Что будет если нечаянно посадить грудничка
Так можно или нельзя? Что говорят российские медики о раннем присаживании
Позиция Комаровского
Хоть мы и не согласны с риторикой одного из самых известных русскоязычных педиатров Евгения Комаровского о «тревожных мамочках», позволим себе все-таки процитировать доктора в отношении присаживания. Вот его мнение: если ребенок здоров, то все, что нужно сделать родителям — это создать малышу условия для развития. То есть если врачи не обнаружили у ребенка серьезных патологий, то ребенок обязательно сядет, поползет, пойдет сам. Диапазон нормы при этом очень большой.
« Сидеть маленькому ребенку не полезно. Чем позже произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем ровнее спинка, тем крепче ножки и тем лучше (Эту аргументацию, впрочем, едва ли можно назвать научной — примечание редакции). Поэтому в отношении сидения и стояния главная задача мамы и папы — категорически не помогать», — говорил врач в своей телевизионной передаче.
Тем самым Комаровский явно выступил против распространенной — особенно среди бабушек — традиции чуть ли не с трехмесячного возраста обкладывать малыша в сидячем положении подушками, чтобы похвастаться соседям: «А мой-то уже сидит!». Врач агитирует родителей учить детей в первую очередь не сидеть, а ползать — часто выкладывая малышей на пол.
Позиция Новокриницкого
Массажист с миллионной аудиторией в соцсетях, Игорь Новокриницкий также выступает против раннего присаживания. Вот как сформулированы его наблюдения на его личном сайте:
«Моя позиция в этом вопросе однозначна: ребенка сажать не нужно, пока он сам не сидит. Ни в каких вариациях — ни на руках, попой при ношении, ни в эргорюкзаке, ни в слинге. Также нельзя сажать при выполнении упражнений.
А в 3-4 месяца ребенок из положения лежа на спине хочет увеличить себе обзор и тянет вперед корпус и голову. Лучшее, что может сделать в этой ситуации мама, — перевернуть карапуза на живот, чтобы он употребил свои силы на обучение упору на прямые руки.
Многие дети, которых сажают в подушки, хорошо сидят с прямой спиной, но когда начинают ходить, не могут сесть или встать из положения сидя самостоятельно, а ведь навык смены положения более нужный в жизни, чем статичное сидение и стояние.
И это не единственная и далеко не самая важная причина, почему ребенка нельзя сажать раньше времени.
Еще одной причиной является то, что изгибы позвоночника формируются в раннем возрасте. Если ребенка сажать раньше, чем он к этому готов, то они могут сформироваться неправильно. При сидении и ходьбе нагрузка на позвоночник резко возрастает. А неокрепшие мышцы не готовы удерживать позвоночный столб в правильном положении. И тогда 9-10 месячный малыш сидит с круглой спиной».
Можно добавить, что Новокринницкий так же, как и Комаровский, не приводит в доказательство своих наблюдений научных исследований конкретных отрицательных последствий раннего присаживания. Правда, сам он пишет о том, что не участвовал в клинических исследованиях только в ответ на вопрос о связи раннего присаживания и загиба матки: «Существует мнение, что из-за раннего высаживания девочек у них могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб матки. Из-за этого я так же часто сталкиваюсь с вопросами про высаживание девочек. Я не могу это мнение подтвердить или опровергнуть, так как не занимался клиническими исследованиями на эту тему».
Позиция Катасонова
Мы не нашли прямых высказывания педиатра Федора Катасонова о раннем присаживании, но если следовать его книге, то ничему учить ребенка в первые полгода жизни специально не нужно:
«Вместо того чтобы насильно развивать ребенка, значительно полезнее способствовать его развитию. Для этого ребенку нужно создать развивающую среду. Для малышей это светлое безопасное пространство (пол), не очень чистое (ребенку необходима антигенная нагрузка), с двумя-тремя игрушками. Почаще кладите малыша на живот и помещайте в эту среду — это лучшее, что вы можете сделать для развития в первые полгода жизни».
Катасонов также пишет в книге «Федиатрия» о том, что каждый ребенок следует своей генетически заложенной программе развития, которая и определяет порядок появления у него определенных навыков (поэтому один ребенок вначале поползет, а потом сядет, а другой — наоборот). И родителям пытаться изменить эту программу нет смысла.
Вывод
До пяти месяцев ребенка присаживать точно не нужно — можете смело передать это всем своим родственникам! А вот после этой возрастной отметки концепции специалистов расходятся.
Если следовать заветам Американской Академии Педиатров и позиции невролога Виталия Дульнева, присаживать пятимесячного ребенка, который уже умеет поднимать спину, можно аккуратным образом, чтобы помочь ему скорее овладеть навыком самостоятельного сидения.
Ежели следовать позиции Комаровского, Новокриницкого и Катасонова, то лучше подождать того момента, когда ребенок сядет сам, и предоставить ему адекватную среду для развития.
При этом никакой разницы в присаживании девочек и мальчиков ни один из этих специалистов не делает — так что распространенное убеждение о том, что раннее присаживание девочек может привести к загибу матки — это миф. Во всяком случае никаких научных работ, подтверждающих эту гипотезу, нами не найдено и у других авторов.
Во сколько месяцев можно сажать девочку?
Содержание:
Примерно в возрасте полугода малыши становятся более активными, им уже не нравится просто лежать на спине, они пытаются ухватиться за поручни кроватки или мамины руки и присесть. Но родители обычно пресекают эти попытки, ведь ортопеды не рекомендуют сажать детей раньше времени. Особенно актуальным становится вопрос, когда можно сажать девочку, ведь девочка — это будущая мама и очень важно, чтобы органы малого таза у нее сформировались без отклонений. Попробуем разобраться:когда можно сажать ребенка, особенно девочку, не рискуя причинить вред ее здоровью?
Физиологическая готовность сидеть самостоятельно наступает у малышей в возрасте около шести месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому со скольки месяцев сажают девочек — зависит и от конкретного ребенка. Одна девочка может научиться сидеть самостоятельно уже в пять месяцев, а другая — только в семь-восемь.
Ребенок начинает садиться самостоятельно, когда к этому готовы его костная и мышечная система. Раннее высаживание — это слишком большая нагрузка на позвоночник ребенка, которая может привести к деформации костей. Поэтому спешить с высаживаниями и торопить малыша не стоит, вне зависимости от его пола.
Во сколько можно сажать девочек?
В случае с ранним высаживанием девочек нагрузке подвергается не только позвоночник, но и мочеполовая система — это одна из причин, почему девочек нельзя рано сажать. Из-за раннего высаживания у девочек в будущем могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб шейки матки, поэтому с сидением на коленях у родителей или в стульчике девочкам лучше повременить.Сажать девочку можно, когда она сама, без помощи рук, сможет оторвать корпус от горизонтальной поверхности и сесть.
Почему нельзя сажать девочек, мы уже рассмотрели, а вот что делать, если девочка пытается садиться раньше утвержденных педиатрами сроков, например уже в четыре месяца? Задача родителей в этом случае — не помогать девочке, выкладывать ее в стороне от бортиков кроватки или коляски, лишая возможности ухватиться за них и присесть. Не рекомендуется также подкладывать под спину девочки что-либо, удерживающее ее в сидячем положении.
Но если уж малышка даже при таких условиях научится садиться сама, без помощи бортиков кроватки или рук родителей, ранее шестимесячного возраста, во сколько сажают девочек обычно, препятствовать ребенку уже не стоит.
Когда начинают сажать девочек в ходунки или прыгунки?
Поскольку дети в возрасте четырех-шести месяцев уже достаточно активны и не хотят лежать на месте, родители пытаются обеспечить им двигательную активность, покупая прыгункиили ходунки. На многих подобных приспособлениях написано, что использовать их можно с трех месяцев, но ортопеды и педиатры не рекомендуют рано сажать детей в прыгунки или ходунки. Девочке лучше вообще не пользоваться этими приспособлениями, пока она не научится сидеть самостоятельно.
Но даже если малышка уже умеет сидеть, надолго помещать ее в ходунки или прыгунки не рекомендуется — ходить она быстрее не научится, а вот неоправданные нагрузки на позвоночник и риск получить травму возрастут. Ортопеды рекомендуют пользоваться ходунками или прыгунками не более 15 минут в день.
Как правильно сажать девочек?
Когда в возрасте пяти-шести месяцев ребенку становится скучно просто лежать в кроватке, он плачет и пытается поменять позу. Если ваша малышка еще не умеет сидеть самостоятельно, можно положить ее в шезлонг или специальные детские качели. Некоторые мамы вместо шезлонга используют дома автокресло. В шезлонге или автокресле группы 0+ девочка находится в полулежачем положении — это безопасно для позвоночника и не мешает нормальному развитию органов малого таза. При этом приподнятое положение корпуса не дает ребенку скучать, осматривая все вокруг или наблюдая за мамой, занимающейся домашними делами. Если вам кажется, что ребенок слишком глубоко «проваливается» в шезлонг или кресло, подложите ему под спинку свернутую пеленку, чтобы он не сидел, а именно полулежал.
Период, когда девочка уже хочет сидеть, но еще не может сесть самостоятельно, — очень короткий. Повремените с высаживанием месяц-другой, костная система малышки окрепнет, и она сядет сама. Не стоит торопить события, задаваясь вопросом: в каком возрасте сажают девочек? Лучший способ — просто довериться природе и дождаться, пока ребенок сам сядет, встанет у опоры, а потом и пойдет.
Вредно ли перевозить новорожденного в автокресле?
В наше время автомобиль уже не является роскошью, и в семьях с новорожденными детьми нередко возникает ситуация поездки на машине. Если не с кем оставить ребенка, его приходится брать с собой, но как перевозить такого маленького пассажира.
ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ НА КУРС ЛЕЧЕНИЯ
Мягко, приятно, нас не боятся дети
ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ НА КУРС ЛЕЧЕНИЯ
Мягко, приятно, нас не боятся дети
Раньше родителям разрешалось держать малыша на руках или перевозить его в самостоятельно подготовленном спальном месте на заднем сиденье. В наши дни автокресло обязательно для перевозки ребенка, это правило гарантирует малышу безопасность на дороге.
Мифы и слухи о неудобстве детских автокресел
Некоторые родители отказываются от приобретения автомобильных люлек и придумывают этому различные объяснения:
Нельзя с точностью предсказать ситуацию на дорогах даже тогда, когда мама полностью уверена в аккуратности водителя за рулем. В ситуациях с ДТП мама не всегда сможет удержать кроху на руках в безопасном для него положении, может нечаянно придавить малыша своим телом, кроме того, опасным может сдать даже резкое нажатие на педаль тормоза.
Перевозка новорожденных в люльках от колясок объясняется молодыми родителями тем, что ребенок находится в горизонтальном положении, следовательно, нагрузки на позвоночник нет. Как правило, не учитывается, что в случае экстренного торможения люлька может опрокинуться. Некоторые современные коляски предусматривают крепления для автомобильных ремней, но краш-тесты наглядно показывают, что безопасным для ребенка является положение против хода движения, чем поперек движения.
Слезка изогнутая спинка автокресла для новорожденных, которое располагается против хода движения, специально сконструирована для равномерной нагрузки на позвоночник грудничка в случае удара. Специалисты не один год работали над положением ребенка, оно не является горизонтальным, но ребенок и не сидит – поэтому анатомически нагрузки на тазовые кости малыша нет, спинкой он плотно прижимается к креслу. Таким образом, автомобильное кресло –это помощь позвоночнику малыша во время передвижения на машине.
Анатомические особенности позвоночника грудничка
Скелет малышей в первые несколько месяцев жизни сильно отличается от строения скелета взрослого человека. Позвоночник имеет С-образное строение, а позвоночный столб формируется вокруг спинного мозга для его наилучшей защиты и поддержки других органов. Во время дальнейшего развития ребенка появляются позвоночные изгибы и сращиваются дуги позвонков.
Позвоночник и другие кости новорожденного гибкие, мягкие и состоят почти полностью из хрящевой ткани. Самым «опасным» является верхний или шейный отдел позвоночника, практически не защищенный мышцами и мягкими тканями. Именно шею малыша и следует тщательно оберегать от толчков при движении автомобиля, особенно по неровной поверхности.
Разновидности и особенности автокресел
Люльки для перевозки младенцев подразделяются на две категории: 0 и 0+. Их отличие – максимальный вес ребенка, которого можно перевозить в кресле, и особенность установки самого устройства в автомобиль.
Автолюльки необходимы для новорожденных, обычно их хватает до достижения малышом возраста 6-7 месяцев. Они рассчитаны на вес до 11-13 килограмм. Такое кресло устанавливается исключительно на заднее сиденье автомобиля по ходу движения, ребенок располагается головой вперед. Если кресло закреплено верно, малыш в нем практически лежит, и родителям нет необходимости беспокоиться о здоровье позвоночника. Малыш закреплен в кресле надежными ремнями безопасности, которые не придавливают корпус и не мешают движению конечностей.
На заднем сиденье рядом с ребенком поместится еще один пассажир, который может быть рядом в случае необходимости.
Есть модели – трансформеры, которые подойдут на более длительный срок, ими можно пользоваться до полуторагодовалого возраста малыша. Когда он подрастает, кресло можно перевернуть по направлению движения. При установке такого кресла на переднее сиденье в случае отсутствия ремней безопасности на заднем следует отключить подушку безопасности пассажира. Она может травмировать малыша при раскрытии.
Обратить внимание при покупке следует на:
Предостережения врачей
Мнение врачей сводится к тому, что автокресло обеспечивает безопасную перевозку грудничка в транспорте. Даже если внешне малыш находится в кресле полусидя, распределение нагрузки на скелет равномерное и анатомически удобное. Чтобы снизить риск для ребенка в случае ДТП, следует выбирать модели с пятиточечным ремнем безопасности, фиксирующем плечи, поясницу и таз. Это будет препятствовать сгибанию тела во время аварии. Также специалисты рекомендуют сделать выбор в пользу кресел с ручкой, которая дополнительно защитит ребенка при боковом ударе.
Не следует экономить на безопасности ребенка и приобретать у незнакомых лиц устройства, побывавшие в употреблении. Предыдущие владельцы могут скрыть от новых факт случившейся аварии и внутренние повреждения механизма кресла.
Не рекомендуются допускать нахождение малыша в кресле более одного часа подряд. Это безопасно для позвоночника, но может привести к снижению уровня кислорода в крови. У малыша во время поездки может участиться сердцебиение и дыхание, а это верный признак кислородной недостаточности.
Опасный возраст — детские травмы в первый год жизни
Как уже говорилось, с 3-х до 4-х месяцев ребенок осваивает переворачивание со спины на живот. Перед тем, как начать переворачиваться, младенец тренируется, поворачивается то на один, то на другой бок, закидывает ножку, кряхтит, стараясь перевернуться, и в какой-то момент переворачивается.
Как правило, такая метаморфоза, является неожиданной для взрослых, ухаживающих за младенцем, т. к. они успели привыкнуть к образу послушно лежащего на спинке ребенка. Именно здесь нас подстерегает опасность. Стоит маме на секунду отвлечься, сделать шаг в сторону и ребенок падает. В 9 из 10 случаев дети падают с пеленальника, а так как самой тяжелой частью тела является голова, то падение происходит головой вниз.
По статистике, в младенческом возрасте падает с высоты около 40% детей, но, к счастью, природа позаботилась о малышах и наделила их «запасом прочности» в виде открытого родничка, мягких швов между костями черепа, большим внутричерепным пространством, поэтому только в 1,5% случаев падения с высоты имеют тяжелые последствия. Однако, как показывает практика, даже если все закончилось благополучно, ужас пережитого, чувство вины надолго поселяется в сердце матери.
Как не допустить падения?
Начиная с 3-х месячного возраста ни на секунду не оставляйте ребенка без присмотра на высоте; если Вам необходимо отойти, либо берите малыша на руки, либо кладите в кроватку.
Когда ребенок освоил переворачивания, переодевая его, придерживайте туловище, старайтесь, чтобы голова ребенка находилась подальше от края пеленальника.
Что делать если ребенок упал?
Постараться не паниковать, взять ребенка на руки, успокоить, вызвать бригаду скорой помощи.
По стандартам оказания неотложной помощи, каждый ребенок с травмой головы должен быть госпитализирован. Обычно это происходит так: машина скорой помощи доставляет малыша вместе с мамой в приемный покой специализированной больницы, где дежурный нейрохирург осматривает ребенка, проводит ультразвуковое исследование мозга, рентгенографию костей черепа. Если состояние малыша не вызывает опасений и при обследовании не выявлено ничего плохого, маму с ребенком могут отпустить домой под наблюдение невролога по месту жительства.
Если при осмотре малыш непрерывно плачет, или, наоборот, вялый, или есть слабость в ручке или ножке и малыш не может ими двигать, или была повторная рвота, или выявлены изменения при ультразвуковом исследовании и на рентгенограмме, тогда ребенок остается в больнице и получает лечение в соответствии со степенью черепно-мозговой травмы.
В лечении используются лекарственные препараты, уменьшающие отек ткани мозга, улучшающие кровоток и обменные процессы в нервной ткани.
Грозным осложнением черепно-мозговой травмы может стать внутримозговая гематома, когда кровь из поврежденных сосудов изливается в полость черепа, что неизбежно приводит к сдавлению мозга. В такой ситуации требуется срочная операция для удаления гематомы.
Когда состояние ребенка становится стабильным, его выписывают домой под наблюдение врача-невролога.
Какими могут быть последствия травмы?
В большинстве случаев, как уже говорилось, падения младенцев заканчиваются благополучно и никак не отражаются на развитии ребенка. В 15% случаев развивается церебрастенический синдром, когда ребенок часто капризничает, быстро устает, плохо прибавляет в весе и росте. Это состояние, без лечения, может продолжаться несколько месяцев, и, зачастую, вызывает задержку в развитии.
Такие тяжелые заболевания как посттравматическая эпилепсия, умственная отсталость, церебральный паралич формируются в результате травмы мозга, примерно, в 1,5% случаев. Все пациенты, имеющие такой диагноз, приравниваются к инвалидам, им необходимо комплексное реабилитационное лечение и наблюдение специалистами многие годы, но, даже используя самые современные методы лечения, полностью избавиться от дефекта не удается.
Чтобы избежать неприятных последствий, не теряйте бдительности, особенно, если возраст Вашего ребенка приближается к 3 месяцам.
Освоение навыка сидения. Нужно ли помогать малышу?
Детство — удивительное время, каждый миг которого уже не повторить. Несмотря на это, родителям так хочется, чтобы все было «поскорее». Способность сидеть — один из жизненно важных этапов развития малыша, наступление которого мамы и папы необоснованно часто торопят. В статье попробуем ответить на вопрос: «Нужно ли помогать младенцу в освоении навыка сидения?».
Длинный путь…
Навык сидения является достаточно сложным процессом, базирующимся на совокупности ранее приобретенных навыков. До этого ребенку необходимо научиться уверенно держать голову, более осознанно использовать руки, также у малыша должен хорошо окрепнуть грудной отдел позвоночника.
Затем младенцу нужно овладеть навыком держания головы по средней линии (важнейшая способность, совокупная с выработанным правильным тонусом всего плечевого пояса). Постепенно малыш учится контролировать нижний отдел спины, ноги. В этот момент он начинает владеть своим телом все лучше и лучше, учится переворачиваться. Затем начинается очень интересный этап — ребенок ищет баланс. На этом этапе малыш ежедневно из раза в раз повторяет одни и те же движения, улучшающие координацию, и в итоге приходит к равновесию. Только пройдя все указанные этапы, кроха постепенно переходит к сидению. По нормам, которые озвучивают детские неврологи, навык сидения малыш может освоить до 9 месяцев и даже позже.
Не самый короткий путь, правда? Если ребенок еще не сидит, родителям стоит проанализировать: а все ли этапы пройдены и достаточно ли закреплены предыдущие навыки? Дети начинают садиться (ползать, стоять и т.д.) только в тот момент, когда они к этому готовы. И «помогая» своим детям, подкладывая под них подушки, сажая их в кресло под 90 градусов, мы оказываем им медвежью услугу. От этих манипуляций мы не сможем сократить время, необходимое на приобретение навыка сидения, однако вполне способны сформировать у ребенка неправильную осанку из-за сильной нагрузки на неокрепший позвоночник. Помимо этого, насильственные меры могут сформировать неправильные паттерны, которые в будущем могут отозваться и в последующих навыках.
Что делать?
Если вам действительно хочется помочь своему ребенку, лучше организуйте подходящую среду для своевременного прохождения всего пути:
1. Чаще носите ребенка в вертикальном положении.
2. Выкладывайте на твердую поверхность, лежа на животике.
3. Минимум 2 раза в день освобождайте ребенка от одежды и давайте ему полежать голеньким — так крохе будет проще двигаться, познавать окружающую действительность, благодаря богатой сенсорной среде — подул ветерок, села муха, кто-то прикоснулся, сегодня он лежит на гладком (пеленке), завтра на ворсистом (полотенце) и т. д. К тому же без одежды малыш сможет дольше не уставать.
Примерно в 4,5-6 месяцев дети начинают работать с координацией и поддержанием равновесия. В этот период они раскачиваются, переносят вес тела на руки, пробуют различные позы на устойчивость. Лучшим помощником здесь будет твердая поверхность для постоянной тренировки. При этом не стоит вмешиваться и помогать ребенку, например, поддерживать или что-нибудь подкладывать. Просто наблюдайте и радуйтесь вместе с малышом!
Отметим, что прибегать к использованию поддерживающих устройств (кресел, шезлонгов, автолюлек вне машины) следует только при острой необходимости. Согласно статистике, немалая доля детских смертей связана именно с длительным нахождением в удерживающих устройствах и засыпанием в них.