чему учит завтра была война
Чему учит книга Завтра была война?
Чему учит книга Завтра была война?
Выводы: Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» учит сегодняшнего читателя быть настоящим человеком: уметь дружить и любить, отличать правду ото лжи, отстаивать свою точку зрения, быть ответственным за слова и поступки; учит честности и справедливости.
Когда и где происходят события романа Завтра была война?
Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» была написана в 1984 году. В 1987 году по произведению был снять одноимённый фильм. Действие происходит в СССР в 1940 году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы.
Сколько человек из класса автора дожили до старости?
Где проходили съемки Завтра была война?
Несмотря на то что в лужковское время в районе снесли достаточно много зданий, эти переулки между Рождественским бульваром и Садовым кольцом, Цветным бульваром и Сретенкой до сих пор сохраняют старомосковскую атмосферу – там есть проходные дворы, именно такие, как показывают в фильме «Завтра была война».
Кто играл искру?
Ири́на Вячесла́вовна Чериче́нко (род. 3 августа 1963, Полярный, Мурманская область, РСФСР, СССР) — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации (2020).
Почему так называется произведение Завтра была война?
Сколько страниц в книге Завтра была война?
Как называется фильм по повести Васильева?
180 мин. «… А зори здесь тихие» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким.
Что случилось с Лизой когда девушка спешила за подкреплением?
Почему назвали именно так А зори здесь тихие?
Кто как умер в А зори здесь тихие?
А зори здесь тихие» Галина Филимонова. Артистка скончалась на 77-м году жизни. Причиной смерти стал коронавирус. А в мае 2020-го умерла актриса Алла Мещерякова.
Сколько было немцев в А зори здесь тихие?
Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева — одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году. Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами.
Кого играла Галина Филимонова в А зори здесь тихие?
Актриса Галина Филимонова, исполнившая роль Риты в фильме-спектакле 1970 года «А зори здесь тихие», умерла на 77-м году жизни. Об этом сообщается на странице театральной мастерской Юрия Красовского в социальной сети «ВКонтакте». «Сегодня печальный день для нашей мастерской.
Как погибла Лиза бричкина?
Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Лиза погибла первой. Утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова.
Как погибает Соня Гурвич?
Соня Гурвич погибает во время слежки за немцами в лесу. Она бежит за махоркой для своего начальника Васкова (ранее он просил Риту Осянину прихватить его кисет с махоркой, но та забыла). Соня решает исправить ситуацию и бежит за кисетом, но немец с ножом настигает и убивает ее: «.
Почему у Гали Четвертак была такая фамилия?
Собственной фамилии у Гали не было и старый завхоз, с которым она очень дружила, придумал ей фамилию Четвертак, так как она была в четверть меньше всех остальных. В отряде Женька Комелькова ласково называла её Четвертачок.
Почему Лиза бричкина не смогла закончить школу?
Почему Лиза Бричкина не смогла закончить школу? Потому что она 5 лет ухаживала за смертельно больной матерью. Потому что ей с детства нужно было работать. Потому что она влюбилась в лесника и сбежала с ним из дома.
Как умирает Рита осянина?
Сколько лет Васкову?
Федот Васков Федот Евграфович Васков — комендант небольшого военного подразделения — разъезда № 171. Возраст — 32 года. Звание — старшина.
В каком году разворачивается действие повести А зори здесь?
Где и когда происходят изображённые в повести события А зори здесь тихие?
—Где и когда происходят изображённые в повести события? Действие повести происходит в 1942 году, в мае, на 171 разъезде, где уцелело 12 дворов. Поезда здесь перестали останавливаться, немцы прекратили налёты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование держало там на всякий случай две зенитные счетверенки.
Где и когда происходят события А зори здесь тихие?
Действие фильма «А зори здесь тихие» происходит в мае 1942 года в Карелии. Старшина Федот Васков (Андрей Мартынов) был поставлен комендантом над зенитчиками, охранявшими от налетов немецкой авиации один из железнодорожных разъездов.
В каком году была написана повесть А зори здесь тихие?
Почему повесть называется А зори здесь тихие сочинение?
В конце повести, когда главный герой с приемным сыном укрепляли мемориальную доску в память о погибших пяти молодых девушках, прохожие удивились тому, что здесь проходили бои, ведь зори здесь тихие. Автор называет звезды ласково зорями, обращаясь к народному творчеству. Зори являются отражением чистых душ девушек.
Кому адресовано произведение А зори здесь тихие?
В каком городе снимался фильм А зори здесь тихие?
Где снимался фильм А зори здесь тихие 2?
«А зори здесь тихие…» — российская военная драма режиссёра Рената Давлетьярова, экранизация одноимённой повести Бориса Васильева. Фильм имеет сходство с одноимённой двухсерийной советской кинолентой 1972 года, но не является её ремейком. Основная часть съёмок фильма проходила в Карелии летом и осенью 2014 года.
В каком городе снимался фильм Вечный зов?
Съёмки проходили во многих населённых пунктах Башкирии: сёлах Тастуба, Ярославка, Узян, деревнях Елабуга, Калмаш, Бурцовка, городе Белорецк и других местах. Многие местные жители снимались в эпизодических ролях, о чём до сих пор с гордостью вспоминают.
Сколько девушек было в фильме А зори здесь тихие?
Как звали актрису которая исполнила роль Риты Осяниной в фильме А зори здесь тихие?
Роль старшины Федора Васкова в картине исполнил Петр Федоров. Девушек-зенитчиц сыграли Анастасия Микульчина (Рита Осянина), Женя Малахова (Женя Комелькова), Кристина Асмус (Галя Четвертак), Агния Кузнецова (Соня Гурвич) и Софья Лебедева (Лиза Бричкина).
«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Школьное сочинение
Тема войны, подвига, человеческих страданий не могла оставить равнодушными наших современников. Повесть «А зори здесь тихие… » сразу завоевала читательские сердца. Б. Васильев пришел в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда — подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свой народ и свою Родину.
Основной принцип художественного построения повести «А зори здесь тихие…» — контраст: сопоставление радостного и грустного, переход от иронии и шутки к трагическим и героическим аккордам. Писатель органично соединяет обычное, житейское с возвышенным, героическим и тем самым создает внутренний динамизм повествования, делает чтение произведения захватывающим. Главные герои повести — женщины. Женское начало придаст повествованию особый лиризм, задушевность и трагизм. Сталкивая два начала: хрупкий мир женской девичьей красоты с миром зла, жестокости, убийств, Б. Васильев всем пафосом своего произведения говорит о несовместимости, несочетаемости двух понятий — женщина и война. Ведь женщина — мать, «в которой самой природой ненависть к убийству не заложена».
К концу повести гибнут все главные героини, и с гибелью каждой обрывается маленькая ниточка с «бесконечной пряжи человечества». От главы к главе нарастает горечь от невозвратимости потерь. Своеобразным реквиемом звучат в последней главе слова старшины: «— Здесь у меня болит. — Он ткнул в грудь. — Здесь свербит. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?». Именно в этот момент по-настоящему глубоко постигаешь смысл слов умирающей Риты Осяниной о понимании ею любви к Родине и священном долге каждого человека перед ней: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищаем. Сначала ее, а уж потом канал». Слова Риты Осяниной высоки, торжественны и вместе с тем так естественны в предсмертную минуту. Они звучат как завещание матери сыну, молодому поколению, которое будет жить после нее, снимают душевную муку и страдания с Васкова, оправдывают неизбежность трагического исхода. Эти слова также раскрывают общую судьбу поколения Риты Осяниной — «поколения невернувшихся», подвиг которого был продиктован высоким чувством долга перед Родиной и своим народом.
Прикосновение к подвигу девушек способствовало пробуждению гражданской совести у беззаботного юноши-туриста, сочиняющего веселенькое письмецо своему приятелю. Совсем в другой тональности написана вторая часть его письма: «Здесь, оказывается, тоже воевали… Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете. Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту. Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу. Отец капитана нашел ее по каким-то своим приметам. Я хотел помочь им донести плиту и — не решился». Не решился, почувствовав несовместимость своей беззаботной, «райской» жизни с произошедшей здесь много лет назад трагедией.
В заключительной фразе письма, давшей название всей повести, сквозит удивление юноши от неожиданно происходящих в нем перемен: «А зори-то здесь тихие, тихие, только сегодня и разглядел». Эта фраза озаряет светлым лирическим чувством героическую историю суровых дней войны.
Мы многое знаем о Великой Отечественной войне. Читали книги, смотрели фильмы, не раз слышали рассказы ветеранов. Но война, описанная в произведениях Б. Васильева, поражает. Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат женщина, основной долг которой — продлевать жизнь на Земле?
«У войны не женское лицо». Она все загубила: и красоту Жени Комельковой, и материнство Риты Осяниной, и мечту Лизы Бричкиной, и талант Сони Гурвич, и детство Гали Четвертак. Самое страшное — она прервала нить в «бесконечной пряже человечества «. Человечество потеряло не только пятерых девчат, но и их нерожденных детей и детей их детей. В этом вся трагедия. Тихие зори — это памятник всем тем, кто не вернулся с войны.
Смысл повести «Завтра была война» Бориса Васильева
«Завтра была война» — повесть Бориса Васильева, показывающая события последнего предвоенного года. Васильев не пускается в исторические справки и показывает время несколько иначе – через взрослеющих детей.
Герои произведения
Персонаж | Описание |
Рассказчик, от имени которого ведется повествование | Одноклассник героев рассказа. Единственный из небольшой компании, которому удалось пережить войну. |
Искра Полякова | Желает стать комиссаром и совершить подвиг, как и ее отец. Воспитывается матерью, строгой, вол многом непримиримой женщиной, которая то и дело лупит Искру ремнем. Постоянно берется за сложные дела, чтобы доказать и обществу и себе, что она способна справиться с любыми сложностями. |
Вовик Храмовой | Не любит полную форму своего имени, сам попросил называть его Вовиком. |
Лена Бокова | Тихая, робкая девушка. Главная мечта – стать актрисой. |
Зина Коваленко | Девочка, в доме которой собиралась компания одноклассников, так как у нее была собственная комната. В начале повести начинает взрослеть и говорит Искре, что не желает быть комсомолкой, а хочет обрести женское счастье. |
Павел Остапчук | Порядочный парень, спортсмен. |
Валя Александров | Изобретатель, имеет беспокойный ум. |
Артем Шефер | Решительный, волевой парень. Не чурается работы, влюблен в Зину Коваленко, но об этом не говорит. |
Саша Стамескин | Двоечник, бывший хулиган. Перевоспитан Искрой, защитил ее, когда девушку пытались изнасиловать. |
Вика Люберецкая | Дочь главного инженера авиазавода, красивая, тихая девушка. Ее отца объявили врагом народа, из-за чего девушке пришлось рано столкнуться с тяготами взрослой жизни |
Краткое содержание повести
Во вступлении рассказчик говорит, что от их полного класса осталась всего лишь фотография, на которой они еще семиклассники. Фотографироваться их потащила Искра. После войны из большого класса уцелело всего лишь 19 человек, и все встречи выпускников проходят как-то тихо, все вспоминают прошлое, в том числе и войну, ее последствия – у кого-то остался осколок, который не вытащили.
Сама повесть начинается с описания героев и их будней еще тогда, когда они были девятиклассниками. Поначалу Искра кажется непримиримой идеалисткой, радеющей за будущее комсомола, но уже тогда становится понятна причина поведения девушки – ее нещадно избивает за малейшую провинность мать. Так, например, когда девушку едва не изнасиловали и она потеряла шапку, которую напавшие на нее парни успели снять, Искра переживает не о том, что с ней произошло, а о том, что мать с ней сделает за потерянную шапочку. Ее после драки возвращает Саша Стамескин, и после этого Искра и Саша ходят неразлучно. В первой главе Саше приходится уйти из школы – его мать не может платить за учебу, так как денег перестало хватать из-за ухода отца Саши из семьи.
Во время празднования дня рождения Вика Люберецкая дает Искре томик Есенина. Та случайно проговаривается об этом классной руководительнице. Отца Вики арестовывают, объявляют врагом народа. По словам Саши, причина в том, что тот продал чертеж самолета врагам. Вика не выдерживает и убивает себя, напившись снотворного. Оставляет предсмертную записку. Ее хоронят одноклассники, директор школы помогает с транспортировкой гроба и говорит ребятам, что равнодушие убивает не хуже пуль.
В конце повести раскрывается судьба ее героев. Саша Стамескин стал директором крупного авиазавода, Валя Александров – часовщик, Паша Остапчук потерял ногу и так и не обрел счастье с Леной. Искра и Артем не выжили.
Смысл произведения
В повести показан один из наиболее сложных этапов становления личности. Герои взрослеют, вместе с ними растут и их проблемы. Сквозь повесть проходит мотив любви, дружбы и предательства. Несмотря на то, что мечты части героев сбылись, большая их часть разочарована в настоящем и не испытывает от этого радости.
Сочинение по литературе. Повесть Б. Л. Васильева «Завтра была война»
Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева посвящена последнему предвоенному 1940 году. Тяжелому времени свирепых репрессий и личностному выбору молодежи тех лет.
Главные герои повести школьники, заканчивающие 9 класс. Воспитанные в духе социализма и романтичному посвящению себя служению своей родине.
Их родители, имеющие или не имеющие, но так или иначе относящиеся к революции, воспитывали своих детей с идеей построения коммунизма.
Главная героиня Искра Полякова, как и ее одноклассники, мечтает совершить подвиг, стать комиссаром, поэтому на личной жизни ставит крест. Искра активистка и яростная комсомолка, не допускающая даже мысли сомнений в заветах партии.
Но девочки ее класса были немного другими. Они мечтали о любви, хотели построить личную жизнь и быть счастливыми. Естественно, и они верят в победу коммунизма, в неоспоримую идею создания идеального общества равных возможностей.
Но их мечты так и остались мечтами. В 1940 году стоял тотальный контроль над обществом, и иметь собственное мнение, не совпадающее с мнением представителей партии, было крайне опасно. Так был арестован отец одноклассницы Искры Вики Люберецкой, крупный авиаконструктор.
Вику объявляют дочерью врага народа. Начинаются гонения и травля девушки в попытке заставить отречься от отца. Но Вика воспринимает этот поступок как предательство по отношению к родителю и не собирается этого делать.
Ее одноклассники, узнав эту ужасную новость, приходят к Вике со словами поддержки, хотя школа была против этого и даже наложила запрет. Но друзья считают, что девушка тут ни причем и нарушают все запретительные предписания.
Затравленная и загнанная в угол Вика кончат жизнь самоубийством. Одноклассник Артем дерется на дуэли с десятиклассником, который и афишировал новость об аресте по школе.
Главная героиня Искра, так рьяно отстаивавшая идеалы комсомола в начале повести, в конце ее начинает сомневаться и приходит к выводу, что все мы люди и ошибаться в этой жизни могут все. Даже партия и комсомол.
Борис Васильев писал эту повесть от имени одноклассника ребят, единственного оставшегося в живых.
Все ребята из 9 «Б» осуществили свою мечту, стали героями на фронтах Второй мировой войны.
Идея повести в истории взросления детей. Жесткие родители, привыкшие ими командовать, совершали большую ошибку. Взрослеть ребенок должен сам, а родитель быть только рядом для того, чтобы направить и поддержать.
Второй идеей Борис Васильев ставит разницу поколений нынешнего и того, послереволюционного и предвоенного. В отличие от нас, те дети знали точно, что война будет.
Урок по роману Бориса Васильева
I. Вступительная беседа
Что вы знаете о жизни и творческой судьбе писателя Бориса Васильева?
Какие произведения Б.Л. Васильева вам известны?
II. Тест на знание текста (в сильном классе стоит провести его до анализа произведения, в слабом — после)
Кто из героинь повести “объявила себя Пифией” и “начала вещать”? “Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья”.
“Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не всегда посвящали в свои секреты”.
“…часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы её побаивались”.
б) Валентина Андроновна,
г) здесь нет нужной героини.
“В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами”.
Кого из девочек в классе “…не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. (Она) …всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко”.
“Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дёргающимся лицом лихорадочно рвала…”
в) обёртку бандероли,
Чего не терпел директор школы?
“…и за всё разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел… и, если ловил лично, действовал сурово”.
г) здесь нет нужного слова.
Кто “был продуктом целеустремлённой деятельности Искры, реально существующим доказательством её личной силы, настойчивости и воли”?
Вспомните, кого из поэтов любили девочки.
Вставьте во фразу нужное слово.
“Она (Валентина Андроновна) стала чужой, чужой настолько, что её даже перестали…”
“…рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увёртлив…”
Кто из героинь была “вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами”?
г) здесь нет нужной героини.
Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знаме-ни за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?
в) Николай Григорьевич,
г) здесь нет нужного героя.
Кто из девочек “…по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила… в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была её главным редактором”?
У кого из героинь “была такая тяга к странному — ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато… всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы её дёргали сильнее и чаще, чем остальных девочек”.
III. Анализ романа «Завтра была война»
История создания произведения
В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.
А повесть «Встречный бой» — это протест против бессмысленных потерь на войне…
Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были — те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»”
Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.
Когда и где происходят события романа «Завтра была война»?
(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году.
В романе изображён город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нём.)
Назовите основные темы романа.
(Повесть о своём времени; “мысль семейная”.
О каждой теме говорим отдельно.)
Повесть о своём времени
Индивидуальные сообщения учащихся об эпохе 40-х годов, узнаваемой в романе.
“Готовьтесь к борьбе!…”
“И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни…”
“…враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодёжь, чтобы оторвать её от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми…”
“Честь — дворянское понятие. Мы её не признаём”.
“Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!”
Пирожные “они привыкли есть только по великим праздникам…”
“…сахара нет, будут давать по 2 кг”.
“…спортзал — редчайшая вещь по тем временам”.
Система оценок: “очень плохо”, “посредственно”, “отлично”.
Самостоятельная работа учащихся по тексту произведения.
Задание: разделившись на группы, составьте рассказ о семьях героев романа по данному плану.
1. Что вы узнали об истории семьи?
2. Дайте характеристику родителям героя.
3. Кто стоит во главе семьи?
4. На каких принципах строятся взаимоотношения взрослых и детей?
5. Что воспитывает каждая семья в своих детях?
6. Сильные и слабые стороны в системе воспитания этой семьи.
(примерный ответ 1-й группы)
Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи — Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.
Леонид Сергеевич — “рефлектирующий интеллигент”. Он честно слу-жил новой идеологии, но не всё в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, “она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность”. Леонид Сергеевич на всё имеет собственный взгляд. Он любит запрещённого Есенина, цитирует “буржуазного” поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: “Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили. Спорили ночи напролёт”.
По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин — научиться любить, а для мужчин — служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.
В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную (долг) и сугубо личную (счастье). Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придёт в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую “хрущёвскую оттепель”. Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.
В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живёт в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: “Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой”. Желание видеть её самой красивой привело к заграничным нарядам. Тем самым он торопил её развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что её наряды, машина отделили Вику от ребят её класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у неё появилось чувство “вдовствующей императрицы”, а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. “Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть…”
Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У неё не было друзей, которые разделили бы с ней горе (арест).
Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.
IV. Обобщение
Вика и Искра придумывают надпись на памятник С.Есенина.
V. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.
Сочинение-рецензия. Повести Бориса Васильева находятся вне времени, так как затрагивают общечеловеческие проблемы, что и попыталась выявить ученица.