Что было раньше византия или римская империя
Византийская империя
Отличия от Рима и ранний период истории
Византия: оплот христианства или варвары? В этой части выясним, чем Византия отличалась от Рима, и поговорим о первых годах истории Восточной Империи.
Эту часть урока начнем с разговора о том, что же все-таки отличало Византию от Римской империи.
⛪️ Основой византийской культуры является христианство. Хотя поздняя Римская империя пришла к христианству, ее культура сформировалась намного раньше. А для Византии христианство было одним из ключевых столпов.
📉 Византия постоянно уменьшается в размерах. К началу 15 века от империи остался только Константинополь и несколько портов на побережье Эгейского моря. История Византии как бы показывает ее постепенное угасание, а Рим, наоборот, постоянно завоевывал новые территории.
👑 Византия перенимает западноевропейские практики. В период кризисов 6–8 веков Византия начала меняться и заимствовать европейские традиции — венчание на царство, помазание государя, позже в империю пришел и феодализм. С точки зрения классического Рима это, конечно же, варварское влияние.
🏛 Греческое наследие. Со временем основным языком Византии стал именно греческий, произошло возрождение греческой культуры.
🔄 Византия пережила Великое переселение народов. Многие народы, которые окружали Византию и Рим в 3–4 веках, были вытеснены арабами, тюрками, славянами, германцами.
💰 Меняется экономическое устройство. Основой экономики Рима были рабы. В Византии сохранился институт рабства, но ключевую роль в развитии экономики играли свободные и имущественно зависимые крестьяне, а также горожане-ремесленники.
🕌 Византийцы считали себя последним оплотом цивилизации. Если Рим, наоборот, был культурным и политическим центром, который диктовал правила остальному миру, то Византия просто сохраняла его наследие.
Ранний византийский период — время трансформации отделения и трансформации Восточной Римской империи.
⚖️ В течение 4 века, после смерти императора Константина, империя продолжает колебаться в выборе своего религиозного пути. Было несколько попыток вернуться к язычеству, например, во время правления императора Юлиана, который пытался вернуться к классической римской культуре.
🔛 В это время происходит постепенное разделение империи на две части, которыми продолжают править тетрархи. На Востоке сформировался новый культурный центр — Константинополь, который был отстроен еще при жизни Константина и продолжал развиваться на протяжении 4–6 веков. Этапы его расширения можно увидеть по трем рядам стен — Константиновым, Феодосиевым и Юстиниановым.
🤝 Наличие двух крупных центров поспособствовало безболезненному разделению империи, обе части империи остались друг с другом в хороших отношениях.
💣 Но уже в начале 5 века происходит крах Западной Римской империи.
Точную дату падения Западной Римской империи установить сложно.
🤜 Даже когда готы захватили Рим, они считали себя гражданами Римской империи, а их вожди называли себя консулами.
🕌 То же самое происходило и с вандалами, заселившими территории империи в Северной Африке. Они даже ставили в домах портреты своих предков, подражая римлянам, что очень забавляло византийских послов.
🔄 Византии же удалось пережить Великое переселение народов, которое происходило в 4–5 веках. В это время начинается движение кочевых племен, которые идут из Азии в Европу.
🔒 Римляне защищались от них с помощью нескольких «слоев» других народов — германцев и протославян. Но в итоге эти племена не смогли сдерживать натиск кочевников и были вынуждены в панике переселяться с Восточно-Европейской равнины на территории Римской империи.
🔜 Сначала на территорию Рима пришли гунны, а затем германцы, которые начали образовывать собственные королевства, при этом пытаясь примирить свои законы с римскими, так как считали Империю лучшим типом государственного устройства.
🏛 На Восточную Римскую империю также нападали разные племена, но самым серьезным событием было постепенное расселение протославянских племен на ее территории. Они плохо понимали юридический и культурный контекст империи, поэтому приходилось придумывать специальные методы по их интеграции в жизнь страны.
Карта Великого переселения народов
Как восточная римская империя стала византийской империей
История Византии начинается в 330 году н.э. В этом году римский император Константин I сделал то же самое, что и Пётр I — перенёс столицу огромного государства в новый город. Изначально Константин I назвал свою столицу Новым Римом. Сейчас мы знаем его как Константинополь. Город этот возник на месте греческой колонии Бизантиум, это слово римляне произносили как «Византий» — отсюда появилось название нового римского государства. Сами римляне, впрочем, официально его не употребляли. Византийская Империя все годы её существования называлась «Imperium Romanum», Римская Империя.
Константинополь в годы расцвета. Современная реконструкция
Место для новой столицы было выбрано с толком. Город расположился на побережье стратегически важного пролива — Босфора. Здесь проходили морские торговые пути из Чёрного моря в Средиземное. Владелец Босфора мог контролировать все восточные земли Римской Империи, как экономически, так и в военном плане — отсюда очень удобно перебрасывать войска морем в любую точку побережья всех близлежащих морей. Переносом столицы Константин также хотел обезопасить себя от мятежей и переворотов, которые в Риме происходили с удручающей частотой. На новом месте, окружённый верными войсками и в отрыве от старых элит государства, император чувствовал себя более защищённым.
Феодосий I на картине Антониса Ван Дейка, XVII в.
Последним императором единой Римской империи был Феодосий I. В 379 г. н.э. он пришёл к власти в восточной части Римской империи, а в 394 году стал править всей Империей. Но в следующем году, после его смерти, Римская империя окончательно разделилась на два независимых государства — Западную Римскую империю и Восточную. Становление Византии как самостоятельной империи произошло примерно за два века и завершилось в начале VI в. н.э. Официальным языком Византии оставался латинский, но большинство её населения говорило на греческом.
Аттила. Фрагмент фрески Эжена Делакруа, 1840 г.
В это время Западную Римскую империю опустошали нашествия германских племён, приходивших из-за пределов римского лимеса через Рейн и Дунай. Но и Восточной Римской империи тоже приходилось несладко. В 378 году н.э. племя вестготов разбило римские войска в битве у Андрианополя, при этом погиб император Валент II. Аларих и его воины опустошили всю Грецию, после чего отправились на запад. Но им на смену пришли гунны. Аттила заставил императора Византии Феодосия Младшего семь лет выплачивать гуннам двойную дань. Потом появились остготы, их вождь Теодорих разорил Македонию и угрожал захватить Константинополь.
Дворец Теодориха. Равенна, современное фото
Границам Византии угрожали традиционные враги как Рима, так и Греции — персы. А также славянские и булгарские племена, мигрировавшие в то время к югу от Дуная. Внутри империи тоже было неспокойно. Сталкивались между собой различные течения христианства, постоянно возникали межнациональные и межконфессиональные споры, перетекавшие в беспорядки. Ко всему прочему, нешуточной угрозой для столицы стали столкновения двух команд болельщиков на колесничих бегах, так называемых зелёных и синих. Подавить их мятеж с большим трудом удалось новому императору — Флавию Петру Савватию Юстиниану, оставшемуся в истории как Юстиниан I.
Юстиниан I. Мозаика в Равенне, VI век н.э.
Именно он сумел навести порядок в Константинополе, отбить натиск персов на востоке и германских варваров на западе. Его лучший полководец Велизарий в 533 году разбил племя вандалов в Северной Африке. 20 лет продолжалась война с остготским королевством, обосновавшимся в Риме, но и она завершилась победой византийцев. Наконец в 544 году были побеждены вестготы в Испании. Территория Восточной Римской Империи благодаря этому увеличилась вдвое. Кроме того, Юстиниан I провёл административную реформу и принял новый свод законов: «Кодекс Юстиниана». Он даже сумел привести в относительный порядок финансы, хотя постоянные войны и подрывали имперскую экономику.
Внутренний вид собора Святой Софии, современное фото
Именно при Юстиниане Восточная Римская Империя перестала быть обломком прежней Римской Империи и превратилась в новое могущественное государство. При нём же развернулось крупнейшее строительство в столице. В том числе был построен архитектурный шедевр — собор Святой Софии. В последующие века Византия пережила много падений и взлётов, но от старого Рима в ней остались лишь официальный язык, традиции и римское право.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе. Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
РИМ ПРОТИВ ВИЗАНТИИ
Распад Римской империи на Западную и Восточную не был просто внутренним делом одного государства. Это событие раскололо без преувеличения весь античный мир. Противостояние между Западом и Востоком воплотилось в соперничестве двух великих городов — Рима и Константинополя. И именно это определяло политику Европы и Ближнего Востока больше тысячи лет.
Императору Константину Великому в начале IV века за власть пришлось сражаться с целой плеядой конкурентов. Одержав несколько блестящих побед, он удержал государство от распада и приступил к масштабным реформам. К тому времени Рим переживал не лучшие времена. Речь как об империи, так и о самом городе, который уже не был столицей. Государство было истощено бесконечными политическими интригами и гражданскими войнами. А Вечный город утратив прежний блеск, напоминал дряхлого старика, который может лишь вспоминать о былых днях славы.
Ещё в конце III века правители империи (после реформ Диоклетиана империей правили четыре человека — два августа и помогавшие им два цезаря) избрали себе новые столицы. Это были молодые (в сравнении с Римом), динамично развивающиеся города — Медиолан (Милан) в Италии, Никомедия (Измит) в Малой Азии, Сирмий (Сремска-Митровица) на Балканах и Августа Треверорум (Трир) в Германии. Из них было легче и эффективнее править, а также реагировать на многочисленные внешние угрозы — варвары наседали со всех сторон.
Система из четырёх соправителей продержалась недолго. На её руинах и обрёл власть энергичный и дерзкий Константин, который решил изменить систему ещё раз, причём коренным образом. В 324 году он развернул грандиозное строительство в небольшом городке под названием Византии, стоявшем в месте соединения Мраморного моря, Босфора и залива Золотой Рог. К 330 году Византии преобразился и стал новой столицей империи. Сам Константин официально именовал его не иначе как Новый Рим, подчёркивая, что он не создаёт новое, а преображает старое.
Другой великой реформой Константина Великого стало введение христианства. В 325 году он созвал Вселенский собор, на котором был принят и утверждён символ веры новой религии. Собор проходил в городке Никея. Но главными центрами христианства (восточным и западным) в будущем суждено было стать все тем же двум имперским столицам — Риму и Византию-Константинополю.
Императоры менялись, но империя продолжала жить. Точнее, после Феодосия Великого — уже две империи. Между Востоком и Западом с самого начала установились сложные отношения соперничества-союзничества. Формально признавая друг друга как равных, римляне и византийцы при этом всячески стремились указать друг другу на то, кто тут главный на самом деле. За одними были древность и традиция, за другими — сила и энергия.
Кто знает, дошло бы когда-нибудь дело до военного столкновения двух империй? Об этом имело бы смысл рассуждать, если бы не существовало самого главного фактора, определяющего политику как Рима, так и Константинополя. Это были варвары. Великое переселение народов шло полным ходом, и племена германцев активно искали себе новое место под солнцем. При этом их равно устраивало солнце Италии и Малой Азии.
Варвары не представляли собой организованной силы, но их было много и они вовсе не были дикарями. Удивительно быстро вожди готов научились прекрасно ориентироваться в сложной и запутанной политике двух империй-сестёр. И извлекать из этого выгоду для себя и своих соплеменников. Восточная империя была сильнее (хотя и она не избегла унизительных разгромных поражений от «варварских орд») и смогла устоять перед этим напором. А вот запас прочности Западной, как выяснилось, был уже практически исчерпан.
В начале V века Западную империю одно за другим сотрясали варварские нашествия. Впрочем, варвары же к тому времени уже командовали римской армией, так что провести границу между «нашими» и «не нашими» было зачастую очень трудно. Всё это привело к тому, что Рим был несколько раз жестоко разграблен готами и вандалами. А в 476 году произошло символическое низложение последнего западного императора — юного Ромула Августула. Свергший его германец Одоакр не претендовал на то, чтобы именоваться императором, скромно оставив за собой титул короля. Императорские регалии он отослал в Константинополь. Казалось бы, на этом история отношений двух империй должна была закончиться. Новый Рим победил, устояв перед напором перемен, погубивших его старшего брата. Но это было только начало.
Западная империя прекратила своё существование как государство, но сохранилась как идея. В дальнейшем, на протяжении всей европейской истории все монархи (потомки тех самых варваров) будут так или иначе стараться связать природу своей власти с Римом. В 800 году предводитель франков Карл Великий провозгласил себя императором Запада. А в 962 году король Германии Отгон I объявил о создании Священной Римской империи — символической правопреемницы Древнего Рима.
В Византии на все эти варварские игры в античность смотрели с опаской и недоумением. Императорские титулы германцев признавали неохотно и с оговорками. Однако совсем отказываться от диалога не могли себе позволить. Во-первых, варварские королевства давно уже окрепли и представляли собой реальную силу. Во-вторых, утончённых византийцев и грубых германцев уже многие века объединяла христианская вера.
Правда, именно в этом таился корень наиболее резких разногласий. За прошедшие века восточное и западное христианство изрядно отдалились друг от друга. Накопилась масса противоречий как в обрядовости, так и в догматике. Но самое главное — ребром встал вопрос о власти: кто главнее в христианском мире — константинопольский патриарх или римский папа? Учитывая неумолимо надвигавшуюся с востока волну мусульманской экспансии, вопрос был далеко не философским или теологическим, а остро-политическим.
Для Константинопольской церкви, разумеется, никакого вопроса не было. Византия — прямая наследница Римской империи (по сути — та же самая империя, что и при Константине Великом), а следовательно, имеет все возможные права и привилегии по праву первородства. Однако Римская церковь, набравшая к тому времени огромную силу и авторитет, была не готова с лёгкостью отказаться от первенства. Ведь Рим-то, как-никак, оставался всё тем же Вечным городом. И живущие в нём, хотя и не имели уже никакого отношения к древним римлянам, но претендовали на то, чтобы к ним относились как к обитателям столицы мира. Во всех отношениях.
Разумеется, всё это подкреплялось банальными спорами из-за земель и денег, собираемых с приходов, а также прав собственности на храмы. Такой запутанный клубок духовных и светских противоречий просто не мог не привести к открытому конфликту. И в середине XI века гром грянул.
В 1053 году патриарх Михаил Керуларий приказал закрыть в Константинополе все храмы латинского обряда. База под это была подведена сугубо богословская. На самом деле Керуларий был недоволен тем, что в приходах в Южной Италии, которые традиционно подчинялись Константинополю, греческий обряд стал все сильнее вытесняться латинским. А это означало потерю влияния, власти и денег.
В 1054 году для обсуждения возникших разногласий в Константинополь прибыло посольство папских легатов. Но разговора не получилось. На компромисс никто идти не собирался. Папа Лев IX настаивал на том, что всю полноту власти римской церкви завещал лично Константин Великий. При этом он ссылался на документ, вошедший в историю под названием «Константинов дар». То, что это подделка, изготовленная в VIII или IX веке, доказали значительно позже, однако Михаил Керуларий и тогда не захотел ничего слушать о каких-то особенных правах латинян.
Всё закончилось тем, что папские легаты возложили на алтарь храма Святой Софии грамоту, в которой сообщалось, что патриарх Константинопольский отлучён от церкви. А Михаил Керуларий в свою очередь торжественно отслужил молебен, в ходе которого предал анафеме легатов. Так произошёл Великий раскол христианской церкви, последствия которого не преодолены до сих пор, хотя Византии давно уже не существует. Несмотря на то, что догматические и богословские разногласия не так уж значительны, а слова «католическая» и «православная» по сути своей значат одно и то же, просто на разных языках, две самые большие в мире христианские церкви всё ещё не могут вступить в полноценный диалог.
Возможно, разум смог бы победить и ссору удалось бы уладить без глобальных последствий. Но тут как раз началась эпоха Крестовых походов. И к имевшимся сложностям добавился целый ворох новых политических нюансов. Предводители крестоносцев были людьми не слишком подкованными в богословии и привыкшими всё решать при помощи грубой силы. Тезиса о том, что византийцы — раскольники, им было вполне достаточно. Помощью Константинополя в ходе походов они при этом охотно пользовались. Но не забывали при каждом удобном случае напоминать, чья церковь главнее. После взятия Иерусалима в 1099 году православный патриарх (которого не тронули мусульмане) был изгнан и заменён латинским. То же, с явного одобрения Рима, происходило и в других городах. Шаг за шагом религиозное противостояние Рима и Константинополя превратилось во взаимную ненависть.
Четвёртый крестовый поход — чёрная страница в истории всего крестоносного движения и позор для европейского рыцарства. Папа римский Иннокентий III в 1198 году приложил огромные усилия, чтобы войско собралось и выступило. Целью провозглашалось очередное освобождение Иерусалима, а участникам сулили свободу от налогов, долгов и, разумеется, грехов.
Однако первым «подвигом» крестоносцев стал штурм города Задар на Адриатическом море. Город находился под рукой венгерского короля и был населён христианами (византийского обряда). Однако сильно мешал бизнесу торговцев Венецианской республики. У венецианцев были нужные для переправы в Святую землю корабли, а потому крестоносцы спокойно приняли заказ на истребление «неправильных» братьев по вере.
В июне 1203 года крестоносцы оказались под стенами Константинополя и с ходу взяли город в осаду. Формально это было сделано для защиты прав на престол Алексея Ангела, сына недавно свергнутого императора Исаака II. Дворцовые заговоры и перевороты к тому времени стали для Византии унылой обыденностью. Алексей посулил крестоносцам за помощь золотые горы, и те были намерены эти горы получить любыми доступными способами.
Крестоносцам удалось посадить Алексея на трон, но ненадолго. Возмутившись тем, что новый император озабочен исключительно сбором денег для латинян, жители Константинополя подняли восстание и свергли его. Вслед за этим последовала новая осада и штурм. 13 апреля 1204 года город был взят и подвергнут чудовищному разграблению.
Показательно, что папа Иннокентий III, который отлучил от церкви всех участников штурма Задара (впрочем, отлучение быстро сняли), воспринял разорение столицы христианской империи как нечто само собой разумеющееся. Ещё бы! Ведь теперь вопрос о первенстве в христианском мире был фактически решён.
Византия распалась на несколько государств, Константинополь стал столицей Латинской империи, которой правили крестоносцы. Она просуществовала до 1261 года, когда византийцам наконец удалось отвоевать свою страну и свой город у захватчиков. Однако всё же Византии наступил конец. Несмотря на то, что она просуществовала ещё несколько веков, это была лишь бледная тень былого. Теперь Восточная империя напоминала Западную в V веке — слабая, теряющая земли и окружённая врагами. Рим мог праздновать победу.
Византия больше не могла диктовать свою волю, ни светскую, ни религиозную, другим государствам. Духовный авторитет, который она за собой сохранила, тоже таял. И ничего удивительного, что никто не пришёл к ней на помощь, когда в XV веке к стенам Константинополя подступило войско турок-османов, чтобы положить конец истории Римской империи как таковой.
Византийская империя
Византийская империя: начало
Термин «Византийская империя» был введен в 1557 году немецким историком Иеронимом Вольфом для обозначения грекоязычной Римской империи с центром в Константинополе.
В некоторых исторических текстах Византийскую империю называют Восточной Римской империей. Начало истории Византийской империи обычно связывают с основанием в 330 году Константином Великим крупного города-крепости на Босфоре. Этот город вырос на месте маленького городка Византий и получил название Константинополь по имени своего основателя.
История Византийской империи
В 395 году, незадолго до своей смерти император Феодосий I поделил территорию Римской империи между двумя сыновьями. Таким образом появились Восточная и Западная Римские империи, окончательно освободившиеся друг от друга. Впрочем, люди того времени продолжали считать Рим единым государством.
В 476 году Западная империя, управляемая сыном Феодосия I Гонорием, прекратила свое существование из-за набегов варваров. А Восточная империя, доставшаяся старшему брату Феодосия I Аркадию, начала свой тысячелетний путь, на котором будут падения и взлеты. Именно Византийской империи предстоит стать оплотом христианства. Город Константинополь займет место Рима, его даже будут называть Новым Римом.
Константинополь
Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья.
Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:
Наличие плодородных равнин способствовало развитию в Византии хлебопашества, возделыванию таких злаковых культур, как пшеница, рожь, ячмень, овес, полба. В приморских районах выращивали оливу. Оливковое масло входило в ежедневный рацион жителей Византии. На юге выращивали хлопок. Также развито было виноградарство. В высокогорных районах Балкан и Малой Азии, а также на плоскогорьях — разводили скот. Рыболовство было очень распространено и рыба, наряду с хлебом, оливками и вином, входила в ежедневный рацион питания жителей Византии.
Расцвет Византийской империи
Расцвет империи пришелся на середину VI века. Побережье Средиземного моря входило в состав Византии. И, даже после территориальных потерь, когда площадь империи ограничивалась лишь двумя полуостровами — Балканами и Малой Азией и островами Эгейского моря, Византийская империя оставалась крупнейшим государством Средневековья. Это длилось и в VII-XII веках.
Кто жил в Византийской империи?
На территории Византийской империи, наряду с греками, жили
Подавляющее большинство жителей говорило на греческом языке и только в VII веке государственным языком Византийской империи стала латынь. Византия эпохи Средневековья была цивилизованным государством с высокой плотностью населения. Византийцы отличались высоким культурным уровнем, они были прекрасными земледельцами, ремесленниками, активного участвовали в общественной жизни. Византия была империей с сильной централизованной властью.
Исторические периоды Византийской империи
Западноевропейские историки выделяют три периода в истории Византии, в то время как их российские коллеги говорят о пяти.
Императоры
С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:
Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.
На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях.
В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.
В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи.
В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.
VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.
IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.
Известные имена правителей этой династии:
В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.
XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.
Упадок Византийской империи
Процесс феодальной раздробленности особенно усилился во время правления династии Ангелов. От империи отпадали провинции, отказываясь от Константинопольской власти. В 1187 году независимости добилась Болгария, а в 1190 — Сербия.
XIII век: в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами. Византийская империя распалась на пять государств:
15 августа 1261 года — важнейшая дата в истории Византии. В этот день монарх Никейской империи Михаил VIII Палеолог разгромил крестоносцев и вошел в Константинополь. В 1337 к восстановленной Византийской империи присоединилось Эпирское царство.
Кризис и падение
В XIV и XV веках Византия постоянно воевала с турками-османами. Византийские монархи Иоанн V и Мануил II пытались не допустить крушения империи. Они даже пошли на подписание унии, которая объединила Церкви Византии и Рима, чтобы получить от Рима военную поддержку. Это была очень непопулярная среди населения мера. В дальнейшем она привела к ослаблению государства. В XIV веке турки одержали ряд важных побед, которые привели к утрате Византийской империей значительных территорий. Византия была уже небольшим государством и не могла больше сопротивляться захватническим планам Османской империи.
30 мая 1453 года, несмотря на мужественное сопротивление защитников Константинополя во главе с Константином XI, султан Мехмед II вошел в Константинополь. Историки считают эту дату днем падения Византийской империи.
Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Византийцы сумели не только сохранить античную культуру, но и соединить ее с христианскими ценностями. Именно благодаря византийцам, сохранились рукописи античных философов. Это помогло Европе познакомилась с культурой, которой мы обязаны возникновению Ренессанса. Древняя Русь не знала бы христианской веры без Византии. В 988 году произошло Крещение Руси.
Читайте также: