Что было раньше на месте владивостока
Андрей Сидоров: пора озвучить подлинную историю Владивостока
Источник фото: http://www.gorodv.com
Приморский краевед и культуртрегер Андрей Сидоров заявил о существовании архиважных документальных источников по истории освоения Уссурийского края, которые еще не видели исследователи. «Вести Приморье» сообщают об этмо со ссылкой на сайт Город В.
Это, в частности, английские морские карты, составленные штурманскими офицерами британских судов во время плавания у берегов «Маньчжурской Татарии» в период Крымской войны 1853-1856 годов. Источники свидетельствуют: на месте Владивостока в гавани Мэя существовало поселение до того, как там высадились русские моряки. «Город В» уже сообщал, что Андрей Сидоров только что закончил перевод путевых заметок английского судового врача Джона Тронсона о плавании в 1854-1856 годов вдоль побережья нынешних Приморского и Хабаровского краёв на колёсном шлюпе «Барракуда». Как утверждает историк, заметки Джона Тронсона могут считаться первым документально подтверждённым упоминанием в исторической литературе того населённого пункта, на месте которого со временем вырос город Владивосток.
В архивах британского Адмиралтейства также до сих пор хранятся в ожидании исследователей из России старинные морские карты с описанием многих дальневосточных бухт, проливов и островов. Опись побережья совершали штурманские офицеры четырех британских судов, в частности, в 1855 году шлюп «Нанкин» доисследовал залив Посьета, а фрегат «Винчестер» занимался заливом Виктории (ныне Петра Великого). В следующем 1856 году нынешний залив Петра Великого исследовал уже шлюп «Хорнет», изучая побережье в районе нынешней Находки. Кроме морских карт, историков и краеведов ожидают и судовые журналы британской эскадры, крейсировавшей в Охотском и Японских морях. Они хранятся в военно-морском историческом архиве в пригороде Лондона Кью. Эти карты и судовые журналы являются бесценным документальным источником о годах, непосредственно предшествовавших появлению в этих местах русских. К сожалению, ни у властных структур, ни у общественных организаций, ни у частных лиц в России пока так и не дошли руки, чтобы оцифровать, перевести и издать эти архиважные для истории Приморья источники.
Официальная история Владивостока начинается с июля 1860 года, когда на берегу бухты Золотой Рог высадился отряд солдат во главе с прапорщиком Комаровым. А перед этим летом 1859 года сюда для подготовки военного поста по указанию генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьёва были отправлены десяток русских матросов, которые вскопали огороды и срубили казармы, подготавливая условия для основания поста Владивосток. Однако высадились они не на пустынное место. Из книги Джона Тронсона мы можем увидеть, что на месте Владивостока в гавани Мэя уже в 1856 году находилось небольшое селение, здесь жили люди, они вели хозяйственную деятельность, садили огороды, держали скот. Всё это говорит о том, что история Владивостока начинается раньше, чем принято считать. Но мы об этом периоде ничего не знаем, и получается, что и знать не хотим, поскольку ни в дореволюционной России, ни в советское время никто не занимался поиском и переводом подобных источников.
В процессе работы над переводом пришлось изыскивать данные из старых русских лоций, английских карт и руководств по мореплаванию в китайских морях. По словам Андрея Сидорова, в процессе работы над книгой выяснялись любопытные детали, касающиеся топонимов и гидронимов наших мест. Оказывается некоторые названия, которые мы считали исконно русскими, достались нам от англичан. Например, существует расхожее мнение, что сопка Тигровая во Владивостоке названа так потому, что первые русские поселенцы однажды увидели на ней тигра. Но в русской лоции залива Петра Великого, изданной в 1901 году, сопка Тигровая уже имела в скобках указание на её первоначальное наименование, а именно Tiger Hill. Та же история и с мысом Песчаный (Sandy Point), залив Китовый (Whale Bay), остров Лисий (Fox Island) – так что все эти названия являются буквальным переводом с английских мореходных карт. В этой связи интересно, что залив Брюса был переименован русскими в залив Славянский, но название Брюса оставили полуострову в заливе. И таких примеров немало.
Также из книги Джона Тронсона становится понятно, почему Российской империи было очень важно быстрее основать порт Владивосток. Русская колония на Аляске тогда не могла сама себя содержать, ее снабжение шло морем через Якутск, Охотск и Камчатку, занимая в общей сложности до двух лет. Но во время Крымской войны, когда Британия и Франция выступили на стороне Турции против России, стало понятно, что русские рубежи на Дальнем Востоке оказались уязвимы, а пути снабжения могут быть легко перерезаны. Британская империя имела мощную по тем временам военно-морскую базу в Гонконге. Англичане и французы захватили Петропавловск-Камчатский, сожгли Охотск, Аян, уничтожив тем самым все опорные пункты, через которые снабжалась русская Америка. И тогда были спешно предприняты действия по организации военных постов в южных гаванях: в 1858-м в заливе Святой Ольги, а в 1860 году – в Посьете и во Владивостоке. Для России было важно иметь не только пункты снабжения и ремонта судов, но и обезопасить маршруты доставки, например, мехов из Аляски на рынки Китая. До этого меха везли через Охотск, Якутск и Кяхту, делая огромный крюк. Все вместе взятое и побудило правительство России обратить пристальное внимание на Уссурийский край.
История одного города. Владивосток
Владивосток — один из самых интересных и красивых городов в мире и один из самых красивых городов в России. История Владивостока интересна тем, что за 158 лет он из военного поста смог вырасти в современный развивающийся город с богатой историей и интересным обликом.
Город Владивосток — крупнейший морской порт на Тихоокеанском побережье России. Он расположен на полуострове Муравьёва-Амурского между Амурским и Уссурийским заливами Японского моря. Поэтому город большую часть года окутывают туманы.
Уроженцами Владивостока являются в том числе и обладатель Нобелевской премии по физике Игорь Тамм, лауреат премии «Оскар», американский актёр Юл Бриннер, а также лидер популярной рок-группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко.
Однако это просто сухие факты, которые знают даже те, кто ни разу здесь не бывал. Для тех, кто приезжает во Владивосток, он открывается с новой стороны. Давайте же узнаем историю этого во многом уникального города.
В VII-XIII веках на землях современного Владивостока, сменяя друг друга, проживало несколько разных народов. После монгольского нашествия 1233 года Приморье обезлюдело и практически не упоминалось в источниках вплоть до XIX века.
До прихода русских первопроходцев край оставался нетронутым и забытым. Этому частично способствовала политика самоизоляции, которая проводилась в соседних Китае и Корее в XVII-XIX веках.
Новое освоение приморских областей началось после заключения ряда российско-китайских договоров. Они были подписаны благодаря усилиям генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского.
После их подписания Приморье в 1860 году полностью перешло во владение Российской империи. Кроме прочих приморских земель, к России была присоединена и территория современного Владивостока.
Российской империи на Дальнем Востоке был необходим опорный пункт. Он должен был иметь удобную и защищённую гавань и находиться рядом с торговыми путями.
Месторасположение современного Владивостока идеально подходило под эти требования. Оно представляло собой довольно глубокую бухту, с трёх сторон ограждённую горами.
2 июля 1860 года по приказу военного губернатора Приморской области контр-адмирала Петра Васильевича Казакевича здесь был основан военный пост. Этим было положено начало российского владения Востоком, в честь чего пост и назвали Владивостоком. Сама бухта получила поэтичное название Золотой Рог, потому что была похожа на бухту Золотой Рог в Стамбуле.
Владивосток был основан именно как военный пост. Первый гражданский поселенец прибыл туда только в 1861 году. Это был купец Яков Семёнов.
Исторически первыми постройками города выступали сооружения военного поста, располагавшиеся на берегу бухты Золотой Рог. Затем городская территория стала расширяться, занимая северные и западные берега до Амурского залива и вглубь полуострова.
В 1862 году военный пост Владивосток был переименован в порт. А в 1871 из Николаевска-на-Амуре сюда была переведена главная морская база Сибирской военной флотилии, ставка военного губернатора и другие морские ведомства.
Владивосток расположен амфитеатром с террасной застройкой улиц. Согласно первому генеральному плану развития города, он в основном застраивался одноэтажными деревянными, а позднее — каменными домами.
Первой и главной улицей Владивостока стала улица Светланская. Она названа в честь фрегата «Светлана», на котором во Владивосток приплывал четвёртый сын императора Александра II князь Алексей Александрович.
Там появились первые капитальные дома. Например, дом военного губернатора и здание для командира владивостокского порта.
В 1880 году Владивосток получил гражданское управление и официально был утверждён городом. После этого в 1882 году по плану переселения в Приморье и во Владивосток стали прибывать со всей России переселенцы.
В 1893 году было построено здание вокзала, а на закладке первого камня лично присутствовал цесаревич Николай Александрович. Однако за долгие годы здание поменяло свой облик.
Параллельно Светланской была заложена улица Пушкинская. Эта улица и сейчас сохранила свой исторический колорит. Здесь были построены дом первого редактора газеты «Владивосток» Николая Сологуба, Пушкинский театр, лютеранская кирха.
В 1899 году во Владивостоке открылось самое первое на русском Дальнем Востоке высшее учебное заведение — Восточный институт. Сейчас это Дальневосточный федеральный университет.
В 1910 году на улице Нагорной (ныне улица Суханова) было построено здание Коммерческого училища. Автором проекта этого красивого здания, в котором ныне размещается главный корпус Дальневосточного федерального университета, был архитектор Сергей Александрович Венсен.
В результате расширения города появилась необходимость в его более надёжной защите. Поэтому было принято решение о строительстве крепости во Владивостоке.
Она была построена в конце XIX — начале XX века и представляет собой комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений.
Владивостокская крепость является наиболее укреплённой по сравнению с остальными крепостями, которые строились в то время. Однако достроить крепость до конца помешали начавшиеся Первая мировая война и Октябрьская революция.
После распада Российской империи и начала Гражданской войны на Дальнем Востоке развернулась борьба за контроль над этими территориями. Уже в 1922 году там была установлена советская власть.
После вхождения в СССР Владивосток стал сначала центром Приморской губернии, в 1926—1938 годах — Дальневосточного, а с 1938 года — Приморского края.
С началом Великой Отечественной войны Владивосток становится незаменимой артерией для доставки необходимых грузов на фронт и предприятий тыловой промышленности.
Хотя в самом городе и не велись боевые действия, над ним постоянно висела угроза нападения со стороны Японии.
С 1958 года во Владивостоке начал действовать особый режим. Там стала располагаться главная база Тихоокеанского военного флота, поэтому город был закрыт для посещения иностранцами.
В 1959 году Владивосток посетил Никита Хрущёв. Он выдвинул лозунг сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. После его визита в городе особенно активизировалось строительство жилья и инфраструктуры.
По личной инициативе Хрущёва в столице Приморья началось строительство фуникулёра. В России фуникулёры работают только в двух городах: во Владивостоке и в Сочи. Вагончик владивостокского фуникулёра едет 1,5 минуты, и из его окон открывается вид на бухту Золотой Рог.
В конце 50-х годов Владивосток становится научным и культурным центром Дальнего Востока. Вновь начинает работать Дальневосточный государственный университет, открывается медицинский институт, строятся крупные кинотеатры.
На базе Дальневосточного филиала Академии наук СССР открываются три научно-исследовательских института.
В 1958 году открывается и пассажирское авиасообщение с Москвой.
60−70-е годы XX века называют «расцветом» Владивостока. Именно тогда здесь появляется много новых улиц и целых кварталов, строится жильё, административные объекты, больницы, поликлиники, детские сады, учреждения культуры и искусства. Большое внимание стало уделяться и внешнему виду города, появляется много скверов и лужаек, расширяется транспортная сеть.
За значительные заслуги жителей города в хозяйственном и культурном развитии Дальневосточного региона в 1970 году город был награждён орденом Октябрьской Революции, а в 1985 году — орденом Ленина.
В 1974 году здесь, в столице Приморья, состоялась официальная встреча 38-го президента США Джеральда Форда с Генеральным секретарём ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Результатом этой встречи стало подписание протоколов и договора, которые помогли сдержать гонку вооружений.
Времена «перестройки» напоминают о себе могилой графа Н. Н. Муравьёва-Амурского, прах которого перевезли во Владивосток из Парижа.
Таким образом, к началу 90-х годов Владивосток находился на пике своего развития.
А с 1 января 1992 года Владивосток перестал быть закрытым городом. По приказу Президента РСФСР Бориса Ельцина Владивосток стал открытым для посещения иностранцами.
Большое значение для развития города имел проведённый в сентябре 2012 года на Русском острове саммит АТЭС.
Аббревиатура АТЭС расшифровывается как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Это форум для сотрудничества в области азиатско-тихоокеанской региональной торговли.
В рамках программы подготовки города к проведению саммита во Владивостоке были построены мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский, а также новый кампус Дальневосточного федерального университета.
Новые грандиозные мосты стали визитной карточкой города. Русский мост — второй по высоте мост в мире. А Золотой упоминается в «Книге рекордов Гиннесса». Там в июле 2013 года прошёл самый масштабный флешмоб: 27 тысяч человек построили на мосту фигуру в виде российского флага.
4 ноября 2010 года Владивостоку присвоено почётное звание «Город воинской славы». В честь этого события в 2012 году рядом с памятником «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» установлена стела «Город воинской славы».
Разнообразна архитектура Владивостока. Здесь есть здания, построенные в русском стиле (Триумфальная арка, здание почтамта, Владивостокский железнодорожный вокзал), неоготике (католический костёл Пресвятой Богородицы, лютеранская церковь Святого Павла, особняк Лангелитье, особняк А. Даттана, фронтон с головой быка на фасаде Рефрижератора), неоклассицизме (женская гимназия Марии Сибирцевой), стиле модерн (здание ГУМа), фахверковом стиле (домик № 68 на Светланской).
В целом в городе насчитывается около 500 архитектурных памятников и более 100 фортификационных сооружений Владивостокской крепости.
Таким образом, Владивосток — один из самых интересных и красивых городов в мире и один из самых красивых городов в России.
Он сочетает в себе природный ландшафт, береговую линию и разные типы застройки. Поэтому приехав сюда, можно увидеть как интересные архитектурные памятники начала XX века, так и целые кварталы домов советского периода. Всё это превращает историю военного и торгового Владивостока в историю научного и художественного города.
История Владивостока от солдат-линейцев до мостов-рекордсменов
История Владивостока начиналась с дипломатических побед генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева. Крестьянские восстания и вторжение англичан вынудили Китай пойти на уступки. В обмен на военную помощь Российская Империя получила обширные территории по правому берегу реки Уссури до побережья Японского моря. Выгодное географическое положение и удобная для стоянки судов бухта превратили Владивосток в главный порт России на Тихом океане.
Первые европейцы в бухте Золотой Рог
До середины XIX века сегодняшняя бухта Золотой Рог носила китайское название – Хайшэнвай – залив Золотого трепанга. Жившие по берегам бухты китайцы занимались здесь морским промыслом. У рыбаков существовало поверье, что мифический Золотой трепанг обитает в окрестных водах и принесет счастье тому, кто его выловит.
Первые сведения о заливе Петра Великого, где в будущем возникнет Владивосток, доставил в Европу один французский китолов. Он провел здесь зиму 1851-1852 гг.
Так на европейских картах появилось новое название «порт Мэй» (Port May) в честь капитана флагманского корабля «Винчестер». Матросы и офицеры британской эскадры стали первыми в истории европейцами, подробно описавшими побережье и природу полуострова Альберт (п-ов Муравьева-Амурского). Порт Мэй – первое европейское название бухты Золотой Рог.
Основание Владивостока. Кто выбирал место и дал название будущему городу?
История Владивостока начинается в 1859-м. В залив Петра Великого зашел первый русский корабль – колесный пароходо-корвет «Америка». На его борту путешествовал сам генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев.
Губернатор Муравьев распорядился заложить на берегах бухты военный пост. Он же предложил название – Владивосток – «владеть востоком». Так возникло известное на весь мир название города.
Летом 1860 года парусно-винтовое судно «Манджур» под командованием капитана А. Шефнера совершило плавание из порта Николаевск вдоль побережья Татарского пролива до залива Посьета.
20 июня (по новому стилю 2 июля) «Манджур» зашел в бухту Золотой Рог и высадил на ее северный берег отряд из 30 солдат во главе с прапорщиком Н. Комаровым. Затем судно морем ушло на юг. Оставленные на берегу солдаты-линейцы стали первостроителями города. Орудуя топорами и пилами, они возвели первые деревянные постройки и причалы. Так была открыта первая страница истории Владивостока. Так был основан порт Владивосток.
Чтобы посчитать, сколько лет городу Владивостоку, нужно отсчитывать от 1860 года. Так, 2 июля 2020 г. столица Приморья отметила 160-летний юбилей.
Комаров исполнял обязанности постового начальника всего один год. Трудовой подвиг прапорщика и подчиненных ему солдат увековечен в памятнике основателям Владивостока на Корабельной набережной. Уже в марте 1861-го российский форпост на тихоокеанском побережье принял первое иностранное судно «Эмма и Матильда».
История Владивостока в XIX веке
Хозяин тайги приходит ночью
Из дневника гардемарина К. М. Станюковича, будущего писателя-баталиста:
«6 января… Тигр удавил трех лошадей. Ночью перебрался через соломенную крышу скотного двора и заел трех лошадей, сложив их в кучу. Люди, ночевавшие в доме фельдфебеля, услышав шум в конюшне, бросились туда, но отскочили в ужасе, увидев тигра, который тем же путем пробирался из конюшни… Бурачек приказал зарядить орудие гранатой и выстрелить в горы, чтобы напугать этого опасного соседа. Только что выстрелили, как прибежал из лазарета матрос и сказал, что тигр утащил свинью из хлева и понес в горы».
Первые шаги в историю
Весной 1861 г. во Владивосток с инспекцией прибыл адъютант генерал-губернатора майор Н. Н. Хитрово. 20 июня 1861 год он отстранил от командования прапорщика Комарова. Через 2 дня 22 июня на клиппере «Разбойник» прибыл морской офицер Евгений Степанович Бурачёк. Он-то и стал вторым в истории начальником поста Владивосток после Комарова. Назначение утвердил губернатор Приморской области Петр Казакевич.
«Юный, только что основавшийся, Владивосток» растет, обзаводится городским хозяйством и портовой инфраструктурой. Возникает частное судоходство, строятся первые суда. Так, в 1865-м для первого гражданского жителя Якова Семенова русские солдаты и китайские рабочие построили парусную шхуну «Эмилия».
Описание Владивостока 1863 года. К. Зеленый. Из записок о кругосветном плавании, «Морской сборник» 1865 г., №8:
«Строений во Владивостоке, правда непривлекательных, довольно, но они ужасно разбросаны, так что расстояния между флотской и солдатской слободкой – целая верста; есть также небольшая деревянная церковь. Население пока состоит из 150 солдат и 8 ссыльнокаторжных женщин. Неподалеку расположены и жилища аборигенов, люда очень трудолюбивого, у которого почти всегда можно достать быков, рыбы, картофеля, больших раков и местной водки».
Переселенцы и ссыльные создают зачатки оседлого общественного быта. К концу 1860-х появляются первые семьи.
К 1870-му образуется местное самоуправление: владивостокцы выбирают первого городского старосту. Им становится купец Яков Лазаревич Семенов – первый частный житель Владивостока. Должность старосты была почетной, обязывала к общественному управлению, но не оплачивалась из городской казны. Даже собственный дом с освещением и отоплением староста отдавал под канцелярию.
16 февраля 1871 года Высочайшим повелением Императора решено перенести Главное управление портов Восточного океана, а равно и резиденцию военного губернатора Приморской области, из Николаевска во Владивосток. Только в 1871-м на перенесение Сибирской флотилии и торгового флота морское ведомство выделило 100 тыс. рублей. В последующие годы эта сумма удвоилась.
Перенос порта и военно-морской базы послужил дополнительным толчком к развитию Владивостока. В городе создается строительная часть портового управления, заготавливается строевой лес. В бухте Золотой Рог возводятся новые пристани и хозяйственные постройки. Каждый год они принимают десятки иностранных и российских судов. Вдоль центральных улиц вырастают первые каменные здания «благочестивой архитектуры». Постепенно Владивосток превращался в главный порт России на Тихом (Восточном) океане.
В том же 1871-м Владивосток соединен с Нагасаки и Шанхаем подводным международным кабелем. Командир Сибирской флотилии и портов Восточного океана И. В. Фуругельм в докладной записке управляющему морским министерством Н. К. Краббе сообщал:
«…телеграфный кабель японско-китайского телеграфного общества 28 июля свезен на берег во Владивосток и… соединен с пароходом «Африка», после чего пароход в сопровождении датского фрегата «Норденшельд» отправился в Нагасаки…».
Местное самоуправление по Городской реформе 1870 года
30 ноября 1875 года во Владивостоке вступает в действие Городовое положение 1870-го, введенное реформой Александра II. По новым требованиям любой «уездный или безуездный» город независимо от численности населения должен иметь орган законодательный власти – городскую думу. Исполнительную власть осуществляет коллективный орган – управа или единоличный – городской голова. Первым главой Владивостока стал отставной офицер и местный предприниматель М. К. Федоров. Первое заседание владивостокской городской Думы прошло 7 декабря 1875 года. На повестке дня стояли:
Владивосток становится городом
В 1878 г. в целях конкуренции и вытеснения иностранного торгового флота создается пароходная компания «Добровольный флот», субсидируемая российским правительством. Это событие положило начало регулярным морским рейсам через черноморские проливы и Индийский океан. 24 июля 1879-го во Владивосток зашел первый «доброволец» – пароход «Нижний Новгород» вез партию каторжан на Сахалин.
Суда Доброфлота перевозили из Одессы на Дальний Восток тысячи переселенцев и десятки тысяч тонн грузов, а также почту. До постройки Великого Сибирского железнодорожного пути (Транссиба) морской маршрут был главной транспортной артерией, связывавшей европейскую Россию с ее восточными окраинами.
В 1880 году Владивосток получает статус города. В заключении сенатской комиссии подчеркивалось особое значение Владивостока как главного порта России на тихоокеанском побережье. В этом же году во Владивосток из Одессы прибыл первый грузопассажирский пароход «Москва», принадлежавший «Доброфлоту».
Получив статус города, Владивосток обрел право на свой герб. Первый эскиз с изображением тигра и якоря выполнил городской голова М. Федоров. Окончательный вариант был изготовлен в Петербурге заведующим гербовым отделением Сената Б. Кене. 16 марта 1883 г. герб Владивостока «Высочайше дарован»императором Александром III.
Статут герба детально описан здесь https://primamedia.ru/news/446612/. Три зубца на золотой короне означали население города меньше 50 тыс. Два якоря на заднем плане оплетены красной лентой ордена Святого Александра Невского, которую присваивали приморским городам.
В 1888 году отдельное Владивостокское военное губернаторство ликвидировано. Владивосток с островом Русский вошел в состав Приморской области. Сюда же перенесено областное управление с резиденцией приморского военного губернатора.
В следующем 1889-м новоиспеченный областной центр приобретает статус морской крепости. Это связано с окончанием первого этапа строительства Владивостокской крепости. 30 августа на Владивостокских батареях при залпах пушек торжественно поднят российский флаг морских крепостей – красное полотнище с синим Андреевским крестом.
Визит цесаревича Николая
1891-й год знаменательный в истории Владивостока. В этом году город посетил будущий император Николай II. Он заложил первый камень Уссурийской железной дороги, которая свяжет тихоокеанский порт России с другим крупным дальневосточным городом – Хабаровском. Стальные пути будущего Транссиба подходили вплотную к причалам и складам. Так, на стыке морского порта и железной дороги сложился транспортный узел, который стал базой для дальнейшего развития Владивостока.
К визиту цесаревича Николая в городе возвели Николаевскую Триумфальную арку. До 1927 года она была чуть ли не главной достопримечательностью Владивостока. Арка стояла на улице Петра Великого напротив первого музея города – музея имени В. К. Арсеньева, открытого в 1890-м году. В 2007-м постройку восстановили по сохранившемся чертежам на прежнем месте.
Первый театр на Дальнем Востоке
1 июня 1899 года во Владивостоке в отдельном здании открылся самый настоящий театр. Зал был рассчитан на 775 мест. Владивостокский театр ни в чем не уступал столичным храмам Мельпомены, имел электрическое освещение, нарядное фойе и отапливаемую оранжерею. К 1904-му в городе открыли двери уже 4 театра, в том числе китайский.
История Владивостока в XX веке
Русско-японская война
На время Русско-японской войны Владивосток стал прифронтовым городом. Наспех разбитые городские лазареты наполнили тысячи раненных и изувеченных солдат и матросов. Выходцы из низших сословий, они были озлоблены бездарным командованием и плохим снабжением. Общественность города тяжело восприняла гибель крейсера «Варяг» у корейских берегов, сдачу Порт-Артура, неудачи Русской армии под Мукденом и в Цусимском сражении. «Маленькая победоносная» война обернулась для России большим тяжелым поражением и привела к Первой русской революции.
Первая русская революция во Владивостоке
22 января по новому стилю 1905 года в Петербурге произошли трагические события, вошедшие в историю как «Кровавое воскресенье». Произвол царских сатрапов возмутил столичное общество. К осени антимонархические настроения докатились до Владивостока. Вместе с военными моряками и солдатами владивостокского гарнизона под красный флаг встали портовые грузчики, работники судоремонтных мастерских, экипажи торговых кораблей, железнодорожные рабочие.
Мало кто знает, но в истории Владивостока есть собственное «кровавое воскресенье» с расстрелом мирной демонстрации и жесткой цензурой произошедшего. В годовщину печально известных петербургских событий пролетариат и нижние армейские чины устроили в городе массовые митинги. Днем 10 января по старому стилю 1906 года длинные колонны рабочих, солдат и матросов двинулись вдоль ул. Светланской к штабу Владивостокской крепости на ул. Алеутской. В строю шел военный оркестр, над колонной развивались красные знамена и транспаранты с требованиями освободить политических заключенных. Многие солдаты несли винтовки, хотя патроны были не у всех. Дорогу демонстрантам преградили верные правительству армейские части: 32-й Восточно-Сибирский полк и стянутые в город отряды казаков. На углу Алеутской и 1-й Морской возле городского вокзала расстрельные команды открыли огонь по митингующим. Когда перепуганная толпа повалила назад, вперед бросились конные казаки, топтали и рубили тех, кто пытался спастись бегством.
«Когда господа монархисты рассказывают о том, что прекраснодушный государь был ни сном ни духом о расстреле мирной демонстрации 9 января в кровавое воскресенье, вспоминайте о том, что волнения были не только в Питере. Волнения были по всей стране. И по всей стране от Питера до Владивостока людей отстреливали как собак… без суда и следствия»
(Блогер Егор Иванов, ютуб-канал «Плохой сигнал»)
Вечером того же дня военный губернатор Приморской области В. Е. Флуг разослал редакторам всех газет служебную записку, в которой запрещал выставлять в черном цвете действия городских властей:
«Предупреждаю, что обсуждение в местной повременной печати сегодняшних событий во Владивостоке в духе порицания действия военных властей повлечет за собою немедленную приостановку газеты, конфискацию выпущенных номеров и высылку редактора за пределы крепостного района».
В результате событий 10 января во Владивостоке со стороны мятежников было убито 30 человек. Среди правительственных войск погиб 1 офицер и 4 нижних чина.
На следующий день в городе возникла революционная ситуация. Против своего командования восстали те части, которые не принимали участие в шествии 10 января. В этот день был тяжело ранен комендант Владивостокской крепости Селиванов. Царское правительство потеряло контроль над городом. Повсюду на улицах появились красные революционные флаги, профсоюзные активисты раздавали гражданам листовки и газеты. Так, Владивосток стал первым городом, в котором, пусть и временно, утвердилась Русская революция.
Исполнительный комитет железнодорожного союза даже провозгласил «Владивостокскую революционную республику». Она просуществовала всего до 26 января, пока в город не вошел казачий корпус генерала П. И. Мищенко. Была тут же создана военно-следственная комиссия по расследованию политических преступлений, начались аресты участвовавших в восстании и военные суды. Много частных владивостокских газет были оштрафованы за вольнодумство, а по сути, за объективное освещение событий. Шесть из них было закрыто. В их числе такие крупные приморские газеты, как «Владивосток», «Дальний Восток» (редактор Н. П. Матвеев). На этом Первая буржуазно-демократическая революция для Владивостока закончилась.
Первая мировая война и история Владивостока
Таким образом, во время Первой мировой войны главный морской порт России на Тихом океане выполнял роль перевалочного пункта. В бухту Золотой Рог заходили грузовые корабли союзных государств: Франции, Великобритании, Японии. Они доставляли военно-техническое имущество для армии.
Во время Гражданской войны власть во Владивостоке менялась постоянно
В ноябре 1917 г. власть в свои руки взял исполнительный комитет Владивостокского Совета во главе с большевиком К. Сухановым. Но первая власть Советов в городе не была прочной. В ночь с 28 на 29 июня 1918 г. во Владивостоке происходит белогвардейский мятеж при поддержке чехословацкого корпуса. Свергнутая советская власть уходит в подполье. Ее место занимает «Временное правительство автономной Сибири». Одновременно начинается иностранная интервенция. В бухте Золотой Рог под американским, британским, французским, итальянским, чехословацким, японским и даже греческим флагами, направив орудия на город, стояли военные корабли. Чужеземные солдаты и матросы наводнили Владивосток.
31 января 1920 года во Владивостоке происходит революционный переворот, в ходе которого свергается колчаковский наместник генерал Розанов. Сразу после захвата власти большевики формируют в городе собственное Временное правительство – Приморскую областную земскую управу. Но и этому оплоту советской власти не суждено было продержаться долго. Уже в первых числах апреля на Дальнем Востоке происходят выступления японских оккупационных сил. Во время этих провокаций был схвачен и передан белогвардейцам заместитель председателя Приморского Военного Совета 24-летний С.Лазо, памятник которому установлен в одном из центральных скверов Владивостока.
Гражданская война на Дальнем Востоке завершилась 25 октября 1922 года. В этот день части НРА ДВР под командованием И. П. Уборевича прошли походным строем по улицам Владивостока. Позже была упразднена Дальневосточная Республика, а ее территории влились в состав Советской России. Собирательный образ борцов за власть Советов на Дальнем Востоке увековечен в многофигурном памятнике, который с 1961 г. возвышается над центральной площадью Владивостока.
История Владивосток и Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной войны Владивостокский порт активно принимал военно-техническое имущество и продукты питания, которые поступали по ленд-лизу. Владивосток был конечным пунктом Тихоокеанского маршрута поставок. С 1941 по 1945-й по нему прошло 47% от общего объема иностранных грузов, полученных СССР в качестве военной помощи. По Транссибирской железнодорожной линии ценное сырье и оборудование доставлялось до развернутых в Сибири заводов и далее непосредственно на фронт.
История Владивостока: 1960-1990
Массовое жилищное строительство при Н. С. Хрущеве
В 1960-м году по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева начали возводить «Большой Владивосток». 18 января 1960 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О развитии г. Владивостока». В рамках утвержденной программы в окрестностях города развернулось микрорайонное строительство в индустриальных масштабах. Постановление решило судьбу Второй Речки, стимулировало небывалые для того времени масштабы строительства жилья и общественных зданий. Десятки тысяч советских граждан сменили коммуналки и сталинские многоквартирные бараки на собственные благоустроенные квартиры.
Печать и литература того времени рапортовали об успехах социалистического строительства:
«За шесть лет построено и сдано в эксплуатацию около миллиона квадратных метров жилья. На бывших пустырях – в районах Второй Речки, поселка Рыбак, Минного городка, на улицах Загородной, Спортивной, Беговой, Интернациональной, 40-летия ВЛКСМ и в других местах – выросли большие жилые районы из пяти-девятиэтажных зданий со всеми коммунальными удобствами».
Ясно, что для выезжающих из послевоенных землянок, деревянных бараков и коммунальных квартир с общей кухней подаренные государством строго нормированные квадратные метры с отдельной кухней и горячей ванной казались воплощением мечты. Однако по канонам современной урбанистики подобное жилье относится к категории «эконом-класса» и в благополучных странах востребовано городским контингентом с доходами ниже среднего.
Закрытый порт Владивосток. Когда и почему открыли город?
Когда и зачем закрыли Владивосток? После Второй мировой войны началось противостояние двух идеологических блоков, вошедшее в историю как Холодная война. С 1952 г. постановлением Совета Министров СССР во Владивостоке был введен особый режим. Главная военная база Тихоокеанского флота была полностью закрыта для иностранцев. Даже советские граждане могли попасть в город к родственникам только по специальным разрешениям.
Несмотря на особый статус, город все-таки посещали иностранцы. Так, в 1974 закрытый порт Владивосток был местом встречи Президента США Джеральда Форда и Леонида Брежнева.
Кто открыл Владивосток? Владивосток открыл первый и последний Президент РСФСР Борис Николаевич Ельцин. 20 сентября 1991 года он подписал указ №123.
В каком году отрыли Владивосток? Указ Президента РСФСР «Об открытии Владивостока для посещения иностранными гражданами» вступил в силу с 1 января 1992 года.
Почему открыли Владивосток? С конца 1980-х правительство Советского Союза взяло курс на либерализацию отношений и переход к рыночной экономике. Началось потепление отношений с капиталистическим миром и сближение с США.
«Одной рукой разрушая собственную экономику, другой рукой власть брала все новые и новые долги на западе для закупки товаров. Это ставило Советский Союз в невыгодные политические позиции на международной арене, вынуждало идти на односторонние уступки перед США и НАТО».
(ГИБЕЛЬ ЭКОНОМИКИ СССР. Как это было? Ютуб-канал «Вестник бури»)
Горбачев был в дружеских отношениях с тогдашним президентом США Джорджем Бушем-старшим и сокращал ядерно-ракетные комплексы в одностороннем порядке. Ельцин дружил с Клинтоном и продолжал дело по разрушению достижений тоталитарного СССР. На фоне глобальных регрессивных процессов некоторые частности, такие как превращение Владивостока в отрытый город, выглядят как прогрессивные изменения.
Отныне Владивосток перестал быть секретной базой Военно-Морского Флота СССР. Иностранные граждане могли свободно въезжать в столицу Приморского края, знакомиться с туристическими достопримечательностями и проживать в местных гостиницах. В бухте Золотой Рог появились торговые и пассажирские суда под иностранными флагами. Появление иностранных туристов способствовало развитию обслуживающего их бизнеса.
Новые достопримечательности
В 1975-м к празднованию 30-летия победы на городской набережной рядом со зданием штаба Тихоокеанского Флота открыли Мемориал Славы и установили корабль-музей. Подводная лодка С-56 времен Второй Мировой войны, совершившая переход через Тихий океан и Арктику, признана самым эффективным боевым судном Советского Военно-Морского Флота.
История Владивостока в XXI веке
2010 год Указом Президента РФ Владивостоку присвоено почетное звание «Город воинской славы». В честь этого события на центральной площади краевой столицы в 2012 году поставили стелу «Владивосток – город воинской славы».
Мосты Владивостока
2012 год стал особенно богатым на крупные стройки. В городе запустили 3 крупнейших в России автомобильных моста, ставших гордостью Владивостока:
Строительство и запуск мостовых переходов несколько разгрузили городской трафик и открыли новую страницу в истории города.
Православные храмы Владивостока
Возрождение Русской православной церкви вызвало строительство в городе православных храмов и часовен, а вместе с ними появление нового вида достопримечательностей. Спасо-Преображенский кафедральный собор – главный храм Владивостока – после многолетней стройки наконец-то вырос в восточном углу центральной площади.
Часовню Андрея Первозванного построили рядом с мемориальным комплексом «Боевая слава Тихоокеанского флота» на Корабельной набережной. Современная традиция возле всех военных памятников ставить здания религиозного культа как бы намекает, что православная церковь всегда была с русскими солдатами, защищавшими Отечество. Даже с воспитываемыми в духе атеизма советскими… Даже с участвовавшими в Русско-японской войне за право грабить Северный Китай и Корею…