Чему учит стих пушкина туча

Краткий анализ стихотворения «Туча» по плану

1. История создания

Стихотворение написано 13 апреля 1835 года, накануне встречи с начальником императорской канцелярии А. Бенкендорфом – Пушкин подал прошение на издание газеты.

В стихотворении чувствуется состояние ожидания и, одновременно, вера в благополучный исход, вера в то, что и другие проблемы, – «тучи», – уйдут.

В конце концов, Пушкину разрешили издание журнала «Современник». А стихотворение было напечатано через месяц в «Московском наблюдателе».

2. Литературное направление

Стихотворение относится к литературному направлению русский романтизм.

3. Род

Литературный род этого произведения – лирика, выражение эмоционального состояния человека с помощью художественных средств и образов.

4. Жанр

Произведение относится к жанру пейзажной и философской лирики.

5. Проблематика

Проблематика стихотворения содержит философский подтекст:

6. Тематика

В произведении существует несколько, перекликающихся в сознании поэта тем:

7. Идея

Идея стихотворения «Туча» – ожидание нового; понимание и принятие неизбежного чередования бурных и спокойных периодов в жизни природы, в личной жизни человека и в обществе.

8. Пафос

У стихотворения эмоционально приподнятый тон повествования, выражающий состояние ожидание обновления, свежести в природе после грозы.

9. Система образов

Художественные образы в стихотворении — образ переменчивой стихии. Он стал результатом творчески воспроизведённой и переработанной автором реальности.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами произведения являются:

11. Лирический герой

Лирическим героем в этом произведении является автор, наблюдавший грозу с дождём и пришедший ей на смену «ликующий день».

Он желает, чтобы туча, к которой он обращает свою речь, как можно скорее исчезла с «ясной лазури» небес.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения – разговор героя с последней, оставшейся после бури, тучей.

13. Композиция стихотворения

Композиция произведения обратная: из настоящего момента автор обращается к уже свершившимся событиям (к прошедшей грозе), затем снова возвращается к настоящему.

Структурно делится на три части – три строфы или три картины.

14. Художественное своеобразие произведения

Пушкин был одним из первых, кто начал использовать в своём творчестве приём отождествления природных явлений с живым и разумным существом. Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении) – на смену прошедшей буре идёт покой.

15. Стихотворный размер, рифма

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий.

Рифма: смежная ААВВ.

Применяется чередование женской и мужской рифм в строчках.

16. Художественное своеобразие произведения

Наличие большого числа глаголов делает стихотворение динамичным.

Пушкин использует необычные словосочетания – ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром. А также устаревшие слова (древес, сокройся, алчную).

Автор прибегает к звукописи — использует аллитерацию, – много сонорных согласных (р, л, м, н), – что делает стихотворение звучным, придает стихотворению настроение приподнятости.

Новаторство произведения заключается в символизме, многослойности смыслов.

17. Средства художественной выразительности

17. Значение произведения

Это тонкое лирическое произведение побуждает к размышлению.

Оно развивает наблюдательность, учит сопоставлять факты и замечать происходящие вокруг нас изменения, – как в природе, так и в обществе.

18. Актуальность

Автор затрагивает тему, которая всегда актуальна – переменчивость мира с его сменой природных явлений, сменой настроений в обществе и эпох в истории.

19. Моё отношение

Стихотворение «Туча» – замечательный образец пейзажной и философской лирики. Оно заставляет чаще обращать внимание на красоту природных явлений.

20. Чему учит

Стихотворение учит наблюдательности и умению видеть красоту природы в самых разных её проявлениях.

Учит также с оптимизмом смотреть в будущее. И тому, что нужно быть готовым к переменам. После бури всегда наступает затишье. Нужно верить, что и в жизни любые неприятности рано или поздно заканчиваются и им на смену приходят позитивные события.

Источник

«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Туча.
История создания – Стихотворение написано в 1835 году.

Тема стихотворения – Переживания лирического героя, отражением которым стала природа.

Композиция – Композиционно произведение делится на три части по числу строф.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный амфибрахий.

Метафоры – «алчная земля», «ясная лазурь».

Эпитеты – «унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная».

Олицетворения – «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит».

Образы и символы

Рассмотрим образы и символы в стихотворении также с двух сторон.

Стихотворение «Туча» – анализ по плану

Вариант 1

Стихотворение Пушкина «Туча» в стиле русского романтизма проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.

Не случайно стихотворение так построено.

1 катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба. 1 катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.

Последний, 3 катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.

В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.

1 катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: «унылую тень», например, или целая строка «Одна ты печалишь ликующий день».

С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому». Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты».

Стиль 2 катрена – агрессивный «боевой». Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром». Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к 3 катрену. Его стиль и ключевое слово — умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: «Довольно». Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе «листочки древес» и «успокоенные небеса». Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес», Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.

В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в 1, и в 3 четверостишиях. Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует, то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во 2 катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу. Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными 1, 3 и «воинственным» 2 катренами.

В лирической миниатюре А. С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: «рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день». Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий» день. «Грозно обвивала», «алчную землю», «таинственный гром», «успокоенных небес».

Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?

Давайте проведем небольшой эксперимент: из 1 катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?

Последняя туча … бури!

Одна ты несешься по небу,

Одна ты наводишь … тень,

Одна ты печалишь … день.

Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении никак нельзя!

Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве». Алчная – значит «жадная», это слово не менее важно в стихотворении.

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.

Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.

Вариант 2

Один из выдающихся лириков русской литературы А.Пушкин применял в своих творческих работах прием сравнения природы с живим существом. Именно элегия «Туча» считается таким произведением. Эта элегия одна из шедевров Пушкина в пейзажной лирике. Ее можно причислить к заключительным творческим работам лирика в духе романтизма. Оно было издана в 1835 г. Элегия посвящена летнему теплому дождю. При анализе этого произведения необходимо разобрать композицию. Она имеет три части.

Произведение начинается с призыва к туче, которая после нескончаемой бури одиноко бежит по голубому небосклону, как будто ищет убежище. Следя за ней автор восторгается как прекрасно создан наш мир, но все же говорит туче, что ее участь окончена и ей необходимо покинуть небо. Только ты вселяешь тоскливую тень, огорчаешь светлый день,- говорит Пушкин.

Не так давно туча была так нужна и долгожданна, лирик желает изгнать тучу, которая печалит и портит ему настроение. Пушкин подмечает, что она напоила грешную землю долгожданной водой, что все живое вокруг так нуждалось в ней. К обыкновенной туче нужно относиться благородно и трепетно, как это делает гром и молния в произведении. И именно это изумительное явления природы сопровождает тучу.Но тут же лирик сам себе возражает и относится к туче очень пренебрежительно, что туча все исполнила и требует от ветра уносить тучу с небес.

Всем этим поэт желает показать читателям, что все в нашей жизни подчинено определенным силам и законам природы. Что человек не подвластен силам природы.И если нарушать эту необыкновенную гармонию, которая царит в окружающем мире, можно потерять человеческое счастье, дарованное нам самой природой.

Если небольшая тучка сумела опечалить лирика, что тогда говорит о поступках и мыслях людей, которые могут принести значительно больше печали и разочарований? Поэт пытается донести до читателей, истину, что нужно совершать поступки обдуманно, для того, что после не сожалеть о содеянном, Не быть изгнанным как эта маленькая тучка, с небосклона.

Эта элегия мне очень понравилась. Произведение эмоциональное очень насыщенное и красочное, в нем прослеживается отрада лирика от соединения с природой, от того что он испытывает и ощущает в это время охватывающую себя реальность.

После прочтения произведения Туча понимаешь, что — это талантливая творческая работа, которая показала, что Пушкин не поменялся и не потерял свой необыкновенный дар.

Вариант 3

Александр Пушкин всегда считался великим поэтом, который оставил для своих наследников прекрасный творческий багаж. В своих стихотворных работах он очень часто использовал такие литературные приемы, о которых другие авторы еще и не задумывались.

В стихотворной работе «Туча», которое было выдано в печать в 1835, автор наделяет природу качествами живого человека. Этот прием называется отождествлением.

Прочитав творческую работу, читатель знакомится с ее главной героиней – тучей, которая осталась в небе после бури. Она не знает, куда ей податься и где найти пристанище.

Поэт обращается к ней со словами о том, что только лишь ее образ в небе напоминает нам о буре, которая уже закончилась. С одной стороны, поэт пытается прогнать темную тучу. Она навеивает печаль, поэтому, и портит настроение автора. Но, с другой стороны, Пушкин говорит о том, что к этой туче нужно относиться с уважением. Ведь немного ранее, в ней нуждалась сухая земля, которая требовала влаги и воды. А к явлениям молнии и грома, которые исходили из тучи, нужно относиться возвышенно. Они говорят о необычайной силе данных природных явлений.

В эту же минуту, Пушкин меняет свое мнение, и с неким пренебрежением гонит тучу со спокойного неба. Он пишет о том, что она уже выполнила свою миссию и должна скрыться за горизонт. В этих строках поэт хочет донести до читателя мысль о том, что все в нашем мире имеет свою последовательность и свое место. Все явления подчиняются установленным правилам. И выстраивал эти правила определенно не человек, а силы свыше.

Александр Пушкин уверен в том, что ни в коем случае нельзя нарушать эти правила, иначе, это испортит гармонию и в человеке и в природе. Поэтому, автор делает особый акцент на мысли о том, что нужно быть своевременным и в поступках и действиях для того, чтобы не стать изгнанником, как эта темная туча.

Образы произведения

В стихотворении используются различные образы и средства, придающие ему выразительности. Туча — нежданный гость, появившийся на небе после бури. Гроза закончилась, но темное пятно не уходит. И это не дает покоя лирическому герою, который воспринимает образ серого облака в качестве напоминания о ненастьях. Такие же ассоциации вызывает туча и у автора. Но все меняется в последних строках, когда напряжение отступает и приходят упокоение, безмятежность и расслабленность.

Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder.

В произведении Александра Сергеевича присутствуют и другие образы: гром, небо, ветер, ясный день и дождь. Каждое природное явление идет своим чередом, как и должно быть в природе. Туча приносит дождь, затем приходит буря, а после возникает ясное небо. Персонаж устал от громкого звука, издаваемого раскатами грома, и тяжелых капель дождя. Его сердце и душа жаждут спокойствия и ясного неба, что и происходит в последнем катрене. Серое и угрюмое облако прогоняет ветер, вместе с ним уходит и тень плохого настроения героя.

Если воспринимать стихотворение как описание восстания декабристов, то туча — неотъемлемая часть. Все хотели прогнать это явление, но без него бы не наступило благоприятное время. Взбунтовавшиеся люди сами погубили себя, но успели донести до людей свои идеи, что заставило их задуматься и пересмотреть положение вещей.

Александр Сергеевич Пушкин не скрывал того факта, что поддерживал восставших. Это явно проглядывается и в его произведении. Туча принесла с собой гром и напоила алчную землю каплями дождя, как декабристы пропагандировали свои идеи и наполняли ими разумы людей. Однако грозовое облако рассеялось, и восстание утихло. Но оно еще может вернуться, чего нельзя сказать про декабристов. Хотя они канули в лету, в народе появятся новые мыслители, которые вновь попытаются открыть людям глаза.

Автор сопоставлял себя с образом тучи. Он до конца был верен декабристским идеалам. Земля — равнодушное высшее сословие, которого не заботили страдания простого народа. Но серое облако выполнило свою задачу: заставило людей задуматься — «напоило алчную землю», хотя и стало ненужным после. Его просто забыли.

Средства выразительности

Пушкин использует много эпитетов, тем самым создавая живую и богатую картину. Те эпитеты, которые описывают тучу, окрашены негативно, в тусклые тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром»). Этим эпитетам противопоставляются светлые, радостные эпитеты, описывающие посветлевшее небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).

По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и олицетворения. Так, туча ассоциируется со злобным, враждебным существом: «ты несешься», «ты печалишь» и тому подобное. Туче противопоставлен свежий ветер, сгоняющий ее с небес: «и ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, действительно, очень богато по настроению и идейному содержанию. Описание туч для поэта – это возможность поговорить о мироустройстве в целом и провести параллель между окружающим и внутренним миром человека.

Темы и настроение

Основная идея

Стихотворение обладает не только тонкой художественной красотой, но и глубоким смыслом. Погода, как настроение и ощущения человека, имеет свойство быстро изменяться. Она непостоянна: на смену буре все равно когда-нибудь придет ясный день.

Так же происходит и с человеком: все навалившиеся проблемы рано или поздно находят решение. Наконец, прогнав всякие неприятные чувства вон, он испытывает облегчение и приятные эмоции. В нем просыпаются новые жизненные силы. Переживания и тоска — такие же естественные для человека, как и дождь, гроза и буря — для земли. Главная мысль заключается в том, что нужно вовремя прогнать все гнетущие воспоминания, как последние тучи, чтобы насладиться ярким солнечным днем.

Источник

Конспект урока в 8 классе «Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча»».

Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Туча.
История создания – Стихотворение написано в 1835 году.

Тема стихотворения – Переживания лирического героя, отражением которым стала природа.

Композиция – Композиционно произведение делится на три части по числу строф.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный амфибрахий.

Метафоры – «алчная земля», «ясная лазурь».

Эпитеты – «унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная».

Олицетворения – «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит».

История создания

Это творение русского поэта вышло из-под его пера 13 марта 1835 года. Бытует несколько версий того, что же стало причиной написания этого стиха. Но все они сходятся в том, что история создания произведения тесно связана с основной мыслью, которую Александр Сергеевич хотел передать читателям.

Первая версия основана на том, что стихотворение написано в определенный период жизни творца, который был наполнен разными душевными и эмоциональными состояниями. Именно их Пушкин и выразил в своем стихе. Однако доказательств этой теории нет. Но, как известно, на следующий день после написания произведения, 14 марта, Александра Сергеевича ожидала важная встреча, на которой должна была решиться судьба его газеты. Именно события тех дней легли в основу теории: Пушкин размышлял о том, какой исход будет от этой встречи, и воплотил тяжесть пережитых событий в образе тучи.

Вторая версия строится на важных событиях тех дней, а именно десятилетии со дня восстания декабристов. Предположение последней точки зрения строится на словосочетаниях:

Чему учит стих пушкина туча. lazy placeholder. Чему учит стих пушкина туча фото. Чему учит стих пушкина туча-lazy placeholder. картинка Чему учит стих пушкина туча. картинка lazy placeholder.

Несмотря на то что годы написания произведения сопровождаются рядом знаменательных событий, этот период в творчестве поэта считается неплодотворным. Однако именно в это время было создано прекрасное стихотворение «Туча».

Художественные средства выразительности

При написании стихотворения поэт использовал большое количество художественных средств. Именно они передают его настроение и главную мысль. В тексте используются:

В произведении много эпитетов. Они создают богатую живую картину. Например, негативный образ тучи: рассеянная буря или таинственный гром. Наряду с эпитетами используются и антитезы, посредством которых автор передает моменты радости.

Важная роль в стихотворении отведена олицетворениям. Именно они являются связующим звеном между природой и человеком. Даже при кратком разборе становится понятно, что Александр Сергеевич настроен враждебно по отношению к туче. В его строках она — таинственное существо, которому противостоит легкий ветер.

Используемые в стихе метафоры — урок, который автор преподносит читателю. Он пытается показать, что нельзя бояться проблем. Лучший вариант — бороться с ними и ждать просветов в будущем. Сама туча — связь между природными явлениями и внутренним миром человека. Через нее Пушкин показывает, что без пережитых горестей нельзя познать истинное счастье. Благодаря этим художественным средствам, Александр Сергеевич наполнил свое творение идейным содержанием и богатым смыслом.

Основные идеи

Имеется два суждения о написании произведении «Последняя туча рассеянной бури». В одном говорится о туче, как собирательном образе неудачливого и несчастливого человека, у которого в жизни черная полоса. Образ грома и молний на фоне туч – это символ жизненных обыденных проблем, какими полнится жизнь каждого человека.

Однако жизнь сродни погоде склонна к переменам, и черную полосу сменяет белая – тучу сменяет ясное небо, после чего былое уже не кажется настолько плохим, как было раньше. Жизнь начинает бить ключом, сопутствует успех, и человек воодушевляется.

Второй вариант говорит о том, что произведение написано в честь юбилейной даты мятежа на Сенатской площади. Автор ставит в сравнение декабристов с тучей, которые жаждали смены сложившегося порядка, посредством «таинственного грома».

Пушкин разделил идеи и стремления мятежников, однако высшее общество отринуло их. Поэтому в произведении и говорится, что ветер гонит тучу с небес, тем самым успокоив небо. Мятеж был подавлен и вскоре забыт за обыденностью. Таким видится смысл произведения, если смотреть на него с политической точки зрения.

Анализ стихотворения Пушкина «Туча» 8 класс

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге. А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья. Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.

Смысл стихотворения «Туча»

Данное стихотворение — яркий пример типичной пейзажной лирики Пушкина, где за описанием природы непременно стоят глубокие размышления и переживания лирического героя.

Написано оно было в 1835 году. Примечательно, что это время нельзя назвать чрезмерно плодотворным для Александра Сергеевича в поэтическом плане, и именно поэтому стихотворение приобретает особую ценность.

Есть несколько вариантов трактовки данного произведения. Первая версия напрямую связана с датой написания. В 1835 году было десятилетие декабристского восстания. 14 декабря 1825 года самого Пушкина по чистой случайности не было на Сенатской площади, но он активно поддерживал деятельность декабристов. Поэтому есть предположение, что смысл стихотворения «Туча» заключается в том, что под «бурей» автор как раз-таки подразумевал деятелей восстания. Тогда «гром», «дождь» — это идейные положения декабристов, а «земля» — это существовавшее тогда общество. Однако тогда финал стихотворения подводит нас к тому, что Пушкин разочаровался в идеях декабристов. Но все же поэт воспринимает их как необходимые и важные события, несмотря на свою неудачу, повлиявшие на многие умы того времени.

Тем не менее эта версия имеет право на существование. Однако есть и вторая, которая предстает более реалистичной и приближенной к биографии самого Александра Сергеевича.

Дело в том, что на следующий после написания стихотворения день Пушкин должен был встретиться с Бенкендорфом, прославленный начальник не менее прославленного Третьего Отделения. Эта встреча решала вопрос о дальнейшей судьбе пушкинской газеты. В таком случае смысл стихотворения в выражении поэтом собственных чувств и беспокойств по поводу своего «печатного детища».

Если же абстрагироваться от исторических событий и личной биографии автора, то это произведение о переживаниях лирического героя. В лучших традициях романтизма его чувства передаются через явления природы. Грозовая туча на небосводе — символ бед, неудач, «черной полосы» в жизни. Однако туча показывается автором рассеивающейся, то есть уже буря и дожди, а равно и неприятности, уже проходят, остаются позади. Они все еще напоминают о своем существовании, но уже виден просвет, небо становится все чище и чище.

И лирический герой невыносимо хочет этого «чистого неба». Он устал от жизненный перипетий, переживаний и неудач, он старается изгнать из себя «тучу» и любое напоминание о ней.

В стихотворении можно также уловить вполне философскую мысль о постоянном изменении жизни, о ее динамике. Не может быть, чтобы всегда было только хорошо или только плохо. Судьба постоянно движется: отрицательное сменяется положительным, после черной полосы идет и белая, и наоборот. Поэтому проблемы и переживания — это такая же нормальная часть жизни, как и радости. И в конце концов, не зная плохого, мы не ценили бы хорошее.

Также погоду и природу в стихотворении можно сравнить с настроением человека. Оно также постоянно меняется от негативных до позитивных эмоций и редко остается стабильным долгое время. Грусть и уныние столь же естественны для человека как и восторг и спокойствие. Но поэт дает понять читателю, что все в нашей воле: в силах каждого человека отгонять от себя тучу, уменьшая количество негатива в жизни. Если немного постараться, то на смену плохим придут приятные эмоции.

Идея стихотворения «Туча» Пушкина

Произведение состоит из большого количества мыслей. Оно описывает и природу, и человека, и одиночество. Анализ стихотворения «Туча» Пушкина показывает, что автор посредством своего произведения передавал наблюдения лирического героя за сменой природных явлений. Повествование с любовью и трепетом рассказывает о переходе от бури к безмятежному солнечному дню, о пробуждении земли, которая, как и человек, жаждет спокойствия после сильного потрясения и отгоняет от себя неприятные воспоминания. Из этого можно сделать вывод, что основная тема, затронутая в стихе, — человек и природа.

В творении вскользь затронута тема одиночества. Оно проявляется в образе тучи, которая осталась одна, гонимая ликующим ветром. Все произведение Пушкина в целом передает спокойное настроение. Исключением является второй катрен, где описываются события, вызывающие тревогу. Но остальные части — передача человеческих эмоций и убеждение в теории, что после печали всегда приходит легкость.

В произведении содержится глубокий смысл, преподносимый читателю выразительно и красиво. Природа изменчива так же, как и человек. Ни один, ни другой не могут все время находиться в состоянии спокойствия. Проблемы, большие и маленькие, рано или поздно проходят, сменяясь ощущением легкости и свободы. Они — неотъемлемая часть судьбы, а их появление — правильное действие, как бури и дожди в природе.

Название стихотворения передает его философский смысл.

Туча — аллегория, которая выступает в роле жизненных неприятностей. Само произведение — ход действий человека, когда он встречается с проблемами и трудностями: нужно выдержать бурю, а затем избавиться от всего негатива, который она принесла. Только после этого наступит ясный день, то есть придет долгожданное спокойствие.

Текст и анализ стихотворения туча пушкина (7-8 класс)

Текст:

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

В данном стихотворении 3 четверостишия.

В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой. Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.

Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:

«Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.» Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает. Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение).

Во втором четверостишии А.С. Пушкин приводит описание грозы, этой могучей стихии, которая недавно закончилась. Он словно вспоминает грозу. Небо было полностью затянуто тучами, грозная молния — как символ величия и силы стихии. Это очень сильные образы, показывающие силу природы, ее мистическую власть (таинственный гром), а так же необходимость природы в этой грозной силе — алчная земля, нуждающаяся во влаге.

Но время этой силы прошло (3 четверостишие). Автор вновь после воспоминания о былой грозе возвращается к текущей ситуации. И словно опомнившись от воспоминания мощи грозы, он не хочет видеть на небе осколок этой рассеяной бури, это напоминание о грозной силе. Здесь чувствуется, что автор в своем порыве сливается с природой, он тонко чувствует изменения, происходящие в ней. Он чувствует необходимость в грозе, но так же он ощущает, что природа переродилась и готова к ясному дню. Поэтому в этом порыве единения с силами природы он восклицает, обращаясь к туче: «Довольно, сокройся. Пора миновала. » Земля обновлена, и в бури необходимости больше нет. И используемые в этом четверостишии слова отражают переход от бури к спокойствию природы: Довольно! Сокройся! Буря промчалась. — идет очень мощный ритм, отражающий волю автора и состояние природы.

Ветер, лаская, листочки — вновь переход к покою. «. с успокоенных гонит небес» — спокойная картина природы.

По сути своей — это стихотворение эмоционально очень яркое, в нем видна радость автора от единения с природой, от того, что он чувствует в этот момент окружающую себя действительность. И эта радость буквально взрывается в строках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *