Что было популярно в 60 е годы
Популярное в шестидесятых.
В 60-е вошла в моду пышная, объёмная причёска «Афро». Также в честь неё был назван музыкальный стиль Афро, основателем которого считается исполнитель Toto с его всемирно известной композицией Africa.
В 60-е годы появился новый тип сиденья который назвали «банан». Его использовали на велосипедах, мотоциклах, скутерах.
Модели планеров из пробкового дерева, которые могли летать, были очень популярны в 60-х. Но когда выяснилось, что клей, которым эти модели склеивались, обладал канцерогенными свойствами, производство планеров пришлось свернуть.
Кукла Барби стала невероятно популярной в 60-е годы. В 1965 году было продано 100 миллионов штук этой куклы.
На 60-е пришёлся пик популярности группы «Тне Beatles». В обиход вошло понятие «битломании».
Брюки клёш стали популярными в 60-х. Элвис Пресли, Сонни и Шер помогли сделать клёш символом нового поколения.
В 60-е стали применять лампы чёрного света в ночных клубах. Благодаря этому, светлые вещи казались флуоресцирующими.
В в женских причёсках стали применять начёс.
В связи с Карибским кризисом стало популярным устраивать домашние бомбоубежища.
Сапоги для танцев (англ. Go-Go boots) были созданы в 1960-х с таким замыслом, что надевать их будут во время танцев (главным образом, для исполнения танца гоу-гоу, а также для танцев на дискотеке). Считается, что термин восходит к Андре Курражу (Andre Courreges), который создал белые сапожки на низком каблуке, которые лишь слегка закрывали лодыжку.
Солнцезащитные очки, стилизованные под старинные стали популярны в 60-х. Их носили Джон Леннон и Роджер Макгвин.
В 60-х стали сушить волосы феном.
В 60-е появилась так называемая лавовая лампа. Это декоративный светильник, который представляет собой прозрачную стеклянную ёмкость (обычно цилиндр) с прозрачным маслом и полупрозрачным парафином, снизу которых расположена лампа накаливания. Лампочка нагревает и подсвечивает содержимое цилиндра, при этом происходит «лавообразное» перемещение парафина (или воска) в масле. Эффект основан на том, что при обычной температуре парафин (воск) немного тяжелее масла (и тонет в нём), а при небольшом нагреве парафин становится легче масла и всплывает. Лавовая лампа используется для украшения помещений и в настоящее время.
Мини-юбки в 1967 году достигли пика своей популярности.
Кольцо настроения (англ. mood ring) — кольцо, которое содержит термочувствительный элемент, например жидкий кристалл. Цвет элемента меняется в зависимости от температуры пальца того, кто носит кольцо. Знаменитая причуда американской моды 60-х годов.
После выхода фильма «Экзорцист» стали популярны доски для спиритических сеансов, так называемая «Говорящая доска» или «уиджа». Это доска для спиритических сеансов с нанесёнными на неё буквами алфавита, цифрами от 1 до 9 и нулём, словами «да» и «нет» и со специальной планшеткой-указателем. Участники верили, что с помощью её можно разговаривать с духами.
В 60-е появилась женская обувь «на платформе».
Одним из непременных атрибутов хиппи были стикеры Rickie Tickie, в виде солнышка. Их клеили на стены, автомобили, холодильники — короче, буквально на всё!
В 60-х впервые вывели сорт аквариумных обитателей — «Sea Monkey». «Морские обезьянки» — так называются маленькие ракообразные. По сути это артемии, т.е. маленькие рачки.
В 60-е молодёжь увлекалась гонками моделей автомобилей, которые назывались Slot Cars.
В 1963 году появились смайлики.
В 60-е появилась игрушка — супершарик. Он был разработан на основе синтетического каучука химиком Норманом Stingley. И сразу же он завоевал бешеную популярность. В декабре 1965 года более шести миллионов штук таких шаров.
Одним из самых популярных развлечений молодёжи 60-х стал сёрфинг.
Тогда же стало модным танцевать твист.
Тай-Дай (он же Шибори) — одежда в стиле радуги. Футболки Tie-dye вошли в моду на западе США в конце 1960-х и начале 1970-х годов как часть хиппи-культуры.
Куклы-тролли — ещё одна любимая забава в 60-х. В 1964 году их было продано, только в США, более миллиона штук.
Водолазки были известны давно, но именно в 60-х они получили всеобщую известность и популярность.
Love Beads — ещё один непременный аксессуар хиппи. Эти бусы состоят из разноцветных шариков, которые носят на шее или на запястье. В 60-е они были символом дружбы.
Безумные 60-е: хиппи, оп-арт и «бумажная» мода
Шестидесятые стали десятилетием молодежных субкультур, эксцентричной «бумажной» и «пластиковой» моды и минимализма. Европейские и американские подростки протестовали против политики своих государств, демонстрируя негативное отношение к обществу потребления с помощью одежды из секонд-хэндов. Игнорирование молодежью дизайнерских моделей не помешало громкому дебюту Ива Сен-Лорана и Валентино Гаравани, также пришедшемуся на «безумные шестидесятые». «Если вы помните 60-е, значит, вы тогда не жили», — говорил продюсер группы The Doors Дик Вулф.
«Чем безумнее – тем лучше!»
Пожалуй, самым экстравагантным направлением моды 1960-х стал космический стиль. В 1961 году Юрий Гагарин облетел Землю, и это повлияло не только на развитие науки, но и на моду. Дизайнеры были вдохновлены новыми перспективами и стали создавать причудливые, «инопланетные» модели. Первопроходцем в «космической моде» был дизайнер Андре Курреж, поклонники которого носили лунные ботинки и солнцезащитные очки в форме теннисных мячей. Курреж создавал короткие, похожие на детские, платьица, украшая их сверкающими пайетками и необычными аксессуарами.
Для подобных моделей более подходящими оказались искусственные, а не натуральные материалы – синтетика, пластик, винил. Модельеры украшали платья виниловыми пластинками и ими же скрепляли элементы купальника. В качестве материала использовался и металл. Конечно, сияющие комбинезоны, шлемы причудливой формы и щиты для глаз не прижились на улицах, однако подиумы в то время пестрели необычными «космическими» моделями, над созданием которых работали известные модельеры Пьер Карден и Пако Рабанн.
Мода на синтетические волокна плавно переросла в тенденцию создавать одежду из материалов, ранее использовавшихся в совсем иных целях. Дизайнеры экспериментировали с материалами, изготовлявшимися для космических скафандров, спортивной одежды и военной формы. Модели дефилировали по подиумам в одежде из винила и дакрона, которая на фоне консервативной парижской моды предыдущих десятилетий выглядела сверхоригинально и даже революционно. Эксцентричность предложенных дизайнерами нарядов считалась плюсом – для многих 1960-е прошли под девизом: «Чем безумнее – тем лучше!». Наряду с «пластиковой» и «виниловой» тенденцией в этот период в мире моды протекал и «бумажный бум».
В 1966 году в США фабрика Скотта помимо бумажных предметов обихода стала выпускать и одежду. Бумажные модели были двух расцветок – черно-белые и желто-черно-красные. Коллекцию назвали «Взрыв цвета» и рекомендовали менять при помощи ножниц, а чинить, используя лист бумаги. Надевать подобное платье можно было до пяти раз, а продавались модели «бумажной» моды в специальных магазинах. Производители представляли новые костюмы как воплощение блестящей новаторской идеи и произведение современного искусства.
Уловив новую тенденцию в массовом производстве, бумажные модели стали создавать и дизайнеры. «Бумажными кутюрье» журналисты и публика окрестили Элизу Дэббс и Гарри Гордона, выпускавших платья по три доллара за штуку. Однако не все дизайнеры были столь демократичны – зачастую цены на бумажные модели могли сравниться с кутюрными нарядами. В Нью-Йорке, на Мэдисон-авеню открылся бутик «Парафеналия», где продавалась супермодная пластиковая и бумажная одежда. «Тот, кто с пафосом относится к одежде, отвратителен. Ведь это всего лишь одежда. Она должна быть смешной, ее нельзя воспринимать серьезно», — озвучил настроения в молодежной среде один из основателей «Парафеналии» Пол Янг, сооснователем культового бутика был Энди Уорхол.
Искусство в моде
На фоне популярности картин «Зеленые бутылки кока-колы» и «Банки супа «Кэмпбелл» Уорхол начал переносить свои знаменитые рисунки и на ткань. Создавая одежду по собственным эскизам, он выпустил ставшие популярными платья «Бутылка», «Хрупкость», рубашку «Суп «Кэмпбелл». Рисунки в стиле поп-арт использовали в своих моделях и другие дизайнеры, сделав многократное перенесение привычных объектов на ткань одной из самых ярких тенденций моды 1960-х.
Если влияние кинематографа на моду ощущалось и в предыдущие десятилетия, то живопись проникла в фэшн-индустрию как раз в шестидесятые. Еще одним течением, которое нашло широкое отражение в массовой одежде, стал стиль оп-арт. Картины, выполненные в этом стиле, строились на световых эффектах и контрасте черного и белого цветов. Тенденция выражать человеческие чувства с помощью оптических эффектов появилась в 1950-х, а повсеместное распространение получила уже в середине 1960-х. Черно-белые контрастные полотна зачастую вызывали у зрителей головокружение, а модельеров стиль оп-арт привлекал графической простотой и новизной. Обычно подобные модели одежды были простого кроя, что, впрочем, с лихвой компенсировалось изображенными на ткани искаженными геометрическими фигурами, стилизованными кругами и монохромными спиралями и полосами. «Новая волна рисунка на ткани получила название оп-арт. Основой дизайна становятся современная архитектура и живопись. От романтизма не осталось и следа», — писал в 1966 году журнал Neue Mode.
Новая, в чем-то эксцентричная мода была крайне популярна у подростков. Среди модельеров, вдохновлявшихся новыми течениями в живописи, были Лари Олдрич, Андре Курреж, Ив Сен-Лоран. Последний в 1965 году представил публике коллекцию, основанную на творчестве одного из основоположников абстрактной живописи Пита Мондриана. Модельеры предлагали огромное разнообразие безумных аксессуаров и цветовых контрастов, однако именно противопоставление черного и белого стало настоящим хитом десятилетия. Начиная с 1960-х годов, дизайнеры постоянно черпали идеи в других видах искусства, подтверждая тем самым, что красота – категория не постоянная, а переменная.
«Радикальный шик» и стиль субкультур
Наряду со столицами мировой моды Парижем и Миланом в 1960-х годах свой стиль стал диктовать Лондон. Ведущие издания называли английскую столицу новым центром стиля и моды, а британские дизайнеры наперекор консервативному Парижу предлагали экстравагантные модели, которые стали настоящим символом десятилетия.
После окончания Второй мировой войны и преодоления кризиса финансовая ситуация в европейских странах начала улучшаться. Молодые люди уделяли больше времени музыке, кино и прочим развлечениям. Так в лондонский стиль проникла американская мода на джинсы и косухи, а эмигранты из бывших британских колоний привнесли в столицу Англии стиль западной Индии. Новое направление, сформировавшееся под влиянием самых разных веяний и культур, было ориентировано преимущественно на подростков. На улицах Лондона в то время можно было встретить как молодых людей в этнических нарядах, так и «бунтарей» в футболках и потертых джинсах. В 1966 году журнал Time Magazine опубликовал статью под заголовком «Лондон — город свинга». В конце десятилетия на экран вышли фильмы, отразившие революционный дух того периода: «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони и «Спектакль» Николаса Роуга. В это же время на Карнаби-стрит, ставшей культовым местом «свингующего Лондона», появились магазины розничной торговли. В 1960-е бутики предлагали молодежи революционные модели, и эта улица прославилась на весь мир как центр независимой моды.
Бунтарские настроения пятидесятых перекочевали и в шестидесятые. В этот период даже подростки из состоятельных семей одевались в секонд-хэндах, подчеркивая свою исключительность и протест против общества потребления. В крупных городах популярными стали рынки с ретро-одеждой, подростки не боялись сочетать старомодные вещи из разных эпох, не заботясь о моде. В то время как обеспеченные молодые люди демонстрировали свою принадлежность к субкультуре, намеренно надевая старые вещи, для подростков из бедных семей эта тенденция стала возможностью соответствовать веяниям и не тратить деньги. Бунтарский дух, однако, был высмеян многими журналистами, которые называли стилизованную бедность насмешкой над бедностью реальной. Американский писатель Том Вулф отзывался о молодежи, как о капризных детях, играющих в революцию, а сам стиль одежды назвал «радикальным шиком». Модельеры же, пытаясь угодить изменившимся вкусам, начали создавать модели в стиле 30-40-х годов, однако дизайнерская одежда «под ретро» не пользовалась большой популярностью – контркультура игнорировала моду.
Отказ от стиля леди и всех тенденций, популярных в предыдущие десятилетия, привел к самому яркому и массовому движению второй половины шестидесятых – хиппи. Пропагандировавшие любовь и мир, несогласные с политикой своих государств «дети цветов» облачались в экзотическую одежду, привезенную из других стран: южноамериканское пончо, индийские туники и головные уборы эскимосов. Яркие и обильно расшитые наряды хиппи дополняли массивными украшениями – в основном, индийскими браслетами и поясами. Философия хиппи стала настолько популярной, что многие модельеры констатировали закат функционализма. «В отличие от романтического стиля и стиля ар-нуво, фольклорный и спортивный стили вкупе с пестрыми мексиканскими одеждами пользуются сегодня необычайным успехом», — писал журнал Neue Mode. Необычные, яркие и притягательные индийские мотивы захватили в 1960-е всю Европу и Америку, а молодежь теперь носила куртки «йети», пестрые юбки, расклешенные брюки, турецкие шаровары, расшитые рубашки и шубы из длинного меха. Несмотря на то что сами представители субкультур скептически относились к моде, глянцевые издания писали о том, что новый стиль заслуживает пристального внимания и способен оказать серьезное влияние на фэшн-индустрию.
В конце десятилетия яркая психоделическая одежда из искусственных материалов отошла на второй план, а настоящим хитом стал стиль милитари. Использование военных вещей в повседневной жизни тоже было своеобразным протестом, последовавшим за прокатившимися по Европе протестами 1968 года: так молодежь пыталась придать одежде, предназначенной для сражений, мирный характер. Камуфляж с грубыми заплатками украшали символами мира, юбки и туфли в стиле милитари разукрашивали в красный и розовый цвета. Такую одежду носили представители самых разных субкультур, а особенно популярны были куртки больших размеров с символами воздушной авиации США. Тогда же модельеры начали экспериментировать с оливково-зеленым цветом, получившим название хаки.
Тенденция к минимализму и главный символ десятилетия
В 1960-е широкое распространение получила одежда из эластичных тканей. Мысль о том, что иметь в гардеробе много вещей неудобно и что женщины вполне смогут обходиться всего несколькими базовыми моделями, посещала модельеров еще в 1930-е и 1940-е годы. Клэр Маккарделл в 1934 году предложила сменить все разнообразие фасонов и моделей на несколько основных элементов, а в начале следующего десятилетия она первой создала леотар — трико с длинными рукавами — и сделала его основой образа. Базовыми вещами гардероба модельер считала черную водолазку и колготки. По-настоящему популярной идея комбинации нескольких простых вещей стала в шестидесятые, когда женщинам предлагалось иметь в гардеробе лишь топ, жакет, юбку и брюки.
Сведение количества одежды к минимуму в этот период стало возможным благодаря появлению эластичных тканей. В 1960-е модельер Джорджио ди Сант-Анджело начал искать новые способы создания тканей. Он работал с шерстью и акриловой нитью, а также изобрел эластичный шелк, который мог растягиваться в любом направлении. Из эластичного шелка и лайкры шились и купальники, и вечерние топы. Художник по костюмам Жак Фонтерей в 1968 году писал: «Я уверен, что трико или одна из его разновидностей станет основным элементом одежды будущего». Фонтерей оказался прав: именно эластичные модели 1960-х послужили основой для создания современной одежды — от спортивных костюмов до вечерних нарядов.
1960-е стали очередным десятилетием, полностью изменившим представления о стандартах женской красоты. Если после войны модельеры ориентировались на матерей семейства и женщин с формами, то в шестидесятые в моду вновь вошла андрогинность, а символом новых стандартов привлекательности стала знаменитая Лесли Хорнби, известная как Твигги. Худощавая девочка-подросток с наивно раскрытыми глазами появлялась на обложках ведущих глянцевых изданий, а девушки по всему миру стали соблюдать жесткие диеты, желая походить на своего кумира. Твигги стала первой моделью, чей образ воплощал идеалы десятилетия, модельеры создавали одежду для очень худых девушек с мальчишескими фигурами. В модных журналах и на плакатах она появлялась в мини-юбках и платьях от Мэри Квант и воплощала «кукольный» стиль, необычайно популярный в 1960-х. Наряду с поклонниками у Твигги были и недоброжелатели – многие журналисты называли ее болезненно худой и «голодной» девочкой, однако это не помешало распространению моды на андрогинность – в шестидесятые мужчины часто ходили с длинными волосами, а молодые женщины предпочитали короткие стрижки и платья-мини, таким образом выражая нежелание взрослеть.
Громкие дебюты 1960-х
Шестидесятые стали началом гениальной карьеры Ива Сен-Лорана, который громко заявил о себе уже в начале десятилетия. В 1957 году, после смерти Кристиана Диора, 21-летний Сен-Лоран занял место креативного директора Дома Dior. Однако уже в 1960 году юный модельер создал свою последнюю коллекцию для бренда: руководители Dior решили, что молодой дизайнер не вправе навязывать поклонникам высокой моды уличный стиль, и распрощались с Сен-Лораном. Через два года кутюрье выпустил первую коллекцию под собственным именем, для которой создал двубортный блейзер с золотыми пуговицами и шелковые брюки. Позже сам модельер и многие другие дизайнеры использовали эту модель.
Ив Сен-Лоран был одним из первых модельеров, не побоявшихся создавать революционную одежду в стиле оп-арт и поп-арт, а также предложил смокинг для женщин и наряды в стиле «Африка» и «Сафари». Он смело сочетал самые яркие цвета, ярко-розовое платье дополняя канареечным пиджаком, комбинируя черный с коричневым, оранжевый с красным и фиолетовый с синим.
Еще один громкий дебют десятилетия – появление в мире моды итальянского «шейха шика» Валентино Гаравани. Получив образование в Париже, в конце 1950-х он вернулся в родную Италию, где открыл Дом мод, явивший миру ставшие легендарными фирменные красные платья. Яркие платья стали «визитной карточкой» Гаравани, а у красного цвета дизайнер различал тридцать оттенков. Громкий международный дебют Валентино состоялся в 1962 году, а в 1968-м вышла его знаменитая «белая коллекция», целиком состоящая из вещей белого цвета. Тогда же модельер впервые использовал логотип «V». Женственные платья от Валентино стали символами роскошной жизни, и звезды Голливуда заваливали кутюрье заказами. В 1968 году кружевное платье от Гаравани, в котором Жаклин Кеннеди выходила замуж за Аристотеля Онассиса, попало на страницы практически всех ведущих изданий.
От чего сходили с ума в 60-е. Мода и дефицитные вещи.
Как пел в то время Аркадий Северный:
Давайте узнаем, что было в те годы модно и каким был предел мечтаний тогдашних модников.
Обратите внимание- парень в «болонье» несет дамскую сумочку, это был признак ухаживания.
В городской среде я такого не видела никогда, поскольку до 16 лет жила в Сочи, а этот город по моде уступал только Одессе, там моряки постоянно привозили модную заграничную одежду и обувь.
Еще Тбилиси был очень модным городом, грузинки вообще эффектные женщины, а уж одевались они просто шикарно, это у них в крови, и за ценой не стояли- Москва и Ленинград, даже «звезды» кино и эстрады тех времен (а все они приезжали в Сочи)- по сравнению с ними выглядели бедновато.
С 16-ти лет я жила в Москве, в центре, и тоже ни разу парня с дамской сумочкой не видела, может- среди лимитчиков можно было такое встретить?
Такие моменты иногда встречались в советском кино- парень берет из рук девушки ее маленькую сумочку.
Но вернусь к теме, мне очень интересно про все эти вещи писать, поскольку у меня такое свойство памяти- костюмы помню по нескольку десятков лет, фасон и каждую строчку.
Может- это профессиональное, но я часто смотрю, что выкладывают в постах о моде в СССР люди явно 70-х годов рождения и вижу, что картинки не те!
Вот то немногое, что пока нашла, к остальным постам попрошу помощи френдов, наверняка у многих есть фотографии из семейных альбомов и сканер.
Болонья — это плащевая ткань, имеющая одностороннее водонепроницаемое покрытие, а также плащ из такой ткани (по названию итальянского города Болонья (Bologna), где впервые была изготовлена такая ткань).
Они в 60-х заменили китайские плащи «Дружба» и пыльники.
Эти фото- поздние, первые «болоньи» появились, когда девушки носили «шпильки» и «бабетты», но такие фото я не нашла.
Итальянские плащи были супердефицитом, с рук стоили 50-60-70 рублей, люди зарплату такую тогда получали.
У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды.
Хотя в плащах были вставки с дырочками под кокеткой и в подмышках, воздух они пропускали плохо.
С другой стороны- если их носить на свитер, можно было ходить в них до зимы, в Сочи так и зимой ходили.
В сложенном виде плащ из такого материала почти не занимал место, еще к «фирменной» болонье прилагалась косынка или берет.
Были они разных цветов: коричневые, синие, хаки и даже белые и красные, это был особый шик!
Потом их уже у нас стали выпускать, и они стали просто униформой! Но шили у нас их часто без кокетки, потом пошли «болоньи» с рацветкой, чаще всего ужасной, а уже в 70-х их заменили болоньевые куртки.
Еще одно сумашествие 60-х- это мохер!
Мохеровые шарфы носили мужчины на шее, а женщины- на голове.
Они были страшным дефицитом, стоили с рук бешеные деньги, 50 рублей- это считалось дешево, продавали их и дороже.
Были они красные с черным, зеленые с черным.
Что только не делали, чтобы имитировать мохеровый шарф: красили ватин, начесывали обычные шарфы в клетку, но это были жалкие потуги.
Вот типичная подделка под «фирму»- нехарактерная клетка и не то качество.
Мохеровые шарфы были настолько престижны и дефицитны все время, вплоть до 90-х, что были знаком отличия вместе с ондатровой мужской шапкой и дубленкой, которых не было вообще в свободной продаже!
Как наградой- ими отоваривали делегатов партийных сьездов вместе с другим одежным дефицитом.
Шарф «made in Scotland», поздний, 70-х годов.
В «Березках» они были, но до введения чеков в середине семидесятых были сертификаты, и если мне не изменяет память- их можно было купить только на бесполосые, на «желтые» и «синие» их не продавали.
Также вошли в моду вязаные шапочки из мохера, мотки пряжи было везти очень выгодно, моточек 25 грамм стоил поначалу 25 рублей!
Мохер везли все: артисты, балетные, спортсмены, моя одноклассница вышла замуж за футболиста, он рассказывал, как всей командой по очереди утрамбовывали в чемоданы и сумки упаковки с мохеровой пряжей, чтобы влезло больше!
Из моточка можно было связать шапочку крупной вязки, она получалась почти полупрозрачная, с большими дырками, но их начесывали и еще делали чехол, чтобы дырки были не видны.
Нашла только одну, напоминающую по форме, но это шерсть, начесанная под мохер.
Придавали форму таким шапочкам на трехлитровой банке, в результате получалось нечто куполо-тиарообразное.
Вот такая форма получалась после сушки на банке.
Как правило, такая шапка дамами носилась с драповым пальто с норкой, но это считалось «колхозом», престижным было импортное пальто из шерсти с норкой, с отстрочкой крупными стежками и проклеенными полочками, они были только кап. производства и доставали их по исключительному блату!
И к нему полагалась норковая шапочка под цвет воротника.
У нас такие пальто отшить не могли- не было клеящихся прокладок для тонких пальтовых шерстяных тканей, драп же выметывали вручную на бортовку.
Такую форму мохеровых шапок девочки не носили, но ее очень любили дамы, которые делали прически «бабетта»(в просторечии:»вшивый домик») и «хала», они были высокие и такая шапка, высушенная на трехлитровой банке как раз налезала на эти прически.
«Правильные» картинки этих причесок, вошедших в моду в 60-е, мне удалось найти с большим трудом, хотя они продержались в моде лет двадцать!
Картинок «что такое хала в СССР» немного, выложу их в следующем посте вместе с другими прическами 60-х, за одну их них я вынуждена была перевестись в другую школу- такой был конфликт с классной, дело дошло до комсомольского собрания с коллективным осуждением и ГОРОНО!
Буду очень благодарна, если вы мне пришлете фото 60-х: «хал», мохеровых шапок и всего остального!
Вот такие платьица были супер-писком конца 60-х:
Они были красивых нежных цветов: голубые, салатовые, розовые, белые.
Пик популярности кримплена в СССР пришелся на середину 70-х, а в 60-х он только появился.
Это был жуткий дефицит, но Сочи- город богатый, и у нас некоторые девочки даже в школу носили кримпленовые костюмы!
Форму в старших классах у нас не носили, поэтому одевались кто во что горазд.
Кримпленовый костюм, да еще фактурный с рисунком- был заветной мечтой, но их цена с рук в 60-е доходила до 300 рублей, естественно, что учительницы в школе позволить себе такое не могли, это несколько зарплат учителя в те годы, а дочки зав.ресторанами или базами- могли.
Учительницы завидовали, но молчали- им от таких родителей тоже перепадал дефицит.
Одна девочка, дитя торговых работников, Аня Мирзоян- приходила даже на уроки в кримпленовом костюме, нежно-голубом с золотым люрексом, еще у нее первой в классе появились эластичные чулки (здесь в ЖЖ есть моя одноклассница, не даст соврать).
Про кримплен и ткани с люрексом напишу еще подробно, все-таки их пик пришелся не на 60-е. Были дикие на нынешний взгляд фасоны- воротник «заячьи уши» и т.д.
Еще носили шерстяные «двойки» (кофточка с короткими и сверху такая же с длинными рукавами), манишки из гипюра из ГДР, очень красивые.
Справа- «двойка», в середине- свитерок «лапша», но это ранние 70-е.
Но в Грузии и Абхазии цеховики быстро наладили производство водолазок, качество было значительно хуже, они были грубее, «оверлок» на швах вечно рвался.
Но в провинции и их покупали за приличные деньги, спекулянты их возили с Кавказа сотнями и прилично наваривали.
Советская мода 60-х годов
К этому времени лишь небольшая часть населения нашей страны имела реальное представление о том, что происходило в мире моды там – за рубежом. Для большей части страны само понятие мода вообще не существовало. Конечно же, прошедшие в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и первый показ Дома Мод Кристиана Диора в 1959-м внесли свежую струю в жизнь советских людей, но, к сожалению, “в живую” принять участие в этих событиях довелось лишь немногим гражданам СССР, остальным же пришлось знакомиться с ними через страницы газет и радиопередачи, которые в то время были насквозь идеологически политизированы. Но даже небольшой горстки очевидцев и стоявшей на улице хрущевской оттепели уже было достаточно для того, чтобы в нашей стране стали говорить о том, что было забыто на несколько лет. В нашей стране снова стали говорить о моде.
Мода 60-х в СССР – миф или реальность? Давайте оглянемся назад, чтобы в этом разобраться…
Желание красиво выглядеть существовало в человеке всегда, особенно это имеет отношение к женщинам. Несмотря на то время, в котором они живут, несмотря на социальный строй, статус и прочие факторы, женщины всегда мечтали быть обворожительными. К сожалению, в начале 60-х годов у рядовой советской женщины не было и десятой доли тех возможностей преобразиться, которые были у западных красавиц. Легкая промышленность СССР словно продолжала штамповать одежду для воинов Красной Армии руководствуясь лишь Госпланом: много, одинаково и безвкусно. Естественно, что взяться хорошей одежде на прилавках советской торговли было нереально. К тому же, сама мода и культура хорошо одеваться не приветствовалась официальной идеологией, а наиболее активные модники – стиляги преследовались уголовно по статье 58 УК за антисоветскую деятельность.
Все модные вещицы и журналы могли попадать в нашу страну только незаконно из-за границы и лишь благодаря немногочисленным загранкомандировкам дипломатов, летчикам дальней авиации и морякам. Очень редко в магазинах “выбрасывали” продукцию дружественных социалистических стран Восточной Европы, за которой моментально выстраивались многометровые очереди. Такую одежду продавали чуть ли не штучно – “отпускали по одному изделию в руки” и называли страшным словом “дефицит”. Дефицитом в Советском государстве была не столько модная одежда, сколько красивая и беззаботная жизнь в целом.
Но говорить о полном отсутствии модной индустрии в СССР в 60-е годы было бы несправедливо. В те годы нашей стране было свойственно экспортировать на Запад не только природные ресурсы, но и образ счастливого человека, живущего в социалистической стране. Для большего правдоподобия советские чиновники организовывало открытые выставки достижений народного хозяйства, в том числе, и показы моды. На Кузнецком мосту существовал мифический экспериментальный цех, где создавались пусть не громкие, но шедевры моды, которым рукоплескали в 1962 году Париж, а год спустя и Рио де Жанейро. Проводились и полузакрытые показы мод, по подиуму которых дефилировали манекенщицы того времени такие как Янина Черепкова, Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Регина Збарская, Галина Миловская. Но вернемся к моде массовой и общедоступной…
Неизвестно точно благодаря или вопреки кому, но мировые тенденции моды в начале 60-х начинают проникать тонкими ручейками и в нашу страну. В 61-м году советские женщины впервые “знакомятся” со шпильками. Такое название получила элегантная женская обувь на высоком тонком каблуке, достигавшим в основании мизерные 6×6 или 5×5 миллиметров.
Ходить на шпильках было неудобно, они оставляли глубокие следы в свежем асфальте, из-за попадания модных каблуков в прорезь между ступеньками останавливались экскалаторы метро, но женщины упорно продолжали обувать именно остроконечные шпильки.
Наверное, не было более сексуальной униформы для женщины в 60-е годы, чем черный обтягивающий свитер, узкая юбка и обязательно шпилька. Даже зимой, даже на работу и обязательно на свидание девушки бегали на шпильках, чтобы быть блистательными и модными. Это была одна из первых жертв красоте, на которую добровольно согласились женщины 60-х годов. Кстати, некогда ультрасовременная шпилька со временем не только не вышла из моды, но и превратилась в классику.
60-е годы запомнились всему миру моды и социалистическим модницам, в том числе, умопомешательством на почве всего искусственного. Новые ткани и новые названия: нейлон, лайкра, кримплен, винил, дралон и прочие “-лоны”, “-ланы”,”-лены”. Одежда из новых видов ткани считалась удобной и практичной. Она не мялась, легко чистилась и стиралась. И самое главное – она была дешевой.
Начиная с 62-го года советские граждане впервые знакомятся с темно-синими итальянскими плащами Болонья. У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды. Нас же он покорил своей новизной и тем, что в сложенном виде одежда из такого материала почти не занимала место. В массовом сознании советских людей складывалось убеждение, что каждый уважающий себя человек должен иметь плащ Болонью. В Советском Союзе болоньевый психоз продлился целое десятилетие и породил такое немыслимое понятие во всем мире как летнее пальто. Со временем производство дождевиков, протекающих по швам и одновременно служащих парником в любую погоду, освоила и отечественная легкая промышленность.
Мода на искусственный мех
Сейчас в это поверить трудно, но в 60-е годы настал период, когда натуральный мех, для большинства населения недоступный и недосягаемый, стал казаться скучным, недемократичным и “замшелым”. Мода на искусственные шубы и искусственные меха захватил абсолютно всех, даже людей имеющих возможность покупать вещи из натурального меха. Буквально на несколько лет все советские модницы облачились в шубы из искусственной норки, а мужчины стали носить шапки из искусственного каракуля. Мода на искусственный мех закончилась также внезапно, как и началась, а очередные трофеи моды пополнили ряды вечно растущих гардеробных.
В 64-м году в СССР получают распространение нейлоновые рубашки. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон казался абсолютным материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и, вообще, казались вечными. Самыми шикарными считалась белые нейлоновые рубашки. Типичный портрет модного молодого человека 60-х – темные брюки-дудочки, белая нейлоновая рубашка и зализанные к верху волосы.
Одежда из синтетических материалов – это одна из характерных черт моды 60-х, десятилетия химчисток, химических завивок и пластиковой мебели. Что ж, такое было время. Время, когда прогресс начал проникать во все сферы человеческой жизни, а новаторы пытались найти ему все новые и новые применения. Конечно, сейчас можно критически смотреть на то время и на ту моду, но именно во многом благодаря синтетике огромная часть населения нашей страны смогла получить хоть небольшое, но разнообразие своих гардеробов.
Мода на крашенные волосы
В 63-м году наша страна переживает моду на крашенные волосы. В какой-то момент естественный цвет волос для модников начал казаться слишком простым и неинтересным. С этого момента волосы красят не только пожилые, чтобы скрыть седину, но и молодежь, причем не только женщины, но и мужчины.
Поскольку о наличии специализированных красок для окрашивания волос в то время не могло быть и речи, то в ход вступала изощренная выдумка советского человека. Чтобы покраситься в разные оттенки каштанового, в разных пропорциях смешивали хну и басму. Увеличивая долю басмы можно было стать жгучей брюнеткой. Осветляя волосы отваром из луковой шелухи, добивались цвета желтого, как цыплячий пух. Крайняя форма осветления волос – радикально белый цвет требовал применения не безвредных химических веществ – например, перекиси водорода. Обладательниц осветленных таким образом волос иногда в шутку называли пергидрольными блондинками.
Именно в 60-е годы получил распространение тип зрелой дамы с голубыми волосами. После мытья на голову выливали тазик с подсиненной водой, а напустить синевы можно было хоть чернилами.
В конце 60-х в продаже появились первая настоящая краска для волос из ГДР, а также первые в нашей стране оттеночные кремы для волос.
Появившись в конце 60-х, мини мгновенно завоевало титул самой модной женской одежды на целое десятилетие. Там где это было возможно (в школах и техникумах) блюстители морали и председатели комсомольских ячеек по утрам измеряли длину юбок и расстояние от коленок до юбок линейками и при несоответствии отправляли учениц домой переодеваться. Короткая длина юбки порицалась, высмеивалась, запрещалась, но все было бесполезно. Буквально за пару лет, к началу 70-х, под натиском красоты оголившихся женских ножек пали запреты на длину юбок и женщины более старшего возраста могли позволить себе одеть мини. Мода на короткие юбченки, так быстро покорившая столицу и большие города, в отдаленные уголочки нашей страны доходила иногда с многолетним опозданием. Бывало, что молодая студентка, возвращающаяся на каникулы домой в сельскую местность могла быть не только высмеяна своими односельчанами, но и получить взбучку от строгих родителей.
Женский брючный костюм
В конце 60-х наряду с мини-юбкой появилось еще одно бедствие на голову консерваторов моды. Абсолютно модным и относительно неприличным явлением становится женский брючный костюм – отголосок стиля раскрепощенности и сексуальной революции.
Крой первых костюмов, как правило, не сложный – жакет прямой или слегка приталенный, брюки прямые или слегка расклешенные, большие металлические пуговицы, воротник “Собачьи уши”. Вместе с костюмом носили тупоносые туфли с толстыми и не очень высокими каблуками. Во всем этом наряде женщина выглядела этаким “матросиком”.
Женский брючный костюм в СССР – это начало эмансипации. Носить брюки, не смотря на моду, осуждалось обществом как публичное женское курение. И ношение этого костюма было как вызов, как дерзость. Исполкомы запрещали появление в брюках, например, в клубах. Женщину в брюках могли не пустить в ресторан, как до этого не пускали в мини юбке. Исключением были прибалтийские республики, славившиеся своей лояльностью к прозападным тенденциям в моде и к женским брюкам в частности.
Сеть закрытых магазинов “Березка”
В 1960-е годы в нашей стране начинают проводиться выставки с участием западных фирм. Товары, представленные на этих выставках, конечно же, не были предназначены для широкой розничной продажи, а распределялись среди родственников высокопоставленных чиновников и прочей политической и бюрократической элиты.
60-е годы – это время появления первых закрытых магазинов, где по специальным талонам “распределялись” зарубежные товары, в основном, финские и австрийские. В то время вещи не классифицировали по дизайну, авторству, фирме, а исключительно по странам их экспортирующим. Итальянская, югославская, австрийская одежда и обувь автоматически считалась шикарной, польская и венгерская – классом пониже. Сеть закрытых магазинов получила название “Березка”. Рядовые граждане не могли обслуживаться в этих магазинах, поскольку товары в них выдавались в обмен на боны и сертификаты, которыми выдавали часть зарплаты счастливцам, работающим за границей (представители посольств, моряки, сотрудники аэрофлота).
Поскольку в конце 60-х промышленный трикотаж безнадежно отставал от возросших запросов советских граждан, то наиболее умелая половина женского населения обратилась к науке “две изнаноночные – две лицевых”:
“Вяжем сами” становится чуть ли не самым популярным разделом в разных изданиях. Курсы кройки и шитья посещают и девочки и бабушки, иногда там можно увидеть и мужчин.
Если до тех пор самой распространенной моделью были бабушкины серые носки, то теперь рисунок усложняется – массовые издания дают советы, типа “вверху восьмерки, внизу гладко и потом вяжем резинкой”. Женщины обмениваются моделями. Купить шерстяную пряжу в мотках становится проблемой. За вязанием коротают время, в том числе и на работе. Вязание в конторах и НИИ становится обычным явлением.
Наиболее продвинутые мастерицы пытаются получить модели из западных журналов, но, даже модели из обычных совковских изданий, ни чем не хуже того, что продавалось в магазинах.
В 1965-м году произошло событие, о котором просто нельзя не упоминуть, освещая тему моды в СССР. Во Всесоюзный дом моделей пришел работать Вячеслав Зайцев. Это был первый мужчина в только зарождающемся советском модном бизнесе. Талантливый художник, нестандартный дизайнер, интересующийся современными западными модными тенденциями. Ему удалось воплотить прогрессивные идеи западной моды в оригинальном стиле, адаптированном под существующую действительность. Зайцев стал первым и главным модельером в СССР. У него стали одеваться наши звезды. Многие образы, созданные им в конце 60-х пережили не одно десятилетие.