Что быстрее сапсан или ласточка
Чем «Сапсан», «Ласточка» и «Стриж» отличаются друг от друга?
«Сапсан», «Ласточка» и «Стриж» — современные ускоренные поезда, обладающие рядом преимуществ. Туту.ру расскажет об особенностях каждого поезда, чтобы сделать выбор было проще.
«Сапсан» связывает два крупнейших города России — Москву и Санкт-Петербург. Лидер по количеству маршрутов — поезд «Ласточка» — их у него деcять:
Количество пассажирских мест
В поезде «Сапсан» 525 пассажирских места. С 1 августа 2014 года между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют сдвоенные поезда (20 вагонов, 1050 мест). Сдвоенный «Сапсан» — самый длинный высокоскоростной поезд в мире, его длина составляет 500 метров.
У «Ласточки» 443 пассажирских места, из них 4 места — для пассажиров с ограниченной активностью (инвалидов). У «Стрижа» 414 пассажирских мест.
Самый быстрый поезд
Недаром «Сапсан» назван в честь самой быстрой птицы семейства соколиных — поезд способен развивать скорость до 350 км/ч, однако на российских железных дорогах его скорость ограничена 250 км/ч. Скорость «Стрижа» — до 200 км/ч, «Ласточки» — до 160 км/ч.
Билеты на «Сапсан» по машруту Москва — Санкт-Петербург доступны по цене от 1904 руб.
Все места «Ласточки» — сидячие. В каждом вагоне над окнами размещены полки для верхней одежды и ручной клади.
В «Сапсане» есть несколько классов вагонов:
В отличие от «Сапсана» и «Ласточки» с сидячими местами, у «Стрижа» также есть вагон-люкс — в каждом купе находятся 2 спальных места. Нижнее спальное место трансформируется в 2 сидения, в купе есть сейф, откидной столик, индивидуальный санузел с душевой кабиной, умывальником и биотуалетом, телевизор и розетки 220 В.
Беспроводной доступ в Интернет
В поездах «Сапсан» и «Стриж» есть wi-fi. Услуга предоставляется за отдельную плату. У «Ласточки» пока такой услуги нет.
Любителям путешествовать с домашними животными подойдет поезд «Сапсан». С 12 июня 2015 г. в поездах «Сапсане» появились специализированные места для пассажиров с животными. Мелкие домашние животные, собаки и птицы должны перевозиться в корзинах, клетках, контейнерах, которые помещаются на местах, предназначенных для размещения ручной клади.
Скоростные поезда из Москвы в Нижний Новгород
В 2015 году между Москвой и Нижним Новгородом запустили новый скоростной поезд «Стриж». С этого времени число скоростных поездов, курсирующих между столицей Поволжья и столицей страны увеличилось до трех. Это «Сапсан», «Ласточка» и «Стриж».
Стоимость билетов на поездв из Нижний в Москву
Все три скоростных поезда преодолевают маршрут Москва — Нижний Новгорода или обратно примерно за 4 часа.
«Сапсан»
Самый допрнрй скоростной поезд на направлении Москва — Нижний Новгород или обратно. На самом деле «Сапсан» идет по маршруту Нижний Новогород — Санкт-Петербург с остановкой в Москве. Такой рейс один и он отправляется ранним утром каждый день.
Цены на билеты приводить не буду, так как они зависят от многих факторов. Но уже сказал, что среди скоростных поездов, «Сапсан» самый дорогой. Но, стоит отметить, и самый комфортный.
«Стриж»
В настоящее время из Москвы в Нижний Новгород отправляются пять «Стрижей». Расписание ищете на сайте РЖД. Самый быстрый преодолевает дистанцию за 3 часа 35 минут. Билеты стоят дешевле, чем на «Сапсан», но дороже, чем на «Ласточку».
Под именем «Стриж» скрывается скоростной поезд Talgo 250, производством которого занимается испанская компания Patentes Talgo. Первый состав был построен в 2006 году и помимо Испании поезда эксплуатируют Белоруссия, Узбекистан и Казахстан.
Состав состоит из локомотива и 18 вагонов. Найдите билет по выгодной цене через форму ниже.
В вагонах с первого по пятый находятся СВ со спальными местами. Непонятно, зачем столько спальных вагонов для поездки, которая занимает 3,5 часа, но РЖД лучше знать.
В шестом вагоне располагается вагон-ресторан, а в седьмом вагон-буфет.
Также, как и со спальными вагонами, не совсем ясно, зачем в поезде, который курсирует между двумя городами, находящимися на расстоянии 442 километра друг от друга, столько места для употребления еды.
В восьмом и девятом вагонах размещены сидячие места 1 класса.
Оставшиеся девять вагонов (с 10 по 18-й) отданы под сидячие места 2 класса.
Пассажиры, которые приобрели билет в вагон второго класса, получат индивидуальную систему освещения, аудиосистему, розетку, регулируемую спинку кресла и индивидуальный откидной столик. В первом классе можно также отрегулировать подголовник кресла, а еще имеется подставка для ног. В стоимость билета на сидячее место 1 класса входит питание, плед и санитарно-гигиенический набор.
Важный момент, касающийся стоимости проезда. Поскольку направление Москва – Нижний Новгород включено в систему «Динамическое ценообразование», то стоимость билета напрямую зависит от сезона, дней недели, спроса и количества проданных мест. Иначе говоря, самый дешёвый билет можно купить не в сезон, за месяц до поездки и не в пиковые дни, которые обычно приходятся на пятницу, субботу и воскресенье.
«Ласточка»
«Ласточка» — самый дешевый скоростной поезд на направлении Москва — Нижний Новгород. Но РЖД максимально сократила число этих поездов, оставив только один.
В отдельной статье я рассказываю как найти самые дешевые места на поезде «Ласточка».
Всегда ваш, Даниил Привольнов.
Индивидуальные и групповые экскурсии по Будапешту и Венгрии от Спутника! Скидка 5% на ЛЮБУЮ экскурсии по промокоду TRIPANDME21 Выбрать экскурсию
Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки
«Сапсан», «Стриж» и «Ласточка»: отличия поездов
Поезда «Сапсан», «Стриж» и «Ласточка» сегодня соединяют многие города России. И хотя в целом составы весьма похожи, есть у них и определенные различия.
Начать следует с разных маршрутов. Например, та самая «Ласточка» имеет целых десять. а вот «Сапасан» только один. Узнать их можно в железнодорожных кассах.
Разной является и цена на билеты. Так, дешевле всего будет проехаться в «Ласточке», а дороже – в «Саспане». То есть наблюдается прямо пропорциональная связь со скоростью этих поездов.
Характеристики вагонов в этих поездах тоже различаются. Например, в «Ласточке» есть исключительно сидячие места. Также есть сверху полки для верхней одежды и вещей.
А вот в «Сапсане» представлены пассажирские вагоны нескольких классов, которые отличаются уровнем комфорта. Так, в экономе есть только обыкновенные сидения. Но их спинка откидывается. Кроме того, есть опора для ног. В бизнес-классе есть еще доступ к бесплатному беспроводному интернету, отдельная гардеробная и даже возможность полноценно пообедать. А пассажиры первого класса едут в кожаных креслах, что раскладываются в удобные почти спальные места, могут воспользоваться переговорной и заказать на обед любое блюдо из меню.
Больше всего отличается «Стриж». Тут даже в наличии вагон-люкс с двухместными купе со спальными местами.
Обзор на все поезда
Часть нашей редакции уверена, что между Москвой и Петербургом проще перемещаться на поезде, чем на самолёте.
Посудите сами: до любого вокзала ходит метро — на поезд сложнее опоздать. В нём реальнее выспаться после променада по Рубинштейна. Если променад удался и сил ехать нет, легко сдать и поменять билеты. А если захочется переехать из Питера в Москву, с собой можно бесплатно взять несколько чемоданов.
Ну а чтобы вы не потерялись в разнообразии поездов, научились различать 3Э и 3У и случайно не взяли билет в общий вагон, мы написали этот обзор.
В этом гайде мы рассказали обо всех поездах, которые были в расписании РЖД на ближайшие 90 дней с момента написания текста. Если вашего любимого поезда здесь нет, значит, по каким-то причинам его отменили, но если он вернётся в расписание, мы дополним материал.
Почти нигде мы не упоминали допустимый объём и вес багажа: норма провоза есть, но обычно её никто не проверяет. Увезти 300 сумок вряд ли получится, но чемодан + рюкзак + гитара + пакет с шавермой — вполне.
Если нет дополнительной информации о вокзале, значит, поезд курсирует между Ленинградским вокзалом в Москве и Московским вокзалом в Питере.
Обзор мы начнём с фирменных поездов и закончим обычными. Всю информацию в кратком виде мы оформили в таблицу — её вы найдёте в конце статьи.
ФПК, ДОСС, ТКС и другие буквы
РЖД — не единственный перевозчик России. Между Москвой и Петербургом пассажиров возят ещё три частника:
1. «ГрандСервисЭкспресс» (ГСЭ) на поездах «Гранд Экспресс» и «Таврия»;
2. Компания «Тверской экспресс» на поезде «Мегаполис»;
3. «ТрансКлассСервис» — на поезде, а точнее, вагонах «Волга».
В свою очередь у РЖД есть несколько подразделений. Между Москвой и Петербургом пассажирскими перевозками занимаются Федеральная пассажирская компания (ФПК), а также Дирекция скоростного сообщения (ДОСС). У ФПК есть фирменные поезда — современные, с хорошим уровнем сервиса, а есть обычные — сборная солянка из новых вагонов и вагонов времён СССР.
На официальном сайте РЖД и в мобильном приложении можно не только купить билет, но и указать в фильтрах перевозчика, тип поезда и вагона. Таким образом легко выбрать подходящий поезд среди множества вариантов.
Итак, переходим к поездам: сначала расскажем о самых быстрых.
«Сапсан»
Быстрая классика от Дирекции скорого сообщения (ДОСС) с разгоном до 240 км/ч.
Существуют два типа поезда: обычный и модернизированный. Второй отличается только тем, что розетки и USB-порты будут даже у «нищебродов» на базовом тарифе. И там и там есть множество классов обслуживания: базовый, эконом, эконом плюс, бизнес, вагон-бистро, первый, купе и т. д. Подробнее о том, что предоставляют в каждом из них, можно узнать здесь.
Здесь неоднозначно. Вроде бы поезд современный, каждый вагон оборудован кондиционерами и биотуалетами, и в то же время розетки есть только в классах обслуживания выше «Эконома». Откидные кресла в «Базовом» и «Экономе» по удобству схожи с сидениями в лоукостерах — довольно твёрдые и тесные. Зато везде есть полки для ручной клади и места для багажа. Кормят только пассажиров купе и вагона-бистро.
Говорят, что в честь своего десятилетия «Сапсан» обновит интерьер поездов и (барабанная дробь!) добавит розетки во все вагоны даже в обычном поезде.
Испортилась и становится только хуже. Ещё лет пять назад можно было купить билет у окна всего за 999 рублей, но так уже не будет:(
Сейчас минимальная цена в 1 898 рублей держится совсем недолго. Акции бывают крайне редко и обычно только по праздникам. Стандартная цена 2 500 — 3 000 рублей, но ближе к отправлению может стать и 5, а то и 7 т. рублей.
Как и у большинства поездов, здесь действует динамическое ценообразование: чем раньше покупаешь билет, тем дешевле. Если не случится ЧП, ближе к отправлению не подешевеет. И логично, что цена на рейс в 5:40 утра вторника будет ниже, чем на 19 часов вечера воскресенья.
«Невский экспресс»
Дневной поезд ФПК и лучшая альтернатива «Сапсану». Основные плюсы — холодное питание на всех классах обслуживания, более удобные кресла в некоторых вагонах и розетки у всех пассажиров. Недостатки — ходит намного реже «Сапсана» и в не самое удобное время.
Классов обслуживания всего два: эконом и бизнес. В последнем есть видео- и аудиоустановка, вместо обычных кресел будут стоять ортопедические, а места разделяет тонированная перегородка.
В вагонах № 1, 12 сидения расположены как и в «Сапсане» — парные кресла, стоящие друг за другом. Остальные вагоны похожи на европейские или на наши «общие» — нижние купейные полки, где сидят по три человека друг напротив друга. Разница в том, что сидения намного удобнее, чем в общих вагонах, да и девять часов ехать не нужно.
Во всех вагонах есть биотуалеты, кондиционеры и розетки. Ну и главный плюс — холодное питание предоставляют на всех классах обслуживания.
Каких-то акций или распродаж сейчас практически нет, а когда-то билет также можно было урвать за 999 рублей. Сейчас за 1 700 — 1 900 рублей билет можно брать смело.
Спрос на «Невский экспресс» меньше, чем на «Сапсан», поэтому минимальная цена может держаться достаточно долго.
«Ласточка»
Динамическое ценообразование, есть скидки, регулярно проходят акции: до 1 200 рублей за билет — это очень хорошо, а дороже ехать уже не хочется. Бизнес-класс иногда можно урвать за 2 тысячи, но даже этих денег он не стоит, а обычно цена раза в два выше.
Можно выгодно потратить баллы в программе РЖД-бонус: 4 000 вместо классических 7 000 на этом направлении.
«Стриж»
Скоростной поезд ФПК, который раньше курсировал только между Москвой и Нижним Новгородом, а позже — между Москвой и Берлином. В августе 2020 его пустили по новому маршруту Самара — Санкт-Петербург, затем поезд пропал и снова вернулся в расписание с 3 ноября 2020. Поезд делает остановку в Москве на Курском вокзале, в Петербурге прибывает на Ладожский.
На сайте «Стрижа» есть расписание движения и схема вагонов, там же можно купить билеты, но официальный сайт РЖД почему-то показывает больше вариантов типов обслуживания.
В «Стриже» кроме обычных сидячек есть вагоны со спальными местами — люкс, СВ и купе, плюс вагон-буфет и вагон-ресторан. Классы обслуживания тоже разные: например, сидячки могут быть первого и второго класса. В первом кресла похожи на сидения в самолётном бизнесе, а ещё в стоимость входит горячее питание, плед и гигиенический набор. Во втором классе обычные сидения с откидывающимися спинками, индивидуальным освещением и розетками — для 4,5 часов вполне ок.
Судя по фотографиям, ехать в «Стриже» удобнее, чем в «Сапсане»
Динамическое ценообразование, как и везде. Так как из Питера в Москву поезд идёт ночью, билеты в этом направлении стоят значительно дешевле, чем в обратную сторону: самый дешёвый вариант из найденных нами — 1 101 р. за сидячку, 1 401 р. за СВ (!) и 2 106 р. за купе. Обычные цены в этом направлении рублей на 600 выше.
Из Москвы в Питер уже хуже: 2 тысячи за сидячку, 2 106 за купе и 2,5 тысячи за СВ. Впрочем, цены вполне конкурентоспособные.
Двухэтажные поезда
Поезд «Санкт-Петербург — Москва» отправляется в 22:50 и приходит в 6:30 (в пути 7 часов 40 минут).
«Смена — А. Бетанкур» отправляется в 21:50 и приходит в 6:06 (в пути 8 часов 16 минут). Время отправления/прибытия примерно одинаковое как из Москвы, так и из Питера.
Ходят регулярно, билеты есть в продаже часто, так как благодаря двум этажам мест в этих поездах очень много.
У двухэтажных поездов только два типа вагонов: купе и СВ. В каждом купе есть две розетки мощностью не более 100 Вт, а в СВ — ЖК-дисплеи. И там и там есть кондиционеры, постельное бельё входит в стоимость.
Поезда новые, внутри чисто, в каждом вагоне есть кулер с питьевой водой и три удобных биотуалета. Но, как мы уже сказали, места в купе маловато: чтобы уместить в поезде два этажа, классическое купе сжали раза в полтора.
«Мегаполис»
«Красная стрела»
«Арктика»
Москва — Санкт-Петербург: отправление в 00:41, прибытие в 9:13, в пути 8 часов 32 минуты.
Санкт-Петербург — Москва: отправление в 22:41, прибытие в 7:19, в пути 8 часов 38 минут.
Курсирует ежедневно, кроме 31 декабря с отправлением из Мурманска и 1 января с отправлением из Москвы.
«Экспресс»
«Гранд-Экспресс»
«Таврия»
На момент написания этой статьи самый дешёвый билет в купе из Москвы до Петербурга стоит 909 р, при этом плацкарт на 300 р дороже. Мы бы купили, но только в Питер.
«Волга»
Поезд частного перевозчика «ТрансКлассСервис» идёт из Нижнего Новгорода в Петербург и обратно с остановкой в Москве. Точнее, своих составов у ТКС нет, они прицепляют вагоны к фирменным поездам РЖД, и все довольны.
«Волга» — удовольствие не из дешёвых, но, говорят, сервис и удобства того стоят. Мы на этом поезде не ездили, но если найдём билет по акции, обязательно проверим. Кроме высокой цены есть ещё один минус: неудобное расписание из Питера в Москву.
Расстояние из Москвы в Петербург поезд преодолевает за 8 часов 32 минуты. Выходит с Курского вокзала Москвы в 00:33, прибывает в Питер в 9:05.
Обратно поезд идёт быстрее — 7 часов 2 минуты, но почему-то едет вечером. С Московского вокзала отправляется в 18:08 и на Курский вокзал приезжает в 01:10. Говорим же, неудобно.
Читай, не фирменные. Да, наконец-то мы дошли до нашего любимого раздела: самые дешёвые поезда, но при этом не самые плохие.
Если в фильтрах выбрать ФПК в качестве перевозчика и убрать из поиска все фирменные поезда, то обычных остаётся не так уж много. Их легко распознать: у таких поездов нет названия, только номера. Часто эти поезда уходят с Курского или Казанского вокзала, а приходят на Ладожский, и наоборот.
Так какой же поезд выбрать?
Сразу отметаем поезд № 160 — он выходит днём, а приходит ночью, что совсем неудобно. Владикавказский поезд № 122 тоже на любителя. Остаётся пять поездов.
Допустим, в Питере мы остановились в центре и хотим приехать на Московский вокзал. Смотрим, куда прибывают поезда: из оставшихся на Московский вокзал приезжают только три — № 30, № 82, № 56. Если нам принципиально уезжать с Ленинградского в Москве, то поиск сокращается до поездов № 30 и № 56. Это и есть два самых популярных поезда по направлению Москва — Санкт-Петербург. Осталось выбрать правильный вагон.
ФПК обожает включать в состав современные вагоны и вагоны прошлого века. Чёткой системы, чтобы определить, какой вагон новый, а какой может развалиться по пути, пока нет. Советуем внимательно смотреть на иконки и класс обслуживания при выборе вагона. Вот, к примеру, какие бывают плацкарты (3 — это третий класс, а не буква «з»):
Как видите, вагон класса 3Э самый комфортный — в нём есть биотуалет, кондиционер и нельзя провозить животных, а вот 3У выбирать не советуем.
Подробнее о типах и классах обслуживания можно узнать здесь.
Что нужно знать о плацкарте?
Часто в одном вагоне цены на полки различаются. Самые дешёвые места — верхние боковые с 38 по 52 место. В ночном поезде верхняя боковая полка не так уж плоха, если находится не возле туалета. Так что если бюджет ограничен и рост позволяет разместиться на 172 см длины — смело берите такую полку в середине вагона. Если едете вдвоём, это вообще идеальный вариант: не придётся ни с кем делить столик.
Обычные нижние полки самые дорогие. Если едете ночью и вам нетрудно забраться на верхнюю полку, переплачивать за нижнюю смысла нет — ночью можно обойтись без стола, к тому же наверху к вам точно не подсядут пассажиры, ожидающие раздачи белья. Кстати, при оформлении билета от белья можно отказаться: спать придётся на матрасе и с курткой под головой, зато сэкономите 128 рублей.
Нормальная цена на плацкарт в не фирменном поезде: 900 — 1 200 рублей. Правда, за такую цену время отправления бывает крайне неудобное, лучше доплатить пару соток и ехать ночью, чтобы не потерять целый день. Также обращайте внимание на стоимость купе в том же поезде: иногда разница с плацкартом совсем незначительная, а во время распродаж купе может оказаться и дешевле.
О купе
Здесь тоже действует система с разными ценами на полки. При этом разница на нижние и верхние полки в купе намного выше, чем в плацкарте, и может достигать тысячи рублей. Опять же, провести одну ночь на верхней полке, чтобы сэкономить — изи.
Часто ФПК включает в состав обычные совковые купе без кондиционера, со старыми матрасами и пыльными подушками. Но иногда везёт и попадается новый вагон — в таких ехать приятно, особенно если цена раза в два ниже, чем на фирменный поезд.
Нормальная цена на верхнюю полку в ночном поезде с удобным расписанием: 1 300 — 1 800 р. В низкий сезон, с сентября по май, цены рублей на 200−400 ниже, чем на праздники и летом. Как и всегда с поездами, чем раньше покупаешь билет, тем дешевле.
Ехать в купе днём или приезжать на вокзал в 4 утра — такое себе удовольствие. За это мы бы не заплатили и тысячи рублей.
О сидячках
Дешёво и хардкорно. Не путать с общим вагоном: в сидячках кресла расположены как в самолёте или как в скоростных поездах, о которых мы писали выше. Даже в старых вагонах кресла откидываются и есть подлокотники, а значит, тем, кто умеет спать сидя, ехать будет более-менее комфортно. Правда сидеть придётся 8−9 часов.
Чаще всего сидячие вагоны включают в старые поезда, идущие через Москву проездом — например, Санкт-Петербург — Белгород (поезд № 119) или Челябинск — Санкт-Петербург (поезд № 146).
Нормальная цена: 700−750 р. Брать билет дороже нет смысла.
Важно: внимательно изучайте схему мест, чтобы не ехать напротив другого пассажира или случайно не купить билет в общий вагон.
Острожно: общий вагон!
А вот этот вариант стоит избегать даже с самым ограниченным бюджетом. Это обычное купе без верхних полок, где на нижней сидят по три человека с каждой стороны. Ни прилечь, ни откинуть спинку. Теснота и сплошные неудобства за 700 — 900 рублей. Уж лучше добраться автостопом.
К счастью, такие вагоны попадаются редко: обычно их включают как дополнительные во время праздников. И все же внимательно изучайте схему вагонов при поиске билета, чтобы не провести девять часов с прямой спиной.
Вишенка на торте: вагоны RIC
Пожалуй, это самый комфортный способ добраться на поезде из Москвы в Петербург и наоборот. И при этом не самый дорогой — билет в такой вагон стоит столько же, сколько купе в нефирменный поезд. Спасибо нашему путешествующему подписчику за наводку!
Вагоны РИЦ обычно включают в поезда международного сообщения, но, оказывается, некоторые из них курсируют в составе обычных поездов Октябрьской железной дороги. Это суперсовременные вагоны, в которых точно стоит прокатиться, чтобы ощутить всю мощь концерна Siemens совместно с «Тверским вагоностроительным заводом». В каждом купе кроме привычных благ в виде кондиционера и розеток также есть мусорка, индивидуальные подставки для чая и. умывальник под откидным столиком!
Вот поезда Октябрьской ЖД, в которые иногда включают вагоны RIC:
4/3 Москва — Санкт-Петербург
16/15 Москва— Мурманск
28/27 Москва — Санкт-Петербург
81/82 Санкт-Петербург — Белгород
Узнать такой вагон можно по схеме: вместо привычных 9 купе и 36 мест, в нём будет только 8 купе и 32 места, а также три туалета в конце коридора. Так что вот вам ещё один веский довод очень внимательно изучать схему вагона при выборе билета. Посмотрите подробный обзор на вагон РИЦ от нашего подписчика — поймёте, почему вам точно стоит хоть раз в таком прокатиться.
Малой скоростью. Ян Левченко – о «Сапсане» и «Ласточке»
В январские каникулы 2015 года мы с коллегами повезли студенческую группу в Стамбул. Это был не зависимый ни от каких бюджетов клуб культурологических путешествий – мы рассчитывали смету, скидывались, арендовали жилье и летали даже в такие затратные места, как Амстердам и Вена. Кроме традиционных туристических ритуалов наши поездки включали общение с местными интеллектуалами, людьми, которые бы рассказывали о местах своего обитания из аналитической, а не коммерческой перспективы. В Стамбуле нашим собеседником был историк, специалист по античной литературе, у которого мы хотели узнать, каково это – заниматься культурным фундаментом Запада в стране, меняющей свою идентичность в пользу консервативного Востока. Весь вечер Экин исправно костерил правительство, а закончил рассказ тем, что левая по своим убеждениям стамбульская интеллигенция досадует на успешную транспортную реформу. «Это так круто работает, что нам просто нечего возразить», – горестно заключил он.
За десять лет до нашего общения с Экином друг Владимира Путина, тогдашний канцлер Германии Герхард Шредер обсуждал с руководителями РЖД и Siemens строительство в России завода, где для начала планировалось произвести 60 скоростных поездов на базе немецких составов Intercity Express. Тогда страна была другой. Она всё ещё остро хотела в будущее, в связи с чем строила утопичные планы. Вскоре машинистом РЖД стал Владимир Якунин, число поездов сократилось, а производство в России решили не открывать. В этой истории победил реализм. Наземное скоростное сообщение оказалось актуально лишь для Москвы и Санкт-Петербурга. Жители остальных городов если и могли купить билет, то, как правило, в один конец, чтобы навсегда уехать в одну из двух столиц. Причём для многих это было возможно только в результате многолетнего откладывания денег на «билет счастья». Особенности экономики переходного периода внесли свои коррективы в проект ускорения российской железной дороги.
На фоне кризиса 2008 года пущенные в следующем году скоростные поезда «Сапсан» сперва не произвели никакого прорыва. Скорее, они произвели впечатление – тем, что Питер и Москва соединились удобным образом, «как в Европе». Сапсанами, немедленно ставшими нарицательными, стали активно пользоваться в основном те, кто раньше летал на самолетах, страдая от логистических издержек (расстояние от центра города, предполетные формальности и т. д.). Пересели на них и некоторые пользователи ночных поездов, предпочитавшие ездить в купе. Цены на экономкласс «Сапсана» сопоставимы с ночным поездом, а экономия времени значительная. Не говоря о том, что после ночи, проведенной в поезде, хочется принять душ, а не сразу бежать на работу, повязав галстук. Жители двух столиц с амбициями, а потом уж и вовсе без них постепенно вошли во вкус, и теперь РЖД может завлечь пассажиров на ночные рейсы разнообразными скидками. В «Сапсанах» же яблоку негде упасть, пандемия или не пандемия. Как в Европе.
Чтобы не исчезли последние следы первоначального проекта, в 2010 году открыли маршрут от Петербурга до Нижнего Новгорода. В течение всей своей недолгой истории он работал с резким падением скорости на участке от Москвы до конечного пункта. Между столицами РЖД проложили японские рельсы, тогда как до главного волжского города тянулись уже отечественные, по которым поезд шел не быстрее 160 км/ч. Я хорошо помню, какой апокалипсис творился, например, в Твери, когда мимо станции проезжал советский скоростной поезд ЭР-200, выпущенный в двух экземплярах. Он ездил ровно 25 лет с 1984 года, и всякий его рейс завершался проездом дрезины, с которой люди в жилетах уныло забивали в шпалы костыли. Чудовищная тяжесть, сотрясавшая округу со скоростью 200 км/ч, буквально разрушала плохо выстроенные пути.
«Сапсан» отличается от ЭР-200 бесшумным и стремительным ходом, но вес поезда остается высоким, просто технологии ушли вперед. Амортизация путей – будь здоров, годятся только японские рельсы на особой подушке. Где их нет, там приходится снижать скорость или уповать на дрезину. С 2015 года нижегородский «Сапсан» заменили на «Стриж», состоящий из вагонов испанского поезда Talgo Intercity, прицепленных к российскому электровозу. К этому моменту между многими городами России уже курсировали более тихоходные «Ласточки», которые не предусматривали капитальную перестройку путей.
По-настоящему высокие скорости так и остались только между столицами. В обеспечение этого маршрута государство было вынуждено вложиться. Все остальные обойдутся. Поезд «Ласточка» быстрее электрички, но не требует перестройки инфраструктуры и отдельных путей – это классика российских спасительных полумер. Но именно они привели к революции, которая не удалась премиальному «Сапсану». Теперь практически все областные центры вокруг Москвы связаны с ней своей «Ласточкой», которая идет три-четыре, а не шесть-семь часов, как обычный поезд. Это значит, что люди, которым нужно бывать в столице время от времени, но которые не сидят в офисе сутками напролет, могут жить в относительно небольших городах и соразмерных человеку условиях. В свою очередь, эти города начинают принимать все больше туристов из Москвы, приезжающих погулять на 1–2 дня.
Вторая половина 2010-х обнаружила резкое повышение уровня сервиса в областных гостиницах и настоящий ресторанный бум. В тульском «Портерхаусе» места бронируются заранее, слава о его стейках разошлась по Руси. Ярославская брассерия «Брюгге» славится как авторскими закусками, так и внушительной детской площадкой на летней веранде, напоминающей крытый сад, где свободно рассядется с полсотни человек. В калужской «Остерии» какие-то рекордные семифредо, в ивановских «Gastroлях» – удивительные скандинавские вкусы. Один мой товарищ, антрополог из Петербурга, справедливо говорит, что весь талант русского народа ушёл в кулинарию и пивоварение. И произошло это благодаря оживлению пассажиропотока между Москвой и примыкающими областями, ранее лишь тоскливо отдававшими столице лучших людей.
Миссия неуловима. Ян Левченко – о дрейфе развития
Теперь кто-то из них возвращается и вкладывается в родной город. Потому что логистика облегчилась, и расстояния сократились. Это развитие, как бы там ни было. Мне понятны риски своего примиренчества. Любой истинный критик российского режима обязан пожурить меня за славословия в адрес РЖД, пусть и не высказанные прямо. Хотя в отличие от моего стамбульского собеседника, я не стану говорить, что «Ласточка» – это круто. Нам далеко до турецкого скоростного автобуса, туннелей под Босфором и высокотехнологичного трамвая (при всем уважении к традициям Уралвагонзавода). «Ласточка» – это лишь ругмя ругаемый, но приемлемый и потому заполненный до отказа, хотя и условный, «на отвали», российский Intercity. Уже не электричка, еще не скоростной болид, ни рыба, ни мясо. Но мы уже не удивляемся, что нас в Рязани, Твери и Владимире селят в одинаково хорошие гостиницы и кормят как в Европах, среди дизайнерских изысков. Мы исходим из того, что так и должно быть. И это едва ли не единственное очевидное достижение, которое можно записать в актив нашей инфраструктурной политики последнего десятилетия.
Ян Левченко – культуролог и комментатор
Высказанные в рубрике «Блоги» мнения могут не отражать точку зрения редакции