Чему учит высшее образование
Высшее образование как важный этап формирования личности, или тестирование под нагрузкой
Для начала простой пример из жизни. Детство и глубокая юность, когда любая мотивация выражается только лишь словом «хочу». Она еще не подкреплена знаниями и возможностями для достижения нужной цели, которые из-за этого кажутся недостижимыми. Взрослая жизнь, когда воплотить почти любую юношескую мечту (в разумных пределах) так же легко, как просто щелкнуть пальцами. Теперь когда «те» цели уже достигнуты, они не кажутся такими недостижимыми, но теперешние цели как раз наоборот, запредельны. Но как только мы покоряем новую вершину, то начинаем теряться в недоумении: «Ну почему я раньше думал что это, если не невозможно, то уж слишком трудно и сложно, чтобы я(!) смог это осилить?»
Интересно? Велкам под «кат».
Нужно ли говорить, что человеческий мозг это сложный механизм, который видимо по дефолту блокирует адекватное восприятие человеческих возможностей, тем самых рефлекторно защищая его от глубоких разочарований. Эта, так называемая защита, которая заложена нам в детстве, призвана временно(!) защищать неокрепшую личность от губительной для нее, и очень болезненной реакции, которая возникает при жизненных промахах и неудачах. Механизм снятия этой оболочки вырабатывался веками, а авторство принадлежит естественным процессам, которые индивидуальны в каждом отдельном обществе. Поэтому, не суть важно, на каком примере мы будем рассматривать развитие и становление личности. Как в развитии звереныша, так и в развитии человека есть ступени, которые принято называть взрослением. По ним мы и пробежимся.
Ступень первая, детство. Родители пытаются как можно дольше удержать нас в иллюзорном идеальном мире, старательно пряча бренные заботы от детского любопытства, ограждаясь одним единственным правильным ответом на все наши почему: «Вырастешь – поймешь!»
По мере взросления мы проходим этап воспитания улицей, у кого-то есть этап детсада, но следующим важным этапом, наверное, стоит выделить школу. В школе нам вбивают кучу ненужных знаний, большая часть которых никогда не пригодится во взрослой жизни. Но все же, школа решает такие задачи, как формирования понятия о сущности мира и отвечает на часть все тех же, детских «Почему?». Она помогает выявить, что нам нравится, а чего мы терпеть не можем, она показывает нам, что в мире есть место несправедливости и то, что зло, далеко не всегда будет наказано. Другими словами она начинает процесс снятия той самой защиты, о которой говорилось вначале. И вот, что стоит заметить, в зависимости от многих факторов, которые помогают или наоборот, мешают снятию этой естественной защиты, мы получаем огромнейший разброс в качестве формирования личности. Это та причина, по которой всегда будет существовать категория индивидов фактически взрослых и развитых не по годам.
Двигаемся дальше. Армия и ли ВУЗ. И одно и второе является идеальным местом для дальнейшего развития личности, вот только первое по многим причинам работает в корне неправильно, и в таком аспекте, как есть сейчас, превращается в серьезное испытание для не сформированных личностей. За неимением исчерпывающих фактов, о всех воинских частях, которые позволили бы детально проанализировать, сравнить и оценить каждую по отдельности мы поговорим о ВУЗах, которые более однотипны и в меньшей мере отличаются, вне зависимости от расположения.
Что дает нам высшее образование?
Сейчас мы подошли к щепетильному вопросу о том, что дает нам высшее образование. Ответьте мне на простой вопрос, а как вы представляли себе высшее образование, будучи еще школьником? Не буду пытаться угадать, но предположу, что в том возрасте вышка представляется как некое особое, важное и сложное знание, которое делает людей намного умнее. А знаете, откуда такие мысли? Все просто, наличие высшего образования, это то, что отличает учителей, инженеров, работников банков, директоров предприятий и депутатов гос думы от нас самих. Ведь мы не можем знать, что часть из них никогда не училась в институте, а еще часть вообще окончила только девять классов средней школы. И потому автоматически приписываем им наличие вышки.
По этой же причине мы жаждем получить диплом и актуальные знания, которые позволят нам самореализоваться, но кто сказал, что знания, получаемые до этого момента, были актуальными?
Но все же, давайте ближе к самому процессу получения высшего образования. Здесь способ подачи информации качественно отличается от преподавания в школе. Есть лекции, которые читают так, как будто это обычная сводка новостей, а вот расследование, факты и подробности предстоит узнать самому. И вот тут открывается главный закон получения высшего образования, который состоит в том, чтобы ты сам смог выбирать, где тебе достаточно знать этот минимум, а что интересует тебя глубже и больше. И это просто отлично, в противном случае все за нас решали бы другие, чего, думаю, не хочется никому.
Естественно сейчас у кого-то возникнет возражение: «Если я выбрал профессию экономиста, то я хочу чтобы меня научили разбираться в экономике». Но только в реальности все немножко по-другому. Есть минимальные и стабильные знания, на которых строится все остальное. И есть категория последних достижений в конкретной области. Все что между них – временное информационной поле, актуальность которого изменяется настолько быстро, что бессмысленно готовить людей, которые будут учить ему. Изучение этой части информации всегда возлагается на тех, кому она действительно нужна.
А теперь об актуальности знаний, которые дает высшее образование. Дело в том, что глубина этих знаний, исключает необходимость их 100%-ной актуальности. Любой программист или верстальщик улыбнется сложности тех лабораторных, которые делают студенты на html, c++, Delphi, MATLAB и так далее. И с другими предметами так же. На самом деле, если перестать себя обманывать и чистосердечно себе признаться, то реальное обучение тому, что позволяет без проблем сдать сессию, занимает не так много времени, как мы себе представляем. И в действительности времени на саморазвитие больше чем достаточно.
Если уж совсем откровенно, то в университете у вас намного больше времени научиться важным и нужным вещам, чем в реальной жизни. Если эту статью читают студенты, то я хотел бы подчеркнуть: если сейчас обучение тому университетскому минимуму отнимает у вас много сил и энергии, если под этой, нагрузкой вы не способны заниматься саморазвитием и самообучением тому, что действительно хотите делать в этой жизни, то скажите, пожалуйста, как вы будете успевать делать это, устроившись на работу? Возможно я кого-то разочарую, но если в условиях университета, вы не находите времени работать над собой, то через несколько лет после окончания однажды вдруг заметите, что безнадежно отстали от жизни.
Все наверное знают, каждый преподаватель любит подчеркивать тот факт, что университет не дает знаний, а он учит их получать. Так вот, это действительно правильное изречение, и оно достойно того чтобы преподаватели говорили его своим студентам гораздо чаще.
На этом, пожалуй, буду заканчивать, так как написание публикации и так заняло больше времени чем я предполагал, но надеюсь, что все же ответил на часть вопросов, которые время от времени тревожат юный студенческий мозг. Всем спасибо за внимание, продолжение не исключено.
Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.
Что дает человеку высшее образование?
Все еще думаете, стоит ли поступать в вуз? Сомневаетесь, пригодится ли высшее образование в повседневной жизни? Давайте разбираться вместе.
Каждый выпускник школы стоит перед выбором – получать высшее образование или нет
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Что дает высшее образование
Окончив вуз, вы получите:
Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:
Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».
Есть ли жизнь без высшего образования?
Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:
Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех
Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.
Учеба в вузе — это: чему нас научили российские университеты
Студенческие истории читателей Т—Ж
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Учеба в вузе — это не только погоня за знаниями и дипломом, но также удивительные жизненные ситуации. Мы попросили читателей рассказать, какие события из студенческой жизни им запомнились больше всего, и выбрали несколько примечательных историй. В этой подборке — закрытие долгов в последний момент, нелепые аккредитации, преподаватели-приколисты и многое другое.
Сдавали экзамен по философии на третьем курсе. Предмет непрофильный, преподаватели менялись раз в пару месяцев. Знаний у всей группы — ноль.
Экзамен принимал весьма занятный персонаж — добродушный сухой дядечка лет 45—50 в костюме советского инженера: куцый пиджачок, слегка короткие брюки со стрелками, потрепанный дипломат. Он был вегетарианцем-сыроедом, поэтому в дипломате носил методички и сырую картошку с сырым же луком.
И вот идет экзамен, мы сидим с книгами на коленях, потому что написать шпаргалки по философии нереально. Препод книг «не замечает», говорит: «А давайте побеседуем». И беседует совершенно не по билетам: о кино, погоде, истории. Это длится два часа, разговор идет сразу с двумя группами студентов. Доводит всех просто до белого каления, оценок никому не ставит, говорит: «Мне еще не ясно, что вам ставить, давайте еще пообщаемся». И устраивает перерыв.
Поставил всем в итоге хорошие оценки. Помогли чудо-ягоды, видимо…
Конечно, летняя практика крайне опосредованно связана со студенческой жизнью, но все же это часть обучения в универе.
После первого курса я уехал в родной город проходить практику на местном телевидении. Я только пришел подавать документы, как услышал однокурсниц, которые начитывали сценарий телепрограммы. Позже я узнал, что искали временную замену соведущей. Я ради интереса попросил у девочек сценарий и прочел несколько реплик в своем стиле. Руководство оценило поставленную речь: два года работы артистом театра прошли не зря.
Во время практики я вышел в первый эфир, а после ее окончания со мной заключили договор ГПХ до конца лета. Так я получил первый опыт работы в СМИ.
В последний день практики я согласился подменить другого стажера и выехал снимать сюжет про армянский праздник Вардавар. Конечно, сюжет вышел так себе, но финальный стендап — фрагмент с журналистом в кадре — получился, на мой взгляд, шикарным. В кадре меня облили водой, а я облил оператора. До сих пор не знаю, остался ли жив микрофон.
В университете на награждении практик мой стендап отметили как лучший, а через некоторое время пригласили на стажировку на ТВ в Екатеринбурге. Через месяц я туда устроился. А практику мне предложили как раз из-за того стендапа, который был в каком-то смысле смелым, ибо технику было немного жалко.
Я училась в юридическом вузе. Нам не платили стипендию в полном объеме, и я уже даже не надеялась получить эти деньги, как и многие ребята. Но в начале нового учебного года нам выплатили долг. Сумма была хорошая, мне хватило на ноутбук.
Через некоторое время я обратилась в бухгалтерию за справкой. Меня сразу же вызвали на ковер и стали требовать вернуть все выплаченные средства. Говорили, что они ошиблись и чтобы завтра же я принесла деньги. Хотя выплата была два месяца назад. Я возражала, что деньги я уже потратила, да и стипендию нам не платили несколько месяцев, как я могу знать, что мое, а что — нет? Примерно прикинула — сумма сходилась.
Но в бухгалтерии настаивали, что я сама виновата и должна была им позвонить и спросить, почему мне пришла такая сумма, а раз этого не сделала, значит, был умысел. Они даже угрожали полицией, говорили, что это кража и что учиться я здесь больше не буду. В общем, донимали меня основательно. А еще предлагали взять кредит или занять у родственников — словом, они даже не рассматривали вариант, что у меня хватит наглости деньги не возвращать.
Я хотела забрать документы из вуза. Не было желания приходить на пары, так как меня постоянно с них дергали на воспитательную беседу. Мою нервную систему изрядно потрепали. Конечно, их можно было понять, ведь ответственность в этом случае ложится на их плечи. Но кричать и угрожать не стоило.
Под конец в бухгалтерии нашли другой выход и сказали писать заявление, чтобы из моей будущей стипендии удерживали средства в оплату излишне выданного. Я отказалась. Тогда я услышала о себе много интересного: что я бессовестная нахалка, присвоила чужие деньги и у меня хватает совести их не возвращать. Если бы у меня были деньги, я бы их вернула. Но у меня их на тот момент уже не было. А их отношение и угрозы дали противоположный и вполне ожидаемый эффект. Я не пошла им навстречу.
Конечно, я уже тогда была подкована в законах и знала, что они ничего мне не сделают. В статье о неосновательном обогащении есть исключение, когда оно не возвращается, и излишне выплаченная стипендия — мой случай. Я очень рада, что в нашем гражданском кодексе это предусмотрено. Это меня спасло и стало моей защитой. Главное, что это не было счетной ошибкой: это была ошибка бухгалтерии. В противном случае, скорее всего, они бы даже не вели со мной бесед, а сразу подали в суд. Недобросовестности с моей стороны тоже не было.
Оказалось, они перепутали меня с другой студенткой, которой была положена большая стипендия. Суммарно мне выплатили около 20 лишних тысяч. Конечно, я отучилась, постепенно эта история забылась. Но для поступления в магистратуру я выбрала другой вуз. Стипендию там платили вовремя, и она была выше.
Что дает человеку высшее образование?
Все еще думаете, стоит ли поступать в вуз? Сомневаетесь, пригодится ли высшее образование в повседневной жизни? Давайте разбираться вместе.
Каждый выпускник школы стоит перед выбором – получать высшее образование или нет
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Что дает высшее образование
Окончив вуз, вы получите:
Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:
Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».
Есть ли жизнь без высшего образования?
Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:
Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех
Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.