем, у вас будет необходимый материал.
15. Возвращайте ученику его проверенные контрольные работы, тесты или заметки с комментариями в начале урока.
Возврат работ ученика в начале урока более желателен, чем в конце, так как ученик сможет задать необходимые вопросы и обсудить их во время предстоящего урока.
16. Используйте заметки.
Иногда просмотр учеником письменного комментария более эффективен, нежели прослушивание устного отзыва. Во время выполнения самостоятельной работы можно написать комментарий по поводу работы ученика и положить его ему на стол для ознакомления. Некоторым учащимся не нравится, когда им делают замечания по поводу их вовлеченности в выполнение задания перед всем классом.
Ученики быстро понимают, когда учитель формально хвалит за достижения ученика, и стараются добиться такой похвалы. Если вы постоянно говорите ученикам; «Отличная работа!», «Умница», «Прекрасно», но при этом не поясняете, что именно в его работе или ответе вызвало Вашу положительную реакцию, эти слова быстро потеряют свою значимость. Хвалите конструктивно: ученик должен понимать, за что именно его хвалят. Вы можете усилить действие похвалы, если позвоните родителям ученика.
Комментарии и рекомендации с подлинной обратной связью должны быть ‘сфокусированными, практическими, основанными на оценивании того, что ученик уже может делать и чего может достигнуть.
Признание учителем ученика, его положительного поведения, его усилий, прилагаемых во время выполнения заданий, оказывает значительное положительное влияние на обучение. Например: «Я заметил, когда ты перегруппировал числа в колонке, ты смог правильно решить задачу», «Я заметил, что ты понял, как правильно записывать условие задачи» или «Я заметил, что ты приходишь вовремя на уроки на этой неделе». Такой подход даст понять ученику, что его усилия не остались незамеченными. Это станет для него дополнительной мотивацией.
19. Демонстрируйте образец или пример.
Обсуждайте с учеником цели для оценивания и/или обратной связи. Обсуждайте, как по вашему представлению должен выглядеть работа, оцененная на «отлично», а как, напротив, работа на «неудовлетворительно». Это особенно важно в старших классах.
20. Призывайте учащихся давать ВАМ обратную связь.
Все мы были сами когда то учениками. Вспомните учителя, который сильно на Вас повлиял. Как Вам кажется, благодаря чему это влияние оказалось столь значительным? Сказали ли Вы ему об этом? Почему бы не дать ученикам такой возможности? Сделайте обратную связь анонимно. Что им понравилось в вашем уроке? Что не понравилось? Если бы ученики оказались на месте учителя, что бы они сделали по-другому? Чему вы научили их, как учитель?
P.S. Давая обратную связь учащимся, говорите о его работе, а не о личности ученика. Избегайте таких комментариев, как «Ты очень невнимателен», «Ты всегда торопишься», «Ты опять меня не слушал» и т. д.
Давая обратную связь, НИКОГДА не сравнивайте работу одного учащегося с работами других учащихся. Лучше сравните работу учащегося с его последующей работой, при этом, старайтесь фокусироваться на том, что у него получилось лучше по сравнению с предыдущей работой.
Предоставляя учащемуся обратную связь, будьте позитивны!
В заключении предлагаю написать синквейн на тему «Обратная связь» или продолжите предложения:
«Я считаю, что обратная связь …
«Я могу это доказать на примере …
«Исходя и з этого, я делаю вывод о том, что…
Что бы Вы хотели пожелать коллегам «Ладошка пожеланий»