Что будет если отпеть живого
Отпеть заживо?
«Украинские чиновники переусердствовали, добиваясь признания голода 30-х годов — геноцидом. — Жители Села Андрияшевка с удивлением узнали, что их записали в книгу жертв и даже отслужили по ним панихиду.
Подлог вскрылся случайно: сельский библиотекарь случайно открыла только что поступившее издание, которое так и называется – «Книга жертв Голодомора» и обнаружила там свое имя и фамилию, равно как имена и фамилии своих живых односельчан. Их всех уже успели отпеть, как «насмерть замученных искусственным большевистским голодом». Согласно православной традиции, если отпевают человека заживо, то он вскоре умирает. Как бы в подтверждение этой приметы один из таких отпетых заживо жителей села Андрияшевка, 46-летний мужчина, скончался, что вызвало панику среди жителей села».
Вот такая новость с легкой руки журналистов РТР разлетелась по всем СМИ. Теперь все узнали, что православная традиция обладает сверхсекретным средством устранения противников: заказали отпевание — и все проблемы решены. Стоит ли комментировать этот безграмотный абсурд журналистов федеральных СМИ?
К сожалению, эта ошибка серьезнее, чем рядовые каждодневные ляпы светских изданий, данная новость не относится к освещению собственно религиозной жизни страны. В уважающих себя изданиях в редакциях религиозных отделов обычно уже работают достаточно грамотные люди. Но в этой новости не православные торжества на Украине освещаются, здесь под прикрытием «традиции» вносится самое настоящее суеверие.
Странным образом, но именно таким безграмотным поверьям человек верит намного более охотно, чем «православной традиции». Скажут по телевизору про отпевание заживо — будет же до конца жизни переживать, как бы кто заочно не отпел. Скажут в Церкви, что исповедоваться и причащаться надо регулярно, чтобы не умереть без покаяния — будет наоборот этого бояться.
Скажут на экскурсии в какой-нибудь древний храм, что для прощения грехов надо постоять в алтаре на Вифлеемской звезде, потом в три погибели согнувшись проползти по длинному коридору (обычная вещь в храме свт. Николая в турецком г.Миры) — со слезами умиления все проделает истово. Скажет священник, что для прощения грехов их надо, раскаявшись, назвать на исповеди, будет человек строить целые концепции о том, что он перед своим Богом в душе уже все сказал и раскаялся.
Мы привыкли верить тому, во что верить проще, тому, где от нас не требуется усилий. Такая вера и переходит в суеверия. Суеверия переходят в мифы, мифы тиражируются в СМИ и порождают новые суеверия. Очевидно, что курс религиозной грамотности и религиозной культуры действительно нужно вводить в школах, потому что такое невежество может аукнуться далеко за пределами «религиозных СМИ». Программе «Вести» следовало бы подготовить, раз уж внесли такой переполох, программу, разъясняющую смысл отпевания и отношения христианина к смерти.
В завершение же дадим небольшое разъяснение об отпевании из книги протоиерея Максима Козлова «Клир и мир» (Москва, издательство храма св. мц. Татианы, 2007):
Предположить, что клирик будет отпевать живого,- это либо безумие, либо какой — то скрытый атеизм, которого я никогда не встречал и думаю, что мы оставим такие близкие к фантастике предположения.
Но отпевание живого или панихида по живому есть род распространенного колдовства — это верно. И здесь известный принцип оборотного обращения к Церкви — еще со Средневековья идущее: теневое использование церковных обрядов якобы ведет к подобному магически надежному результату. Если против живого силу Церкви так использовать, то этого человека туда и потянет, о чем Церковь помолилась.
Это классическая форма магического сознания, которое предполагает, что само по себе правильно совершенное ритуальное действие повлечет за собой результат по отношению к тому объекту, на который оно было направлено. Это тот же самый шаманизм : пляшут дикари у костра, протыкают нарисованное на шкуре изображение оленя, и это должно закончиться тем, что на ближайшей охоте они этого оленя убьют. Охота будет успешной, если хорошо проткнули шкуру. Здесь то же самое.
Отслужили панихиду за живого — значит, помрет или заболеет, в общем — в ту сторону устремится. Понятно, что человек, делающий так, своей душе наносит урон, потому что он тем самым показывает, что он не христианин, а язычник. А во — вторых, потому что он пытается Церковь, которая есть институт спасения и принесения блага для души, использовать во вред человеку для его погибели, если не вечной, то временной, по крайней мере, или для нанесения ему ущерба, что есть уже гpex против веры в благого Бога и в Им основанную Церковь.
Сложнее дать ответ, каковы могут быть результаты колдовства и ведовства. Здесь уж я не буду говорить конкретно об этом случае, а вообще о всяком колдовстве и ведовстве, по отношению к тому, на кого они направлены. В Большом Требнике святителя Петра Могилы есть такой вопрос : могут ли подобного рода заговоры принести вред тому, на кого они направлены. Ответ такой : не могут, аще безгрешен.
Я бы эти слова в таком смысле понял : если человек пребывает вне спасительного ограждения церковных таинств, если он сам душу свою открывает тяжким смертным гpexaм, то на нею воздействие духов злобы поднебесных, в том числе и колдунов может быть неизмеримо большим, чем по отношению к тому человеку, который исповедуется, причащается и осознает свою греховную немощь.
Вспомним историю с Мотовиловым. Здесь бывают разные пути Промысла Божьего. Мы помним, как Мотовилов за одно неверие в то, что бесы могут иметь власть над человеком и терзать его, до л го после этого претерпевал тягчайшие страдания, описанные в житии преподобного Серафима, и как он получил исцеление только по молитвам преподобного.
Поэтому бояться не нужно, но и трезвость сознания тоже нужно соблюдать. Не надо впадать в поверхностный рационалистический пафос, что это все разговоры, ничего такого и быть не может. Не нужно трепетать сверх меры, но и наплевательски легко относиться не стоит.
А мы забываем, что время было такое, когда служение бесам, языческим божествам было повсеместной религиозной практикой. И развращение общества в Римской империи было катастрофическим. Поэтому одно дело Святая Русь или даже синодальная эпоха жизни нашей Церкви, а другое — то, что происходит сейчас, в конце XX — — начале XXI века, когда души миллионов людей стали игралищем бесов. Сейчас всякого рода колдовские воздействия на них значительно более доступны. Не стоит сомневаться в том, что они могут иметь место : вспомним житие Киприана и Иустины и множество других церковных свидетельств.»
Что делать, если живого человека отпели в церкви
Из письма: «. Иду я мимо цыганки, а она мне и говорит:
— А ведь ты, яхонтовая, отпетая в церкви и совсем недавно. Не веришь, сходи в храм, по своему состоянию поймешь. Кто отпетый, тому там плохо!
Я спросила у цыганки, не может ли она меня вылечить. Цыганка ответила, что если она даже и может, то все равно не будет лечить, так как ей не хочется из-за меня помирать.
Еду и думаю: наврала, наверное, цыганка, а потом решила, да чего ж я голову-то ломаю, через две остановки церковь, выйду и проверю. Вышла из автобуса и пошла к церкви. Переступила порог — и так мне сделалось плохо, хоть ложись и помирай. Вывели меня под руки. Надо же, думаю, сколько лет не ходила — и на тебе! Может, я внушила что себе, цыганку послушав? А через неделю мне знакомая и говорит:
— Лида, Галька из второго цеха тебя отпела в церкви. Она мне сама об этом говорила. За то, что ты путевку ее ребенку не дала. Говорит, что зажралась ты, мол, таких надо уничтожать без всякой жалости.
В тот же вечер я попыталась снова зайти в церковь, а потом пожалела об этом, потому что мне там чуть конец не пришел. Не сказать, что я мнительная, а с Галиной я действительно поругалась. Но главное, что со мной и в самом деле происходит что-то странное. Да и цыганка если бы соврала, то не отказалась бы лечить. А ведь она отказалась! Что делать, если живого человека отпели в церкви?»
Из яйца черной курицы выпустите белок. Добавьте в белок щепотку соли, оставленную с Чистого Четверга. Сколько поместится в вашем кулаке муки, высыпьте в белок. Наберите в рот святой воды и выпустите ее изо рта в муку. Слепите куколку (жертву). Начитайте на нее и унесите к церкви. Там раскрошите голубям.
Знаменуйся сия фигура, утверждайся вместо рабы (имя).
Хлеб, соль, святая вода, пошли мне, Господи, живота*.
Аминь.
Что будет если отпеть живого
Поставила в церкви 13 свечей за упокой живому человеку
Поставила в церкви 13 свечей за упокой живому человеку
Сообщение Елена Шведова » 26 сен 2009, 19:04
Сообщение tolt » 26 сен 2009, 19:07
Сообщение prada13 » 26 сен 2009, 19:08
Не гадаю в лс не в виде исключений и никак
Сообщение Елена Шведова » 26 сен 2009, 19:12
Сообщение tolt » 26 сен 2009, 19:23
Сообщение Елена Шведова » 26 сен 2009, 19:27
Сообщение Svet. » 26 сен 2009, 19:35
С обиды говорите. Теперь опять же в церковь и прощения просите, кайтесь ИСКРЕННЕ. И будет Вам счастье. Отпускайте обиду. Иначе втянет в водоворот ярости. самой потом бежать захочется. Необузданные эмоции до добра не доводят.
Кстати, нет наказания больше, чем прощение. Разве Вы этого не знали?
Сообщение Дмитрий74 » 26 сен 2009, 21:27
С обиды говорите. Теперь опять же в церковь и прощения просите, кайтесь ИСКРЕННЕ
Точно, а потом схватите такой ОТКАТИЩЕ, что мало не покажется.
1) раскаяние до результата
2) нарушение правил эгрегора
Сразу два из основных причин отката. Нашли что советовать.
Сообщение Елена Шведова » 26 сен 2009, 21:40
Дмитрий74 писал(а): С обиды говорите. Теперь опять же в церковь и прощения просите, кайтесь ИСКРЕННЕ
Точно, а потом схватите такой ОТКАТИЩЕ, что мало не покажется.
1) раскаяние до результата
2) нарушение правил эгрегора
Сразу два из основных причин отката. Нашли что советовать.
Сообщение Black Ren » 26 сен 2009, 23:46
quote]
Да есть у меня так сказать заклятые враги, ничего не могу с ними сделать, ни обычными способами, ни магией, только мне хуже от всех действий становиться. :'( :'( :'( :'( :'( :'( :'( :'( :'( :'( :'( :'( :'([/quote]
Потому что надо не свечи за упокой ставить а порчи делать. Гораздо больше толку 8) А это только действительно откатит и не боле 8)
Re: Поставила в церкви 13 свечей за упокой живому человеку
Сообщение vaspupkin » 27 сен 2009, 01:22
СПАСИБО ЗА МНОГОЛЕТНЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!
Всем спасибо за сотрудничество!
В силу смены приоритетов. я потерял интерес к публичной жизни на Форуме. Не поминайте лихом( впрочем, не подействует).
🙂
Сообщение vic75 » 27 сен 2009, 09:12
Вопрос про свечи ещё и здесь,потому как в других разделах не отвечают:
«увидела в церкви,как женщина зажгла свечу,задула и только после этого поставила.Для чего это делается?»
Что такое отпевание?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Отпева́ние – это богослужение, во время которого Церковь молитвенно провожает усопшего в мир иной, просит у Бога прощения его грехов и дарования ему упокоения в Небесном Царстве. Отпевание — народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В Требнике отпевание именуется «последованием мертвенным» («последованием погребения»).
Какое значение имеет отпевание для скончавшегося? Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся – совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.
Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать «последнее целование», нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином — и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание — это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности — венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.
Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.
Зачем отпевать усопших?
Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.
Важно понимать, что отпевание – это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти – с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души – чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания – самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.
Дает ли отпевание гарантии, то душа попадет в рай?
Есть семь церковных таинств – это таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство Елеосвящения (Соборование), таинство священства (хиротония). После совершения таинства Крещения, например, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь – часть Церкви, после хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует. Отпевание же не является церковным таинством: это особый чин или молитвословие, и мы не можем быть уверены в том, что человек непременно попадает в рай.
Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела. Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь – но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы. Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме – большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя.
Нужно ли отпевание?
Может ли душа попасть в рай и без отпевания?
Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести. В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее. И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом.
Как отпеть после похорон?
Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте – в таких случаях усопших отпевают после похорон. Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом – тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания – в Церкви или на кладбище.
Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за удобства – это, конечно, неправильно.
Где получить разрешение на отпевание?
Разрешение на отпевание берется, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, спорный. Например, если речь идет о самоубийстве. Приходской священник не в праве сам решать, отпевать ему в таких случаях или нет. Такие вопросы решает архиерей. Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства – то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.
Кого нельзя отпевать в Церкви?
Мы не можем отпевать людей, которые сознательно не приняли крещение – потому что они не были частью Церкви. Нужно иметь это в виду и, если есть возможность, стараться беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению – хотя бы чтобы совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали все что, от нас зависело. А дальше все зависит от свободной воли самого человека.
Так же мы не можем отпевать людей, которые пошли на самоубийство, и людей, которые жили как явные безбожники.
Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме.
Можно ли отпевать наркоманов?
Наверняка, люди, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью, сознательно на это пошли. Но важно понимать, что задача Церкви – не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церкви отпевать запрещается.
Как вести себя на отпевании?
Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это, конечно, неправильно. К сожалению, такая история повторяется из раза в раз – хотя сложно чего-то требовать от человека в тяжелый для него момент.
Но все же отпевание – это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны молиться за усопшего, прислушиваться к словам священника и хора и пытаться вникнуть в них.
Что надеть на отпевание?
Священнослужители надевают белые облачения, когда крестят и отпевают – потому что оба эти события являются важнейшими в жизни человека, большими праздниками. Когда человек умирает, он переходит в жизнь вечную, он видит свет, и этот свет – Христос. Поэтому мы, как жены-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, тоже надеваем белые облачения.
А черный цвет – не богослужебный: даже постовые облачения священников выделяются бело-серебряной вышивкой.
Материал подготовила Дарья Баринова
Очень важная информация для тех, кто провожает в последний земной путь дорогого человека
Архимандрит Августин (Пиданов)
Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.
Какая разница между чинопоследованием и обрядом?
Погребение является обрядом, но отпевание — нечто большее, чем просто обряд. Обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит что-то еще. Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, русские священнослужители во время церемоний обряжаются, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится. Или, например, священник при проведении Таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки – это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. Т.е внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется таинством, останется той же. То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.
Есть ли разница между отпеванием и панихидой?
Панихида — это заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.
Может ли панихида быть гражданской?
Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.
На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.
Что такое лития?
Лития – заканчивающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.
Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.
Кому может быть отказано в отпевании?
Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его.
Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и бандитов?
Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно.
Можно ли отпевать самоубийц?
Почему священники отказываются отпевать неверующих?
Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его. Только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Вообразите, что вы насильно вталкиваете в кабинет президента человека, который знать не хочет о существовании главы государства. Но вы не считаетесь с его мнением, и навязываете своему родственнику общение с президентом, пытаетесь заставить его обсудить с ним важные вопросы… Вы представляете себе последствия такой «медвежьей» услуги? А если это не президент, а Бог, власть которого в миллионы раз превышает власть любого президента?
Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.
Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.
Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.
Стоит ли брать с собой на похороны и поминки детей?
Ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.
Сколько стоит отпевание?
Вообще-то в церкви никаких тарифов быть не должно. Примерные суммы пожертвований да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать. К искоренению этой постсоветской традиции постоянно призывает священноначалие.
Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.
Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.
Что означает венчик на голове покойного?
Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.
В какие дни отпевания не совершаются?
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.
Существует ли заочное отпевание?
Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм, или на худой конец батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по- христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.
Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?
Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.
Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?
Конечно, можно. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем.
Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?
В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.
Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?
В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.
Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…
В одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний сказал о свечах следующее:
«На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Что это значит? Свет — всегда знак радости, но радость бывает разная. Она бывает ликующая, а бывает радость среди слез. Я говорил, что в смерти мы переживаем разлуку и слишком часто забываем о том, что нас-то постигает разлука, но усопшего постигает встреча: встреча лицом к лицу с Живым Богом. И вот, стоя с зажженными свечами, с сердцем, разрывающимся от горя, с глазами, полными слез, мы все-таки помним, что совершается самое торжественное, самое величественное, что может случиться с человеком: встреча с Живым Богом. И в этом мы ему сопутствуем; мы выражаем его радость, предстоя перед ним и перед Богом с зажженными свечами.
Но эти свечи говорят еще о другом. Свет — это знак жизни, это знак победы над тьмой, над мраком. Когда мы стоим с этими свечами, мы как бы безмолвно говорим Богу: этот человек зажегся в мире, в полумраке земном, как светоч; он нам светил, приносил правду, приносил любовь; его присутствие разогнало сколько-то той тьмы земной, в которой мы так часто не находим своего пути. Он указал нам путь. Мы собраны здесь не только потому, что умер человек, любимый нами, но именно потому, что он жил, и мы о его жизни свидетельствуем этим светом».
По материалам интервью с архимандритом Августином (Пидановым)