Что было сделано во франции для борьбы с фашистской угрозой
Народный фронт во Франции (1934-1937 гг.)
Вы будете перенаправлены на Автор24
Развитие фашистского движения во Франции
После 1933 года (приход к власти Гитлера в германии) во Франции активизировались крайние правые движения. В отличии от Италии и Германии фашистские организации не смогли достичь договорённости и выступить единым фронтом. Объединение французских фашистов называлось лигой. Самой влиятельной была лига «Огненные кресты», созданная в 1927 году под руководством Казимира де ля Рока. Ещё одно объединение фашистов «Французское действие» образовал Шарль Моррас.
Кроме крупных лиг в стране действовало несколько десятков более мелких организаций. Все они призывали к насильственной смене правительства и уничтожению «режима партий». Активизация фашистского движения была вызвана «делом Ставиского».
«Дело Ставиского» – мошенническая операция финансиста Александра Ставиского, заключающаяся в подделке векселей на общую сумму в 200 миллионов франков. Афера была раскрыта, что привело к политическому кризису во Франции в декабре 1933 года.
6 февраля 1934 года фашистские организации попытались штурмовать здание парламента, но неудачно. Тем не менее, этот шаг привёл к консолидации антифашистских сил.
Образование Народного фронта
Первыми за объедение всех сил на борьбу с фашизмом выступили писатели Анри Барбюс и Ромен Роллан. По их инициативе состоялся Международный антивоенный конгресс в Амстердаме. В результате выполнения его решений во Франции был создан Национальный комитет борьбы против фашизма и войны.
Левые партии также стремились объединить свои усилия для борьбы с фашизмом. 27 июля 1934 года социалисты и коммунисты подписали Пакт о единстве действий. В 1935 году при праздновании Дня взятия Бастилии на манифестацию 14 июля вышло около полумиллиона человек. Это послужило датой создания Народного фронта.
Народный фронт – это политических союз левых партий, объединённых общей целью – борьба с фашизмом. Народный фронт находился у власти в 1936-1937 годах.
Готовые работы на аналогичную тему
Из Организационного комитета был сформирован Национальный комитет Народного фронта. В него вошли представители всех крупнейших организаций:
Консолидация антифашистских сил вела к объединению профсоюзных организаций. В 1936 году ВКТ и УВКТ объединились в общую организацию, взявшую старое название – Всеобщая конфедерация труда.
Народный фронт у власти
В 1936 году Народный фронт победил на выборах и образовал правительство во главе с социалистом Леоном Блюмом. Блюм приступил к реализации предвыборной программы:
В правительстве Народного фронта ярко выразились некоторые вопросы, приведшие к разногласию в объединении политических сил.
Непопулярность его шагов привела кабинет к отставке. Вот главе нового правительства в июне 1937 года встал радикал Камиль Шотан. Он продержался у руля власти до марта 1938 года.
Остановить фашизм, и начать новую жизнь
К 80-летию Народного фронта во Франции: уроки и наследие
В ряду выдающихся событий политической и социально-экономической истории Франции бурная, хотя и кратковременная, история Народного фронта 1936−1938 годов занимает особое место. Это было время великих потрясений — всемирный экономический кризис, начавшийся «великой депрессией» в США и докатившийся в начале тридцатых до Франции, и поднимающий голову фашизм в Европе — таков исторический фон и одновременно причины возникновения и существования Народного фронта.
Резкое ухудшение жизни французских трудящихся вследствие кризиса, охватившего все главные отрасли промышленности и сельское хозяйство страны, вызвало небывалый рост забастовочного движения, сочетавшегося с такими формами борьбы, как захват рабочими заводов. 12 февраля 1934 года состоялась всеобщая забастовка — первая успешная всеобщая забастовка в истории Франции. К весне 1936 года во Франции бастовало 12 тысяч предприятий с двумя миллионами человек. 3 июня забастовки охватили всю страну, к которым присоединялась фермеры и мелкая буржуазия. Нередко с бастующими солидаризировалась интеллигенция.
К этому же времен отчетливо стала очевидна фашистская опасность. Приход Гитлера к власти в 1933 году и последующие активные действия милитаристской Германии стали поводом для зарождения антифашистского и антивоенного движения во Франции, как и во всей Европе. Состоявшийся в Париже Европейский антифашистский конгресс объединил коммунистов, социалистов и профсоюзные организации. Был создан Национальный комитет борьбы против фашизма и войны, в который вошли писатели Анри Барбюс, Ромен Роллан, Поль Вайян-Кутюрье, известный ученый-физик Поль Ланжевен, один из основателей Французской коммунистической партии Марсель Кашен. Комитет принял Манифест, призывавший к союзу рабочего класса, интеллигенции, средних слоев населения в борьбе против войны и фашизма. По инициативе антифашистского движения по всей Франции проводились митинги и демонстрации.
Международная обстановка благоприятствовала созданию Народного фронта. С одной стороны, улучшились межгосударственные отношения Советского Союза и Франции: в мае 1935 года был подписан франко-советский пакт о военной помощи. С другой стороны, перед лицом фашистской угрозы Коминтерн, и, следовательно, ФКП выработали новую стратегию и тактику, направленную на объединение всех антифашистских сил.
Вскоре был создан Национальный комитет Народного фронта, включавший представителей трех ведущих партий, профсоюзов, общественных организаций. Местные и департаментские комитеты Народного фронта создавались по образцу Национального комитета на паритетных началах. В разработке предвыборной программы Народного фронта приняло участие 98 организаций, и этот документ был результатом компромисса. Параллельно шел процесс сближения двух крупнейших профессиональных союзов Франции. В марте 1936 г. в Тулузе был созван объединительный съезд, который оформил слияние ВКТ и УВКТ в единую организацию, принявшую общее название — Всеобщая конфедерация труда (ВКТ).
Выборы в Палату депутатов (нижнюю палату парламента Франции), состоявшиеся весной 1936 года, принесли победу социалистам, на втором месте оказались представители ФКП, на третьем — радикалы. Было сформировано правительство под руководством Леона Блюма; впервые в истории Франции в него вошли в качестве заместителей министров три женщины, включая выдающегося ученого Ирен Жолио-Кюри). Коммунисты приняли решение не участвовать в правительстве, но поддерживать в парламенте его действия, отвечавшие программе ФКП. Под давлением мощного рабочего движения, не обращая внимания на панику на парижской бирже, правительство Народного фронта действовало чрезвычайно быстро. Уже в начале июня в Матиньонском дворце (резиденции премьер-министра) состоялась встреча представителей профсоюзов и предпринимателей. В результате заключенных соглашений заработная плата на предприятиях выросла на 7−15%, а особо низкая — в несколько раз. В течение лета 1936 года правительство провело через парламент небывалое количество законопроектов — 133.
Рабочая неделя на предприятиях сокращалась с 48 до 40 часов без уменьшения заработной платы. Каждому проработавшему на предприятии не менее одного года гарантировался оплачиваемый двухнедельный отпуск. Были увеличены пенсии бывшим фронтовикам, отменены чрезвычайные декреты, направленные против государственных служащих. Для безработных организовывали общественные работы. Улучшилось также положение и средних слоев населения. Правительство ввело отсрочку платежей по долгам в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Мелкие торговцы получили льготные кредиты. Созданное кабинетом Национальное зерновое бюро осуществляло закупки зерна у крестьян по твердым ценам.
Законодательство Народного фронта в области банков и промышленности явилось первым большим вмешательством государства в экономику страны. Реформа Французского банка поставила его под контроль государства. Центральный банк страны отныне управлялся Генеральным советом, большинство членов которого назначались правительством. Кабинет Блюма объявил о частичной национализации новых отраслей военной промышленности (авиации, танкостроения), полностью национализировал железные дороги и некоторые угольные шахты.
В сфере политики правительство отменило законы, ограничивающие свободу печати, обязалось соблюдать профсоюзные свободы, уважать светский характер школы. Срок обязательного обучения продлевался до 14 лет, выделялись дополнительные ассигнования на развитие образования, науки и культуры. Деятельность фашистских военизированных организаций была запрещена.
Последняя мера имела особое социальное и психологическое значение: трудящиеся получали еще право путешествовать по сниженным ценам. Как сообщают историки, в архиве Блюма сохранилось множество открыток от трудящихся, благодаривших премьер-министра за эту возможность. Летом 1936 года жизнь трудовой части общества менялась к лучшему. Это было время надежд и энтузиазма. Неофициальным гимном Народного фронта стала песня «Впереди жизни», на музыку Д. Д. Шостаковича к советскому фильму «Встречный». Ее оптимистический мотив звучал тем летом на улицах многих французских городов. В стране проходили митинги в поддержку Народного фронта.
Однако правые силы во Франции выступали открыто против политики правительства. Их газеты захлебывались от ненависти, грозили революцией. Выдающийся советский публицист, знаток французской культуры и истории Илья Эренбург писал о страхе, пережитом французской буржуазией в годы Народного фронта, таком страхе, о котором она не забывала никогда. Наступали трудные дни. Как и следовало ожидать, крупные предприниматели организовывали саботаж на производстве и в октябре 1936 года начали борьбу против 40-часовой рабочей недели. «Бегство капиталов» за границу, с которым сталкиваются все левые и левоцентристские правительства, ухудшило финансовое положение страны и заставило правительство прибегнуть к девальвации франка, нивелировавшей достигнутое ранее улучшение жизни трудящихся. Трагедия премьер-министра состояла в том, что он не смог выстоять в этом сражении и начал постепенно, не без внутренней борьбы, отступать от программы Народного фронта. Это лишало его, с одной стороны, поддержки коммунистов и народа, а с другой стороны, усиливало давление входивших в правительство радикалов, недовольных социальной политикой кабинета. Ряды сторонников Народного фронта дрогнули. В феврале 1937 года правительство объявило паузу в реализации программы преобразований. Коммунисты были возмущены этим решением. Но одной из главных причин распада коалиции стал внешнеполитический фактор, а именно начавшаяся летом 1936 года Гражданская война в Испании.
Поднявшийся в этой стране военный мятеж под руководством генерала Франко против законного республиканского правительства был открыто поддержан фашистскими государствами Европы — Германией, Италией и Португалией. Они предоставили Франко вооружение и инструкторов, а затем послали в Испанию свои войска. ФКП выступила в поддержку законного испанского правительства и предложила кабинету Блюма оказать ему возможную помощь. Однако премьер-министр отказался от такой идеи. В августе 1936 года под давлением Великобритании, Блюм провозгласил политику «невмешательства» по отношению к Испании. Тем не менее тысячи французов — представители интеллигенции и простого народа горячо поддержали испанскую республику. Вместе с коммунистами в ее защиту выступили многие представители других политических партий Франции, а также писатели Ромен Роллан, Антуан де Сент-Экзюпери, Андре Мальро, ученые Поль Ланжевен и Фредерик Жолио-Кюри. Французы собрали в фонд помощи республиканской Испании свыше 100 млн франков, 8,5 тысяч французских добровольцев сражались в интернациональных бригадах.
Следующие два правительства возглавил правый радикал Камиль Шотан (июнь 1937 г. — январь 1938 г. и январь — март 1938 г.). Первый кабинет Шотана состоял из социалистов и радикалов, во второй социалисты уже не вошли. Начался постепенный отказ от многих завоеваний Народного фронта, новая девальвация франка, обнищание рабочих, забастовки.
В апреле 1938 г. было сформировано очередное правительство во главе с радикалом Даладье, которое открыто выступило против программы преобразований. Партия радикалов заявила о выходе из Народного фронта. В ноябре 1938 г. правительство Даладье одобрило чрезвычайные декреты, в соответствии с которыми были увеличены налоги, отменена 40-часовая рабочая неделя. Рабочий класс и компартия, а также социалисты повели борьбу за сохранение Народного фронта. 30 ноября 1938 г. была проведена 24-часовая всеобщая забастовка, в ней участвовало 4 млн. рабочих. Правительство ответило введением чрезвычайного положения. Наступали другие времена.
Величественная эпопея Народного фронта навсегда вошла в летопись борьбы французских трудящихся, «как сопротивление народа, который позволил Франции тридцатых годов предложить другой путь для Европы и сдержать фашизм!» (Жан-Люк Меланшон). Не случайно на грандиозном меж профсоюзном митинге в Париже 6 июля этого года, заключавшем период ожесточенной борьбы с правительственным законопроектом Трудового кодекса, лидер ведущего профсоюза страны — ВКТ Филипп Мартинез подчеркнул, что те оплачиваемые отпуска, в которые пойдут летом 2016 года французские трудящиеся, являются одним из главных социальных завоеваний Народного фронта.
§ 7. Сопротивление фашизму. Народный фронт во Франции
В годы кризиса во Франции обострилась политическая нестабильность, стала стремительно нарастать фашистская опасность. В 1932 г. возникла фашистская партия «Французская солидарность», ставившая своей целью «борьбу с социализмом и коммунизмом». В 1933 г. был создан союз французских фашистов «франсисты». Активно действовали и другие фашистские организации («Огненные кресты», «Французское действие»). Все эти организации добивались создания массовой базы фашистского движения в стране. Крупный капитал, оказывая поддержку фашистским организациям, рассчитывал
ликвидировать парламентский строй и установить реакционно-диктаторскую власть. Однако победа «левого блока» на выборах 1932 г. явилась первым серьезным ударом по замыслам фашиствующей реакции.
Политическая нестабильность проявилась во Франции в своего рода министерской чехарде. В 1931-1932 г. в стране сменилось 7 кабинетов. Правительственные кабинеты коалиции левоцентристских партий не имели прочной опоры в парламенте. На фоне нового витка экономического кризиса началась быстрая поляризация политических сил. На арену вступил французский фашизм. Фашистские организации, вдохновленные приходом Гитлера к власти в Германии, продолжали борьбу за установление своей диктатуры во Франции. Они использовали нерешительность правительств «левого блока», непоследовательность их политики.
Во Франции, стране «старого капитализма» с демократическими традициями и устойчивой системой социальной психологии, сложившейся в ходе длительной, эволюционной модернизации общества, фашизм не имел таких глубоких исторических предпосылок, как в Германии, Австрии, Италии, Испании.
В силу своей внутренней слабости французский фашизм не мог претендовать на самостоятельную политическую роль. Единственным реальным выступлением фашистов стала демонстрация их отрядов 6 февраля 1934 г. в Париже в знак протеста против коррупции среди государственных чиновников. Демонстрация была легко разогнана силами полиции. Деятельность экстремистских, националистических групп воспринималась французской демократической общественностью с большой тревогой. Активность фашистов стала важным фактором для консолидации всех левых сил.
Инициативу в объединении антифашистских сил проявили коммунисты. 12 февраля 1934 г. в Париже состоялась всеобщая политическая забастовка, носившая антифашистский характер. Она была отмечена единством действий трудящихся различной профсоюзной и партийной принадлежности. Так, в
ходе отпора фашистской опасности зародилась новая форма борьбы: рабочий и Народный фронт. Между компартией и социалистической партией 27 июля 1934 г. был подписан пакт о единстве действий в борьбе с опасностью фашизма.
Активизация фашизма на международной арене и внутри страны побудила демократические силы Франции идти на сближение с Советским Союзом. Министр иностранных дел Франции Барту стал предпринимать шаги для обеспечения безопасности Франции, но фашисты в 1934 г. убили его.
Новый Министр иностранных дел Лаваль, известный профашистскими настроениями, под давлением демократической общественности пошел на подписание в мае 1935 г. договора о взаимной помощи с Советским Союзом.
Усложнение международной обстановки в связи с ростом опасности фашизма и войны активизировало антифашистски настроенные массы Франции.
В целом программа носила общедемократический, антифашистский, антивоенный характер. Руководствуясь ею, партии Народного фронта решили бороться за победу на очередных парламентских выборах.
Замечательным успехом движения Народного фронта стала его победа на выборах в палату депутатов в апреле-мае 1936 г. Кандидаты фронта получили 5,5 млн. голосов, или 56,6% от общего числа. 7 июля 1936 г. социалисты и радикалы сформировали первое правительство Народного фронта. Его возглавил Леон Блюм. Компартия заявила о своей поддержке правительству в случае осуществления им программы Народного фронта.
Вскоре после победы Народного фронта были проведены в жизнь некоторые демократические и социальные мероприятия. На 15% повышена заработная плата рабочим, увеличены пенсионные выплаты, ликвидирован налог на пенсии фронтовиков и пособия по безработице. Были осуществлены частичная национализация военной промышленности, реформа Французского банка (все управление перешло к государственным
чиновникам), выделены средства на общественные работы, запрещены фашистские организации.
Однако буржуазная реакция всячески саботировала эти мероприятия правительства Народного фронта, поддерживала фашистские организации. Монополисты повышали цены, чтобы не увеличивать заработную плату. Правительство Блюма отказалось от проведения предлагаемой коммунистами реформы налоговой системы. В международных делах Блюм выступал инициатором политики «невмешательства», которая на деле означала поощрение фашистских агрессоров, в частности, в их интервенции против Испанской республики.
Правительство радикала Шотана активизировало саботаж мероприятий Народного фронта. Оно отказалось запретить фашистские организации, принимало суровые меры в отношении бастующих рабочих. Под давлением финансовой олигархии Шотан потребовал ликвидации некоторых завоеваний Народного фронта (40-часовая рабочая неделя, социальное страхование). Понимая, что он не получит поддержки, Шотан ушел в отставку в марте 1938 г.
В апреле 1938 г. было сформировано правительство во главе с радикалом Даладье, которое выступило против программы Народного фронта. Партия радикалов заявила о выходе из Народного фронта. В ноябре 1938 г. правительство Даладье одобрило чрезвычайные декреты, в соответствии с которыми были увеличены налоги, отменена 40-часовая рабочая неделя.
Рабочий класс и компартия, социалисты повели борьбу за сохранение Народного фронта. 30 ноября 1938 г. была проведена 24-часовая всеобщая забастовка (участвовали 4 млн. рабочих). Правительство ответило на это введением чрезвычайного положения. Начались массовые увольнения рабочих и служащих, неугодных властям и предпринимателям.
Во внешней политике Франции в этот период еще сильнее проявились черты капитулянства перед международной реакцией и фашизмом. Правительство Франции попустительствовало германской агрессии, захвату Германией Австрии и Чехословакии. Участие Даладье в подписании мюнхенского соглашения означало разрыв договоров с Чехословакией и Советским Союзом. 6 декабря 1938 г. Франция и Германия подписали декларацию, которая являлась своего рода «пактом о ненападении» и давала возможность германским фашистам
сосредоточить свои силы на подготовке агрессии против СССР. В феврале 1939 г. представитель Франции Берар подписал соглашение с Франко, в соответствии с которым Франция передавала испанскому фашистскому диктатору республиканский флот, вооружение и снаряжение интернированных бойцов республиканской армии, а также золотой запас испанского республиканского правительства, хранившийся в сейфах Французского банка.
Так правящие круги Франции совершили предательство в отношении антифашистской борьбы внутри страны и на международной арене. Реакционные империалистические круги Франции пытались направить германо-французскую агрессию на Восток, против СССР.
Несмотря на это, движение Народного фронта во Франции имело большое историческое и международное значение. Оно помешало установлению фашистской диктатуры в стране и заложило основы для антифашистского движения Сопротивления в годы второй мировой войны.
Угроза фашизма и Народный фронт во Франции [§12 п.4 Загладин]
Фашистское движение во Франции отличалось от германского национал-социализма и итальянского фашизма.
Выборы в парламент 1932 г. не дали перевеса ни одной из партий. Началось чередование у власти политических лидеров, которые не имели прочной поддержки в парламенте.
Поводом для фашистских выступлений в Париже в январе-феврале 1934 г. стал скандал, вызванный разоблачением коррупции в государственном аппарате. 6 февраля около 20 тыс. фашистов устроили демонстрацию в Париже, разогнанную полицией. У властей возникли опасения, что они намерены захватить парламент и установить диктатуру.
Коммунисты и социалисты в 1934 г. пошли на создание единого фронта антифашистских сил, подписав пакт о единстве действий в борьбе с фашистской угрозой. Итогом пакта стала не только организация митингов и манифестаций в защиту демократии, но и принятие под давлением левых партий в 1935 г. закона, запретившего деятельность военизированных фашистских организаций. Накануне парламентских выборов 1936 г. была выдвинута единая программа Народного фронта, поддержанная коммунистами, социалистами и партией радикалов. В ней концентрировалось внимание на решении конкретных социальных задач.
На выборах 1936 г. партии Народного фронта одержали убедительную победу, получив 5421 тыс. голосов против 4233 тыс. у правых партий.
Фотография 8.Антифашистская демонстрация в Париже
Лидер социалистов, партии, имевшей наибольшее число мест в парламенте, Л. Блюм, возглавил правительство Народного фронта. Действуя в рамках принятой совместной программы, правительство:
В начале 1937 г. Народный фронт столкнулся с серьезными трудностями.
Попытку правительства добиться предоставления ему чрезвычайных полномочий для преодоления им же вызванного кризиса отвергла верхняя палата парламента. Л. Блюм отказался от предложения коммунистов обратиться к массам за поддержкой и выйти, таким образом, за рамки конституционного строя и подал в отставку.
В 1938 г. Народный фронт распался окончательно. Ставший премьер-министром радикалЭ. Даладье провозгласил создание правительства национальной обороны и добился чрезвычайных полномочий:
Меры оказались достаточно эффективными. Впервые за 1930-е гг. Франция достигла докризисного уровня производства.
Экономический провал политики Народного фронта был обусловлен тем, что левые партии, особенно коммунисты, рассматривали активизацию социальной политики как политическую, а не экономическую задачу. Они мыслили не категориями подъема национальной экономики, а исходили из классового принципа «пусть платят богатые».
Опыт Народного фронта показал, что взаимодействие левых сил, способных организовать массовые выступления трудящихся в защиту демократии, может предотвратить установление фашистской диктатуры. Оно даже в ситуации политического кризиса и слабости правительства не является фатально неизбежным.
Планы выхода из экономических и политических кризисов каждая из стран разрабатывает по-разному. В начале прошлого века на старте строительства коммунизма при сплошной безработице в городах большевики дождались изречения тогдашних юмористов: «Когда погасла последняя лампочка, был разработан план ГОЭЛРО». Этим планом из национальной экономики выделено транспортно-энергетический каркас всей территории страны (развитие энергетики и промышленных предприятий, которые связаны с ней, с учетом территориального размещения природных полезных ископаемых и тому подобное). Было также запланировано создать и присоединить к этому каркасу такие отрасли, как тракторная, автомобильная промышленности, станкостроение, химия, сельгозмашиностроение, авиация и тому подобное. Однако реализация плана ГОЭЛРО с его гигантоманией, как отмечает российский ученый доктор технических наук, профессор Б.И. Кудрин, способствовали закрытию 250 царских станций общественного пользования, 6000 частных электростанций, а во время раскулачивания и ликвидации НЭПа было уничтожено около одного миллиона разного рода источников энергии, включая малые ГЭС и 830 тыс. ветряных мельниц. Это все те же альтернативные источники энергии, использование которых сейчас растет большими темпами во многих странах мира.
• Остальные страны мира в период Великой депрессии 1929—1933 гг. не ждали, когда погаснет последняя лампочка и появится массовая безработица, точнее — им не позволили забастовщики с многотысячными «голодными походами» к правительствам и тому подобное. И все же уровень безработицы в период Великой депрессии в США достиг 25% (15 млн безработных, а в 32 развитых странах — 30 млн), в некоторых странах Европы — 33% (в индустриальных регионах Англии, например, отдельных городах северного востока после остановки работы промышленных предприятий — до 70%).
В условиях кризиса новый президент США Ф. Рузвельт, осуществляя реформы в соответствии с «Новым курсом», в первую очередь направил все усилия на «забытого человека» — полностью ликвидировать безработицу. Были приняты законы о восстановлении национальной промышленности и о регуляции сельского хозяйства как инструментах государственного контроля над экономикой страны. Согласно им регламентировались порядки взыскания и расходования налогов для финансирования организации общественных работ и выплаты помощи по безработице. Соответственно, конгрессом США была создана Администрация общественных работ для управления проведением дорожного строительства, возведением гигантских плотин, сооружением автострад, аэродромов, мостов, гаваней и тому подобное. На выполнении этих работ работало 5 млн человек, а остальные безработные получали помощь по безработице и тому подобное. Также были разработаны и приняты кодексы честной конкуренции в отраслях экономики (регламентировались объемы производства, уровень заработной платы, рынки сбыта, цены на продукцию и тому подобное). То есть, согласовывались движение технологических ресурсов и готовой продукции, а также финансов на цепи «производство-реализация».
• Был также принят Закон «О регуляции сельского хозяйства» (в 1933 г.), который направлен на преодоление кризиса перепроизводства и поддержку цен на сельскохозяйственные товары. За счет осуществленной эмиссии казначейских билетов и государственных акций (3 млрд долл.) фермеры получили дешевые кредиты (2 млрд долл.), что уменьшило аукционную продажу обанкротившихся фермерских хозяйств (разорилось почти 10% всех ферм из-за неуплаты долгов и тому подобное).
То есть, все мероприятия «Нового курса» были направлены на перезапуск экономики США. При этом на старте реформы была увеличена максимальная налоговая ставка от 25 до 63 %, как мера накопления финансовых ресурсов для общественных работ. К сожалению, наших владельцев агрохолдингов устраивает налог в размере 6—10 грн за 1 гектар земель, который был установлен для поддержки мелкого и среднего бизнеса в аграрной сфере.
• В соответствии с данными отечественной статистики, уровень безработицы в работоспособном возрасте в целом по Украине в 2013 г. составлял лишь 7,7%, а в Донецкой и Луганской областях — соответственно 8,2 (165,5 тыс. человек) и 6,7% (66,3 тыс. человек). Какой у нас кризис? Общество постоянного и безграничного процветания! Численность сельского населения в 2013 г. составляла 740 тыс. человек, занятых — 355 тыс. (в т.ч. около 2 тыс. фермеров), а наемных работников в сельском хозяйстве — 43 тыс. человек. Что такое занятый? За рубежом относят к занятым тех, кто получает плату за свою занятость в размерах, обеспечивающих достойную жизнь семье. Все остальные виды труда — хобби. Сколько занятых, точнее, тех, кто получает достойную зарплату за свою работу, в сельском хозяйстве Донецкой или Луганской областей? Ведь из-за проблем с отсутствием справедливости в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию (отсутствие для мелких хозяйств цивилизованных рынков сбыта с соответствующей справедливой ценой) свои паи их владельцы (по статистике — занятые) сдали в аренду агрохолдингам. Такой вопрос можно задать и по отношению почти ко всем остальным областям.
• В кризисных условиях 1929—1933 гг. многие страны мира стали применять планирование как метод государственной регуляции экономики. В Германии еще в 1932 г. был разработан индикативный план, задачей которого стояла борьба с безработицей и обеспечение занятости населения. А после второй мировой войны стали планировать развитие экономики практически все государства (Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Мексика, Индия, Южная Корея, Малайзия, Тайвань и др.). Основная идея индикативного планирования — не директивное планирование на государственном уровне с помощью определенных целей развития производства (основных задач) и финансовых преференций со стороны государства для тех фирм, которые дадут согласие выполнять этот план. Индикативный план выступает в качестве долгосрочного координатора использования государственных ресурсов, которые необходимы для восстановления экономики, ее модернизации, реконструкции и создания современных отраслей производства. За годы развития национальных экономик задачи расширялись и усложнялись, а методы индикативного планирования совершенствовались. Кроме обеспечения пропорционального экономического роста, равновесия внешне торгового баланса на повестку дня вставали задачи по решению социальных проблем и обеспечению полной занятости как основы разработки планов (проектов) социально-экономического развития регионов и тому подобное.
• В процессе индикативного планирования страны стали использовать математические методы. На первых этапах планирования — система национальных счетов. С первыми успехами в экономике, которые связаны с индикативным планированием, методология усложнялась. Система национальных счетов стала дополняться межотраслевым балансом (показывает структуру экономики и технологические связи), сводной таблицей финансовых операций (показывает структуру финансового рынка, финансовых ресурсов и в целом экономический оборот — оборотная ведомость) и национальной балансовой таблицей (финансовый баланс на начало или конец года). В такой системе координат методов анализа и планирования видно систему причинно-следственных связей в национальной экономике и все основные закономерности поведения хозяйственных единиц, включая уплату налогов. И до сих пор имеет место эволюция математического инструментария индикативного планирования. Главная особенность процесса такого планирования — все население стран через открытость (телефон, интернет, прессу, телевидение и тому подобное) принимает участие даже на предварительных этапах разработки долгосрочных, среднесрочных и годовых планов и всем известные намерения и показатели планов социально-экономического развития страны.
• В преамбуле проекта «Программы создания рабочих мест и стабилизации занятости в Донецкой и Луганской областях на период до 2017 г.» отмечается, что в отдельных городах региона полностью остановили работу промышленные предприятия, а в целом за 5 месяцев 2014 г. объемы производства сократились более чем на 30% в текстильной отрасли, производстве химических веществ и химической продукции, резиновых и пластмассовых изделий, другой неметаллической минеральной продукции машиностроении. Выросла, соответственно, безработица.
• Основная проблема Украины заключается в том, сможет ли наше правительство сформировать коллектив экспертов (не чиновников), отраслевых технологов, специалистов по моделированию и планированию технико-технологических и социально-экономических процессов с тем, чтобы разработать индикативные планы, в которых будут понятные ориентиры для менеджеров государственных и частных предприятий и вызовут бизнес-интерес на долгосрочную перспективу? Сможем ли установить приоритет в модернизации и возобновлении в стране, в первую очередь на Донбассе, предприятий или отраслей, функционирование которых даст наибольший толчок для развития всей экономики? Будет ли смелость установить контроль над ценами, как это делали страны мира даже в кризисных ситуациях (не только в период войны), и сказать доморощенным бизнесменам, что устанавливается, например, на пшеницу одинаковая для всех цена, а не в 1,5—10 раз ниже для отдельных незащищенных чиновниками групп сельскохозяйственных предприятий? Или вспомним об основной части населения, которое в нормальных рыночных условиях могло бы организовать мелкий и средний бизнес? Многие страны мира согласно мероприятиям индикативных планов резервируют для них отдельные отрасли национальной экономики, обеспечивают кредитом, производственной инфраструктурой, дефицитным сырьем, упрощают доступ к кредиту и капиталу на финансовых рынках, развивают сеть магазинов и способствуют сбыту продукции, строят производственные помещения и сдают их в аренду, как это делает Турция, Индия и тому подобное. И все плановые расчеты находятся под зонтом сбалансированного и эффективного распределения и использования ресурсов каждой страны. Сведем ли мы планы развития каждой области, которые сейчас разрабатываются (или делаются попытки) без какой-либо методологии сбора информации, ее анализа, формирования главных целей развития регионов, к общегосударственному виденью вектора стратегии экономического движения? Что будем делать с кучей разнообразных цифр, которые поступят из каждой области, ведь основным элементом областных планов вместо оптимизации использования ресурсов, включая трудовые, будет требование предоставить огромные бюджетные средства? Сумеем ли мы увязать регионы и отдельные отрасли наиболее оптимальными потоками готовой продукции, технологических и финансовых ресурсов? Круг вопросов можно продолжить, но вывод понятный — необходимо срочно находить тех специалистов (вместе с бизнесменами, технологами, специалистами по математическому моделированию), которые сформулируют наиболее рациональные стратегические целые страны и разработают проекты и программы (которые связаны с конкретными объектами) их эффективного достижения. При этом решение проблемы занятости населения будет стоять на первом месте. Только тогда мы сумеем задать наиболее оптимальный вектор стратегического развития экономики страны и достигнем такого желанного социально-экономического равновесия, как в стране, так и в отдельных регионах.
После поражения в Первой мировой войне Версальский договор 1919-го года обязал Германию платить такие суммы денег в качестве «возмещения потерь», которые препятствовали бы нормальной жизни любой страны. Решая эту проблему, немецкое правительство начало печатать банкноты, что привело к «гиперинфляции» [3]. Стоимость рейхсмарки резко упала. Если в 1913-1915 гг. немецкая марка котировалась на уровне четырех к одному доллару, то в 1917 и 1918 гг. она упала до 6:1. Затем положение начало стремительно ухудшаться, от 20 рейхсмарок к доллару в 1919, до 63 в 1920 и 105 к одному доллару в 1921. Потом курс марки подскочил до 1886 марок за доллар в 1922 году, и, наконец, до астрономической величины в 525 миллиардов марок за один доллар в 1923 г. Цена газеты, стоившей в Германии в январе 1921 года меньше, чем марки, через 2 года составляла 70 млн. немецких марок [4].
Однако уже в 1924-1925 гг. в Германии началось постепенное улучшение экономической конъюнктуры. До ноября 1929 года Германия использовала для инвестиций преимущественно краткосрочные иностранные займы. Кредиты брались частными банками и муниципалитетами и зачастую тратились непродуманно, хотя промышленность и оправилась. Такое положение сохранялось вплоть до 1929 года.
КАК ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ УДАРИЛА ПО ГЕРМАНИИ
Мировой экономический кризис, начавшийся осенью 1929 г., особую остроту приобрел в Германии. Однако, на самом деле, признаки экономического кризиса появились в Германии ещё в начале 1929 года, когда впервые безработица перешагнула за 3 млн. [6]. К середине 1929 года рост промышленного производства прекратился.
В течение 1930 г. кризис усилился. В марте 1930 года безработица составила 3 млн. человек, а число частично безработных достигло уровня 2,9 млн. В ноябре 1931 года число безработных достигло 5 млн. К средине 1930 г. что-то удалось сделать, но число безработных вновь превысило 3 млн. В 1931 г. 4,5, а в сентябре 1932 г. 5 млн. (хотя статистика в начале года давала 6 млн., и жизнь 15/20 млн. человек зависела от пособия по безработице.
В 1930 г. особенно плачевным было состояние в сельском хозяйстве Восточной Германии, в частности в Восточной Пруссии. 18 марта 1930 г. президент Германии Гинденбург просил у Рейхстага помощь для сельского хозяйства Восточных областей. Эту помощь он выдвинул в качестве условия своего подписания плана Юнга. Поэтому правительство разработало проект аграрной программы, обеспечивающей более высокие тарифы и меры по контролю и защите от импорта. В марте 1930 года был найден компромисс и решение было временно отложено. В конце концов, Рейхстаг ратифицировал план Юнга [9].
В начале 1931 г. в мире начались попытки прекратить экономическую войну всех против всех путем заключения торговых соглашений и устранения таможенных тарифов. Но когда Германия и Австрия заключили таможенное соглашение, французские банки немедленно предъявили в Германии и Австрии к оплате свои краткосрочные векселя, вызвав в этих странах гигантскую волну банкротств. Когда 20 июля 1931 года президент США Гувер предложил отсрочить репарационные платежи на год. Франция стала оттягивать переговоры. [10]. Осенью 1931 года промышленный кризис в Германии осложнился финансовым кризисом, который парализовал всю кредитную систему.
28 марта 1932 г. правительством Германии был предложен ряд дополнительных проектов общественных работ, введение добровольной трудовой повинности, широкомасштабной программы ремонтных и восстановительных работ, которые стимулировались налоговыми льготами. Владельцам предприятий гарантировались налоговые льготы на наём дополнительных рабочих. Чтобы увеличить занятость было предложено снизить зарплаты. 4 ноября 1932 г. был опубликован экономический декрет. Была продолжена экономическая защита от иностранной конкуренции. Правительство Германии хотело разделить крупные юнкерские хозяйства, те, которые постоянная правительственная помощь не смогла сделать платежеспособными. Обанкротившиеся поместья следовало разбить на мелкие фермы и передать безработным поселенцам. Это могло обеспечить землей 600000 человек. Для проведения акции были доступны изрядные суммы, позволявшие выкупить земли и финансировать их раздел на маленькие фермы. Но это решение не прошло [9].
В 1932 г. во Франции к власти пришло левое большинство, что привело к тому, что в 1932 г. на конференции в Лозанне (Швейцария) все репарационные долги Германии были прощены за исключением одной завершающей суммы в 715 млн. долларов (1 доллар равен 4,2 марки).Были опубликованы декреты, снизившие налоговое бремя промышленных предприятий, чтобы стимулировать расширение производства и одновременно урезавшие и без того жалкие выплаты безработных. Пруссии выделили 100 млрд. марок (1 доллар равен 4,2 марки).
Летом 1932 г. в Германии появились экономического роста. В конце же 1932 года начался выраженный процесс экономического роста. Экономическое возрождение шло медленно. Меры по стимуляции исх. встретили сопротивление землевладельцев. Часть денег были разворованы. Снижение социальной помощи вызвало волну забастовок. В январе 1933 года кабинет Шлейхера предложил даже национализировать угледобычу и металлургию [9].
Все это время в 1929-1932 гг. в Германии постоянно проходили выборы за выборами и менялись правительства, что порядком поднадоело бюргерам.
ЧТО ПОЛУЧИЛ ГИТЛЕР В НАСЛЕДСТВО ОТ ДЕМОКРАТОВ
Придя к власти в 1933 году, Гитлер получил печальное наследство: 6 млн. безработных и страну в экономической разрухе. Надо было срочно спасать положение.
БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Лидеры нацистов считали, что депрессия вызвана слишком высоким уровнем потребления и недостаточным инвестированием в индустрию, а полная занятость может быть восстановлена только в том случае, если увеличить долю национального дохода, которая не будет потребляться. Поэтому для ликвидации депрессии было решено снизить потребление. При этом с точки зрения нацизма, все инвестиции, которые не были направлены на воспроизводство рабочей силы, являлись экономически не оправданными [11].
Хотя политика общественных работ была начата ещё до Гитлера, но она была продолжена. Была принята программа широкого строительства Реинхардта. Если в 1933 году в Германии в строительстве было задействовано 660 тыс. рабочих, то в 1936 году их стало 2200 тыс. Особенно быстро строились автодороги [12]. Большой толчок дал стране проект «Имперский автобан», который, кстати, имел инфраструктурное значение, а не военное (основной военно-грузовой поток во время обеих войн все равно шел по рельсам) [3].
Чтобы прекратить классовую борьбу в Германии, нацисты ликвидировали независимые профсоюзы рабочих [3]. В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи «особого государственно-политического значения». Все права трудящихся аннулировались. Нацисты запретили не только профсоюзы, но и забастовки. Рабочим не только было запрещено бастовать, но они должны были работать столько часов, сколько им скажут. Как солдаты, они практически не могли сменить место работы, переехать из одного города в другой, покинуть страну. На основании Закона «О порядке национального труда» 1934 г. и других нормативных актов предпринимателям предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль «беспристрастного посредника» между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из числа крупных предпринимателей «опекунов труда».
Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда. Было ликвидировано право увольняться. Можно было сменить работу только при наличии согласия прежнего работодателя. А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время [12]. Отмечу, что больше всего выиграли от ликвидации безработицы именно неквалифицированные и малоквалифицированные работники, которые первыми получили преимущество от восстановления занятости.
Используя эти малопопулярные меры, лидерам Третьего рейха удалось через год правления сократить число безработных вдвое, а к 1936 году в некоторых отраслях промышленности даже добиться полной занятости. После массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня немецкий народ приветствовал усилия нацистов по снижению безработицы [3].
Долгое время считалось, что было снижено в основном потребление рабочего класса. Это не так. В целом, индустриальные рабочие почти не снизили своих доходов в Германии. Но они не получили прибавки от увеличенной промышленной активности. Перед войной уже почти нигде не было либерального восьмичасового рабочего дня. 58–65 часовая рабочая неделя стала почти нормой [3]. Рабочие Германии стали работать дольше за ту же самую зарплату [11]. В период с 1933 по 1938 год реальная зарплата снизилась на 25% [12].
На самом деле, с момента завоевания власти фашистами другие классы Германии снизили потребление существенно больше, чем рабочие. Средний класс так называемых профессионалов снизил потребление на 60%. Перед приходом к власти Гитлера годовой доход среднего врача был 9000 марок, а в 1939 году – 6000 марок. Все, что было выше, доктора должны были отдавать (так ожидалось от них) в фонд партии. Ожидалось, что высококвалифицированный персонал и все старшие служащие будут отдавать 15% их зарплаты. Большая часть промышленников и бизнесменов поступали также. Добровольные» пожертвования в партийные фонды существенно снизили их реальные доходы. Более того, добровольные пожертвования, предписываемые сверху постоянно росли. Индивидуальный вклад индивидуальных предпринимателей мог доходить до 40% от их общей прибыли.
Сходные требования адресовались врачам. Средний доход юриста уменьшился на 35%. Его налоги и пожертвования возросли на 60% и составили 40% от его дохода. Держатели мелких магазинов были превращены в плохо оплачиваемых государственных служащих. Их доход был фиксирован независимо от инвестирования капитала и прибыли. Вопреки общепринятому мнению в Германии при экспроприации имущества евреев и католической церкви их собственность не передавалась другим предпринимателям, а инвестировалась в военную индустрию [11].
С другой стороны, покупательная способность высших и средних классов в Германии снизилась очень резко также из-за того, что продукты, потребляемые низшими классами были в изобилии и дешевы, высококачественные же товары в недостатке и очень дороги. В Германии большая часть высококачественных товаров могла быть куплена только в магазине, к которому данный человек приписан, и только в ограниченных количествах, которые были одинаковы для каждого [11].
Были повышены налоги на высшие и средние классы. В целом, при нацистах жизненные стандарты упали на 20% с 1932 года. В 1939 году гитлеровское правительство считало, что жизненные стандарты должны упасть еще на 60% пока не будет достигнут уровень жизни низших классов [11].
ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Когда Гитлер стал Канцлером, он первым делом собрал руководителей ведущих промышленных предприятий Германии и сообщил им, что раз они действуют в рамках корпоративной экономики, то будут подчиняться требованиям Рейха. Однако он заверил промышленников, что не собирается покушаться на их частную собственность и готов с ними сотрудничать с обоюдной выгодой [3].
24 марта 1933 г. рейхстаг принял Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства», на основании которого правительство получило законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета.
Предприниматель уже не имел больше полной свободы. Он должен был подчиняться приказам, идущим от государства, даже если они не соответствовали его персональным или экономическим интересам. Он должен был выполнять интерес только всей социальной армии в целом. Нередко промышленность получала приказы без всякого предварительного консультирования с ними. Только для исполнения. Например, когда рабочих послали на строительство фортификационных сооружений летом 1938 года, предприниматели не только были обязаны платить им зарплаты, но и держать их рабочие места [11].
Предприниматели должны были предоставить свою собственность туда, куда укажет правительство. Другими словами, право владения собственностью было существенно редуцировано в пользу государств. Предприниматель не мог ни нанять, ни уволить рабочего без разрешения правительства. Он не мог переманить наемного работника у своего конкурента. Цены, по которым он продавал свою продукцию, были фиксированы. Промышленникам просто говорилось, что производить и по какой цене [11].
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Следующей мерой Гитлера по борьбе с кризисом стала централизация и планирование экономики, при которой все решения оказались замкнутыми на Гитлера. В гитлеровской Германии принципы прибыльности сочетались с принципами выполнения планов. Закон от 27 февраля 1934 года жестко установил, что предпринимательские союзы всецело подчиняются министерству экономики. Собственники, хозяева предприятий и банков объявлялись служащими государства, полновластными руководителями, вождями своих коллективов. Крупнейших капиталистов нацистская верхушка назначила на руководящие посты в государственном аппарате. Им предоставили должности, связанные с регулированием экономики.
Таким образом, в стране практически провели своеобразную национализацию, огосударствление хозяйства, придав правящему классу корпоративно-элитарный характер [11]. Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволил установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала.
В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе его встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.
Бюрократия стала наиболее властным классом. Возник этого гигантский привилегированного класс бюрократов числом в 2.5 млн.: надсмотрщиков, секретарей партии, деятелей трудового фронта и крестьянского фронта. Стоимость содержания этого бюрократического аппарата доходила до 25% от затрат в промышленности [11].
Фермы стали неотчуждаемыми, поэтому они не могли быть разделены, проданы или заложены. Фермер должен оставаться на своей ферме. Он не мог ее покинуть или обменять на другую. Фермер должен был производить то, что ему скажут. Он попадал под суд, если не следовал инструкциям. Он должен продавать свои продукты армии и государству по тем ценам, по каким ему скажет правительство. То есть он тоже терял свою экономическую независимость [11].
Для того чтобы достичь максимальной продуктивности и эффективности сельского хозяйства было оно было объединено и индустриализировано. В сельском хозяйстве на базе независимых фермеров и крупных землевладельцев были созданы индустриально организации, чтобы обеспечить требование производства высококачественных товаров для экспорта и внутреннего потребления на базе дешевых импортируемых кормового зерна. Часть фермеров были преобразована в зерновые фабрики, которые производили низкокачественные продукты типа ржи, картофеля, сахарной свеклы. Индустриализация сельского хозяйства была проведена под лозунгом военной самоизоляции. Массовое производство сельскохозяйственной продукции было необходимо, чтобы иметь его во время блокады поставок во время войны [11].
Экономическая эффективность мелких фермеров была невелика и мешала развитию индустриального сельского хозяйства, поэтому Германия ввела индустриальные методы в сельском хозяйстве. В южной Германии возникли своеобразные организации по производству с/х продукции, похожие на советские колхозы. Там сохранялось частное владение фермерской землей, но они должны были использовать механизированные и трудосберегающие методы работы. Государство использовало фермеров так же, как безземельных наемных работников в с/х фабриках, принадлежащих государству. Зерновые фабрики были созданы в Восточной Пруссии, где крупные землевладений были экспроприированы (с компенсацией или без) и уволенные в запас профессиональные солдаты были на них поселены. Формально эти солдаты имели землю как независимые землевладельцы. В действительности, они были наемными работниками, выполнявшими приказы правительства [11].
Для укрепления патриотизма использовалась пропаганда. Радио и газеты постоянно трезвонили, о том, что фермеры постоянно вели баталии. Фермеру внушали, что он находится среди первых солдатом третьего рейха, который служит биологических хребтом расы. Для аграрного сословия. Эта псевдовоенная функция играла роль неэкономического стимулирования
стало одни из источников капитала для инвестиций. Более чем 1/2 национального дохода накапливалось [11].
Фашистская экономика стала дефляционной. Число кредитов очень уменьшилось из-за их централизации и контроля. Все частные заимствования на рынке капитала были запрещены. Оборот денег снизился и экономика стала малоэмиссионной. Резкое увеличение производства вело к снижению цен. К сожалению, я не нашел подробного описания того, как работал банк Гитлеровской Германии.
Снижение потребления и добровольные пожертвования дали 10% от капитала, пошедшего на инвестиции [11]. Гитлеру помогли страны Запада. В качестве своеобразной платы за экономическую и политическую стабильность в Европе, в рамках плана Дауэса, страны-победители предоставили своему бывшему противнику Германии крупные займы.
Незаменимые импортируемые материалы представляли все большую проблемы для фашистской экономики, которая постоянно сокращала производство товаров высокого качества в пользу вооружений. Импорт должен оплачиваться экспортными товарами. Из-за падения цен на готовую продукцию и роста цен на сырье Германия столкнулась с трудностями в поддержании торгового баланса. Ситуация в Германии стала похожей на ситуацию для стран, где имеется монокультура или экспортируется только сырье. Когда падают цены на экспортируемые товары низкой степени переработки, то для того чтобы покрыть импорт приходится экспортировать все больше и больше монопродукта, а это ведет к еще большему падению цен на него. Круг замыкается. В 1939 году общий импорт Германии снизился совсем не намного. Но хотя перед Гитлером около 2/3 импорта было использовано на потребление, а оставшаяся часть на производство более ценных товаров на экспорт. Например, импорт кормового зерна шел на производство мяса, которое затем экспортировалось. Если перед 1933 годом около 35% фуражного зерна приходилось импортировать. В 1939 году импорт фуражного зерна был прекращен и вся валюта брошена на импорт материалов военного значения. Поставки же немецкого фуражного зерна владельцам частных коров продолжают падать, несмотря на увеличение его общей продукции на 20-30%. Это привело к такому состоянию, при котором коровы почти голодали [11].
Несмотря на свои потуги в развитии аграрного сектора, Германии пришлось все-таки импортировать пятую часть сельхозпродукции (зерно, растительный жир, мясо, масло). Импорт огромного количества сырья здорово опустошил золотовалютные резервы страны: с 1933 по 1937 год из полумиллиарда рейхсмарок в казне осталось не более 70 млн. Чтобы срочно достать 500 млн., в 1936 году Геринг продал большую часть акций иностранных компаний и часть недвижимости рейха за рубежом [3].
Если производство товаров для потребления сокращается, то доля товаров, идущих на покрытие импорта, растет, так как количество незаменимого импорта остается неизменным. Вооружение имеет наибольшее соотношение между сырьем и трудозатратами. Роль труда минимальна. Уменьшение потребления в ответ на милитаризацию. Но строительство импортозамещающих технологий требует инвестиций капитала [11]. В 1936 году Шахт был заменен Герингом с требованием добиться автаркии государства, и импорт был резко уменьшен [12].
В результате происходит постоянное увеличение нагрузки производства экспортных товаров, на которые обменивается импорт. В 1932 году 1/4 продуктовой способности Германии производится для экспорта. 25% от импорта шло на потребление, поэтому внешнеторговый баланс был нормальным. В 1939 г. импорт составил менее 1/5 национального дохода. Но для оплаты импорта приходилось тратить почти половину прозведенной в Германии продукции. Это привело к резкому ухудшению внешнеторгового баланса [11].
Гитлер нашел оригинальный выход. Он сделал угрозу войны способом экономического давления. Угрожая войной соседям на континенте, Германия заставила их принять на себя часть проблем, вызванных милитаризацией экономики Германии, на себя и принудила их тоже снизить внутреннее потребление [11]. Под угрозой пушек Германия заставила страны Южной и Юго-Восточной Европы торговать на немецких условиях, обменивая сырье на немецкие товары. 50% внешней торговли Югославии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Греции было переориентировано на Германию [12]. Так, угрожая войной, Германия принудила обменять такое количество аспирина, достаточного чтобы удовлетворить потребности Югославии на 15 лет в обмен на югославскую медь и пшеницу. Греции пришлось обменять 1 тонну ротового органа на свой табак и изюм. Болгария купила 1 млн. фотокамер из искусственной кожи без фотопленки и линз в обмен на свое мясо и табак. Эти внешнеторговые трюки снижали нагрузку импорта на Германскую промышленность, но только временно и путем перекладывания военной нагрузки с плеч немецких трудящихся на плечи трудящихся Греции, Болгарии и Югославии [11]. С другой стороны, была ограничена торговля со странами, которые не относились к сфере Германии [12].
КАК ФИНАНСИРОВАЛИ ВОЙНУ
Основным методом вывода страны из кризиса стала тотальная милитаризация народного хозяйства. Так, с целью подготовки к войне было принято решение создать автономную в плане ресурсов экономику, то есть создать в Германии запасы стратегически необходимого сырья для производства металла, топлива, резиновых изделий, запасов продовольствия и т.п. Германская промышленность пошла на внедрение дорогостоящих технологий по производству синтетического топлива на основе угля, резинозаменителя (без каучука), выплавки металла из низкосортной немецкой руды. Идея потерпела почти полный крах, поскольку такие изделия для военных целей оказались малопригодными.
Массированная милитаризация немецкой экономики началась с 1935 года, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Рост военной мощи Германии не заставил себя долго ждать. С момента возврата Германией военного суверенитета в 1935 году она начала спешными темпами развивать военно-морской флот. Подводный флот (57 подлодок) к 1939 году немцы вообще создали с нуля [3]. Если в 1933 году будущий стратег танковой войны Гудериан мог представить Гитлеру по одному взводу учебных танков и бронемашин, то к началу войны, в 1939 году, у него в распоряжении было несколько танковых корпусов и отдельных механизированных дивизий [3].
Однако скоро грандиозные планы фюрера споткнулись о нехватку ресурсов для производства вооружения. Для скрытного кредитования и финансирования военной отрасли министерство экономики изобрело очень простое решение, создав подставное Металлургическое исследовательское общество. Через него инвесторам до 1938 года было выдано процентных векселей почти на 12 млрд. марок, которые пошли на будущую войну [3]. Между тем расходы на оборонку росли в геометрической прогрессии: в 1936 году военные траты Германии достигли 10% от ВВП [12], а к 1939 году Германия тратила на военные расходы уже 23% своего ВВП.
Внутренний долг государства к началу войны вырос до 50 млрд. марок. «Аризация» еврейских предприятий, грабеж иудеев, миллиардный долг, наложенный на немецкую еврейскую общину после так называемой кристальной ночи (еврейских погромов в Третьем рейхе в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года), были попыткой залатать дыры в бюджете [3].
Низкие зарплаты в оборонной промышленности должны были снизить себестоимость военной продукции, но это приводило к высокой текучке кадров и к сбоям в производстве.
В конечном итоге, нехватку денег нацистская верхушка частично решила старым методом, запустив денежный станок и увеличив к 1939 году объем национальной валюты почти втрое [3]. Но это было уже после вступления Германии в полосу непрерывных войн.
В 1939 году валовой национальный продукт Германии превысил показатель 1929 года на 51%, его увеличение происходило, в основном, за счет производства вооруженных сил и оборудования [14].
Итак, причины, вызвавшие депрессию экономик Германии и США, разные, по сути. В США причиной депрессии стала банковская паника, которая уничтожила сначала кредитные деньги, а затем и доверие к банкам. Это лишило банки возможности делать необходимые для функционирования промышленности кредитные деньги. Германия оказалась той страной, куда США сбросило свою инфляцию.
Проблемы, возникшие во время Великой депрессии, также были решены этими двумя странами во многом по-разному. Они использовали разные методы выхода из экономического кризиса, однако и механизмы его развития были там разными. В обеих странах сменилась власть. И если в США к власти пришел вполне рыночник, то в Германии к власти пришла третья сила, нацисты, которых только потом назвали фашистами. Самое интересное, что, по сути, антикризисные меры были почти и те же. Гитлер, как и Рузвельт, просто продолжил те же мероприятия, что были предложены до них, но делал это решительно и последовательно.
Можно выделить следующие общие для двух стран (Германия и США) способы борьбы с кризисом. И это, прежде всего общественные работы, через которые деньги доставлялись непосредственно потребителям. Далее получив деньги, работники шли на рынок продовольствия и запускали спрос там. Сельское хозяйство, потребляя машины, запускало спрос в промышленности. Но в обеих странах этот путь оказался ограниченным. Тем не менее, во всех трех странах пришлось прибегать к надуванию военного пузыря, который был схлопнут только после второй мировой войны.