что должно быть на сайте учителя
Рекомендации к созданию персонального сайта педагога
Лариса Никошина
Рекомендации к созданию персонального сайта педагога
Добрый день, уважаемые коллеги. В январе 2018 года в МБДОУ детском саду № 25 «Ягодка», где я работаю, состоялся семинар, в форме «Методической мозаики» для учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема данного семинара была «Профессиональное интернет-сообщество, как инновационная форма взаимодействия педагогов».
Так вот, мне и моим двум коллегам, занявшим призовые 2-е места, поручили выступить на семинаре «Профессиональное интернет-сообщество, как инновационная форма взаимодействия педагогов». Я представляла материал на тему «Рекомендации к созданию персонального сайта педагога». Хочу поделиться своими наработками с вами, уважаемые коллеги.
Рекомендации к созданию персонального сайта педагога.
Персональный сайт педагога это интернет-ресурс, который принадлежит одному конкретному педагогу и ориентирован на определенную сферу деятельности (специальность). Это не только визитная карточка педагогической деятельности, способ обозначить свои достижения, представить наработанный опыт, но и средство обмена информацией, место для хранения информации.
Для чего нужен персональный сайт педагогу? К этому вопросу можно подойти с нескольких сторон.
Педагог с помощью своего персонального сайта может рассказать о себе, пройденных курсах повышения квалификации, полученных дипломах, грамотах и других наградах, показать всем результаты своей педагогической деятельности.
Для родителей. Через свой сайт педагогу будет проще наладить процесс общения с родителями. Например, можно создать специальный раздел для родителей, куда периодически добавлять новости или обращения к родителям. Родители имеют возможность давать обратную связь в комментариях или вам лично, например, на ваш e-mail, и другие средства связи.
Для воспитанников. Размещая на сайте интересные, познавательные материалы по какому-либо направлению можно вызывать у детей дополнительный интерес к нему. С помощью родителей, дети могут познакомиться с литературным произведением, повторить пройденное на занятиях, поиграть в предложенную педагогом игру.
Общение с коллегами. Вы можете приглашать воспользоваться материалами вашего персонального сайта своих коллег. Те в свою очередь, смогут комментировать ваши материалы, давая обратную связь. Таким образом, вы можете получить интересную идею, или возможность что-то улучшить. Вы, в свою очередь, также можете давать свою обратную связь на их сайтах.
Выражение собственного мнения. На своем сайте педагог может публиковать свои статьи, публикации, выражающие его взгляды на те или иные вопросы, на воспитательный и образовательный процесс.
Копилка своих наработок. На созданном персональном сайте педагог может делать свою подборку образовательных материалов в самых различных видах. Будь то обычные файлы WORD, EXCEL, PowerPoint с конспектами занятий для скачивания (которыми могли бы воспользоваться как родители ваших воспитанников, так и коллеги) или сделанные лично вами конспекты, презентации, видео или аудио файлы. Конечно, можно размещать и чужие наработки при полученном разрешении их автора.
Таким образом, через свои сайты педагоги могут делиться своим опытом, развиваться профессионально в кругу своих единомышленников.
Требования к персональному сайту:
2. Удобство в работе.
3. Правильное оформление главной страницы.
4. Грамотность с точки зрения русского языка.
5. Отсутствие лишней информации и пустых страниц.
6. Систематическое обновление информации.
Рекомендации к оформлению и содержанию сайта.
Рекомендации к дизайну сайта:
1. Оригинальность стиля.
2. Адекватность цветового решения.
3. Разумность скорости загрузки.
4. Единство структуры меню и дизайна на всех страницах сайта.
5. Наличие возможностей использования информации для лиц с ОВЗ.
Рекомендации к информационной архитектуре сайта:
1. Понятное меню, удобство навигации.
2. Наличие интерактивных форм общения и обратной связи (форум, чат или блог; гостевая книга, отзывы посетителей; опросы для различных категорий участников образовательных отношений).
3. Тематическая организованность информации.
4. Наличие новостной ленты.
5. Наличие контактных данных.
Рекомендации к информационной насыщенности сайта:
1. Разнообразие содержания.
2. Разнообразие групп пользователей.
3. Методическая грамотность.
4. Новизна и оригинальность информации.
5. Языковая культура.
Не рекомендуется использование лишней анимации, которые могут затруднить просмотр сайта. Это может быть неудачное сочетание цвета фона и текста, использование пестрого фона, «Вращающиеся ссылки меню”, «Переливающиеся ссылки”, «Летающий текст. Использование анимации на сайте уместно только в тех случаях, когда она, во-первых, используется для привлечения внимания к чему-либо; во-вторых, имеет образовательные цели. Анимация же «для украшения», размещенная, например, в углу каждой страницы сайта мешает сосредоточиться на чтении и осмыслении текста. Поэтому не стоит использовать анимацию в элементах дизайна сайта. Отвлекает внимание и портит общее впечатление навязчивая реклама.
Итак, при создании сайта основное внимание следует обращать на его информационное наполнение. Качество предоставляемой информации является решающим фактором, определяющим практическую ценность сайта. Грамотно написанный текст, сопровождаемый хорошими графическими и мультимедийными иллюстрациями вот признаки качественного сайта.
Этапы создания сайта.
1. Анализ и проектирование сайта. Анализ аналогичных сайтов с выделением сильных и слабых их сторон. Сайт проектируется исходя из интересов предполагаемой аудитории.
2. Информационное наполнение сайта (контент). Привлекает потенциальных пользователей. Информация должна быть интересна для целевой аудитории и качественно оформлена. Определить название разделов. Необходимо продумать содержание материалов по разделам. Содержание сайта тесно связано с его структурой.
3. Выбор конструктора сайта. Можно воспользоваться бесплатным хостингом с конструктором сайтов, либо разместить сайт в платном хостинге.
4. Креатив. Включает выбор дизайна, графических элементов, обработку графики и все, что с ней связано. Страницы оформляются в едином стиле.
5. Тестирование. Проверяется удобство навигации, целостность данных,корректность ссылок и орфография: а) альфа-версия ошибки проверяют сами разработчики;
б) бета-версия проверяют другие люди.
6. Публикация. Сайт размещается в Интернете.
7. Раскрутка. Рекламная компания по узнаванию сайта и повышению его посещаемости регистрация сайта в поисковых системах, обмен ссылками и т. д.
8. Поддержка. Постоянное обновление сайта. (не реже 1 раза в 2 недели).
Рекомендуемые разделы сайта.
Анализ многочисленных сайтов педагогов показал, что наилучшим является следующий набор основных разделов сайта:
• Главная страница (содержит приветственное слово, размещено название сайта, рисунок, эмблема, девиз и пр.)
• Карта сайта (это полный каталог всех разделов сайта, с кратким описанием каждого раздела. Картой удобно пользоваться для быстрого поиска интересующей информации и перехода по ссылкам.)
• Визитка (портфолио) (можно разместить фото,информацию о себе: где учился, что окончил, где работаете, категория, достижения, чем увлекаешься и т. д. и т. д.)
• Методическая копилка (помещаем материалы, которые хотим выставить, находки из интернета, личные разработки.)
• Материалы для родителей (указываются часы приема, выставляются консультации, рекомендации для родителей и пр.)
• Фотогалерея (содержит коллекцию фотографий с заголовками, это могут быть фотографии кабинета, воспитанников, каких-то интересных событий, мероприятий)
• Новости (в этом разделе выкладывают новости и объявления, требует постоянного обновления.)
• Гостевая книга (необходима для организации обратной связи с пользователями Интернет-ресурса. Важно отметить, что владелец сайта должен быстро реагировать на каждое сообщение пользователей.)
Обзор бесплатных сервисов для создания сайтов.
A5.ru ( https://www.a5.ru/ uCoz ( https://www.ucoz.ru/)
Nethouse ( http://nethouse.ru/) NETFOLIO ( http://cp.netfolio.ru)-конструктор профессионального портфолио педагога (200 рублей годовое обслуживание)
Таким образом, персональный сайт позволяет сделать шаг на пути к созданию «открытой» модели образования, способствует повышению качества образовательного процесса.
Персональный сайт оказывает огромную роль на самосовершенствование педагога как личности. В настоящее время очень популярна концепция компетентностного подхода в образовании. Это обусловлено глобальной информатизацией общества и тем, что большое значение приобретает явление массовой коммуникации. Возможности использования персональных сайтов еще не достаточно изучены. Хотя уже сегодня можно отметить, что работа с персональными сайтамиспособствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.
Прикреплённые файлы:
Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Рекомендации по созданию патриотического уголка (музея) М. М. Комиссарова МАДОУ «Родничок» г. Хабаровск ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.
Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии на базе учреждения дополнительного образования. Раздел.
Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации в программе Power Point Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижением информационных технологий в процесс обучения и.
Презентация «Профессиональная компетенция педагога по созданию индивидуализированной пространственной среды для детей» Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-развивающей.
Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях (3–4 года) Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях При описании классического подхода к проектированию предметно-развивающей и игровой.
Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях (4–5 лет) Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях При описании классического подхода к проектированию предметно-развивающей и игровой.
Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях (5–7 лет) Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях При описании классического подхода к проектированию предметно-развивающей и игровой.
Рекомендации педагога-психолога воспитателю младшей группы Сентябрь Поддерживать благоприятный климат в группе в адаптационный период. Упражнения: «Дай ручку», «Привет, пока», «Лови мяч», «Котёнок».
Рекомендации по созданию интерактивных игр в Microsoft Power Point РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (ИРИ). 1. Продумать тему игры, ее правила и содержание. 2. Находим картинки для.
Сайт учителя: как сделать и чем наполнить
Размещать ли что-то действительно нужное, превратив сайт в рабочий инструмент, или просто ограничиться тем, что вы «отметились» в сети — решать вам.
Интернет-представительства есть у большинства компаний и значимых специалистов. Чем вы хуже? Думается, что даже лучше, ведь персональный сайт учителя предоставляет большую свободу творчества. Что, в свою очередь, рождает ответственность.
Каких ошибок лучше избегать, чтобы вас не подняли на смех ученики, какими сервисами пользоваться, какой контент выкладывать и как получить от всего этого искреннее удовольствие? Мы показали несколько выбранных наугад учительских сайтов профессионалам в области разработки веб-интерфейсов и попросили оценок и советов.
Назначение и структура
Первое, что спрашивают веб-разработчики у клиентов — зачем вообще нужен сайт. В зависимости от этого выбирается подходящая структура. Сайт учителя может служить школьной летописью, методической копилкой, рабочим фотоальбомом, папкой с документами и наградами, сборником интерактивных заданий, а также помогать в поиске учеников для частных занятий и единомышленников для совместных проектов.
Читайте также :
Самый популярный и удобный формат для сайтов учителей — это визитка (если ваша цель — разместить базовую информацию о себе, расписание и избранные материалы) или блог (если вы собираетесь часто и много писать о школьной жизни, интересных методиках, книгах по специальности и многом другом). Возможны более специализированные варианты — например, сайт-галерея (например, вы учитель МХК или просто хотите сконцентрироваться на изображениях), либо онлайн-портфолио с таймлайном, где вы будете отмечать важные события.
Если вы намерены использовать сайт как полноценный учебный проект (например, для организации смешанного обучения или выстраивания индивидуальных траекторий), подход будет ещё более серьёзным. Такой ресурс должен быть интерактивным онлайн-учебником с возможностью обратной связи, содержащим всё необходимое для самостоятельной работы учеников.
Пользователю должно быть удобно искать информацию. Продумайте и начертите разветвлённую структуру сайта: сперва основные разделы, потом страницы в них. Для этого можно воспользоваться майндмэп-сервисом. Кстати, не спешите удалять черновики, даже когда разделы на сайте будут созданы: возможно, результат получится таким удачным, что вы захотите разместить материал о том, как шёл творческий процесс.
Что размещать?
Наполнение сайта тоже зависит от целей назначения ресурса, предмета и специфики работы. Хорошо, если на сайте, кроме формальных вещей (сведения о повышении квалификации, об участии в конкурсах, наградах), будет что-то практически ценное для учеников. Ресурс, где есть книги для загрузки, тренировочные задания и оперативно обновляемая информация, окажется в их закладках между социальной сетью и онлайн-кинотеатром (это почётное место).
Вот только некоторые идеи возможного контента:
Где сделать сайт?
Это может быть интересно :
Сайты учителей, созданные на uCoz (бывший Narod.ru) часто выглядят не лучшим образом. Их отличают однообразная, узнаваемая структура, устаревший стиль и ядерные сочетания цветов, которыми владельцы украшают свои странички. На бесплатном сайте будет появляться навязчивая реклама. У административных и образовательных учреждений есть возможность избавиться от баннеров, но не все ею пользуются. Однако uCoz’ом пространство возможностей не ограничивается.
Можно воспользоваться конструктором сайтов Wix — в базовом варианте платить не нужно. Однако по красоте и современности он проигрывает сервису Tilda, с помощью которого можно выбирать шаблоны на любой вкус и элементы, сочетающиеся с ними по стилистике. Базовый аккаунт Tilda бесплатный, но его функции будут урезанными. Пробного режима достаточно, чтобы понять, захотите ли вы оплачивать аккаунт. Возможно, Tilda больше подойдёт для отдельных проектов, страницы которых можно будет экспортировать на ваш сайт.
Ещё один вариант — сервис Blogger. В записях можно размещать тексты, видео и фотографии, упорядочивая их по темам с помощью тэгов. Для Blogger тоже делают множество тем. Например, такие жизнерадостные шаблоны для учителей начальных классов и преподавателей творческих студий для самых маленьких (тут тоже лучше выбрать что-то поспокойнее). Никто не мешает использовать таким образом любой современный сервис для ведения блогов. Это менее профессиональный, чем создание сайта, но простой и не затратный вариант.
— Нормальный сайт учителю нужен, чтобы собственные ученики над ним не издевались. Потому что на фоне остального интернета сайты учителей выглядят приветом из 2004 года, когда такое было приемлемо. Сейчас это оформление кажется нелепым.
Чтобы сайт выглядел хорошо и современно, лучше всего его, конечно, купить. Суммы обычно небольшие, до 3000 рублей. Хостинг Timeweb может предоставить и бесплатно, если им об этом написать: объяснить, что вы работник образования и хотите сайт на WordPress. Для учительских сайтов существует огромное количество и платных, и бесплатных решений. Здесь многое зависит от вкуса и типа контента — у кого-то больше картинок, у кого-то больше текстов. Стоимость хостинга будет примерно 100 рублей в месяц, шаблон с установкой и помощью разработчика 3500 — 5000 рублей однократно.
Ещё можно обратиться в студии и попросить оказать помощь. Многие согласятся сделать сайт бесплатно, чтобы пополнить портфолио добрых дел. И шаблон настроят, и покажут, как всё работает.
Название и концепция
Читайте также :
Нейминг и брендинг — важные вещи не только в позиционировании товаров, но и для создания имиджа специалиста. Образовательные услуги — тоже товар, который заслуживает того, чтобы его оценивали в соотвествии с вашими компетенциями.
Скорее всего, с помощью сайта вы хотите рассказать о своих достижениях и подходе к учительству. В чём ваш уникальный метод? Может быть, вы выстраиваете занятия таким образом, чтобы дети учили друг друга, или уверены, что изучать иностранный язык только по книгам не имеет смысла? Что, по-вашему, главное в изучении предмета? Усидчивость, воображение, развитие логического мышления, умение видеть красоту, практика. Мы уверены, что вы сформулируете что-то более оригинальное и важное именно для вас. Краткий и содержательный текст имеет смысл разместить на главной странице.
Объяснение того, чем вы отличаетесь от десятков других учителей английского языка (математики, истории. ) пригодится, в частности, тем, кто занимается репетиторством. Продвигая частные уроки в сети, вы расширяетете аудиторию и помогаете заранее понять, подходит ли потенциальным ученикам ваша методика. Поэтому текст должен быть вдохновляющим, но правдивым. Если вы любите классические подходы, не нужно создавать образ учителя, который поёт с учениками под гитару.
Лучше придумать оригинальное, но не слишком вычурное название, а информацию о себе вынести в соотвествующий раздел. Чтобы на ум пришло что-то свежее и точное, будьте искренним — что нравится вам в своём предмете? Красота математики, парадоксы физики, или то, что биология — наука о самой жизни? Именно это можно вынести в заголовок. Ещё один источник названий — назначение и формат ресурса. Журнал заметок, интерактивный учебник, картинная галерея? Пусть это будет понятно из названия.
В шапке сайта лучше не размещать приевшиеся цитаты великих, которые и так кочуют по школьным стенгазетам из года в год. Если всё же цитируете кого-то, пусть цитата будет редкой и действительно остроумной.
— Я была удивлена, обнаружив на сайтах российских учителей сведения о курсах валют, погоде, рекламные баннеры и счётчики посещаемости. Для отслеживания активности на своём сайте достаточно просто подключить Яндекс.Директ или Google Analytics, статистика которых будет куда информативнее, чем у Livejournal и uCoz.
Читайте также :
Современные дети и подростки — довольно продвинутые интернет-пользователи, им тоже важно быстро и просто получить необходимую информацию. Поэтому я рекомендую учителям избавиться от старой трёхколоночной вёрстки. Как минимум, по той причине, что современный веб стремится к легкости и простоте восприятия. Три колонки создают много «визуального шума» и рассеивают внимание.
Сейчас появляется много удобных онлайн-конструкторов для сайтов. В большинстве таких сервисов уже предусмотрены хорошая типографика и внешний вид блоков. Вам будет достаточно просто настроить под себя цвета, отступы и вид отображения блока. Да, дети у нас всегда ассоциируются с яркими и позитивными цветами, но не стоит злоупотреблять ими на сайте, добавлять крупные и яркие картинки на фоне, анимированные гиф-изображения цветов и растений. Старайтесь в изображениях сайта отражать специфику вашей преподавательской деятельности.
Немного о дизайне
Читайте также :
Давайте прислушаемся к совету эксперта — вряд ли изображение радостной скрепки или анимация с танцующей собачкой действительно необходимы. При этом не нужно отказываться от изображений совсем. Пусть они будут удачно размещены на странице и выглядят скорее так, чем вот так. Бабочки, цветы, искорки — об этом лучше забыть сразу. Подобные клип-арты и разделители, как и цветные нечитаемые надписи, были настолько дискредитированы, что даже вошли в моду снова — в рамках интереса подростков к китчу и ретро-интернету. Если вы осознанно делаете ироничный сайт в стилистике «вебпанк», лучше сразу создавать блог на Tumblr, как ваши ученики.
Тексты должны легко восприниматься. Вы же не хотите, чтобы читатели испортили себе зрение? Советуем обойтись без тёмного фона страниц и проследить, чтобы в оформлении было не больше 4-х цветов. Принципу благородной сдержанности советуем следовать и при выборе начертаний. Откажитесь от всего слишком заковыристого. Простые варианты — Times New Roman, Verdana и Arial —не подведут. Словом, в оформлении сайта применимы те же принципы, что и для презентаций в Power Point.
Там уже будет профессиональная типографика, а о многих вещах подумают за вас. Например, для WordPress есть очень достойные стили, в том числе, сделанные специально для образовательных нужд — как платные, так и бесплатные. Экспериментировать с шаблонами, меняя все цвета и элементы — занятие увлекательное, но не для новичков, легко перестараться и всё испортить. Поэтому мы советуем для начала пойти по пути наименьшего сопротивления и довериться выбору дизайнеров.
Мы уверены, что в любой работе есть то, о чём хочется рассказать, и то, что действительно вдохновляет. Пусть вдохновение и искренность будут уравновешены чёткой структурой правильно выбранной визуальной формой, а подбор материалов сделает ресурс по-настоящему полезным.
Надеемся, что какие-то из этих идей пригодятся вам в освоении веба. Главное, не делать объёмный текст с эффектами. Никогда.
Структура сайта учителя, обязательные и дополнительные элементы
Структура сайта учителя, обязательные и дополнительные элементы.
Современное российское общество находится на переходном этапе от индустриального к постиндустриальному. А основным фактором производства постиндустриального общества является информация. Выражение «Кто владеет информацией – владеет миром», давно уже перестало быть просто красивой фразой, это реальность сегодняшнего дня. Современный человек может быть успешным в своем труде только овладев современными средствами распространения информации. А работники образования, как всегда, должны идти на шаг впереди, потому что, во-первых от них зависит подготовленность завтрашних участников экономической жизни к ней, во-вторых, в условиях неимоверно высоких темпов овладения современными детьми новых способов передачи информации, учитель должен быть постоянно в тонусе, идти в ногу со временем, чтобы не терять связь со своими учениками. Персональный сайт, использование сервисов для хранения информации, группы в социальных сетях – все это может работать на учителя, помочь ему найти общий язык со своими учениками.
Поговорим о создании сайта учителя.
Персональный сайт учителя-предметника – важнейший элемент учебно-воспитательного процесса, инструмент повышения качества образования, средство формирования информационно-коммуникативной культуры участников образовательного и воспитательного процессов. Создание персонального сайта позволит учителю презентовать свой педагогический опыт, получить навыки дистанционных форм обучения школьников, повысить уровень своей ИКТ-компетентности.
поднять свой авторитет; стать ближе к ученикам; своевременно сообщать важную информацию в режиме онлайн.
К тому же это хороший способ начать заниматься репетиторством. Поэтому данная услуга пользуется все большей популярностью.
Я хочу рассказать о том, как за короткий промежуток времени создать свой персональный сайт.
Прежде всего, нужно выбрать хостинг, то есть место размещения сайта в сети Интернет.
Работа над персональным сайтом должна начинаться с проектирования. При создании сайта следует ответить на ряд вопросов: кто будет потребителем информации, какова будет структура сайта, какие материалы планируется размещать на сайте и т. д. Важно понимать, что учитель проектирует не сайт вообще, а сайт конкретного учителя, преподающего в конкретной школе конкретный предмет и для конкретной аудитории пользователей – учащихся и их родителей. То есть, должна быть учтена специфика образовательного учреждения и преподаваемого предмета, а также контингента обучающихся. Хорошо спроектированный сайт отражает профессиональные качества педагога-предметника, имеет четкую и понятную для пользователей (учащихся, родителей, коллег) информационную структуру, которую можно изменять и дополнять по мере наполнения сайта новыми материалами.
Типологию и структуру сайта учителя-предметника в первую очередь определяют цель и аудитория, которой адресованы материалы. Целевые установки создателя сайта могут быть различны: популяризация знаний по предмету, представление дополнительных материалов, контроль знаний, вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность, представление методических материалов, «живое» общение с классным коллективом и многое другое. При создании сайта следует учитывать и возраст аудитории (обучающиеся младшего, среднего или старшего школьного возраста, родители, коллеги). От этого зависит дизайн сайта в целом, стиль изложения и уровень сложности размещаемых материалов, графическое оформление и иллюстрации и т. д.
Назовем лишь некоторые из наиболее часто встречающихся типов персональных сайтов учителя-предметника, кратко остановимся на каждом из них.
Сайт-визитка наиболее удачно представляет имидж учителя и сообщает общие сведения о нем: образование, стаж работы, основные направления деятельности, грамоты и благодарности за педагогическую работу, публикации и т. д. Такой сайт хорошее подспорье при составлении резюме учителя.
Сайт-портфолио может включать следующие разделы: 1) общие сведения об учителе: образование, трудовой стаж, курсы повышения квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма и другое; 2) результаты педагогической деятельности, представление научно-методической работы, презентацию педагогического опыта, разработки уроков, материалы по внеурочной деятельности по предмету и другое.
Предметный сайт наполняется разнообразной информацией по предмету (видео, аудио, мультимедийной). Обычно структура сайта определяется или предметными линиями курса, или классно-урочной системой. Информация, как правило, предназначенная для учителей, может быть не только прочитана, но и скачана.
Сайт «Учитель – ученику» (образовательный сайт). Назначение сайта – помочь ученикам через его странички получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте располагаются дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Кроме того, здесь размещаются и работы учащихся, как по школьной программе, так и творческие.
Сайт класса – это сайт для иллюстрации жизни класса и его отдельных представителей, который может вести классный руководитель или учащиеся класса. В первом случае сайт будет поделен на два крупных раздела: жизнь и успехи классного коллектива и предметная область учителя, во втором – будет посвящен только жизни класса. По мере взросления детей сайт будет пополняться все новыми и новыми материалами.
В сети Интернет более всего распространены такие сайты учителей-предметников разных типов образовательных учреждений, которые объединяют в единое целое предметные сайты и сайты «Учитель – ученику». Насколько уместно сочетание этих совершенно разных по целевой направленности типов сайтов? Если речь идет об образовательном сайте, адресованном обучающимся и их родителям, то нужно ли знакомить пользователей сайта, например, с рабочей программой учителя или конспектами уроков. С содержанием уроков, конечно же, да, а вот с конспектами – нет. Кроме того, зачем учащимся знакомиться, например, с материалами педагогического форума, целью которого является обсуждение внедрения ИТК в процесс обучения. Таким образом, учителю-предметнику все же стоит определиться относительно того, какой сайт он будет создавать: либо это будет сайт для делового общения с коллегами (предметный сайт); либо сайт, служащий средством обучения и воспитания школьников (сайт «Учитель – ученику»)
Структура и содержание персонального сайта учителя
В настоящее время структура и содержание материалов персональных сайтов педагогов не регламентируется никакими нормативными документами. Однако размещаемые материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и не идти в разрез с законодательством РФ.
Содержание сайта тесно связано с его структурой. Процесс информационного пополнения сайта идет одновременно с корректировкой его структуры. Хороший персональный сайт учителя должен не только демонстрировать профессиональные компетентности учителя-предметника, но и иметь ясную и понятную структуру, в нем должно быть просто ориентироваться, легко находить нужную информацию. Анализ многочисленных сайтов учителей показал, что наилучшим является следующий набор основных страниц сайта: главная страница, карта сайта, визитка, нормативные документы, методическая копилка, в помощь учащимся, достижения учащихся, фотогалерея, гостевая книга.
Главная страница сайта обычно включает обращение к пользователям сайта, путеводитель по страницам сайта, краткий анонс каждой страницы сайта, контакты (имя автора сайта, контактные телефоны, местоположение ОУ на карте), новостную ленту и другое. При оформлении главной страницы важно сделать заголовки текстов активными, используя гиперссылки, что значительно облегчит навигацию по сайту для пользователей.
Если содержание сайта «разрослось», в нем стало много подразделов, которые не отражены в основном меню сайта, важно после главной страницы поместить страницу «Карта сайта», где следует представить более подробную многоуровневую структуру сайта с разбивкой на страницы и подстраницы, разделы и подразделы, используя при этом возможности гиперссылки. Именно с этой страницы пользователи начинают знакомство с сайтом. Здесь они видят всю структуру сайта, понимают его логику, могут получить предварительный ответ на вопрос: «Чем этот сайт мне полезен?».
На карте персонального сайта рекомендуется использовать двух-или трехуровневую структуру: каждый пункт (страница) делится на подпункты (подстраницы), которые также могут иметь свою структуру.
В визитку целесообразно включить фото учителя, краткую информацию об образовательном учреждении, краткую информацию о педагоге (образование, владение иностранными языками и др.), сведения о его достижениях (грамоты, дипломы, сертификаты и др.), данные о повышении квалификации, список публикаций (возможно с краткими аннотациями) и другое. Сайт – это своего рода «живой» инструмент создания имиджа современного педагога.
Кроме того, здесь можно разместить информацию личностного характера (увлечения, любимые книги и кинофильмы, профессиональное и жизненное кредо и т. д.). В этом случае учитель предстанет не только как функционер – учитель физики или биологии, но и как личность, что будет способствовать взаимопониманию, появлению интереса к учителю у детей и родителей. Психологи утверждают, что ученики ценят в педагоге личностные качества выше, чем профессиональные.
На страницу «Нормативные документы» обычно помещают устав школы, примерную программу по предмету, рабочую программу учителя, тематическое планирование и другие. Как правило, размещаемые здесь материалы представляют собой текстовые файлы большого объема. Их целесообразно предлагать в виде заархивированных файлов, удобных для скачивания, либо размещать материалы на сторонних сервисах Интернет (например, DocMe), предоставляя пользователям сайта лишь ссылки.
Если это предметный сайт, то перечень документов может быть достаточно велик. На образовательном сайте достаточно разместить примерную программу по предмету, чтобы учащиеся и их родители имели представление о содержании изучаемого школьного курса, о требованиях к знаниям и умениям обучающихся. Также на страницу «Нормативные документы» образовательного сайта можно добавить, например, устав научного общества учащихся, документы, регламентирующие проведение предметной недели в школе, а также положения о проводимых конкурсах детских работ и т. д.
Методическая копилка может включать два раздела: урочная деятельность и внеклассная работа. В раздел «Урочная деятельность» следует поместить конспекты уроков; авторские цифровые образовательные ресурсы, в том числе и презентации; ссылки на внешние ресурсы Интернет и другое. Раздел «Внеклассная работа» может отражать работу с одаренными детьми, например, участие в олимпиадном движении; участие в научно-практических конференциях; включать план работы предметного кружка; отчет о проведенных мероприятиях, акциях, КТД и другое. В данном случае сайт позволяет учителю не только презентовать свой педагогический опыт широкой аудитории, но и накапливать практически значимый материал, осуществлять рефлексию и корректировку своей педагогической деятельности.
Содержание данного раздела и подразделов интересны коллегам-практикам, поэтому они приемлемы для предметного сайта учителя.
В помощь учащимся: указания и рекомендации, например, «Что почитать к уроку»; тесты, задачи, упражнения и контрольные задания; образцы работ учащихся; ссылки на интерактивные источники информации, игры-тренажеры и многое другое. Сайт расширяет рамки обычного урока, поскольку учитель дистанционно может представить учащимся дополнительный учебный материал. Отметим, что отсылка учащихся к разнообразным цифровым обучающим ресурсам мотивирует школьников к просмотру позитивного контента сети Интернет, а также способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников.
Достижения учащихся: исследовательские и проектные работы, эссе, дипломы, грамоты, сертификаты учащихся и многое другое. Этот раздел имеет серьезное воспитательное значение, потому что переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу ребенка, а чужого – нравственную. Популяризируя достижения своих учеников, педагог тем самым пропагандирует определенную модель поведения, связанную с определенными ценностно-смысловыми ориентирами, например, с активностью в интеллектуальной и творческой деятельности; учит школьников радоваться чужим победам. Следует помнить, что информация о достижениях должна быть точна и конкретна. Например, если речь идет о конкурсе, то необходимо указать: кем он был организован, каков его статус, что представлялось в качестве конкурсных материалов, в чем смысл и значимость участия для конкретного школьника. При отсутствии такого комментария информация о достижениях обесценивается и становится безликой и формальной.
Фотогалерея обычно быстро пополняется фотографиями, поэтому заранее следует предусмотреть ее многоступенчатую структуру, т. е. список в виде набора гиперссылок. Со временем, пополняясь все новыми фотографиями, фотогалерея сможет стать своего рода информационным источником о жизни ученического сообщества.
«Гостевая книга» необходима для организации обратной связи с пользователями Интернет-ресурса. Важно отметить, что владелец сайта должен быстро реагировать на каждое сообщение пользователей. Только так можно поддерживать «живое» общение, и тогда у сайта появятся новые посетители, он приобретет единомышленников или оппонентов.