Что было характерно для первых шагов петра как самостоятельного правителя
Начало царствования Петра I Великого
Стрелецкий бунт 1682 — Хованщина
Двоецарствие Петра и Ивана — правление царевны Софьи
Отстранение Софьи 1689
Первые годы правления Петра I
Азовские походы
Смерть матери царя, Натальи Кирилловны Нарышкиной в 1694 году — начало самостоятельного правления Петра I. Его брат Иван V, проживший до 1696 года не принимал участия в управлении. Петр I хотел проверить в деле свои новые военные соединения — Семёновский и Преображенский полки, кроме того, крепость Азов являлась ключевым пунктом для закрепления на побережье азовского моря.
Первый азовский поход 1695 года закончился неудачей из-за плохой организованности русских войск и отсутствия поддержки флота, а Пётр I усвоил урок — отправился строить новые верфи и корабли.
Собрав больше войск, при поддержки артиллерии и флота, отрезавшего турецкую крепость от снабжения морским путем, Петр I во время второго азовского похода в 1696 году взял Азов. В качестве базы для русскогоо флота в 1698 году был основан Таганрог.
Вмешательство Петра I в европейскую политику
Стремясь предотвратить избрание профранцузского принца на польский престол, Пётр I послал к литовской границе, стрелецкие части под командованием Г. Ромодановского, для поддержания партии курфюрста Саксонского Фридриха Августа, также боровшегося за польскую корону. В результате план удался — курфюрст вступил на польский престол под именем Августа II и дал слово совместно действовать против турок.
Великое посольство 1697-1698
Стрелецкий бунт 1698 года
Восстание московских стрельцов во время пребывания Петра I в Великом посольстве, общей численностью более 2 тыс. человек, историками обосновывается тяготами военных походов, недостаточностью жалования и назначениями иностранных офицеров на высшие военные должности. Царевна Софья планировала воспользоваться событиями и вернуть себе утраченную власть.
Таким образом, начало правления Петра I было насыщено трагическими событиями, существенно повлиявшими на личность будущего царя. Некоторые из этих событий непосредственно повлияли на реформы Петра I, часть из них отразилась на его физическом и психологическом здоровье.
ШАГ #41-43: Правление Петра Первого
ШАГ СОРОК ПЕРВЫЙ: Правление Петра Первого. Часть 1
Сегодня мы с вами входим в эпоху петровских реформ.
Как оказалось, Петр не только строил империю и Петербурги. В свободное от строительства время он находил время на проведение преобразований во всей стране.
Начнем с того, кем был сам Петр Великий:
• Петр I – русский правитель (1689 – 1725); с 1721 г. – Император.
• Сын Алексея Михайловича Романова.
• В 1682 – 1689 гг. правил при регентстве своей сестры Софьи Алексеевны.
• 1682 – 1696 гг. – соправление с братом Иваном V Алексеевичем.
В годы правления Софьи Петр со своей матерью жил в подмосковном селе Преображенское.
В детстве Петр учился грамоте, но систематического образования не получил.
Зато его увлекало военное дело: в селе Преображенском и Семеновском организовывались «потешные полки» – собрания ребят, с которыми Петр играл «в войну». Позже они выросли и превратились в престижные гвардейские полки.
В 1689 г. произошло стрелецкое восстание, целью которого был захват Петра в плен. Спасен он был Семеновским и Преображенский полками, которые вовремя пришли на помощь.
После этого инициаторша восстания (Софья Алексеевна) была заключена в монастырь, руководитель стрельцов (Ф. Шакловитый) — казнен.
Трон перешел к Петру.
В 1697 – 1698 гг. Петр совершает «Великое посольство» в Европу 🌍
В его состав входило около 250 человек. Сам Петр отправился в него не как царь, а под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
В данном посольстве Петр посвятил много времени изучению европейской политики, кораблестроения, военного дела, культуры европейских стран.
Он посещал музеи, верфи, театры, парламент.
Обучаясь на верфи, получил диплом плотника-корабела.
Также одной из целей данного посольства было нахождение союзников для предстоящей войны со Швецией.
В 1698 г. посольство было вынуждено прерываться в связи с разразившимся в Москве стрелецким бунтом. Восстание было подавлено еще до приезда Петра. По приказу царя было казнено более 1000 стрельцов (в казнях участвовал и сам царь).
Все это привело к реформированию стрелецкого войска в будущем.
ШАГ СОРОК ВТОРОЙ: Правление Петра Первого. Часть 2
В данной статье мы начинаем разбираться непосредственно с реформами нашего «Великого реформатора».
Начнем с предпосылок реформ:
• «Великое посольство» Петра – посмотрел, как хорошо в Европе, и решил сделать так же.
• Отставание России от Европы в экономическом, социальном и культурного развитии.
• Желание вывести Россию на мировой уровень.
• Личные качества царя: стремление к познанию и преобразованиям.
❗️Реформы Петра охватили ВСЕ сферы жизни общества.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ:
Стартуем с мануфактур.
Первые мануфактуры появились еще в середине XVII века.
МАНУФАКТУРА – производство, основанное на разделении труда, в основе которого лежит РУЧНОЙ труд.
Петр утяжелил положение крестьян, разрешил помещикам приписывать их к производству (приписные крестьяне), чем помог распространению мануфактур по всей России. В первой четверти XVIII в. их насчитывалось более 200 штук
Кроме того, Петр решил провести государственную политику в экономике. Она имела 2 основных направления: меркантилизм и протекционизм.
Меркантилизм – экономическая политика, основанная на преобладании экспорта над импортом (вывоз товара больше, чем ввоз).
Данная политика способствовала развитию отечественного производителя
Протекционизм – экономическая политика, основанная на поддержке отечественного производителя.
Данная политика проводилась путем введения дополнительных пошлин для иностранных купцов.
Также во время Петра начинают свое развитие новые промышленные районы: Петербург и Урал, куда стали активно переселяться крестьяне со своими владельцами для работы на новых местах.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ:
🔸 1714 г. – указ о единонаследии.
Собственник может завещать свое имущество только ОДНОМУ человеку (дробление имущества недопустимо).
🔸 1718 – 1724 гг. – введение подушной подати – новая система налогообложения.
Теперь налог взимался не со двора, а с каждой крестьянской мужской «души».
🔸 1722 г. – введение Табели о рангах.
Теперь чтобы достичь высоких постов на службе, было необходимо пройти все ступень военной карьеры. Места армии раздавались не в зависимости от знатности рода, а в зависимости от личных заслуг дворянина.
Также появился ряд новых категорий крестьян:
🔹Государственные – теперь так назывались черносошные крестьяне, к которым добавились крестьяне Поволжья и Сибири.
🔹Приписные – крестьяне, приписанные к мануфактурам.
🔹Посессионные – крестьяне, прикрепленные к предприятиям (продавались вместе с ним).
ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ
🔸1704 г. – упразднение Боярской думы.
🔸1708 г. – образование губерний.
В губерниях управляли губернаторы.
🔸1711 г. – образование СЕНАТА.
Этот орган был введен вместо утратившей свое значение Боярской думы.
Он занимался управлением приказов, выполнял законодательные и другие функции.
🔸1717 – 1721 гг. – замена приказов КОЛЛЕГИЯМИ.
Причина: разросшийся приказной аппарат, где нередко несколько приказов могли выполнять одни и те же функции.
🔸1721 г. – введение СИНОДА – ликвидация независимости церкви.
Было упразднено патриаршество. Церковь теперь подчиняется государству.
🔸1721 г. – Россия становится Империей.
Как результат победы в Северной войне (1720 – 1721 гг.).
🔸1722 г. – указ о престолонаследии.
Теперь монарх сам назначает себе преемника. Данный указ станет основной причины начала эпохи дворцовых переворотов.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА:
🔸1705 г. – введение рекрутской повинности.
Регулярная армия формируется из призывников.
Податные сословия должны были выставлять определенное число рекрутов из ОБЩИНЫ.
• Введение единообразной формы в армии + перевооружение армии.
• Создание флота.
• Организация гвардейских полков – Семеновского и Преображенского.
• Открытие специализированных школ для подготовки военных кадров.
ОБРАЗОВАНИЕ:
• Для начала Петр решил сказать «Да!» светскому образованию. Светское образование – это то, которое существует вне церкви. До этого подобных преобразований в масштабах страны не осмеливался производить никто.
• Далее Петр ввел принцип обязательного образования для ДВОРЯНСТВА. Теперь все дворяне были вынуждены ходить в школу, прямо как вы сейчас.
• Кроме того, Петр являлся большим фанатом точных наук, поэтому большинство школ обучали специалистов технической направленности (надо же как-то строить великую Россию).
• Именно в петровское время появляются так называемые «цифирные школы».
Цифирная школа – школа в системе начального образования, в которой учили арифметике и счету.
🔸1702 г. – начало издания первой периодической газеты «Ведомости».
🔸1714 г. – открытие первой публичной библиотеки в Петербурге.
🔸1719 г. – открытие Кунсткамеры – первого музея в истории России.
ШАГ СОРОК ТРЕТИЙ: Северная война
Помните, мы много говорили о том, что нам нужна Прибалтика, но мы никак не можем ее получить? Так вот, Петр изменил все.
Основные причины нашей войны:
🔹Желание России получить выход к Балтийскому морю.
Именно выход к Балтике был целью №1. Зачем он нам? Все просто: через Балтийское море очень удобно осуществлять торговлю с Европой, а Петр вообще любил все европейское.
🔹Политика Швеции по расширению своего влияние на новых территориях.
В то время в Швеции правил Карл XII, имперские планы которого совсем не нравились Петру. А вдруг он захочет северные земли России отобрать?
Еще в 1699 году был создан так называемый «Северный союз». Это было объединение стран, выступивших против шведской политики в Прибалтике. В его состав входили: Россия, Дания, Речь Посполитая и Саксония.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ВОЙНЫ
• 1700 г. – выход Дании из войны (война только началась, а Дания уже сбежала).
• 1700 г. – неудачи русских под Нарвой.
• 1702 – 1704 гг.– успехи русских войск в Прибалтике (взяты крепости Орешек, Нарва, Тарту).
• 1703 г. – основание Санкт-Петербурга.
• 1706 г. – выход Саксонии из войны и из Северного союза – распад союза.
Все сбежали и оставили Россию один на один со Швецией, но Петр не сдается.
• 1708 г. – сражение у деревни Лесная – победа русских войск.
Данную битву называют «матерью Полтавской баталии», так как она произошла за 9 месяцев до знаменитой Полтавской битвы).
• 1709 г. – Полтавская битва – перелом в ходе войны (преимущество России).
Морские победы:
• 1714 г. – у мыса Гангут.
• 1720 г. – у острова Гренгам.
• 1721 г. – заключение Ништадского мирного договора:
Россия получает выход к Прибалтике.
Россия возвращает Швеции Финляндию.
Последствия Северной войны:
🔹Получение выхода к Балтийскому морю.
Теперь мы наконец можем торговать с Европой посредством данного моря, а еще у нас есть Петербург с красивыми мостами.
🔹Россия становится империей!
🔹Петр принимает титул Императора.
🔹Происходит подъем национального самосознания русского народа, а также рост авторитета России на международной арене.
1. Предпосылки и начало преобразований
◄ГДЗ по истории◄ ГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄
Вопросы и задания к § 1. Предпосылки и начало преобразований
1. Почему первые действия Петра I как самостоятельного правителя связывают с особенностями его воспитания?
Образование Петра I было вполне традиционным и даже уступало тому, что получили его старшие братья. Царь Алексей Михайлович расширил круг дисциплин, которые стали преподавать его сыновьям. Появились и новые учителя, такие как просветитель и поэт Симеон Полоцкий.
Однако дать подобное образование своему младшему сыну Алексей Михайлович не успел. Молодого государя принялись учить как прежде, без особых новаций. При этом Пётр не проявлял особого прилежания в учёбе, предпочитая проводить время в военных играх. Парадокс, однако, заключается в том, что, не получив традиционного образования, он оказался более восприимчив к новым, светским знаниям.
Здесь ему помогли такие свойства личности, как природная любознательность и огромное трудолюбие. Пётр учился практически всю жизнь, поражая учёных иностранцев цепкостью ума и глубиной суждений, а русских современников — упорством. Неустанные труды не пропали даром — царь стал образованным человеком, сумевшим поставить свои обширные знания на службу Отечеству.
В Преображенском, где воспитывался Петр, возник особый мир, далёкий от скроенного на византийский манер мира кремлёвского с его чинопочитанием и церемониями. Позднее современники отметят резкие отличия в поведении Петра I от того, которое было положено ему как государю. Царь-реформатор и здесь перешагнул через традиции, выстроив иную, не свойственную православному государю модель поведения. В ней будут преобладать светское начало и известный «демократизм», хотя, конечно, демократом Пётр никогда не был.
2. Какие черты личности Петра I привлекают вас? Какие отталкивают? Почему?
Привлекают: решительность, стремления на пользу Отечества и государства, уверенность в себе, устремленность к новому, отсутствие боязни перед авторитетами. Это позитивные качества лидера, который всегда может овладеть изменчивой ситуацией.
Отталкивают: чрезмерная жестокость, неприятие чужого мнения, презрение к старине, морали, преклонение перед иностранцами, готовность ради государства пожертвовать сотнями тысяч неповинных людей.
3. Почему первые реформы Петра I могли вызвать негативную реакцию российского общества? Аргументируйте свой ответ.
Традиционное, патриархальное общество не могло позитивно принять радикальные реформы нового царя. Вводились иноземные порядки чуждые мышлению россиянина того времени. У царя не было четкого обдуманного плана реформ. От реформ многие пострадали.
Царь радикально расправился с церковью, сделав ее одним их орудий государства, тем самым возбудил неприязнь не только священников, но обычных верующих (церковь в то время обладала огромным авторитетом).
Часто нововведения просто бездумно копировались с институтов западных стран, например, в вопросах управления – в результате резко вырос бюрократический аппарат. Чиновников, как и армию (велись многочисленные войны) нужно кормить – налоги увеличились в три раза.
Были реформы вообще непонятные основной массе населения – вводилось европейское платье, ассамблеи, бритье бород (хочешь походить на нормального человека – носить бороду – плати налог), переплавлялись церковные колокола на пушки. Не случайно в народе Петра воспринимали как Антихриста.
4. Почему в первые годы своего правления Петра I больше интересовала внешняя, а не внутренняя политика?
Царь Петр воспитывался под влиянием иностранцев, в частности Лефорта. Он стремился вывести Россию из изоляции, приобщить ее к европейской культуре, развивать торговые и хозяйственные связи, но возможности сотрудничества ограничивались с севера Швецией, с юга – Турцией. Чтобы от них не зависеть нужен был выход к морю.
Только обладая мощным военным и торговым флотом Россия, могла встать вровень с другими государствами Европы.
Пётр избрал иное направление — открывающее путь к морю. В 1695 г. московское войско двинулось к Азовскому морю. Однако русские действовали несогласованно, и турки отстояли крепость Азов. Царю пришлось отступить.
Потерпев неудачу на южном направлении царь решил вести войну со Швецией за выход в Балтийское море. В ходе “Великого посольства” Петру удалось создать антишведский союз.
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Можно ли утверждать, что предпосылки первых реформ Петра I сформировались в предшествующий период и были связаны с политической борьбой конца XVII в.?
В. Основой первых преобразований стали реформы отца и брата царя Петра I. Реформы первых лет правления Петра сохраняли направленность предшествующих десятилетий в новых условиях.
Предшественники Петра I (Алексей Михайлович и царь Федор) так же проводили реформы по европейским образцам, но действовали крайне осторожно и поступательно.
Например, полки нового строя с командирами иностранцами уже были в русской армии. Были сожжены разрядные книги – был предоставлен доступ к государственной службе безродным, но талантливым людям.
Развивалось образование – создана славяно-греко-латинская академия, приглашались образованные люди (Симеон Полоцкий и др.). Ордин-Нащокин создал Новоторговый устав – по которому русские купцы в торговле с иностранцами имели преимущества.
1) Увлечения: ремесло и военное дело. Но ни с чем не может сравниться страсть Петра к мореплаванию и кораблестроению. По признанию самого царя, истоки этой страсти восходят к рассказу князя Якова Долгорукова о том, что у него когда-то был «инструмент, которым можно было брать дистанции или расстояния, не доходя до того места», и к знакомству со старым ботиком, на котором, как сказали Петру, можно плавать против ветра.
2) Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и преемников. Невозможно себе представить, чтобы его богомольный отец, «тишайший» Алексей Михайлович, освободившись от пышного царского одеяния, орудовал мастерком каменщика или молотом кузнеца.
Ребенком Петр увлекался военными играми, для его развлечения были созданы потешные полки Преображенский и Семеновский из жителей одноименных деревень (в будущем станут первыми гвардейскими полками).
Став взрослым царь создал лучшие в мире армию и флот, которые принесли множество побед, расширение территории страны, выход в Балтийское море. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу…
7 thoughts on “ 1. Предпосылки и начало преобразований ”
Совершение проходящих или идущих вызовов, на различную город страны с единого помещения, очень практично специально для масштабных организаций
Вообще классная тема. Но отдохнуть то же необходимо. Онлайн телеканалы в последнее время становилась на место первого у релаксирующим отдыхе.
Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его: неплохие ответы а?
Если бы он меньше знал, он, возможно, стал бы поэтом. Лермонтов о Пушкине
Гнев по справедливости можно назвать народным бунтом души, который безрассудно отваживается на все. Это о Пушкине.
Внимание аграрным экономикой может находится вовсе не лишь душевным занятием, однако еще и доходным делом, что доносит прибыль собственно на ежедневной фундаменте, существенно понять, то же для Вас ближе именно по разума и сугубо практично к положении выращивания.
Сделать любой важный свидетельство по сокращенные сроки клиент имеет возможность непосредственно через разработчика, впрочем, человек вовсе не постоянно сумеет быть убежден в человеком предоставляющем сервис
Правление Петра 1 Великого (кратко)
Петр 1 – наиболее известный правитель России. Ему, путем масштабных государственных преобразований, удалось создать сильную Российскую Империю.
Начало правления Петра 1
Официально, годом восшествия на престол Петра 1 (совместно с братом Иваном 5) считается 1682. А фактически, самостоятельно управлять государством он начал лишь в 1694 году, после свержения сестры Софьи и после кончины матери.
По завершении своего первого Азовского похода 1695 г, закончившегося неудачей, Петр сделал правильные выводы. Он быстрыми темпами начал строить корабли. И уже через год, Петр повторил поход на Азов. Ему удалось взять крепость, окружив ее с моря и суши. Позже, здесь была основана база российского флота, и Россия получила выход к южным морям.
В 1697 году Петр 1 инкогнито, в составе «Великого посольства», отправился в Европу. Наряду с дипломатической деятельностью, царь учился кораблестроению, астрономии, чеканке монет. Он пригласил хороших специалистов на работу в Россию, обещая прекрасные условия жизни.
В это время в Москве произошел новый стрелецкий мятеж. Пришлось срочно возвращаться. Прибыв в Россию, Петр устроил массовую казнь наиболее активных бунтарей. Остальных стрельцов, вместе с семьями, он выслал из столицы.
Новый календарь
В 1699 году, царь своим указом ввел новое летоисчисление. Подражая западным странам, он приказал датой нового года считать 1 января. Традицию украшать ель и поздравлять с Новым годом также ввел Петр Великий.
Военная реформа
Азовские походы показали царю, что армия не готова к военным действиям. Поэтому он распустил старое войско. Введя рекрутский набор, он начал обучение новобранцев под командованием иностранных офицеров. Петру не терпелось проверить новую армию в деле.
Северная война
В 1700 году, заключив перемирие с Османской империей, Россия объявила войну Швеции. Петру 1 был необходим выход к Балтийскому морю. Но новая армия, под командованием саксонского фельдмаршала, потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Обескураженный царь не опустил руки. Он продолжил реформировать армию и флот. Строились новые корабли, развивалась военная промышленность, обучались собственные офицерские кадры, строился Санкт-Петербург.
К 1709 году русская армия была хорошо вооруженной, укомплектованной обученными солдатами и офицерами, полностью готовой к боевым действиям.
Переломным моментом войны стала Полтавская битва. В ее результате армия Карла XII была практически уничтожена. В 1721 году Швеция признала поражение. Так в правление Петра 1 Россия получила выход к морю.
Основные события
Петру досталась страна, в которой устаревшая система управления, не соответствовала его представлениям о дисциплине и субординации. Боярская дума не торопилась выполнять его указы.
Реформа власти
И в 1711 году он создал Сенат. Новый государственный орган управлял страной во время отсутствия царя. Надзор за деятельностью чиновников всех уровней был возложен на Тайную канцелярию и фискальную службу. Это была строгая вертикаль власти, во главе которой стоял император.
Промышленность
Военные победы России были не возможны без хорошо развитой промышленности. Петр 1 приглашал иностранных мастеров на работу и русских людей отправлял в Европу на обучение. Были созданы промышленные центры на Урале, в Карелии. Вскоре Россия заняла 3-е место среди европейских стран по производству металла. Началось развитие геологоразведки. За время правления Петра было построено более 230 заводов, около 90 мануфактур.
Культурные преобразования
В правление Петра Великого в России появились школы начального обучения. Молодые люди отправлялись на учебу в Европу. Образовались первые технические ВУЗы, медицинские училища, Морская академия, Академия наук. Печатались учебные пособия для обучения в школах.
Народные бунты
В основе внутренней политики Петра 1 лежала жесткая эксплуатация рабочих и крестьян. Многочисленные бунты, которые царь считал вызовом своей власти, жестоко подавлялись.
Итоги царствования
В результате внутренних реформ и внешней политической деятельности Петра 1, была создана сильная Российская Империя.
Но значительно ухудшилось положение крестьян и рабочих. Введена подушная подать, чрезмерные налоги, ужасные условия труда, бесправие.