Что будет за автоподставу
Что делать в случае автоподставы?
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Автоподставы могут быть разные, но их объединяет одно: фактически водитель не виноват, но юридически в его виновности у органов власти не возникает сомнений, говорит ведущий юрист Европейской юридической службы Чермен Кассохов. Последствия, по его словам, всегда выглядят так: все формальные признаки говорят о виновности (характер повреждений, место удара и т. п.), а доказать обратное водитель не может.
«Основные ошибки всех водителей во всех случаях — это невнимательность и отсутствие регистратора. Когда есть регистратор, проще доказать, что впереди вас резко затормозили, либо то, что сбоку намеренно начали резкое перестроение и вынудили свернуть в сторону автомобиля, который едет рядом, и т. п.
Если произошла автоподстава, действуют обычные правила оформления ДТП. Это означает, что ни в коем случае нельзя покидать место ДТП, необходимо включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. Вызываем сотрудников ГИБДД, сохраняем запись видеорегистратора, если его нет, то ищем свидетелей происшествия — свои пассажиры тоже подойдут. Далее вместе со свидетелями пишем объяснения и прикладываем запись регистратора при наличии.
При вынесении решения сотрудником ГИБДД не в пользу клиента закон предусматривает совершенно бесплатную процедуру обжалования. Можно написать жалобу вышестоящему должностному лицу, можно направить жалобу в суд. Можно написать заявление в полицию о мошенничестве со стороны другого участника ДТП. Я бы советовал подавать жалобу в суд с одновременной подачей заявления о преступлении.
Рекомендовал бы в них ходатайствовать о назначении экспертиз, которые в рамках КоАП и УПК проводятся из бюджетных средств. Или самостоятельно инициировать проведение экспертиз вне рамок проверок, и если такие экспертизы подтвердят, что ДТП является результатом провокации или, например, что характер повреждений не подтверждает факта повреждений, то можно подать иск в суд о компенсации всех убытков, в том числе связанных с защитой своей позиции. Шансы — 50/50. Нужно изучать каждое дело в отдельности», — отмечает Чермен Кассохов.
Преступление и наказание. Что будет за автоподставу?
Получить со страховой компании немного денег или отремонтировать за ее счет давние повреждения. Что может быть проще и выгодней? Но это лишь в теории, на практике автолюбители очень часто горько сожалеют о своих действиях.
Почему-то многие считают страховые компании бездонной бочкой ничейных денег. При таком отношении закономерно исчезает моральный барьер, не позволяющий человеку заниматься обманом в другой ситуации.
Мнение о бездонности финансов страховщиков укоренилось благодаря ОСАГО. Страховые компании предстают в глазах клиентов монстрами, обирающими народ, хотя в отдельных регионах автостраховщики действительно занимаются автогражданкой себе в убыток.
Но вопрос морали не столь актуален в наше время, как вопрос ответственности за конкретный поступок. Страховое мошенничество – это даже не административный проступок, отвечать за попытку незаконного получения выплаты придется в соответствии с уголовным кодексом.
Уголовный кодекс
Мошенничество в сфере страхования достигло таких размахов, что в Уголовный кодекс РФ добавили специальный пункт, посвященный данной проблеме. И данный пункт дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, какие действия могут быть признаны страховым мошенничеством по ОСАГО, КАСКО и другим видам услуг.
Страховым мошенничеством признается хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая или размера возмещения.
Таким образом, мошенничеством может быть признана не только попытка фальсификации страхового события. Следующие деяния опять же приведут к возбуждению уголовного дела.
Статья 159.2 Уголовного кодекса предусматривает довольно жесткое наказание, растущее вместе с тяжестью совершенного преступления.
Ответственность за страховое мошенничество
Обстоятельства проступка | Максимальная ответственность |
---|---|
Мошенничество без отягчающих обстоятельств. | Штраф до 120 тысяч рублей или в размере зарплаты или другого дохода преступника за период до года, либо исправительные работы на срок до года, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 4 месяцев. |
Мошенничество в составе группы лиц, действовавших по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба. | Штраф до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты или другого дохода преступника за период до 2 лет, либо исправительные работы на срок 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до года или без такового, либо лишение свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до года или без такового. |
Мошенничество с использованием служебного положения, а равно с причинением крупного ущерба. | Штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты или другого дохода преступника за период от года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 180 тысяч или в размере зарплаты или другого дохода преступника за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового. |
Мошенничество в составе организованной группы или в особо крупном размере. | Лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до миллиона рублей или в размере зарплаты или другого дохода преступника за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового. |
Санкции более чем серьезные. Как правило, в случае с совершившимся страховым мошенничеством суды назначают наказание в виде реального срока лишения свободы и с крупным денежным штрафом.
В страховой сфере мошенничество одиночек – исключение из правил, для совершения преступления нужны сообщники.
Поэтому в судебных решениях крайне редко присутствует наказание в виде ареста или одного только штрафа. Обычно мошенники получают реальные сроки заключения в колониях. Вывод напрашивается сам собой: никакие деньги не компенсируют потерянных лет жизни и испорченной биографии.
Как страховая компания докажет обман?
Не стоит недооценивать уровень подготовки менеджеров страховых компаний, пусть даже речь про отдаленные регионы. Более-менее крупные убытки всегда проходят согласование в головных офисах, где документы перепроверяют признанные эксперты в области автомобильных аварий и прочих события, приводящих к повреждению транспорта.
При малейшем сомнении в том, что обстоятельства ДТП не соответствуют имеющимся повреждениям, страховая компания закажет трасологическую экспертизу. Раньше при заключении эксперта о несоответствии повреждений обстоятельствам аварии страховщик просто отказывал в выплате.
Сегодня такие дела все чаще передаются в полицию и доводятся до суда. Поэтому мошенник может понести суровое наказание, даже не получив денег.
Как избежать автоподставы с участием пешехода
Адвокат Антонов А.П.
Другой вид мошеннической схемы, на которую следует обратить внимание, это автоподставы с участием пешеходов.
Подстава «вы сбили ребенка» : при попытке двинуться с места на стоянке или парковке ни о чем не подозревающий водитель сдает назад и слышит глухой звук. Выйдя из машины, он обнаруживает под колесами своей машины ребенка или подростка без сознания.
Через несколько секунд со всех сторон набегает куча родственников, друзей и недовольных свидетелей произошедшего, которые обвиняют водителя во всех смертных грехах.
Родственники пострадавшего ребенка предлагают урегулировать ситуацию мирно, не вызывая полицию и скорую помощь. В момент, когда водитель соглашается на выплату компенсации без протокола, пострадавший неожиданно приходит в себя.
Другая схема : подставной пешеход переходит через пешеходный переход, и когда одна из машин останавливается ближе других, кидается прямо на капот. В следующий момент на месте ДТП появляются свидетели, друзья пострадавшего и начинают ругать водителя за невнимательность. Пешеход, поднимаясь «из последних сил», сообщает о готовности позабыть произошедшее без вызова полицейских за определенную сумму. Чаще всего «виноватый» водитель соглашается на сделку и отдает пострадавшему последние деньги.
Фальшивый пешеход на «зебре» — одна из самых малоприятных автоподстав, происходящая по следующему сценарию. Мошенник (часто профессиональный каскадер) поджидает жертву у нерегулируемого пешеходного перехода, а когда выбранное авто замедляет ход перед «зеброй», бросается либо на капот, либо в бок и с громким криком падает на асфальт. Как правило, свидетелями дорожного инцидента становятся подельники «пострадавшего». После этого у водителя начинают различными способами вымогать деньги, угрожая судом и лишением прав. Нижняя граница вымогаемой суммы — 50 тыс. руб., хотя ответственность за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 1 ст. 12.24 КоАП), предполагает штраф в размере от 2,5 до 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от одного года до полутора лет.
Кроме этого, суд может потребовать оплату лечения и 10 — 15 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.
Обратите внимание : лишение прав за наезд на пешехода возможно только при наличии вреда здоровью пострадавшего.
Это значит, что суд потребует медицинское заключение о наличии серьезных травм. У мошенников далеко не всегда оно есть, поэтому ехать в больницу они отказываются. Если все-таки удалось договориться о посещении травмпункта, необходимо самому выбирать, куда именно отправляться, — не исключено, что в ближайшем медицинском учреждении у аферистов свои люди. Вызывать ГИБДД тоже надо самостоятельно. Зафиксированы случаи, когда на место преступления прибывают «ряженые» полицейские.
На заметку : если действительно вы нечаянно сбили человека, то пострадавший дождется полицию, если у него есть время или травма, например, серьезная… А если нет — просто возьмет ноги в руки и даст деру. Но так или иначе лучше сообщить о сфальсифицированном наезде, потому что потом могут обыграть так, что вы уехали с места происшествия, тогда начнется иной поворот событий уже в суде…
Эксперты советуют автомобилистам ни при каких обстоятельствах не отдавать деньги пострадавшим «без суда и следствия», особенно если речь идет о больших суммах, а строго соблюдать порядок действий при ДТП.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Как избежать автоподставы
Адвокат Антонов А.П.
Как отмечал председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Я.Е. Нилов: «К сожалению, рост количества видов мошенничества в этой сфере не уменьшается, и одна из причин состоит в том, что не разработана эффективная мера наказания за этот вид преступлений. Шесть лет назад наша фракция выступила с законодательной инициативой о подготовке законопроекта об уголовной ответственности за автоподставу с жесткой мерой наказания до пяти лет лишения свободы, однако законопроект пока не получил одобрения Правительства РФ. Были приведены аргументы, что в УК РФ есть ст. 159 о мошенничестве, которая охватывает и этот вид дорожных подстав. Но я считаю, что эта статья недостаточно емкая для такого вида преступления, как автоподстава. Считаю, что автоподстава — это не просто вид мошенничества, а вид преступления с посягательством на здоровье и жизнь граждан с целью отъема денег. На потерпевшего оказывается психологическое, а иногда даже и физическое давление с целью вынудить его отдать деньги за якобы причиненный атакующей стороне ущерб. Доказать факт мошенничества в этом случае крайне сложно.
Факт мошенничества обычно определяется при процедуре контрольной закупки. Но в данном случае практически невозможно заманить автоподставщика на контрольную закупку. Также нельзя говорить и о факте вымогательства, потому что прямого такого факта не было, были лишь просто созданы условия для вымогательства психологическими и физическими действиями, вынуждающие человека «добровольно» принять решение и отдать деньги.
Также хочу отметить, что появление ОСАГО значительно снизило случаи классических автоподстав, но появились новые, более совершенные. Мошенники, пользуясь пробелами законодательства и правоприменительной практики, модернизировали свои методы отъема денег у добропорядочных водителей. Приведу некоторые из них, часто практикуемые в наши дни.
На дороге один автомобиль догоняет другой, притирается к нему, и оттуда летит бутылка, повреждая бампер. Вы не заметили и поехали дальше, а потом вдруг к вам приходит сообщение из ГИБДД, что вы совершили наезд и покинули место ДТП… Вам предлагают договориться по-хорошему. Этот маневр делается в связке с ГИБДД. По номеру машины узнать мобильник очень просто.
Растерянный пострадавший соглашается, не задумываясь о том, что ДТП покинули оба водителя и потому надо доказать, кто же уехал первым… Но давление и шок делают свое дело.
Другой пример. На парковке ваше авто прижимает другое авто, вы не замечаете и трогаетесь. Это фиксируется на фотокамеру, и вас снова обвинят в том, что вы покинули место ДТП.
Много мошеннических преступных действий с оформлением страховок. Например, очень распространена подстава, назовем ее условно: «Прости, брат, я виноват». Это когда столкнулись две машины. Столкновение фиксируется фотокамерой того, кто наехал. Он же кается и оставляет номер телефона, мол, разойдемся без скандала, я виноват и никаких протоколов не надо, ведь мы же порядочные люди. Пострадавший уезжает, а потом ему звонит этот гражданин и говорит, что все-таки ты меня подставил, ты виноват, и машина сильно пострадала. Возвращайся назад, ты покинул место ДТП, есть доказательства, и я намерен отправить материалы в ГИБДД, но можем договориться, заплати в тройном размере, и все уладим. Также сейчас в моде скручивание номеров с машин с последующим предложением «договориться». Я не раз предлагал освободить от ответственности владельца авто со скрученным номером, чтобы дать ему возможность хотя бы тронуться с места.
Я.Е. Нилов также напомнил, что каждый водитель всегда должен иметь при себе Правила дорожного движения, КоАП РФ, видеорегистратор, а в случае рисковой ситуации закрыться в машине и звонить по номерам «112» и «102», фотографировать и связываться с друзьями и страховыми компаниями по телефону.
С аналогичной просьбой я обратился также к другому известному и авторитетному в автомобильном сообществе эксперту — первому заместителю председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству В.И. Лысакову.
«Есть правовая защита: ст. 159 УК РФ о мошенничестве. Но есть много пробелов в правоприменительной практике, когда этот норматив не используется по назначению, и нередко по вине сотрудников правоохранительных органов. Причины могут быть самые различные, но, к сожалению, практика показывает, что в ряде мошеннических схем принимают участие и отдельные сотрудники ГИБДД. Сложность состоит в том, что доказать вину мошенников достаточно сложно. Поэтому стоит еще раз упомянуть видеорегистратор, который сослужит хорошую службу в предотвращении автоподставы.
Юридически это рассматривается как требование о передаче другому лицу имущества или прав на имущество. В суде такие действия расцениваются либо как самоуправство, либо как вымогательство».
В.И. Лысаков посоветовал, что делать, если вы все-таки стали жертвой подставы:
«Первое, и самое главное, — не принимайте никаких необдуманных решений. В состоянии шока человек может подписать даже дарственную на дом. Не давайте никаких обещаний и расписок. Не сообщайте никаких данных о себе, в том числе не давайте телефонный номер. Как отмечают психологи, задача мошенников — «развести» вас, пока вы находитесь в состоянии шока. Есть свидетели — хорошо. Запишите их контакты. Не убирайте машину с места ДТП (даже если вместо ДТП в заднем фонаре вашего авто торчит картофелина), оставьте там, где вас остановили злоумышленники. Думаю, не нужно напоминать, что у вас есть ОСАГО, и с точки зрения гражданской ответственности вы защищены — финансовая сторона ДТП лежит на страховой компании».
Кроме этого, эксперт дал следующие рекомендации:
«Сразу после столкновения остановитесь и включите аварийную сигнализацию, закройте двери и окна в автомобиле. Самостоятельно вызовите ГИБДД (на этом этапе участники автоподставы в Москве очень часто предпочитают ретироваться), позвоните в страховую компанию. До приезда ГИБДД все переговоры ведите только через слегка опущенное боковое окно. Не показывайте своих документов никому, кроме сотрудников ГИБДД.
Все звонки делайте только со своего телефона, ни в коем случае не звоните с телефона «пострадавшего». На нем может быть набран номер подставного представителя страховщика или сотрудника ГИБДД.
Если вы чувствуете, что авария была неслучайной, обязательно вызывайте полицию по номерам «112» или «102». Как правило, это отпугивает мошенников, и они предпочтут уехать с места происшествия.
Необходимо сразу же собрать данные с максимально возможного числа свидетелей аварии — несмотря ни на что, их показания имеют немалую силу.
А дальше не стесняйтесь подавать в суд и отстаивать там свои права, а также не бойтесь предавать историю широкой огласке. Пишите о происходящем в Интернете, подключайте СМИ — в общем, делайте все, чтобы ход дела был на виду. Мошенникам гораздо труднее реализовать свои планы, если за их руками непрерывно следят.
Также, если это возможно, пользуйтесь видеорегистратором сразу после того, как вы выезжаете на трассу. Оптимально иметь DVR с качественной оптикой и матрицей с разрешением от 720P, еще лучше с GPS и двумя (или несколькими) камерами. Все претензии выслушивайте через закрытое окно, из салона автомобиля не выходите, к чему бы вас ни призывали. Это позволит вам оставаться некоторое время в относительной безопасности, так вы будете менее подвержены психологическому давлению.
Если вы решили выйти, закройте автомобиль, заглушите мотор, вытащите ключи и уберите их глубже под одежду, во внутренний карман.
Не ругайтесь, не позволяйте себе оскорблять участников происшествия, ведите себя корректно. Не подавайте виду, что вы поняли, что ситуация намеренная.
По возможности, если позволяет ситуация, под предлогом дальнейшего получения страхового возмещения сфотографируйте номера машин и лица тех, кто предъявляет претензии. Передачу данных, фото- и видеоматериалов зафиксируйте в протоколе, когда будете передавать сведения сотрудникам ДПС. Себе обязательно оставьте копии материалов».
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Как не стать жертвой автоподставщиков
Автоподставы, казалось, ушли в прошлое, но представители криминального мира все еще используют в своем арсенале. Объясняется это, по мнению многих автолюбителей, изменениями в ПДД. С недавних пор, как известно, в случае если ущерб незначительный, и стороны договорились самостоятельно, то они могут не обращаться ни в ГИБДД, ни в страховую. Этим и пользуются злоумышленники, стремясь запугать жертву и убедить ее не вызывать Госавтоинспекцию. С увеличением числа автоподстав столкнулись пока Москва и Санкт-Петербург, однако не исключено, что данная «болезнь» быстро начнет распространяться по всей стране. Ниже приведено несколько советов, которые помогут не стать жертвой автоподставщиков.
Схем, по которым действуют преступники достаточно много. Рассмотрим несколько наиболее распространенных. Например, вы стоите на перекрестке, и собираетесь повернуть направо. Сразу после начала данного маневра трогается припаркованный невдалеке справа автомобиль. Затем якобы заметив вас в последний момент, его водитель резко останавливается и начинает подавать знаки, что пропускает вас. Если купитесь на притворную доброжелательность и повернете, машина злоумышленника тут же тронется и аккуратно притрется своим, заранее ударенным крылом, к вашему кузову.
Рассмотрим другую ситуацию. Вы едете по скоростной трассе, в левом ряду. Сзади вас нагоняет другое авто и начинает сигналить, требуя уступить дорогу. Если начнете перестраиваться, из «мертвой зоны» внезапно вынырнет старенькая потрёпанная машина, которой вы въедете в опять же заранее помятый бок.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, во-первых, не нарушайте ПДД, тогда вы будете наверняка уверены в своей правоте. Перед перестроением в соседнюю полосу несколько раз убедитесь, что в «мертвой зоне» нет другого авто. Это золотое правило рассказывают всем начинающим водителям, но многие поднабравшись опыта напрасно им пренебрегают.
В качестве жертв автоподставщики, как правило, выбирают начинающих водителей. Определить наличие или отсутствие опыта они могут достаточно быстро по поведению авто на дороге. В зоне особого риска молодые мужчины интеллигентного вида и женщины с маленькими детьми. Главное на что рассчитывают автоподставщики это наглость и напор. Их цель запугать человека до такой степени, чтобы он не звонил родным или в Госавтоинспекцию, а максимально быстро отдал требуемую сумму.
Если избежать ДТП все же не удалось, включите аварийную сигнализацию, запритесь в автомобиле и вызывайте экипаж ГИБДД. Обязательно укажите марку машины автоподставщиков и ее номера. Затем позвоните представителю страховой компании. Не лишним будет вызвать, кого ни будь из близких, при моральной поддержке преступникам будет сложнее на вас давить.
Ни в коем случае не убирайте автомобиль с места аварии до приезда инспекторов ГИБДД, даже если за вами образовалась гигантская пробка. Установите в автомобиле видеорегистратор, полученная с него видеозапись поможет доказать свою невиновность.
Пресс-служба УМВД России по Тюменской области