Что делать если не хватает учителей в школе

В школе нет трех учителей по главным предметам. Что делать и куда жаловаться?

В школах часто не хватает учителей. Иногда даже по профильным предметам. Как быть, если дети остались без алгебры, физики и геометрии? Разбираемся вместе с юристом Анной Пойловой.

Вопрос. 1 сентября нашим детям было объявлено, что в классе для них нет учителей по трем предметам: алгебра, геометрия и физика. На родительском собрании родителям сообщили, что в стране проблемы с кадрами в этой сфере, и предложили подключаться и искать учителей самостоятельно, что мы, родители, и сделали. Уговаривали всех возможных знакомых и студентов. Естественно, в сентябре это было делать поздно: у всех знакомых уже были свои сложившиеся планы. Полноценного преподавания у нас на данный момент так и нет, в класс приходят те педагоги, которые свободны, заставляют детей самостоятельно изучать материал, «пасут» их, дают контрольные. Естественно, результаты очень низкие. Кто виноват в сложившейся ситуации? Чего мы вправе требовать, а чего нет? Департамент образования сообщает, что это не их забота, сейчас везде сложно.

Ответ. Школа обязана обеспечить всеми условиями для получения образования. Учителя необходимы для качественного обеспечения учебного процесса. Без учителей невозможно придерживаться стандартов в обучении.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни*.

А что делать, если нет учителей? В первую очередь необходимо написать жалобу директору. Если это не принесло результатов, родителям следует обратиться в уполномоченные государственные органы в сфере образования. Например, можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) или в Министерство образования РФ.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Иллюстрация: shutterstock / Semanche

Источник

«Не жалуйтесь, если в вашей школе не хватает учителей»

Что делать если не хватает учителей в школе. 590. Что делать если не хватает учителей в школе фото. Что делать если не хватает учителей в школе-590. картинка Что делать если не хватает учителей в школе. картинка 590.

Школьное образование напрямую зависит от педагогов. Они хотя бы должны быть. Наш блогер, учитель истории Анастасия Морозова, рассказывает, как учителей принимают на работу и сколько из них увольняется из школ в течение года, а ещё почему у детей нет каких-то предметов по полгода.

Недавно написала пост о том, что больше всего наши учителя страдают от отсутствия уважения к их профессии. Что бегут педагоги из школ кто куда. Остаются не всегда те, кто должен остаться, а те, кому становится наплевать на своих учеников, и сделать с этим ничего нельзя: замены всё равно нет. На что мне в комментариях написали, что надо таких учителей увольнять, что «свято место пусто не бывает», придут другие, талантливые, хорошие, которые качественно будут выполнять свою работу.

Ха-ха, так они, эти талантливые и хорошие, в школу и побегут. Ну-ну. Расскажу о ситуации с учителями в нашей и соседних школах, а вы сами решайте, можно найти замену ушедшим учителям или нет.

Я сменила несколько школ, в последней работаю шестой год. За пять лет у нас уволились четырнадцать учителей: четыре ушли на пенсию, трое (средних лет) сбежали в другие школы (в основном, гимназии) или занялись репетиторством, остальные — это молодые учителя. Те, кого взяли на место ушедших, сбежали в течение одного-трёх лет. Остались единицы.

В некоторых классах определённых предметов не бывает месяцами. В прошлом году у шестых классов полгода не было уроков иностранного языка

На место ушедших учителей каждый год берут новых, чаще всего молодых. Почти никто из них не работает больше одного-двух лет, некоторые уходят после первой четверти, кто-то терпит до Нового года.

В этом учебном году взяли нового историка, двух учителей иностранного языка, учителя русского. Историк покинул нас после окончания первой четверти, одна молоденькая учительница английского языка не скрывает, что уйдёт после новогодних каникул. Остальные пока молчат, но взгляд потухший, некоторые периодически плачут на переменах в учительской, рассказывают, как им тяжело, что не справляются с детьми. На кого-то родители уже пачками пишут жалобы.

Что делать если не хватает учителей в школе. 96. Что делать если не хватает учителей в школе фото. Что делать если не хватает учителей в школе-96. картинка Что делать если не хватает учителей в школе. картинка 96.

«Эти стандарты не лезут ни в какие ворота». За что критикуют новый ФГОС

Сколько новые учителя продержатся, не знаю, но вряд ли долго. В этому году три опытных учителя, настоящих профессионала, уже заявили, что в течение трёх лет по очереди уйдут из школы, доведут свои классы до выпускных и до свидания. Кто придёт вместо них, как думаете? А самое главное, как надолго?

Такая ситуация не только в нашей школе. В соседней висит одиннадцать свободных вакансий. Вот только желающих работать учителем нет

Сейчас реальность такова, что любой человек с педагогическим образованием может прийти в школу, открыть дверь ногой, ввалиться в кабинет директора, сказать, что может работать в школе, и всё, его не выпустят до тех пор, пока он не подпишет трудовой договор. Никого не будет интересовать, есть у него опыт работы, знания, любовь к детям, умение объяснять.

Нет, главное, что он согласен работать на такую зарплату и на тех условиях, на которых работает большинство учителей в России. Это главный критерий отбора при устройстве в школу.

Вы всё ещё думаете, что «свято место пусто не бывает»? Тогда приводите своих детей в нашу школу, но, когда у них не будет некоторых предметов из-за того, что нет учителей, не жалуйтесь и не удивляйтесь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Дефицит учителей в школах скоро может стать национальной катастрофой. Когда это поймут чиновники?

Коллеги, прочитала статью в интернете, делюсь ее содержанием с вами.
Накануне учебного года дефицит учителей в школах ощущается наиболее остро. Директора делают все возможное, чтобы закрыть вакансии. Учителя вынуждены брать лишние часы. Совсем недавно министр просвещения констатировала, что в России учитель перегружен больше, чем в других странах.

Лично я, по семейным обстоятельствам, в мае оказался без работы. Мне дефицит учителей даже помог. Работу удалось найти буквально за полчаса. Я зашел на сайт с вакансиями и позвонил по указанным там номерам. Все, трудоустроен! Молчу о зарплате. В моей ситуации сейчас главное иметь работу.

На том же сайте (это официальный сайт нашего регионального комитета образования, я живу в Курской области) я посчитал, что требуется: 40 учителей русского языка и литературы, 42 учителя математики и 75 преподавателей иностранного языка. Общее количество вакансий более 300. Мне кажется, что это настоящая катастрофа.
Но чиновники сохраняют полное спокойствие. Министр просвещения надувает щеки и регулярно успокаивает президента, отчитывается в Думе и в Совете Федерации, что, дескать, все под контролем. Уверенными шагами движемся в десятку стран, где лучшее образование. Вот и программа «Земский учитель» на подходе. Скоро отбоя не будет от желающих получить миллион и поехать работать в сельскую местность.

А ведь уже сегодня, очевидно, что тенденция на нехватку учителей становится серьезной социальной проблемой.

Средний возраст работающих в школах преподавателей 52 года. Причем, обратите внимание на следующие цифры, которые приводит Счетная палата:
Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа сельских школ – с 46 до 24 тыс., городских – с 23 до 18 тыс. единиц.
Не трудно посчитать, что у нас всего сокращено около 27 000 тысяч школ. Даже если взять, что в среднем в сокращенных школах работало по 20 учителей, то получится 540 000 тысяч учителей. Очень простой вопрос – куда они делись? Почему вообще возник дефицит на фоне такого беспрецедентного сокращения?

А все просто. В России учитель не идет работать в школу. Он, если есть выслуга лет, оформляет пенсию. Или просто уходит из профессии. Совсем недавно встретил коллегу, которая после оптимизации школы ушла работать в «Пятерочку». График «2 через 2». Зарплата выше. И никаких тебе тетрадей, планов, отчетов и т.д. Только глаза у нее показались мне грустными. Видно, что человек любил свою работу и детей.

Сегодня, очевидно, что учитель в школу просто так не придет. Времена «Доживем до понедельника» канули в лету. Профессия перестала быть престижной и уважаемой. Ставка учителя не большая. Часть зарплаты, так называемые стимулирующие, платится не понятно за что и не во всех регионах. Давление на учителя с каждым годом усиливается. Вот уже не за горами тотальная аттестация по новым правилам. Только учителя привыкли к прежней форме, им резко меняют правила. А проблема в том, что ни прежняя аттестация, ни новая ума учителям не добавляют. Добавляются только проблемы.

Необходимо в срочном порядке менять политику по отношению к учителям. Ясно, что «майские указы», принятые в 2012 году, свою задачу не выполнили. Иначе не было бы такого массового ухода учителей из школы. Нужно срочно менять социальный статус учителя. Профессия должна стать привлекательной и, конечно, высокооплачиваемой.

Проблема в том, что наших чиновников не переделаешь. Они, на протяжении уже многих лет, рапортуют о том, что пресловутая «средняя» зарплата в системе образования регулярно растет. Проблемы с кадрами, если и есть, то носят локальный характер. А в остальном…все хорошо, все хорошо. Российский учитель всем доволен, работу свою любит, и проблем у него почти нет. Президент их слушает и соглашается.

С таким отношением чиновников к проблеме нехватки учительских кадров ситуацию не изменить. С каждым годом она будет только ухудшаться. Если сейчас счет вакансий идет на десятки тысяч, то скоро уже в школах будет не хватать нескольких сотен тысяч учителей. Вот это будет уже настоящая социальная катастрофа. И снова некого будет винить.

Источник

Ирина Мишина

Результат всего этого– профессиональное «выгорание» и отток учителей из школ. Собственно, родительская общественность и начала бить тревогу по этому поводу: один учитель на 2-3 предмета – это не вариант качественной учебы.

Проблему признает даже министр образования Нижегородской области Ольга Петрова. Она подтвердила в СМИ факт низкой оплаты труда учителей в Нижегородской области как основную системную проблему образования в регионе.

Кстати, вопрос, почему в областном бюджете не хватает денег, достаточно забавный. Ведь Нижегородская область – богатейший регион страны. В ближайшую трехлетку параметры бюджета Нижегородской области будут расти в положительном ключе, прогнозируют в Минфине. На 2021 год начальные доходы региона заложены в объеме 202 млрд руб. Конечно, бюджет на год формировался в непростой ситуации в связи с пандемией. Казалось бы, самое время направить деньги на главное – выполнение социальных обязательств и поддержку людей. Но вместо этого в статье расходов 2020 года заложена дополнительная сумма в 148 млн руб. на зарплаты хоккеистам «Торпедо». На празднование 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году выделены дополнительные средства, хотя федеральный бюджет и так направит на эти цели 20 млрд руб. При этом минимальная ставка учителя так и осталась на уровне минимального размера оплаты труда в регионе или даже ниже планки в 12 792 рубля.

Вторая, не менее серьезная проблема – цифровизация образования, бессмысленная и беспощадная. На эту программу брошены миллиарды, но на выходе результат привел к жалобам родителей на перегрузку детей и дополнительные, не оплачиваемые обязанности учителей.

Кстати, за использование дополнительных цифровых сервисов и за кипучую внешкольную деятельность в интернете учителя Нижегородской области, по их сведениям, не получают никаких доплат и бонусов.

«НИ» обратились к министру образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольге Петровой с просьбой пояснить, почему в регионе столь низкие зарплаты учителей. Мы получили ответ, в котором подробно описана схема формирования зарплаты учителя. Но о повышении зарплат педагогов – ни слова.

И далее: «Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые являются элементами заработной платы, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом». То есть зарплата учителя может быть установлена и ниже планки в 12 792 рубля, но чтобы учитель не умер с голоду, его могут нагрузить дополнительными обязанностями. И все по закону, не придерешься.

Средняя зарплата по региону таким образом поднялась.

Как прожить на эти деньги семье, в которой есть дети, честно говоря, для меня большой вопрос…

Но эти 36 085 рублей с копейками– только средние цифры. Печальное лицо истины выглядит иначе.

Низкие зарплаты учителей – беда всероссийского масштаба. По данным портала Город Работ.ру, средняя зарплата учителя в России на сентябрь 2020 составила 37 923 рубля.

Но такая ситуация, пожалуй, только в столице. По данным, которые нам предоставили в профсоюзе педагогических работников «Учитель», в Петербурге средняя зарплата учителя – 50-60 тысяч рублей, в Волгограде и области – около 20-и тысяч рублей.

Вообще, очень похоже, что низкие зарплаты учителей – это сугубо российская проблема. В 2021 году рейтинг стран по преподавательским зарплатам выглядел так:

Источник

Унижение и несоблюдение прав: почему в школах не хватает учителей

Что делать если не хватает учителей в школе. 590. Что делать если не хватает учителей в школе фото. Что делать если не хватает учителей в школе-590. картинка Что делать если не хватает учителей в школе. картинка 590.

Накануне нового учебного года в новостях стали появляться сообщения о нехватке учителей. И это проблема не только сельских школ, но и крупных городов. Наш блогер Марина Балуева уверена, что дело не в компетенциях педагогов и даже не в зарплате, а в несоблюдении прав и постоянном унижении.

Со вчерашнего дня звонят журналисты с просьбой прокомментировать поступающие из регионов сведения о кадровом голоде в школах России. Например, в Санкт-Петербурге около полутора тысяч вакансий. В основном это учителя русского языка, математики, начальных классов, то есть основополагающих учительских специальностей. Похожая ситуация в Екатеринбурге и других городах.

Этот колокол звонит уже давно. Ещё года 2 назад прежний министр говорил о привлечении в школу студентов. Не помню, было ли какое-то постановление по этому поводу, но сам факт поднятия темы показателен. И особенно одиозны такие инициативы на фоне постоянных выступлений о, якобы, «некомпетентности» учителей, как причине непрерывного провала инициатив управленцев в сфере реформирования школы. Но ведь студенты не могут быть более компетентны по сравнению с дипломированными специалистами.

Уж они точно не потянут столь высокоумные реформы. Что-то тут не срастается

Дело в том, что учительская профессия стремительно теряет даже те жалкие остатки привлекательности, которые еще теплились в доковидную эпоху. На фоне пандемии, повлекшей бесцеремонное разбазаривание личного и рабочего времени учителей при низкой оплате труда, увеличение удельного веса неоплачиваемых работ, неразбериху и продолжающиеся унижения, процент учителей, принимающих окончательное решение покинуть школьную систему, увеличился.

Что думают по этому поводу чиновники? Кроме уже упомянутого привлечения студентов (что-то мне подсказывает, что студенты так и не ринулись в школы), министр Кравцов предлагает потратить очередные миллиарды на «улучшение подготовки» учителей.

Непросто усмотреть причинно-следственную связь между улучшением подготовки (допустим на минутку, что улучшение и в правду будет) и массовым увольнением учителей по собственному желанию. Потому что как раз учителя с высоким качеством образования не склонны терпеть попрание своих прав и унижения.

Кроме того, сегодня учителю всё сложнее реализовываться профессионально: плотный график, спешка, дискомфорт, дефицит оборудования, мультитаскинг и перегрузки диктуют формализацию работы как способ выжить.

В таких условиях возможна только работа по шаблону

Хочется спросить уважаемого министра: «И чего же вы добились, господин Кравцов, когда, невзирая на массовые протесты учителей и родителей, пробили проведение Всероссийских проверочных работ, этих танцев с бюрократическим бубном, никому не нужному убийству времени и сил? Помогли вам ваши ВПРы?»

Поэтому образование для российских учителей — лишний груз несбывшихся надежд. Поэтому Снежана Денисовна из Наша Russia — это типаж учителя выжившего и адаптированного к системе на «пять». Такие из школы не бегут, их все устраивает, прошу любить и жаловать! Напрасно кто-то требует запретить этот персонаж. Он как никогда реален.

Кое-кто из чиновников видит выход в «цифровизации», в замене живого учителя на искусственный интеллект

Ну-ну… Мы уже видим первые примеры «успехов» искусственного интеллекта в социальной сфере: от нелепой цензуры на Фейсбуке до недавнего скандала в одной из айти-компаний, когда водители и баристы были уволены по причине редкого присутствия на работе онлайн.

Страшно подумать, какие сюрпризы принесет нам цифровая школа. Впрочем, к экспериментам нам не привыкать. Только жаль детей. С наступившим новым учебным годом всех нас!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *