Чему учит в мономах
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Поучения Владимира Мономаха
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.
Краткая историческая справка
Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.
Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.
По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.
Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:
Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.
За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.
О чем говорится в поучении Владимира Мономаха
Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.
Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.
Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.
К чему призывал Владимир Мономах в поучении:
Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.
Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.
Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.
Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.
10 советов из поучения Владимира Мономаха:
Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Напоите и накормите просящего.
Убогих не забывайте и подавайте сироте.
Соблюдайте свое слово…
Гордости не имейте в сердце и в уме..
Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
Не пропустите человека, не приветив его.
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Чему учил князь Владимир Мономах?
Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах (1053–1125) был не только мудрым правителем и воином, чьё творчество до сих пор вызывает научные споры и интерес к той части святоотеческого наследия, от которого «есть пошла Русская Земля». Обретя собственную письменность, она сразу же обратила свой взор к высоким культурным традициям, книжности, к духовному и нравственному просвещению.
Имя Владимира Мономаха занимает особое место в нашей культуре, а его деяния навсегда вошли в исторические хроники и летописи. В переводе с древнегреческого «мономахос» – «сражающийся один, единоборствующий». Антропоним Мономах – это не имя великого князя, а прозвище, которое возникло не случайно: мать Мономаха «была гречанкой из императорского рода», в честь одного из представителей которого, императора Константина IX Мономаха, и был прозван великий князь (Лихачёв Д. С. Комментарии // Повесть временных лет. – СПб., 1996. – С. 516). Позднее в литературе закрепились устойчивые сочетания мономахов венец, мономахова шапка, обозначавшие один из символов власти великих князей – «золотой филигранный остроконечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом». Согласно древней легенде, этот головной убор был «прислан византийским императором Константином Мономахом своему внуку великому князю киевскому Владимиру Мономаху».
Удивительно, что в народных говорах слово мономах могло встречаться и в XIX в. Так, в рязанском наречии им называли «государя, царя вообще» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М, 1994. – Т. 2. – Стлб. 900).
Знаменательно литературное творчество великого князя, доказавшего и на письме искусное мастерство учителя – и государственного деятеля, и радетельного отца своих детей. Именно к ним в первую очередь, а также ко всем сыновьям Русской земли и было обращено «Поучение», написанное им, по мнению многих исследователей, в зрелом возрасте.
Прежде всего обратимся к расшифровке этого заглавия, осмыслявшегося автором и его современниками не как простое «поучение детям», а более широко.
Относясь к учительному жанру древней литературной традиции, «Поучение» представляет собой произведение как духовного, так и мирского содержания. Оно мыслилось не только как «нравоучительная речь», но и как духовное завещание. Именно так была названа первая публикация данного памятника – «Духовная великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха» (СПб., 1793), осуществлённая видным историком и археографом А. И. Мусиным-Пушкиным. Это было завещание великого князя – правителя Русской земли. В сознании людей того времени слово духовная ассоциировалось и с реально существовавшим, подлинным деловым документом (духовная грамота), и с иной, нравственной категорией, которой так дорожил великий князь: духовная означало также «исповедь» (перед Богом, перед близкими, перед народом). Наконец, такое заглавие имело ещё один смысловой оттенок. По мнению А. А. Шахматова, «Поучение» представляло собой дневник великого князя, его летопись. «Мономах исходит из собственного житейского опыта, из опыта русской исторической действительности конца XI – начала XII в., он пишет о событиях собственной жизни, обращается к собственным детям, учитывая их будущее, обращается и к русскому читателю, полный заботы об интересах своей родины» (Лихачев Д. С. Комментарии. – С. 516). Отсюда доверительная интонация, глубина мысли, отражающая личное мировоззрение Мономаха, такой благозвучный слог и отсутствие подражательности. Всё это сделало «Поучение» исключительно ценным с исторической точки зрения памятником и в то же время определило его литературную судьбу как одного из первых образцов авторского светского произведения, в котором объединились строгие традиции церковнославянской письменности и естественный речевой обиход, культура духовная и культура обыденная.
«Поученье» – так написано в подлинном летописном тексте, вошедшем в состав «Повести временных лет», – начинается как деловой документ:
Азъ худый, дѣдомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, наречный (т.е. наречённый) въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы… (здесь и далее цит. по изд.: Повесть временных лет. – М., 1996).
Но в нём постоянно звучат молитвенные мотивы: князь обращается к Высшей власти и благодарит Бога за возможность обратиться на склоне лет к своим детям, к потомкам:
Сѣдя на санех, помыслих в души своей и похвалих Бога, иже сю грамотицю, не посмѣйтеся, но ему же люба дѣтий моихъ…
Чему же учил Владимир Мономах? На этот вопрос можно ответить, если прочитать его «Поучение». Уже в начальных строках он обращается к детям и феодалам с такой речью:
Первое, Бога дѣля и души своея, страх имѣйте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру.
Великий князь начинает своё «Поучение» с главной христианской заповеди: «Творите добро», призывая к добру не только своих близких и соратников, но обращаясь и ко всем людям. Поэтому текст приобретает ещё и культурно-общественный смысл.
Далее Владимир Мономах как бы ведёт беседу, читая Псалтырь и извлекая из книги понравившиеся слова:
И потом собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы послѣдняя не люба, а передняя приимайте.
Не случайно Мономах использовал именно Псалтырь (в переводе с греческого «книга псалмов»), содержащую религиозные песнопения. Тем самым он показывает, какую роль играет книга в жизни человека (а она в определении древних содержала мудрость, воплощённую в слове). Таким образом, он как бы поясняет пророчества Псалтыри, оживляет священный текст, обращая его в сторону окружающей действительности. Он следует в своих заповедях духовному писанию и учит не соревноваться с лукавым, не завидовать тем, кто творит беззаконие:
Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнущий потребятся, терпящий же Господа, – ти обладають землею.
При написании текста великий князь использовал богатейший опыт канонической литературы, текстов святых отцов Церкви, которые, как и он, учили юношей «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую».Так, примечателен процитированный им фрагмент из «Поучения» Василия Великого, известного в Древней Руси по переводу в составе Изборника Святослава 1076 г., где звучат те же интонации, что в словах и душевных исканиях правителя Руси (даём этот текст в переводе на русский язык):
Есть и пить без шума великого, при старших молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, и побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с глупыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт.
Кроме духовного поучения, вложенного в уста св. Василия, есть и то, что так ценил сам Владимир Мономах: он принадлежал к византийскому роду, осевшему на Русской земле и воспринявшему её традиции и язык. Потому так впечатляюще для его современников и для нас звучит фраза: не свирепствовать словом. Оно дано для поучения и добродетели. Эту заповедь великий князь и проводил в жизнь.
Продолжая духовный опыт древних философов-богословов, Владимир Мономах как чуткий «словотворец» призывает соотечественников к добродетели и душевной мудрости, идущих через живое слово, которое получило в «Поучении» не только вещественное обозначение (слово – благое дело), но и стало культурным символом Древней Руси. Он пишет:
Научися вѣрный человѣче, быти благочестию дѣлатель, научися, по евангельскому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму смѣренье, тѣлу порабощенье, гнѣву погубленье, помысль чисть имѣти, понужаяся на добрая дѣла»…
Слово Владимира Мономаха – не отвлечённый символ, оно имеет конкретное предназначение и служит для человеческого созидания. Потому в его «Поучении» постоянно «за словом» стоит облик гражданина (и ребёнка, и взрослого) – будущего охранителя нравственных традиций и культурных основ государства:
Всего же паче убогых [бедных] не забывайте, но елико могуще по силѣ кормите, и придайте сироѣк, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человѣка. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелѣвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны. Рѣчь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся Богомъ, ни хреститеся, нѣкту бо ти нужа никоея же.
В «Поучении» Владимира Мономаха слово приобретает законный смысл, т. е. становится непреложным правилом, своего рода уставом жизни. Можно поразиться тому, что великий князь в своём завещании смог охватить по сути все духовные области и жизненные приоритеты человека. И сделал это через СЛОВО – единственный подлинный проводник культуры.
Продолжим чтение этого произведения и приведём в переводе на современный язык более объёмный отрывок, осмысляющий особую концептосферу русского слова (выражение Дмитрия Сергеевича Лихачёва) через его нравственный и в то же время художественно-реалистический потенциал. Он поучает соотечественников:
Паче всего гордости не имейте в сердце и уме… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте… На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью… Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово (выделено О. Н.) ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
В мыслях Владимира Мономаха нет ничего лишнего. Стройный, лаконичный язык, возвышенная интонация. Мы обращаем внимание и на то, что в тексте не раз употребляются такие значимые элементы, как слово и язык. Им, как мы видели, он придавал особый смысл. В СЛОВЕ – свет, просвещение, оно осветляет путь человека, делает его чище, яснее. Вот как великий князь осмысляет его предназначение:
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
Мы обратились к некоторым поучениям Владимира Мономаха и увидели, что древний текст может быть понятен и близок нам. И это совершается через слово.
Источник: Никитин О. В. Чему учил князь Владимир Мономах? // Русский язык в школе и дома. – 2005. – № 4. – С. 4–7.
«Завещание Владимира Мономаха детям». Рисунок Бориса Артемьевича Чорикова
исследовательская работа «Моральные ценности «Поучений Владимира Мономаха»»
Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.
Краткая историческая справка
Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.
Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.
По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.
Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:
Лучшая статья для Вас, переходите: Блаженный Феофилакт Болгарский и его толкование на святое Евангелие
Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.
За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.
О чем говорится в поучении Владимира Мономаха
Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.
Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.
Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.
Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько Ангелов и Архангелов в православии: чины, иерархия, имена
К чему призывал Владимир Мономах в поучении:
Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.
Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.
Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.
Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.
Лучшая статья для Вас, переходите: Кто такой епископ в православной церкви
10 советов из поучения Владимира Мономаха:
Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Напоите и накормите просящего.
Убогих не забывайте и подавайте сироте.
Соблюдайте свое слово…
Гордости не имейте в сердце и в уме..
Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
Не пропустите человека, не приветив его.
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Пусть хранит Вас Господь!
Исторический контекст.
Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.
У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.
Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.
Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения». «Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.
Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…
Композиция произведения.
Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?
И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.
Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».
В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.
За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.
Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.
Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.
«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…
У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.
В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.
Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…
Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.
Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.
Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.
При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…
Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…
«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.
Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)