Чему учит великий гэтсби
7 жизненных уроков от Великого Гэтсби
Хотя Ф.Скотт Фицджеральд сфокусировал внимание на недоступной и нереальной любви в «Великом Гэтсби», я знаю, что из этого произведения можно почерпнуть важные жизненные уроки, которые стоит обсудить. Этот рассказ — один из моих любимых, потому что я сочувствовала Джею Гэтсби и Дэйзи Бьюкенен, двум литературным душам, которые были обречены повторить свое прошлое.
Я уверенна, что не единственная, кто чувствовал печаль, окутавшую эти два характера; думаю, что сожаление — это большая часть человеческого состояния. Если вы прочли книгу или посмотрели экранизацию 1974/2013 годов, тогда эти жизненные уроки из «Великого Гэтсби» покажут вам, что жить прошлым — не лучшая идея.
1. Любовь на пьедестале
Один из первых уроков «Великого Гэтсби» — любовь универсальна. Так или иначе, все разобьют себе сердца. Люди всегда сталкиваются с трудностями, когда влюбляются в кого-то из другого социально-экономического или другого социального класса. Они могут подумать, что их возлюбленные не из их лиги. Это опасное направление мыслей прослеживается через все главы и сцены, когда Гэтсби думает, что Дэйзи слишком хороша для него или что его поместье и бессмысленный подвиг недостойны ее. Верили ли вы, что их любовь безответна или вечна, несчастна или предназначена судьбой, но идея любви Гэтсби развеялась, как иллюзия, потому что он поставил Дэйзи на пьедестал.
2. Отображение себя
Благодаря действиям Гэтсби, я поняла, что нужно отдыхать от людей, которые «слишком хороши, чтобы быть правдой». История Ф. Скотта Фицджеральда показывает последствия отчаянного создания копии образа человека в вашем сознании. Это лишь усложняет различие реальности от выдумки. Гэтсби пытался построить свое будущее основанное на тени Дэйзи. Грустно, но это было всего лишь псевдо отображение женщины, которую он запомнил много лет назад. «Вещи милее, когда они потеряны. Я знаю, потому что я желал кое-что и получил это. Это была единственная желанная вещь, Дот, и, когда я получил ее, она обратилась пылью в моих руках». Высказывание Фицджеральда из «Прекрасные и проклятые», можно уверенно добавить к контексту этой истории.
3. Прошлое и настоящее
Известное высказывание Ника Каррауэя «Ты не можешь повторить прошлое» долго преследовало меня уже после того, как я закончила читать рассказ. В интерпретации Лурмана это можно хорошо услышать в полном уверенности голосе Гэтсби, когда он говорит «Ну, конечно же, могу!». Это объединяется с предыдущей темой, где прошлое должно оставаться в прошлом. Со временем, изображения и места, которые связаны с определенными людьми могут измениться. Я часто ловила себя на том, что думаю о прошлом, есть ли там что-нибудь, что может мне пригодиться. Суть в том, чтобы не пытаться копировать воспоминания.
4. Любовь денег
Я хочу подметить, что версия Лурманна «Великого Гэтсби» очень замысловата и доставляет удовольствие, на первый взгляд немного противоречива по отношению к главной сути, которую хотел передать Фицджеральд. Когда я читала об этих героях, которые были полны изъянов, то мне казалось, что Фицджеральд презирал жажду денег. Услышав о том, сколько было вложено в создание и раскрутку адаптации 2013 года, я задалась вопросом, смогут ли эту идею удачно передать. Так или иначе, после 3-разового просмотра с людьми, чьи мнения отличались, я пришла к выводу, что версия Лурманна получилась в унисон с видением Фицджеральда; было легко поверить игре актеров благодаря богатству, которым они обладают в фильме.
Главный урок, который можно почерпнуть, читая или просматривая «Великого Гэтсби» — будучи богатым, это увлекает, но также не меняет вас внутри. Не деньги меняют людей, а жадность и гордость. Семья Бьюконан — это физическое олицетворение этого чувства. «Гордые люди вынашивают грустную печаль для самих себя». Я всецелостно согласна со словами Эмили Бронте: «Если быть чересчур высокомерным, это может привести к стрессу и неудачам. Гордость — это опасный недостаток; есть огромная разница между уверенностью и высокомерием!
5. Случайное стечение обстоятельств
Я всегда думала, что этот рассказ, как сатира на пороки живущих в лихие двадцатые. Я всегда пытаюсь думать о книгах в перспективе, отдельно от жизни автора. И смешно и грустно, но тяжело проигнорировать факт, что сам Фицджеральд не раз терялся в этих же пороках, которые он критиковал в своих рассказах. Из-за общественных ожиданий на протяжении «Позолоченного века», много людей обратилось к алкоголю, как к источнику веселья. В итоге, чрезмерное употребление алкоголя может привести к заниженным самооценкам, комплексам и сожалениям.
6. Не сдавайтесь
Как вы все знаете, у Гэтсби было не самое желаемое начало. Но, ему удается повернуть удачу к себе лицом. Как сказал однажды Дэвид Вискотт: «Если вы смогли пробудить смелость вначале, то у вас станет смелости добиться успеха». Несмотря на удачу Гэтсби, которая прослеживается от менее звездной практики, от начала и до конца эта идея остается. Другими словами, я поняла для себя, что никогда не поздно изменить свое будущее. Каждый спотыкается о преграды и боль. Вы только станете опытнее благодаря испытаниям и бедам, которые повстречаете на своем пути.
7. Подиум
Это может звучать глупо, после всего мрачного списка, и последний пункт должен быть спорным в этом списке морали. Дизайнером костюмов принято считать Кэтрин Мартин, которая определенно превзошла себя, создавая гардероб для каждого персонажа отдельно. От шелковой туники начинающей актрисы Элизабет Дебики (играющую Джордан Бейкер) до розового льняного костюма Леонардо Ди Каприо, влияние 1920 эры моды было явно и тщательно соблюдено. Я всегда была одержима винтажными находками, что послужило хорошим уроком: любое событие — это причина одеться превосходно! Дамочки, нет ничего плохого в том, чтобы хотеть одеваться шикарно в обычный день. Было тяжело воздержаться от страстного желания заиметь гардероб Элизабет Дебики из фильма! Ее шикарный стиль вновь подтвердил факт, что вы никогда не должны бояться проявить свои желания и фантазию и носить то, что вам хочется!
Как мы видим, в книге и в фильме, каждый характер борется с разными пороками и достоинствами. Я думаю, это потому, что «Великий Гэтсби» привлекает многих читателей, не взирая на разные десятилетия. Много жизненных уроков из «Великого Гэтсби» можно почерпнуть с каждой страницы рассказа и каждого подтекста фразы в фильме, это доказательство того, каким универсальным может быть мнение Фицджеральда о человеческой натуре. Есть ли еще уроки, которые, по вашему мнению, удачно отображены в «Великом Гэтсби»? Жду ваших комментариев!
Анализ произведения «Великий Гэтсби» (Фрэнсис Скотт Фицджеральд)
Автор: Guru · 08.07.2018
Фрэнсис Фицджеральд — знаменитый американский писатель. Фактически все произведения автора написаны об «эпохе джаза». Этот термин литератор придумал сам, он означает счастливое десятилетие в жизни Америки между окончанием Первой Мировой Войны и начало Великой депрессии, когда молодое поколение взбунтовалось против традиционной культуры. Ей на смену пришла бешеная и темпераментная негритянская музыка, которой дали название «джаз». Именно о ней он написал легендарный роман «Великий Гэтсби».
История создания
«Великого Гэтсби» автор начал писать в 1925 году во Франции. Перед выходом романа был выпущен небольшой рассказ «Зимние грезы». По словам автора, он является как бы наброском будущей книги. Писатель кропотливо трудился над этим произведением, изменяя и дорабатывая главы. Изначально повествование истории шло от самого Гэтсби, но затем литератор сменил повествователя, так как образ Гэтсби был каким-то расплывчатым и непонятным. Фицджеральду настолько понравилась обложка первого издания, что он даже внес элемент обложки в произведение (большие глаза на рекламном плакате в Долине Шлака).
В своем романе Фицджеральд отразил дело крупного нью-йоркского маклера Фуллера-Макджи. Он объявил себя банкротом, в то время как его компания незаконно использовала деньги своих аукционеров. Писатель жил в соседней вилле от Фуллера, этим можно объяснить его интерес к этому делу, которое активно обсуждали все газеты Нью-Йорка. Безусловно, есть некое сходство между Фуллером и Гэтсби.
Название книги тоже имеет свою особую историю. Его автор сменил около 6 раз. Есть мнение, что Фицджеральд назвала Гэтсби «великим» для того, чтобы показать свою иронию относительно судьбы этого героя.
Жанр, направление
Произведение написано в жанре «роман». Для автора в этой работе характерно направление реализма. Некоторые из критиков называют его роман хроникой джаза. Фицджеральд смог точно передать жизнь того времени. Добавляя музыку, краски, смешивая тайны и недомолвки, присыпая все это глубоким чувством и легким отчаянием, Френсис Фицджеральд готовит во истину великолепный шедевр. Он водит нас по лабиринту жизненного пути Гэтсби, сплетая его с судьбами других людей. И только к середине романа писатель раскрывает нам истинную причину всех действий главного героя.
В этой истории нет чистой любви, как, например, в романах 19-ого века. Это произведение как молоток для розовых очков читателей. Автор тонко и четко рисует мир таким, каков он бывает, когда люди ведут себя эгоистично.
Сам автор говорил, что основная мысль произведения – это показать всю несправедливость судьбы бедного юноши, который не может жениться на той девушке, о которой мечтает. Фицджеральд утверждал, что подобная тема постоянно крутится в его голове, так как он сам был в таком положении.
Когда-то молодой, никому не известный честолюбивый юноша дерзнул просить руки дочери крупного дельца и владельца приличного состояния. Разумеется, сама девушка со смехом отказала, ведь она вращалась в светских кругах, где жизненно необходимо быть богачом. Но она оставила издевательскую надежду: жених должен был заработать миллион, и тогда она сможет стать его женой. И тогда Фицджеральд стал писать. Его работы сначала не имели успеха, но один роман перевернул его судьбу: популярность принесла ему богатство. Зельде, возлюбленной Скотта, пришлось уступить, да сама она уже этого хотела. Ее знакомый стал знаменитостью, был вхож в лучшие дома искушенных буржуа. Так, писатель добился своей цели, но всегда помнил, какой ценой.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Смысл
Идея произведения состоит в том, что жизнь – это не сказка, а трагедия, даже если вокруг звучит музыка и слышится рыбий плеск ладоней. На твою долю может выпасть огромное количество испытаний и, к сожалению, это не значит, что в конце тебе повезет, и все вдруг станет оправдано. Джэй Гэтсби прожил тяжелую жизнь, он был немного скрытен, но хранил в сердце любовь и надежду, что рано или поздно будет счастлив с Дейзи. Но, как мы можем заметить, все иначе. Она побоялась уйти от мужа и ребенка ради старой любви. Гэтсби умирает в полном одиночестве. Дейзи даже не пришла на его похороны. Значит, даже когда тебе кажется, что ты заслужил счастье, пережив множество трудностей, это вовсе не означает, что какая-то эфемерная сила вроде справедливости должна принести в зубах награду. Удача также капризна и непредсказуема как любовь: героиня выбрала порочного и грубого мужчину, а не преданного и любящего.
Также автор хотел показать личную жизнь своей страны, то, как складываются близкие отношения людей в эпоху разгулявшегося капитализма. Через драму главного героя мы видим, как человек становится всего лишь производителем материальных ценностей и владельцем всяческих благ. Его оценивают в денежном эквиваленте, поэтому он вынужден гнаться за финансовой состоятельностью, не щадя себя. Так проходит его время. Так упустил свое счастье Гэтсби, думая, что еще успеет заработать и предстать королем, но, увы, течение жизни равнодушно к людям и их стараниям. К мужчине пришел успех, но и он не помог ему повернуть время вспять.
Критика
Роман получил хорошие отзывы в печатных изданиях, но, тем не менее, книга раскупалась не так уж и быстро, как хотелось бы писателю. Критики того времени также не особо охотно вообще как-либо отзывались о его работе.
Положительно о романе отозвались знаменитый писатель Эрнест Хемингуэй и Эдит Уортон, написавшая за всю жизнь более 20 романов. Только лишь с 1945 года популярность Френсиса Фицджеральда возрастает. При жизни писателя рецензенты весьма необъективно относились к его творчеству и только после его смерти изменили свою точку зрения.
До сих пор не существует единого мнения по поводу важности, индивидуальности и даже гениальности его романа. Каждый из критиков по-своему воспринимает и оценивает «Великого Гэтсби».
Смысл фильма Великий Гэтсби
Драматический фильм «Великий Гэтсби» – блестящая экранизация одноимённого романа Ф.С.Фицджеральда, которая, несмотря на неоднозначные отзывы критиков, получила высокую оценку зрителей и стала однозначным хитом 2013 года. Яркий актёрский состав, возглавляемый Леонардо Ди Каприо и Тоби Магуайром, вместе с роскошной картинкой и пьянящей атмосферой «ревущих» 20-х, превратили этот фильм в одну из самых заметных картин начала десятилетия.
О чём фильм «Великий Гэтсби»
События фильма переносят зрителя в Нью-Йорк 20-х годов ХХ века, в период роскоши и свободы, предшествующий Великой депрессии. Молодой финансист Ник Каррауэй, от лица которого ведётся повествование, снимает домик на Лонг-Айленде и становится соседом таинственного богача Джея Гэтсби, который закатывает пышные вечеринки и принимает у себя весь цвет города. Позже Ник посещает дом своей кузины Дэйзи, которая вышла замуж за магната Тома Бьюкенена, и становится невольным участником следующих событий фильма.
В один из дней Ник получает приглашение на вечеринку своего соседа и заводит с ним знакомство. Таинственным Гэтсби оказывается приятный молодой человек, который, как выяснится после, некогда имел роман с Дэйзи, но влюблённые разлучились, ведь Джей был беден и не мог себе позволить женитьбу на девушке с богатой семьи. Но за пять лет Гэтсби сумел сколотить немалое состояние, а теперь задумал вернуть Дэйзи. Он просит Ника снова свести их вместе, на что повествователь соглашается, но в итоге это становится причиной ужасных событий. Разрываясь между любовью к Джею и долгом жены, Дэйзи случайно сбивает любовницу мужа на машине Гэтсби, а сам Том винит в случившемся соперника.
Муж погибшей Миртл убивает Гэтсби из пистолета, а Дэйзи и Том решают начать всё сначала и покидают Нью-Йорк. Глубоко задетый произошедшей трагедией, Ник теряет интерес к жизни и лечится от развившейся алкогольной зависимости.
Смысл фильма «Великий Гэтсби»
Как и одноимённый роман Ф.С.Фицджеральда, его современная экранизация повествует о мечте – чистой и непорочной, которая заставляет зрителя сопереживать мечтателю и сочувствовать его цели. Таким прекрасным мечтателем выступает Джей Гэтсби – человек, который так одержим стремлением вернуть любимую женщину, что прикладывает для этого воистину титанические усилия. Сын нищего фермера, за короткое время он превращается в настоящего джентльмена, героя войны и создаёт себе имя. Джей становится хозяином роскошного замка и владельцем огромного состояния, но не из желания обогатиться, ведь он не алчен. Каждая из его шумных вечеринок стоит целого капитала, но он продолжает закатывать их лишь с одной целью – чтобы однажды встретить там любимую Дэйзи.
Хоть Гэтсби сколотил состояние не вполне законно и стыдливо скрывает убожество своего происхождения за выдуманной легендой, его душа чиста, а мечта – прекрасна. В фильме эта трогательная непорочность противостоит другой мечте, которую воплощают собой Дэйзи и её муж Том – «американской» мечте в худшем смысле этого понятия, со слепым стремлением к богатству, престижу и высокому статусу. Эти двое с детства имели всё самое лучшее, они не хотят другой жизни. Запертые в своём уютном денежном мирке, супруги Бьюкенен так боятся утратить стабильность и место в высшем обществе, что готовы прощать друг другу измены и бесконечно начинать всё сначала.
Том – джентльмен по праву рождения, но он не гнушается обманывать жену с многочисленными любовницами, не стыдится врать и взваливать свою вину на невиновных людей. Его неисчислимым мерзостям противопоставляется чистое сердце Джея, который сделал себя сам, но так предан и трогательно наивен, что не замечает того, что его возлюбленная Дэйзи – обыкновенная пустышка. Именно эта наивность делает Гэтсби «Великим». Именно это противостояние душевной чистоты и злого умысла, искренней слепой любви и мимолётной влюблённости, разворачивающееся на фоне безумия и блеска послевоенного мира, который захлебнулся в деньгах и возможностях, является главным смыслом фильма.
Смысл финала фильма «Великий Гэтсби»
После безудержного блеска начала и кульминации картины, к её концу атмосфера становится мрачной и драматичной, краски блекнут. Внезапная гибель Миртл заставляет Тома и Дэйзи поступить так, как они привыкли поступать в сложных ситуациях – прятаться за деньгами и бежать, но бедный Джей этого не узнает. Пуля Уилсона застаёт его в момент, когда он полностью уверен в том, что Дэйзи выберет его, поэтому красивая мечта Гэтсби остаётся с ним даже в смерти – это один из смыслов финала, но другой заключается в сцене похорон главного героя.
Щедрость Джея привлекала на его вечеринки сотни ньюйоркцев, и все сильные мира сего искали его расположения и дружбы, но со смертью хозяина его замок опустел. Ник Каррауей был единственным, кто проводил Гэтсби в последний путь, и это оказало на рассказчика огромное влияние, ведь он понял, что окружающие нуждались в Джее только тогда, когда могли пользоваться его щедростью. В этом эпизоде раскрывается глубинная зацикленность общества на материальных ценностях и его испорченность.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 10
Почему мы продолжаем читать «Великого Гэтсби»?
Я прочитал «Великого Гэтсби» четыре раза. И только в этот самый последний раз я решил расправиться с ним за один присест – теперь я авторитет. За один день вы можете столкнуться с ужасным поведением почти каждого персонажа из этой книги – стыдно, Джордан, просто стыдно. И мистер Вольфсхайм, как вам не стыдно, сэр, Гэтсби был вашим другом. Через день вам больше не нужно задаваться вопросом, любила ли Дэйзи Гэтсби взаимно или любовь точно описывает то, что чувствовал Гэтсби в первую очередь. В конце концов, «Великий Гэтсби» – это классика иллюзий и заблуждений. Через день вы достигните этих заключительных слов о лодках, течении и прошлом, и вместо того, чтобы позволить им преследовать вас, просто возвращайтесь к первой странице и начинайте всё сначала. Я знаю одну богатую белую женщину лет шестидесяти, которая читает эту книгу каждый год. Не знаю, правда, сколько времени ей для этого требуется. Что она надеется там найти? Кажется ли Гэтсби ещё более циничным, наивным, романтичным или жалким? После десятилетий работы с этой книгой, кого больше удивляет дружба Ника с Гэтсби? Читателя или Ника?
Таким образом, «Великий Гэтсби» достигает гипнотической тайны. Кто из этих людей – механик Уилсон или его похотливая, чокнутая, обреченная жена Миртл? Какие чувства истинные? Какая ложь на самом деле правда? Каким образом история, которая начинается так грандиозно, заканчивается так трагически? Это мастерское мелководье или экспресс в глубину? Это мелодрама, роман, своего рода трагедия, но в основном это предчувствие.
Каждый раз его тонкость проявляется в двух направлениях. Во-первых, писательский труд. Если бы вы выложили эти высказывания по предложению, это было бы близко к тому, что большинство слов могли бы дойти до нитей жемчуга. «Машина остановилась у одного «ломтя» в длинном ряду нарезанного на ломти белого «торта» из многоквартирных домов»? Практически одной этой строчки хватит, чтобы я перестал печатать на всю оставшуюся жизнь.
Во-вторых, это бессердечность. С каждым разом она «режет» ещё глубже, когда я сажусь за неё. Никому нет дела до других, на самом деле это не совсем так. Привязанность Ника к Гэтсби полностью посмертна. Трагедия, как правило, требует определенного развития, и Фицджеральд окунает тебя в это. Трагедия не в том, что обычно любви недостаточно, или не в том, что ты появляешься слишком поздно, чтобы спасти положение. Это страшнее и глубже, и это неизбежно соответствует духу нации. По сути, книга не о людях. Негласно это роман идей.
Гэтсби встретил Дэйзи, когда он был бедным солдатом с ощущением того, что ей нужно больше достатка, и спустя пять лет он возвращается почти как с пародией на это. Трагедия здесь – в смерти сердца, капитализм является эмоцией. Возможно, мы не были готовы услышать это в 1925 году, несмотря на то, что литература индустриализации требовала от нас внимания. Разница между Фицджеральдом и, скажем, Эптоном Синклером (американский писатель, выпустивший более 90 книг в различных жанрах, один из столпов разоблачительной журналистики и социалистический деятель – прим.пер.), который написал среди своих трактатов «Джунгли», где Синклер был помечен как любитель сенсационных разоблачений, в то время как Фицджеральд оставался своего рода готическим романтиком. Тем не менее, у всех на уме были деньги.
Это означает, что роман не может произвести такое первое неизгладимое впечатление. Да, книга замечательная, но после её выхода в 1925 году ничего не изменилось. Критики назвали её подделкой, и я знаю, что они имели в виду. Это никогда не был мой роман, здесь было всё чересчур гладко, как для трагедии, и недоделано. Но в тоже время я вернулся, соблазнился и жаждал её обнаружить. Что или кого я пропустил? Фицджеральд писал раньше своего времени. Теперь всё стало на свои места. Он сделал время персонажем романа и одновременно ингредиентом в рецепте вечности, и у этого всего были свои планы. Ослепление его прозой в 1925 году не сделало для людей того, что сделало для всех впоследствии. Проблеск казался тусклым в то время, когда читатель всё ещё был в поиске писательского труда, который буквально просочится под кожу.
Двадцатые годы были пьяной, головокружительной поляной между горными войнами и финансовым крахом, и к 1925 году они были в центре внимания. Американцы занимались инновациями и исследованиями, персонажи их только забавляли, это ни для кого не новость. Популярное американское развлечение возникло из-за такого беспорядочного саморазрушения, когда белый парень в первый раз покрасил лицо в чёрный цвет. К двадцатым годам дурачиться начали и темнокожие американцы. Они больше других осознавали, что значит выполнять роли самих же себя – когда-то были темнокожие люди, которые раскрашивали свои лица в черный цвет, и выступали в роли белых людей, которые показывали их. Это была эпоха высокого самоуважения, эпоха, в которой самосовершенствование расценивалось как иллюзия американской мечты. Вы могли бы разбогатеть, а потом позволить создать себе личность, очевидную для всех – отчетливый, остроумный, стойкий, веселый, устрашающий американец. Или наоборот, личность счастливчика удачи.
Это один из видов классических книг, в котором тебе не нужно быть там, определенные люди уже жили этим. И Фицджеральд уловил это изменение в американском характере: просто быть самим собой недостаточно. Некоторые американцы привыкли к исполнению ролей, в которых видят самих себя. Так же и Гэтсби страдает у Ника, во время грандиозного воссоединения с Дэйзи, он держит себя «в напряженной фальшивой абсолютной легкости, даже скуке» (на самом деле он просто нервничает), «его голова была запрокинута так далеко, что упиралась в циферблат несуществующих каминных часов». Даже часы в этой сцене исполняют роль часов.
Итак, ещё раз: почему эта книга – девяносто шесть лет, опять и снова? Предчувствие производительности – ещё один ответ почему. Для того чтобы это понять, вам действительно нужно было быть там, в 1925 году. Живому представлению пришлось бы конкурировать с механическим воспроизведением движущейся картинки. Вам больше не пришлось бы платить за билет в театр, который рассчитан на один вечер, если бы по несколько раз в день можно было наблюдать за людьми на гигантских экранах, которые вели бы себя как обычные люди. Они выражали бы чувства, жестикулировали, изображали из себя пантомимы, предполагали и чувствовали бы. Потому что они не могли использовать слова – никто не разговаривал до 1927 года. На самом деле это было сделано для того, чтобы спеть – только телом – пальцами, руками, глазами. Человеческая сущность передавалась в виде биолюминесценции (способность живых организмов светиться, достигаемая самостоятельно или с помощью симбионтов – прим.пер.). Зачастую люди, которые появились из ниоткуда, преобразовывали себя с помощью хирургии, уроков ораторского искусства, умения контактировать с другими, или умения быть попроще, заменив имя Васпер на любое другое. И если вы не изобретали себя заново, то, вероятней всего, наблюдали за теми, кто создавал себя заново.
Кинофильм, на самом деле, имеет недостаточно проявлений в данной книге, но это и необязательно. Фицджеральд явно знал кое-что о славе. К тому времени, когда вышел «Великий Гэтсби», он уже был знаменит. И в своем роде этот роман (третий по счету) знает ловушку знаменитостей, он создает одну конечность за другой, только чтобы заигрывать с челюстями. Если вы видели достаточно фильмов эпохи немого кино или того, что ученые называют классическим Голливудом тридцатых годов (то место, где самому Фицджеральду пришлось поработать) можно и не заметить гламурной фальши всего этого. Только это не выглядело совсем фальшиво, скорее, это было завораживающе. Дэйзи заворожила Гэтсби, а Гэтсби – незнакомцев. Атрибуты его особняка на Лонг-Айленде в Ист-Эгге и бесплатная выпивка, вероятно, имели к этому непосредственное отношение. От него исходила аура изобилия. Возникает логический вопрос по поводу его состояния: как? Бутлегерство (подпольное производство и продажа спиртных напитков, а также торговля контрабандными товарами в США – прим.пер.), похоже, сделало богатым только одного человека.
Дэйзи не с Гэтсби в ту конкретную ночь, но она позиционирует себя как «a scarlet» (досл. перевод – звёздочка, значение – очень молодая карьерная актриса, которая в будущем имеет все шансы превратится в звезду – прим. пер.). Мы знаем проблему, связанную с конкретно этой «звездой»: именуется она как «черная дыра». Её высокомерный, с плотным телосложением и расистскими взглядами муж – Том, который наслаждается своей ролью хамоватого рогоносца-филантропа. Джордан – смекалистая, возможно, чокнутая лучшая подруга, а Ник – всезнающий приятель. В четырех из них, иногда и в пяти, сидящих без дела в душных комнатах, ссорящихся и томящихся, есть что-то такое, предсказывающее часы произведенной усталости, которую мы часто именуем как реалити-шоу. Всё здесь кажется сфабрикованным, а Гэтсби больше чем реален, и меньше – он символичен. Не совсем так, как одно из самых реальных высоких зданий того, кто стал сорок пятым президентом страны (Дональд Трамп – прим.пер.), но тем не менее это ещё один памятник особой безвкусице некоторых мечтаний о богатстве. Думаю, что Фран Лебовитц (писательница, оратор, актриса, известна своим язвительным социальным комментарием к американской жизни, отфильтрованным через её чувства Нью-Йорка – прим.пер.) назвала его так. Однажды она сказала, что «45 – это представление бедного о богатом». И Гэтсби – это бывший Джеймс Гатц, который представляет собой то же самое.
Может быть, мы продолжаем читать эту книгу, чтобы перепроверить мифы, и убедиться, что ситцевый гусь на его страницах на самом деле золотой бог наших воспоминаний. Только когда я прочитал её в третий раз, я наконец-то смог заменить Роберта Редфорда (актер, который играет Гэтсби в фильме 1974 г. – прим.пер.) на невротика, которого Леонардо ДиКаприо сделал из Гэтсби в фильме База Лурмана. Ник называет поведение Гэтсби скрупулезным и щепетильным до мелочей. В противном случае он будет на грани слияния учтивости, изменчивости и мрачности. Гэтсби колеблется между решительностью и неуверенностью. Во время поездки с Ником Гэтсби начинает нерешительно постукивать себя по колену. Нервный тик его выдает? Сначала он собирается соврать о том, что получил образование в Оксфорде. Затем признание и всех остальных сплетен, ничего, кроме громких слов и поддразниваний по поводу «того печального события, которое случилось со мной». Когда Ник слушает историю жизни Гэтсби, выглядит так, как будто он на скорую руку пролистал дюжину журналов.
Мы не узнаем, кто такой Джеймс Гатц из Миннесоты до того момента, пока он не станет Джеем Гэтсби из ниоткуда. «Станет» – ну-ну, это слишком безучастно. Гэтсби просто-напросто выбросит Гатца за борт. Но для чего это всё? «Ради девушки» – думает он. Ради Дэйзи, ради маргаритки. (A daisy – название цветка – прим.пер. ) Ради женщины, к которой Фицджеральд в большинстве случаев применяет слово «murmur» (шёпот). Но мы возвращаемся к этой книге, чтобы сделать выводы, чтобы заново понять – дежурство Гэтсби возле её дома после той ужасной ночи является истинной любовью, а не параноидальной одержимостью. Ну ладно, даже если это и одержимость, то хотя бы взаимная? Вопрос, над которым стоит задуматься, читая книгу впервые или же в пятьдесят первый раз. Для этого человека Дэйзи – цель, и совершенно неправильная фантазия. Он никогда не хотел её. Нет, не совсем так. Это была Америка. Та, которой никогда не существовало. Просто фильм о ней. Америка.
Автор: Уэсли Моррис (Wesley Morris)
Главный критик в «New York Times» и штатный писатель в «The New York Times Magazine», где он пишет о популярной культуре и соавторах, вместе с Дженной Уортэм и подкастом «Still Processing». В течение трех лет был штатным писателем «Grantland», где писал о фильмах, телевидении, и роли стиля в профессиональном спорте, а также был одним из ведущих подкаста «Do You Like Prince Movies?» с Алексом Паппадемасом. До этого он одиннадцать лет проработал кинокритиком в «Boston Globe», где получил в 2012 году Пулитцеровскую премию за художественную критику. Живет в Бруклине, Нью-Йорк.