Что делать учителю если ребенок плачет

Консультация для педагогов » Если ребенок плачет»

«Один ребенок расплакался, остальные заревели вслед за ним: что делать. Рекомендации воспитателям»

В статье – рекомендации для воспитателей, как вести себя с плачущими детьми в период адаптации к детскому саду. Раздайте воспитателям и родителям памятки, которые подскажут, как успокоить детей и предотвратить плач.

Осенью педагоги сталкиваются с проблемой адаптации детей к детскому саду. Малыши плачут, склонны к демонстративному поведению, непослушанию, истерике. Яркие эмоции быстро передаются другим детям. Родителей тревожит нестабильное эмоциональное состояние, плохое настроение, ухудшение самочувствия ребенка, нежелание посещать детский сад, плач при расставании. Воспитателям приходится работать в сложных психоэмоциональных условиях. Расскажем, что вы можете рекомендовать воспитателем и родителям.

10 способов успокоить плаксу

Вряд ли воспитателю удастся полностью избежать эмоциональных срывов и плача детей, который переходит в рев и даже в истерику. Плачущего ребенка нужно срочно утешить, купировать отрицательные эмоции. Рекомендуйте воспитателям способы, как успокоить детей и переключить их внимание. Ниже – советы педагогам

Простые правила, чтобы предотвратить плач

Предложите воспитателям простые правила, которые помогут решить проблему с плачем до того, как она возникла. Попросите их следить, чтобы отрицательные эмоции не успели заразить большую часть детей. Ниже – советы воспитателям.

Что делать учителю если ребенок плачет. image001. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-image001. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка image001.

Напомните воспитателям, что важно не пропустить психофизическую проблему, которая могла спровоцировать плач

Попросите родителей помочь вам. Родители нередко становятся причиной плохого настроения малышей и провоцируют их на плач, особенно утром при расставании. Объясните родителям, что настроение, с которым ребенок приходит в детский сад, воздействует на психологическое здоровье – его собственное и других детей. Попросите помочь вам и расскажите, как правильно готовить детей к приходу в детский сад.

Создавайте эмоциональные островки. Организуйте в групповой комнате разрозненные игровые и развивающие зоны – островки. Увлеките детей совместной деятельностью в микрогруппах. Так вы сможете быстро погасить негативные эмоции, которые возникли в одной из микрогрупп, занять расстроенных детей чем-то интересным и не привлечь внимания остальных.

Используйте музыкотерапию. Спокойная, негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку.

Устраивайте сюрпризы. Переключите внимание при помощи «волшебного сундучка» с предметами по возрасту, которые должны вызывать у детей неподдельный интерес. Это могут быть сказочные предметы, звучащие и шумящие игрушки, яркие арт-объекты. Обновляйте содержимое «волшебного сундучка», чтобы дети всякий раз хотели его увидеть. Обыгрывайте «находки», демонстрируйте собственный интерес и восторг.

Проявляйте артистизм. Отвлечь внимание плачущего ребенка поможет умение быстро перевоплотиться в сказочного героя. Для этого держите под рукой атрибуты: головной убор, элементы одежды, очки или колпак волшебника, накладной нос, парик и т. п. Важно, чтобы сказочный герой ассоциировался у детей с радостью, добром, вызывал доверие, был им интересен. Создавайте образ с помощью мимики, пластики, голоса. Это привлечет внимание детей и поможет вам контролировать ситуацию, направить ее в продуктивное русло: организовать игру, совместную деятельность, развлечение.

Что делать учителю если ребенок плачет. image002. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-image002. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка image002.

Плач одного ребенка передается другим, так как детская психика подвижна, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, нет навыков саморегуляции

Пойте и танцуйте вместе с детьми. Поющему воспитателю легче скорректировать эмоциональный фон в группе. Если вы обладаете музыкальным слухом и голосом, владеете репертуаром для детей, то в критических ситуациях сможете завладеть их вниманием. Просто запойте знакомую им песню и стимулируйте их запеть вместе с вами или танцевать под ваше пение.

Выработайте у детей положительные ассоциации с детским садом. Приучайте их к мысли, что каждый день несет какое-то интересное событие в детском саду. Перед расставанием анонсируйте новую программу на следующий день. Например, дети с нетерпением будут ждать встречи с любимым сказочным персонажем, театрализованного представления или игры-соревнования.

Используйте прием «В дружном коллективе каждому рады». Создайте традицию радостно приветствовать утром каждого приходящего ребенка. Форма приветствия может повторяться в неизменном виде или быть разной. Например, у каждого ребенка есть наиболее приятный для него вариант имени (Света, Светлана, Светочка, Вета). Именно его и следует использовать во время приветствия. Пришедшего можно приветствовать хором или персонально, но каждый уже находящийся в группе ребенок должен встретить его тепло и радостно.

Персонализируйте пространство. Помогите каждому ребенку организовать в группе свое «гнездышко» – маленькое уютное персональное пространство. Понаблюдайте, где кто любит сидеть, когда отдыхает от коллектива. Приучайте детей уважать персональное пространство друг друга. При нестабильном эмоциональном фоне в группе оно поможет детям успокоиться.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Ребёнок плачет на уроках (

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 04:50

Сообщение Cabman » 28 май 2019, 08:10

Что делать учителю если ребенок плачет. file.php?avatar=161 1519921452. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-file.php?avatar=161 1519921452. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка file.php?avatar=161 1519921452.

Сообщение Астрея » 28 май 2019, 08:52

Что делать учителю если ребенок плачет. file.php?avatar=332 1520004132. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-file.php?avatar=332 1520004132. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка file.php?avatar=332 1520004132.

Сообщение Kind_Punk » 28 май 2019, 10:39

Что делать учителю если ребенок плачет. file.php?avatar=132 1519899157. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-file.php?avatar=132 1519899157. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка file.php?avatar=132 1519899157.

Сообщение JamesTheBond » 28 май 2019, 11:26

Сообщение Viverra » 28 май 2019, 11:44

Сообщение Aksamitka » 28 май 2019, 12:28

Ничего страшного с этими детьми не произошло. Они так реагируют на фрустрацию.

Я учу с первых дней, что меня бояться не надо, что я здесь, чтоб им помогать. Поэтому они должны всякий раз задавать вопрос, если им что-то не понятно или им нужна помощь. Через некоторое время они уже не стесняются сами ко мне обращаться.
Также я мониторю, кто как выполняет задание. Если кто-то медлит или не приступил даже, то сама подхожу, спрашиваю в чем проблемы, показываю пример, выполняю следующий пункт вместе или еще что-то придумываю.

То есть смысл в том, чтоб дети привыкли видеть в вас помощника. Им надо напоминать об этом на каждом уроке :))

Что делать учителю если ребенок плачет. file.php?avatar=1718 1590333258. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-file.php?avatar=1718 1590333258. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка file.php?avatar=1718 1590333258.

Сообщение Affen » 28 май 2019, 15:34

Что делать учителю если ребенок плачет. file.php?avatar=1548 1553092082. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-file.php?avatar=1548 1553092082. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка file.php?avatar=1548 1553092082.

Сообщение Contemporary » 28 май 2019, 15:39

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 19:24

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 19:28

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 19:32

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 19:37

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 19:38

Aksamitka пишет: ↑ 28 май 2019, 12:28 Ничего страшного с этими детьми не произошло. Они так реагируют на фрустрацию.

Я учу с первых дней, что меня бояться не надо, что я здесь, чтоб им помогать. Поэтому они должны всякий раз задавать вопрос, если им что-то не понятно или им нужна помощь. Через некоторое время они уже не стесняются сами ко мне обращаться.
Также я мониторю, кто как выполняет задание. Если кто-то медлит или не приступил даже, то сама подхожу, спрашиваю в чем проблемы, показываю пример, выполняю следующий пункт вместе или еще что-то придумываю.

То есть смысл в том, чтоб дети привыкли видеть в вас помощника. Им надо напоминать об этом на каждом уроке :))

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 19:44

Сообщение Cabman » 28 май 2019, 19:49

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 20:21

Сообщение Алёна Якушевв » 28 май 2019, 20:22

Сообщение Aksamitka » 28 май 2019, 21:48

Вы много хотите от дошкольников. И к тому же, этому всему вы их должны в том числе обучить. Это называется «научить учиться». Это в первую очередь что делает учитель до конца начальной школы. Вы должны ей рассказать и показать стратегии, не один раз. В данном случае в этом и заключалось бы снятие трудности (scaffolding) для данного ребенка (с ней поэтапно выполнить задание, предлагая стратегию, например).

И еще по поводу задания. Оно для ребенка оказалось трудным по праву. Потому что это задание на синтез. А для детей такого возраста это трудная задача. Они хорошо анализируют (расчленяют). И пусть другие дети справились, а этот ребенок нет. И имел полное на это право. Его мозг еще не созрел для этой деятельности.

Что делать учителю если ребенок плачет. file.php?avatar=132 1519899157. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-file.php?avatar=132 1519899157. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка file.php?avatar=132 1519899157.

Сообщение JamesTheBond » 28 май 2019, 22:58

Сообщение Алёна Якушевв » 30 май 2019, 05:53

Вы много хотите от дошкольников. И к тому же, этому всему вы их должны в том числе обучить. Это называется «научить учиться». Это в первую очередь что делает учитель до конца начальной школы. Вы должны ей рассказать и показать стратегии, не один раз. В данном случае в этом и заключалось бы снятие трудности (scaffolding) для данного ребенка (с ней поэтапно выполнить задание, предлагая стратегию, например).

И еще по поводу задания. Оно для ребенка оказалось трудным по праву. Потому что это задание на синтез. А для детей такого возраста это трудная задача. Они хорошо анализируют (расчленяют). И пусть другие дети справились, а этот ребенок нет. И имел полное на это право. Его мозг еще не созрел для этой деятельности.

Источник

Как вести себя учителю, если ученик заплакал у доски

Что делать учителю если ребенок плачет. Snimok ekrana 2020 10 09 v 19.17.15 1. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-Snimok ekrana 2020 10 09 v 19.17.15 1. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка Snimok ekrana 2020 10 09 v 19.17.15 1.

Михаил Истомин

Эмоции человека всегда ассоциировались у меня с чем-то сокровенным и требующим интимной обстановки, поскольку за ними скрывается что-то важное. В особенности это касается сильных условно негативных эмоций, таких как гнев, печаль, страх. Эмоция, вызвавшая плач ученика у доски, требует не меньшей интимности, а обстановку в классе зачастую нельзя назвать претендующей на такую характеристику. Это одна из основных причин сильной тревоги учителя в ответ на слезы своего подопечного. Разбираемся, как быть в ситуации, когда ученик плачет.

Как вести себя учителю, если ученик плачет?

Когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный, меняется основной «авторитет» в его жизни. Если раньше единственным и главным ориентиром в жизни был родитель, то теперь эта роль в значимой степени переходит учителю. Ближе к подростковому возрасту эта тенденция выражена не так сильно, поскольку авторитет любого взрослого получает критическую оценку.

Реакция педагога на слезы ученика и вообще на что-либо в классе — это фундамент реакции всего класса.

Здесь отчасти раскрывается роль учителя в формировании личности учеников. Этим фактом объясняется необходимость проявить осознанность в ответ на слезы ребенка.

Ученик плачет у доски. Почему?

Понятие нормы очень условно и растяжимо, однако с увеличением возраста ученика, плач у доски может вызывать все больше вопросов. Например, подростковый возраст — вообще очень чувствительный период. Слезы старшего школьника у доски могли случиться не из-за тревоги перед решением задачи по математике, но эта тревога стала последней каплей, которая прорвала-таки плотину, сдерживающую накопленный до этого дистресс.

Возможно, перед нами — эмоциональное истощение, которое может говорить о наличии депрессии у ученика. И это важно не пропустить.

Если вам кажется, что за плачем у доски лежит что-то выходящее за рамки напряжения на уроке, то имеет смысл обратиться к коллеге-психологу за советом.

Плач мог стать для ученика привычной реакцией на стресс или даже на обычный дискомфорт. Этот феномен называется «выученная беспомощность»: некоторые дети в коммуникации со своими родителями усваивают паттерн плача в ответ на требование, потому что от слабых (от жертв) ничего не требуют. Если есть подозрение, что плач ученика — это манипулятивная реакция, то следует уважительно отнестись к слезам, которые нам демонстрируют, поддержать, но все же мягко настоять на своем условии (например, на продолжении попыток решения задачи).

Бывает такой вариант, что атмосфера в классе настолько бережная и чуткая, что ученик позволил проявиться своей слабости, чтобы его поддержали. Я думаю, это можно заметить, если вы чувствуете, что слезы — это призыв о помощи, обращенный к вам, как к наставнику, на которого можно положиться. Это хороший вариант, потому что говорит о честности и доверии со стороны ученика. И конечно, тут нужно дать то, о чем нас просят — поддержку.

А бывает, что атмосфера в классе, напротив, строгая, как кажется ученику, и он не справился с уровнем напряжения. В таком случае полезно показать безопасность ситуации, например, дав возможность выйти из класса и умыться, попить воды и т. п. Важно понимать, что ученик, скорее всего, почувствовал сильный стыд, потому что его слабость проявилась против его воли — снова поддержка! Более того, часть учеников, вероятно, заметила это, так что будут следить за тем, как развиваются события. Стоит ли говорить, что обвинение расплакавшегося неуместно?

Чего мы хотим достичь своей реакцией?

Очень важно правильно понять, что вы чувствуете в ответ на плач ученика. Разные люди в разной степени умеют скрывать свои истинные потребности, но зачастую это очень видно невооруженным глазом.

Вполне понятным (из-за чувства тревоги), но не лучшим вариантом будет показать, что вы не волнуетесь, если это не так.

Скорее всего, ваша реакция на то, что ученик плачет, будет выглядеть нарочитой и, как следствие, нечестной. Понятно, что вы преследуете цель не потерять самообладание / не растеряться в ответ на плач ученика — появляется желание успокоить из-за страха перед слезами. Но откуда этот страх взялся? Может быть, вы переживаете, что другие ученики заметят вашу слабость? Или что плачущий не сможет больше выйти к доске? Честность к себе — хороший первый шаг к правильной реакции!

Не ранить обнаженную душу ученика — это хорошая мотивация, потому что она честная. Однако она не учитывает конечную цель: в идеале нам нужно, чтобы ученик больше не боялся (или боялся не так сильно) выходить к доске.

Самый хороший вариант — помочь ученику разобраться в проявившейся реакции, чтобы сделать этот момент точкой роста. Скорее всего, сам ученик не до конца понимает, почему в конечном итоге он заплакал, потому что испытывает целый спектр довольно ярких эмоций. Поддержать и поделиться ресурсом для поиска источника тревоги (если это про тревогу), обсудить случившееся в подходящей обстановке — вот главные действия в такой ситуации. Если все пройдет хорошо и продуктивно, то ученик станет действовать теперь с учетом своих особенностей и сможет решить-таки ту самую задачку по математике.

Источник

Что делать, если ребёнок заплакал на уроке?

Я понимаю: у учеников детство ещё в *опе играет, поэтому и ревут, порой без повода.

Что делать начинающему педагогу в этот момент? Тоже реветь вместе с этим учеником, потому что урок пошёл коту под хвост?

А реветь как по-русски или по-английски?

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

По моему мнению не стоит заострять внимание детей на поведение такого ребенка. Просто не обращайте внимание. Если же не можете смотреть на плачущего ребенка, то найдите повод отправить его за пределы класса. Пускай сходит за мелом, за водой, отнесет что-то, например, забытую вещь на вахту. В общем придумайте способ вывести реву из класса. Он сходит в туалет, проревется и успокоится. А поставленная перед ним задача, отвлечет его от грустных мыслей.

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

Расспросить, выяснить причину.

Даже если понадобится для этого приостановить занятие. Игнорить нельзя.

Позвонить родителям, если не успокаивается, с ними также поговорить.

Не хочется сюсюкаться если, то не сюсюкайтесь, но и не надо пугать. Расспросите, что случилось. Может, всё расскажет, всё понятно станет.

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

Если педагог сама не в состоянии справиться с плачущим ребёнком, на этот случай есть в школе психолог.

У внучки в классе есть девочка,которая плачет каждый день.

Пробовала успокоить, но не помогло.

Вызывали психолога, та связывалась с родителями, вызывала маму в школу.

Девочка иногда плачет, но уже не так истерично.

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

Полезно учителю вспомнить свои школьные годы. Второклассники не ревут без причины. Нужно подойти к ребёнку и расспросить его, почему он плачет. Может его кто-то обижает из под тишка в этот момент. И, пожалуйста, не употребляйте нигде и никогда грубых выражений, даже со звёздочками. Вы ведь учитель!

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

У всех, наверное в школе был День самоуправления в старших классах (10 и 11), был такой день и у нас. И достался мне тогда то ли 1 то ли 2 класс, был там один мальчик, так он разревелся и убежал из класса, из-за того, что я его к доске не вызвала! Ребенок хотел быть в центре внимания и потом, когда он поднимал руку, хотел что-то сказать, всегда спрашивала и больше истерик не было.

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

Нужно работать с таким ребенком и приучать его к доброте. Чтобы ребенок понимал действия других людей и не злился на них, а попытался понять. Это важно для его дальнейшей жизни. Иначе позже из-за своей вредности он будет портить и свою жизнь и жизнь своей семьи. Жить по принципу: «сделаю плохо кондуктору, возьму билет и пойду пешком!» никогда не приносил пользы людям.

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

Считаю дарить надо что-то полезное, которое пригодится преподавателю в работе или дома.Если денег не очень много, можно подарить посуду, набор полотенец, ежедневник с канцелярскими принадлежностями и др.А если на память, то картину или панно.

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

Что делать учителю если ребенок плачет. answer avatar. Что делать учителю если ребенок плачет фото. Что делать учителю если ребенок плачет-answer avatar. картинка Что делать учителю если ребенок плачет. картинка answer avatar.

Источник

Как успокоить плачущего ребенка

Как успокоить плачущего ребенка

Что делать и не делать, если ребенок сильно плачет. Внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Здесь будет указано слово «мама», но то же работает, конечно, с любым близким взрослым.

Сначала, что НЕ надо делать. Не разговаривать НИКАК. То есть абсолютно. Никаких «иди пожалею» или «ой-ей-ей» или «маленький мой». Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. ТИХО. Слова дают ребенку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен.

Также не надо тут же мазать ребенка или дуть на рану (исключения, вроде артериального кровотечения, понятны), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию НИКАКИЕ новые сущности под истерику. Опять же, разгрузить мозг ребенка, дать ему справиться с бедой, обработать все.

Что помогает в любом возрасте:

1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора «мама-одеяло». Мягкое, теплое, надежное, родное. Завернуть ребенка в себя, как в одеяло. «Крепко», потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется.

2. Отрегулировать свое дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться, и, главное, как ребенок синхронизирует со временем свое дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.

Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть «фоновыми», не переключать на себя внимание. Но они очень помогают отрегулировать дыхание.

Дополнительно для более старших детей (вербальных):

5а. Дети и сами часто рассказывают по нескольку раз всем членам семьи и знакомым о произошедшем. В итоге ребенок придет к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.

Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка. Урок на будущее: «Мне не доверяют, я еще мал, решаю не я».

Кроме того, ребенок, может, и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и болезнями (сердечными, например) в будущем.

То есть надо быть осторожным, найти свой баланс. Чтобы, во-первых, не перехватить на себя управление ситуацией и ребенком, а оставить ребенку возможность управлять собой. Во-вторых, чтобы не диктовать извне суждений о ситуации, а дать ребенку возможность вынести свои суждения. Но, в тоже время, оказать ребенку поддержку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *