Чему учит женитьба гоголь
«Женитьба» Гоголя: краткое содержание и анализ пьесы
Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.
История создания и первые постановки
Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца – в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.
Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.
Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем
Надворный советник Подколесин – холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.
«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба – лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.
В доме Агафьи Тихоновны
Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.
Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.
Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке – это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.
Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева
Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха – она даже решила в связи с этим тянуть жребий – что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания – оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.
Бегство жениха
Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.
Характеристика персонажей
Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.
Первый жених – Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.
Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.
Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.
Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова – такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» – Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета – обнажает самые негативные общественные пороки.
Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.
Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.
Значение комедии
«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».
Анализ произведения Женитьба Гоголя
Гоголь написал комедию «Женитьба» в 1842 году. Сразу под Заголовком, есть подзаголовок – «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это обозначает читателю некую проблему, произошедшую в произведении.
Произведение представляет собой социальную, реалистичную бытовую комедию. Действие разворачивается в 30-х годах в Петербурге среди чиновников. Перед нами предстают социальные герои, мы можем проследить некую схожесть героев «Женитьбы» с героями «Ревизора».
Многие вещи в комедии подвергаются сатире. Гоголь подвергает сомнению брак не по любви, а по расчету, как способ повысить свой социальный статус.
Тема произведения – женитьба. Но предстает она не в обычном свете, а как некая сделка меду людьми. Соперничество женихов, их страх перед изменениями в жизни, которые пойдут вслед за женитьбой. Пьеса построена по четкому плану, все сюжеты обыграны вокруг главного события.
Сюжет комедии основан на поиске подходящего кандидата для замужества для купеческой дочки. Она очень хочет выбиться в дворянки, а женихи дворяне, в свою очередь, за счет финансового благополучия невесты, хотят исправить свои дела. Невеста долго колеблется, пытаясь выбрать идеального жениха. Жених, Подколесин, также крайне нерешителен. Он из тех людей, которые не любят перемены. В конце концов, несостоявшийся муж прыгает в окошко и убегает от своей невесты. Из-за того, что невеста и женихи из разных кругов, они не могут понять друг друга во многих вопросах, что создает комичность ситуаций.
Рассмотрим действующих лиц.
Подколесин – один из тех людей, которые очень много говорят, но ничего не делают.
Кочкарев – друг жениха, выступает в роли его свата, но совершенно не понимает, зачем он это делает. Но делает это с особым рвением – обманывает других, сочиняет.
Ну и, конечно же, невеста Агафья Тихоновна – одна из тех невест, которая никак не может определиться с избранником. Она всё ищет изъяны, недовольная то носом, то губами. Это придает особую комичность сюжету.
В комедии есть конфликт. Конфликт между соперниками-женихами легко разрешается другом жениха. Но что касается внутреннего конфликта, как у жениха, так и у невесты – он оканчивается комичным финалом, то есть побегом жениха.
Все герои пьесы описаны с излишками, все образы очень яркие и преувеличены. Все поступки доводятся до абсурда, их несуразный накал и приводит к побегу жениха. Все герои не осознают всей неправдоподобности происходящего, для них это обычная жизнь.
Анализ комедии «Женитьба» (Н.В. Гоголь)
Николай Васильевич Гоголь был одним из выдающихся русских писателей, драматургов, критиков. Одним из главных произведений Гоголя является пьеса «Женитьба». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения «Женитьба» по плану ниже.
История создания
Произведение Николая Васильевича «Женитьба» имеет весьма необычный заголовок : “Совершенно невероятное событие в двух действиях”. Автор его использовал, чтобы привлечь внимание читателя. Кликбейт сработал: произведение стало популярным еще при жизни автора.
Известно, что над созданием своей пьесы Гоголь трудился на протяжении девяти лет. Работу над ней писатель начал в 1833 году. Изначально комедия носила название «Женихи». Гоголь задумал создать пьесу, состоящую из трех актов. При этом события происходили не в северной столице, а в деревенской среде. Но в 1835 году появилась совершенно другая редакция комедии. Теперь произведение стало называться «Женитьба». Из-за работы над созданием произведения «Ревизор» Николай Васильевич был вынужден прервать работу на пьесой. Её писатель возобновил лишь в 1836 году. Произведение «Женитьба» было закончено в 1842 году. Уже в этом году состоялись первые постановки пьесы в Александринском театре.
Жанр, направление
Произведение Николая Гоголя «Женитьба» по праву считают первой бытовой комедией в отечественной литературе. Описывая своих персонажей, автор правдоподобно изобразил образ жизни Петербурга в тридцатые годы. По мнению многих критиков и исследователей, пьеса Гоголя написана в реалистическом направлении. Они утверждали, что Подколесин был прямым предшественником главного персонажа романа Гончарова — Ильи Обломова. Герой мог даже отказаться от собственного счастья, лишь бы ничего не делать. Однако качества Ильи Обломова определяются его воспитанием и жизненными условиями. А вот почему Подколесин является таким робким, читатель понять не может.
Произведение «Женитьба» представляет собой сатирическую комедию. В своей пьесе Гоголь высмеивает не только характеры персонажей, но и конкретные общественные явления. Так, например, к ним относится женитьба по расчету, которая представляет собой возможный способ улучшить социальный статус. Автор подверг осмеянию брак, который лишен чувств и взаимной ответственности.
Смысл названия
Название произведения «Женитьба» несёт в себе глубокий смысл. Именно в заглавии заключена основная тема данной комедии. Автор высмеял женитьбу, выступающую в роли коммерческого предприятия и сделки.
Слово «женитьба» имеет иронический подтекст и уже намекает на то, что читатель не найдет в пьесе истинных чувств и честных мотивов.
Композиция
Комедия «Женитьба» имеет довольно гармоничную структуру. Произведение построено по четкому плану. Николай Васильевич придерживался принципа единства ситуации, вокруг которой и происходили события. Действие происходит вокруг женитьбы и соперничества женихов. Также комедию пронизывает мотив страха перед какими-либо изменениями.
Пьеса состоит из двух действий. В первом действии 21 явление, а во втором 25.
Можно заметить, что композиция произведения «Женитьба» является кольцевой. Началу и финалу произведения присущи одни и те же элементы. По мнению автора, именно закольцованность способна в полной мере отразить русскую действительность.
Дворянин Подколесин, ленивый и апатичный человек, никак не может решить, хочет он жениться или нет? С одной стороны, он уже заказал фрак, нашел сваху, подготовился к поискам невесты, а с другой, уж очень ему страшно менять свою жизнь. Но вот приходит сваха и говорит, что невеста найдена. Подколесина интересует больше всего ее приданое. Купеческая дочь сулит ему большую выгоду, и он соглашается на женитьбу. Только вот на каждом шагу он колеблется и отступает, поэтому изводит сваху своими придирками. Но тут в его дом вламывается Кочкарев — друг. Он тут же решает организовать свадьбу, зная медлительность и нерешительность своего друга. Оба героя отправляются к невесте.
Агафья желает выйти замуж за дворянина, ведь она очень хочет стать дворянкой. Героиня долго не может найти себе подходящего мужа. Все пришедшие кандидаты ее не устраивают. Но Кочкарев умело манипулирует девушкой и ее гостями. Он отговаривает других женихов, настраивает против саму невесту, а Подколесина выставляет самым лучшим женихом из всех. Однако сам жених в процессе теряет решимость. Подколесин обладает очень нерешительной натурой, он не желает никаких перемен. В результате, молодой человек убегает от невесты, а Кочкареву приходится выслушать брань от свахи и невесты.
Читатель замечает, что Подколесин и его невеста из разных кругов. По этой причине герои не понимают друг друга в важных вопросах, что выглядит очень комично.
Главные герои и их характеристика
Можно заметить, что система персонажей произведения «Женитьба» построена по принципу парных образов. Так, в качестве первой пары выступают Подколесин и Агафья. Они имеют схожие цели в жизни и даже похожи между собой своей нерешительностью. Вторую пару представляют Фекла и Кочкарев. Герой, в отличие от свахи, не понимал, для чего он занимается женитьбой товарища. Видимо, ему было обидно, что он один мучается в браке. Третья пара представлена в образах Подколесина и Кочкарева. Это герои-антиподы: Кочкарев активный и целеустремленный, а Подколесин пассивен и нерешителен.
Тематика пьесы «Женитьба» представлена в списке:
Проблемы
Проблематика пьесы «Женитьба», как и тематика, может быть дополнена. Если нужно ее расширить, напишите об этом в комментариях Многомудрому Литрекону, он все сделает.
Основная идея
Смысл пьесы «Женитьба» — высмеивание брака по расчету и без любви. Герои ищут в супружестве лишь удовлетворение своих пороков. Агафья хочет стать дворянкой и потешить свое тщеславие, а Подколесин желает получить приданое побольше и обогатиться. Писатель резко критиковал брак без ответственности и искренних чувств.
В своем произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Главная мысль пьесы «Женитьба» заключается в том, что жениться нужно по любви, а не ради выгоды. Ведь брак, основанный на корыстных побуждениях, никогда не принесёт счастья. Пример тому — семейная жизнь Кочкарева. Он винит сваху в том, что она его женила. Видимо, друг Подколесина тоже заключил брак только ради денег, а теперь мучается. Н.В. Гоголь в пьесе «Женитьба» заставляет задуматься о том, что к поиску спутника жизни нужно подходить более ответственно.
Художественное своеобразие
Гипербола является основным средством выразительности, использованным в знаменитой комедии. Именно этот троп создаёт художественный мир произведения. Так, в образе Анучкина представлен чрезвычайно субтильный человек, а Яичница слишком широк. Кроме того, писатель сильно преувеличил и качества персонажей пьесы. Например, очень комично выглядит деловитая натура Яичницы и слабость характера Подколесина.
Говорящие фамилии тоже создали комический эффект в произведении. Например, главный герой действительно оказывается «под колесом» своего друга, который давит на него своей инициативой.
Таким образом, Николаю Васильевичу удалось создать социальную комедию, которая отображает пороки его времени.
Критика
Обратимся к критике пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба». Многие обозреватели осуждали произведение за то, что оно было лишено глубины и причинно-следственных связей.
«Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости — и это комедия…» (газета «Северная Пчела», 12 декабря 1842 г., № 279)
Далеко не все критики признавали произведение комедией, потому что им не хватило юмора:
…нечто вроде очерка нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге…» (критик, цензор А. В. Никитенко)
Также рецензенты отметили, что сюжет слишком уж невероятный и далекий от действительности. Художественная условность свела на нет весь комический эффект.
Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией… собки. Для комедии, сверх того, требуется правдоподобие, а в «Женитьбе» нет ни того ни другого. журнал «Репертуар и Пантеон», 1842 г. XXIV, «Театральная хроника»)
Но есть и более положительные отклики:
…Гоголь читал мне отрывки из двух своих комедий…. Что за веселость, что за смешное! Какая истина, остроумие! Какие чиновники на сцене, какие канцелярские служители, помещики, барыни! Талант первоклассный. О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых! (М. П. Погодин — В. П. Андросову, 1835 г.)
Знаменитый критик Белинский отметил, что критики сами оторваны от действительности, ведь почему-то не замечают, как часто люди заключают брак по расчету и попадают в ситуацию, описанную Гоголем.
Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью — бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство. » (В. Г. Белинский, «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)», «Отечественные записки», 1843)
Женитьба
Заметки к постановке «Женитьбы» Гоголя
Спектакль хочется поставить как комедию на первом плане и как драму – на втором. Драма – в сложности выбора: жениться или не жениться. Николай Васильевич Гоголь так и не женился, хотя, говорят, бывал влюблён.
В 1829 году Гоголь внезапно уезжает за границу. О причинах пишет матери: «. ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока. И послана на жизненном пути, дабы лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой». Некоторые исследователи считают эту романтическую историю вымыслом юного Николая. Фантазия или нет – в данном контексте не важно; главное, что «лишить меня покоя» стало темой «Женитьбы», первый вариант которой Гоголь датирует 1833 годом.
В 1839 году Николай Васильевич сватается к Анне Михайловне Вильегорской и получает отказ. Он продолжает работать над «Женитьбой», первая постановка которой состоялась в 1842 году.
В середине 40-х Гоголь был в переписке с Александрой Осиповной Смирновой-Россет. По этому поводу Аксаков пишет: «Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны» (Смирновой было около сорока).
Это, пожалуй, всё, что известно о личной жизни Гоголя. Итак, он сватался и не женился, как Подколесин. Из чего можно заключить, что «Женитьба» в некоторой степени сочинение автобиографическое.
Характеризуя свои персонажи, Гоголь непременно описывает их сапоги. Так что некоторое соотнесение героя и автора будет кстати в юбилейной (к 200-летию со дня рождения Гоголя) постановке.
Возвышение героя над уровнем рядового обывателя было подмечено ещё современником Гоголя А. Григорьевым – «Ты не Гамлет, ты Подколесин». И в постановке Эфроса в Театре на Малой Бронной, Подколесин пусть полупародийный, но «русский Гамлет», решающий вопрос не «быть или не быть?», а «жениться или не жениться?».
Подколесину лет 35, он надворный советник (армейский эквивалент – полковник). И остальные женихи – соперники Подколесина – немолоды. То-есть, женитьба для них это кардинальное изменение сложившегося холостяцого уклада, «лишение покоя». Серьёзное потрясение, которое они с удовольствием избежали бы, когда не ощущение неполноценности своего одинокого существования. Человек должен оставить след, потомство. Именно это противоречие раздирает каждого из женихов.
С одной стороны оно заставляет их добиваться Агафьи Тихоновны, но с другой сковывает, делает недостаточно решительными. Поэтому всех постигает неудача. Другие проигрывают в конкурентной борьбе, а победитель – Подколесин – неожиданно¬ для самого себя бежит из под венца, выпрыгнув в окно.
Действие начинается с того, что Иван Куэьмич лежит на диване. Диван – место его отдохновения и размышления. Кто знает, может диван Подколесина – родственник будущему ложу Обломова. Да и Лев Ландау, говорят, обдумывал свой курс теоретической физики, лёжа на диване.
Подколесин – мыслитель, а его приятель Кочкарёв – деятель. В «Женитьбе» Кочкарёв является главной пружиной действия. Почему-то ему вздумалось во что бы то ни стало женить Подколесина. Он и сам недоумевает зачем. Такая уж, видно, у него от природы деятельная натура. Просится на ум аналогия: Подколесин-Кочкарёв и Обломов-Штольц.
Подколесин колеблется, боясь лишиться холостяцкого покоя, а Кочкарёв, погоняя судьбу, действует методом проб и ошибок: сам неудачно женился, так хочет посмотреть, как это будет у приятеля. Он спешит, потому что знает, что Подколесин ненадёжен, может затянуть дело, а то и вовсе передумать. И, действительно, Подколесин ускользает, сводя на нет всю кипучую активность Кочкарёва. Кочкарёв – как бы зеркальное отражение Подколесина, его двойник, как позитив и негатив в фотографии.
Степан олицетворяет «простой» народ, который у Гоголя с ленивым любопытством наблюдает барские затеи. Вспомним Осипа, слугу Хлестакова в «Ревизоре», двух мужиков, обсуждающих бричку Чичикова в «Мёртвых душах». Степан – персонаж того же типа.
Он прекрасно понимает, что барину «хочется и колется» жениться, и с полным сознанием ситуации отвечает на вопросы Подколесина по поводу сюртука и сапог. Он, как бы даже, подыгрывает барину в его холостяцких терзаниях.
Сваха, Фёкла Ивановна, представляет в пьесе здравый смысл (в его упрощённой бытовой форме). Ей с первой сцены, а по сути ещё раньше, ясно, что Подколесин с его терзаниями – жених ненадёжный. А когда дело сватовства перехватил Кочкарёв, отговаривает Агафью Тихоновну от такого жениха. Фёкла, хотя и не предвидела, что жених выпрыгнет в окно, но чутьё подсказывало: сватовство Подколесина добром не кончится.
Фёкла Ивановна – средоточие комического начала, в противоположность женихам и Агафье, которые, несомненно, несут и драматический заряд из-за неудачи чаемой жизненной перемены.
Агафья Тихоновна, купеческая дочь, хочет повысить свой социальный статус, выйдя замуж за дворянина. Покойный батюшка, Тихон Пантелеймонович, был категорически против, вот дочь и несколько засиделась в девках. Но теперь Агафья сама себе хозяйка, тётка ей не указ. Поэтому выбирает не какого ни есть, а «хорошего дворянина». Образ Агафьи надо приподнять над бытовым уровнем. Она хочет не просто хорошего мужа, а лучшей, более «высокой» жизни.
Трое женихов-дворян (в отличие от терзаемого сомнениями Подколесина) безусловно хотят жениться. Обстоятельный экзекутор Яишница интересуется, главным образом, приданным. Отставной пехотный офицер, «субтильный» Анучкин, мечтает о жене, говорящей по-французки (сам не умеет). Отставной моряк Жевакин в семнадцатый (!) раз сватается и всё неудачно. Это траги-комические персонажи.
Из монолога Жевакина о своём фраке мы узнаем, когда происходит действие пьесы. «В восемьсот пятнадцатом вышел в отставку, только перелицевал: уж десять лет ношу. ». Следовательно, Подколесин выпрыгнул в окно в 1825 году!
Какие ассоциации у нас вызывает этот год? Конечно, выступление декабристов. Оно было связано со смертью Александра Первого, о ком Пушкин писал: «Правитель слабый и лукавый. над нами царствовал тогда». Александр обещал дать России конституцию и отменить крепостное право, да так и не собрался – тоже «выпрыгнул в окно», как Подколесин.
У меня нет и тени сомнения, что Гоголь не имел в виду этой аллюзии. Но он же гений, у него могло это нечаянно получиться. Намеченное, но так и не состоявшееся судьбоносное решение не раз встречается в истории России. Не дал конституцию и Александр Второй. Не выжила демократическая республика в 1917 году. Вот какие ассоциации может вызвать Агафья Тихоновна, от которой убежал жених.
Агафья Тихоновна хотела бы «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича». Тут невольно возникает параллель с тем, как в России пытаются совместить азиатскую деспотию и европейский порядок. Намекнуть на этот второй план можно при помощи декораций, которые могут включать такие элементы, как шлагбаум, фото Сенатской площади, двуглавый орёл.
На первом плане постановка должна быть очень смешная, в пьесе для этого всё есть. Как всегда, комизм – в несоответствии целей и средств, в череде ошибок и путаницы. Это всегда смешит публику, хотя по сути грустно.