Чему учит вовка добрая душа
Анализ сборника стихотворений «Вовка добрая душа» Агнии Барто
Сборник стихотворений Агнии Барто «Вовка — добрая душа» до сих пор читают с удовольствием и взрослые, и дети. Дело в том, что цикл поднимает вечные темы доброты, отзывчивости и дружбы.
Первое стихотворение рассказывает о мальчике, который из окон желал торопящимся на работу взрослым и на учёбу детям доброе утро. Всего лишь вежливая фраза, произнесенная с улыбкой способна на многое, даже ранним утром поднять настроение невыспавшимся людям. Именно с урока вежливости начинается наше знакомство с главным героем — «белоголовым пареньком» Вовкой.
Во втором стихотворении Вовка помогает бабушкам успокоить раскапризничавшихся внучат. Бабушки не могли справиться с малышами, а герой развеселил их, станцевав и спев песню. Здесь герой преподаёт нам урок уважения и помощи старшим. Пожилые женщины уже не могли танцевать, Вова понял это и помог им.
В следующем стихотворении «Как Вовка стал старшим братом», мальчик жалеет маленькую Катеньку. Дети хвастались старшими братьями, которые защищают их и не дают в обиду. А девочка одна в семье и ее безнаказанно обижает даже кот. Паренек обещает, что с понедельника он станет её старшим братом и будет заступаться за нее. Ребёнок понимает, что значит быть справедливым, защищать тех, кто младше и слабее.
Настоящий человек с добрым сердцем всегда готов помочь, и не только другому человеку, но и братьям наших меньшим. Об этом мы прочитаем в следующем стихотворении: «Про Вовку, черепаху и кошку». Малыш заметил, что похудела черепаха в живом уголке. Девочки смеялись над ним, потому что не замечали изменений в бессловесном животном. Но Вовка решил проследить, как черепаха ест и понял, что ее молоко выпивает кошка. Ещё одна черта доброго человека — это чуткость и внимательность к живой природе. Мальчик беспокоится о зверях, действительно стремится о них заботиться, а не относится как к обычной игрушке. Доброта к животным – обязательная черта характера хорошего человека.
Есть еще несколько историй о Вовке в сборнике. Летом, когда все жители родного беловолосому пареньку города – Загорска, очень хотели пить и изнывали от жары, он сначала бегал и носил всем воду, а потом смастерил веера, чтобы пожилые и молодые люди обмахивались ими и легче переносили зной. Помог он и птенцу, который после грозы остался в покосившемся скворечнике и мог выпасть. Вовка просил взрослых помочь, беспокоился, болел душой за птенца, что еще раз характеризует его как чуткого человека.
В последнем стихотворении Барто рассказывает, как в 12 лет мальчик начал стесняться своей доброты и хотел стать злым – обижать кошек и воробьев. Но он не смог перебороть свою добрую натуру и в итоге закопал рогатку, а у кошек просил прощения.
Агния Барто показывает нам главные качества настоящего человека, показывает, что такое зло и добро и учит делать добрые дела.
Барто Агния стихотворение «Вовка — добрая душа»
Читательский дневник по сборнику стихотворений «Вовка — добрая душа» Агнии Барто
Автор: Агния Львовна Барто
Название произведения: «Вовка — добрая душа»
Главные герои: Вова.
Второстепенные герои: взрослые и дети с Вовкиного двора.
Характеристика главных героев:
Вовка — вежливый и приветливый мальчик.
Верит в добро. Открытый и позитивный ребёнок.
Характеристика второстепенных героев:
Взрослые — любят отзывчивого мальчика.
Дети — обожают героя, который им во всём помогает.
Краткое содержание сборника «Вовка — добрая душа»
Автор познакомилась с новым мальчиком.
Он оказался приветливым и весёлым, всем старался помочь.
Мальчик успокаивал детей в колясках.
Вовка пообещал стать старшим братом Кате, за которую некому было заступиться.
Он знал, кто крадёт молоко у черепахи, в сильную жару раздавал людям воду и самодельные веера.
Герой помогал животным, любил собак и не уважал хитрецов.
Но потом мальчик стал взрослеть и застеснялся своей доброты.
Вовка пытался стать как все мальчишки, но ночами просил прощения у кошек и закопал рогатку.
Стихотворения сборника:
Основная мысль сборника «Вовка — добрая душа»
Главная мысль сборника в том, что нельзя стесняться делать добро.
Основная идея сборника в том, что, помогая людям, человек сам становится лучше.
Чему учит сборник стихотворений
Стихи учат быть отзывчивыми, искренними и улыбчивыми.
Учит помогать людям и животным.
Учит заступаться за слабых и маленьких.
Краткий отзыв по циклу стихотворений «Вовка — добрая душа» для читательского дневника:
Прочитав этот сборник, я подумала о том, что каждый человек должен стараться приносить пользу другим людям, жить не только для себя.
Герой стихов — маленький мальчик, но открытый и отзывчивый.
Он не был равнодушным к чужим бедам и старался всем помочь.
Это очень интересное и местами смешное стихотворение.
Поэтессе удалось придумать занимательный образ, мальчика, живущего для других людей, помогающего окружающим.
Мне понравился Вова.
Он находчивый, умный, всегда смеющийся мальчик.
Не пройдёт мимо, если кому-то плохо.
Он всегда найдёт выход из сложной ситуации.
Я всем советую прочитать этот сборник и подумать о том, что доброго человека знают и любят все.
И потому быть добрым очень приятно.
Пословицы к сборнику:
Словарь неизвестных слов
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Закричал мне из окна:
Ещё читательские дневники по произведениям Агнии Львовны Барто
Библиотека произведений автора пополняется.
Вовка добрая душа Барто А.
Краткое содержание для читательского дневника
Открывая новую книгу, всегда интересно, что же в ней. В какой мир поведет читателя за собой автор, какие истории ему расскажет.
Произведение «Вовка- добрая душа» — это очень добрая и поучительная книга. Ее очень легко и весело читать, так как она написана с юмором, в коротких стихотворениях, которые очень легко запомнить.
Главный герой этой книги — Вовка добрая душа. Этот мальчик старается помочь людям. Вовка веселит младенцев на прогулке, становится старшим братом девочке и ругает хулигана Андрюшу.
Этот сборник стихов вышел еще в 1962 году, но и сейчас произведения Агнии Барто читают и взрослые и дети, учится жизни по этой книге.
Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. Некоторые стихотворения из цикла «Вовка – добрая душа» мы рассмотрим сейчас.
Стихотворение «Шла вчера я по Садовой»
Первое стихотворение из цикла «Вовка – добрая душа» — это стих «Шла вчера я по Садовой». В нем мы и знакомимся с нашим главным героем – мальчиком Вовкой. Автор описывает свою пешую прогулку по одной из московских улиц. Вдруг из окна прозвучало громкое «Доброе утро!».
Это маленький мальчик Вовка приветствовал всех прохожих. Люди удивлялись маленькому мальчику, однако отвечали на его приветствие дружескими улыбками. Со временем, автор узнала больше о своем знакомом – его звали Вовка, мальчишка был любимцев всех людей, так как всех встречал с улыбкой и искренностью. Вовка никогда не оставлял в беде маленьких детей, которые нуждались в его помощи, а также был очень вежлив с взрослыми людьми и никогда не хулиганил.
Стихотворение «Как Вовка стал старшим братом»
Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.
У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.
Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.
Стихотворение «Вовка повзрослел»
Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты. Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.
Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.
Вовка — добрая душа стр. 47
1. Тебе понравился Вовка? Хочешь ли ты иметь такого друга?
Да, это хороший и добрый мальчик.
Я считаю, что все люди должны быть такими как Вовка.
Нельзя зацикливаться только на плохом.
Ведь всегда есть что-то хорошее, отчего становится легче и лучше.
Поэтому нужно дарить улыбки всем и самому чаще улыбаться.
Да, я бы хотел иметь такого друга.
Я думаю, с ним никогда не будет скучно или грустно.
Нужно окружать себя позитивными людьми.
2. Что ты можешь сказать о Вовке? Какой он: добрый, приветливый, неунывающий, весёлый?
Вова очень позитивный и открытый человек.
Он не стесняется и не хмурится.
Когда у него хорошее настроение, он готов поделиться им со всеми прохожими, даже если это незнакомые люди.
Если бы все были такие радостные, жизнь стала бы однозначно лучше.
4. Что ты можешь узнать о книге по её обложке?
Обложка, как и название книги должна очень чётко описывать события, которые произошли в книге или произведении.
То есть автор и иллюстратор должны выбрать такой ключевой момент или слово, чтобы читателям всё стало ясно.
Но при этом, не раскрывая всей сути, чтоб было ещё и интересно.
Правильно подобранная картинка и рисунок заинтересуют читателя взять книгу и расскажут вкратце о книге.
5. Составь рассказ о книге, используя слова из «Рабочей тетради».
Рассказ о книге «Вовка — добрая душа» для 2 класса
В книгу «Вовка — добрая душа» входит несколько произведений русской поэтессы Агнии Барто.
Это стихи «Как Вовка бабушек выручил», «Как Вовка стал старшим братом», «Про Вовку и собаку Малютку» и т. д.
Когда я увидел эту книгу с яркими иллюстрациями приключений мальчишки моего возраста и название «Вовка — добрая душа», то сразу подумал, что это хорошая книга.
После того как прочёл последнее стихотворение этого сборника, мне немного взгрустнулось, так как она закончилась.
Ведь эта книга очень добрая и поучительная и так хочется ещё узнать о добрых делах Вовки.
Главный герой действительно хороший человек.
Да и сама книга написана с юмором, её легко и весело читать.
Короткие стихотворения легко запомнить.
Агния Львовна Барто в своей книге рассказывает, как Вовка помогает всем людям, которых встретит на своём пути.
По этой книге нужно учиться жизни, чтобы стать таким же честным, добрым и весёлым как Вовка.
Несмотря на то, что книга вышла ещё в 1962 году, её до сих читают и взрослые, и дети, ведь она учит добру.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Смотровобудская средняя общеобразовательная школа
Клинцовского района Брянской области
Учитель начальных классов
Трубицына Татьяна Викторовна
Урок литературного чтения 2 класс
Агния Львовна Барто
«Вовка – добрая душа»
Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения и чтения по ролям, определения настроения стихотворения и усвоения учащимися литературного приема «звукопись».
развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению
формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
Метапредметные результа ты
Регулятивные универсальные учебные действия:
оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самооценивания
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
осознавать и принимать учебную задачу
Познавательные универсальные учебные действия:
учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Доносить свою позицию до других людей
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
строить осознанно высказывание в устной форме
научить определять основную мысль произведения и его настроение
научить выделять прием «звукопись»
научить подбирать рифму
развивать технику выразительного чтения и чтения по ролям
Прочитайте стихотворение про себя, потом жужжащим чтением.
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
Что случилось с жуком?
Кто мог посадить его в железную банку? Зачем?
Чтобы вы сделали в этой ситуации?
Как автор передает грустное жужжание жука?
Зачем его использует поэт?
Прочитайте стихотворение с различной интонацией:
Проверка домашнего задание
Какое стихотворение про жука вы еще знаете? Кто его написал? Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Мы не заметили жука» с выражением.
(у доски несколько человек читают наизусть стихотворение)
Использует ли в этом стихотворении прием звукописи Агния Барто?
Что вы запомнили о жизни и творчестве поэтессы? Какие стихи ее читали?
В 1925 г. были опубликованы первые стихотворения Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка».
(карточка подсказка) работа в парах
3. В их доме ………………… басни Крылова.
4. Он обожал ходить в театр, особенно любил балет.
. в балетное училище, не смея противиться воле отца.
6. Все-таки поэзия победила.
7. В 1925 г. …………………………. «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка».
8. Первая огромная популярность пришла к Барто ……………………
Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Хорошо, что вы вспомнили биографию Агнии Барто.
Составим план урока. Попробуйте определить тему и задачи нашего урока.
Презентация « Вечная» Агния Барто»
1. Сегодня мы в литературной гостиной А. Л. Барто (слайды №3, 4, 5).
Часто Барто сама читала свои стихи со сцены. Праздник «Книжкина неделя» первый раз провели в 1943 году и начали его со стихов А. Л. Барто. Она начинала читать, а весь зал подхватывал. Вот и мы поступим таким же образом Сейчас вам предоставится
уникальная возможность послушать голос знаменитой поэтессы (звучит
видиозапись стихотворения «Я росту», «»слайд № ). 1 мин. 40 сек.
2. Давайте посмотрим, с какими книгами поэтессы вы встреча-
Но Агния Львовна писала стихи не только для самых маленьких.
Сейчас посмотрите клип на стихотворение А. Л. Барто для ре-
бят постарше (на слайде № 8 находится клип со стихотворением «Первая любовь»). 2 мин.
3. В годы Великой Отечественной войны А. Л. жила в Свердловске, печатала
военные стихи и статьи, побывала на фронте, как корреспондент «Комсомольс-
кой правды», поработала на заводе ученицей и написала много стихов о де-
тях того сурового времени (слайды № 9 – 15).
сына Гарика (слайд №16)
Барто побывала во многих странах, везде встречалась с детьми. Её знали
все знаменитые люди. Сама она тоже считается выдающейся личностью
России (слайд №17, 18).
5. Умерла А. Л. Барто 1 апреля 1981 года. Её именем названа одна из малых
планет Слайд № ) После неё осталось полтора миллиона книг на 86 языках.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Вы уже обратили внимание, что сегодня на полке появилась новая книга.
Агния Львовна написала цикл стихотворений про мальчика Вовку, который всем помогает. Он стал примером для многих поколений детей.
Послушайте это стихотворение
Откройте учебники и прочитайте про себя стихотворение, потом друг другу.
(стихотворение дублируется на доске для дальнейшей работы над выразительным чтением)
Шла вчера я по Садовой,
Закричал мне из окна:
Я спросила: — Это мне?
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!
Вам Вовка понравился? А можно сказать «Душа у него добрая»? Как это понимаете? Есть ли у вас такие друзья?
Физкульминутка для глаз
Слайд 9 . Физкультминутка (дети выполняют танцевальные упражнения под музыку) .
Какое настроение вызывает это стихотворение?
Почему мальчик кричал «С добрым утром!»?
Как вы думаете, он знал Агнию Барто?
Найдите и прочитайте строки, какое чувство испытала поэтесса, услышав приветствие?
Почему она удивилась?
Какие слова приветствия вы еще знаете?
А вы здороваетесь с людьми? Когда нужно здороваться?
Какой по характеру Вовка? Хотите иметь такого друга?
Какие герои присутствуют? С какой интонацией вы будете читать за Вовку? А за Агнию Барто?
(стихотворение читают по ролям парами несколько человек)
Первичное закрепление. Самоконтроль (самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков).
Самостоятельная работа в командах.
Слайд 11 . Иллюстрация к книгам Барто А.Л.
Про Вовку, черепаху и кошку
Слайд 12 . Иллюстрация к книгам Барто А.Л.
Как Вовка бабушек выручил
Слайд 13 . Иллюстрация к книгам Барто А.Л.
Как Вовка стал старшим братом
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
Рефлексия деятельности. Домашнее задание.
Вернёмся к плану урока. ( открывается нужный слайд)
Какие задачи мы выполнили, а какие не смогли?
Какие новые литературные термины вы запомнили?
Есть ли у вас такой друг, как Вовка?
Расскажите про его добрые дела.
Какое упражнение запомнилось и было интересным?
Возьмите листы оценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке. Раскрасьте нужным цветом кружок.
Выучить стихотворение А.Л.Барто «Вовка – добрая душа» наизусть, придумать свою историю о приключениях Вовки. Написать сочинение «Почему мне нравятся стихи А.Барто»