Что будет после страшного суда

Страшный суд: зачем Богу наши мучения?

Приблизительное время чтения: 9 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

Мы попросили ответить на это письмо постоянного автора журнала «Фома», психолога Александра Ткаченко и профессора богословия, иеромонаха Константина (Симона).

Ответ иеромонаха Константина (Симона):

Что будет после страшного суда. Ieromonah Konstantin Simon professor bogosloviya. Что будет после страшного суда фото. Что будет после страшного суда-Ieromonah Konstantin Simon professor bogosloviya. картинка Что будет после страшного суда. картинка Ieromonah Konstantin Simon professor bogosloviya.

В моей жизни, как и у автора письма, тоже был период духовных сомнений, когда я почувствовал, что нахожусь не на своем месте и что моя жизнь не доставляет мне радости. Когда я еще был католиком (Отец Константин в детстве был крещен в католичество, затем стал католическим священником, проректором Папского восточного института, а в 2015 году перешел в Православие и принял монашеский постриг в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. — прим. ред.) и жил в Риме, меня неоднократно приглашали в Россию читать лекции о католицизме и участвовать в дискуссиях. Как католик, я старался до конца отстаивать позицию католика, но в какой-то момент понял, что для меня это очень тяжело.

Зачем Богу наши мучения?

Дело в том, что на протяжении тридцати лет я много думал о православии — и во время одной из дискуссий понял, что чувствую себя на стороне православных, что преподаю и защищаю то, во что сам не верю. Я чувствовал себя лицемером, и от этого мне было очень грустно. Не так просто взять и круто поменять свою жизнь, всегда есть сомнения, действительно ли ты поступаешь правильно. Но я полностью положился на Господа — и Он открыл мне возможность принять православие и переехать в Россию.

Ситуации в нашей жизни, действительно, бывают очень сложные. Но безвыходных ситуаций не бывает. Важно понимать, что Господь дает нам только то, что нам по силам, а если человеку становится слишком трудно — Он обязательно дает какой-то выход, дает силы перенести эти трудности и страдания.

Но мне кажется, нельзя так много роптать на жизнь в XXI веке. Это не такой страшный период цивилизации. Все-таки мы живем не в Средневековье, когда люди умирали от чумы, не живем во время Второй мировой войны.

Автор письма говорит о том, что многим людям ненавистна их будничная жизнь: школа — университет — работа… Но ведь человек должен благодарить Бога за то, что у него есть возможность учиться и тем более — получать высшее образование! Должен быть благодарным за то, что в России есть возможность учиться бесплатно! Мои родные, особенно женщины, не могли посещать университет в Америке из-за очень высокой стоимости обучения. В нашей семье не было таких денег, чтобы отправлять девушек в университет. Тогда как в советской России высшее образование было бесплатным. Поэтому мне кажется, что мы часто преувеличиваем наши страдания.

Зачем нам нужны страдания? И главное — зачем наши страдания нужны Богу? Конечно, Он создал нас не для того, чтобы мы страдали. Намерение Бога не в том, чтобы всех нас проклинать и отправлять в ад, а в том, чтобы мы достигли духовного совершенства и чтобы наша земная жизнь стала подготовкой для вечного блаженства с Ним.

Зло и страдания в нашем мире созданы не Богом, а человеком, который Богу противится. Человек в результате первородного греха находится не в естественном состоянии, в котором был создан Богом, а в измененном. У человека есть свободная воля, и при этом он часто направляет ее к злу, сам создает сложности, страдает и заставляет страдать других, часто невинных, людей, сам делает мир жестоким.

В Библии слово «мир» встречается в двух значениях. С одной стороны, князем этого мира называют сатану, это мир тьмы и искушений. С другой стороны, Бог посылает в этот мир Своего Единородного Сына не для того, чтобы проклинать и казнить, а для того, чтобы этот мир спасти; это мир радости и блаженства.

Не стоит думать, что во время Второго пришествия Иисус Христос вернется и проклянет большую часть человечества. Этого нет ни в Евангелии, ни в пророчествах. Очень важно понимать, что Второе пришествие — это не весть об осуждении или проклятии. Первые христиане с нетерпением ждали Второго пришествия, хотели, чтобы Господь пришел как можно скорее и уничтожил зло и грех мира сего. Не отдельную греховную душу человека — а грех всего мира. Мы иногда называем последний суд Страшным и при этих словах испытываем неприятные ощущения. На самом же деле, последний суд — это не страх в привычном понимании этого слова. Это наша надежда, наше упование на то, что мы воссоединимся с Христом.

Рай только для христиан?

Есть люди, которые всю жизнь живут без Бога. Или исповедуют другие религии, не признающие Христа. Выходит, они не спасутся? Зачем тогда их создал Бог? Для нас это тайна. Мы не знаем, куда они попадут после смерти. Об этом знает только Бог. И только Бог знает, почему человек появился на свет в том или ином месте. Но у христианина нет права осуждать этих людей. Мы должны понимать, что сам человек не виноват, что воспитывался в неблагополучной семье, где научился только нецензурной речи, или что родился в Египте, в Африке, в Азии, что живет в другой системе координат. Нам важно помнить: кому много дано, от того больше и потребуется. Очевидно, на Страшном суде Господь потребует от нас намного больше, чем от буддиста, индуиста, язычника или от любого другого человека, который не знает ни Христа, ни Евангелия.

А если мы думаем, что люди, которые родились не христианами, заведомо попадут в ад — значит, мы хотим встать на место Бога, хотим сами судить людей. Точка зрения, что все нехристиане попадут в ад, потому что все они идолопоклонники, была особенно распространена среди христиан в Средневековье. Например, французский богослов и основатель кальвинизма Жан Кальвин, живший в XVI веке, считал, что одни люди предопределены Богом к погибели, а другие — к спасению, и таким образом делил людей на отверженных и избранных. А вот преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Бог все предвидит, но не все предопределяет», — то есть Бог хочет спасения всех людей, но оставляет и место для их свободной воли.

Поэтому христианин не может ни судить, ни превозносить себя над представителями другого мировоззрения или считать себя избранным. В каждом человеке мы должны видеть Образ Божий. Мы не знаем, что происходит в его душе, не знаем, как он относится к Богу и как Бог относится к нему. От людей, не исповедующих христианство, мы не можем ждать христианского совершенства, но также мы не должны и терять надежду, что рано или поздно человек обратится ко Христу.

Мы не можем осуждать человека даже тогда, когда он проклинает Христа, проклинает Евангелие, — хотя в таком случае он умышленно удаляется от Бога и совершает большой грех. В том числе, например, и представителей исламских экстремистских группировок, и террористов-смертников… Важно понять, что эти люди неправильно истолковали свое вероучение, потому что убийство для мусульманина — это тяжкий грех. Мы должны сочувствовать этим людям, которые дошли до такого духовного помрачения и считают, что убивать людей — добродетельно.

Но мы знаем также немало примеров, когда до духовного помрачения доходили люди, воспитанные в христианстве. Это и Сталин, и Ленин, которые родились в православии, это и Муссолини, и Гитлер, которые родились в католической традиции, и многие другие. Что мы можем сказать об этих людях? Конечно, они по собственной воле предали Христа и изменили своей вере. А все остальное — это тайна зла.

Не зря говорят, что душа человека — потемки. Мы не знаем, что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы. Конечно, на его плечах лежат ужасные грехи. Известно, что Гитлер был очень трусливым человеком, вероятно, он отдавал приказы, но их исполнения он не видел. Когда Гитлер стал нацистом, христианином он уже давно не был, он был атеистом. Говорил иногда про Бога, но что-то языческое, не христианское.

За что страдают работяги?

Мы не можем ответить, почему одному человеку что-то в жизни дается легко, а другому нет, почему один работает в уютном офисе, а другой вынужден изнурять себя на заводе. Возможно, и то, и другое — это наши испытания, которые нам нужно пройти достойно: бедным не скатиться до пьянства, брани, ропота; богатым — до жадности, эгоизма и множества других пороков. Почему из-за других людей страдают невинные люди — мы тоже не знаем.

Действительно, есть люди, которые рождаются в страшных условиях, сталкиваются с нехорошими компаниями, ругаются, не ходят в церковь. Мне их очень жалко — но я их не сужу. Я могу молиться за них и надеяться, что Господь даст им силы бороться против этих искушений.

Но ведь никто не сказал, что заводские работяги, об одном из которых упоминает автор письма, — это люди, которых Господь за что-то покарал. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5:4), — вспоминаем мы слова Христа на каждой литургии. Возможно, страдания даны нам, чтобы мы усовершенствовались. А может быть, из-за того, что человек пострадал на земле, в конце пути его ждет рай?

А есть и такие примеры, когда человеку удается вырваться из среды, в которой он погряз, и стать лучше. Вспомните новомучеников! Нам и не вообразить, какие лишения они претерпевали, с какими искушениями боролись, в каком холоде и голоде работали, как им жилось в лагерях, в обществе других заключенных, я не говорю — грешников, но таких людей, у которых Бога не было. И они все-таки отдавали свою жизнь Христу, они духовно преодолевали эти мучения и продолжали жить как настоящие христиане.

Каждый христианин должен лечить болезненный мир, в котором он живет. Должен бороться с искушениями, молиться и причащаться, должен помогать своим ближним. Не только тем, кто вместе с ним ходит в храм, но и любому другому человеку, пусть даже и неверующему. Как помогать? Разными способами — и духовными, и материальными.

На Страшном Суде Господь будет спрашивать нас не только о нашей духовной жизни, но и о наших делах: много ли мы помогали друг другу, посещали ли больных, бедных, страждущих, заключенных. В этих людях мы должны видеть собственного брата, Живого Бога, Самого Иисуса Христа.

Я тоже, как и автор письма, в свое время задавался подобными вопросами. Ответы на них я нашел, когда стал более внимательно читать Евангелие и размышлять над ним, познакомился с житиями святых, их поучениями и примерами того, как им удавалось бороться со злом этого мира. А еще — когда читал книги с беседами и проповедями нашего современника, митрополита Сурожского Антония. К нему с подобными вопросами обращалось очень много неверующих, сомневающихся людей — и он очень метко, очень точно на них отвечал.

Источник

Чем страшен Страшный Суд

Апо­ка­лип­сис, рас­ска­зы­ва­ю­щий о Страш­ном Суде и пред­ше­ству­ю­щих ему вели­ких бед­ствиях, завер­шает радост­ный воз­глас: «Ей, гряди, Гос­поди Иисусе!» Глядя на ниж­ние части иконы Страш­ного Суда раз­де­лить радость этого ожи­да­ния непро­сто. Воз­можно, именно поэтому в цер­ков­ной и око­ло­цер­ков­ной среде эсха­то­ло­ги­че­ская тема нередко вызы­вает опре­де­лен­ное напря­же­ние: люди выис­ки­вают при­знаки конца вре­мен даже там, где их нет, ищут чудес­ных средств «отсро­чить» испол­не­ние Откро­ве­ния, выпа­дают из соци­ума и даже зары­ва­ются под землю… О пра­виль­ном отно­ше­нии к гря­ду­щим судь­бам мира и Церкви наш кор­ре­спон­дент Елена Насле­ды­шева бесе­дует с про­то­и­е­реем Алек­сан­дром Степановым.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Сте­па­нов в 1980 году окон­чил физи­че­ский факуль­тет Ленин­град­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета. Рабо­тал в Физико тех­ни­че­ском инсти­туте им. А.Ф. Иоффе, Ленин­град­ском инже­нерно-стро­и­тель­ном инсти­туте (ЛИСИ), заве­до­вал лабо­ра­то­рией теп­ло­фи­зики. Кан­ди­дат физико-мате­ма­ти­че­ских наук. Руко­по­ло­жен в сан свя­щен­ника в 1992 году. Насто­я­тель домо­вой церкви вели­ко­му­че­ницы Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­ницы и храма свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Фео­дора, Давида и Кон­стан­тина Яро­слав­ских в Санкт-Петер­бурге. Пред­се­да­тель епар­хи­аль­ной комис­сии по бла­го­тво­ри­тель­но­сти СПб. Глав­ный редак­тор радио­стан­ции «Град Петров».

— Если мы обра­тимся к биб­лей­скому повест­во­ва­нию о конце вре­мен, то, во-пер­вых, уви­дим радость. Это не страшно, это радостно: «И уви­дел я новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ); «се творю все новое» ( Откр.21:5 ). Пред взо­ром чита­теля воз­ни­кает новый Иеру­са­лим, новый град, испол­нен­ный вся­кого богат­ства. Пере­чис­ля­ется мно­же­ство дра­го­цен­ных кам­ней, золото и про­чее (см. Откр.21 ). Это не веще­ствен­ные дра­го­цен­но­сти, а образ чего-то наи­бо­лее цен­ного, наи­бо­лее пре­крас­ного, что в созна­нии людей того вре­мени могло быть.

Книга Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова повест­вует, конечно, не про­сто и не столько о судьбе этого мира, сколько о конеч­ной судьбе Церкви в этом мире. И вот эта судьба Церкви — это ее без­услов­ное тор­же­ство. Да, зна­чи­тель­ная часть посвя­щена борьбе мира сего про­тив Хри­ста, про­тив вер­ных, про­тив тех людей, кото­рые хотят жить не по зако­нам мира сего, а по зако­нам Божьим, по зако­нам, кото­рые Хри­стос оста­вил людям. Но по суще­ству, Апо­ка­лип­сис активно утвер­ждает, что эсха­то­ло­ги­че­ское, послед­нее, пре­дель­ное в смысле конца («эсха­тон» — это конец, обрыв, завер­ше­ние чего-то) изме­ре­ние уже при­сут­ствует в этом мире. То есть веч­ность уже вошла в мир. Одно­вре­менно с этим вхо­дит и суд. Суд, соб­ственно, начался с того момента, когда Гос­подь вопло­тился. С этого момента мы имеем образ Чело­века с боль­шой буквы. «Се, Чело­век!» — гово­рит Пилат. Мы имеем как бы уни­вер­саль­ную меру всех вещей, уни­вер­саль­ную меру добра и зла, кри­те­рий суда вообще, при­чем явлен­ный не тео­ре­ти­че­ски, не в виде фило­со­фии или какой-то тео­рии, а в виде живой лич­но­сти. И Сама эта Лич­ность гово­рит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ).

Суть хри­сти­ан­ского бла­го­ве­стия в том, что Цар­ство Божие, как гово­рит Гос­подь в Еван­ге­лии (см. Мф.4:17 ), при­бли­зи­лось, оно уже при­сут­ствует здесь. Конец уже при­сут­ствует в мире, и это при­сут­ствие есть Цер­ковь. И каж­дый из живу­щих сей­час может быть при­об­щен к этому окон­ча­тель­ному бытию мира, войдя в Цер­ковь, начав по-насто­я­щему глу­боко жить ее жиз­нью — не ужас­ной, а радостной!

— Кажется, однако, что даже веру­ю­щие люди в глу­бине души хотели бы, чтобы он был отсрочен.

— А какой смысл его отсро­чить? Может быть, дать время кому-то еще оду­маться, придти к Богу. Но это время опре­де­ляет Сам Гос­подь. Тогда, когда пол­нота всего доб­рого и пози­тив­ного, что может про­изойти в мире, свер­шится, испол­нится, тогда, оче­видно, будет исчер­пан смысл бытия этого мира…

— Мно­гие, осо­бенно в цер­ков­ной среде, видят при­знаки послед­них вре­мен в про­ис­хо­дя­щих то там то здесь ката­клиз­мах и сти­хий­ных бед­ствиях. Что вы дума­ете об этом?

Наблю­дая за этими собы­ти­ями, мы можем гово­рить о том, что при­бли­жа­ется время конца света. Но в Еван­ге­лии Гос­подь гово­рит: «Не ваше дело знать вре­мена или сроки, кото­рые Отец поло­жил в Своей вла­сти» ( Деян.1:7 ). Еван­ге­лие мно­го­кратно воз­вра­ща­ется к теме того, что мы должны быть все­гда готовы «пред­стать пред Сына Человеческого».

Нов­го­род­скаяЧто будет после страшного суда. ikona strashny sud. Что будет после страшного суда фото. Что будет после страшного суда-ikona strashny sud. картинка Что будет после страшного суда. картинка ikona strashny sud. икона XV века «Страш­ный суд». Слева вверху — Гор­ний Иеру­са­лим со свя­тыми, в цен­тре в круге — Гос­подь-Саваоф в окру­же­нии сера­фи­мов и Еноха, взя­того живым на небо и полу­чив­шего от Бога откро­ве­ние о пред­сто­я­щих перед кон­цом мира собы­тиях. Справа — Хри­стос с анге­лами, про­го­ня­ю­щими тре­зуб­цами тьму, и анге­лами, скло­нив­ши­мися перед кре­стом. В сле­ду­ю­щем ряду — ангелы и апо­столы, в цен­тре — Хри­стос-Спа­си­тель, рядом с ним Бого­ма­терь и Иоанн Пред­теча, на коле­нях стоят Адам и Ева. Они молят Хри­ста за чело­ве­че­ский род. Из пасти ада к ногам Адама тянется змий, на теле змия раз­но­цвет­ные кольца, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие мытар­ства, через кото­рые должны пройти греш­ники. Ниже — длань, дер­жа­щая весы, кото­рые бесы ста­ра­ются пере­тя­нуть в свою сто­рону. Справа — земля и море, «отда­ю­щие мерт­ве­цов», под ними — ад, где сатана дер­жит Иуду. Ангел тре­зуб­цем отправ­ляет в ад греш­ни­ков: епи­скопа, царя и монаха. Слева в кругу изоб­ра­же­ние рая с Бого­ро­ди­цей, анге­лами и бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, внизу врата рая, в кото­рые вхо­дят пра­вед­ники, левее них — схим­ники с кры­льями (схиму назы­вают «ангель­ским обра­зом»). Ад и рай раз­де­лены стол­бом, к нему при­ко­ван «мило­сти­вый блуд­ник» из визан­тий­ской притчи, кото­рый «ради мило­стыни избав­лен от веч­ных мук, а ради блуда лишен Цар­ства Небесного».

— Ино­гда можно услы­шать вопрос: за что Богу судить нас, если на все воля Божия?

— Бог сотво­рил чело­века сво­бод­ным. Он сотво­рил его таким, что Сам в эту сво­боду не может вме­шаться. И если чело­век изби­рает опре­де­лен­ный путь, при­ни­мает какое-то реше­ние — это его реше­ние, и Бог ува­жает его. Поэтому если чело­век при­ни­мает какое-то реше­ние, пус­кай даже очень непра­виль­ное с точки зре­ния Бога, Он, тем не менее, попус­кает чело­веку выпол­нить его, в част­но­сти, совер­шить грех. Иначе Тво­рец начал бы про­сто ломать то, что Сам создал.

Гос­подь на про­тя­же­нии жизни чело­века как-то вли­яет на чело­века. Если обра­титься к этой ана­ло­гии: роди­тель вос­пи­ты­вает ребенка, обу­чает его, пыта­ется как-то огра­дить от вли­я­ния недолж­ного и чего-то злого. Но чело­век, в конеч­ном счете, ста­но­вится взрос­лым и сам изби­рает добро или зло.

Когда перед нами стоит воз­мож­ность совер­ше­ния греха, мы очень часто чув­ствуем, что про­ис­хо­дят какие-то собы­тия, кото­рые как бы удер­жи­вают нас от совер­ше­ния этого шага. Как пра­вило, они носят не запре­ти­тель­ный харак­тер, а пре­ду­пре­ди­тель­ный. И чело­век может на минуту оста­но­вить свое уже нача­тое дви­же­ние и хотя бы дать себе отчет в том, что он делает. Дальше он может про­дол­жить дви­же­ние, направ­лен­ное ко греху, но может и удер­жаться. Гос­подь все­гда дает эту воз­мож­ность и несколько как бы удер­жи­вает чело­века. Бог ста­ра­ется нам помочь, но окон­ча­тель­ное слово все­гда оста­нется за нами. Поэтому при под­ве­де­нии итога жизни — ответ­ствен­ность будет на человеке.

Мы назы­ваем 25‑ю главу Еван­ге­лия от Мат­фея Еван­ге­лием о Страш­ном Суде, хотя слова «страш­ный» там нет. Что же в нем страш­ного? Если мы про­чи­таем весь текст, то уви­дим, что страшна оче­вид­ность нашего без­за­ко­ния, оче­вид­ность нашего рав­но­ду­шия. В этой главе Сам Гос­подь гово­рит о послед­нем суде, и Он гово­рит о том, что оправ­даны будут те, кото­рые помогли ближ­нему сво­ему: посе­тили боль­ного, заклю­чен­ного в тем­нице, накор­мили голод­ного, напо­или жаж­ду­щего, одели нагого; и будут осуж­дены те, кто этого не сде­лал. Ибо, гово­рит Гос­подь, «так, как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне».

Здесь, на этом послед­нем срезе нашего бытия, на грани пре­бы­ва­ния в веч­но­сти обна­жа­ется вся правда о нас самих. Поэтому послед­ний суд будет стра­шен именно тем, что эта правда, кото­рую, может быть, мы часто скры­ваем от окру­жа­ю­щих и больше всего — от самих себя, будет пред­став­лена пред нами во всей своей непри­гляд­но­сти. И мы уви­дим, каковы мы есть, чем мы живем, ради чего живем, к чему стре­мимся, жерт­вуем ли чем-то ради чело­века, кото­рый нуж­да­ется рядом с нами, или мы живем только эго­и­сти­че­ским устрем­ле­нием. Вот это и будет страш­ный и послед­ний суд.

Источник

Что будет после Страшного Суда (продолжение)

Что будет после страшного суда. 3832. Что будет после страшного суда фото. Что будет после страшного суда-3832. картинка Что будет после страшного суда. картинка 3832.

Юрий Шокин

Что будет после страшного суда. 3832. Что будет после страшного суда фото. Что будет после страшного суда-3832. картинка Что будет после страшного суда. картинка 3832.

Юрий Шокин

Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Ввиду необычности предыдущего моего вопроса считаю нужным пояснить, что эта тема вызвана непониманием Вашего ответа по теме http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=6111

Некоторые богословы, основываясь на том, что Бог это Любовь и Он всех любит одинаково, представляют наказание грешников в аду Любовью Божьей в виде Света Его, который светит всем одинаково, а воздействует на всех по-разному в зависимости от их праведности и греховности. Мне это непонятно.
Во-первых, получается, что Бог ярким нестерпимым для грешников светом освещает ад, который обычно называют тьмой, а грешники не имеют возможности скрыться от этого света, так как он проникает во все уголки ада. Тогда зачем этот ярко освещенный ад нужен и чем он отличается от ярко освещенного тем же светом рая? С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю.
Во-вторых, в данном представлении о наказании грешников Бог выглядит некоторым пассивным источником любви и света, который не наказывает Сам. Он равномерно светит всем одинаково, а грешники и праведники получают по заслугам без активного участия Бога в процессе Страшного Суда. Утверждается, что под вечным действием этого света грешники сами наказывают себя. Значит, Бог не будет их судить и наказывать Сам, а будет просто безучастно вечно светить на всех одинаково?
Когда Адам и Ева спрятались в кустах от Божественного света, так как их терзали стыд и совесть, то Бог не ограничился этим «самонаказанием». Он ждал покаяния, но они не покаялись и Бог наказал их Сам, изгнав из рая и сделав тела их смертными. Также накажет и грешников в аду, лишив их после Страшного Суда Своего Божественного Света.

В дальнейшем я пришел к пониманию того, что грешники в аду теряют не только Бога, но и тело, воскресшее у них только на момент Суда
Извините за многословность, с уважением, Юрий.

Что будет после страшного суда. 6152. Что будет после страшного суда фото. Что будет после страшного суда-6152. картинка Что будет после страшного суда. картинка 6152.

Леонов Алексей Михайлович

Здравствуйте, Юрий. Вы задали сложно-скомпонованный вопрос. Отчасти же сами и ответили на него. Давайте рассмотрим предложенную вами тему по порядку.

Вы спрашиваете: «как поражается грешник в аду бичем любви Божией?» и «будет ли в аду пребывать что-либо Божественное?». Конечно же, Бог пребывал, пребывает, и будет пребывать в аду, как, собственно, и вне преисподней, как и везде. В этом проявляется одно из Его существенных свойств: «неизмеримость и вездеприсутствие». Было бы неправильным считать, будто зло имеет силу и могущество отграничивать от Бога какие-то независимые пространства, какие-то потаенные углы: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138, 7 — 8). Впрочем, вы, кажется, и сами это чувствуете, а иначе бы вы не имели оснований удивляться:«как поражается грешник в аду бичем любви Божией?». Ясно ведь: где присутствует любовь, там неминуемо присутствует и Носитель любви, в данном случае — Бог.

Далее, вы предполагаете: «Я представляю это так. Когда протрубит труба, все грешники, бестелесные души которых прежде мучились в аду, предстанут перед Судом в образе и подобии Божием, воскресшими духовными телами (ап. Павел), в которых душа живая вместе с дыханием Божьим (Святым Духом) соединится с воскресшим телом. Через это грешники осознают свои грехи, будут готовы к Суду и будут судимы. Таким образом, через Дух Святой, действующий внутри воскресших тел как совесть, грешники накажут сами себя». Что касается угрызений совести, которой надлежит проснуться в грешниках со славным Пришествием Христа, — вы абсолютно правы. Об этом не раз, и не два говорили Святые Отцы. Более того, их (грешников) дурные поступки (возможно, забытые ими самими) будут обнаружены не для них одних. Правда, ваше выражение: «Дух Святой, действующий внутри воскресших тел как совесть», — не корректно. Лучше говорить, как и сказано выше: «действием Святого Духа будет пробужена совесть».

Однако не только (и не в первую очередь) в этом проявится мучительная участь злодеев. Будущая богооставленность, как результат самоотчуждения грешников от Бога, — вот самое печальное из того, что их ждет: «Тогда скажет (Господь) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41); «Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13, 27). Поскольку же Бог есть Источник всех благ, постольку богооставленность грешников выразиться в отсутствии в их жизни тех радостей, которыми будут обильно одарены святые, пребывающие в Славных Небесных Обителях. Жизнь же, лишенная радостей и утешений, — это стенанья, печали и скорбь (как пространство, лишенное света, есть тьма). Считается, что мучения грешников, равно как и блаженство угодников Божиих, будут соизмеримы со «степенью» греховности и святости соответственно.

Представляется интересным следующее ваше замечание-вопрос: «Во-первых, получается, что Бог ярким нестерпимым для грешников светом освещает ад, который обычно называют тьмой, а грешники не имеют возможности скрыться от этого света, так как он проникает во все уголки ада. Тогда зачем этот ярко освещенный ад нужен и чем он отличается от ярко освещенного тем же светом рая? С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю». Но дело в том, что«ярко освещенный ад» и «ярко освещенный тем же светом рай» не предполагают одинаковой способности грешников и праведников к восприимчивости этого Божественного Света. Как Солнце, равно освещая парафин и влажную глину, производит в них взаимопротивоположный результат (парафин из твердого превращается в жидкий, а мокрая глина, наоборот, — из жидкой становится твердой), так и Сияние Славы Божества иначе воспримется грешниками, а иначе — праведниками. Причина кроется в следующем: тела и души грешников заражены проказаю греха, а тела и души праведников не только не заражены, но и очищены, освящены, охристовлены, обожены. Отсюда и разность восприятия нетварных Божественных энергий (Света).

Впрочем, вы, очевидно, знакомы с аналогиями подобного рода. Поэтому и пишите: «в данном представлении о наказании грешников Бог выглядит некоторым пассивным источником любви и света, который не наказывает Сам. Он равномерно светит всем одинаково, а грешники и праведники получают по заслугам без активного участия Бога в процессе Страшного Суда. Утверждается, что под вечным действием этого света грешники сами наказывают себя. Значит, Бог не будет их судить и наказывать Сам, а будет просто безучастно вечно светить на всех одинаково?». Корень вашего непонимания, Юрий, заключается в следующем. C одной стороны, святость праведников не есть нечто приобретенное ими самими по себе. Святость праведников — это преображение их человеческого естества, совершенное как при их добровольном активно-усердном участии в деле спасения, так и, в главную очередь, при посредстве нетварной Божественной благодати, сопутствующей (сопутствовавшей) им на всем их добродетельном пути. Святость стяжается в лоне Матери-Церкви, в живом союзе праведников с Пресвятой Троицей. Спасение человека сделалось возможным в силу Воплощения, служения, Крестных страданий, смерти, Воскресения, Вознесения и непрестанного попечения Сына Божия, совершенных, понятное дело, не без участия Бога Отца и Святого Духа, а вы сравниваете Живоначальную Троицу с каким-то Излучателем какого-то абстрактного свечения. Это — недопустимо. Собственно, и меньшая греховность одних нечестивцев по сравнению с другими — также является делом благодати, а не делом исключительно самих нечестивцев. Гды вы тут видите «пассивность» Создателя?

С другой стороны, по учению Церкви, действие Страшного Суда будет совершаться Воплощенным Богом Словом (и не без участия Бога Отца и Святого Духа), а, опять же, не каким-то там вечно-пассивным световым излиянием. Священное Писание свидетельствует об этом ясно и определенно. Где тут «безучастность» Божия.

Теперь, что касается ваших слов: «С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю». Вы только представьте себе, Юрий, как будут себя чувствовать убийцы и убиенные, насильники и изнасилованные, грабители и ограбленные, коль окажутся вместе. Кому из них будет комфортно в этом общежитии? Первым (учитывая, что у них, как вы сами заметили, раскроется совесть)? Вторым (учитывая, что первые — злодеи). Думаю, вы и сами ответите на данный вопрос.

Юрий, я благодарю вас за ВДУМЧИВЫЕ интересные вопросы и прошу извинения за долгое молчание. Храни вас Господь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *