Что было до модернизма
Урок 7. Постмодернизм в искусстве
Постмодернизм – это течение в искусстве, пришедшее на смену модернизму. Такая замена трендов была вызвана накопившимся разочарованием от отсутствия видимых положительных результатов развития модернизма в разных сферах искусства. Основная проблема состояла в том, что модернизм перестал отвечать на насущные вызовы эпохи.
Построенный на отрицании всего прошлого и стремлении уничтожить национальные черты в искусстве, модернизм со временем утратил потенциал к дальнейшему развитию, а творения модернизма стали обретать признаки однообразия и монотонности. Такой путь в перспективе является тупиковым и саморазрушительным. В противовес модернизму, постмодернизм построен на совмещении и смешении множества стилей, культур и направлений.
Изучив урок, вы сумеете отличить постмодернизм от модернизма и прочих родственных направлений в искусстве.
Содержание:
Как и прочие течения в искусстве, постмодернизм захватил разные страны, виды и жанры искусства не одновременно. Постмодернизм – это, ориентировочно, вторая половина 20 столетия.
Многообразие проявлений постмодернизма в его смешении и совмещении стилей и культур столь велико, что в данном случае видится логичным сначала рассказать о том, что же такое постмодернизм в целом. И только потом переходить к рассмотрению его проявлений в различных видах искусства.
Еще одна ремарка: не стоит путать постмодернизм и постмодерн. Термин «постмодерн» относится к современной социальной теории и не является предметом рассмотрения в рамках нашего курса. Итак, начнем с основных идей и принципов постмодернизма.
Основные идеи и принципы постмодернизма
Мы уже начали говорить о том, что постмодернизм – это смешение и совмещение стилей. Из этого базового постулата проистекают многие характеристики постмодернизма. Рассмотрим их все по порядку.
7 основных принципов постмодернизма:
Помимо вышеназванных принципов, следует остановиться на философских идеях постмодернизма. Философия постмодернизма – это конструктивизм и эпистемологический или познавательный релятивизм. В понимании постмодернистов, истина не может быть познана в принципе, поэтому любое знание относительно, и даже наука является не более чем интерпретацией окружающей действительности. Более того, интерпретаций может быть бесчисленное множество, и все они абсолютно равноправны.
В этом плане интересны взгляды, которые высказывает французский философ Жан Франсуа Лиотар. Он определяет постмодернизм как крах метанарративов или великих проектов. Уточним, что словно «нарратив» происходит от латинского narrare (рассказывать).
Так вот, в постмодернизме то, что кто-то когда-то сказал, уже не является истиной в последней инстанции. Все ранее сказанное подлежит переосмыслению и интерпретации с учетом изменений, происходящих в обществе. Более подробный анализ взглядов Лиотара по отношению к метанарративам приводится в статье «Их много, а я один» [А. Стрельников, 2019].
Возможно, вам будет проще понять суть постмодернизма и его основные отличия от модернизма, если вы изучите сравнительную таблицу определяющих признаков, которыми обладает модернизм и постмодернизм:
Итак, с основными идеями и принципами постмодернизма мы разобрались, и теперь можем перейти к рассмотрению его проявления в различных видах искусства.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернистская архитектура стала своего рода ответом на минимализм модернизма. Изначально казавшийся передовым отказ от дизайнерских украшений зданий привел к однообразию архитектуры, которое тиражировалось на протяжении десятилетий и изрядно обедняло облик городов.
Подробно все проблемы модернизма и необходимость перемен разобраны архитектором Робертом Вентури в его книге «Сложность и противоречие в архитектуре» [Р. Вентури, 1966]. С этого момента постмодернизм в архитектуре имеет свою идеологию и доктрину.
В облик зданий возвращаются украшения фасадов, элементы различных стилей прежних эпох в новой интерпретации. Под украшением следует понимать не элементы декора, а сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями. Так, архитектор Джеймс Стирлинг (1926-1992) разработал красочные проекты в секторе государственного жилищного строительства и множество зданий общественного назначения, в том числе здание Новой галереи в Штутгарте в Германии:
Столь же знаковой фигурой постмодернизма в архитектуре является Терри Фаррелл. Он известен, прежде всего, как архитектор, распространивший традиции постмодернизма в сферу обороны и спроектировавший здание штаб-квартиры британской разведки:
Еще один выдающийся архитектор постмодернизма – Альдо Росси (1931-1997). Работы этого итальянского зодчего можно увидеть как в Италии, так и в Германии, Нидерландах и даже Японии. Один из красивейших его проектов – это театр Карло Феличе в Генуе:
Если в раннем постмодернизме заимствования стилей, особенно классицизма, видны невооруженным глазом, в более поздний период смешение и совмещение разных направлений ведет к формированию собственных эксклюзивных стилей, присущих исключительно постмодернизму.
Так, деконструктивизм – это прямое отрицание традиций модернизма и, безусловно, новое слово в архитектуре. Визуальная асимметрия и дисгармония, заостренность и угловатость форм порой доходят до абсурда, хотя в итоге здания смотрятся весьма нетривиально. Например, модернизированный в стиле деконструктивизма Королевский музей в провинции Онтарио архитектора Даниеля Либескинда:
Еще один стиль, выросший из традиций постмодернизма, это хай-тек. Начав формироваться в 70-е, к концу 20 столетия хай-тек уверено шагал по всему миру. В разных странах построено множество зданий в стиле хай-тек, а одним из самых оригинальных по праву считается башня Мэри-Экс архитектора Нормана Фостера:
Заметим, что все вышесказанное не означает, что минимализм модернизма полностью ушел из архитектуры. Так, именно во второй половине 20 века в СССР появились типовые 5-этажные жилые дома, названные «хрущевками» по фамилии тогдашнего лидера страны. Бюджетный подход сохранился и в типовых планировках 9-этажных домов, правда, там начали отказываться от смежного расположения комнат.
Верхом комфорта по тем временам считался проект жилого 9-этажного дома, где санузел и кухня находились в разных концах квартиры и не имели общей стены, а коммуникации – вода и канализация – были подведены отдельно на кухню, отдельно в санузел. В большинстве домов, в которых живет большая часть горожан по сей день, кухня соседствует с туалетом и имеет общую канализацию и общий водовод.
Эти проекты имели и такую особенность, как отдельный вход в дом к кабине с лифтом и отдельный вход к лестнице. На каждом этаже между лестницей и лифтовой площадкой есть переход через лоджию. Впоследствии именно этот проект лег в основу проектирования элитных домов так называемой «улучшенной планировки», где квартиры продаются по более высоким ценам за квадратный метр.
За рубежом достижения модернизма в архитектуре точно так же по-прежнему высоко ценятся. В частности, самую первую Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получил Филип Джонсон (1906-2005), который считается одним из главных представителей интернационального стиля в Америке. Напомним, интернациональный стиль зародился в эпоху модернизма. Уточним дополнительно, что Притцкеровская премия утверждена представителями рода Прицкеров, которые являются владельцами сети отелей Hyatt.
Больше вы узнаете из книги «Язык архитектуры постмодернизма» [Ч. Дженкс, 1985]. А мы поговорим о постмодернизме в скульптуре.
Постмодернизм в скульптуре
Постмодернизм в скульптуре проявился в новых формах. В какой-то мере это можно считать развитием трендов, зародившихся в эпоху модернизма. Так, уже тогда Пабло Пикассо и Сальвадором Дали были представлены неожиданные скульптурные решения. Эпоха постмодернизма отличается еще большей экстравагантностью идей. В самых общих чертах можно выделить несколько основных направлений в скульптуре постмодернизма.
Экзистенциальный стиль, реализованный швейцарским художником и скульптором Альберто Джакометти, как бы передает хрупкость и недолговечность всего сущего. Формы нарочито небрежны, и без пояснений автора многие вряд ли бы поняли, что перед ними, к примеру, скульптура собаки:
Кинетизм, наиболее полно реализованный в работах скульптора из Швейцарии Жана Тэнгли. Единичные образцы кинетической скульптуры начали появляться еще в эпоху модернизма, а в постмодернизм кинетическое направление получило столь мощное развитие, что в швейцарском городе Базеле создан музей Тэнгли, где можно увидеть его движущиеся скульптуры:
Работы членов группы Zero часто не были скульптурой в привычном понимании хотя бы из-за используемых явно «не скульптурных» материалов: стекла, пластика, песка, электродвигателя. Кроме того, в их работах центральное значение придается игре света, будь то инсталляция посреди пустыни или в выставочном зале, как, например, инсталляция «История огня» Отто Пине:
Индустриальный стиль, представляющий собой изготовление арт-объектов из различных металлических деталей, крепежных элементов, проволоки, гвоздей и прочего. Так, французский творец Жан Мартин предпочитал делать фигурки животных, например, змею из гаек:
А вот румынский скульптор Дариус Хулеа предпочитает ваять исторических персонажей. Весьма интересна фигура Короля Румынии Фердинанда II, выполненная из металлических прутьев и проволоки:
Более подробно об эстетике постмодернизма вам наверняка будет интересно почитать в книге «Париж со змеями» [Н. Маньковская, 1995].
Постмодернизм в живописи
Мы начали наш разговор о постмодернизме с того, что данному течению свойственны смешение и совмещение разных, зачастую не всегда совместимых стилей. В живописи это заметно особенно остро, потому что многие направления, сформировавшись на основе трендов предыдущей эпохи, являют собой нечто принципиально новое. Это вполне закономерно, ведь многие художники, родившиеся в конце 19 – начале 20 столетий, успели сказать свое слово как в модернизме, так и в постмодернизме, сохранив при этом преемственность своего творчества.
Например, художник и шахматист Марсель Дюшан (1887-1968), стоявший у истоков дадаизма, развил свое творчество в новое направление – концептуализм. Воплощением концептуализма Дюшана стала его работа «Дано», над которой он трудился почти 20 лет:
Если в двух словах, увидеть основную часть композиции можно лишь через отверстие в двери. Причем там отчетливо просматривается фрагмент картины Курбе «Рождение мира»:
Отметим, что в работе использованы самые разные материалы, что вполне сочетается с традициями дадаизма, где коллаж – один из главных художественных методов. Если сюжет кажется слишком запутанным, разобраться в хитросплетениях мысли великого творца поможет статья «Марсель Дюшан. Гамбит для мирового искусства» [В. Кругликов, 2013].
К дадаизму восходит и еще один стиль эпохи постмодернизма – ассамбляж, или объемный коллаж из трехмерных предметов. В качестве примера можно привести картину Любо Кристека «Звуконепроницаемая эстетика роскоши», где угадывается обычная мышеловка:
Из принципиально новых достижений постмодернизма следует отметить поп-арт, показавший, что потребительская культура может стать искусством при правильной подаче. Классический пример – это художник Энди Уорхол и его работа «33 банки супа»:
Параллельно продолжают развиваться и переосмысливаться в работах художников 20 века такие стили, как экспрессионизм, сюрреализм, абстрактный импрессионизм. Экспрессионизм в живописи постмодернизма наиболее ярко представлен работами Фрэнсиса Бэкона (1909-1992, не путать с философом Фрэнсисом Бэконом). Весьма интересна его работа «Голова VI»:
Кстати, на примере этой работы мы можем проиллюстрировать тему интертекстуальности и заимствования в творчестве постмодернистов. В основу сюжета положена картина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X», написанная еще в 17 веке.
Сюрреализм постмодернизма представлен творчеством испанской художницы Ремедиос Варо (1908-1963). Пожалуй, наиболее явно ее сюрреалистические устремления выражены в ее работе «Спиральное путешествие»:
И, наконец, абстрактный импрессионизм, читаемый в работах Роберта Раушенберга (1925-2008). Весьма оригинальна даже по меркам сегодняшнего дня его картина «Стертый рисунок де Кунинга»:
Помимо картин, Роберт Раушенберг прославился своими инсталляциями, коллажами и литографиями. Всем, кого заинтересовал постмодернизм, можем посоветовать книгу «Непонятное искусство», после прочтения которой вам многое станет понятнее [У. Гомперц, 2016].
О постмодернизме в живописи можно говорить практически бесконечно, однако не менее интересен постмодернизм и в литературе.
Постмодернизм в литературе
Литературе постмодернизма свойственны все признаки, о которых мы говорили в самом начале урока: плюрализм, интертекстуальность как неизбежная включенность в контекст мировой литературы, юмор, ирония, в какой-то степени антропологический пессимизм и т.д.
Об интертекстуальности стоит сказать отдельно. Это как раз то, за что критикуют литературу постмодернизма, обвиняя ее в несамостоятельности. Образцом такой «несамостоятельности» обычно считают творчество Луиса Борхеса (1899-1986). В частности, его рассказ «Пьер Менар, автор Дон Кихота». Тут мы видим отсылку к известному произведению Сервантеса, однако, безусловно, в новой интерпретации. Так или иначе, Борхес за свою жизнь получил почти два десятка литературных премий и множество других наград, по его произведениям снято более 30 фильмов.
С интертекстуальностью связано и такое явление постмодернистской литературы, как пастиш – компоновка из нескольких произведений, стилей, авторов, имитация творчества одного или нескольких писателей. К пастишу можно отнести посмертные продолжения рассказов Роберта Э. Ховарда, которые написали Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер.
Безусловно, к постмодернизму относится литература битников или бит-поколения (разбитого поколения) американских авторов 50-60-х годов 20 века. Знаковые произведения битников – это «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, «В дороге» Джека Керуака, поэма «Вопль» Аллена Гинзберга. Впоследствии битники трансформировались в хиппи ввиду того, что идейные основы битников и хиппи весьма схожи: красота, свобода, любовь, мир.
И, наконец, отдельно хотелось бы подчеркнуть тему иронии и юмора, подчас черного юмора в литературе постмодернизма. В зарубежной литературе 20 века черный юмор свойственен произведениям таких авторов, как Джозеф Хеллер, Джон Барт, Уильям Гэддис и уже упоминавшийся Курт Воннегут.
Из русскоязычных авторов к постмодернистам можно отнести Сергея Довлатова и практически все его произведения, пропитанные юмором и антропологическим пессимизмом: «Заповедник», «Чемодан», «Зона», «Иностранка», прочие. К слову, из книги «Русская постмодернистская литература» вы узнаете массу интересного об отечественных литературных традициях постмодернизма [И. Скоропанова, 2001].
Конечно, не все, что написано во второй половине 20 века, однозначно подходит под определение постмодернизма. Однако, в целом, литературный постмодернизм получает наибольшее развитие именно в этот период, период второй половины 20 столетия. Это можно сказать и по отношению к музыке и зрелищным искусствам.
Постмодернизм в музыке и зрелищных искусствах
Поиск новых форм и форматов, новых интерпретаций используемых стилей затронул всю культуру, в том числе музыку и зрелищные искусства. Кроме того, технический прогресс открыл принципиально новые возможности совмещения и сочетания того, что раньше было невозможно сочетать.
Так, в музыке зародилась традиция сочетать природные и искусственные звуки. Направление получило название «конкретной музыки», а пионером в этом стиле стал французский акустик и композитор Пьер Шеффер (1910-1995). Отчасти это было течением переходным от модернизма к постмодернизму. Так, первые опыты в данном направлении начались в конце 40-х годов 20 века, и в 1948 году мир услышал «Пять шумовых этюдов» Пьера Шеффера.
Еще один крупнейший новатор в музыке второй половины 20 столетия – немецкий композитор, пианист и дирижер Карлхайнц Штокгаузен (1928-2007). Он стал основоположником такого направления музыкальной композиции, как алеаторика, в основе которой лежит принцип случайной последовательности музыкальных элементов. Наиболее известна его «Пьеса для фортепиано XI», представляющая собой 19 нотных групп с комментариями автора, которые можно играть в любом произвольном порядке.
Технические возможности звукозаписи достигли такого уровня, что позволили отказаться от традиции имитировать звук зрительного зала на записи. Теперь голос солиста и аккомпанемента в записи звучит максимально чисто, без посторонних вкраплений.
В музыке появились принципиально новые направления, такие как электронная музыка, рок и рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B, получили новый импульс к развитию джаз и блюз. Важный момент: именно во второй половине 20 века сформировалась популярная эстрадная музыка в том формате и понимании, которое мы имеем сейчас.
В 60-70-е годы на эстраде появилось множество артистов, предопределивших дальнейшее развитие популярной музыки на десятилетия вперед. Среди них Адриано Челентано, Джо Кокер, Майкл Джексон, Элтон Джон, Карел Готт, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Джо Дассен, Стиви Уандер, Бонни Тайлер, Дайна Росс, Дорис Дэй, Алла Пугачева, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Если мы начнем вспоминать музыкальные поп- и рок-группы, предопределившие музыкальный облик эпохи, список получится вообще безразмерным.
На сегодняшний день мы имеем прогресс в развитии форм художественного выражения, музыкальном оформлении, оформлении декораций концертов и подготовке костюмов певцов. Однако основные форматы массовой подачи – радио, телевидение – зародились именно в рамках постмодернизма, и сегодня лишь дополняются возможностями цифровой эпохи.
Показательно, что самый масштабный на сегодняшний день музыкальный телевизионный конкурс «Евровидение» появился в далеком 1956 году, и его основные характеристики остаются неизменными несколько десятков лет: новая песня, телевизионная презентация, голоса жюри и зрителей из разных стран. Больше разнообразной информации на тему музыкальной культуры 20 века вы найдете в статье «Музыка в эпоху постмодернизма» [А. Рылов, 2015].
Вторая половина 20 века – это время расцвета киноиндустрии. К постмодернизму относится практически все, что снято в Голливуде. Из отечественного кинематографа наиболее ярким образцом постмодернизма является творчество Киры Муратовой с ее мозаикой смыслов и душевных состояний героев кинолент.
Во второй половине 20 века получил развитие такой жанр, как театр абсурда. Суть наиболее точно выразил один из родоначальников жанра Сэмюэл Беккет (1906-1989): «Выражать нечего, выражать нечем, нет силы и желания выражать, равно как и обязательства выражать». Из прочих представителей жанра наиболее яркими являются Жан Жене (1910-1986), Аркадий Адамов (1920-1991) и, конечно, Эжен Ионеско (1909-1994) с его нетривиальными постановками «Лысая певица», «Урок», «Стулья».
И, наконец, в рамках постмодернизма зародился такой вид искусства, как искусство перформанса. Базовый элемент перформанса и его принципиальное отличие от прочих зрелищных искусств – это обязательное взаимодействие устроителя действа со зрителем.
В качестве примера можно привести перформансы, организованные в разное время художницей из Белграда Мариной Абрамович. Самый известный ее перформанс – это эксперимент «Ритм 0», где участникам разрешалось производить с ведущей Мариной Абрамович любые действия любым из 72 предметов, в том числе колющими, режущими и огнестрельными.
Уточним, что перформанс может предполагать как активное действие, так и в некотором смысле бездействие. В качестве примера можно упомянуть перформансы «Быть может» в исполнении британской актрисы Тильды Суинтон. Она просто занимала пространство в стеклянной витрине, предназначенное для экспоната, и спала столько, сколько ей хотелось. Взаимодействие со зрителем выражалось в тех эмоциях неожиданности, что предсказуемо посещали всех увидевших такой «экспонат». Тильда Суинтон провела несколько таких перформансов в 1995 и 2013 годах.
Больше об искусстве постмодернизма вы узнаете из книги «Постмодернизм: сущностные идеи и их представители» [Л. Бронзино, 2010]. Столь же интересна работа «Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века» [Е. Андреева, 2007]. А мы закрепим пройденный материал, ответив на вопросы проверочного теста, и перейдем к последнему уроку нашего курса. Да, забегая вперед, скажем, что постмодернизм живет и в новом тысячелетии, так что материал этого урока поможет вам в освоении новой темы.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».